Анализ транспортной логистики предприятия и маршрутизация перевозок (на примере ООО «КАМА-ТРАКС»)
|
Введение 3
1. Теоретические основы транспортной логистики предприятия и
маршрутизация 9
1.1. Транспортные основы логистики, развитие перевозок грузов 9
1.2. Основные принципы системы перевозок. Выбор перевозчика фирмой. 17
1.3. Понятие маршрутизации и передовые методы 29
2. Транспортная логистика ООО «КАМА-ТРАКС» и анализ эффективности
маршрутизации на предприятии 33
2.1 Краткая характеристика ООО «КАМА-ТРАКС» 33
2.2 Анализ системы транспортной логистики и маршрутизации в ООО
«КАМА ТРАКС» 36
3. Совершенствование транспортной логистики ООО «КАМА-ТРАКС»
посредством маршрутизации 49
3.1 Анализ и рекомендации внедрения передовых методов маршрутизации
для ООО «КАМА-ТРАКС» 49
3.2 Оценка эффективности предложенных методов маршрутизации ООО
«КАМА-ТРАКС» 54
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение
1. Теоретические основы транспортной логистики предприятия и
маршрутизация 9
1.1. Транспортные основы логистики, развитие перевозок грузов 9
1.2. Основные принципы системы перевозок. Выбор перевозчика фирмой. 17
1.3. Понятие маршрутизации и передовые методы 29
2. Транспортная логистика ООО «КАМА-ТРАКС» и анализ эффективности
маршрутизации на предприятии 33
2.1 Краткая характеристика ООО «КАМА-ТРАКС» 33
2.2 Анализ системы транспортной логистики и маршрутизации в ООО
«КАМА ТРАКС» 36
3. Совершенствование транспортной логистики ООО «КАМА-ТРАКС»
посредством маршрутизации 49
3.1 Анализ и рекомендации внедрения передовых методов маршрутизации
для ООО «КАМА-ТРАКС» 49
3.2 Оценка эффективности предложенных методов маршрутизации ООО
«КАМА-ТРАКС» 54
Заключение 60
Список использованных источников 63
Приложение
Логистика представляет собой науку, которая включает проектирование, управление, контроль и регулирование движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени начиная от их первичного источника до конечного потребителя.
Логистика, хотя и обладает глубокими историческими корнями, но является сравнимо молодой наукой. Очень бурное формирование она получила во время второй мировой войны, где была применена при решении стратегических задач для взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта для оперативного обеспечения армии вооружением, топливом и продуктами питания. Понемногу понятие и методы логистики стали переносить из военной сферы в гражданскую, вначале как инновационной научной тенденции по рациональному управлению движением материальных потоков в сфере обращения, а после в производстве.
В конце двадцатого века логистическая наука характеризуется и представляется как наука, которая включает закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд прочих.
Любая из перечисленных областей деятельности населения достаточно исследована и обрисована в определенных источников. Новизна логистического подхода содержится в интеграции перечисленных сфер, а также и областей деятельности для достижения нужного эффекта с наименьшими расходами времени и ресурсами с помощью рационального и сквозного управления материальными и информационными потоками.
Транспорт представляет собой отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки людей и грузов. В сфере общественного производства транспорт причисляется к сфере производства материальных услуг. Транспорт как основополагающая часть большой системы, т.е. логистической цепи, поспособствовал исследованию его в различных аспектах. С точки зрения исследования эффективности деятельности отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них. Но со стороны организации перевозок подобающе рассматривать весь процесс перевозки в целом от «двери» грузоотправителя до «двери» грузополучателя. Если же принимать во внимание интересы клиентуры, то тут важно принимать во внимание не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов и все связанные с этим процессы информации, которые сопровождают материальный поток. Данный подход содействует оптимальному выбору транспортных услуг, поскольку качество перевозок, маршрутизация, зачастую, в наибольшей степени отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.
С точки зрения специализации и кооперирования производства, исследование транспортных средств невозможно лимитировать сферой отдельных материально-технических связей. Его необходимо рассматривать во всей системе материально-технического снабжения - от первичного поставщика до конечного потребителя, в том числе и промежуточные этапы.
