ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ
|
Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...13
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «коммуникативная
компетенция»……………………………………………………………………13
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..21
1.3 Научное обоснование педагогических условий формирования
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...34
Выводы по главе 1……………………………………………………………….47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...50
2.1 Организация и методики исследования……………………………………50
2.2 Изучение исходного уровня сформированности коммуникативной
компетенции у старшеклассников (констатирующий эксперимент)………...53
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...62
2.4 Анализ результатов психолого-педагогического исследования по
проблеме формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..75
Выводы по главе 2……………………………………………………………….94
Заключение……………………………………………………………………….97
Библиографический список литературы……………………………………...102
Приложения
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...13
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «коммуникативная
компетенция»……………………………………………………………………13
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..21
1.3 Научное обоснование педагогических условий формирования
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...34
Выводы по главе 1……………………………………………………………….47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...50
2.1 Организация и методики исследования……………………………………50
2.2 Изучение исходного уровня сформированности коммуникативной
компетенции у старшеклассников (констатирующий эксперимент)………...53
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...62
2.4 Анализ результатов психолого-педагогического исследования по
проблеме формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..75
Выводы по главе 2……………………………………………………………….94
Заключение……………………………………………………………………….97
Библиографический список литературы……………………………………...102
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Ускорение темпов развития российского общества предъявляет новые требования к системе общего образования, предполагая развитие у обучающихся таких качеств, как самостоятельность, самокритичность, готовность к взаимодействию, межличностному и межколлективному общению. Школа призвана подготовить старшеклассника к решению жизненно значимых проблем, сформировав необходимый набор ключевых компетентностей, включающих в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Особое место в решении задачи обеспечения социальной успешности старшеклассников отводится коммуникативной компетентности
[12] .
Актуальность проблемы развития у людей коммуникативной компетентности была осознана психологами и педагогами в нашей стране еще в 60-е годы. В это время начали появляться работы, посвященные такому специфическому аспекту коммуникативной компетентности, как лекторское мастерство. Однако вплоть до начала 80-х годов данная проблема именно как проблема разностороннего развития коммуникативной компетентности личности не поднималась и не решалась в практическом психолого-педагогическом плане. Не было даже научно определено само понятие коммуникативной компетентности, не предлагались методики, ориентированные на практическое повышение коммуникативной компетентности разных людей, а не только лекторского мастерства.
Степень разработанности проблемы. В начале 80-х годов было дано научное определение понятию «коммуникативная компетенция», появились диссертационные исследования на тему развития коммуникативной компетенции (Ю.Н. Емельянов [20], Ю.М. Жуков [21], А.Г. Ковалев [28], М.В. Мазо [32], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38], Г. Почепцов [40] и др.).
Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до сих пор понятие коммуникативной компетентности не определено достаточно точно и однозначно. Оно понимается разными авторами по- разному и включает в себя множество вещей: знание человеком себя и окружающих людей, умение правильно воспринимать и оценивать других, способность к саморегуляции, умение правильно строить взаимоотношения с людьми и гибко реагировать на их действия, владение вербальными и невербальными средствами общения, и многое другое [3].
По мнению Ю.Н. Емельянова [20] коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности старшеклассника в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит эмоциональное благополучие старшеклассника в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни [21].
Коммуникативную компетенцию в науке рассматривают, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.Д. Столяренко [47]), как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (Ю.Н. Емельянов [20]), как систему внутренних средств регуляции
коммуникативных действий (Г.М. Андреева [1], Б.И. Хасан [52]).
Особое значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых на педагогические аспекты компетентной личности: В.Ю. Асадчих [6], А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.; на профессиональные компетентности и компетенции: Н.Б. Буртовая [14], В.А. Горянина [16], Т.Г. Григорьева [17], М.В. Мазо [32], Н.Т. Фарукшина [48] и др.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии особенно актуально для учебно-познавательного процесса. Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования многих отечественных психологов и педагогов (В.А. Кан-Калик [25], Е.А. Климов [26], А.Н. Леонтьев [31], А.К. Маркова [33], В.А. Мудрик [35], Л.А. Петровская [2; 38], С.Л. Рубинштейн [46], Л.Д. Столяренко [47] и др.).
