Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В КАЗАНИ В СРАВНЕНИИ С ГОРОДАМИ-МИЛЛИОННИКАМИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Работа №54988

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы145
Год сдачи2017
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа процесса управления повышением качества жизни населения 10
1.1. Качество жизни населения: основные составляющие 10
1.2. Особенности процесса управления повышением качества жизни
населения на муниципальном уровне 20
1.3. Зарубежный опыт оценки и управления качеством жизни населения ... 25
Глава 2. Практические аспекты анализа качества жизни населения в городах - миллионниках 33
2.1. Сравнительный анализ качества жизни населения 33
в городах-миллионниках ПФО РФ 33
1.2. Оценка качества жизни населения в городах-миллионниках ПФО РФ:
итоги эмпирического исследования 54
2.3. Разработка индекса качества жизни населения 72
в городах-миллионниках ПФО РФ 72
Глава 3. Совершенствование процесса управления качеством жизни населения в городах - миллионниках 80
3.1. Оценка стратегий социально-экономического развития городов-миллионников ПФО РФ 80
3.2. Основные пути совершенствования мониторинга и управления качеством жизни населения в городах - миллионниках ПФО РФ 90
Заключение 107
Библиографический список 115
Приложение 121

В последнее десятилетие понятие «качество жизни» затвердило за собой место в научной терминологии, наряду с понятиями уровня и образа жизни. Наиболее сильный интерес к проблематике качества жизни наблюдается, в первую очередь, в благополучных городах, регионах и странах, руководство которых озадачено не столько вопросами социальной защиты и поддержки малоимущих слоев населения, сколько проблемами устойчивого социально-экономического развития. Под развитием понимается, что каждое последующее поколение живет в лучших условиях жизни, чем предыдущее.
Право населения на достойное качество жизни закреплено в Конституции Российской Федерации в пункте1 статьи 7: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» .
Правительством Российской Федерации определены цели и приоритеты политики в области социального и экономического развития. Существует документ «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (разработан в соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»). В нем указано, что «Правительству Российской Федерации предстоит ... обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни россиян, через решение демографических, социальных и экологических задач, надежное обеспечение национальной безопасности.»
Таким образом, важно понимать, что именно качество жизни населения, а не отдельные количественные характеристики социально-экономических показателей, признаются руководством России основной целью развития государства.
Впервые «качество жизни» стали обсуждать в социальных науках в 60-х годах XX века в связи с вопросами общественной безопасности, ухудшения состояния окружающей среды и повышения здоровья людей. Актуальность проблемы качества жизни сегодня высока как никогда. Она приобретает все более сложный и объемный характер, включая в себя как цели и проблемы общества в целом, так и отдельного человека. Сейчас проблема качества жизни населения - одна из самых популярных и обсуждаемых как в научных кругах, таки в общественно-политических СМИ. Ясна сложность и комплексный характер проблемы измерения и обеспечения повышения качества жизни.
Нужно отметить, что в отечественной науке отсутствует единая методология исследования качества жизни, нет общего инструментария. Данный факт усложняет исследования, но в то же время делает его результаты более актуальными и ценными для дальнейшего использования. Международный опыт показывает, что проведение систематических измерений качества жизни населения способствует своевременному выявлению очагов возникновения социальной напряженности, также дает возможность вовремя принимать меры по предотвращению кризисов.
Одной из главных причин того, что проблема качества жизни актуальна, является зависимость динамичного развития общества от системы ценностей, лежащих в основе не только государства, хозяйствующих субъектов и общественных организаций, но, прежде всего, в основе повседневной жизни каждого человека. Прежние подходы устарели и требуются новые современные подходы к управлению развитием общества, связанные, в первую очередь, с самим человеком, с развитием интеллектуального потенциала личности, способностью создавать новые знания и овладевать новыми технологиями.
В современных социально-экономических концепциях повышение качества жизни населения является критерием успеха социально-экономических преобразований в обществе, главной целью общественного развития.
