Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ НА ЭКОНОМИКУ РФ

Работа №44712

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы107
Год сдачи2018
Стоимость4375 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты исследования экономических санкций
1.1. Понятие и сущность экономических санкций 7
1.2. Цели, принципы и задачи применения торгово-экономических санкций 13
1.3. История применения торгово-экономических санкций против СССР и РФ в
1917-2013 гг. 19
2. Анализ влияния санкций стран западной Европы на развитие экономики России
2.1. Хронология применения антироссийских санкций в 2014-2018 гг 26
2.2. Влияние санкций на торгово-экономические отношения России 42
2.3. Влияние санкций на экономику России 59
3. Перспективы развития экономики РФ в условиях санкций
3.1. Импортозамещение как восстанавливающая мера для российской
экономики в условиях санкций 67
3.2. Основные направления развития экспорта 80
Заключение 92
Список использованных источников 95

Актуальность темы исследования заключается в том, что в 21 веке экономические санкции представляют собой важный инструмент международной дипломатии и внешней политики. Санкции в основном принимаются на определенный срок, они могут оказывать длительное воздействие, и в полной мере экономика ощущает их эффект не сразу, а через определенное количество времени. Но многие негативные действия (понижение скорости прироста ВВП, утрата рабочих мест и шанса развития предпринимательского сектора) проявляются только через некоторое время. К тому же, отмена санкций происходит медленнее, чем их введение.
В современном мире актуальна линия возрастания количества применения экономических санкций. В основном, это происходит из-за глобализации международных экономических процессов, которые определяются возрастающей степенью слияния как рынков товаров и услуг, так и капиталов. В настоящий момент прочное и устойчивое положение государства определяется, главным образом, уровнем развития его экономики. Следовательно, прекращение или ограничение экономических отношений может иметь серьезные последствия для нормального функционирования государства.
Все что происходит на сегодняшний день в политической и экономической сфере, не однозначно сказываются на экономике России. Наше государство вошло в новую экономическую эпоху, которая тесно связана с развитием межгосударственной интеграции и запуском с 1 января 2015 г. Евразийского экономического союза, с участием России во Всемирной торговой организации, и так же, использованием некоторыми государствами Запада антироссийских экономических санкций и использованием ответных защитных мер с нашей стороны.
Против России были ведены три пакета санкций, странами ЕС и США, в которые заключают в себя ограничения доступа крупнейших банков, а также компаний энергетического и оборонного сектора к долгосрочным западным кредитам. Введен запрет на сотрудничество России с американскими и европейскими компаниями в проектах по добыче глубоководной, арктической и сланцевой нефти, а также установлено эмбарго на экспорт в Россию технологий для таких проектов, в том числе оборудования для горизонтального бурения и для гидравлического разрыва пласта. Поставлен запрет на поставку в Российскую Федерацию методики двойного назначения, которые могут быть применены в оборонном производстве. Западные санкции были подобраны таким образом, чтобы надавить на уязвимые точки экономики России, а именно, на многократные структурные изъяны, отклонения и неровности, которые собрались в результате ошибок в экономической политике и сильно ослабили устойчивость российской экономики перед внешними угрозами.
Основные предпосылки и причины введения санкций опубликованы в работах Левина Д.Б., Тункина Г.И., Василенко В.А., Скакунова Э.И.
На сегодняшний момент этот вопрос остается актуальным и важным, поэтому различным аспектам применения санкций уделяется колоссальное внимание в анализах как отечественных, так и зарубежных ученых.
Международные экономические санкции в рамках отечественной международно-правовой науки не подавались серьёзному и комплексному изучению. На данном шаге исследования экономических санкций анализ антироссийских мер находит отражение в научных статьях О.С. Белокрыловой, Г.Ш. Адиатулиной, А.М. Саргсяна, И.Ф. Адиатулина, В.Г. Мезенина, А.А. Арского, В.В. Кудряшовой, В.И. Салыгина, С.В. Березинского, А.Р. Шакирова, А.В. Зимовца. Отечественные ученые в своих исследованиях рассматривают жизнеспособность российского государства в различных условиях, исследуют финансовые убытки от антироссийских санкций и присоединения Крыма, дают классификации вводимых против России государствами Евросоюза и США санкциям, исследуют институциональные условия достижения эффективности принудительной стратегии импортозамещения.