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для решения проблемы управления формированием коммуникативной компетентности старшеклассников:
- исследование человека как биосоциального системного образования выполнено А.Г. Асмоловым [7], К.Р. Роджерсом [45] и др.;
- изучению процессов педагогического взаимодействия и личностного саморазвития посвящены исследования Е.В. Бондаревской [12; 13], Н.В. Буртовой [14], Ю.В. Клюева [27], Ю.В. Касаткина [27] и др.;
- разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется А.А. Бодалевым [10], И.А. Зимней [23], Б.М. Мастеровым [54], А.В. Хуторским [53], Г.А. Цукерманом [54] и др.;
- теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой [4], Ю.Н. Емельяновым [20], А.В. Мудриком [35], Л.А. Петровской [2; 38], Н.Т. Фарукшиной [48] и др.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников является актуальным и значимым до сих пор. Необходимость формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников очевидна, современные общеобразовательные учреждения должны помочь каждому юноше почувствовать себя способным выражать свои мысли четко и ясно, не бояться высказываний, гармонично сочетать умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к чужой. Это вызывает необходимость изучения и разработки методов повышения эффективности учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативной компетенции у старшеклассников.
При дефиците коммуникативной компетенции процесс психического развития личности затрудняется и искажается [3], а недооценка сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях старшеклассников друг с другом и окружающими.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить следующие противоречия по теме исследования между:
- необходимостью общества в коммуникативных, ответственных, доброжелательных, умеющих правильно воспринимать и оценивать других людях и недостаточным использованием в практической работе разнообразных форм и методов формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- необходимостью формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников и не разработанностью организационно-методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили нас сформулировать следующую тему исследования: «Формирование
коммуникативной компетенции у старшеклассников».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников будет более эффективным и успешным, если:
- в процессе работы со старшеклассниками опираться на специфику понятия «коммуникативная компетенция», опираться на сущностные характеристики данного понятия;
- учитывать возрастные особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- реализовать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия
«коммуникативная компетенция».
2. Выявить особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Теоретическую базу исследования составили: философские,
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Ю.Н. Емельянов [20], А.Г. Ковалев [28], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38] и др.), комплекс научных идей о коммуникативной компетенции личности (А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.), психолого-педагогические труды, раскрывающие основы взаимодействия и общения (А.А. Бодалев [10], А.Н. Леонтьев [31], Л.Д. Столяренко [47]), психолого-педагогические труды, направленные на изучение возрастных особенностей старшеклассников (Л.И. Божович [11], И.В. Дубровина [19; 50], Д.И. Фельдштейн [49] и др.).
Для решениия поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани, в количестве 47 человек. В исследовании приняли участие две группы испытуемых учащихся 10-х классов, одна группа экспериментальная (24 человека) - 10 «А», другая группа контрольная (23 человека) - 10 «Б» класс.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2016 по 2018 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2016 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, выявлялись теоретико-методологические аспекты социальнопедагогической проблемы формирования коммуникативной компетенции, изучались сущность и особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, определялись педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2016 по 2018 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, раскрыла научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2018 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социальнопсихологического обучения.
2. Разработана и в опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции воспитания старшеклассников и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы со старшеклассниками.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Разработана и апробирована программа «Учимся коммуникации», позволяющая сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки старшеклассников к жизни в современном коммуникативном обществе.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение работы со старшеклассниками с целью формирования коммуникативной компетенции.
Также материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, педагогов, классных руководителей в общеобразовательных учреждениях при организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические условия, позволяющие формировать
коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно -
экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2016 по 2018 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях: Республиканский семинар-совещание директоров
образовательных организаций дополнительного образования «Актуальные механизмы совершенствования системы дополнительного образования детей в Республике Татарстан (Казань, 2017 г.), Республиканская научнопрактическая конференция «Перспективы и ресурсы развития системы дополнительного образования в Республике Татарстан», посвященной 100-летию дополнительного образования детей (Казань, 2018 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
[12] .
