Введение
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты проблемы 5
формирования социальной и коммуникативной компетентности
1.1 Социальная компетентность. Сущность и механизмы 5
формирования.
1.2 Особенности формирования социальной компетентности у детей с 14 общим недоразвитием речи
1.3 Коммуникативная компетентность. Сущность и механизмы 21
формирования.
1.4 Особенности формирования коммуникативной компетентности у 30
детей с общим недоразвитием речи
Глава 2. Эксперименталная часть 40
2.1 Экспериментальное изучение сформированное™ социальной и 40
коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием
речи
2.2 Результаты и обсуждение 43
Выводы 47
Заключение 49
Список литературы 51
Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российского образования, когда дети могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
Особое внимание в последнее время уделяется ключевым компетенциям. Одной из ведущих компетенций личности, в том числе и ребенка дошкольного возраста, является коммуникативная компетенция, которая многими
исследователями признана стержневой, поскольку лежит в основе других компетенций.
Под коммуникативной компетенцией ряд исследователей (И.А. Зимняя, Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова и др.) понимают определенный уровень развития умений и навыков общаться и устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
Старший дошкольный возраст - очень благоприятен для овладения коммуникативной компетенцией, поэтому ее формирование в этом возрасте - одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении.
В настоящее время одним из самых распространенных нарушений речи является общее недоразвитие речи, которое сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывает на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетенции детей. Несовершенство отдельных составляющих коммуникативной компетенции не обеспечивают процесса свободной коммуникации, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности
препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольника. Замедленный темп
формирования коммуникативной компетенции сильно отражается на обучаемости детей с общим недоразвитием речи.
Поиск направлений совершенствования коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, связан с изменениями требований к содержанию и характеру дошкольного образования, в связи с этим повышается актуальность данной тематики, так как высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации детей в любой социальной среде.
Одним из условий приобщения детей дошкольного возраста к региональной культуре является использование ее в воспитательно - образовательном процессе дошкольного учреждения. Но успех решения данной задачи возможен в том случае, если материалы на основе региональной культуре станут значимыми в деятельности ребенка, т.е. будут применяться в общении, игре, посильном труде, конструировании, в художественной и других видах деятельности. Однако практические пути решения изучаемой нами проблемы в дошкольном учреждении с детьми, имеющими речевое недоразвитие, остаются недостаточно разработанными. Слабо отражены данные вопросы и в педагогической науке.
Выявлены противоречия между требованиями Г осударственного образовательного стандарта образования, отражающими объективную
необходимость владения выпускниками дошкольного учреждения ключевыми компетенциями, в том числе и коммуникативной, способных ориентироваться в окружающем их мире, готовых к общению, а также противоречия между накопленной богатой практикой обучения в дошкольном учреждении и недостаточным практическим использованием её в процессе обучения.
Проблема исследования: охарактеризовать особенности формирования социальной и коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативной и
социальной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс формирования социальной и
коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: социальная и коммуникативная компетентность у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: нарушение речевого развития замедляет
формирование социальной и коммуникативной компетентности.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и уточнить понятие «социальная компетентность»
2. Проанализировать состояние проблемы в психолого-педагогической литературе и уточнить понятие «коммуникативная компетентность»
3. Экспериментально исследовать уровень сформированное™ коммуникативной компетенции старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Теоретико-методологическая основа исследования. Приоритетное значение для нашего исследования имеют работы, посвященные особенностям формирования коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Т.Н. Волковской, О.В. Дзюбы, Л.С. Дмитриевских, Н.В. Дубовой, О.С. Павловой, Л.Г. Соловьевой, Г.Х. Юсуповой и др.
Современному подходу к определению компетенции посвящены исследования А.Г. Бермуса, И.А. Зимней, Д.А. Иванова, А.В. Хуторского, С.Е. Шишова, А.Н. Щукина и др.
Раскрытию понятия «коммуникативная компетенция» посвящены исследования Н.В. Микляевой, К.Ф. Седова, М. Кэнэла и М. Свейна, В.И. Тесленко и С.В. Латынцева, Н.И. Гез, В.М. Топаловой и др.
В работе используются следующие методы исследования:
1) теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
1) эмпирические: педагогический эксперимент
2) количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение "Детский сад № 316 комбинированного вида" Советского района г.Казани
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Развитие коммуникативной компетенции занимает ведущее место, так как умение общаться является основой данной компетенции и имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста. Процесс общения в
дошкольном возрасте является сложной деятельностью, требующей специфических знаний и умений, которыми ребенок овладевает в процессе
усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативной
компетентности выступает залогом успешной адаптации детей в любой социальной среде, поэтому развитие коммуникативной компетенции у детей с общим недоразвитием речи становится актуальным, так как в последнее время возрастает число детей с таким недостатком.
