Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Игра как средство расширения представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий в условиях современной ДОО

Работа №44231

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1021
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАСШИРЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА О МИРЕ ПРОФЕССИЙ.
1.1 Психолого-педагогические особенности формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста о мире профессий в условиях современной ДОО 6
1.2 Игра как средство формирования представлений о профессиях у детей
старшего дошкольного возраста 12
1.3 Роль игры как как средство расширения представлений детей старшего
дошкольного возраста о мире профессий 19
Вывод по 1 главе 25
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Диагностика сформированности представлений о профессиях детей
старшего дошкольного возраста на базе МБДОУ “ Росинка” 27
2.2. Формирование представлений о профессиях в процессе игровой
деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях современной ДОО 37
2.3 Динамика уровня сформированности представлений о профессиях у
детей старшего дошкольного возраста 46
Вывод по 2 главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57


Актуальность данной работы в том, что на сегодняшний день проблема формирования представлений дошкольников о людях разных профессий практически не разработана в науке. Несмотря на это, всем ясна важнейшая роль представлений у детей о людях разных профессий. Изучение истории проблемы показывает, что речь идет о равновесии между свободным развитием ребенка, как подрастающего человека деятельности и педагогическим руководством этим развитием, где педагог выступает как проектировщик возможного жизненного пути ребенка, позволяет ему попробовать свои силы в различных направлениях деятельности, ориентирует его в собственных способностях.
Формирование представлений о людях разных профессий у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема в течение почти сорока лет было предметом исследований многих ученых: И.Д.Власовой, Г.И. Григоренко, Г.И. Жуковской, В.В.Кондратовой, В.И.Логиновой, В.Г.Нечаевой, А.Т.Шахмановой. Главную гипотезу данных исследований они определяли в том, что если ребенка дошкольного возраста ориентировать на явления общественной жизни, включать информацию о людях труда и их трудовой деятельности, имитировать эту деятельность, то тем самым можно создать условия для эффективного формирования образа мира профессий в сознании ребенка.
Данная проблема рассматривалась и зарубежными педагогами - теоретиками: Т.Мор, Ф.Энгельс, Ф.Гальтон, К.Маркс. Их концепция заключалась в свободном развитии личности ребенка и реализации направлений по формированию представлений о трудовой деятельности человека: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации». По мнению Е.Гинберга, процесс формирования представлений о труде взрослых тесно связан с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходящие из одной в другую. Стадия, относящаяся к дошкольному возрасту, была определена как «воображаемый период». В процессе данного периода педагог может руководить становлением способностей и интересов, оказывая ему помощь в познании реальной действительности, формировании профессиональных устремлений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром, что и подтверждает актуальность данной работы.
Объект исследования- процесс формирования представлений дошкольников о мире профессий в игровой деятельности.
Предмет исследования - игра как средство представлений дошкольников о мире профессий в игровой деятельности в дошкольном образовательном учреждении.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить модель формирования представлений дошкольников о мире профессий в дошкольном образовательном учреждении педагогические условия, обеспечивающие эффективность.
Гипотеза: игра является эффективным средством формирования представлений дошкольников о мире профессий, т.к. является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогические особенности формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста;
2) рассмотреть игру как средство формирования представлений о профессиях у детей дошкольного возраста;
3) провести диагностику сформированности представлений
дошкольников о мире профессий;
4) провести экспериментальную работу по формированию представлений дошкольников о мире профессий в процессе игровой деятельности;
5) определить динамику уровня сформированности представлений дошкольников о мире профессий.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют теоретические положения и концептуальные идеи, разработанные в философской, психологической, социологической и педагогической литературе: деятельностный подход к развитию личности(Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.В.Давыдов и др.);психологические теории развития личности(К.А.Адьбуханова, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.М.Шипицинаидр.) психологические теории игры(Д.Б.Эльконин, Я.Л. Коломинский, Н.Н. Поддъяковидр.).