В современном обществе исследование проблемы качества жизни основано на фундаментальной научной базе, созданной представителями отечественной и зарубежной науки. Теоретические и методологические предпосылки изучения термина «качество жизни» были созданы классиками
социологии М.Вебером и Э. Дюркгеймом.
Проблему качества жизни впервые начали рассматривать в 60-х годах XX века зарубежные ученые в связи с исследованиями вопросов общественной безопасности, здоровья людей и охраны окружающей среды (М.Вебер, Р.Арон, 3.Бжезинский,Д.Белл, Р.Парк, Л.Вирт, Э.Берджес, Дж.Роулз и др.). В 70-80-е годы XX века центральное место стали занимать вопросы, посвященные правам человека (демократия, свобода, равенство, степень ответственности и т.д.). Исследования обнаружили острую потребность в преодолении социальной дифференциации в обществе, выявили сложные взаимосвязи качества жизни с распространением девиантного поведения, положили начало активному обсуждению важнейших аспектов концепции общей безопасности.
Ученые занимаются поиском оптимального и объективного набора показателей качества жизни, начиная с середины 60-х годов. Но единой методики до сегодняшнего дня не существует, проблема не решена. В настоящее время в разных источниках можно найти абсолютно разные показатели, многие из которых вызывают критику исследователей с точки зрения их применимости для оценки качества жизни. Критике подвергаются как отдельные индикаторы (например, ВВП на душу населения),так и комплексные показатели (например, используемый ООН индекс человеческого развития, индекс физического качества жизни, индекс гендерного неравенства и др.).
Среди отечественных ученых можно отметить работы российских авторов:Г.В. Осипова,Л.И. Абалкина,В.Н. Бобкова,Ж.Т. Тощенко,Р.В. Рывкиной, В.Г. Алексеевой, В.В. Радаева,В.И. Верховина, З.Т. Голенковой, Т.И. Заславской,Н.П. Федоренко Н.М. Римашевской, и др.Данные ученые занимались изучение методологических основ категории «качество жизни».
Объективную и субъективную стороны качества жизни выделяют большинство ученых (Л.А. Кривоносова, Ю.В. Крупнов, Т.М. Дридзе, П.С. Мстиславский, Н.С. Маликов, Л.Ф. Орлов, и др.). Считается, что субъективные оценки качества жизни населения дают также оценить степень комфортности
проживания человека в данном социуме.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что существует большое количество работ, посвященных изучению качества жизни населения, но в то же время нет единой методологической базы для комплексного исследования данной сферы. Вместе с тем, при всем многообразии работ, пока остаются малоисследованными проблемы оценки качества жизни населения на муниципальном уровне, что обусловило её актуальность. Объектом исследования являются города - миллионники Приволжского федерального округа Российской Федерации.
Предметом исследования является качество жизни населения в городах- миллионниках Приволжского федерального округа Российской Федерации.
Цель работы состоит в исследовании управления повышением качества жизни населения в городах - миллионниках современной России для выявления проблем и разработки рекомендаций по их решению.
Эта цель определила следующие задачи:
1) раскрыть сущность качества жизни и ее составляющие;
2) выявить особенности процесса управления повышением качества жизни населения на муниципальном уровне;
3) рассмотреть зарубежный опыт оценки и управления качеством жизни населения;
4) провести сравнительный анализ качества жизни населения в городах-миллионниках ПФО РФ по количественным показателям;
5) проанализировать результаты эмпирического исследования, провести сравнительный анализ качества жизни населения в городах- миллионниках ПФО РФ по качественным показателям;
6) рассчитать индекс качества жизни населения в городах- миллионниках ПФО РФ;
7) оценить Стратегии социально-экономического развития городов- миллионников ПФО РФ;
8) разработать основные пути совершенствования управления повышением качества жизни населения в городах-миллионниках ПФО РФ и предложить мероприятия по его повышению.
Информационной основой работы явились эмпирические данные проведенного опроса, данные Федеральной службы государственной статистики РФ, периодические печатные издания, классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, материалы научно-практических конференций, исследований, опубликованные данные правительственных программ социально-экономического развития, ресурсы сети Интернет.
