Объект исследования - ООО «Стройкерамика» (г. Новосибирск) Виды деятельности:
- розничная торговля строительными материалами,
- осуществление хозяйственной, коммерческой, торгово-посреднической и торгово-закупочной деятельности,
- оказания дополнительных услуг покупателям,
- иные виды деятельности, не запрещенные законом.
Проведен анализ деятельности за 2017-2018 годы.
Есть приложения.
Введение 3
1. Теоретические основы организации коммерческих служб 6
1.1 Структура коммерческих служб в организации 6
1.2 Роль и задачи коммерческих служб 10
2. Оценка деятельности коммерческой службы ООО «Стройкерамика» 14
2.1 Общая характеристика ООО «Стройкерамика» 14
2.2 Организация работы коммерческой службы ООО «Стройкерамика» 20
2.3 Анализ показателей экономической эффективности коммерческойдеятельности ООО «Стройкерамика» 24
Заключение 35
Список использованной литературы 38
Приложение А (Устав Общества с ограниченной ответственностью «Стройкерамика») 40
Приложение Б (Все виды отделочных, электромонтажных и сантехнических работ) 44
Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Успешная реализация товаров обеспечивает эффективность работы предприятия.
Коммерческая работа в торговле - это деятельность предприятия, направленная на решение особого комплекса задач. Изучение процессов их реализации - важный элемент оперативного исследования на уровне торгового предприятия и региона.
В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основе доступной им отчетно-учетной информации указанные лица стремятся оценить финансовое положение предприятия.
При рассмотрении вопроса организации коммерческой деятельности на промышленном предприятии, необходимо уделить особое внимание ее составным элементам - сбыту готовой продукции, материально-техническому обеспечению, которые в последние годы приобретает новое содержание. Переход промышленных предприятий к организации производственно-хозяйственной деятельности на принципах маркетинга должен сопровождаться изменениями организационной структуры управления, характера работы, стиля мышления хозяйственного руководства. В условиях централизованного планирования производства и распределения продукции, когда товарно-денежные отношения в России играли формальную роль, коммерческие службы предприятия (служба сбыта, МТО, маркетинг) имели второстепенное значение. При переходе к рыночным отношениям значение этих служб резко возросло. В связи с этим, актуальным вопросом является организация коммерческой службы предприятия на современном этапе.
Работа коммерческих служб предприятия оценивается с помощью различных показателей. Однако наиболее точно отражает эффективность коммерческой работы показатель прибыли. Поэтому определение коммерческой деятельности, как деятельности, направленной на получение прибыли, является наиболее распространенным и отражает основной принцип коммерческой деятельности. Как видно, спектр изучения вопросов организации коммерческой деятельности достаточно широк и представляет как теоретический, так и практический интерес.
Цель работы состоит в анализе и разработке рекомендаций по повышению эффективности организации работы коммерческих служб предприятия ООО «Сройкерамика».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы организации коммерческих служб;
- дать оценку деятельности коммерческой службы исследуемого предприятия;
-проанализировать состояние коммерческой деятельности исследуемого предприятия;
-разработать предложения по повышению эффективности коммерческой работы исследуемого предприятия.
Предметом исследования в работе является система показателей эффективности коммерческой деятельности предприятия
Объектом исследования - коммерческая служба организации.
Объект наблюдения - ООО «Сройкерамика» - предприятие, осуществляющее деятельность в г. Новосибирске, основным видом деятельности которого является розничная торговля строительными материалами.
В процессе написания курсовой работы были изучены труды отечественных и зарубежных ученых в области коммерческой деятельности, которые послужили теоретической основой исследования. При написании работы использовалась учебная и специальная литература, таких авторов, как Абчук В. А., Белявский И. К., Дашков Л. П., Панкратов Ф. Г., Синецкий Б. И., Кравченко Л.И., и др. Эмпирической базой исследования явилась статистическая, бухгалтерская и оперативная отчетность ООО «Стройкерамика» за 2017 - 2018 гг.
На предприятиях розничной торговли производятся различные операции, связанные с доведением товаров непосредственно до населения. При этом выполняются определенные торговые (коммерческие) и технологические функции.
Содержание операций по торговому обслуживанию покупателей зависит от ассортимента товаров и его соответствия спросу населения, форм продажи и дополнительных услуг, предоставляемых покупателям, а также от состояния материально-технической базы магазина.
Вопросы организации торгового обслуживания покупателей в кооперативных магазинах регулируются Основными правилами работы магазина.