В соответствии с целями и задачами исследования в работе были использованы следующие Методы исследования:
теоретические: анализ психологической, педагогической литературы и научно-практических работ по проблеме исследования;
-эмпирические: диагностическое тестирование.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения методов диагностики и результатов исследования для практической психолого-педагогической деятельности в дошкольных образовательных учреждениях, организационном консультировании.
База исследования: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Росинка» г. Набережные Челны, воспитанники старших групп.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ и опытно-экспериментальная работа по теме позволили сделать ряд следующих выводов:
1. Специалисты отмечают факт, что истоки зарождения профессионального самоопределения лежат в дошкольном детстве. Начиная с дошкольного возраста у ребенка обнаруживается склонность к какому-либо занятию, которая в дальнейшем может перейти в профессиональную деятельность. Особую важность занимает работа по обогащению дошкольников представлениями о многообразии профессий, которые не только существует в современном мире, но и существовали в прошлом, и возможно будут существовать в дальнейшем. Это является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Так, узнав и опробовав множество профессий в игре, у дошкольника менее остро
встанет проблема профессионального самоопределения в будущем. Однако мы вынуждены констатировать факт, что в детском саду вопросу формирования представлений о мире профессий уделяется косвенное внимание.
2. Игровые ситуации позволяют подвести детей к полноценному восприятию представлений о той или иной профессии, а затем с накоплением знаний перейти к практическому их использованию в обыгрывании различных ситуаций, сюжетно-ролевых игр. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать.
3. Констатирующий этап эксперимента по выявлению уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у детей старшего дошкольного возраста показал, что высоким уровнем сформированности представлений о мире профессий обладают только по 1 ребенку в экспериментальной и контрольной группе (по 10%).Средний уровень характерен для 5 детей экспериментальной (50%) и 4 детей контрольной группы (40%). Низкий уровень характерен для 4 детей экспериментальной (40%) и 5 детей контрольной группы (50%).
4. Полученные данные в констатирующем эксперименте свидетельствуют о необходимости работы по расширению представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста.
С детьми экспериментальной группы была проведена специальная работа по разработанной нами программе, направленной на расширение представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. В процессе специально подобранных игр воспитанники получили сведения о более чем 20 профессиях, развивали в себе профессионально значимые качества, в том числе, коммуникативные навыки, умение найти выход из проблемной ситуации.
5. Сопоставление результатов диагностики уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников экспериментальной и контрольной группы на констатирующем и контрольном этапе исследования позволил сделать следующие выводы:
1) в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в уровне сформированости представлений о мире труда и профессий, которая составляет 40%:
- после проведения формирующего этапа исследования снизилось количество дошкольников с низким уровнем - с 40% до 0% (положительная динамика оценивается в 40%);
- повысилось количество дошкольников со средним уровнем - с 50% до 70% (положительная динамика оценивается в 20%);
- повысилось количество дошкольников с высоким уровнем - с 10% до 30% (положительная динамика оценивается в 20%);
2) в контрольной группе наблюдается положительная динамика в уровне сформированности представлений о мире труда и профессий, которая составляет 20%:
- после проведения формирующего этапа исследования снизилось количество дошкольников с низким уровнем - с 50% до 30% (положительная динамика оценивается в 20%);
- повысилось количество дошкольников со средним уровнем - с 40% до 60% (положительная динамика оценивается в 20%);
- не изменилось количество детей с высоким уровнем - 10% (положительная динамика оценивается в 0%).
Результаты контрольного исследования показали, что дети экспериментальной группы характеризуются более высоким уровнем сформированности представлений о мире труда и профессий по сравнению с данными контрольной группы. Также в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, не выявлены дошкольники с низким уровнем.
В заключение необходимо отметить, что игра - важная составляющая часть детства. В современном мире дети отвыкают играть друг с другом, со взрослыми, заменяя такой способ социализации компьютерными играми. В таких условиях роль образовательных и воспитательных учреждений в создании игровой среды возрастает, а вышеназванные и другие факторы требуют новых исследований по применению игровых методов работы с современными детьми.



