Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО - РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №44291

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Проблемы развития познавательной активности детей в семье
1.1. Особенности познавательного развития детей дошкольного возраста 7
1.2. Семья - социальный институт 13
1.3. Эффективные направления организации развивающего взаимодействия в семье 17
Выводы по первой главе 20
Глава 2 Исследование влияния детско-родительских отношений в семье на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
2.1. Выявление уровней познавательной активности у детей старшего
дошкольного возраста 22
2.2. Формирование познавательной активности старших дошкольников в
процессе детско-родительских отношений 35
2.3. Контроль эффективности разработанного комплекса педагогических условий и методов развития взаимосвязи детско-родительских отношений и познавательной активности детей дошкольного возраста 40
Выводы по второй главе 44
Заключение 46
Список литературы 49
Приложения 53


Дошкольный возраст был и остается под неотрывным вниманием ученых и практиков как наиважнейший период в жизни каждого человека, как момент формирования личности. В данный промежуток непосредственно и совершается форсированное формирование психологических процессов, качеств личности, ребенок стремительно осваивает диапазон различного рода деятельности. На стадии дошкольного периода формируется восприятие, развивается самомнение, совершается построение иерархичности мотивов, и их соподчинение. Собственно, в этот период особенно значимым считается воздействие семьи на саморазвитие ребенка, воздействие имеющейся в ней концепции внутрисемейных, а кроме того взаимоотношений детей и родителей.
Исследование таких отношений считается весьма значимым важным как с целью осмысления условий, оказывающих большое влияние на формирование личности детей, так и для психолого-педагогической практики. О весомости этой проблемы говорит тот факт, что множественные влиятельные психические концепции, например, психоанализ, бихевиоризм либо гуманистическая психология, данную проблему не оставили без внимания, расценивая отношения родителей и детей непосредственно как наиважнейший источник детского развития.
Дошкольники проводят в семье большую часть времени, это доказывает, что воспитательный потенциал семьи необходим, как один из главных социальных институтов. Психофизиологи, представители гуманистической психологии, педагоги всех времен и народов едины в том, что именно семье придается особенная значимость в формировании личности ребенка. Познавательное становление проводится непосредственно под влиянием находящихся вокруг людей, главная роль в этом отводится родителям и близким родственникам. Невнимание и равнодушие семьи могут уменьшить позитивные направленности в познавательном развитии, и даже свести их к нулю. Развивать имеющиеся познавательные предпочтения ребенка может и должна прежде всего семья.
С 1990 г. в нашей стране вступила в силу Конвенция о правах ребенка. Она рассматривает развитие как многогранный процесс и, подчеркивая роль родителей, признает необходимость оказания им поддержки путем создания соответствующих учреждений.
Благородные идеи Конвенции о правах ребенка регулируются Законом РФ «Об образовании» и типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 1995 г. Но этого, к большому сожалению, в настоящее время слишком мало. Проведенные в 90-х гг. реформы российского общества оказали на семью неопределенное воздействие, что привело к глубочайшим изменениям ее жизнедеятельности, которые зачастую снижают воспитательный потенциал семьи. Структуры власти недооценивают значения поддержки семьи; снижение жизненного уровня по стране в целом; изменение финансового положения в семье; неподготовленность большей части преподавателей к многоцелевой деятельности, которая позволяет мобилизовать личностные ресурсы ребенка и семьи; непонимание родителями важности влияния социума и образовательных учреждений на воспитание детей и т. д. - все это создает определенные сложности. Общество предъявляет требования непосредственно к воспитанию творческих личностей, способных формулировать и претворять в жизнь новые конструктивные идеи. Основное противоречие между запросом общества и реальным положением дел в том, что с одной стороны, приоритет личностно-ориентированной модели, построенной на основе развивающегося взаимодействия в системе «взрослый - ребенок», очевиден и находит отражение в работе педагогов на всех уровнях обучения и воспитания детей. С другой стороны, такая модель будет максимально полезна и принесет положительные результаты только тогда, если будет применяться не только на занятиях, но и в условиях повседневной жизни, в которых стремление родителей передать детям большой объем знаний часто разрешается авторитарными методами. Как бы то ни было, даже значительный объем знаний не гарантирует того, что ребенок будет любознательным, проявлять познавательную активность, радость и желание самостоятельно добывать знания.
Из этого следует, что между действительным и желаемым обязательно возникнет противоречие.
Цель исследования - выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и познавательной активности дошкольников.
Объект исследования - дети дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс влияния детско-родительских отношений на познавательную активность детей дошкольного возраста.