Теоретическая актуальность проблемы транспорта в логистической системе предприятий за последнее время непрерывно вырастает, что в значительной степени разъясняется совершенствованием инфраструктуры нашего товарного рынка, ростом товарооборота, ужесточением мер конкурентной борьбы на экономических рынках и все возрастающей необходимостью к оптимизации расходов на всех этапах логистической цепи.
Практическая актуальность темы исследования, связана с тем, что анализ состояния планирования на предприятии доставки грузов автомобильным транспортом позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не существует алгоритмов и методик планирования, которые полностью, адекватно и на современном уровне отражали бы специфику перевозок, что и определяет актуальность разработки такой методики планирования, которая обобщала бы опыт использования автоматизированных информационных систем для планирования маршрутов перевозки грузов.
Вопросы транспортной логистики предприятия в настоящее время достаточно широко освещаются в научной и методической литературе. Изучению транспортной логистики, проблемам ее формирования и изменения посвящены работы ряда зарубежных авторов, таких как Эдгар Шейн, Коттер Т., Хескетт Дж., Ким Камерон, Томас Джерри и других ученых.
Теоретические основы транспортной логистики исследованы в трудах отечественных ученых Д.В. Демина, В.В. Козлова, О.В. Ветчанова, Э.А. Капитонова и многих других. Динамическое планирование маршрутов, контроль и оптимизация маршрутов, рассмотрены в статьях А.А. Клименко, Н.Д. Никитовой, А.Б. Трущенковой.
В научной литературе существует множество подходов к описанию структурных элементов транспортной логистики. Так, М.В. Шумейко, Т.А. Баландина, Е.С.Жерихов описали методологию транспортной логистики. Исследователи В.Д. Аброськина, Э.А. Яськов в своих трудах дали комплексную оценку оптимизации маршрутизации перевозок.
Несмотря на рост публикаций, как по общим вопросам транспортной логистики, так и отдельно анализу маршрутизации перевозок тем не менее, многие аспекты этого направления управленческой деятельности остаются недостаточно изученными. Актуальность проблемы, степень ее разработанности в научной литературе обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом является ООО «КАМА ТРАКС».
Предмет - транспортная логистика автотранспорта и маршрутизация.
Целью работы является разработка методического подхода, позволяющего решить задачу оптимизации маршрутов автотранспортной доставки продукции, тем самым повысить конкурентоспособность ООО «КАМА-ТРАКС».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) осуществить анализ теоритических основ логистики транспортных перевозок;
2) провести анализ эффективности системы транспортной логистики и маршрутизации в ООО «КАМА ТРАКС»;
3) подготовить рекомендации внедрения передовых методов маршрутизации для ООО «КАМА ТРАКС»;
4) дать оценку эффективности предложенных методов маршрутизации ООО «КАМА ТРАКС».
Методы исследования. В процессе исследования использована совокупность общенаучных и специальных методов, которые применяются в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: монографический, абстрактно-логический, анализ, индукции, дедукции.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области транспортной логистики, а так же исследования современных авторов, среди которых можно выделить таких как: В.А. Сумцова, А.С. Федотов, И.С. Туревский, Ю.А. Хегай, В.А. Ковалев и другие.
Информационной основой работы послужили материалы, полученные в ходе прохождения научно-исследовательской практики в ООО «КАМА ТРАКС», а так же информация, основанная на проведенных исследованиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических подходов к рассмотрению сущности транспортной логистики предприятия и маршрутизация перевозок, авторская интерпретация с точки зрения ценностно - деятельностного подхода и определения ее как фактора эффективной деятельности организации.
Практическая значимость исследования состоит в разработке автором практических рекомендаций по формированию транспортной логистики ООО «КАМА ТРАКС» посредством маршрутизации, с оценкой эффективности предложенных методов маршрутизации.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три основных части, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе раскрыты транспортные основы логистики, а также охарактеризовано развитие перевозок грузов; перечислены основные принципы системы перевозок, а именно раскрыта сущность выбора перевозчика фирмой; дано понятие маршрутизации и перечислены передовые методы.
