Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ФИЗИКИ

Работа №44220

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
444
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-6
Глава 1. Историко-биографические сведения как метод изучения физики в школе.
1.1. Использование историко-биографических сведений в
учебном процессе 7-13
1.2. Анализ и виды историко-биографических сведений в
разделах физики 14-22
1.3. Роль и место историко-биографических сведений в
школьном курсе физики 22-26
Глава 2. Методика использования историко-биографических сведений при изучении курса физики.
2.1. Возможности и способы использования историко¬биографических сведений при изучении физики в школе 27-31
2.2. Конференция как один из способов использования
историко-биографических методов 31-36
2.3. LMS Moodle как возможность использования историко¬
биографических сведений на примере раздела "Квантовая физика" 37-49
Заключение 50-52
Библиографический список использованной литературы 53-56


С самого начала система образования подвергается различным реформам, преобразованиям, и в настоящее время мы можем наблюдать, что процесс образования обновляется и совершенствуется, требуя разработки и внедрения новых методов и технологий обучения.
Система современного образования подчиняется и должна соответствовать требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта (далее - ФГОС) основного общего образования. ФГОС включает в себя требования к результатам освоения основной общеобразовательной программы не только как к предметным результатам освоения, но и как к личностным.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
То есть на каждом уроке в школе, в том числе и на уроке физики, учителя должны способствовать развитию способности к саморазвитию, формированию уважительного отношения к труду, к истории, к другому человеку, его мнению и культуре. Здесь и возникает проблема традиционных методов обучения, которые преследуют цель - сообщить учащемуся новые знания по предмету, основываясь при этом на информативно¬иллюстративной деятельности учителя и репродуктивной деятельности учеников. Применяя традиционные формы обучения на уроках физики, учитель приучает учеников получать готовую, конечную информацию, которая будет нужна ему при решении различных физических задач в дальнейшем. При этом у учащихся не возникает желания узнавать, каким образом и при каких условиях и обстоятельствах была получена та или иная информация, не возникает интереса заниматься исследовательской деятельностью. При таких условиях трудно формировать личность ребенка. Поэтому существует необходимость введения новых методик обучения, одной из которых является методика использования историко¬биографических сведений.
При традиционном обучении физике у учащихся может возникнуть мнение, что физика - это раздел математики, как алгебра или геометрия, где необходимо грамотно применять имеющиеся формулы и правильно подставлять в них цифры. При обращении к историко-биографическим сведениям при изучении физики в школе у учащихся появляется возможность окунуться в историю развития физики - науки со всеми ее успехами и противоречиями, со своими героями - великими людьми, внесшими огромный вклад в развитие нашего мира. Одним из способов привлечения к данной стороне развития физической науки является организация исследовательской деятельности школьников по вопросам исторических или биографических фактов, связанных с развитием науки физики. Занимаясь исследовательской деятельностью при изучении историко-биографических фактов, ученик имеет возможность понять, что ни одна формула, ни один закон, ни одно явление физики не заслуживают того, чтоб их принимали как данность. Что за каждым из них стоит человеческая судьба, исторические обстоятельства, сложные путь к постижению истины и многое другое. Именно при понимании всех этих обстоятельств у учащихся возникнет интерес к физике как науке, и тогда у учащихся будут формироваться такие качества как: культурность, нравственность, гордость и патриотизм, уважение к людям и их труду.
Физика как предмет школьной программы вводится с седьмого класса. Разумеется, первоначально она вызывает интерес у школьников как новый предмет, несущий в себе ответы на многие вопросы, касающиеся окружающего нас мира. Однако, необходимо учитывать, что заинтересованность учеников необходимо подпитывать и не давать ему угаснуть. Именно в седьмом классе у учащихся начинается переходный возраст, и именно здесь возникает проблема незаинтересованности подростка в чем-либо. Самой распространенной жалобой родителей подростков является: "Он (она) ничего не хочет". Родители детей подросткового возраста говорят о том, что возникает проблема пассивности ребёнка. И именно в этот непростой период, в период становления характера, в переломный период как для подростков, так и для их родителей происходит знакомство с наукой физикой. Поэтому очень важно организовать процесс обучения физике в школе таким образом, чтобы тот энтузиазм, тот интерес, с которым ученики приходят в первый раз на урок физики, не растерялся при дальнейшем её изучении. Для привлечения интереса к предмету могут использоваться разные методики обучения такие как урок-проект, кейс технологии, использование моментов игры на уроках или комбинированные методы. И одним из приемов обучения физике, наиболее заинтересовавших меня, является использование историко-биографических сведений на уроках физики.
Целью моей работы является рассмотрение использования историко-биографических сведений при изучении физики в школе, и, таким образом, были поставлены следующие задачи: изучить положение историко-биографических сведений при изучении физики в школе, рассмотреть возможности и способы использования историко-биографических сведений в курсе физики, наглядно показать результаты использования историко-биографических сведений при изучении физики в школе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


