Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №44392

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы50
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы прогностической компетентности
1.1. Прогностическая компетентность как свойство
личности 6
1.2. Коммуникативные характеристики прогностической компетентности младших школьников с нарушениями
речи 15
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Экспериментальное исследование коммуникативных характеристик прогностической компетенции младших школьников с нарушением речи
2.1. Организация, содержание и результаты исследования коммуникативных характеристик прогностической компетентности
младших школьников с нарушениями речи 25
2.2. Методические рекомендации по формированию прогностической речевой коммуникации младших школьников с
нарушениями речи 33
Выводы по 2 главе 42
Заключение 44
Список литературы 46
Приложение 50


Актуальность исследования обусловлена происходящими в последнее время существенными изменениями в системе образования. В связи с внедрением инклюзивного обучения в педагогическую практику устанавливаются требования к качеству образования, в основе которых лежат понятия «компетенция» и «компетентность», как педагогов, так и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с нарушениями речи. В данной работе понятие «прогностическая компетентность» приближено вслед за В.Д. Менделевичем к термину «антиципационная состоятельность» и рассматривается как «способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением»
В настоящее время исследования предвосхищения и прогнозирования сконцентрированы в основном в аспекте онтогенетического развития антиципации, в клиническом направлении, в контексте профессиональной педагогической деятельности, интенсивно ведутся исследования психофизиологических основ антиципационной деятельности.
Обзор современных научных работ приводит к выводу, что коммуникативная характеристика способности упреждать события недостаточно исследована и описана в литературе и, соответственно, остается открытым вопрос о прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи. Изучение характеристик данного явления с точки зрения речевой коммуникации является новым и заслуживающим особого внимания направлением.
Методологической основой исследования выступили положение об общих закономерностях развития ребенка в норме и при системных нарушениях (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Р.Е. Левина, и др.) и работы по изучению прогностической компетентности (антиципационной
состоятельности) В. Д. Менделевича, Н. П. Ничипоренко, М. М. Солобутиной, А. И. Ахметзяновой. При рассмотрении коммуникативных характеристик прогностической компетентности особое значение имеет концепция Р. М. Фрумкиной. В данной концепции объясняется механизм речевого прогнозирования. Важным положением в рамках изучения речевых предвосхищений в смысловом восприятии языковых средств является сведения о двухуровневости прогнозирования, более подробно раскрытые в работах И. А. Зимней.
Цель работы заключается в изучении коммуникативных
характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи.
Объект исследования - прогностическая компетентность младших школьников с нарушениями речи.
Предмет исследования - особенности коммуникативных
характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи.
Гипотеза исследования состоит в том, что нарушения речи, имеющиеся у младших школьников, снижают уровень коммуникативных характеристик их прогностической компетентности.
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность понятия прогностическая компетентность, сделав обзор научной литературы по данной теме.
2. Изучить особенности коммуникативных характеристик прогностической компетентности младших школьников с нарушениями речи.
3. Разработать методические рекомендации по формированию прогностической речевой коммуникации младших школьников с нарушениями речи.
Методы исследования: в ходе теоретического и методологического обоснования проблемы использовались теоретические методы аналитического исследования, позволяющие высказать предположения о взаимосвязи изучаемых явлений, выстроить логическую цепочку фактических доказательств и осуществить интерпретацию полученных данных; эмпирические методы измерения и сравнения; статистические методы обработки результатов.
Надёжность и достоверность эмпирических результатов работы обеспечивалась непротиворечивостью теоретических концепций, лежащих в основе исследования; адекватностью методического инструментария поставленным задачам; надёжностью используемых методик; репрезентативностью выборки испытуемых; корректным использованием методов математической статистики.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней аккумулирован научный материал в виде обзора теоретикометодологических понятий в поле исследуемой темы.
Практическая ценность работы заключается в возможности использования полученных данных и теоретических положений в практической работе специалистов психологических служб, а также логопедов и педагогов. Полученные данные и приведенные в работе рекомендации могут быть полезны при разработке тренингов и коррекционных занятий для младших школьников с нарушениями речи.
Статья по материалам исследования включена в электронный сборник, выпускаемый к началу работы V Международной научно-образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (25.04.2018 г.).
Структура дипломной работы включает введение, две главы и заключение, а также список литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Прогностическая компетентность - устойчивая характеристика личности, представленная сформированной системой конкретных знаний и действий, и, прежде всего, внутренних средств построения и регуляции прогностической активности, обеспечивающих эффективное прогнозирование. Проведенный анализ современных исследований показал, что коммуникативная функция этого явления особенно важна для младшего школьного возраста в процессе социализации личности. Особенности прогностической компетентности у младших школьников как фактора их успешной/неуспешной социализации изучены недостаточно.
Согласно данным эмпирического исследования дети с особенностями речевого развития из-за нарушений социального взаимодействия не всегда способны адекватно оценивать и прогнозировать свои высказывания и высказывания собеседника, анализировать чувства и эмоции партнера. Эти недостатки приводят к социальной депривации ребенка, из-за чего он не в состоянии обогащать свой жизненный опыт. Ограниченный круг общения тормозит потенциально возможное развитие ребенка. Психические недостатки (нарушения мышления, внимания, памяти), негативно влияющие на анализ, запоминание и воспроизведение полученного опыта не должны оставаться без коррекционного воздействия.
Полученные данные убеждают нас в необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей младшего школьного возраста с нарушениями речи. Важно разработать соответствующие уровню их речевого и когнитивного развития методики коррекционно-педагогического воздействия, определить реальные возможности оптимизации учебной деятельности за счет усиления коммуникативной направленности каждой из них. Примеры вариантов использования интерактивных приемов расширения поля деятельности с целью развития прогностических способностей приведены в приложении 2.
Предусмотрительность, предвосхищение, установление причинноследственных связей является непременным условием взаимодействия личности с социумом. По этой причине особую значимость приобретает проблема о возможном воспитании предусмотрительности вообще и применительно к конкретной сфере жизни.



