Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИКО-БИОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОВ В РОМАНЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО»

Работа №87633

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы50
Год сдачи2013
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
108
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОМАН «ДОКТОР ЖИВАГО» КАК ИТОГОВОЕ
ПРОИЗВЕДЕНИЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА 7
1.1. Оценка главного героя и романа критикой 7
1.2. Судьба Юрия Живаго как альтернативная биография Б. Л.
Пастернака 18
ГЛАВА 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИКО-
БИОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОВ В РОМАНЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА «ДОКТОР ЖИВАГО» 25
2.1. Интеллигенция и революция в романе 25
2.2. Факты реальной биографии Б. Л. Пастернака в судьбе Юрия Живаго и его окружения 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Творчество Б. Л. Пастернака, одного из признанных классиков литературы XX столетия, достаточно активно изучается. В сферу исследования вовлекаются все новые и новые аспекты поэтики его произведений, предпринимаются попытки систематического описания его уникального поэтического мира. Наследие Пастернака является объектом изучения таких литературоведов и лингвистов как Д. Лихачев, М. Бахтин, В. Воздвиженский, С. и В. Пискуновы, В. Тюпа, В. Виноградов и другие.
К сожалению, сам Пастернак не оставил полной и подробной автобиографии, а споры о соотношении художественного и документального в его автобиографических произведениях - повести «Охранная грамота» (1931) и очерке «Люди и положения» (1956) - ведутся до сих пор. Но уже в этих произведениях Пастернак пытался создать картину нравственной и духовной жизни своего поколения в условиях стремительно меняющейся истории.
Справедливо утверждать, что роман «Доктор Живаго» является итогом многолетнего творчества писателя, так как в нём на примере судьбы русского интеллигента врача и поэта Юрия Живаго, его друзей и близких, автор анализирует исторические катаклизмы, выпавшие на долю России в первой половине XX в. Сам Пастернак считал написание романа «исполнением своего долга» перед соотечественниками, загубленными тиранией режима, он радовался, что на страницах «Доктора Живаго» ему «посчастливилось высказаться полностью». В романе отражена жизнь разных социальных классов и слоёв в переломную эпоху, но основное внимание автора сосредоточено на жизни интеллигенции, её восприятие революции и последующих за ней исторических событий. Выразителем сокровенных идей и размышлений Пастернака в романе стал главный герой романа Юрий Живаго. С главным героем Пастернака роднит поэтическое творчество и вос¬приятие действительности, но различают профессия, национальность и некоторые обстоятельства жизни. Своих прототипов имеют и другие герои романа. Это необходимо, чтобы показать оттенки восприятия интеллигенцией революции. Таким образом, перипетии жизни Пастернака, ее условия и обстоятельства, события и люди, с которыми сводила судьба, определили автобиографичность романа и его идейно-философское содержание. Так, в данном произведении установилась тесная взаимосвязь между историческими событиями, биографическими фактами и творчеством писателя.
Объектом исследования в дипломной работе является роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», предметом исследования - художественное воплощение писателем реальных исторических и биографических фактов в данном произведении. Цель исследования - рассмотрение романа «Доктор Живаго» в контексте исторических и биографических событий. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать литературу по творчеству Б. Л. Пастернака, в частности, о романе «Доктор Живаго».
2. Выявить авторское отношение к историческим событиям I половины ХХ века.
3. Выявить различия в жизни Юрия Живаго и Бориса Пастернака, объяснить их причины.
4. Систематизировать взгляды героев романа «Доктор Живаго» на революцию.
5. Найти возможных прототипов героев романа.
Научная новизна работы заключается в том, что впервые исследуется не только взаимосвязь историко-биографических фактов с организацией повествования, но и расхождение реальных событий с событиями вымышленными. Пастернак намеренно вовлекал в роман вымышленные события, чтобы спроектировать вариант собственной судьбы. В таком случае жизнь и судьба Юрия Живаго является альтернативной биографией самого писателя. В работе показано также прототипическое значение биографии писателя для построения образов героев и сюжетных ходов.
Актуальность исследования. Современными учеными биография писателя признается не вспомогательным, а одним из основных компонентов историко-литературного исследования, самодостаточной нравственно-эстетической ценностью, приобщение к которой усиливает интерес к автору и его произведениям, позволяет дать им более глубокую интерпретацию. Знание биографии и произошедших исторических событий позволяет понять истинную суть романа, а также установить возможных прототипов его героев.
Для написания работы наиболее приемлемы такие методы, как типологический, описательный, историко-генетический, метод
семантического анализа.