При написании работы использовались следующие методы: системный подход, сравнительный, социологический, статистический, математический, метод ранжирования, анкетирование.
Диссертация состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, списка использованной литературы. Структура и логика работы согласуются с предметом, целью и задачами исследования.
Во введении обоснована актуальность темы диссертационной работы, раскрыта степень разработанности проблемы в отечественной и зарубежной литературе, определены цель и задачи, объект и предмет исследования, теоретико-методологическая база диссертации, ее структура.
В первой главе представлены теоретические аспекты анализа процесса управления качеством жизни населения, раскрывается понятие качества жизни, его основные составляющие, индикаторы, особенности процесса управления качеством жизни населения на муниципальном уровне, а также зарубежный опыт оценки.
Во второй главе представлены практические аспекты анализа качества жизни населения в городах - миллионниках Приволжского Федерального округа Российской Федерации.
В третьей главе определены возможности совершенствования процесса управления качеством жизни населения в городах - миллионниках ПФО РФ.
В заключении сформулированы основные выводы по комплексному исследованию качества жизни населения на уровне города.
Органы федеральной, региональной и местной власти должны быть осведомлены о проблемах социально-экономического развития российских городов и своевременно принимать меры для их решения, повышения качества жизни населения. Решение этой задачи требует наличия сопоставимой информации о социально-экономической жизни общества, достоверной оценки экономического и социального положения населения российских городов. Эту достоверную оценку можно практически осуществить с применением предлагаемой системы легко определяемых «объективных» и «субъективных» («количественных» и «качественных») интегральных показателей качества жизни населения городов-миллионников ПФО РФ с применением рекомендованных методических подходов.
Основные результаты, их научная новизна:
- уточнение трактовки категории «качество жизни», определение её основных составляющих;
- выделение «субъективных» и «объективных» («качественных» и «количественных») показателей, влияющих на качество жизни населения.
Практическая значимость работы заключается в использовании основных результатов написания работы:
- в возможности пользоваться разработанным инструментарием для проведения оперативного мониторинга качества жизни населения города;
- в использовании результатов анкетного опроса жителей городов по оценке качества жизни для разработки рекомендаций по развитию Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Самары и Перми;
- материалы исследования могут быть использованы в работе органов местного самоуправления городов при разработке социально-экономических программ повышения качества жизни населения;
- методика и инструментарий могут быть использованы для проведения подобных исследований качества жизни населения в других городах и населенных пунктах Российской Федерации.
Тема исследования и ее практическая значимость обусловлена необходимостью: во-первых, теоретического осмысления категории «качество жизни»; во-вторых, выявления реального состояния качества жизни населения в городах-миллионниках Приволжского федерального округа Российской Федерации; в-третьих, определения пути повышения качества жизни населения и эффективного социально-экономического управления городами- миллионниками.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Качество жизни населения - понятие многоаспектное, на его повышение влияет множество самых разных показателей, факторов. Предметом исследования в данной работе является качество жизни населения в городах- миллионниках Приволжского федерального округа Российской Федерации (Казань, Нижний Новгород, Самара, Пермь, Уфа). Все вышеперечисленные города относятся к крупнейшим, в них наблюдается прирост населения (как миграционный, так и естественный, они являются центрами сосредоточения возможностей, источников занятости, социально-экономической инфраструктуры и досуга. Здесь выше реальные доходы населения, больше возможностей получения качественных услуг здравоохранения, образования, финансовых услуг, поиска интересной работы с высокой оплатой. Но есть и слабые стороны: в крупнейших городах (месте сосредоточения большого количества людей) возникают очаги социально-экономических напряженностей, что приводит к снижению качества жизни и возникновению проблем в различных сферах жизнедеятельности.
Органы власти всех уровней должны четко контролировать
возникновение подобных очагов, быть в курсе проблем социальноэкономического развития и своевременно принимать меры по их решению для повышения качества жизни населения. Для решение данной задачи необходимо наличие актуальной и сопоставимой информации обо всех сферах жизнедеятельности города- результаты непрерывного мониторинга.