С введением ФГОС в систему образования расширились цели образования. На современном этапе целями является достижение результатов обучения: предметных, метапредметных и личностных. Если ранее достаточно было дать школьнику знания и научить их применять, то есть обучение было направлено на получение знаний, умений и навыков, то теперь перед учителями ставится задача гораздо серьезней. Поэтому возникает необходимость использования нестандартных методов обучения. Одним из таких методов является метод использования историко¬биографических сведений на уроке физики.
История развития физических явлений, действительно, может вдохновить на изучение науки, может заинтересовать, тем самым подвигнуть учащихся на исследовательскую деятельность. Обращение к историческим сведениям делает гипотезы и формулы более понятными, ученики могут увидеть, что каждый из ученых преодолел, прежде чем пришел к тому или иному выводу. Так школьники лучше запомнят смысл и формулировки законов и явлений физики.
Проанализировав исторические сведения, представленные в школьном учебнике "Физика 7 класс" Перышкин А. В. было выявлено, что данная информация не содержит достаточных сведений для того, чтобы привить обучающимся любовь к науке, формировать у них такие качества как стремление к саморазвитию, патриотизм, уважительное отношение к труду, к истории, к другому человеку, его мнению и культуре.
Подобное ознакомление учащихся с историческими фактами объясняется недостатком времени. Но в этом случае на помощь приходит внеурочная деятельность. В ходе работы было показано, что школьная научная конференция как форма внеурочной деятельности может быть подходящим вариантом для реализации метода историко-биографических сведений. Участвуя в конференции ученики не только получат новые знания, но и попробуют себя в качестве ораторов, будут учиться отвечать на вопросы и задавать их, приобретут опыт выступления, будут защищать свою работу. В ходе работы над своей темой ученик откроет много интересной для себя и других школьников информации, взглянет "другими глазами" на некоторые открытия, законы, явления и формулы Физики.
В данной работе были рассмотрены возможности применения историко-биографических сведений при изучении физики в школе. На примере раздела "Механика" было показано как можно реализовать метод использования историко-биографических сведений при изучении физики в школе. Был разработан план проведения школьной научной конференции и составлен перечень вопросов для рассмотрения учениками на конференции. После чего приведены результаты проведения школьной научно¬практической конференции, и было показано эффективность изучения историко-биографических сведений при изучении физики в школе.
Также была показана необходимость подготовки будущих учителей физики в области истории физики. Реализацию данной подготовки можно проводить на основе платформы LMS Moodle.
В сегодняшний век интенсивного развития науки и техники, информатизации образования и общества в целом, все более актуальной становится задача повышения качества образования. В процессе обучения учеников важно не только обучать их основной школьной программе, но и развивать общую культуру.
Одним из путей решения этой задачи является использование биографического метода в преподавании различных дисциплин [23], в том числе физики. Биографический метод является элементом гуманитаризации образования, позволяющим «очеловечить» науку, повысить интерес к изучению не только физики, но и истории ее развития, шире раскрыть контекст открытия нового физического закона или явления [7].
Использование метода историко-биографических сведений является открытым вопросом для современного образования. Решение этого вопроса позволит расширить представление учащихся о физике, повысить интерес к изучению науки, обеспечит понимание процесса добывания физических знаний.



