Введение……………………………………………………………………….......3
Глава 1. Теоретическое изучение проблемы формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...13
1.1 Сущностно-содержательная характеристика понятия «коммуникативная
компетенция»……………………………………………………………………13
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..21
1.3 Научное обоснование педагогических условий формирования
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...34
Выводы по главе 1……………………………………………………………….47
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативной компетенции у старшеклассников………………………...50
2.1 Организация и методики исследования……………………………………50
2.2 Изучение исходного уровня сформированности коммуникативной
компетенции у старшеклассников (констатирующий эксперимент)………...53
2.3 Педагогическое обеспечение процесса формирования коммуникативной
компетенции у старшеклассников……………………………………………...62
2.4 Анализ результатов психолого-педагогического исследования по
проблеме формирования коммуникативной компетенции у
старшеклассников………………………………………………………………..75
Выводы по главе 2……………………………………………………………….94
Заключение……………………………………………………………………….97
Библиографический список литературы……………………………………...102
Приложения
Актуальность проблемы исследования. Ускорение темпов развития российского общества предъявляет новые требования к системе общего образования, предполагая развитие у обучающихся таких качеств, как самостоятельность, самокритичность, готовность к взаимодействию, межличностному и межколлективному общению. Школа призвана подготовить старшеклассника к решению жизненно значимых проблем, сформировав необходимый набор ключевых компетентностей, включающих в себя не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Особое место в решении задачи обеспечения социальной успешности старшеклассников отводится коммуникативной компетентности
[12] .
Актуальность проблемы развития у людей коммуникативной компетентности была осознана психологами и педагогами в нашей стране еще в 60-е годы. В это время начали появляться работы, посвященные такому специфическому аспекту коммуникативной компетентности, как лекторское мастерство. Однако вплоть до начала 80-х годов данная проблема именно как проблема разностороннего развития коммуникативной компетентности личности не поднималась и не решалась в практическом психолого-педагогическом плане. Не было даже научно определено само понятие коммуникативной компетентности, не предлагались методики, ориентированные на практическое повышение коммуникативной компетентности разных людей, а не только лекторского мастерства.
Степень разработанности проблемы. В начале 80-х годов было дано научное определение понятию «коммуникативная компетенция», появились диссертационные исследования на тему развития коммуникативной компетенции (Ю.Н. Емельянов [20], Ю.М. Жуков [21], А.Г. Ковалев [28], М.В. Мазо [32], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38], Г. Почепцов [40] и др.).
Однако анализ психолого-педагогической литературы показывает, что до сих пор понятие коммуникативной компетентности не определено достаточно точно и однозначно. Оно понимается разными авторами по- разному и включает в себя множество вещей: знание человеком себя и окружающих людей, умение правильно воспринимать и оценивать других, способность к саморегуляции, умение правильно строить взаимоотношения с людьми и гибко реагировать на их действия, владение вербальными и невербальными средствами общения, и многое другое [3].
По мнению Ю.Н. Емельянова [20] коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, то есть имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникативной компетентности старшеклассника в образовательном процессе?
Во-первых, она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетентности) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во-вторых, от коммуникативной компетентности во многом зависит эмоциональное благополучие старшеклассника в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает больший психологический комфорт и удовлетворенность ситуацией. И напротив, неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущения непринятости, одиночества в классе, может провоцировать асоциальные формы поведения.
В-третьих, коммуникативная компетенция учащихся может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни [21].
Коммуникативную компетенцию в науке рассматривают, как способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми (Л.Д. Столяренко [47]), как развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми (Ю.Н. Емельянов [20]), как систему внутренних средств регуляции
коммуникативных действий (Г.М. Андреева [1], Б.И. Хасан [52]).
Особое значение для осмысления исследуемой проблемы имеют взгляды ученых на педагогические аспекты компетентной личности: В.Ю. Асадчих [6], А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.; на профессиональные компетентности и компетенции: Н.Б. Буртовая [14], В.А. Горянина [16], Т.Г. Григорьева [17], М.В. Мазо [32], Н.Т. Фарукшина [48] и др.
Решение проблем эффективной коммуникации при взаимодействии особенно актуально для учебно-познавательного процесса. Проблеме общения в педагогическом процессе посвящены исследования многих отечественных психологов и педагогов (В.А. Кан-Калик [25], Е.А. Климов [26], А.Н. Леонтьев [31], А.К. Маркова [33], В.А. Мудрик [35], Л.А. Петровская [2; 38], С.Л. Рубинштейн [46], Л.Д. Столяренко [47] и др.).
