Формирование организационной культуры у студентов (на примере Елабужского института (филиала) Федерального Государственного Автономного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»)
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1. Понятие, типы и особенности организационной культуры в образовании 6
1.2. Управление развитием организационной культуры в образовании 22
1.3. Психолого-педагогические условия формирования организационной
культуры у студентов 28
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПО
ИЗУЧЕНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ НА ПРИМЕРЕ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКОГО (ПРИВОЛЖСКОГО) ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА.... 34
2.1. Общая характеристика Елабужского института КФУ 34
2.2. Организация эмпирического исследования по изучению уровня
сформированности организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ 39
2.3. Анализ и интерпретирование результатов по изучению уровня сформированности организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ 53
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ У
СТУДЕНТОВ ЕЛАБУЖСКОГО ИНСТИТУТА КФУ 58
3.1. Проблемы по формированию организационной культуры у студентов
Елабужского института КФУ 58
3.2. Методические рекомендации по формированию организационной
культуры у студентов Елабужского института КФУ 60
3.3. Возможные эффекты от рекомендации по формированию
организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
Актуальность выбранной темы обусловливается важностью изучения организационной культуры высшего образовательного учреждения. Это обуславливается её воздействием к культурному своеобразию людей, усовершенствованием отношений с другими людьми, и осознанием влияния своей культуры на нас. Таким образом, организационная культура учебного заведения формирует мировоззрение и ценностные установки, с которыми молодой специалист начинает собственную профессиональную деятельность.
Успешность деятельности каждой организации непосредственно находится в зависимости от продуктивной деятельности её сотрудников. По этой причине формирование работоспособного и психологически стабильного коллектива делается одной из ключевых проблем руководства. При этом главной упор в организационном менеджменте делается на формирование конкурентоспособности сотрудников и на координацию их результативного взаимодействия. Существенная значимость тут отводится степени соответствия работника с организацией, совпадению его индивидуальных профессиональных целей с целями учреждения.
Решением данной базисной задачи управления персоналом становится формирование культуры организации как сильного стратегического инструмента, соединяющего управляющих и подчиненных единой целью, которая обеспечивает положительное взаимодействие сотрудников, достижение больших производственных результатов.
Необходимо отметить взаимное влияние организационной культуры работника и культуры организации в целом. В связи с этим объектом кадровой политики сегодня становится сотрудник, обладающий не только профессиональной компетентностью, но и сформированными ценностными установками, и определенными личностными качествами, такими как:
• инициативность;
• ответственность;
• коммуникабельность;
• творческая активность;
• решительность;
• умение работать в команде;
• приспосабливаться к изменяющимся внешним условиям и т.д.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в изучении уровня сформированности организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ, разработке рекомендации по совершенствованию организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты формирования
организационной культуры в образовании;
2. Проанализировать и дать интерпретацию эмпирическому исследованию по изучению организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ;
3. Сформулировать методические рекомендации по формированию организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ. Объект исследования - организационная культура у студентов Елабужского института КФУ.
Предмет исследования - уровень организационной культуры у студентов Елабужского института КФУ.
Методами исследования в данной работе являются сравнение, наблюдение и анализ.
Вопрос формирования организационной культуры в высшем учебном заведении была затронута такими российскими авторами, как Н.П. Макаркиным, А.В. Бритовым, О.Б. Томилиным, в одноименном исследовании, которые пришли к выводу, что повышение эффективности деятельности высшего учебного заведения зиждется на изменениях организационной культуры; что траектория изменений организационной культуры каждого высшего учебного заведения должна строиться на объективном изучении собственных отношений внутри коллектива[3].
Практическая значимость работы: материалы исследования могут служить практическим пособием для рассмотрения и улучшения уровня сформированности организационной культуры у студентов.
Структура работы следующая: введение, 3 главы (первая глава - теоретическая часть из трех параграфов, вторая глава - практическая часть из трех параграфов, третья глава - рекомендации из трех глав), заключение, список литературы и приложения.
Во введении приведена актуальность данной темы, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы. А также имена некоторых отечественных авторов, затронувших вопрос о формировании организационной культуре в учебном заведении.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты, касающихся темы данной работы.