Актуальность проблемы развития у людей коммуникативной компетентности была осознана психологами и педагогами в нашей стране еще в 60-е годы. В это время начали появляться работы, посвященные такому специфическому аспекту коммуникативной компетентности, как лекторское мастерство. Однако вплоть до начала 80-х годов данная проблема именно как проблема разностороннего развития коммуникативной компетентности личности не поднималась и не решалась в практическом психолого-педагогическом плане. Не было даже научно определено само понятие коммуникативной компетентности, не предлагались методики, ориентированные на практическое повышение коммуникативной компетентности разных людей, а не только лекторского мастерства.
Степень разработанности проблемы. В начале 80-х годов было дано научное определение понятию «коммуникативная компетенция», появились диссертационные исследования на тему развития коммуникативной компетенции (Ю.Н. Емельянов [20], Ю.М. Жуков [21], А.Г. Ковалев [28], М.В. Мазо [32], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38], Г. Почепцов [40] и др.).
Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до сих пор понятие коммуникативной компетентности не определено достаточно точно и однозначно. Оно понимается разными авторами по- разному и включает в себя множество вещей: знание человеком себя и окружающих людей, умение правильно воспринимать и оценивать других, способность к саморегуляции, умение правильно строить взаимоотношения с людьми и гибко реагировать на их действия, владение вербальными и невербальными средствами общения, и многое другое [3].
По мнению Ю.Н. Емельянова [20] коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности старшеклассника в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит эмоциональное благополучие старшеклассника в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни [21].
Коммуникативную компетенцию в науке рассматривают, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.Д. Столяренко [47]), как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (Ю.Н. Емельянов [20]), как систему внутренних средств регуляции
коммуникативных действий (Г.М. Андреева [1], Б.И. Хасан [52]).
Особое значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых на педагогические аспекты компетентной личности: В.Ю. Асадчих [6], А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.; на профессиональные компетентности и компетенции: Н.Б. Буртовая [14], В.А. Горянина [16], Т.Г. Григорьева [17], М.В. Мазо [32], Н.Т. Фарукшина [48] и др.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии особенно актуально для учебно-познавательного процесса. Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования многих отечественных психологов и педагогов (В.А. Кан-Калик [25], Е.А. Климов [26], А.Н. Леонтьев [31], А.К. Маркова [33], В.А. Мудрик [35], Л.А. Петровская [2; 38], С.Л. Рубинштейн [46], Л.Д. Столяренко [47] и др.).
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для решения проблемы управления формированием коммуникативной компетентности старшеклассников:
- исследование человека как биосоциального системного образования выполнено А.Г. Асмоловым [7], К.Р. Роджерсом [45] и др.;
- изучению процессов педагогического взаимодействия и личностного саморазвития посвящены исследования Е.В. Бондаревской [12; 13], Н.В. Буртовой [14], Ю.В. Клюева [27], Ю.В. Касаткина [27] и др.;
- разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется А.А. Бодалевым [10], И.А. Зимней [23], Б.М. Мастеровым [54], А.В. Хуторским [53], Г.А. Цукерманом [54] и др.;
- теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой [4], Ю.Н. Емельяновым [20], А.В. Мудриком [35], Л.А. Петровской [2; 38], Н.Т. Фарукшиной [48] и др.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников является актуальным и значимым до сих пор. Необходимость формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников очевидна, современные общеобразовательные учреждения должны помочь каждому юноше почувствовать себя способным выражать свои мысли четко и ясно, не бояться высказываний, гармонично сочетать умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к чужой. Это вызывает необходимость изучения и разработки методов повышения эффективности учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативной компетенции у старшеклассников.
