Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №44257

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
364
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения проблем коммуникации у детей с нарушениями слуха 5
1.1. Особенности развития коммуникативной сферы младших
школьников с нарушениями слуха 5
1.2. Системы дополнительной коммуникация как метод развития
коммуникации 10
1.3. Применение метода дополнительной коммуникации в работе со
слабослышащими школьниками 15
Выводы по Главе 1 19
Глава 2. Экспериментальное изучение развития коммуникативных навыков у слабослышащих школьников с помощью дополнительной
коммуникации 21
2.1. Организация и методика исследования 21
2.2. Результаты констатирующего этапа эксперимента 26
Выводы по Главе 2 36
Глава 3. Формирование коммуникативных навыков у слабослышащих школьников в процессе логопедической работы с использованием дополнительной коммуникации 38
3.1. Организация и содержание формирующего этапа эксперимента ..38
3.2. Динамика развития коммуникативных навыков у слабослышащих младших школьников в ходе экспериментальной работы...44
Выводы по Главе 3 50
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения

Актуальность работы. Метод дополнительной коммуникации стимулирует появление речи и способствует её развитию. Введение дополнительной коммуникации может послужить для слабослышащих младших школьников опорой, с помощью которой будут развиваться, и совершенствоваться их коммуникативные навыки, таким образом, компенсируя дефицит слуховой информации. К сожалению, на данный момент недостаточно изучено влияние дополнительных форм коммуникации, кроме жестовой речи, на развитие коммуникативных навыков слабослышащих младших школьников, что определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования - изучение возможностей развития
коммуникативных навыков у слабослышащих школьников на основе программы коррекционных занятий с использованием метода
дополнительной коммуникации.
Объект исследования - коммуникативные навыки слабослышащих школьников.
Предмет исследования - развитие коммуникативных навыков у слабослышащих школьников при использовании метода дополнительной коммуникации.
Гипотеза - с помощью коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков слабослышащих школьников с использованием метода дополнительной коммуникации повышаются такие показатели, как монологическая и диалогическая речь и проявление инициативы в общении.
Задачи:
1. Изучить теоретические аспекты проблем дополнительной коммуникации в работе со слабослышащими школьниками;
2. Выявить методы и приёмы обследования коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха;
3. Разработать и реализовать программу коррекционных занятий по развитию коммуникативных навыков у слабослышащих школьников с использованием метода дополнительной коммуникации;
4. Оценить эффект использования метода дополнительной коммуникации для развития коммуникативных навыков у слабослышащих школьников
Методологической основой данного исследования являются взгляды таких ученых как Л. С. Выготский, Л. В. Волкова, А. А. Леонтьев, Н.А. Pay, Е.Ф. Pay, Н.И. Белова, на вопросы коммуникации, ее роли для личностного развития и особенностей коммуникации в дизонтогенезе, научные труды Боскис Р. М., С.А. Зыкова, Т.С. Зыкова, Б.Д. Корсунской, Л.П. Носкова на проблемы и методы развития речи и коммуникативных навыков слабослышащих школьников, идеи Рыскиной В., Баряевой Л. Б., Стивена фон Течнера, Харальда Мартинсена на возможности использования средств дополнительной коммуникации.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической, методической, логопедической литературы по теме исследования;
-разработка и проведение формирующего эксперимента, направленного на изучение динамики коммуникативных навыков у учащихся с нарушениями слуха при использовании метода дополнительной
коммуникации
-наблюдение за детьми на занятиях, в процессе обследования и игровой деятельности.
Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике логопедической работы для совершенствования коммуникативных навыков школьников с нарушениями слуха.
Исследование проводилось на базе ГБОУ «Казанская школа-интернат имени Е.Г. Ласточкиной для детей с ограниченными возможностями здоровья». В состав группы для обследования вошли слабослышащие младшие школьники. Всего в исследовании приняли участие 20 школьников
2- 3-х классов обучения.
Апробация работы. Результаты исследования были обсуждены на итоговой студенческой конференции 2018 года; тезисы выступления на тему: «Развитие коммуникации у слабослышащих младших школьников» приняты к публикации в сборнике студенческих работ КФУ.
Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, включающего 43 источника, в т.ч. 5 источников на иностранных языках, и 7 приложений. Текст работы иллюстрирован 1 таблицей и 11 рисунками