1. Алёшина, Н.М. Ознакомление дошкольников с окружающей действительностью / Н.М. Алешина. - М.: СЛОВИС, 2015. - 301с.
2. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Л.В. Артемова. - М.: ФАРРА, 2013. - 292с.
3. Виноградова, Н.А. Сюжетно- ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова. - М.: ЛУЧиКо, 2015. - 211с.
4. Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Игры- занятия для дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: ИФТИ, 2014. - 233с.
5. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 80 с.
6. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2010. - 302 с.
7. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
8. Климов, Е.А. Формирование представлений о мире профессий / Е.А. Климов. - СПб.: КНОРРИС, 2012. - 293с.
9. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие / С.А. Козлова, Т.А .Куликова. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2013. - 359с.
10. Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: дис. ... канд. пед. наук / В.П. Кондрашов. - Саранск, 2001. - 183 с.
11юКондрашов, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно- методическое пособие / В.П .Кондрашов. - Балашов: ПРЕССА, 2013. - 244с.
12. Крулехт, М.В. Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста / Под ред. Т.И. Бабаевой / М.В. Крулехт. - СПб.: ФАРРА, 2013. - 188с.
13. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев. - М.: ТГУ,2013. - 61с.
14. Маркова, Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. / Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
15. Михайлова, А., Фатхутдинова, С. Знакомимся с профессиями в сюжетно-ролевой игре / А.Михайлова, С.Фатхутдинова // Ребенок в детском саду. - 2017. - №1. - С. 36.
16. Потапова, Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях / Т.В. Потапова. - М.: ИТОС+, 2014. - 237с.
17. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Под ред. Д.Б. Эльконина // Педагогические чтения. - СПб.-М.: АПН, 2011. - 148 с.
18. Пряжников, П.С. Профессиональное и личностное
самоопределение / П.С.Пряжников. - М.; Воронеж: АМПУ, 2013. - 512 с.
19. Радина, Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых // Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. - М.: ФАРРА, 2013. - 158 с.
20. Сергеева, Д.В. Воспитание детей дошкольного возраста в
процессе трудовой деятельности / Д.В. Сергеева - М.:КНОРРИС,2013. - 210с.
21. Субботский, Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. - М.: СФЕРА, 2011. - 207 с.
22. Сударчикова, С.Ф. Формирование знаний о составе трудовых процессов у детей 4-5 лет / С.Ф. Сударчикова // Оптимизация учебно- воспитательного процесса в детском саду. - М.: СЛОВИС, 2013. - 138 с.
23. Тулегенова, А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук / А.Г. Тулугенова .- М.: КНИГА, 2013. - 24 с.
24. Шаламова, Е.И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего возраста с профессиями / Е.И. Шаламова. - СПб.: НОВЬ, 2014. - 229с.
25.Эльконин, Д.Б. Игра и психическое развитие ребенка / Д.Б. Эльконин. - М.: ТЕРРА-НОВА, 2013. - 512с.
26.Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: СФЕРА, 2014. - 478с.
27.Дыбина, О.В. Рукотворный мир: Игры- занятия для
дошкольников / О.В. Дыбина. - М.: ИФТИ, 2014. - 233с.
28..Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа / О.В. Дыбина. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 80 с.
29. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е.А. Климов. - М.: Просвещение, 2010. - 302 с.
30. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
31. Климов, Е.А. Формирование представлений о мире профессий / Е.А. Климов. - СПб.: КНОРРИС, 2012. - 293с.
Интернет-ресурсы
♦ Нгуен, Т.А. Воспитание творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [электронный ресурс] / Т.А. Нгуен. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/vospitanie-tvorcheskoi-aktivnosti-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-syuzhetno-rolevoi;


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