ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем коммуникации у детей с нарушениями слуха 5
1.1. Особенности развития коммуникативной сферы младших
школьников с нарушениями слуха 5
1.2. Системы дополнительной коммуникация как метод развития
коммуникации 10
1.3. Применение метода дополнительной коммуникации в работе со
слабослышащими школьниками 15
Выводы по Главе 1 19
Глава 2. Экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков у слабослышащих школьников с помощью дополнительной
коммуникации 21
2.1. Организация и методика исследования 21
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 26
Выводы по Главе 2 36
Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у слабослышащих школьников в процессе логопедической работы с использованием дополнительной коммуникации 38
3.1. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента ..38
3.2. Динамика развития коммуникативных навыков у слабослышащих младших школьников в ходе экспериментальной работы...44
Выводы по Главе 3 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем коммуникации у детей с нарушениями слуха 5
1.1. Особенности развития коммуникативной сферы младших
школьников с нарушениями слуха 5
1.2. Системы дополнительной коммуникация как метод развития
коммуникации 10
1.3. Применение метода дополнительной коммуникации в работе со
слабослышащими школьниками 15
Выводы по Главе 1 19
Глава 2. Экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков у слабослышащих школьников с помощью дополнительной
коммуникации 21
2.1. Организация и методика исследования 21
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 26
Выводы по Главе 2 36
Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у слабослышащих школьников в процессе логопедической работы с использованием дополнительной коммуникации 38
3.1. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента ..38
3.2. Динамика развития коммуникативных навыков у слабослышащих младших школьников в ходе экспериментальной работы...44
Выводы по Главе 3 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения
Актуальность работы. Метод дополнительной коммуникации стимулирует появление речи и способствует её развитию. Введение дополнительной коммуникации может послужить для слабослышащих младших школьников опорой, с помощью которой будут развиваться, и совершенствоваться их коммуникативные навыки, таким образом, компенсируя дефицит слуховой информации. К сожалению, на данный момент недостаточно изучено влияние дополнительных форм коммуникации, кроме жестовой речи, на развитие коммуникативных навыков слабослышащих младших школьников, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования - изучение возможностей развития
коммуникативных навыков у слабослышащих школьников на основе программы коррекционных занятий с использованием метода
дополнительной коммуникации.
Объект исследования - коммуникативные навыки слабослышащих школьников.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков у слабослышащих школьников при использовании метода дополнительной коммуникации.
Гипотеза - с помощью коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков слабослышащих школьников с использованием метода дополнительной коммуникации повышаются такие показатели, как монологическая и диалогическая речь и проявление инициативы в общении.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблем дополнительной коммуникации в работе со слабослышащими школьниками;
2. Выявить методы и приёмы обследования коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха;
3. Разработать и реализовать программу коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков у слабослышащих школьников с использованием метода дополнительной коммуникации;
4. Оценить эффект использования метода дополнительной коммуникации для развития коммуникативных навыков у слабослышащих школьников
Методологической основой данного исследования являются взгляды таких ученых как Л. С. Выготский, Л. В. Волкова, А. А. Леонтьев, Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, Н.И. Белова, на вопросы коммуникации, ее роли для личностного развития и особенностей коммуникации в дизонтогенезе, научные труды Боскис Р. М., С.А. Зыкова, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Л.П. Носкова на проблемы и методы развития речи и коммуникативных навыков слабослышащих школьников, идеи Рыскиной В., Баряевой Л. Б., Стивена фон Течнера, Харальда Мартинсена на возможности использования средств дополнительной коммуникации.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической, методической, логопедической литературы по теме исследования;
-разработка и проведение формирующего эксперимента, направленного на изучение динамики коммуникативных навыков у учащихся с нарушениями слуха при использовании метода дополнительной
коммуникации
-наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике логопедической работы для совершенствования коммуникативных навыков школьников с нарушениями слуха.
Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья». В состав группы для обследования вошли слабослышащие младшие школьники. Всего в исследовании приняли участие 20 школьников
2- 3-х классов обучения.