При дефиците коммуникативной компетенции процесс психического развития личности затрудняется и искажается [3], а недооценка сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях старшеклассников друг с другом и окружающими.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить следующие противоречия по теме исследования между:
- необходимостью общества в коммуникативных, ответственных, доброжелательных, умеющих правильно воспринимать и оценивать других людях и недостаточным использованием в практической работе разнообразных форм и методов формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- необходимостью формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников и не разработанностью организационно-методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили нас сформулировать следующую тему исследования: «Формирование
коммуникативной компетенции у старшеклассников».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников будет более эффективным и успешным, если:
- в процессе работы со старшеклассниками опираться на специфику понятия «коммуникативная компетенция», опираться на сущностные характеристики данного понятия;
- учитывать возрастные особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- реализовать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия
«коммуникативная компетенция».
2. Выявить особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Теоретическую базу исследования составили: философские,
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Ю.Н. Емельянов [20], А.Г. Ковалев [28], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38] и др.), комплекс научных идей о коммуникативной компетенции личности (А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.), психолого-педагогические труды, раскрывающие основы взаимодействия и общения (А.А. Бодалев [10], А.Н. Леонтьев [31], Л.Д. Столяренко [47]), психолого-педагогические труды, направленные на изучение возрастных особенностей старшеклассников (Л.И. Божович [11], И.В. Дубровина [19; 50], Д.И. Фельдштейн [49] и др.).
Для решениия поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани, в количестве 47 человек. В исследовании приняли участие две группы испытуемых учащихся 10-х классов, одна группа экспериментальная (24 человека) - 10 «А», другая группа контрольная (23 человека) - 10 «Б» класс.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2016 по 2018 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2016 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, выявлялись теоретико-методологические аспекты социальнопедагогической проблемы формирования коммуникативной компетенции, изучались сущность и особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, определялись педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2016 по 2018 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, раскрыла научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2018 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социальнопсихологического обучения.
2. Разработана и в опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции воспитания старшеклассников и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы со старшеклассниками.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Разработана и апробирована программа «Учимся коммуникации», позволяющая сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки старшеклассников к жизни в современном коммуникативном обществе.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение работы со старшеклассниками с целью формирования коммуникативной компетенции.
Также материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, педагогов, классных руководителей в общеобразовательных учреждениях при организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические условия, позволяющие формировать
коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно -
экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2016 по 2018 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях: Республиканский семинар-совещание директоров
образовательных организаций дополнительного образования «Актуальные механизмы совершенствования системы дополнительного образования детей в Республике Татарстан (Казань, 2017 г.), Республиканская научнопрактическая конференция «Перспективы и ресурсы развития системы дополнительного образования в Республике Татарстан», посвященной 100-летию дополнительного образования детей (Казань, 2018 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б.Ф. Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема формирования коммуникативной компетенции рассматривалась многими исследователями.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, А.В. Хуторским, В.М. Шепелем и др.
Теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельяновым, Ю.М. Жуковым, Г.Н. Николаевой, Н.Н. Обозовым, Л.А. Петровской и др.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к выводу о том, что исследователями до сих пор четко не разграничены понятия «компетенция» и «компетентность». Эти термины сходны по звучанию, но различны по значению. В настоящее время в отечественной
науке выделилось ряд основных направлений в исследовании понятий «компетенция» и «компетентность». В каждом из этих направлений также нет единой позиции в отношении исследуемых понятий.
Для нас особое значение имеют выводы, сделанные Н.Т. Фарукшиной о том, что компетенции это активно используемые умения, знания, навыки. Она подчеркивает, что компетенции нельзя сводить только к умениям или навыкам, потому что ее возможности намного шире, и они проявляются в той или иной ситуации в виде мобилизации всех приобретенных знаний и практического опыта.
2. Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы прошлого столетия и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. Понятие «коммуникативная компетенция» впервые появилось в зарубежных исследованиях и понималось, как способность общаться письменно или устно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях.