Все вышеперечисленное можно осуществить на практике с применением предлагаемой системы легко определяемых «объективных» и
«субъективных»(«количественных» и «качественных») интегральных
показателей качества жизни населения городов-миллионников ПФО РФ с применением рекомендованной методики.
В первой главе работы раскрыты теоретические аспекты управления повышением качества жизни населения в городах.
Г орода находятся в непрерывном развитии, в них проводится определенная политика по улучшению условий жизнедеятельности. Но вместе с тем у населения постоянно растут требования к качеству жизни и к комфортности проживания в городе. Существует большое количество методик оценки качества жизни, но ни одна из них не является на сегодняшний день общепринятой. Среди общих показателей качества жизни населения города можно выделить следующие: обеспеченность услугами здравоохранения, образования, экология, обеспеченность жилыми площадями, цены, наличие рабочих мест, безработица и многие другие.
В одном из параграфов были раскрыты особенности управления повышением качества жизни населения на муниципальном уровне. Был сделан вывод, что факт наличия и качество стратегических программ городов- миллионников должен в одно и то же время способствовать росту уровня социально-экономического развития территории служить индикатором эффективности органов местной власти. Стратегическое планирование, как инструмент государственного регулирования экономики, в современных условиях становится все более значимым.
В работе был рассмотрен зарубежный опыт оценки качества жизни населения. Выяснили, что на сегодняшний день в зарубежной практике, так же, как и в российской, представлено большое количество исследований, посвященных оценке достигнутого той или иной территорией качества жизни населения; рассматривается множество факторов, влияющих на удовлетворенность населения, его благополучие. Однако при этом не существует общепризнанной и абсолютно-универсальной методики исследования качества жизни (благосостояния) населения. Данный вопрос по сегодняшний день актуален и остается открытым.
Во второй главе было проанализировано качество жизни населения городов-миллионников Приволжского Федерального округа Российской Федерации (города Нижний Новгород, Казань, Уфа, Самара, Пермь).
Был рассчитан общий интегральный индекс качества жизни на основе двух видов показателей: «объективных» (или количественных) и
«субъективных» (или качественных).
Были изучены три базовых группы компонентов, образующих систему оценки качества жизни населения муниципального образования:
- социальное благополучие: здравоохранение, образование, культура и спорт.
- экономическое благополучие: доходы и занятость.
- условия жизни: безопасность, экология, жилищные условия.
Содержание каждой из вышеперечисленных компонент раскрывается
совокупностью статистических показателей, характеризующих состояние анализируемой сферы жизнедеятельности в муниципальном образовании. На основе этих статистических показателей по формуле был рассчитан «объективный» индекс качества жизни населения в городах-миллионниках ПФО РФ за 2008-2015 годы. Результаты: на первом месте оказался Нижний Новгород, затем, с небольшим отставанием, город Уфа. Третье место досталось Казани, четвертое - Самаре. И, наконец, на последнем, город Пермь.
Проведенный анализ пяти городов по объективным показателям качества жизни позволил сформировать выводы и дать ценные рекомендации. Данные рекомендации помогут властям города определить ориентиры, поставить правильные задачи для достижения благополучной жизни населения.
Далее был проведен качественный анализ городов ПФО РФ. Субъективная оценка качества жизни населения не менее важна, чем объективная, так как она иллюстрирует фактическое положение изучаемых сфер в муниципальном образовании. Субъективная оценка основывается на суждении и мнении людей, непосредственно проживающих на территории, способствует выявлению как благоприятных, так и неблагоприятных факторов среды проживания, так как дает возможность взглянуть на объект «изнутри». Основным методом проведения оценки стал социологический опрос (анкетирование).
По результатам, было установлено, что жители всех городов в целом благоприятно оценивают проживание в своем городе. По формулам был рассчитан «субъективный» индекс качества жизни населения в городах- миллионниках ПФО РФ. На первом месте расположился Нижний Новгород, затем Казань, на третьем, с небольшим отставанием, город Уфа, на четвертом Самара, и на последнем - Пермь.