Во второй главе описана транспортная логистика на предприятии ООО «КАМА ТРАКС» и анализ эффективности маршрутизации, где описана организационно-правовая структура ООО «КАМА ТРАКС», и проведен анализ системы транспортной логистики и маршрутизации в ООО «КАМА ТРАКС».
В третьей главе предложены пути совершенствования транспортной логистики ООО «КАМА ТРАКС» посредством маршрутизации, где проведен анализ и рекомендации внедрения передовых методов маршрутизации для ООО «КАМА ТРАКС», дана оценка эффективности предложенных методов маршрутизации ООО «КАМА ТРАКС».
В заключении подведены итоги, сделаны соответствующие выводы.
Логистика, хотя и обладает глубокими историческими корнями, но является сравнимо молодой наукой. Очень бурное формирование она получила во время второй мировой войны, где была применена при решении стратегических задач для взаимодействия оборонной промышленности, типовых и снабженческих баз и транспорта для оперативного обеспечения армии вооружением, топливом и продуктами питания. Понемногу понятие и методы логистики стали переносить из военной сферы в гражданскую, вначале как инновационной научной тенденции по рациональному управлению движением материальных потоков в сфере обращения, а после в производстве.
В конце двадцатого века логистическая наука характеризуется и представляется как наука, которая включает закупочную или снабженческую логистику, логистику производственных процессов, сбытовую или распределительную логистику, транспортную логистику, информационную или компьютерную логистику и ряд прочих.
Любая из перечисленных областей деятельности населения достаточно исследована и обрисована в определенных источников. Новизна логистического подхода содержится в интеграции перечисленных сфер, а также и областей деятельности для достижения нужного эффекта с наименьшими расходами времени и ресурсами с помощью рационального и сквозного управления материальными и информационными потоками.
Транспорт представляет собой отрасль материального производства, которая осуществляет перевозки людей и грузов. В сфере общественного производства транспорт причисляется к сфере производства материальных услуг. Транспорт как основополагающая часть большой системы, т.е. логистической цепи, поспособствовал исследованию его в различных аспектах. С точки зрения исследования эффективности деятельности отдельных видов транспорта интерес представляют перевозки грузов между пунктами отправления и назначения на каждом из них. Но со стороны организации перевозок подобающе рассматривать весь процесс перевозки в целом от «двери» грузоотправителя до «двери» грузополучателя. Если же принимать во внимание интересы клиентуры, то тут важно принимать во внимание не только перевозку на магистральных видах транспорта, но и обработку, хранение, упаковку и распаковку, подачу материалов и все связанные с этим процессы информации, которые сопровождают материальный поток. Данный подход содействует оптимальному выбору транспортных услуг, поскольку качество перевозок, маршрутизация, зачастую, в наибольшей степени отражается на общих расходах, чем себестоимость перевозок.
С точки зрения специализации и кооперирования производства, исследование транспортных средств невозможно лимитировать сферой отдельных материально-технических связей. Его необходимо рассматривать во всей системе материально-технического снабжения - от первичного поставщика до конечного потребителя, в том числе и промежуточные этапы.
Теоретическая актуальность проблемы транспорта в логистической системе предприятий за последнее время непрерывно вырастает, что в значительной степени разъясняется совершенствованием инфраструктуры нашего товарного рынка, ростом товарооборота, ужесточением мер конкурентной борьбы на экономических рынках и все возрастающей необходимостью к оптимизации расходов на всех этапах логистической цепи.
Практическая актуальность темы исследования, связана с тем, что анализ состояния планирования на предприятии доставки грузов автомобильным транспортом позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не существует алгоритмов и методик планирования, которые полностью, адекватно и на современном уровне отражали бы специфику перевозок, что и определяет актуальность разработки такой методики планирования, которая обобщала бы опыт использования автоматизированных информационных систем для планирования маршрутов перевозки грузов.
Вопросы транспортной логистики предприятия в настоящее время достаточно широко освещаются в научной и методической литературе. Изучению транспортной логистики, проблемам ее формирования и изменения посвящены работы ряда зарубежных авторов, таких как Эдгар Шейн, Коттер Т., Хескетт Дж., Ким Камерон, Томас Джерри и других ученых.