Теоретическая значимость заключается в том, что в работе предлагается системный подход к исследованию концепта истории в романе «Доктор Живаго», во многом определяющего его идейную структуру. В работе предпринята попытка систематизации взглядов героев на революцию. Такой подход может применяться при рассмотрении других концептов как в «Докторе Живаго», так и в отношении произведений других авторов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его положений и результатов в вузовских курсах по истории русской литературы второй половины XX века, на семинарах, посвященных проблемам творчества Пастернака, в спецкурсах по теории литературы, интерпретации текста, при составлении учебных пособий. Работа может представлять интерес для преподавателей русской литературы XX века и теории литературы. Методологические принципы, предложенные в работе, могут быть использованы в дальнейшем для анализа произведений Пастернака и других авторов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Во введении формулируются объект, предмет, цели и задачи исследования. Первая глава «Роман «Доктор Живаго» как итоговое произведение Пастернака» посвящена изучению критических статей, отзывов, а также научных работ, посвящённых роману. В ней отражена постепенная эволюция взглядов на роман и в частности на главного героя Юрия Живаго. Также исследуется связь автора и главного героя, а именно рассматривается отличия фактов биографии Пастернака и Юрия Живаго. Во второй главе «Художественное воплощение историко-биографических фактов в романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» освещена проблема интеллигенции и революции. Также в данной главе рассмотрены возможные прототипы героев романа. В заключении представлены основные выводы исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе было рассмотрено художественное воплощение историко-биографических фактов в романе «Доктор Живаго» и на основе проделанной работы можно сделать определенные выводы.
Роман впервые был опубликован в Италии в1956 году, а в России он был напечатан лишь в 1988 году. На выход романа откликнулись многие: но если в отечественной критике роман считался «антисовестким», то среди современников существовало поразительное разнообразие трактовок этого произведения. В зависимости от происходящих в стране событий и приходящих к власти правителей, постепенно меняется характер отзывов о романе. В настоящее время существует огромное количество работ, статей, книг, затрагивающих разные аспекты романа. Одним из самых важных остаётся вопрос о жанровой природе романа. Многие литературоведы считают, что пастернаковский роман перевернул все представления о романной форме и стал самой поэтической прозой в истории русской литературе. Сам Борис Пастернак стал свидетелем таких исторических событий как революция 1917 года, гражданская война и Великая Отечественная война. Кардинальные изменения в стране сопровождались и переменами в личной жизни писателя: уход от первой жены к Зинаиде Нейгауз, а затем встреча с Ольгой Ивинской. Именно поэтому в романе основной движущей силой является революция, многие события имеют реальную «основу», а герои - прототипов.
Главный женский образ в романе - Лара Гишар - несёт качества всех трёх любимых женщин Бориса Пастернака. Отчасти её прототипом стала Евгения Лурье, муж которой, физик и математик Истомин, ушел добровольцем на фронт, оставив жене шестилетнюю дочь, и пропал без вести. В этой истории - часть коллизии отношений Лары, Паши и их дочери Катеньки. С другой стороны, энергию и умение устроить быт Лара переняла от Зинаиды Нейгауз. Но главным прототипом героини, несомненно, является последняя любовь поэта - Ольга Ивинская. Живаго и Лару связывает абсолютное духовное родство. Их чувство близко к совершенству. Для Живаго Лара - воплощение женственности, красоты жизни, любви к России.
Прототипом главного героя во многом является сам Пастернак, поэт намеренно изменяет лишь некоторые обстоятельства жизни героя. Однако все изменения несут огромную смысловую нагрузку: жизненный путь Юрия Живаго есть не что иное, как альтернативная биография Бориса Пастернака. Так, смерть Юры символизирует жесткое давление на писателя со стороны властей, является воплощением судеб интеллигенции в условиях тоталитарного режима. Более того, в романе представлены варианты возможного поведения представителей данного класса: смирение перед обстоятельствами эпохи войн и революций, добровольное принятие новой власти или открытая борьба против неё.
Б. Л. Пастрнак не ставил перед собой задачу написать глубоко политическое произведение, он ставил перед собой другие, художественные задачи: изобразить судьбу целого поколения на фоне серьёзных исторических потрясений. Так, итоговый роман Пастернака «Доктор Живаго» становится не только сосредоточением взглядов писателя на историю, искусство, Евангелие, но и своеобразным откровением, поскольку автор открыто писал о себе и своих близких, а значит, в романе органично сочетаются исторические и биографические факты из жизни самого писателя.



1. Абашев В. В. В поисках Юрятина. Литературные прогулки по Перми. - Пермь, 2005. - 256 с.
2. Абашев В. В. Пастернаковский город Юрятин: география, семиотика и прагматика романного образа // Вестник ТГПУ. - 2012. - №8. - С. 115 - 121.
3. Альфонсов В. Н. Поэзия Б. Пастернака - Л.: Советский писатель,1990.
4. Бабаевский В. Пастернак и Сталин // Звезда. - 2009. - 200 с.
5. Бахнов Л. В. С разных точек зрения Доктора Живаго. - М., 1990.
6. Борисов В. М. Пастернак Е. Б. Материалы к творческой истории романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. - 1988. - №6. - С. 205 - 248.
7. Борисов В. М., Пастернак Е. Б. Материалы к творческой биографии романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго». - М.: Новый мир,1998.
8. Быков Д. Борис Пастернак. - М., 2006.
9. Ваксман С. Путеводитель по Юрятину. - Пермь , 2005. - 142 с.