Если сравнить данный рейтинг с рейтингом, составленным на основе количественных данных Федеральной службы государственной статистики, то можем увидеть, что они практически совпадают. Небольшое различие: Казань на третьем месте, Уфа - на втором. Все остальные города сохранили свои позиции.
Итак, по полученным данным составили общий рейтинг городов: на первом месте Нижний Новгород, на втором Уфа, затем Казань, Самара, и на последнем Пермь. Причем Нижний Новгород оказался на первом месте, как по «объективным», так и по «субъективным» данным. То же самое наблюдаем с городами Пермь и Самара, в Казани и Уфе рейтинг по двум наборам данных не совпал. Нижний Новгород по праву можно признать городом-миллионником с самым высоким качеством жизни в Приволжском Федеральном округе РФ.
В связи с полученными результатами могут быть предложены некоторые общие рекомендации:
1. использовать разработанный метод оценки качества жизни населения по объективным и субъективным показателям в деятельности органов местного самоуправления; утвердить метод оценки соответствующими нормативно-правовыми актами.
2. организовать ежегодный мониторинг «субъективных» и
«объективных» («качественных» и «количественных») показателей качества жизни населения с целью отследить динамику их изменения и процессов, влияющих на удовлетворенность населения различными сферами жизнедеятельности.
3. повысить доверие населения властям и к полученным результатам путем обеспечения открытости информации по разработке индекса качества жизни.
4. пользуясь результатами оценки, повысить эффективность муниципальных программ, действующих в выявленных проблемных сферах городов - это сферы здравоохранения и дошкольного/школьного образования, экологии, а также обеспечения жильем семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ветхое и аварийное жилье, общественный транспорт и другие.
Реализация указанных мер, на наш взгляд, будет способствовать устойчивому повышению качества жизни в городах - миллионниках ПФО РФ.
В следующем параграфе исследования оценили Стратегии социально-экономического развития городов-миллионников Приволжского федерального округа России: Нижнего Новгорода, Казани, Самары, Уфы и Перми, для выявления лучшей практики и разработки рекомендаций по их совершенствованию. Были выявлены три критерия качественной Стратегии:
- местное сообщество знакомо с текстом Стратегии и регулярно в нее заглядывает;
- вся информация по разработке, утверждению, исполнению стратегических документов находится в открытом доступе в сети Интернет, ее легко можно найти - доступность стратегий для жителей города;
- любой из жителей города может самостоятельно разобраться в тексте стратегии, вникнуть в суть - удобочитаемость текста документа
- есть возможность всему населению города вносить свои предложения и коррективы - качество каналов коммуникации;
Проанализировав три критерия, был сделан вывод о доступности большинства стратегий городов-миллионников ПФО РФ. При желании любой житель города может легко найти документы стратегии в сети Интернет. Возможность внести свои предложения и замечания также есть в большинстве городов (кроме Нижнего Новгорода). Текст документа трех городов из пяти
удобен и понятен большинству жителей.
По всем трем критериям на первом месте оказалась Самара, затем Уфа, на третьем - Пермь, на четвертом - Казань, и, на последнем - Нижний Новгород.
Стратегия, которая учитывает интересы и потребности большинства жителей имеет шансы на успех. Так как опорой органов местного самоуправления при реализации проектов на местах является само население территории. Оценка Стратегии позволяет определить текущий уровень развития процесса стратегического планирования и выделить приоритетные направления для его дальнейшего совершенствования. Исходя из результатов, можно сделать вывод о начале формирования эффективной работы властей с местным сообществом.
Используя современные методы взаимодействия с местным сообществом, стратегическое планирование может стать наиболее эффективным механизмом управления городами-миллионниками Российской Федерации.
Далее на основе всех выявленных в ходе исследования проблем были даны рекомендации по их преодолению и предложены конкретные мероприятия, позволяющие повысить качество жизни населения в городах- миллионниках ПФО РФ.