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проведенного нами исследования нами были проанализированы теоретические аспекты проблем дополнительной коммуникации в работе со слабослышащими школьниками. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта для слабослышащих и позднооглохших обучающихся проблема овладения коммуникативными навыками приобретает особую актуальность. Развитие коммуникативных навыков - это одно из важнейших условий адаптации слабослышащих детей в среде слышащих и подготовки их к свободному общению.
У детей с нарушением слуха младшего школьного возраста отмечается недостаточное развитие коммуникативных навыков в силу их первичного нарушения. Процесс формирования коммуникативных навыков у младших школьников с нарушением слуха, не может развиваться самостоятельно, для этого требуется систематическая поэтапная коррекционная работа, что подтверждает проведенное исследование в рамках которого было выявлено, что средние показатели уровня развития коммуникативных навыков на констатирующем этапе эксперимента составили 70, 5 и 72,2 баллов. Эти показатели соответствуют низкому уровню развития навыков коммуникации, что подтверждает необходимость развития коммуникативных навыков у данной категории детей.
Для формирования коммуникативных навыков была составлена программа коррекционных занятий с использование метода дополнительной коммуникации. Средство дополнительной коммуникации, которое было использовано в ходе реализации данной программы - пиктограммы.
Данная программа охватывала три направления работы:
1. Работа над словом (лексический уровень);
2. Над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
3. Над связной речью (уровень текста).
На каждом из этапов параллельно велась работа, как над
монологической, так и над диалогической речью, развивались все формы вербальной коммуникации.
В ходе проведения контрольного эксперимента мы выявили, что в результате проведенной логопедической работы уровень сформированности коммуникативных навыков значительно увеличился. У младших школьников с нарушениями слуха экспериментальной группы увеличился активный словарь, расширился состав фразы, уменьшилось количество ошибок в согласовании частей предложения. Если до коррекционной работы испытуемые показывали неумение ориентироваться в коммуникативной ситуации, давали в большинстве случаев односложные ответы или
отказывались от выполнения задания, то после коррекционной работы чаще встречался ответ в виде связного предложения, увеличилась инициатива в общении, младшие школьники чаще стали вступать в коммуникацию.
В результате коррекционной работы по формированию коммуникативных навыков доля детей со средним уровнем
сформированности коммуникативных навыков выросла на 40%, с высоким
уровнем - на 10%; количество младших школьников с низким уровнем коммуникативных навыков снизилось на 50%.
Эти показатели значимо лучше, чем у детей из контрольной группы, которые проходили обучение только по традиционной программе.
Таким образом, использование в процессе логопедической работы дополнительной коммуникации технологий повышает эффективность работы по формированию коммуникативных навыков. Использование пиктограмм не заменяет речи или жестового общения, а лишь дополняет, параллельно развивая коммуникативные навыки данной категории детей. Цель исследования была достигнута, поставленные задачи выполнены, гипотеза была подтверждена.