Ученые также охватывают тему отношений с разными государствами на международной арене: изучают направления модернизации отечественных логистических систем, которые обеспечивают транзит товаров между КНР и Евросоюзом в условиях экономических санкций. Так как на протяжении многих лет Россия активно сотрудничает с Западом, то в трудах таких специалистов, как Абдурасуловой Д.Д., Бойцова В.В., Воскресенского А.Д., Коломейцевой А.А., Шишкова Ю.В. рассматриваются возникшие перспективы переориентации экономики на Юго-Восточную Азию, актуальные вопросы взаимоотношений России и стран ЕС в области торгово-энергетического сотрудничества. Санкции также рассматриваются как один из основных элементов американской внешней политики, изучаются предпосылки создания и практика применения ограничительных мер в Европе.
Несмотря на значительный интерес к различным аспектам темы данного исследования, вопросы о правовой природе экономических санкций, их основные причины и цели, влияние на торгово-экономические отношения до сих пор остаются открытыми, не в полной мере изученными и представляют значительный интерес для дальнейших исследований.
Таким образом, исследование тенденций и направлений развития экономики России в условиях санкций стран Западной Европы, имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
На сегодняшний день, данный вопрос остается актуальным и значительным, поэтому различным аспектам применения санкций уделяется значительное внимание в исследованиях как отечественных, так и зарубежных ученых.
Объект исследования - экономика Российской Федерации.
Предмет исследования - процесс развития экономики Российской Федерации в условиях санкций стран Западной Европы.
Цель исследования - изучить главные тенденции и направления развития экономики Российской Федерации в условиях санкций.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) выявить природу и сущность экономических санкций;
2) исследовать историю применения торгово-экономических санкций против СССР и РФ в 1917-2013 гг.;
3) проанализировать хронологию и сущность санкций, введенных в отношении РФ странами Западной Европы и определить их влияние на торгово-экономические отношения России;
4) проанализировать влияние санкций на экономику Российской Федерации;
5) выявить перспективы развития РФ в условиях санкций стран Западной Европы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экономические санкции представляют собой ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран к другой стране с целью вынудить правительства стран - объектов санкций изменить свою политику. Данные санкции заключаются в полном или частичном запрете экспорта и импорта товаров, а также могут иметь форму ограничений при проведении финансовых операций, включая, в том числе инвестиции и международные расчеты. Первые торгово-экономические и финансово-банковские санкции Запада против России начали применяться с 1917 года. Тогда Запад стал замораживать счета Министерства финансов Российской империи, а также было заморожено золото, которое размещалось в ряде иностранных банков. Европейские банки также получили запрет на осуществление расчетов по экспортно-импортным операциям Советской России.
На сегодняшний день угрозы со стороны Запада не прекращаются. Так, в 2014 году, события, произошедшие на Украине стали катализатором «решительных» действий Запада и США и против России был введены первые санкции. Под действие санкций попали компании и отрасли, в которых Россия конкурентоспособна, такие как:
- нефтегазовая отрасль;
- военно-промышленный комплекс;
- атомная энергетика;
- авиакосмическая промышленность;
- банковская сфера.
В результате этого из экономики западных стран выводятся российские компании, освобождаются места для внедрения других компаний, и прежде всего американских. Санкции, введенные против России странами Запада и ЕС, говорят о том, что таким образом страны хотят не только нанести ущерб российской экономике, но и вытеснить ее с рынка Западной Европы.
Введение экономических санкций не могло не вызвать ответных действий со стороны российского правительства и под эмбарго попали такие страны как США, Австралия, Канада, Норвегия и страны ЕС. Главной целью принятия такого решения стала не только потребность в ответных действиях, но и также стимулирование экономической активности собственных производителей.
Нельзя однозначно сказать, что санкции оказали лишь негативное воздействие на экономику Российской Федерации, можно выделить и положительные стороны. Так, по в 2014-2018 гг., основное внимание стало уделяться тем проблемам, которые уже давно требовали своего решения:
- развитие собственного с/х и рыболовства;
- развитие и расширение внедрения собственных технологий;
- развитие логистической сети;
- создание собственной платежной системы;
- развитие взаимоотношений с восточными странами.
Введение экономических санкций против России значительно увеличило актуальность данных направлений. Их разработка позволит в долгосрочной перспективе не только изменить структуру российского производства, но и уменьшить зависимость от западных стран, как по поставкам, так и по вопросам финансового обеспечения.