Теоретические основы транспортной логистики исследованы в трудах отечественных ученых Д.В. Демина, В.В. Козлова, О.В. Ветчанова, Э.А. Капитонова и многих других. Динамическое планирование маршрутов, контроль и оптимизация маршрутов, рассмотрены в статьях А.А. Клименко, Н.Д. Никитовой, А.Б. Трущенковой.
В научной литературе существует множество подходов к описанию структурных элементов транспортной логистики. Так, М.В. Шумейко, Т.А. Баландина, Е.С.Жерихов описали методологию транспортной логистики. Исследователи В.Д. Аброськина, Э.А. Яськов в своих трудах дали комплексную оценку оптимизации маршрутизации перевозок.
Несмотря на рост публикаций, как по общим вопросам транспортной логистики, так и отдельно анализу маршрутизации перевозок тем не менее, многие аспекты этого направления управленческой деятельности остаются недостаточно изученными. Актуальность проблемы, степень ее разработанности в научной литературе обусловили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.
Объектом является ООО «КАМА ТРАКС».
Предмет - транспортная логистика автотранспорта и маршрутизация.
Целью работы является разработка методического подхода, позволяющего решить задачу оптимизации маршрутов автотранспортной доставки продукции, тем самым повысить конкурентоспособность ООО «КАМА-ТРАКС».
Задачи выпускной квалификационной работы:
1) осуществить анализ теоритических основ логистики транспортных перевозок;
2) провести анализ эффективности системы транспортной логистики и маршрутизации в ООО «КАМА ТРАКС»;
3) подготовить рекомендации внедрения передовых методов маршрутизации для ООО «КАМА ТРАКС»;
4) дать оценку эффективности предложенных методов маршрутизации ООО «КАМА ТРАКС».
Методы исследования. В процессе исследования использована совокупность общенаучных и специальных методов, которые применяются в познании социально-экономических процессов и явлений, а именно: монографический, абстрактно-логический, анализ, индукции, дедукции.
Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов в области транспортной логистики, а так же исследования современных авторов, среди которых можно выделить таких как: В.А. Сумцова, А.С. Федотов, И.С. Туревский, Ю.А. Хегай, В.А. Ковалев и другие.
Информационной основой работы послужили материалы, полученные в ходе прохождения научно-исследовательской практики в ООО «КАМА ТРАКС», а так же информация, основанная на проведенных исследованиях.
Теоретическая значимость исследования заключается в углублении теоретических подходов к рассмотрению сущности транспортной логистики предприятия и маршрутизация перевозок, авторская интерпретация с точки зрения ценностно - деятельностного подхода и определения ее как фактора эффективной деятельности организации.
Практическая значимость исследования состоит в разработке автором практических рекомендаций по формированию транспортной логистики ООО «КАМА ТРАКС» посредством маршрутизации, с оценкой эффективности предложенных методов маршрутизации.
Структура выпускной квалификационной работы включает: введение, три основных части, заключение, список использованных источников и приложения.
В первой главе раскрыты транспортные основы логистики, а также охарактеризовано развитие перевозок грузов; перечислены основные принципы системы перевозок, а именно раскрыта сущность выбора перевозчика фирмой; дано понятие маршрутизации и перечислены передовые методы.
Во второй главе описана транспортная логистика на предприятии ООО «КАМА ТРАКС» и анализ эффективности маршрутизации, где описана организационно-правовая структура ООО «КАМА ТРАКС», и проведен анализ системы транспортной логистики и маршрутизации в ООО «КАМА ТРАКС».
В третьей главе предложены пути совершенствования транспортной логистики ООО «КАМА ТРАКС» посредством маршрутизации, где проведен анализ и рекомендации внедрения передовых методов маршрутизации для ООО «КАМА ТРАКС», дана оценка эффективности предложенных методов маршрутизации ООО «КАМА ТРАКС».
В заключении подведены итоги, сделаны соответствующие выводы.
В процессе исследования выпускной квалификационной работы были применены теоретические знания в области логистики, а в частности транспортной логистики.