Гипотеза: успешное развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе познавательного общения в семье будет зависеть от следующих условий:
- организация общения и взаимодействия ребенка в семье на
эмоционально положительном фоне;
- установление в семье демократического стиля общения и
взаимодействия; овладение родителями тактикой сотрудничества при детско- родительском взаимодействии;
- создание специально организованного, направленного познавательного детско-родительского общения через разнообразные формы и методы.
Задачи:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений.
2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника.
3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях.
4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.
Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л. С. Выгодского, Л. И. Божович, М. И. Лисиной, А. В. Петровского, исследующих характер детско-родительского взаимодействия в семье.
Использовался опыт зарубежных авторов Э. Фром, Д. Брунер, К. Харни, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование познавательной активности ребёнка.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования: анализ литературных источников, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование.
Данное исследование проводилось в г. Елабуга на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 29 «Золотая рыбка».
Выборка составила 60 человек (22 ребёнка и 38 родителей).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Для развития познавательной активности детей необходима система познавательной деятельности, постепенное усложнение познавательных задач, использование специальных методов (проблемных вопросов, проблемных ситуаций, задач исследовательского характера).
Организатором самостоятельной познавательной деятельности детей должны стать взрослые.
Организованная познавательная деятельность характерна при освоении детьми причинно-следственных и логических связей и отношений между предметами и явлениями. При этом необходим постепенный переход от усвоения однозначных отношений и связей к усвоению причин, лежащих в основе ряда сходных явлений и фактов и к усвоению все более сложных связей.
Организация системы познавательной деятельности детей ведет к появлению и развитию познавательного интереса, который проявляется в активном включении детей в познавательную деятельность (занятие, наблюдение, беседу и т.п.), в появлении повышенного внимания, сосредоточения, в самостоятельных вопросах и решении познавательных задач. В тоже время познавательный интерес также проходит путь развития от появления простой эмоциональной отзывчивости и выделения внимания к выявлению внутренних связей и отношений, к самостоятельной постановке познавательных задач и попытке их решить.
Познавательная активность тесно деятельностью, она взаимодействует с такими качествами, как самостоятельность, познавательный интерес, под влиянием которых она сама развивается и в то же время способствует развитию этих качеств.
Познавательная самостоятельность характеризуется способностью самостоятельно добывать новые знания из различных источников, умением использовать приобретенные знания для дальнейшего самообразования, а также применять их в практической деятельности.
Проявление творческой способности детей - то есть готовности и способности к самостоятельному мышлению в противоположность подражанию, копированию, деятельности по образцу - должно всячески приветствоваться взрослыми. Познавательную самостоятельность детей, творчество следует формировать.
Основной путь формирования и развития познавательной активности детей - система учебно-познавательной деятельности, в которую включается познавательная деятельность детей на занятиях; развивающая познавательная среда, окружающая ребенка; направленное познавательное общение детей со взрослыми и положительный эмоциональный микроклимат.
Общая закономерность развития познавательной активности детей - напряжение интеллектуальных сил ребенка, которое вызывается, главным образом, постановкой проблемных вопросов и проблемных познавательных задач, созданием проблемных ситуаций. Напряжение вызывается столкновением с трудностью в понимании, осмыслении нового, самостоятельным преодолением этого затруднения. Познавательная активность должна иметь определенную базу знаний и развиваться в условиях правильно организованной развивающей среды.
Для стимулирования познавательной активности детей необходимо пересмотреть субъект-объектные отношения в педагогическом процессе. Ребенок должен стать субъектом познавательной деятельности, а взрослые - ее организаторами.
Важнейшим психолого-педагогическим моментом, определяющим познавательную активность детей, является эмоциональная атмосфера, которая сопровождает познавательную деятельность. Эта эмоциональная атмосфера должна стать объектом специального внимания взрослых, так как психологический климат определяется, прежде всего, самим отношением взрослого к совместной с ребенком или к самостоятельной детской деятельности, а также к самому ребенку и к результатам его деятельности.
Проведенная система работы подтверждает основные принципы деятельности по формированию и развитию познавательной активности ребенка в семье:
- Построение личностно-ориентированной модели общения, гуманистический подход к ребенку, установление положительного эмоционального микроклимата в семье;
- Педагогизация окружающей среды;
- Организация целенаправленного развивающего общения взрослых с детьми;
- Создание единой системы воспитания ребенка в ДОУ, семье и социуме.



1. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. [Текст] Книга для воспитателя д/с. М.: - Просв. 2012.- 95 с.
2. Арнаутова. Е.П. Детский сад и семья. [Текст] М.: - 2012. - 64 с.