Апробация работы. Результаты исследования были обсуждены на итоговой студенческой конференции 2018 года; тезисы выступления на тему: «Развитие коммуникации у слабослышащих младших школьников» приняты к публикации в сборнике студенческих работ КФУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, включающего 43 источника, в т.ч. 5 источников на иностранных языках, и 7 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей и 11 рисунками
Цель исследования - изучение возможностей развития
коммуникативных навыков у слабослышащих школьников на основе программы коррекционных занятий с использованием метода
дополнительной коммуникации.
Объект исследования - коммуникативные навыки слабослышащих школьников.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков у слабослышащих школьников при использовании метода дополнительной коммуникации.
Гипотеза - с помощью коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков слабослышащих школьников с использованием метода дополнительной коммуникации повышаются такие показатели, как монологическая и диалогическая речь и проявление инициативы в общении.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблем дополнительной коммуникации в работе со слабослышащими школьниками;
2. Выявить методы и приёмы обследования коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха;
3. Разработать и реализовать программу коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков у слабослышащих школьников с использованием метода дополнительной коммуникации;
4. Оценить эффект использования метода дополнительной коммуникации для развития коммуникативных навыков у слабослышащих школьников
Методологической основой данного исследования являются взгляды таких ученых как Л. С. Выготский, Л. В. Волкова, А. А. Леонтьев, Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, Н.И. Белова, на вопросы коммуникации, ее роли для личностного развития и особенностей коммуникации в дизонтогенезе, научные труды Боскис Р. М., С.А. Зыкова, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Л.П. Носкова на проблемы и методы развития речи и коммуникативных навыков слабослышащих школьников, идеи Рыскиной В., Баряевой Л. Б., Стивена фон Течнера, Харальда Мартинсена на возможности использования средств дополнительной коммуникации.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической, методической, логопедической литературы по теме исследования;
-разработка и проведение формирующего эксперимента, направленного на изучение динамики коммуникативных навыков у учащихся с нарушениями слуха при использовании метода дополнительной
коммуникации
-наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике логопедической работы для совершенствования коммуникативных навыков школьников с нарушениями слуха.
Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья». В состав группы для обследования вошли слабослышащие младшие школьники. Всего в исследовании приняли участие 20 школьников
2- 3-х классов обучения.
Апробация работы. Результаты исследования были обсуждены на итоговой студенческой конференции 2018 года; тезисы выступления на тему: «Развитие коммуникации у слабослышащих младших школьников» приняты к публикации в сборнике студенческих работ КФУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, включающего 43 источника, в т.ч. 5 источников на иностранных языках, и 7 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей и 11 рисунками
В ходе проведенного нами исследования нами были проанализированы теоретические аспекты проблем дополнительной коммуникации в работе со слабослышащими школьниками. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта для слабослышащих и позднооглохших обучающихся проблема овладения коммуникативными навыками приобретает особую актуальность. Развитие коммуникативных навыков - это одно из важнейших условий адаптации слабослышащих детей в среде слышащих и подготовки их к свободному общению.
У детей с нарушением слуха младшего школьного возраста отмечается недостаточное развитие коммуникативных навыков в силу их первичного нарушения. Процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением слуха, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа, что подтверждает проведенное исследование в рамках которого было выявлено, что средние показатели уровня развития коммуникативных навыков на констатирующем этапе эксперимента составили 70, 5 и 72,2 баллов. Эти показатели соответствуют низкому уровню развития навыков коммуникации, что подтверждает необходимость развития коммуникативных навыков у данной категории детей.
Для формирования коммуникативных навыков была составлена программа коррекционных занятий с использование метода дополнительной коммуникации. Средство дополнительной коммуникации, которое было использовано в ходе реализации данной программы - пиктограммы.
Данная программа охватывала три направления работы:
1. Работа над словом (лексический уровень);
2. Над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
3. Над связной речью (уровень текста).