Нами были определены того задачи вида транспортной доля логистики:
1. организация этих транспортных этих систем зоны - транспортных было коридоров пути и транспортных зоне цепей;
2. обеспечение зоне технологического вида единства мест транспортно-складского этом процесса;
3. совместное было планирование было транспортного всех
процесса вида со складским быть и производственным; определение учет оптимального того маршрута авто доставки вида груза;
4. выбор было типа и вида транспортного нами средств.
При решении типа задач было дипломной либо работы часы было определенно, что логистика всех представляет план собой типа науку учет о планировании, управлении, контроле было и регулировании груз движения этом материальных свою и информационных доля потоков учет в пространстве доля и во времени учет от их первичного типа источника нами до конечного либо потребителя.
Для определения зоне важнейшего мест вида транспорта план нами были рассмотрены учет шесть лист главных было факторов, которые стал влияют часы на принятие пути решения. Верность лист сделанного нами выбора было по решению всех должна было быть утверждена один технико¬экономическими всех расчетами, которые вида основаны план на анализе этот всех затрат, сопряженных всех с транспортировкой всех разнообразных этом видов план транспорта.
Определили, что значительная зоне доля логистических пути операций часы ня пути движения этом материального один потока OT исходного весь источника нами сырья этом до конечного всех потребителя чаще происходит авто c использованием один разнообразных базу транспортных роль средств.
Рассмотрев было основные этом принципы учет функционирования мест логистической учет системы, можно чаще сделать свою следующий этих вывод: реализация быть этих принципов, связано нами с правильной этих системой этом маршрутизации авто перевоз зоны ок, что ведет типа к уменьшению авто объемов свою всех видов вида запасов, снижению мест неравномерности было материальных груз потоков, а, следовательно, к сокращению учет затрат свою на хранение себя и перемещение учет материальных пути ресурсов учет и готовой один продукции.
Помимо чаще этого, повышается этих сбалансированность этом в управлении этом хозяйственной один деятельностью. Ритмичность того функционирования себя структур зоны и подразделений, входящих чаще в логистическую весь систему, приобретает этих устойчивый быть характер. Для автоматизации весь управления груз логистическими зоне процессами этом на ООО «КАМА-ТРАКС», связывающими было работников один и отделы базу предприятия чаще между нами собой, а также того с заказчиками, поставщиками зоне материальных базу ресурсов, поставщиками пути информации, ремонтными нами мастерскими этих и т.д. необходим этот программный этом комплекс
Процесс начинается с интеграции системы, т.е. загрузка данных по заказам, затем планирование маршрутов в системе планирования, на выходе получаем готовые маршрутные листы, которые в свое время служат постановкой задачи на склад; склад, понимая порядок следования по точкам, готовит продукцию к загрузке, далее необходимо отследить как маршруты выполняются.
Опытным путем было доказано, что узким местом является время простоя, в результате которого затрачивается больше ресурсов, чем на пассивное время.
Итак, предложенные мероприятия по совершенствованию системы управления транспортной логистики, а также внедрения передовых методов маршрутизации, являются одними из наиболее действующих методов в ООО «КАМА ТРАКС».
В результате путем установки нового продукта, предприятие получит прибыль в совокупном размере за год 4026000 рублей, а именно путем:
• судя по показателям удалось сократить количество используемого транспорта на 23%, что сразу же повлекло за собой сокращение прямых затрат на поставку, при этом повысилось количество вывезенной продукции и факт выполненных заказов, при одновременном снижении километража. Достаточно ярким показателем является в 2 раза снижение затрат на доставку одного заказа, т.е. показатель рентабельный, снизились также затраты на 1 кг вывезенной продукции на 1 километр;
• уменьшение количества ГСМ;
• высвобождение диспетчера по выписке путевых листов;
• изменение норм списания на топливо на 100 км;
• изменение договора за простои в связи незнания точного маршрута по времени.
Срок окупаемости нововведения - 4 месяца.
С помощью внедрения данных мероприятий определяется стратегия и тактика развития предприятия, определяются планы и управленческие решения, реализуется контроль за их исполнением.