В социальной психологии и социальной педагогике коммуникативная компетенция означает совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми, при этом в ее состав входят знания личностных особенностей людей, понимание людей, умения правильно их воспринимать и оценивать, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми. В этом смысле коммуникативная компетенция рассматривается как один из видов социальной компетенции, предполагающей взаимодействие с окружающими людьми, позволяющей человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3. На основе имеющихся трактовок понятия коммуникативная компетенция мы приходим к следующему определению данного понятия - это интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой-либо деятельности.
4. Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 17-18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) - А.В. Петровский.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у старшеклассника были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетенцию как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Юноши должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
5. В исследовании нами выявлена и обоснована совокупность
педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, нами выявлено и обосновано три основных типа методов АСПО: социально-психологический тренинг;
групповая дискуссия; игровые методы.
6. Констатирующий эксперимент показал, что уровень коммуникативной компетенции у старшеклассников является низким. Для изучения коммуникативной компетенции мы изучали уровень умения слушать, уровень развития эмпатических тенденций, уровень сформированное™ коммуникативных и организаторских склонностей, уровень конфликтности личности. Все эти показатели на констатирующем эксперименте оказались на низком уровне.
7. На основании анализа литературы мы выявили и обосновали совокупность следующих педагогических условий, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, на основе данных педагогических условий нами была разработана программа формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
8. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень умения слушать повысился с 16,7% до 37,5% (изменения на 20,8%), средний уровень повысился с 33,3% до 41,7% (изменения на 8,4%), низкий уровень соответственно понизился с 50% до 20,8% (изменения на 29,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
В экспериментальной группе испытуемых в уровнях эмпатических тенденций наблюдается положительная динамика. Высокий уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 33,3% (изменения на 8,3%), средний уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 29,2% (изменения на 4,2%), низкий уровень понизился с 29,2% до 20,8% (изменения на 8,4%), очень низкий уровень понизился с 20,8% до 16,7% (изменения на 4,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
После проведения формирующего эксперимента выявлена существенная динамика в уровнях коммуникативных и организаторских склонностей.
В экспериментальной группе старшеклассников после эксперимента доминирующим стал средний уровень конфликтности личности и составил 50% (12 человек), низкий уровень конфликтности личности после эксперимента в экспериментальной группе составил 33,3% (8 человек), высокий уровень конфликтности после эксперимента составил 16,7% (4 человека).
В контрольной группе испытуемых после эксперимента по-прежнему преобладающим является высокий уровень конфликтности личности и составил 43,5% (10 человек).
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции в экспериментальной группе после эксперимента повысился с 12,5% до 29,2%, низкий уровень понизился с 50% до 20,8%, средний уровень понизился с 37,5% до 30,4%, таким образом, мы можем сказать, что в результате проведенной работы произошли существенные изменения в уровнях коммуникативной компетенции у старшеклассников экспериментальной группы, а в контрольной группе существенных изменений не произошло.
9. Анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что выявленные нами педагогические условия в рамках программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации» являются эффективными в формировании коммуникативной компетенции у старшеклассников, так как результаты показали положительную динамику и результативность разработанной программы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Полученные в исследовании результаты подтвердили гипотезу и обозначили проблемы, требующие дальнейшей разработки. Настоящее исследование, имеющее практическую направленность, затрагивает лишь часть аспектов проблемы формирования активной, инициативной личности, способной к проявлению эмпатии, умеющей взаимодействовать и общаться, проявляющей коммуникативные и организаторские склонности, умеющей эффективно взаимодействовать в конфликте.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б.Ф. Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема формирования коммуникативной компетенции рассматривалась многими исследователями.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, А.В. Хуторским, В.М. Шепелем и др.
Теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельяновым, Ю.М. Жуковым, Г.Н. Николаевой, Н.Н. Обозовым, Л.А. Петровской и др.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к выводу о том, что исследователями до сих пор четко не разграничены понятия «компетенция» и «компетентность». Эти термины сходны по звучанию, но различны по значению. В настоящее время в отечественной
науке выделилось ряд основных направлений в исследовании понятий «компетенция» и «компетентность». В каждом из этих направлений также нет единой позиции в отношении исследуемых понятий.