В сегодняшних условиях Правительство РФ активно реализует программу импортозамещения по различным видам экономической деятельности, а также Центробанком подготавливаются сценарии развития российской экономики для того, чтобы предугадать возможные угрозы и последствия.
В целом, экономические санкции против России в 2014-2018 годах можно охарактеризовать, как стремление снизить уровень влияния России на мировую экономическую и политическую систему, то есть использование экономических методов для достижения политических целей. Само собой, введенные секторальные санкции нанесли отрицательный характер, но можно выделить и положительные стороны в данной ситуации:
1) Расширения экспорта технологий в страны Востока, Африки и Южной Америки. Улучшение технологических возможностей собственного производства.
2) Развитие собственного мясного производства, появление его новых направлений;
3) Развитие собственной рыбной промышленности за счет создания
специализированных бирж.
4) Развитие собственного молочного производства (в течение 2014¬2015 гг. доля отечественных производителей увеличилась с 60 % до 90 %);
5) Существует реальная возможность полной компенсации потерь отечественными производителями за счет улучшения логистики.
Итак, санкции ряда стран Западной Европы и ответные меры на них со стороны Российской Федерации имеют неоднозначное влияние на экономику в настоящее время. Россия обладает значительным потенциалом и реальными возможностями для стабильного развития экономики.



1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. URL:
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.02.2018);
2. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (ред.08.05.2015) [Электронный ресурс]. URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.02.2016);
3. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 13.03.2016);
4. Федеральный закон от 09.07.1999 г. N 160-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 05.05.2014) «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 08.04.2016);
5. Федеральный закон от 19.07.1998 г. N 114-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». URL: Официальный интернет-портал
правовой информации http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 08.04.2016); 6. Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 21.02.2018);
7. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 01.07.2015) «О
промышленной политике в России». URL: Официальный интернетпортал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru(дата обращения: 20.02.2018);
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2003
г. № 1493-р (с изменениями и дополнениями) «О концепции развития
государственной финансовой (гарантийной) поддержки экспорта промышленной продукции в Российской Федерации». URL: Официальный интернет-портал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru(дата обращения: 12.03.2018);
9. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года №647 «Об
утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли легкой промышленности Российской Федерации». URL: Официальный
интернетпортал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru(дата обращения: 10.05.2018);
10. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года № 646 «Об
утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации». URL: Официальный интернет-портал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru(дата обращения: 10.05.2018);
11. Приказ Минпромторга России от 31 марта 2015 года № 663 «Об
утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в отрасли гражданского авиастроения Российской Федерации». URL:
Официальный интернет-портал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru(дата обращения: 10.05.2018);
12. Указ Президента РФ от 6 августа 2014 г. N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"URL: Официальный интернет-портал правовой информации http:ZZwww.pravo.gov.ru(дата обращения: 12.04.2018);
13. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. №328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 05.04.2018);
14. Проект Минэкономразвития РФ от 30 января 2015 г. « Об утверждении Основных направлений развития экспорта на период до 2030 года». URL: Официальный интернет-портал правовой информации
http://www.pravo.gov.ru(дата обращения: 16.03.2018)
Книги, монографии
15. Глазьев С. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М.: Экономика, 2012. - 162 с. - ISBN 978-112-000621-7;
16. Глазьев С., Харитонов В. Нанотехнологии как ключевой фактор нового
технологического уклада в экономике. - М.: Тровант, 2011. - 159 с. - ISBN
978-985-4671-192;
17. Кешнер М.В. Экономические санкции в современном международном праве: монография. - М.: Проспект, 2015. - 121 с. - ISBN 978-985-731-7-20-8;
18. Николаева И.П. Мировая экономика - М.: Проспект, 2013. - 251
с. - ISBN 978-5-9916-2998-0;
19. Перес К. Технологические революции и финансовый капитал.
Динамика пузырей и периодов процветания. - М.: Издательство «Дело» АНХ, 2014. - 167 с. - ISBN 978-985-1267-29-6;
20. Пономарева Е.С. Мировая экономика и международные
отношения - М.: Юнити-Дана, 2013. - 287 с. - ISBN 8-5-238-01911-6;
21. Пузакова Е.П., Архипова А.Ю. Международные экономические отношения. Международный бизнес. - М.: Феникс, 2013. - 576 с. - ISBN: 978-5-222-14810-5;
22. Романова М.Е. Европейское таможенное право: Учебное пособие.