Основными технологическими функциями являются: приемка поступивших товаров по количеству и качеству; хранение товаров; выполнение операций, связанных с производственной доработкой товаров (фасовка, упаковка, маркировка и др.); внутримагазинное перемещение, размещение и выкладка товаров на торговом оборудовании в торговец зале; продажа товаров (предложение их покупателям, по мощь в выборе и др.); выполнение расчетов с покупателями.
Наиболее ответственной частью торгово-технологического процесса являются операции с товарами и операции по непосредственному обслуживанию покупателей. Эта часть отражает не только экономические отношения распределения и обмена, но и межличностные психологические контакты между покупателями и работниками магазина.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им удобств при покупке и потреблении товаров и экономию затрат времени покупателей (доставка купленных товаров по указанному покупателем адресу, консультации специалистов с правилами пользования товарами и др.). Услуги являются одной из составляющих конкурентоспособности торговой организации. Необходимо быстро и эффективно реагировать на запросы потребителей услуг и укреплять доверие к тому, кто их предлагает.
По результатам проведенного нами анализа экономических и финансовых показателей деятельности розничного магазина «Стройкерамика», можно сказать, что в 2018 г. предприятие работало эффективно и улучшило результаты работы по сравнению с 2017 г. по показателям товарооборота, валового дохода, прибыли от реализации, балансовой прибыли и чистой прибыли. Негативным моментом явилось увеличение суммы издержек обращения, хотя их доля в процентном соотношении к товарообороту снизилась.
Значительно возросли показатели рентабельности: рентабельность продаж, затрат, фондорентабельность; получено больше прибыли в расчете на 1 кв. м. торговой площади, кроме того, увеличилась сама торговая площадь магазина магазина. На одного торгового работника приходится почти в 10 раз прибыли больше, чем в 2017 г.
Несмотря на улучшение экономических показателей деятельности торгового предприятия имеют место резервы повышения прибыли и рентабельности, в частности, посредством совершенствования действующей системы закупок, управления торговым ассортиментом, обслуживания покупателей, внедрения системы планирования и прогнозирования экономических результатов деятельности.
На предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. Эти мероприятия могут быть следующего характера:
1. Повышение эффективности использования ресурсов предприятия.
2. Совершенствование системы управления оборотными средствами.
3. Расширение рынка продаж - открытие новых торговых точек.
4. Улучшение качества выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия покупателями продукции.
Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, улучшения качества продукции и использование факторов производства.
Из проведенного анализа видно, что предприятие прибыльно и рентабельно. Если предприятие воспользуется одним из предложенных вариантов по увеличению суммы прибыли, то показатели будут еще выше, а значит предприятие станет еще более привлекательным для инвестиций.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1, 2, 3. Официальный текст (в ред. от 15.07.2011).
2. Абчук В.А. Коммерция: Учебник. - СПб.: Изд. Михайлова, 2008. - 475 с.
3. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: Учебник. - М.: Тандем, 2008. - 328 с.
4. Болт Г.Дж. Практическое руководство по управлению сбытом. - М.: Экономика, 2009. - 284 с.
5. Борисов Г.П., Акулова В.Е. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник. - М.: Экономика, 2008. - 320 с.
6. Валевич Р.П. Экономика торгового предприятия. - М.: ВС, 2009. - 321 с.
7. Виноградова С.Н. Коммерческая деятельность: Учебное пособие.- Минск: Высшая школа, 2007. - 366 с.
8. Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. - М., 2008. - 365 с.
9. Дашков Л. П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2006. - 448с.
10. Зубков Г.C., Стаханов В.Н., Шеховцов С.В. Торговая логистика: Учебное пособие. - Ростов н/Д: РГСУ, 2009. - 296 с.
11. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учебник Изд. 7-е, перераб. М.: Новое знание, 2008.
12. Наумов Г. Г. Конкуренция в торговле. - М.: Век, 2007. - 254 с.
13. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 384 с.
14. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М.Власовой. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 102 с.
15. Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. - 220 с.
16. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009. - 328 с.
17. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность. - М.: ИНФРА-М, 2006. -248
18. Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. - М: Юрист, 2008. - 659 с.
19. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.: Наука, 2008. - 592 с.
20. Фетисов П.Г. Организационные формы коммерческой службы предприятия // Экономика. - 2010. - №7. - С. 17 - 24.
21. Яковлев Р.Г. Исследование рынка - теоретические аспекты. // Экономика. - 2010. - №11. - С. 32 - 38.
22. http://dkvartal.ru/nsk/magazines/dk-nsk/2011/n08/rynok_stroitelnogo_ritejjla
23. http://id-marketing.ru/uslugi/analiz-stroitelnogo-rinka/