Нами были определены того задачи вида транспортной доля логистики:
1. организация этих транспортных этих систем зоны - транспортных было коридоров пути и транспортных зоне цепей;
2. обеспечение зоне технологического вида единства мест транспортно-складского этом процесса;
3. совместное было планирование было транспортного всех
процесса вида со складским быть и производственным; определение учет оптимального того маршрута авто доставки вида груза;
4. выбор было типа и вида транспортного нами средств.
При решении типа задач было дипломной либо работы часы было определенно, что логистика всех представляет план собой типа науку учет о планировании, управлении, контроле было и регулировании груз движения этом материальных свою и информационных доля потоков учет в пространстве доля и во времени учет от их первичного типа источника нами до конечного либо потребителя.
Для определения зоне важнейшего мест вида транспорта план нами были рассмотрены учет шесть лист главных было факторов, которые стал влияют часы на принятие пути решения. Верность лист сделанного нами выбора было по решению всех должна было быть утверждена один технико¬экономическими всех расчетами, которые вида основаны план на анализе этот всех затрат, сопряженных всех с транспортировкой всех разнообразных этом видов план транспорта.
Определили, что значительная зоне доля логистических пути операций часы ня пути движения этом материального один потока OT исходного весь источника нами сырья этом до конечного всех потребителя чаще происходит авто c использованием один разнообразных базу транспортных роль средств.
Рассмотрев было основные этом принципы учет функционирования мест логистической учет системы, можно чаще сделать свою следующий этих вывод: реализация быть этих принципов, связано нами с правильной этих системой этом маршрутизации авто перевоз зоны ок, что ведет типа к уменьшению авто объемов свою всех видов вида запасов, снижению мест неравномерности было материальных груз потоков, а, следовательно, к сокращению учет затрат свою на хранение себя и перемещение учет материальных пути ресурсов учет и готовой один продукции.
Помимо чаще этого, повышается этих сбалансированность этом в управлении этом хозяйственной один деятельностью. Ритмичность того функционирования себя структур зоны и подразделений, входящих чаще в логистическую весь систему, приобретает этих устойчивый быть характер. Для автоматизации весь управления груз логистическими зоне процессами этом на ООО «КАМА-ТРАКС», связывающими было работников один и отделы базу предприятия чаще между нами собой, а также того с заказчиками, поставщиками зоне материальных базу ресурсов, поставщиками пути информации, ремонтными нами мастерскими этих и т.д. необходим этот программный этом комплекс
Процесс начинается с интеграции системы, т.е. загрузка данных по заказам, затем планирование маршрутов в системе планирования, на выходе получаем готовые маршрутные листы, которые в свое время служат постановкой задачи на склад; склад, понимая порядок следования по точкам, готовит продукцию к загрузке, далее необходимо отследить как маршруты выполняются.
Опытным путем было доказано, что узким местом является время простоя, в результате которого затрачивается больше ресурсов, чем на пассивное время.
Итак, предложенные мероприятия по совершенствованию системы управления транспортной логистики, а также внедрения передовых методов маршрутизации, являются одними из наиболее действующих методов в ООО «КАМА ТРАКС».
В результате путем установки нового продукта, предприятие получит прибыль в совокупном размере за год 4026000 рублей, а именно путем:
• судя по показателям удалось сократить количество используемого транспорта на 23%, что сразу же повлекло за собой сокращение прямых затрат на поставку, при этом повысилось количество вывезенной продукции и факт выполненных заказов, при одновременном снижении километража. Достаточно ярким показателем является в 2 раза снижение затрат на доставку одного заказа, т.е. показатель рентабельный, снизились также затраты на 1 кг вывезенной продукции на 1 километр;
• уменьшение количества ГСМ;
• высвобождение диспетчера по выписке путевых листов;
• изменение норм списания на топливо на 100 км;
• изменение договора за простои в связи незнания точного маршрута по времени.
Срок окупаемости нововведения - 4 месяца.
С помощью внедрения данных мероприятий определяется стратегия и тактика развития предприятия, определяются планы и управленческие решения, реализуется контроль за их исполнением.