1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка // Культурно-историческая психология и конструирование миров. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. - С. 258 - 372.
2. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность как ресурс социализации младшего школьника с дефицитарным развитием: ключевые характеристики модели /А.И.Ахметзянова, А.Т.Курбанова // Материалы Мждународной научно-методической конференции "Тенденции и перспективы развития современной психологической науки и практики". - Алматы: аза университету 2017. - С.131-134. http: //dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/117687
3. Ахметзянова А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та. - 2017. - 45 с. https://repository.kpfu.ru/eng/?p_id=172058&p_lang=2 https://kpfu.ru/Zstaff files/F 289261338/posobie blok.pdf
4. Ахметзянова А.И., Нигматуллина И.А. Речевая коммуникация в
структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи / А.И.Ахметзянова, И.А.Нигматуллина // Гуманитарные науки. - 2017. - 2(38). - С. 105-114.
http: //dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/116435
5. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений. - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1997. - С. 342 - 458.
6. Бершанская О.Н. Антиципация как средство повышения активной и
осознанной деятельности младших школьников на уроках
литературного чтения: Автореф. дис. ... канд.пед.наук/ О.Н.
Бершанская. - Москва, 2009. - 22 с
7. Вероятностное прогнозирование в речи / Под ред. Р.М.Фрумкиной. М.: Наука, 1971. 230 с.
8. Гаврилушкина О.П., Егорова М.А. Дети с особыми образовательными потребностями в начальной школе // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Т. 8. № 3. C. 141-152 doi: 10.17759/psyedu.2016080313
9. Глухов В. П. Психолингвистика. Учебник для факультетов специальной педагогики и психологии педагогических и гуманитарных вузов и коррекционных педагогов-практиков. -М.., Изд-во В. Секачев.- 2013-344 с
10. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией // Дефектология. - М.: 1995, № 6. - С. 12 - 19.
11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. — 320 с.
12.Зимняя И.А Лингвопсихология речевой деятельности. — М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО
«МОДЭК», 2001. - 432 с. [http://psychlib.ru/mgppu/zlp/zlp-001-.htm#]
13. Ломов Б. Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М.,
1980. 278с.
14. Матвеева Л.Ю. Вероятностное прогнозирование звучащей речи: к постановке проблемы (обзор) //Саратовский научно-медицинский журнал 2015. Т. 11. №4. С. 216-220
15. Менделевич В. Д., Соловьева С. Л. Неврозология и психосоматическая медицина. М.: МЕДпресс-информ, 2002. 608 с.
16. Нигматуллина И.А. Прогностическая компетентность как фактор успешной социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья // И.А.Нигматуллина, Л.Д.Файзрахманова,
Ф.Р.Яппарова / Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика: сборник научных трудов
Международной научно-образовательной конф. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. - Вып. 11. - С. 73-78.
https://repositorv.kpfu.ru/7p id=158336
17. Ничипоренко Н. П., Менделевич В. Д. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования // Психологический журнал. 2006. № 5. С. 50-58
18. Ничипоренко Н.П. Прогностическая компетентность в системе личностных свойств // Вопросы психологии. 2007. No2. С.123-130.
19. Присяжная А. Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых [текст] / А. Ф, Присяжная // Педагогика. - 2005. - №5. -
С.71-78.
20. Регуш Л. А. Психология прогнозирования: успехи и познания будущего. - СПб.: Речь, 2003. - 352 с.
21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.
22. Селевко Г. Компетентности и их классификация / Г. Селевко // Народное образование. - 2004. - №4. - С. 138-143.
23. Сергиенко Е. А. Антиципация как принцип развития. М., 1997.
24. Солобутина М.М. Прогностическая способность в структуре коммуникативной компетентности // Научный журнал «Образование и саморазвитие» - No2 (8) - Казань: «Центр инновационный технологий»,
2008. - с. 72-78.
25. Спирова, Л.Ф. Особенности речевого развития речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи./ Л.Ф. Спирова. - М.: Педагогика, 2010
26. Сумина Н.Е., Ничипоренко Н.П. Связь антиципационной состоятельности с личностными свойствами // Психологический журнал. 2007. Т. 4. №4. С. 22-29 https://readera.ru/140194528
27. Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Елисеенкова О.М. Формирование коммуникации дошкольников с общим недоразвитием речи // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2015. - № 3. - С. 151-151;
28. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научнометодическое пособие. - М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. - 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»)
29.Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста. Изучение, диагностика, развитие. Национальный книжный центр. Москва, 2011. - 192 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