1. Антропогенез. Основные проблемы теории. 1
2 Биологические и социальные факторы антропогенеза 11
3. Основные концепции происхождения и сущности человека. 16
4. Специфические человеческие феномены 25
Литература 29
Все люди, населяющие Землю в настоящее время, принадлежат к виду Homo sapiens (homo – человек, sapiens – разумный). Наиболее важные признаки Homo sapiens-вертикальное положение тела и хождение на двух ногах, очень хорошо развитый головной мозг и гибкие кисти рук. Совокупность этих признаков дает человеку возможность использовать окружающую среду для того, чтобы кормить и одевать всю свою многочисленную популяцию и создавать поразительные цивилизации.
Каждого человека, как только он начинал осознавать себя личностью, посещал вопрос «откуда мы взялись». Несмотря на то, что вопрос звучит абсолютно банально, среди разных людей на него существует множество совершенно отличных друг от друга ответов. В научном мире есть группа ученых, занимающихся проблемой возникновения человека, которая на основе теории Дарвина создала науку антропологию, имеющую такое понятие, как «антропогенез».
Антропогенезом ученые называют процесс выделения человека из мира животных. Учеными было предположено, что отдаленными предками человека являются человекообразные обезьяны, прошедшие несколько стадий развития на пути к формированию конечного результата.
Одним из важных человеческих феноменов также является речь и письменность. Каждый человек практически начинает пользоваться родным языком примерно в 2-3 года своей жизни, а теоретически осваивает только со школьного возраста, занимаясь этим приблизительно 10 лет, и, все равно, в большинстве своем, так и не осваивает до конца… Мы практически владеем родным языком и в 3 года и в 30 лет, но насколько разным является его использование в том и в другом возрасте. В 3 года мы владеем родным языком, не имея ни малейшего понятия не только о склонениях и спряжениях, но также – о словах и буквах, и даже о том, что язык этот русский, и что мы на нем говорим. В более старшем возрасте мы по-прежнему практически пользуемся родным языком, но уже – не только благодаря интуитивному знакомству с ним, но и, в большей степени, на основе его теоретического освоения, что позволяет нам использовать его намного более эффективно.
1. Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. М., 1979.
2. Биология в познании человека /Отв. Ред. Р.С. Карпинская. М., 1989.
3. Вальверде К. Философская антропология. М., 2000.
4. Виднеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М., 1989.
5. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.
6. Калягин Г.В. Сравнительная психология и антропология. М., 1996.
7. Древние цивилизации. Под общей редакций Г. М. Бонгард -Левина. М., 1989.
8. Древние цивилизации: от Египта до Китая. М., 1997.
9. Ибраев Л. И. Происхождение человека. М., 1994 г.
10. История древнего мира. Под ред. Д.Редера и др. - М., 1981. - Ч. 1-2.
11. История первобытного общества. В 3-х тт. М., 1983-1988.
12. Матюшин Г.Н. Тайны цивилизаций. М., 2002.
13. Монгайт А.Л. Археология Западной Европы / Каменный век. М., 1973.
14. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.
15. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.
16. Урьенсон М.И. Истоки рода человеческого в свете новейших данных / Вопросы истории, 1976, № 1.
17. Харрисон Дж., Уайнер Дж., и др. Биология человека. М., 1979.