К настоящему времени сложились определенные предпосылки для решения проблемы управления формированием коммуникативной компетентности старшеклассников:
- исследование человека как биосоциального системного образования выполнено А.Г. Асмоловым [7], К.Р. Роджерсом [45] и др.;
- изучению процессов педагогического взаимодействия и личностного саморазвития посвящены исследования Е.В. Бондаревской [12; 13], Н.В. Буртовой [14], Ю.В. Клюева [27], Ю.В. Касаткина [27] и др.;
- разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется А.А. Бодалевым [10], И.А. Зимней [23], Б.М. Мастеровым [54], А.В. Хуторским [53], Г.А. Цукерманом [54] и др.;
- теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой [4], Ю.Н. Емельяновым [20], А.В. Мудриком [35], Л.А. Петровской [2; 38], Н.Т. Фарукшиной [48] и др.
Тем не менее, несмотря на многочисленные исследования, вопросы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников является актуальным и значимым до сих пор. Необходимость формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников очевидна, современные общеобразовательные учреждения должны помочь каждому юноше почувствовать себя способным выражать свои мысли четко и ясно, не бояться высказываний, гармонично сочетать умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к чужой. Это вызывает необходимость изучения и разработки методов повышения эффективности учебно-воспитательной работы по формированию коммуникативной компетенции у старшеклассников.
При дефиците коммуникативной компетенции процесс психического развития личности затрудняется и искажается [3], а недооценка сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников в практическом плане приводит сегодня к тому, что возникают затруднения во взаимоотношениях старшеклассников друг с другом и окружающими.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы позволил обозначить следующие противоречия по теме исследования между:
- необходимостью общества в коммуникативных, ответственных, доброжелательных, умеющих правильно воспринимать и оценивать других людях и недостаточным использованием в практической работе разнообразных форм и методов формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- необходимостью формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников и не разработанностью организационно-методического обеспечения данного процесса.
Указанные противоречия актуализируют проблему исследования: каковы педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили нас сформулировать следующую тему исследования: «Формирование
коммуникативной компетенции у старшеклассников».
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Объект исследования - процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников будет более эффективным и успешным, если:
- в процессе работы со старшеклассниками опираться на специфику понятия «коммуникативная компетенция», опираться на сущностные характеристики данного понятия;
- учитывать возрастные особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников;
- реализовать совокупность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Исходя из объекта, предмета, цели исследования мы ставим следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия
«коммуникативная компетенция».
2. Выявить особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
3. Теоретически обосновать педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
4. В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников.
Теоретическую базу исследования составили: философские,
психологические, педагогические концепции в отечественной и зарубежной педагогике и психологии, раскрывающие общенаучные категории «компетентность и компетенция» (Ю.Н. Емельянов [20], А.Г. Ковалев [28], Л.И. Новикова [36], Л.А. Петровская [2; 38] и др.), комплекс научных идей о коммуникативной компетенции личности (А.В. Мудрик [35], Б.И. Хасан [52], А.В. Хуторской [53] и др.), психолого-педагогические труды, раскрывающие основы взаимодействия и общения (А.А. Бодалев [10], А.Н. Леонтьев [31], Л.Д. Столяренко [47]), психолого-педагогические труды, направленные на изучение возрастных особенностей старшеклассников (Л.И. Божович [11], И.В. Дубровина [19; 50], Д.И. Фельдштейн [49] и др.).
Для решениия поставленных задач и проверки основных положений гипотезы применялись следующие научные методы:
- теоретические методы: теоретический анализ психолого
педагогической литературы по изучаемой проблематике, сравнение, классификация, обобщение;
- эмпирические методы: наблюдение, формирующий эксперимент, тестирование, анкетирование;
- методы обработки данных (количественный и качественный анализ). Опытно-экспериментальную базу исследования составили учащиеся
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани, в количестве 47 человек. В исследовании приняли участие две группы испытуемых учащихся 10-х классов, одна группа экспериментальная (24 человека) - 10 «А», другая группа контрольная (23 человека) - 10 «Б» класс.
Этапы исследования. Исследование было проведено в 3 этапа в период с 2016 по 2018 г.г.
На первом этапе - поисково-теоретическом (2016 г.) проводился анализ теоретико-методологических подходов к проблеме, определялись принципы, выявлялись теоретико-методологические аспекты социальнопедагогической проблемы формирования коммуникативной компетенции, изучались сущность и особенности формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, определялись педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Это дало возможность определить концептуальный замысел исследования, включая цель, задачи, гипотезу исследования, также осуществлялся сбор первичного эмпирического материала.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (с 2016 по 2018 г.г.) был осуществлен констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, апробировались педагогические условия формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников, раскрыла научная новизна, теоретическая и практическая значимость диссертации.