Рассмотрев возможные пути решения, приходим к выводу, что в решении проблем города, прежде всего, должно участвовать само население. Установив взаимопонимания между властью и населением, наладив эффективный диалог между ними, можно повысить открытость процессов управления, привлечь активное население к решению проблем среды проживания. Органам самоуправления города необходимо активно работать в этом направлении, более широко знакомить жителей с результатами своей деятельности. Наличие обратной связи даст возможность администрации не только объективно судить о достигнутых результатах, но и корректировать мероприятия социально-экономической политики в процессе их реализации. Эти меры позволят повысить чувство ответственности горожан за состояние своего города.
Результаты, полученные в рамках данного исследования, подтвердили его практическую значимость.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в использовании основных результатов написания работы:
- в возможности пользоваться разработанным инструментарием для проведения оперативного мониторинга качества жизни населения города;
- в использовании результатов анкетного опроса жителей городов по оценке качества жизни для разработки рекомендаций по развитию Нижнего Новгорода, Казани, Уфы, Самары и Перми.
При написании работы были достигнуты все задачи исследования: раскрыта сущность качества жизни и ее составляющие, выявлены особенности процесса управления повышением качества жизни населения на
муниципальном уровне, рассмотрен зарубежный опыт оценки и управления качеством жизни населения, проведен сравнительный анализ качества жизни населения в городах-миллионниках ПФО РФ, рассчитан индекс качества жизни населения, оценены Стратегии социально-экономического развития городов-миллионников ПФО РФ, разработаны основные пути совершенствования управления качеством жизни населения и предложены мероприятия по повышению качества жизни населения.
Решение всех выявленных проблем, поддержание сильных сторон на должном высоком уровне, позволит сделать жизнь в городах в целом удобнее, комфортнее, привлекательнее, повысит качество жизни населения.
Таким образом, делая вывод, нужно сказать, что сегодня систематическая оценка качества жизни населения является неотъемлемой частью стратегического управления муниципальным образованием. Причем достигнутый уровень качества жизни населения муниципального образования должен выступать основным индикатором эффективности деятельности органов местного самоуправления. Этим обуславливается необходимость разработки и утверждения единой методики оценки качества жизни населения муниципальных образований.
Несмотря на то, что вопрос исследования изучается довольно давно, исчерпывающего ответа до сих пор не выработано. Содержание и структура категории «качество жизни» продолжают оставаться темой научных дискуссий. На современном этапе исследований в оценку качества жизни включается широкий спектр индикаторов и показателей. Каждый из них имеет свои достоинства и недостатки, однако ни один не является общепринятым, что свидетельствует о необходимости дальнейшей разработки данного вопроса.



1. Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 от 15 октября 1985 г. (Страсбург)
2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
5. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утв. Правительством РФ 14 мая 2015 г.)
Монографии, учебные пособия
6. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении и межрегиональных сопоставлениях [Текст] / С.А. Айвазян. - М., 2000. - 118 с.
7. Анимица Е.Г. Качество жизни населения крупнейшего города [Текст] / Е.Г. Анимица, A.M. Елохов, В.А. Сухих - Екатеринбург, 2000. Ч. 1. - 408 с.
8. Балабанов И.Т. Экономика города: Учеб. пособие для вузов [Текст] / И.Т.Балабанов, А.И.Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 176 с.
9. Безъязычный В.Ф. Качество жизни / В.Ф. Безъязычный, Е.В. Шилков - Рыбинск: РГАТА, 2004. - 96 с.
10. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация [Текст] / И.В. Бестужев-Лада - М., 2003. - 448 с.
11. Бетин О.И., Герасимов Б.И., Дробышева В.В., Федорова Л.И., Худеева В.В. Экономический анализ системы управления качеством жизни [Текст] / Б.И. Герасимов - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 148 с.
12. Биктимирова 3.3. Качество жизни: теоретические подходы и методы измерения [Текст] / 3.3.Биктимирова - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2006. -201 с.
13. Бобков В.Н. Качество жизни: вопросы теории и практики [Текст] / В.Н. Бобков, П.С. Мстиславский - М., 2000. - 31 с.