Для нас особое значение имеют выводы, сделанные Н.Т. Фарукшиной о том, что компетенции это активно используемые умения, знания, навыки. Она подчеркивает, что компетенции нельзя сводить только к умениям или навыкам, потому что ее возможности намного шире, и они проявляются в той или иной ситуации в виде мобилизации всех приобретенных знаний и практического опыта.
2. Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы прошлого столетия и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. Понятие «коммуникативная компетенция» впервые появилось в зарубежных исследованиях и понималось, как способность общаться письменно или устно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях.
В социальной психологии и социальной педагогике коммуникативная компетенция означает совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми, при этом в ее состав входят знания личностных особенностей людей, понимание людей, умения правильно их воспринимать и оценивать, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми. В этом смысле коммуникативная компетенция рассматривается как один из видов социальной компетенции, предполагающей взаимодействие с окружающими людьми, позволяющей человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3. На основе имеющихся трактовок понятия коммуникативная компетенция мы приходим к следующему определению данного понятия - это интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой-либо деятельности.
4. Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 17-18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) - А.В. Петровский.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у старшеклассника были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетенцию как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Юноши должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
5. В исследовании нами выявлена и обоснована совокупность
педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, нами выявлено и обосновано три основных типа методов АСПО: социально-психологический тренинг;
групповая дискуссия; игровые методы.
6. Констатирующий эксперимент показал, что уровень коммуникативной компетенции у старшеклассников является низким. Для изучения коммуникативной компетенции мы изучали уровень умения слушать, уровень развития эмпатических тенденций, уровень сформированное™ коммуникативных и организаторских склонностей, уровень конфликтности личности. Все эти показатели на констатирующем эксперименте оказались на низком уровне.
7. На основании анализа литературы мы выявили и обосновали совокупность следующих педагогических условий, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, на основе данных педагогических условий нами была разработана программа формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
8. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень умения слушать повысился с 16,7% до 37,5% (изменения на 20,8%), средний уровень повысился с 33,3% до 41,7% (изменения на 8,4%), низкий уровень соответственно понизился с 50% до 20,8% (изменения на 29,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
В экспериментальной группе испытуемых в уровнях эмпатических тенденций наблюдается положительная динамика. Высокий уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 33,3% (изменения на 8,3%), средний уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 29,2% (изменения на 4,2%), низкий уровень понизился с 29,2% до 20,8% (изменения на 8,4%), очень низкий уровень понизился с 20,8% до 16,7% (изменения на 4,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
После проведения формирующего эксперимента выявлена существенная динамика в уровнях коммуникативных и организаторских склонностей.
В экспериментальной группе старшеклассников после эксперимента доминирующим стал средний уровень конфликтности личности и составил 50% (12 человек), низкий уровень конфликтности личности после эксперимента в экспериментальной группе составил 33,3% (8 человек), высокий уровень конфликтности после эксперимента составил 16,7% (4 человека).
В контрольной группе испытуемых после эксперимента по-прежнему преобладающим является высокий уровень конфликтности личности и составил 43,5% (10 человек).
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции в экспериментальной группе после эксперимента повысился с 12,5% до 29,2%, низкий уровень понизился с 50% до 20,8%, средний уровень понизился с 37,5% до 30,4%, таким образом, мы можем сказать, что в результате проведенной работы произошли существенные изменения в уровнях коммуникативной компетенции у старшеклассников экспериментальной группы, а в контрольной группе существенных изменений не произошло.
9. Анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что выявленные нами педагогические условия в рамках программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации» являются эффективными в формировании коммуникативной компетенции у старшеклассников, так как результаты показали положительную динамику и результативность разработанной программы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Полученные в исследовании результаты подтвердили гипотезу и обозначили проблемы, требующие дальнейшей разработки. Настоящее исследование, имеющее практическую направленность, затрагивает лишь часть аспектов проблемы формирования активной, инициативной личности, способной к проявлению эмпатии, умеющей взаимодействовать и общаться, проявляющей коммуникативные и организаторские склонности, умеющей эффективно взаимодействовать в конфликте.



