Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Работа №44707

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы коммуникативной характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 6
1.1. Сущность и характеристика прогностической компетентности детей
дошкольного возраста 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением речи 8
1.3. Прогностическая компетентность детей с нарушением речи 14
Выводы по I главе 19
Глава 2. Эмпирическое исследование коммуникативной характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста .... 20
2.1. Методы и методика исследования 20
2.2. Анализ результатов исследования 21
Вывод по II главе 33
Заключение 35
Список литературы 37


Актуальность исследования. На сегодняшний день количество детей с нарушением речи стремительно растет. Для детей с нарушением речи свойственно наличие тяжелых нарушений преимущественно познавательной деятельности. Формирование прогностических умений может рассматриваться как возможность совершенствования процесса развития, в частности интеллектуального.
Для описания психических процессов и явлений, связанных с прогнозированием, чаще всего используют термин антиципация, предложенный В. Вундом, а именно «способность действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий». Чтобы сделать возможным систематическое изучение проявлений процессов антиципации, Б.Ф Ломовым и Е.Н. Сурковым были определены ее функции, а также описано уровневое строение процессов антиципации. В соответствии с данной концепцией выделяется три функции антиципации: когнитивная, регулятивная и коммуникативная.
Коммуникативная функция антиципации является особенно значимой в дошкольном возрасте. Сформированные навыки общения являются одной из составляющих успешной социализации дошкольника, так как они включены в структуру учебных действий. В работах Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, В.Д. Менделевича, Е.А. Сергиенко, Г.Е. Журавлева, В. Вундта, И.А. Зимней, Дж. Миллера, Е.Н. Соколова, О.К. Тихомирова, И.М. Фейгенберга отмечается, что одним из факторов психологически здоровой, умеющей преодолевать жизненные трудности личности является сформированная способность к прогностической деятельности, а нарушение способности к прогнозированию предопределяет социальную дезадаптацию.
На современном этапе в проблемном поле, задающем перспективы изучения прогностической компетентности личности, являются актуальными исследования коммуникативной функции прогностической компетентности в контексте общения и взаимодействия с объектами социальной действительности. Общение является одним из основных условий развития ребёнка, важнейшим компонентом формирования его личности, ведущим видом человеческой деятельности, направленным на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Как известно, общение, а соответственно и коммуникативная функция прогностической компетенции у детей с нарушениями речи нарушена.
Исходя из этого, мы можем сказать, что коммуникативная функция прогностической компетентности является необходимым условием для успешной социализации личности ребенка и, учитывая тот факт, что особенности коммуникативной функции прогностической компетентности у детей дошкольного возраста изучены недостаточно, это исследование актуально.
Целью нашего исследования является изучение коммуникативных особенностей прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Объектом исследования является прогностическая компетентность дошкольников.
Предметом исследования - коммуникативные характеристики прогностическая компетентность детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что дети старшего дошкольного возраста с нарушением речи обладают такими коммуникативными характеристиками прогностической компетентности, как отставание в развитии общения от возрастных норм, ограниченность речевых и неречевых средств, минимальная вербализация прогноза, бедность речеязыковых средств, отсутствие в прогнозе высказываний, отсутствие в речи формы будущего времени глагола.
Цель определяет задачи исследования:
- провести научный обзор литературы по данной проблеме;
- рассмотреть психолого-педагогические особенности детей с нарушениями речи;
- проанализировать особенности коммуникативной характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста;
- провести сравнение коммуникативной характеристики прогностической компетентности детей старшего дошкольного возраста с нормой в развитии и детей с нарушениями речи.
Методы исследования: теоретический анализ учебной и научной литературы и обобщение, информации. Анализ результатов проведенного исследования, обработка и интерпретация результатов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в работе психологов, воспитателей и дефектологов в работе с детьми с нарушениями речи.
Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Прогностическая компетентность есть психический механизм, при посредстве которого происходит детерминация будущим процесса общения. Как известно, у детей с нарушениями речи навыки общения спонтанно не образуются. В этом случае, суть воздействия заключается в направленном формировании коммуникативных умений и навыков (с опорой на осознание и на образец, создаваемый логопедом). Одним из основных направлений работы должно стать формирование коммуникативных навыков и прогностической компетенции. Понятие «коммуникативная компетенция» означает успешную коммуникативную деятельность, осуществляемую на основе усвоенных средств, стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. Дети с тяжелыми нарушениями речи в большей степени нуждаются в формировании коммуникативных навыков, потому что нарушения речевой функции приводят к нарушению процесса коммуникации, что, в свою очередь, ведет к недоразвитию коммуникативной компетенции в целом.
В ходе исследования нами было выявлено, что для старших дошкольников с нарушениями речи характерны низкие значения прогностической способности, низкие значения отмечаются в сфере прогнозирования отношений, коммуникации и прогнозирования в сфере учебных и внеучебных ситуаций. Кроме этого, для детей с нарушениями речи характерен низкий уровень социализации, она протекает не благополучно, выявляются нарушения социализации и риски возникновения отклоняющегося поведения.
У дошкольников в прогнозе отражены установки на деструктивные формы поведения, они демонстрируют ранние, незрелые,
несоответствующие возрасту модели поведения, они характеризуются
низким социально-коммуникативным развитием, кроме этого дети нацелены на ожидание неблагоприятного исхода событий.
Стоит отметить, что в прогнозе дошкольники выступают в качестве субъектов будущих событий, для них характерна ориентация на единственный сценарий развития событий, при построении образа будущего у детей представлена нерасчлененная, синкретическая оценка образа.
У детей с нарушениями речи прогноз построен без учета значимых отношений, социальных норм, компоненты прошлого опыта не учитываются в построении прогноза, в целом прогноз представлен в виде односложного ответа простого нераспространенного предложения, либо перечисления нескольких глаголов.
Также для дошкольников характерно неумение использовать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией, для них характерна бедность лексико-грамматических и синтаксических конструкций, в прогнозе отсутствуют высказывания участников ситуации в форме прямой, либо косвенной речи.
Таким образом, уровень развития прогностической способности у детей с нарушениями речи ниже, чем у детей с нормой в развитии, их общение имеет особенности, проявляющиеся в снижении мотивационно- потребностной сферы, наблюдается ограниченность речевых и неречевых средств, отставание в развитии общения от возрастных норм, неумение прогнозировать ситуации.



1. Алёкминская С.В. Анализ актуальных проблем дифференциальной диагностики и коррекции межзубного произношения /С.В.Алекминская [Текст] // Специальное образование. - 2015. - № 11. - С.39-43.
2. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева [Текст]. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников / Е.С. Анищенкова [Текст]. - М.: АСТ, 2008. - 60 с.
4. Арефьева С. А., Арефьева О.В. Культура речи как показатель речевого развития личности / С.А. Арефьева, О.В. Арефьева [Текст] // Альманах современной науки и образования. - 2013. - №11 (78). - С. 15-17.
5. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. -46с.
6. Белкин, А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед./ А.С. Белкин [Текст]. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 192 с.
7. Байкова С.В. Развитие лексики и грамматического строя у дошкольников: Картотека знаний с усложнением / С.В. Байкова [Текст]. - СПб: КАРО, 2005. - 365с.
8. Базина И.Г., Лопатин А.В., Мкртумян Э.С., Васильева Е.В. Планирование хирургического лечения детей с небно-глоточной недостаточностью после уранопластики / И.Н. Базина, А.В. Лопатин, Э.С. Мкртумян [Текст] // Здоровье и образование в XXI веке. - 2012. - №1. - С.260-261.
9. Брежнева Е.А., Брежнев Н.В. Хочу все знать. Рабочая тетрадь по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с методическими рекомендациями / Е.А. Брежнева, Н.В. Брежнев [Текст]. - М.: Владос, 2008. - 164с.
10. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду: монография / А.М. Богуш [Текст]. - Киев: Рад. шк., 1990. - С. 47-49.
11. Бучилова И.А., Лесиканич А.А. Особенности психологопедагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида И.А. Бучилова, А.А. Лесиканич [Текст] // Концепт. - 2013. - №4 (20). -С.8-13.