Нарушения речевой функции негативно отражаются на формировании коммуникативной компетенции дошкольников. Отставание в развитии речи, ее незрелость сопровождается замедленным развитием отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью в поведении, сложности
коммуникативного процесса, следовательно, затормаживает развитие
коммуникативной компетенции у дошкольников.
В исследовании принимали участие 24 ребенка старшей группы детского сада, из них 12 детей имели общее недоразвитие речи, III уровень речевого развития, 12 детей составили контрольную группу.
На констатирующем этапе было проведено диагностирование детей, которое включало в себя: определение уровня знаний индивидуальной
ответственности, определение уровня знаний и норм социального поведения, получение представления о поведении индивида в социальной ситуации. Результаты эксперимента показали, что у детей с ОНР низкий уровень социальной компетентности. У детей отрывочные знания социальных норм поведения, имеющиеся знания дети не готовы реализовывать, так же наблюдается социальная инактивность, у них снижено чувство социальной включенности и индивидуальной ответственности. Средний балл у детей с ОНР составил 2.4, 75% детей показали низкий уровень социальной компетентности, 25% детей средний балл.
Результаты диагностики сформированное™ коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР показали, что уровень сформированное™ коммуникативной компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи низкий уровень составил 91,7%, средний уровень - 8,3%. Для диалогической речи дошкольников с ОНР характерно нежелание вступать в диалог, в высказываниях детей отмечено нарушение связности и логичности, предложения простые, незаконченные. Несформированность связной монологической у всех испытуемых отмечалась в неумении строить связные высказывания, наблюдались простые фразы с нарушением лексико-грамматического строя, пересказ составлялся по наводящим вопросам, отмечались пропуски отдельных моментов действия или целого фрагмента, рассказ-описание и на основе личного опыта представлял у большинства детей простое перечисление предметов и действий.
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Речевое развитие дошкольников [Текст]. - М.: Академия, 2001. - 160 с.
2. Белянин, В.П. Психолингвистика [Текст]. - М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2008. - 232 с.
3. Бермус, А.Г. Система качества профессионально-технического образования. - Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та, 2002. - 220 с.
4. Волковская, Т.Н., Юсупова, Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М: Книголюб, 2004. - 104 с.
5. Воробьева, В.К. Обучение первоначальному навыку связного
высказывания младших школьников с моторной алалией//Дефектология . - №4.
- 2002.
6. Гаркуша, Ю.Ф. Коржевина, В.В. Особенности общения детей
дошкольного возраста с недоразвитием речи [Текст]// Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. - М., 2001. - С. 84100.
7. Гез, Н.И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований (Иностранные языки в школе. - 1985. -
№ 2. -С. 17-24) [Электронный ресурс].Режим доступа: http: //www.rusnauka. com/12_DN_2015/Pedagogica/2_191593.doc.htm
8. Глухов, В.П., Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - М., 2004. - 223 с.
9. Грибова, О. Е. К проблеме анализа коммуникации у детей с речевой патологией (Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2015/
10. Гуменная,Г.С. Психолого-педагогическаятипологиядетейс недоразвитиемречи[Электронныйресурс]
11. Гущина, Е.А. Игровые подходы в развитии коммуникативных способностей старших дошкольников [Текст] / Е. А. Еущина // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 36-38.
12. Демина, Г.Д. Реализация региональных и муниципальных приоритетов развития дошкольного образования в рамках ФГОС ДО на примере изучения истоков русской народной культуры [Текст] // Вопросы дошкольной педагогики. - 2015. - №3. - С. 76-78.
13. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с ОНР [Текст]. - М., 2009. - 121 с.
14. Дмитриева, Е.Е., Ветрова, Я.И. Особенности коммуникативной компетентности у старших дошкольников с общим недоразвитием речи[Текст] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - С. 12-24.
15. Дмитриевских, Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетенции как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 1. - С. 168-174.
16. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]. - М.,1998. - 97 с.
17. Дошкольная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова; под общ. ред. Н.В. Микляевой. - М.: Юрайт, 2015. - 496 с.
18. Дубова, Н.В. Об особенностях навыков общения дошкольников с ОНР [Текст] // Логопед в детском саду. - 2006. - № 3. - С. 36-38.
19. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.assessor.ru/zakon/273-fz-zakon-ob-obrazovanii-2013/
20. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст]. - М., 2004. - 264 с.
21. Зотова, И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации личности студента в условиях информатизации общества [Текст]// Актуальные социально - психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве XXI века». - Кисловодск, 2006. - С. 109-119.
22. Иванов, Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с.