Во второй главе проводится исследование по изучению уровня сформированности организационной культуры у студентов на выбранном учебном заведении, а именно в Елабужском институте Казанского (Приволжского) Федерального Университета.
В третьей главе выявляются проблемы, а также приводятся рекомендации, по совершенствованию уровня сформированности организационной культуры у студентов, и их предполагаемые эффекты.
В заключении автор, суммируя всю проделанную работу, вкратце излагает свои мысли.
В настоящее время организационная культура становится неотъемлемым атрибутом современной организации, обретает функциональную направленность, которая предопределяет совпадение ценностей студентов и качественное улучшение их процесса образования. Это влияет на успеваемость студентов, определяет отношение студентов к учебе, к одногруппникам, начальству, качество принимаемых решений, коммуникаций с внутренней и внешней средой, которые напрямую сказываются на успешности организации. Поэтому естественно стремление руководства использовать организационную культуру как фактор повышения конкурентоспособности организации.
Исходя из этого, было выявлено, что организационная культура в Елабужском институте КФУ организована в большей степени по основным теоретическим аспектам по формированию организационной культуры в образовании
Особый интерес в этом смысле и в свете настоящей работы имеет исследование уровня сформированности организационной культуры у студентов в учебном заведении.
Проанализировав особенности организационной культуры ВУЗа, был сделан вывод, что специфика организационной культуры высшего учебного заведения определяется набором механизмов социокультурного регулирования образовательной деятельности в рамках конкретной организации. Процесс формирования организационной культуры представляет собой «регламентацию» тех устоев и обычаев, которые уже сложились в ВУЗе.
Если организационная культура сформирована правильно - с учетом всех особенностей ВУЗа, тогда она будет являться важным компонентом эффективного управления институтом.
Во второй главе было проведено исследование уровня сформированности организационной культуры у студентов на примере Елабужского института КФУ и подтвердили ее значение в управлении ВУЗом. Целью данного исследования являлось выявление особенностей формирования организационной культуры у студентов и определение направлений ее развития.
Всего в опросе приняло участие 120 респондентов, из числа студентов 1 и 2 курса института разных факультетов.
Наблюдение показало, что по типу организационной культуры институт в большей степени относится к культуре деятельности, ориентированной на командных метод работы.
Что же касается модели организационной культуры учебных заведений, то данный институт относится к консультативному типу культуры, т.к профессорско-преподавательский состав действительно ставят цели и принимают активное участие в их формировании.
Исследование выявило, что знание понятия организационной культуры практически все студенты считают, что в ВУЗе есть организационная культура, они считают, что она заключается не только в праздниках, но и в нормах и правилах поведения, а сплоченность и коллективизм, по их мнению, укрепляют организационную культуру.
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что организационная культура - это своего рода цемент, скрепляющий организацию, залог ее стабильности и эффективности функционирования.
Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень сформированности организационной культуры у студентов является достаточно высокой и оказывает значительное влияние на деятельность и управление ВУЗа, и усовершенствование этого уровня в большой степени основывается на изменениях организационной культуры.
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 февраля 2011 № 156.
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 июля 2015 № 714.
II. Научная и учебная литература:
3. Макаркин Н.П. Роль организационной культуры в эффективном менеджменте высшего учебного заведения / Н.П. Макаркин, О.Б. Томилин,
A. В. Бритов // Университетское управление. Москва, 2017. - 152-156c.
4. Печкин Г. Определение и основной функционал организационной культуры/ А. Березова, В. Макаров.- Тюмень, 2016. - 14 с.
5. Табарданова Т.Б. Организационная культура образовательного учреждения/ Табарданова Т.Б. - Ульяновск, 2014. - 7 с.
6. Ушаков К.М. Роль корпоративной культуры в формировании эффективного университета / К.М. Ушаков Учебник: «Муниципальное образование: инновации и эксперимент. Москва, 2017. - 55 с.
7. Громова Л.А. Функции организационной культуры: Учебное пособие/ Л.А. Громова. Питер, 2015. - 183 с.
8. Ушаков К.М. Особенности формирования организационной культуры в
системе образования/К.М. Ушаков. - Москва, 2017. - 14 с.