На третьем этапе - обобщающем (2018 г.) осуществлялось завершение опытно-экспериментальной работы, осмысление результатов исследования, уточнялись теоретические положения и выводы, оформлялось диссертационное исследование.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
1. Выявлены и раскрыты педагогические условия, позволяющие формировать коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социальнопсихологического обучения.
2. Разработана и в опытно-экспериментальной работе доказана эффективность программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут стать дополнительным источником для конкретизации и дополнения современных теорий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников. Выявленные в ходе исследования педагогические условия могут содействовать дальнейшему развитию концепции воспитания старшеклассников и расширению теоретических и эмпирических подходов в области реализации компетентностного подхода, возможности использования теоретического материала и полученных практических результатов в дальнейших педагогических исследованиях и разработках по различным аспектам работы со старшеклассниками.
Практическая значимость исследования результатов исследования заключается в разработке и опытно-экспериментальной проверке педагогических условий, позволяющих сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Разработана и апробирована программа «Учимся коммуникации», позволяющая сформировать коммуникативную компетентность у старшеклассников. Апробированная программа может стать основой для создания методических разработок по реализации выдвинутых педагогических условий на практике с целью эффективной подготовки старшеклассников к жизни в современном коммуникативном обществе.
Практический материал, накопленный по результатам исследования, может быть использован в разработке программ, рекомендаций и других видов методической литературы, направленной на педагогическое сопровождение работы со старшеклассниками с целью формирования коммуникативной компетенции.
Также материалы исследования могут быть использованы в работе педагогов-психологов, педагогов, классных руководителей в общеобразовательных учреждениях при организации воспитательной работы со старшеклассниками.
Положения, выносимые на защиту:
1. Педагогические условия, позволяющие формировать
коммуникативную компетентность у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены теоретически анализом современных достижений психологопедагогической науки, использованием разнообразных форм и методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, систематической проверкой и статистической обработкой результатов опытно -
экспериментального исследования на различных этапах и реальными положительными изменениями в повышении уровня сформированности коммуникативной компетенции у старшеклассников, подтверждением верности выдвинутой гипотезы результатами исследования на уровне значимости p < 0,01, p < 0,05.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в период с 2016 по 2018 г.г. в ходе опытно-экспериментальной работы в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г. Казани.
Материалы диссертационного исследования прошли апробацию на конференциях: Республиканский семинар-совещание директоров
образовательных организаций дополнительного образования «Актуальные механизмы совершенствования системы дополнительного образования детей в Республике Татарстан (Казань, 2017 г.), Республиканская научнопрактическая конференция «Перспективы и ресурсы развития системы дополнительного образования в Республике Татарстан», посвященной 100-летию дополнительного образования детей (Казань, 2018 г.).
Структура диссертации. Диссертация состоит их введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных в психологии. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач. Взаимосвязь и взаимообусловленность общения как деятельности, процесса, средства и условий осуществления других человеческих деятельностей, по словам Б.Ф. Ломова, образует замкнутый круг, на котором невозможно найти точку отсчета.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать тот факт, что проблема формирования коммуникативной компетенции рассматривалась многими исследователями.
Разработка проблемы формирования и развития ключевых компетенций осуществляется В.А. Болотовым, И.А. Зимней, Г.К. Селевко, А.В. Хуторским, В.М. Шепелем и др.
Теория и практика формирования коммуникативной компетенции разрабатывается Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельяновым, Ю.М. Жуковым, Г.Н. Николаевой, Н.Н. Обозовым, Л.А. Петровской и др.
1. Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам придти к выводу о том, что исследователями до сих пор четко не разграничены понятия «компетенция» и «компетентность». Эти термины сходны по звучанию, но различны по значению. В настоящее время в отечественной
науке выделилось ряд основных направлений в исследовании понятий «компетенция» и «компетентность». В каждом из этих направлений также нет единой позиции в отношении исследуемых понятий.
Для нас особое значение имеют выводы, сделанные Н.Т. Фарукшиной о том, что компетенции это активно используемые умения, знания, навыки. Она подчеркивает, что компетенции нельзя сводить только к умениям или навыкам, потому что ее возможности намного шире, и они проявляются в той или иной ситуации в виде мобилизации всех приобретенных знаний и практического опыта.
2. Термин «коммуникативная компетенция» появился в 70-е годы прошлого столетия и был связан с психологией развития, когнитивной психологией и социолингвистикой. Понятие «коммуникативная компетенция» впервые появилось в зарубежных исследованиях и понималось, как способность общаться письменно или устно с носителем изучаемого языка в реальных жизненных ситуациях.