23. Кондратенко, И.Ю. Формирование коммуникативного поведения у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста // Коммуникативноречевая деятельность детей с отклонениями в развитии: монография [Текст]. - Архангельск, 2009. - 130 с.
24. Красных, В.В. Основы психолингвистики и теории коммуникации [Текст]. - М.: ИТДГК «ГНОзис», 2001. - 234 с.
25. Красовская, Е.В., Данилова, А.Н. Формирование коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы V междунар. науч. конф. - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 80-82.
26. Кэнэл, М., Свейн, М. Структура коммуникативной компетенции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview
27. Логопедия [Текст] /под ред. Волковой Л.С., Шаховской С.Н. - М., 2003. - 325 с.
28. Ломакина, О.Е. Проективность в методике формирования
коммуникативной компетенции студентов языкового вуза [Текст]. - Волгоград:
Перемена, 2003. - 96 с.
29. Мастюкова, Е.М. Логопедия [Текст]. - М.: Просвещение, 2000. - 342 с
30. Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст]. - М.: МПСИ, 2004. - 400 с.
31. Немов, Р.С. Психологический словарь [Текст]/Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2007. - 354 с.
32. Общая психология: Учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. М.В, Еамезо. - М.: Ось-89, 2007. - 352 с.
33. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. - М.: ИТИ ТЕХНОЛОЕИИ, 2003. - 944 с.
34. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием речи: Монография [Текст]. - М.: МОСУ, 2007. - 97 с.
35. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5- 7 лет [Текст]/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- 64 с.
36. Перспективы вхождения России в единое европейское образовательное
пространство [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.madrace.ru/bolonskiy-protsess/kurs-perspektivi-vchozhdeniya-rossii-v-
edinoe-evropeyskoe-obrazovatelnoe-prostranstvo/vse-stranitsi
37. Проект государственного образовательного стандарта [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
38. Психологический словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://hum.edu- lib.net/pedagogika-psihologiya/psihologicheskiy-slovar-pod-red-a-v-petrovskogo
39. Рузаева, И.В. Развитие связной монологической речи с учетом национально-регионального компонента [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://festival.1 september.ru/articles/587127/
40. Сальникова, О.С. Что включает в себя коммуникативная компетенция? // Начальная школа Плюс: До и После [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https: //docviewer.yandex.ru
41. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции [Текст]/ К.Ф. Седов. - М., 2004. - 121 с.
42. Смирнова, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста [Текст] // Воспитатель дошкольного общеобразовательного учреждения. - М., 2008. № 1. - С. 58-65.
43. Смирнова, Е.А. Формирование коммуникативной компетентности: Теория и практика проблемы. Монография [Текст]. - Шуя: Издательство Весть,
2006. - 165 с.
44. Соловьева, Л.Е. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи [Текст]// Дефектология. - 1996. - №1. - С. 62-66.
45. Спирова, Л.Ф., Особенности развития связной речи у детей с общим ее недоразвитием. - М., 2004. - 164 с.
46. Стандарт основного общего образования по русскому языку [Элeктpoнныйpecypc].Peжимдocтyпa:http://msЛseptember.m /article.php?ID=200400907
47. Степанова, И.В. Программа дополнительного образования с национальнорегиональным компонентом для детей с ОНР [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/programa-dopolnitelnogo-obrazovanija-s- nacionalno-regionalnym-komponentom-dlja-detei-s-onr.html
48. Столяренко, Л.Д. Психология общения [Текст]/ Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. - 317 с.
49. Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oskoluno.ru/documents/str_raz-bel-oblasti-2013-2020.pdf
50. Сурыгин А.И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке [Текст]. - СПб.: Златоуст, 2000. - 230 с.
51. Тесленко, В.И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография [Текст]/ В.И. Тесленко, С.В. Латынцев. - Красноярск, 2007. - 124 с.
52. Ткаченко, Т.А. Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет [Текст]. - М.: Ювента, 2008. - 24 с.
53. Топалова, B.M. Формирование социокультурной компетенции студентов техническоговуза[Электронныйресурс].Режимдоступа:
http://www.dissercat.com/content/formirovanie-sotsiolingvisticheskoi-kompetentsii-
v-protsesse-obucheniya-ustnomu-inoyazychnom
54. Усольцева, Н.К. Формирование предпосылок диалогического общения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecat.lib.mpgu.edu /opac/index.php?url=/notices/index/IdNotice:63465/Source:default
55. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. - М: Перспектива, 2014. - 32с.
56. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]. - М., 2011. - 225 с.
57. Халилова, Л.Б. Методы психолингвистического изучения детей с нару
шениями речи // Современные исследования в области образования мышление [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http: //www.ronl .ru/referaty/pedagogika/171521/