Оглавление 5
Введение 8
Раздел 1 Маркетингово-аналитическая часть 11
1.1. Анализ рынка автомобилей 12
1.1.1 .Рынок продаж грузовых автомобилей в России 12
1.1.2. Парк грузовых автомобилей 13
1.2. Анализ рынка услуг конкурентов 16
1.3. Характеристика предприятия 17
1.3.1. Сведения о предприятии Ресурсный центр АО "ТФК "КАМАЗ" 17
1.3.2. Модельный ряд автомобилей КАМАЗ 19
Выводы по разделу 28
Раздел 2 Организационно-технологическая часть 29
2.1. Организационная структура предприятия 30
2.2. Требования к организации автоцентра 30
2.2.1. Требования к наличию и состоянию помещений 30
2.2.2. Требования к технической оснащенности 32
2.2.3. Требования к складу запасных частей 33
2.3. Расчет производственной программы предприятия 34
2.3.1. Выбор исходных данных 34
2.3.2. Расчёт годового объёма работ 35
2.3.3. Расчет числа постов и автомобиле-мест 37
2.3.4. Расчет числа рабочих 39
2.3.5. Определение потребности в технологическом оборудовании 40
2.3.6. Расчёт площадей 42
2.3.7. Основные показатели оценки проектных решений 45
2.4. Технический проект агрегатного участка 46
2.4.1. Характеристика агрегатного участка 46
2.4.2. Подбор технологического оборудования и оснастки 46
2.4.3 Технологический процесс агрегатного участка 48
2.4.4 Уточнённый расчёт площади агрегатного участка 49
2.5. Технологический процесс разборки коробки передач ZF 16S 2220 TD 50
2.5.1 Разборка деталей делителя 51
2.5.2 Разборка деталей картера средней части коробки 59
2.5.3 Демонтаж и разборка корпуса механизма переключения передач во фрикционно-оптимальном исполнении (на рисунке показан Н-образный
механизм двухуровневого переключения) 64
2.5.4 Демонтаж деталей картера сцепления 66
2.5.5 Демонтаж валов 73
2.5.5 Специальный инструмент 81
Выводы по разделу 82
Раздел 3. Разработка стенда сборки разборки коробки передач ZF 84
3.1. Общие сведения 85
3.2 Расчет стенда для разборки - сборки коробки передач 88
3.2.1 Выбор редуктора, рассчитываем требуемое передаточное отношение
редуктора 88
3.2.2 Расчёт сварного шва 92
Выводы по разделу 93
Раздел 4. Технологическая и экологическая безопасность 94
4.1. Анализ безопасности реконструируемого объекта 95
4.1.1. Категория пожарной опасности предприятия 95
4.1.2. Характеристика помещений по степени поражения электрическим током
95
4.1.3. Комфортность условий на рабочем месте 96
4.1.4. Вентиляция в помещении 97
4.2. Разработка мероприятий по безопасной эксплуатации выбранного
оборудования 98
4.3. Расчет выбросов загрязняющих веществ на посту мойки деталей КП ZF.
Выводы по разделу 102
Раздел 5. Экономическая часть 103
5.1. Расчет основных технико - экономических показателей 104
5.1.1. Расчет доходов 104
5.1.2. Расчет расходов 104
5.1.4. Расчёт прибыли 105
5.2. Оценка эффективности капиталовложений 106
5.2.1. Чистая текущая стоимость (ЧТС) 107
5.2.2 Индекс рентабельности (PI) 108
5.2.3 Срок окупаемости (СО) 108
5.2.4 Текущая окупаемость (ТО) 108
5.2.5 Коэффициент эффективности инвестиций (КЭ!) 109
5.2.6 Коэффициент рентабельности (КР) 109
Выводы по разделу 109
Заключение 111
Список использованных источников 112
Главной задачей автотранспорта является своевременная доставка народнохозяйственных грузов, основываясь на повышении качества и увеличения мощности работы всей транспортной системы.