- Минск: Тезаурус, 2014. - 104 с. - ISBN 978-985-6957-21-8;
23. Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 512 с. - ISBN 978-5¬99164379-5;
Печатная периодика
24. Айвазов А.Н. Периодическая система мирового капиталистического развития // Содействие цивилизаций. - 2013. № 3. - С. 235-241;
25. Бирюков П.Н. Европейский доказательственный ордер //
Российский судья. - 2010. - № 5. - С. 23-28;
26. Бирюков П.Н. Проблемы выявления, замораживания и конфискации доходов от преступной деятельности в ЕС // Российский юридический журнал.
- 2011. - № 6. - С. 76-81;
27. Годованник Е.Д. Экономические санкции: исторический аспект // Национальная экономика: теория и практика. 2015. № 20. - С. 64-87;
28. Клинова М., Сидорова Е. Экономические санкции и их влияние на хозяйственные связи России с Европейским союзом. Вопросы экономики. 2014.
- N 4. - С. 68-73;
29. Мусаткина А.А., Признаки финансово-правовых санкций // Финансовое право. - 2014. - №1. - С. 15-16;
30. Отырба А., Кобяков А. Как побеждать в финансовых войнах // Альманах «Однако». - №174. - 2014. - С. 34-37;
31. Пронин А. В. О правовой природе санкций ЕС в отношении РФ // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 2 (24). - С. 33-36;
32. Шепелев И. Г., Морозов С. Г. Анализ санкций против России, определение возможного их влияния на развитие отечественного обороннопромышленного комплекса и промышленности в целом // Экономика, управление и инвестиции. - 2014. - № 2 (4). - С. 53-62;
Электронные ресурсы
33. Импорт в Россию важнейших товаров в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http//www.customs.ru(дата обращения: 14.02.2018);
34. Информационно-правовой портал Гарант [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru(дата обращения: 20.03.2018);
35. Кулинич Р. Санкции против России. Промежуточные итоги санкционной войны [Электронный ресурс]. URL: http://24smi.org/article(дата обращения: 12.02.2018);
36. Министерство промышленности и торговли РФ [Электронный ресурс]. URL: http://minpromtorg.gov.ru/(дата обращения: 02.04.2018);
37. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.economy.gov.ru(дата обращения: 18.03.2018);
38. Официальный сайт «Союз машиностроителей России»
[Электронный ресурс]. URL: http://www.unionexpert.ru(дата обращения: 13.03.2018);
39. Официальный сайт межгосударственного статистического комитета Содружества независимых государств [Электронный ресурс]. URL: http://www.cisstat.com/rus/macro/rus.htm(дата обращения: 12.04.2018);
40. Официальный сайт Министерства финансов [Электронный ресурс]. URL: http://www.info.minfin.ru(дата обращения: 04.02.2018);
41. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru(дата обращения: 15.03.2018);
42. Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. URL: http//www.customs.ru(дата обращения: 25.03.2018);
43. Официальный сайт Центрального Банка РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru(дата обращения: 05.04.2018);
44. Санкции будут сняты поэтапно [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/(дата обращения: 05.04.2018);
45. Санкции против России в 2015 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.garagebiz.ru(дата обращения: 16.03.2018);
46. Санкции против РФ продлили до января 2016 г. Дело за малым - усилить их [Электронный ресурс]. URL: http://vlasti.net/news/219645(дата обращения: 18.05.2018);
47. Сбербанк, ВТБ и ВЭБ оспаривают санкции в суде ЕС
[Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/(дата обращения: 18.05.2018);
48. Хронология введения санкций ЕС [Электронный ресурс]. URL: http://www.mgimo.ru(дата обращения: 18.04.2018);
49. ЦБ переписал сценарии развития экономики России [Электронный ресурс]. URL: http://rbcdaily.ru/finance/562949992917501(дата обращения: 14.02.2018).
50. Экономические войны и экономические санкции [Электронный ресурс]. URL: http://topwar.ru(дата обращения: 23.02.2018);
51. Экспорт в Россию важнейших товаров в 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru(дата обращения: 14.02.2018);
52. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
[Электронный ресурс]. URL: http://www.fstec.ru/(дата обращения:
15.03.2018);
53. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]. URL: http://customs.ru(дата обращения: 15.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