3. Арнаутова. Е.П. Педагог и семья. [Текст] М.: - 2011 - 264с.
4. Безруких М.М. Проверьте ребенка перед школой. Тесты и рекомендации. [Текст] Ульяновск. 2013 - 40 с.
5. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б.Богоявленская. - М.: РГУ, 2013. - 252с
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Книга для воспитателей. [Текст] М. - Просв. 2011. - 160 с.
7. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в д/с. [Текст] Метод. пособ. для восп. Воронеж 2012. - 271 с.
8. Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. [Текст] М.: - 2014. - 92 с.
9. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. [Текст] /В.И. Логтнова, Т.И. Бабаева и др./ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. Акцидент. 2015. - 288с.
10. Доронова Т.Н., Гербова В.В. и др. «Радуга» Программа и руководство для воспитателей д/с. [Текст] М. - Просв. 2013 г. - 223 с.
11. Дуброва В.П. влияние педагогической позиции родителей на воспитание самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста. [Текст] Автореферат на соискание ученой степени к п н. Минск 2017 - 21 с.
12. Зверева О.Л., Гоничева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: [Текст] Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений - 2-е изд. М. - 2012. - 160 с.
13. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада [Текст] / Л.А. Венгер, О.М. Дьченко, Р.И. Говорова и др. М.: 2011. - 127 с.
14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: [Текст] Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений М.: - 2010. - 232 с.
15. Коломинский Я.Л., Панько А.А. Психологическая готовности к школе. [Текст] М.: - 2014. - 187 с.
16. Корепанова М.В. Формирование образа Я ребенка в системе ДО. [Текст] Автореферат на соискание ученой степени д п н. Волглград 2011. - 40 с.
17. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. [Текст] Теоретические и методические материалы. - М., 2011. - 160 с.
18. Михайленко Н., Короткова Н. Модель организации образовательного процесса в ст. гр. д/с [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 9. - С. 14-15.
19. Михайленко Н., Короткова Н. Дошкольное образование. Ориентиры и требования к обновлению содержания. [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2012. №5 - С. 6.
20. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. [Текст] - М.: 2015. - 128 с.
21. Михайлова З.А., Камышин Н.С., Лагода Т.В. Иатематика от 3 до 7. Метод. пособие для восп. д/с. [Текст] СПб: «Детство пресс». - 2011. - 176 с.
22. Новоселова С. Развивающая предметно-игровая среда детства [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 4. - С. 21-22.
23. Поздняк Л.В., Комисарова Я.Н., Ерофеева Т.И. Дошкольное образование: история, традиции, проблемы и перспективы развития. Материал научно-практической конференции. [Текст] М.: - 2013. - 146 с.
24. Популярная психология для родителей. [Текст] 2-е изд./под ред.
А.С. Спиваковской «Союз». 2014. - 304 с.
25. Проблемы дошкольного образования XXI века [Текст] // Материалы научно-практической конференции. М.: - 2010. - 284 с.
26. Проскурова Е.В. развитие познавательных способностей дошкольника. [Текст] под/ред. Венгера Л.А. Киев. - 2015. - 128 с.
27. Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты. Материалы научно-практической конференции. [Текст] / Сост. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Комиссарова. М.: 2013. - 208т с.
28. Синягина Н.Ю. Психолого - педагогическая коррекция детско- родительских отношений. [Текст] - М., 2011. - 96 с.
29. Современные проблемы дошкольного образования. Материалы международной научно-практической конференции. [Текст] /Сост. Р.С. Буре, Л.Н. Комиссарова, Л.В. Поздняк и др. М.: - 2016 - 272с.
30. Стожарова М.Ю. Пед. условия преодоления эмоциональных трудностей ребенка ст. д.в. в процессе его общения с родителями. [Текст] Автореферат. М.: - 2011. - 16с.
31. Тихомирова Т.Н. Влияние семейной микросреды среды на способности детей: роль поколений. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук [Текст] М.: - 2011. - 16 с.
32. Черствая О.Е. Педагогические аспекты влияние семейного уклада на воспитание детей. Автореферат на соискание ученой степени к п н. [Текст] М.: - 2011. - 20 с.
33. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. [Текст] М.: - 2015. - 126 с.
34. Штепина И. С. Особенности развития познавательной активности дошкольников [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 89-91.
35. Шумакова Н.Б. Вопрос в структуре познавательной деятельности: [Текст] Дис. канд. психол. наук. - М., 2015. - 117 с.
36. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.А Психология и психотерапия семьи. [Текст] - СПб.- 2013. - 341 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