Эффективность работы автомобильного транспорта основывается на надежности, которая достигается в процессе его производства, эксплуатации и ремонта:
- безупречностью конструкции и высоким качеством изготовления;
- своевременным и качественным выполнением технического ремонта и обслуживания, с привлечением высококвалифицированного персонала;
- своевременным и актуальным обеспечением, с использованием материалов и запасных частей высокого качества;
- с обязательным соблюдением норм технической эксплуатации и государственных стандартов;
Стандарты технического обслуживания и ремонта, учитывающие определенные условия эксплуатации автотранспорта, установлены на основе надежности и качества производимого в стране автомобильного транспорта. Организации и предприятия производители автомобильного транспорта и отраслей смежных данному направлению:
- пользуются единой политикой и несут ответственность за соответствие требованиям конструкторской документации и за качество выпускаемой продукции, за удовлетворение потребностей потребителей автомобильного транспорта и запасных частей, а также несут ответственность способность приспосабливаться к различным условиям эксплуатации и в количествах в соответствии с установленными стандартами;
- проводят мероприятия по повышению качества изготавливаемой продукции и надежности выпускаемого автотранспорта, мероприятия направленные на снижению трудовых и материальных затрат при ремонте и техническом обслуживании автотранспорта;
- проводят унификацию выпускаемой продукции с целью сокращения количества технологически совместимых групп, а также сокращению расходов на выпуск продукции;
- в случае необходимости разрабатывают новые конструкции, изготовляют образцы и после согласования организуют промышленное, массовое производство нестандартного оборудования, оснастки и специализированного инструмента для технического обслуживания и ремонта нестандартного автотранспорта;
- участвуют в освоении новых моделей автомобильного транспорта методом своевременного обеспечения автотранспортных и авторемонтных предприятий технической документацией, образцами и эталонами нестандартного оборудования, оснастки специализированного инструмента, запасными частями и эксплуатационными и расходными материалами, необходимыми для организации технического обслуживания и ремонта автотранспорта;
- осуществляют мероприятия направленные на рациональное использование топливных и энергетических ресурсов, а также направленные на защиту окружающей среды при работе автомобильного транспорта;
- создают единую информационную базу на данных полученных с автотранспортных и авторемонтных предприятий, необходимой для контролирования качества изготавливаемой продукции, и своевременному изменению конструкции автотранспорта;
В связи обновлением модельного ряда, перехода на новые технологии, а также спрос на более высокие требования со стороны потребителей производственные объединения автомобильной промышленности создали и развивают фирменные системы обслуживания и ремонта автомобилей новых моделей. Авторемонтные предприятия при крупных организациях больше не
востребованы, так как гарантийный ремонт и постгарантийный ремонт осуществляется в сервисных центрах. Содержание и обслуживание своего авторемонтного предприятия экономически нецелесообразно. Наиболее развитой в нашей стране является фирменная система ПАО «КАМАЗ». В составе ПАО «КАМАЗ» существует 4 завода по ремонту силовых агрегатов КАМАЗ и более 300 автоцентров по всей России и СНГ. В период наибольшего развития, годовая производственная программа заводов и автомобильных ремонтных предприятий по ремонту агрегатов в г. Набережные Челны достигла 50 000 единиц, что не уступает лучшим зарубежным заводам и сервисным центрам.
Цель данной выпускной квалификационной работы повышение качества агрегатных работ в сервисном центре КАМАЗ г. Набережные Челны за счёт разработки и внедрения стенда сборки-разборки КПП. Задачи:
1. Анализ рынка продаж, парка, сервиса грузовых автомобилей.
2. Расчёт производственной программы предприятия;
3. Разработка стенда по разборки и сборки коробок передач
4. Анализ технической и экологической безопасности
5. Анализ экономической целесообразности введения стенда по разборке и сборки коробки передач.
Объект выпускной квалификационной работы: Ресурсный центр АО «ТФК «КАМАЗ».
Предмет выпускной квалификационной работы: процесс ремонта коробок передач автомобилей КАМАЗ.
В выпускной квалификационной работе рассмотрено пять основных разделов. Графическая часть состоит из 8 листов формата А1. Текстовая часть состоит из расчетно-пояснительной записки объёмом 114 страниц.
В выпускной квалификационной работе дана краткая характеристика рынка продаж грузовых автомобилей, рассмотрена его структура.