12. Быстрова Е.А. Некоторые аспекты преподавания элементов лингвострановедения на иностранном языке / Е.А. Быстрова [Текст] // ИЯШ. - 2007 - №3. - С.41.
13. Ванакова Г.В. Приемы, способствующие выработке коммуникативных качеств личности как индикатора жизнестойкости / Г.В. Ванакова [Текст] // Среднее профессиональное образование. - 2014.- №6. - С.9-13.
14. Волосовец Т.В., Агаева В.Е. Логопедическая работа при ринолалии
(дооперационный период) //Логопедия: методические традиции и
новаторство / Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец [Текст]. М.- Воронеж, 2003. - С. 93-102.
15. Волосовец Т. В., Соболева Е. А. Коррекционно-педагогическое воздействие на детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба / Т.В. Волосовец, Е.А. Соболева [Текст] // Специальное образование. 2002. №1 С.36-40.
16. Гришанова И. А., Снигирева Т. А. Особенности диагностики коммуникативных качеств личности обучающегося / И.А. Гришанова, Т.А. Снигирева [Текст] // Фундаментальные исследования. - 2014. - №11-6. - С.1362-1365.
17. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.Е. Громова [Текст] // Логопед. - 2004. - № 1. - с. 41-47
18. Дашина М.Г., Акопян Т.А., Павлов Г.А., Кочеткова Е.П., Тимошникова Н.Н., Малетин С.И. Проблемы экспертной оценки нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста при проведении медикосоциальной экспертизы / М.Г. Дащина, Т.А. Акопян [Текст] // Медикосоциальная экспертиза и реабилитация. - 2014. - №2. - С.54-56
19. Давыдов Б.Н. Хирургическое лечение врожденных пороков лица / Б.Н. Давыдов [Текст]. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2000. - 222 с.
20. Деменина Т.А. Анализ педагогических диагностических методик по выявлению нарушений звукопроизношения / Т.А. Деменина [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2014. - №2. - С.77-85
21. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда / И.И. Ермакова [Текст]. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996. - 143 с.
22. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод. Пособие / Л.А. Зайцева [Текст]. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
23. Зимняя И.А. Функциональная психологическая схема формирования и формулирования мысли посредством языка / И.А. Зимняя [Текст] // Исследования речевого мышления в психолингвистике. М., 1985. - С. 143
24. Зимняя И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя [Текст]. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
25. Иваненко С.Ф. Развитие интонации у детей с ринолалией / С.Ф, Иваненко [Текст] // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. -
2003. - № 2. - С. 48-57.
26. Игнатьева С.А. Коммуникативно-речевая деятельность старшеклассников с тяжелыми нарушениями речи / С.А. Игнатьева [Текст] //
Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2008. - №1. - С.86-93.
27. Исенко С.П. Критика и реагирование на нее как компоненты коммуникативной компетенции личности / С.П. Исенко [Текст] // Концепт.
2014. - №5. - С.21-25.
28. Каверова Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр / Э.А. Каверова [Текст] // Специальное образование. - 2015. - №XI. - С.145-149.
29. Карелин А.В. Использование логопедического массажа в реабилитации детей раннего возраста с нарушениями слуха и речи / А.В. Карелин [Текст] // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - №43. - С.108-113.
30. Ковязина И.В., Агавелян О.К. Эмоциональный слух как путь компенсации общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / И.В. Ковязина. О.К. Агавелян [Текст] // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск, 2009. - № 5. - С. 282-289.
31. Ковязина И.В., Пилипец Л.В. Психолого-педагогические аспекты инклюзии в образовании детей с тяжелыми нарушениями речевого развития в основной школе (на примере физики) / И.В. Ковязина, Л.В. Пилинец [Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. - С.888
32. Красовская Е.В., Данилова А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / Е.В. Красовская [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 80-82.
33. Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта / Под ред. Я.В. Костиной, В.М. Чапала. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - С. 64
34. Курцева З. И. Речевой поступок и речевой этикет / З.И. Курцева [Текст] // Проблемы современного образования. - 2013. - №1. - С.6-15.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