1. Андреева, Л.В. Сурдопедагогика [Текст]: учеб. для вузов / Л. В. Андреева. - М.: Академия, 2005. - 576 с.
2. Барабанов, Р.Е. Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением слуха [Текст]/ Р.Е. Барабанов// Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. -г. Челябинск, Изд-во Два комсомольца. 2013. - С. 140-143
3. Баряева, Л. Б. Я говорю! Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь для занятий с детьми [Текст]: методическое пособие/ Л. Б. Баряева, Т. В. Логинова. -М.: Дрофа.-2007. - 32с.
4. Баряева, Л. Б. Я - говорю! Ребенок в семье. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми [Текст]: методическое пособие/ Л.Б. Баряева, Т.В Логинова. - М.: Дрофа.-2007. -32с.
5. Баряева, Л. Б. Я - говорю! Ребенок и мир животных. Упражнения
с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми
[Текст]: методическое пособие/ Л. Б. Баряева, Т. В. Логинова.- М.: Дрофа,
2007. - 32с.
6. Баряева, Л. Б. Я - говорю! Ребенок и его дом. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми [Текст]: методическое пособие/ Л. Б. Баряева, Т. В Логинова.- М.: Дрофа, 2007.- 32с.
7. Баряева, Л. Б. Я - говорю! Ребенок в школе. Упражнения с пиктограммами: рабочая тетрадь для занятий с детьми [Текст]: методическое пособие/ Л.Б. Баряева, Т. В. Логинова.- М.: Дрофа, 2007.- 32с.
8. Бекетова, Е.С. Пути формирования коммуникативных навыков у детей с нарушениями слуха [Текст]/ Е.С. Бекетова// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017. - С.10-13.
9. Бельтюков, В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи [Текст]: монография / В. И. Бельтюков. М.: Педагогика, 1977. -176с.
10. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т. Г. Богданова. М.: Академия, 2002. - 203с.
11. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]: монография/ Р. М. Боскис. М.: Советский спорт, 2004. - 304 с.
12. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для студентов
дефектол. фак. пед. вузов/ Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
13. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. т. Т. 6 [Текст] / Л. . Выготский. - М.: Педагогика, 1984. -400с.
14. Гайдова, Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. Педагогических, наук/ Ю.В. Гайдова. - Москва: МПГУ,2005. - 17с.
15. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха[Текст]. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.А. Головчиц.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2013.320с.
16. Димскис, Л. С. Дактильная речь[Текст]: пособие для педагогов специальных образовательных учреждений для детей с нарушением слуха/ - Л.С. Димскис. - М.: ИИо, 2001.-76с.
17. Дудковская, Е.Е. Развитие коммуникативной компетенции учащихся в условиях реализации ФГОС/ Е.Е Дудковская//Человек и образование.- 2014. - С 98-102.
18. Зайдман, И.Н. Развитие речи и психолого-педагогическая коррекция младших школьников /И.Н. Зайдман// Начальная школа. - 2003. - № 6. - С. 5-14.
19. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений 3-е изд., испр./А.Г.Зикеев. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 200 с.
20. Карпова, Г. А. Основы сурдопедагогики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. А. Карпова. - Екатеринбург: издатель Калинина Г.П., 2008. - 354 с.
21. Комаров, К. В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей [Текст]: учеб. пособие для вузов/ К. В. Комаров. - М.: ОНИКС 21 век, 2005. - 223 с.
22. Лазина, Е. Коммуникация - это не только слова [Текст]: методическое пособие/ Е. Лазина, В. Рыскина. -Спб.: Эвричайлд, 2007.-64с.
23. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. — 365 с.
24. Муравьева, О.И. Психология коммуникативной компетентности [Текст]: учебник. - Томск: издательство Томского университета, 2012. - 160с.
25. Назарова Л. П., Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха [Текст]: учебное пособие для пед. высш. учеб. заведений/ Л. П. Назарова . - М.: ВЛАДОС, 2001. - 288 с.
26. Носкова, Л.П. Развитие речи дошкольников с нарушением слуха [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Л.П. Носкова, Л.А. Головчиц. - М.: 2009. - 344 с.
27. Петрова, Е.А. Жесты в педагогическом процессе [Текст]: учебное пособие/ Е.А. Петрова. - М.: Московское городское педагогическое общество. - 1998. - 222с.
28. Примерная адаптированная основная образовательная программа
начального общего образования на основе ФГОС для слабослышащих и позднооглохших обучающихся [Текст] :в редакции 19 октября 2015г. на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".- (https ://minobr. gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OV Z/02.pdf)
29. Ромаева, М.В. Исследование коммуникативной деятельности детей младшего школьного возраста с нарушением слуха во внеурочное время [Текст] / М. В. Ромаева// Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 6. - С. 272-273.
30. Парамонова, Л.Г. Особенности логопедической работы при нарушениях слуха [Текст] / Л. Г. Парамонова. — М.: Просвещение, 2010. - 399с.
31. Рау, Ф. Ф., Формирование устной речи у глухих детей [Текст]/ Ф.Ф Рау. - М.: Педагогика, 1981. - 168с.
32. Рау, Ф.Ф. Устное слово [Текст]: методическое пособие по развитию устной речи и обучению грамоте детей с нарушенным слухом/Ф.Ф Рау.-М.: Советский спорт, 2004. - 120с.
33. Рукавицин, М.С. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с минимальными нарушениями слуха [Текст]: автореф. дис. канд. педагогических, наук/ М.С. Рукавицин. - Москва: Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова, 2009. - 23с.
34. Рыскина, В. Альтернативная и дополнительная коммуникация в
работе с детьми и взрослыми, имеющими интеллектуальные и двигательные нарушения, расстройства аутистического спектра [Текст]: СПб.:
Издательско-Торговый Дом «Скифия», 2016. — 288 с.
35. Стасько К. М. Обзор отечественных и зарубежных систем дополнительной и альтернативной коммуникации/ К.М. Стасько// Специальное образование.- 2014.- С285-287.
36. Стивен фон Течнер. Введение в альтернативную и
дополнительную коммуникации. Жесты и графические символы [Текст]: учебное пособие//Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. Москва, «Теревинф», 2014. - 432с.
37. Сурдопедагогика [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Г. Багрова [и др.]. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 655 с.
38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся [Текст]/ утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".- ( https://edu.tatar.ru/nsav/page2313.htm/page2664100.htm).
39. Binger, C. The effect of aided AAC modeling on the expression of multi-symbol messages by preschoolers who use AAC [текст]: С. Binger, J. Light, Augment Altern Commun. -2007.-p.188-189
40. Cleary, M. Some measures of verbal and spatial working memory in eight- and nineyear- old hearing-impaired children with cochlear implants. Ear and Hearing [текст]/ M . Cleary, D. B. Pisoni, A. E. Geers, //2001. - p.395-411
41. Figueras, B. Executive function and language in deaf children [текст]/ B. Figueras, L. Edwards, D. W. Langdon//. In: Journal of Deaf Studies and Deaf Education.-Vol. 13.- 2008.- p. 362-377
42. Ioana-Letitia Bucur (Serban). The role of total communication in optimizing the teaching-learning process for the hearing impaired students [текст]/ Ioana-Letitia Bucur (Serban)// University of Cluj-Napoca faculty of psychology and educational sciences/- 2013.- p.51
43. Mary Jo Cooley Hidecker. Developing and validating the Communication Function Classification System for individuals with cerebral palsy [Текст]/ Mary Jo Cooley Hidecker, Nigel Paneth//.- Developmental Medicine & Child Neurology.-2001.- p 704-710

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