14. Бокий М., Шапиро Л., Кириллов Ю. Опросы в городе и для города. (Серия «Эффективная коммуникация») [Текст]/ Бокий М., Шапиро Л., Кириллов Ю. - Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. - 146 с.
15. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент [Текст] / В.В.Бочаров. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. - 160 с.
16. Васильев, А.Л. Россия в XXI веке. Качество жизни и стандартизация. . [Текст] / А.Л. Васильев. - М.: Стандарты и качество, 2003. - 168 с.
17. Веселкова И.Н., Комаров Ю.М. Как сохранить нацию. [Текст] / М.: «Академкнига», 2002. - 429 с.
18. Ветров Г.Ю. Отчет о научно-исследовательской работе «Разработка стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода на период до 2030 г.». [Текст] / М., 2012. - 127 с.
19. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: Курс лекций. [Текст]/ Б.М.Генкин - М.: Изд-во НОРМА, 2006 - 384 с.
20. Гудков П.А. Методы сравнительного анализа. Учеб. пособие. [Текст] / П.А.Гудков - Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. - 270 с.
21. Дюбай Уильям Х. Классические исследования читабельности. [Текст] / М., 2006.- 97 с.
22. Зотов В.Б. Система муниципального управления. Учебник [Текст] / В.Б. Зотов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010 - 240с.
23. Иванова Л. А. Качество жизни: Стратегия XXI века [Текст] /Л.А.Иванова, Г.В. Музаферова, Н.В. Сапожникова, В.Н. Лушникова. — Саранск: Изд-во Мордов. унта, 2002. — 124 с.
24. Кабушкин Н.И. Менеджмент городов: Учебник для вузов [Текст] / Н.И.Кабушкин. - 3-е изд., испр. - М.: Новое знание, 2012. - 416 с.
25. Котлер Филип, Армстронг Гари, Вонг Вероника, Сондерс Джон. Основы маркетинга: Издательство «Вильямс»: Пер. с англ. —А. Назаренко, Алла Свирид, 2012, 752 с.
26. Майер В.Ф. Уровень жизни населения СССР. [Текст]/ В.Ф.Майер - М.: Мысль, 1977. - 53 с.
27. Неретина Е.А. Субъективные индикаторы качества жизни в регионе. [Текст] / Е.А. Неретина, Т.А. Салимова, М.Ш. Салимов. М.: Стандарты и качество. - 2004 - 102 с.
28. Ореховский П.А. Муниципальный менеджмент: Учебное пособие. [Текст] / П.А.Ореховский. - М., 2006. - 114с.
29. Ореховский П. А. Моделирование, планирование и
прогнозирование развития муниципального образования. Современные методы социально-экономического развития местных сообществ: Электронное
справочно-методическое пособие для муниципальных служащих. [Текст] / П.А.Ореховский. - М.: Институт муниципального управления, 2000 - 357 с.
30. Осипов Г.В. Социологический словарь. Ответственный редактор - академик РАН Г.В. Осипов, доктор философических наук, профессор Л. Н. Москвичев - М.: Изд-во НОРМА, 2008.
31. Проект комплексной программы социально-экономического развития городского округа город Уфа Республики Башкортостан до 2030 года
32. Проект стратегии социально-экономического развития города Нижнего Новгорода до 2030 года
33. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь [Текст] / Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 391 с.
34. Регионы России. Основные социально-экономические показатели городов 2008-2015: статистический сборник / Росстат. - М., 2015
35. Стратегия социально-экономического развития Казани до 2030 года
36. Стратегия социально-экономического развития муниципального образования город Пермь до 2030 года
Статьи и материалы периодической печати
37. Айвазян С.А., Степанов B.C., Козлова М.И. Измерение синтетических категорий качества жизни населения региона и выявление ключевых направлений совершенствования социально-экономической политики (на примере Самарской области и ее муниципальных образований) // Прикладная эконометрика. - 2006. - №2. - С. 18-84.