В качестве объекта совершенствования был выбран агрегатный участок. Для него была разработана схема технологического процесса. Подробно представлен технологический процесс: по разборке и сборке коробок передач ZF.
В агрегатный участок было предложено установить разработанный стенд по разборке и сборке коробок передач ZF, повышающий механизацию работ на агрегатном участке.
Так же дана общая характеристика предприятия с точки зрения безопасности жизнедеятельности, подробно рассмотрены вредные и опасные факторы, а также подробно описаны мероприятия снижающие действие вредных и опасных факторов.
В экономической части произведен расчет экономической эффективности от модернизации участка и оборудования. Для совершенствования работы агрегатного участка необходимо инвестиций в размере 60 000 рублей. Расчет экономической эффективности показал, что оборудование окупится в течение 2,25 года и в дальнейшем будет приносить прибыль.
1. Официальный сайт аналитического агентства Автостат. Ресурс доступа http://www.autostat.ru . Дата обращения 01.06.2019 г.
2. Рынок грузовых автомобилей в 2018 году. Ресурс доступа: http://www.autostat.ru Дата обращения: 01.06.2019
3. Структура парков грузовиков в России в 2018 году. Ресурс доступа: http://www.autostat.ru . Датаобращения 01.06.2019 г.
4. Структура парка по нормам токсичности. Ресурс доступа http://www.autostat.ru . Дата обращения 01.06.2019 г.
5. Официальный сайт ОАО «КАМАЗ». Ресурс доступа: http://www.kamaz.ru. Дата обращения 01.06.2019 г.
6. Официальный сайт Ресурсный центр АО «ТФК «КАМАЗ» . Ресурс доступа: http://tfk-kamaz.ru . Дата обращения 01.06.2019 г.
7. Политика ПАО «КАМАЗ» о сервисных центрах «КАМАЗ» Ресурс: https://pandia.ru/text/77/404/36128.php . Дата обращения: 01.06.2019
8. СниП 2-04-05-87. Отопление, вентиляция и кондиционирование / Г осстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстрой СССР, 1990 - 64 стр.
9. СниП 2-4-89. Естественное и искусственное освещение / Госстрой СССР. - М.: Стройиздание.
10. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. - М.: Транспорт, 2006 - 175 стр.
11. Клейнер Б.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление. -М.: Транспорт, 2005 - 237 стр.
12. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей. Учебник для вузов. 4-е изд.; перераб. дополн. - М.: Наука, 2001 - 535 стр.
13. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Транспорт, 1993 - 241 стр.
14. Руководство по ремонту коробки передач ZF. Ресурс: https: //www.remkam. ru Дата обращения: 01.06.2019 г.
15. Техническое устройство автомобиля. Ресурс доступа http://www.autoslesar.net. Дата обращения 01.06.2019 г.
16. Экономика и организация производства в дипломных проектах. - Л.: Машиностроение, 2005.
17. Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание - М.: Машиностроение, 1996. - 256 стр.
18. Официальный сайт ОАО «ГАРО». Ресурс: https://www.garo.cc. Дата обращения 01.06.2019 г.
19. Официальный сайт Группы компаний «КАМАРЕГИОН». Ресурс доступа: http://kamaregion.ru/ . Дата обращения: 01.06.2019 г.
20. Попова Г.Н., Алексеев С.Ю. Машиностроительное черчение. Справочник. - Спб.: Политехника, 2001.
21. Официальный сайт Центрального банка России. Источник: https://www.cbr.ru/ Дата обращения:01.06.2019 г.
22. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя, в 3-х томах. - М.: Высшая школа, 2001.
23. Вардолошеев В.Н., Поворушенко Н.Г. Проектирование и
реконструкция предприятий автомобильного транспорта. Учебное пособие. - Киев: КАДи, 2002 - 52 стр.
24. Дипломное проектирование [Текст]: учебное пособие / И.В. Макарова, Р.Г. Хабибуллин, Э.М. Мухаметдинов, Л.М. Габсалихова; Набережночелнинский институт (филиал) КФУ. - Набережные Челны, 2014 - 192 с.