9. Петрова О.В. Новые управленческие подходы в формировании
организационной культуры университета/ О.В. Петрова. - Краснодар, 2015. - 25 с.
10. Могутнова Н.Н. Корпоративная культура ВУЗа: понятие, подходы - Екатерибург, 2013. - 130-136 с.
11. Ефимов В.С. Корпоративная культура - инструмент развития университета /
B. С. Ефимов, А.В. Лаптева.: Москва, 2016. - 23-29 с.
12. Захарова Л.Н. Организационная культура университета в контексте проблем диагностики и формирования готовности студента к работе в условиях современного предприятия / Л.Н. Захарова. - Красноярск, 2016. - 31-39 с.
13. Лапин Т.А. Корпоративная культура учебных заведений: Учебно¬
методическое пособие / Т.А. Лапина. - Омск, 2016. - 96 с.
14. Кулагин В.А. Управление вузом с точки зрения принципов корпоративного управления / Университетское управление. Питер, 2013. - 90-97 с.
15. Лапина С.В. Культура учебного заведения: курс лекций / С.В. Лапина, Г.Ф. Бедулина. - Мн.: Акад. упр., 2014. - 111 с.
16. Макеев В.А. Корпоративная культура как фактор эффективного управления учебным заведением/ Архангельск, 2014. - 17с.
17. Погодина А.В. Модели корпоративной культуры ВУЗов / А.В. Погодина,
С.Д. Крылов. - Москва, 2016. - 92-96 с.
18. Стеклова О.Е. Управление организационной культурой: учебное пособие / О.Е. Стеклова. - Ульяновск: УлГТУ, 2016. - 127 с.
19. Рыбченко М.Г. Организационная культура ВУЗа / М.Г. Рыбченко, С.В. Кош- евенко // Современные научные исследования и инновации - Красноярск, 2017. - 22 с.
20. Грудзинский А.О. Инновации в организационной культуре учебного заведения / А.О. Грудзинский, О.В. Петрова // Новгород.: 2015 - 12-17 с.
21. Ханевич А.П. Организационная культура высшего учебного заведения в современной России / А.П. Ханевич - Ставрополь, 2016. - 32 с.
22. Сафонова М.В. Формирование корпоративной культуры ВУЗа: проблема и возможные способы решения / М.В. Сафонова. - Красноярск, КГПУ им. В. П. Астафьева, 2014. - 59 с.
23. Сазыкина О.А. Организационная культура регионального ВУЗа:
особенности и возможности развития / О.А. Сазыкина, А.Н. Кошев // Изв-естия ПГПУ им. В.Г. Белинского.: Астрахань, 2015. 522-527 с.
24. Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О.Г. Тихомирова. - СПб.: ИТМО, 2016. - 154 с.
25. Резник С.Д. Управление высшим учебным заведением / С.Д. Резник, В.М. Филиппов - Питер, 2015. - 245 с.
26. Морозова Е.А. Диагностика и развитие корпоративной культуры факультета ВУЗа / Е.А. Морозова, А.В. Сухачева - Питер, 2013. - 1450-1454 с.
27. Мкртычян Г.А. Психология в организационной культуре / Г.А. Мкртычян, О.В. Петрова - Москва, 2015. - 22-27 с.
28. Мальцева Г.И. Университетская корпоративная культура / Г.И. Мальцева // Университетское управление - Брянск, 2015. - 95-103 с.
29. Тюнников Ю. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности ВУЗа / Ю. Тюнников, М. Мазниченко - Краснодар, 2017. - 69-77 с.
30. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета / Н.Л. Яблонскене // Университетское управление: практика и анализ. - Екатеринбург, 2014. - 7-25 с.
31. Богдан Н.Н. Психологические аспекты в организационной культуре / Н.Н. Богдан, И.Ю. Парфенова.- Омск, 2017. - 23-30 с.
32. Белова Л.И. Корпоративная культура российского университета как объект анализа / Л.И. Белова. - Тверь, 2016. -186 с.
33. Береснева С.В. Ориентация на заказчика в организационной культуре образовательных учреждений / С.В. Береснева, А.К. Клюев // Стратегическое планирование в учебных заведениях. - Питер, 2015. - 45-50 с.
34. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике / А. Беляев // Высшее образование в России. - Москва, 2015. - 62-65 с.
35. Камерон К.С. Диагностика и изменение организационной культуры / К.С. Камерон, Р.Э. Куин; Под ред. И.В. Андреевой. - СПб.: Питер, 2013. - 320 с.
36. Прохоров А.В. Корпоративная культура как основа имиджа университета / А.В. Прохоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион,
2016. - 50-56 с.
37. Яблонскене Н.Л. Корпоративная культура современного университета / Н.Л. Яблонскене // Университетское управление: практика и анализ. - Воронеж, 2016.- 7-25с.
38. Горшкова О.В. Роль корпоративной культуры в формировании
эффективного университета / О.В. Горшкова, Г.И. Мальцева // Университетское управление: практика и анализ. - Питер, 2016. - 40-44с.
39. Манузина Е. Б. Педагогическое сопровождение студентов в
образовательных учреждениях высшего профессионального образования/ Е.Б. Манузина. - Краснодар, 2017. - 28с.
40. Масленникова В.Ш. Корпоративная культура и PR / В.Ш. Масленникова. - Москва, 2017. - 158с.
41. Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г. Мещерякова,- 2-е изд., перераб. и доп. - Москва, 2016. - 440с.
42. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних учебных заведений. - Москва, 2015. - 320с.
43. Ньюстром Д. и Дэвис К. Организационное поведение [Текст] СПб., 2016.
44. Соломанидина, Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, кейсах и схемах [Текст] / Т.О.Соломанидина. М.: ИНФРА-М, 2017.
45. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культуры [Текст] // Управление персоналом. 2016. №11. С.16-19
46.Чайковская И.А. Организационная культура в условиях изменяющейся внутренней и внешней среды [Текст] // Вестник ОГУ №12 (118)/декабрь
2017. С. 34-42.
47. Организационная культура: теория и практика [Текст] С-Пб.: Питер, 2015.
48. Ким С. Камерон, Роберт Э. Куинн. Диагностика и изменение
организационной культуры. СПб.: Питер, 2016. 320 с
49. Асаул А. Н. Культура организации: проблемы формирования и управления. СПб.: Гуманистика, 2016. 203 с.
50. Ильина О.С. Корпоративная культура: тенденции развития и инструменты регулирования // Вестник РУДН. Серия: социология. 2017. №2. С. 66-70.
51. Богдан, Н.Н. Организационная культура вуза: теория, исследование, практика: монография / Н.Н. Богдан, М.Г. Масилова, И.Ю. Парфенова. - Владивосток: Издво ВГУЭС, 2017. - 244 с.
52. Масилова, М.Г. Организационная культура и результативность
деятельности вуза / М.Г. Масилова, Н.Н. Богдан // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - №2 (84). - С. 34-40.
53. Трубникова В.В.идр. Организационная культура как компонент инновационной политики вуза // Международный журнал экспериментального образования. 2015. No5. С.69
54. Богдан Н.Н., Парфенова И.Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское управление: практика и анализ. 2016. No6. С.24.
55. Управление высшими учебными заведениями / Под ред. С.Д.Резник, В.М. Филиппова. М., 2015.
III. Электронные ресурсы:
56.Значение слова Анализ по Ефремовой// http://tolkslovar.ru/a3913.html[дата обращения 01.01.2018].
57. Интерпретация в Энциклопедическом словаре// http://tolkslovar.ru/i3057.html[дата обращения 28.01.2018].
58. Управление организационной культуры //
https://vuzlit.ru/448163/zaklyuchenie[дата обращения 29.01.2018].
59. Формирование организационной культуры // https://novainfo.ru/article/7570[дата обращения 21.02.2018].
60. Сущность организационной культуры // http://refleader.ru/otrujgpol.html[дата обращения 02.02.2018].
61. Механизмы организационной культуры // http://www.addere.ru/f13.htm[дата обращения 02.02.2018].
62. Сведения об институте // https://kpfu.ru/sveden[дата обращения 15.03.2018].
63.Особенности формирования организационной культуры в современной России http://www.russcomm.ru/rca_biblio/a/ akperov_maslikova.shtml [дата обращения: 19.03.2018].