10. Вильмонт Н. Н. О Борисе Пастернаке. Воспоминания и мысли. - М.: Советский писатель, 1989.
11. Воздвиженский В. Т. Проза духовного опыта. - М.: Вопросы литературы, 1988, №9. - С. 82 -102.
12. Вознесенский А. На виртуальном ветру. - М., 1998. - 478 с.
13. Воробьёв К. Свеча человечности и правды // К. Воробьёв. Заметы сердца: из архива писателя. - М., 1989. - С. 61 - 63.
14. Газизова А. А. Синтез Живаго со смыслом (размышления о прозе Бориса Пастернака). - М., 1990.
15. Гладков А. Встречи с Пастернаком. - М.: АРТ-Феликс, 2002.
16. Голубков М. М. Русская литература ХХ в.: После раскола. - М., 2002.
17. ДАнджело С. Дело Пастернака: Воспоминания очевидца. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.
18. Е. А. Латкина. Образ Лары в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Русская культура нового столетия: Проблемы изучения, сохранения и использования историко-культурного наследия / Гл. ред. Г. В. Судаков. Сост. С. А. Тихомиров. - Вологда: Книжное наследие,
2007. - С. 621 - 627.
19. Емельянова И. И. Легенды Потаповского переулка: Воспоминания и письма. - М.: Эллис Лак, 1997.
20. Емельянова И.И. Пастернак и Ивинская. Провода под током. - М.:
2006.
21. Иванова Н. Б. Борис Пастернак: участь и предназначение. - СПб.: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 2000.
22. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. - 1998. - № 5.
23. Ивинская О. В. Годы с Пастернаком: В плену времени. - М.: Либрис, 1992.
24. Карпов И. П., Старыгина Н. Н. Открытый урок по литературе. Русская литература 20 века. - М.: Московский лицей, 2009. - 459 с.
25. Ким Е. Об особенностях организации повествования в романе Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго» // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 1997. - №3. - С. 20 - 32.
26. Козовой В. Поэт в катастрофе. - М.: Гнозис, 1994.
27. Колобаева Л. А. «Живая жизнь» в образной структуре романа «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернака // Русская словесность. -1999. -
№ 3.
28. Кондаков И. В. Роман «Доктор Живаго» в светской традиции русской культуры // Известия АН СССР. Серия: литература и язык. - 1990. - №6. - С. 527 - 540.
29. Лихачёв Д. С. Размышления над романом Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. - 1988. - №1. - с. 5 - 10.
30. Лобыцина М. В. Герой и прототип в романе «Доктор Живаго» // Начало: сборник работ молодых ученых. - М.: 1993. - С. 210 - 216.
31. Лобыцина М. Кто вы, доктор Живаго? // Знамя. - 1993. - №5. - С. 204 - 208.
32. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. - М., 1996.
33. Масленникова З. А. Портрет Б. Пастернака. - М.: Сов. Россия, 1990.
34. Маснсуров Б. Лара моего романа: Борис Пастернак и Ольга Ивинская,
2009.
35. Муравина Н. Встречи с Пастернаком: Эрмитаж, 1990.
36. Пастернак Б. Детство Люверс. Повести. Автобиографический очерк. - М.: Детская литература, 1991.
37. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений. - М., 2005.
38. Пастернак Б. Л. Стихотворения. Доктор Живаго. - М.: Дрофа: Вече,
2002. - 671 с.
39. Пастернак Б. Пожизненная привязанность: Переписка с О. М. Фрейденберг. - М., 2000.
40. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Биография. - М.: Художественная литература, 1997.
41. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии. - М.,
1989.
42. Пискунова С., Пискунов В. «Вседневное наше бессмертие» // Литературное обозрение. - 1988. - №8. -С. 48 - 55.
43. Разговор о самом главном // Переписка Б. Л. Пастернака и В. Т. Шаламова // Юность. - 1998. - № 10.
44. Смирнов И. Л. Роман тайн «Доктор Живаго». - М.: Новое литературное обозрение, 1996.
45. Суриков В. Тайная свобода Юрия Живаго // Московский Вестник. -
1990. - №3. - С. 212 - 239.
46. Сухих И. Живаго жизнь: Стихи и стихии (1945-1955. «Доктор Живаго» Б. Пастернака) // Звезда. - 2001. - №4. - С. 220 - 234.
47. Фарыно Е. Юрятинская читальня и библиотекарша Авдотья // Тарту. - 1992. - С. 385 - 410.
48. Фатеева Н. Поэт и проза: Книга о Пастернаке. - М., 2003. - 166 с.
49. Фельтринелли К. Жизнь Джанжакомо Фельтринелли (итал.) - М.: ОГИ, 2003.
50. Эфрон А. С. Жизнь есть животное полосатое: Письма к Ольге
Ивинской и Ирине Емельяновой (1955 - 1975). - М.: ВИГРАФ, 2004.
51. Якобсон Р. О. Заметки о прозе поэта Пастернака //Якобсон Р. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1987. - С. 324 - 338.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