На каждом из этапов параллельно велась работа, как над
монологической, так и над диалогической речью, развивались все формы вербальной коммуникации.
В ходе проведения контрольного эксперимента мы выявили, что в результате проведенной логопедической работы уровень сформированности коммуникативных навыков значительно увеличился. У младших школьников с нарушениями слуха экспериментальной группы увеличился активный словарь, расширился состав фразы, уменьшилось количество ошибок в согласовании частей предложения. Если до коррекционной работы испытуемые показывали неумение ориентироваться в коммуникативной ситуации, давали в большинстве случаев односложные ответы или
отказывались от выполнения задания, то после коррекционной работы чаще встречался ответ в виде связного предложения, увеличилась инициатива в общении, младшие школьники чаще стали вступать в коммуникацию.
В результате коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков доля детей со средним уровнем
сформированности коммуникативных навыков выросла на 40%, с высоким
уровнем - на 10%; количество младших школьников с низким уровнем коммуникативных навыков снизилось на 50%.
Эти показатели значимо лучше, чем у детей из контрольной группы, которые проходили обучение только по традиционной программе.
Таким образом, использование в процессе логопедической работы дополнительной коммуникации технологий повышает эффективность работы по формированию коммуникативных навыков. Использование пиктограмм не заменяет речи или жестового общения, а лишь дополняет, параллельно развивая коммуникативные навыки данной категории детей. Цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза была подтверждена.
У детей с нарушением слуха младшего школьного возраста отмечается недостаточное развитие коммуникативных навыков в силу их первичного нарушения. Процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением слуха, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа, что подтверждает проведенное исследование в рамках которого было выявлено, что средние показатели уровня развития коммуникативных навыков на констатирующем этапе эксперимента составили 70, 5 и 72,2 баллов. Эти показатели соответствуют низкому уровню развития навыков коммуникации, что подтверждает необходимость развития коммуникативных навыков у данной категории детей.
Для формирования коммуникативных навыков была составлена программа коррекционных занятий с использование метода дополнительной коммуникации. Средство дополнительной коммуникации, которое было использовано в ходе реализации данной программы - пиктограммы.
Данная программа охватывала три направления работы:
1. Работа над словом (лексический уровень);
2. Над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
3. Над связной речью (уровень текста).
На каждом из этапов параллельно велась работа, как над
монологической, так и над диалогической речью, развивались все формы вербальной коммуникации.
В ходе проведения контрольного эксперимента мы выявили, что в результате проведенной логопедической работы уровень сформированности коммуникативных навыков значительно увеличился. У младших школьников с нарушениями слуха экспериментальной группы увеличился активный словарь, расширился состав фразы, уменьшилось количество ошибок в согласовании частей предложения. Если до коррекционной работы испытуемые показывали неумение ориентироваться в коммуникативной ситуации, давали в большинстве случаев односложные ответы или
отказывались от выполнения задания, то после коррекционной работы чаще встречался ответ в виде связного предложения, увеличилась инициатива в общении, младшие школьники чаще стали вступать в коммуникацию.
В результате коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков доля детей со средним уровнем
сформированности коммуникативных навыков выросла на 40%, с высоким
уровнем - на 10%; количество младших школьников с низким уровнем коммуникативных навыков снизилось на 50%.
Эти показатели значимо лучше, чем у детей из контрольной группы, которые проходили обучение только по традиционной программе.
Таким образом, использование в процессе логопедической работы дополнительной коммуникации технологий повышает эффективность работы по формированию коммуникативных навыков. Использование пиктограмм не заменяет речи или жестового общения, а лишь дополняет, параллельно развивая коммуникативные навыки данной категории детей. Цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза была подтверждена.
Подобные работы
- АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ
КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Педагогические условия формирования интонационной выразительности речи слабослышащих первоклассников во внеурочной деятельности (Московский городской педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Сплочение коллектива младших школьников с нарушениями слуха
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - Коррекционная работа по обучению произношению слов школьников 1-2 классов с кохлеарными имплантами
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2022 - ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