38. Беглова Е.И., Садыртдинов Р.Р., Балобанова Э.К., Хисматова Т.Р. Оценка шкал эквивалентности для домохозяйств: сравнительный анализ данных РЛМС и ОБДХ // Экономика и предпринимательство (рекомендован ВАК). - 2016. - №11, ч.1.-С.375-378
39. Бобков В. Н., Масловский-Мстиславский П.С. Качество жизни: сущность и показатели// Человек и труд. - 1996. - №6. - С.71-76.
40. Виноградов В. Актуализация системы взаимодействия органов городского самоуправления с городским сообществом. // Городское управление. -2017. - № 6.- С. 81-90.
41. Ефимов В., Честнов Ю. Социально-экономическая привлекательность российских городов: сравнительный анализ// Городское управление. - 2003. - № 11 - С. 29-44.
42. Заккис А.А. Некоторые аспекты развития внутреннего города// Проблемы управления. - 2013. - № 2.- С. 94-96.
43. Малых О.Е., Полянская И.К., Шамсутдинова А.Ф. Оценка уровня социально-экономического развития городов-миллионников как степень реализации административного ресурса // Вестник ЮУрГУ. - 2012. - № 30. - С. 13-21.
44. Скворцова М.А. Моделирование новых подходов к региональному развитию: синтез объективных и субъективных оценок уровня социальной комфортности проживания населения// Вестник Самарского государственного экономического университета. - 2011. - №7(81) - С.84-89.
45. Татаркин А.И., Бочко В.С. Проблемы и направления дальнейшего совершенствования местного самоуправления // Экономика региона. - 2008.- №
2. - С.24-29.
46. Татаркин А.И., Некрасов А.А. Теоретико-методологические
подходы к оценке стратегий городов-миллионников: роль местного
сообщества. // Управленец. - 2014. - №1. - С. 19-25
47. Хисматова Т.Р. Качество жизни населения: основные показатели// Векслинские чтения. География, географическое образование и туризм: материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Казань, 23-25 марта 2017 г.). - Казань: Изд-во Казан. ун-та. - 2017. - С. 415-421
48. Хисматова Т.Р. Повышение качества жизни населения как генеральный приоритет Стратегий социально-экономического развития городов// Научные исследования: теоретико-методологические подходы и практические результаты : материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация» (31 марта 2017 г.) / [Ред. кол.: Р. Р. Галлямов, А. А. Бельцер, Ю. А. Кузнецова, О. А. Подкопаев]. - Самара:ООО «Офорт». - 2017. - С. 333-335
49. Ферару Г.С. Мониторинг качества жизни населения как инструмент оценки эффективности управления на муниципальном уровне. //Современные технологии управления. - 2015. - №9.- С.13-21
Электронные ресурсы
50. Музафаров А.А. Комфортность проживания в городе [Электронный ресурс]/ Электронный научный журнал «Экономика региона». - режим доступа:кНр://)оита1^Ьи.т, свободный.
51. Николаева Н. А. Конкурентоспособность города: взгляд
зарубежных ученых [Электронный ресурс] / «Маркетинг в России и за рубежом». - 2011. - № 6. - режим доступа:http://www.cfin.ru, свободный.
52. Спиридонов С.П. Индикаторы качества жизни и методологии их формирования. - [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://vemadsky.tstu.ru/pdf/2010/04/31 .pdf, свободный.
53. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - режим доступа:http://www.gks.ru, свободный.
54. Официальный сайт Исполнительного комитета муниципального образования города Казани. - режим доступа: www.kazan.org.ru, свободный.
55. Самарские Стратегии. - режим доступа: http://www.samara2025.ru/, свободный.
56. Инвестиционный портал города Перми. Стратегии развития
муниципального образования город Пермь. - режим доступа:
http://invest.gorodperm.ru/o-gorode/strategy_2030/, свободный.
57. Официальный сайт Администрации муниципального образования
город Пермь. - режим
достvпа:http://www■old■gorodperm■щ/economic/conception development/dok/strate gia/, свободный.
58. Стратегия развития города Уфы. - режим доступа:
http://ufa2030.ru/o-strategii/, свободный.
59. Официальный городской портал. Нижний Новгород.- режим достvпа:http://www■admgor■nnov■ru/. свободный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