1. Ильин В.А. История физики: Учебн. пособие для высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2003. - 272 с.
2. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Простор, 2003. - 479 с.
3. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. - 485 с.
4. Костко О. К. Универсальный справочник по физике школьникам и абитуриентам. - М.: Лист Нью, 2002.
5. Лаптева Н.Н. Методическая разработка Исторический аспект в курсе физики [Электронный ресурс] URL: http://kk.docdat.com/docs/index- 467959.html(дата обращения 03.04.2018)
6. Мазур Л.Н. Историко-биографический метод [Электронный ресурс] // Понятия и категории Вспомогательный проект портала ХРОНОС URL: http://ponjatija.ru/node/10970(дата обращения 03.04.2018)
7. Меркин Д. Р. Краткая история классической механики Галилея - Ньютона. - М.: Физматлит, 1994.
8. Оспенникова Е. В., Шестакова Е. С. Принцип историзма в
обучении физике: содержание и модели реализации в средней
общеобразовательной школе // Педагогическое образование в России. - 2010. - №4. - С. 67-75.
9. Пасмуров А.Я. Как эффективно подготовить и провести конференцию, семинар, выставку. - СПб.: Питер, 2006. - 272 с.
10. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2006. -192с.
11. Полин Эпплби. Организация конференций. - М.: Hippo, 2004. - 173 с.
12. Пшеничнер Б.Г., Войнов С.С. Внеурочная работа по астрономии. - М.: Просвещение, 1989. - 208 с.
13. Ризванова Л. З. О формировании будущего учителя физики на историко-биографическом материале //Инновационная наука. 2016. №9-2. С. 320-321.
14. Sabirov A.G. Heuristic potentials of biographical method in historical and phlosophical studies // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. №3 S3. С. 249-254.
15. Сабиров А. Г. Философия науки. Елабуга: Изд-во ЕГПУ. 2006. - 63стр.
16. Сабирова Ф.М. Развитие организационных форм физической науки (от античности до середины ХХ века) /Ф. М. Сабирова. - Казань: Изд- во МОиН РТ, 2010. - с. 192.
17. Sabirova F.M. Opportunities of biographic method in improvement of physics teacher training// World Applied Sciences Journal. 2013. Т. 27. №13 A. С. 294-298.
18. Сабирова Ф. М. Отражение организационных форм развития
физики в курсе истории физики //Материалы XI Международной научно-методической конференции Физическое образование: проблемы и перспективы развития.,посвященной 110-летию со дня рождения А.В.Перышкина. Часть 2. М.: М111У, Издатель Карпов Е.В. 2012. 183 с. - С.158-162.
19. Сабирова Ф.М. Физические научные школы в зеркале нобелевских премий // История науки и техники. 2014. №3. С.28-33.
20. Сабирова Ф,М., Латипова Л.Н. Актуальные проблемы истории естественно-математических и технических наук и образования: анализ и обобщение опыта //Теория и практика общественного развития. 2015. №9. С.204-206.
21. Сабирова Ф.М., Хайртдинова Г.Ф. Использование задач исторического содержания для повышения интереса учащихся к изучению физики // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаем будущее: сборник статей Х Международной научно-практической конференции. В 3 ч. Ч. 2. - Пенза, МЦНС «Наука и Просвещение». 2017. С.38-40.
22. Садыкова М.А. Развитие у учащихся универсальных учебных действий в ходе проектной деятельности по физике на историко-биографическом материале //Педагогическое образование в России. 2015. №8. С.46-51.
23. Смирнов С.А. LMS Moodle [Электронный ресурс] // Про электронное обучение Инструменты, технологии, методика, реализация URL: http://blog.uchu.pro/lms-moodle(дата обращения 24.02.2018).
24. Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 151-152. [11, c. 151-152]
25. Хокинг С., МлодиновЛ. Кратчайшая история времени. -СПб: Изд-во Амфора, 2014.-184 с.
26. Шамсетдинова Л.З., Сабирова Ф.М. Использование историко-биографических сведений во внеурочной деятельности по физике//Физико- математическое образование: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И.Лобачевского в КФУ. 2017. С.301-304.
27. Шамсетдинова Л.З. Конференция как один из способов
организации внеурочной деятельности при изучении механических явлений в основно школе. Закономерности и тенденции инновационного развития общества: сборник статей международной научно-практической
конференции. Ч. 6.- Магнитогорск, НИЦ "АЭТЕРНА". 2017.С. 16-20.
28. Шамсетдинова Л.З. Курсовая работа Использование историко-биографических сведений при изучении физики в вузе (на примере раздела «Квантовая физика»)
29. Шамсетдинова Л.З., Галиуллина Г.А., Сахабиев И.А. Организация внеурочной деятельности по астрономии. Использование историко-биографических сведений во внеурочной деятельности по физике//Физико-математическое образование: проблемы и перспективы: материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной году Н.И.Лобачевского в КФУ. 2017. С. 88-93.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