В социальной психологии и социальной педагогике коммуникативная компетенция означает совокупность знаний, умений и навыков общения с людьми, при этом в ее состав входят знания личностных особенностей людей, понимание людей, умения правильно их воспринимать и оценивать, предсказывать их поведение, оказывать на них влияние и многое другое, от чего может зависеть успешность общения и взаимодействия человека с людьми. В этом смысле коммуникативная компетенция рассматривается как один из видов социальной компетенции, предполагающей взаимодействие с окружающими людьми, позволяющей человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.
3. На основе имеющихся трактовок понятия коммуникативная компетенция мы приходим к следующему определению данного понятия - это интегральное системное образование взаимосвязанных знаний, умений и навыков, способов деятельности, определяющих способность к эффективному коммуникативному взаимодействию в ситуациях какой-либо деятельности.
4. Хронологические границы юношества определяются по-разному, наиболее часто исследователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 17-18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет) - А.В. Петровский.
Одним из основных критериев сформированности коммуникативной компетенции личности является рефлексия, когда человек способен оценить свою позицию в соответствии с позицией и интересами партнера. Необходимо, чтобы у старшеклассника были также сформированы умения устанавливать связь с собеседником, анализировать его сообщения, адекватно реагировать на них, умело пользуясь как вербальными, так и невербальными средствами общения. Исследователи определили коммуникативную компетенцию как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения коммуникативного воздействия в определенном круге ситуаций межличностных контактов.
Юноши должны овладеть не только языковыми формами, но у них должно быть сформировано представление о том, как их использовать в реальной коммуникации.
5. В исследовании нами выявлена и обоснована совокупность
педагогических условий формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, нами выявлено и обосновано три основных типа методов АСПО: социально-психологический тренинг;
групповая дискуссия; игровые методы.
6. Констатирующий эксперимент показал, что уровень коммуникативной компетенции у старшеклассников является низким. Для изучения коммуникативной компетенции мы изучали уровень умения слушать, уровень развития эмпатических тенденций, уровень сформированное™ коммуникативных и организаторских склонностей, уровень конфликтности личности. Все эти показатели на констатирующем эксперименте оказались на низком уровне.
7. На основании анализа литературы мы выявили и обосновали совокупность следующих педагогических условий, позволяющих развивать коммуникативную компетенцию у старшеклассников: интенция процесса развития коммуникативной культуры подростков в режим саморазвития; использование методов активного социально-психологического обучения, на основе данных педагогических условий нами была разработана программа формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации».
8. После проведения формирующего эксперимента в экспериментальной группе высокий уровень умения слушать повысился с 16,7% до 37,5% (изменения на 20,8%), средний уровень повысился с 33,3% до 41,7% (изменения на 8,4%), низкий уровень соответственно понизился с 50% до 20,8% (изменения на 29,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
В экспериментальной группе испытуемых в уровнях эмпатических тенденций наблюдается положительная динамика. Высокий уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 33,3% (изменения на 8,3%), средний уровень эмпатических тенденций повысился с 25% до 29,2% (изменения на 4,2%), низкий уровень понизился с 29,2% до 20,8% (изменения на 8,4%), очень низкий уровень понизился с 20,8% до 16,7% (изменения на 4,2%), в контрольной группе изменений не выявлено.
После проведения формирующего эксперимента выявлена существенная динамика в уровнях коммуникативных и организаторских склонностей.
В экспериментальной группе старшеклассников после эксперимента доминирующим стал средний уровень конфликтности личности и составил 50% (12 человек), низкий уровень конфликтности личности после эксперимента в экспериментальной группе составил 33,3% (8 человек), высокий уровень конфликтности после эксперимента составил 16,7% (4 человека).
В контрольной группе испытуемых после эксперимента по-прежнему преобладающим является высокий уровень конфликтности личности и составил 43,5% (10 человек).
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции в экспериментальной группе после эксперимента повысился с 12,5% до 29,2%, низкий уровень понизился с 50% до 20,8%, средний уровень понизился с 37,5% до 30,4%, таким образом, мы можем сказать, что в результате проведенной работы произошли существенные изменения в уровнях коммуникативной компетенции у старшеклассников экспериментальной группы, а в контрольной группе существенных изменений не произошло.
9. Анализируя и сопоставляя результаты констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод, что выявленные нами педагогические условия в рамках программы формирования коммуникативной компетенции у старшеклассников «Учимся коммуникации» являются эффективными в формировании коммуникативной компетенции у старшеклассников, так как результаты показали положительную динамику и результативность разработанной программы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента.
Полученные в исследовании результаты подтвердили гипотезу и обозначили проблемы, требующие дальнейшей разработки. Настоящее исследование, имеющее практическую направленность, затрагивает лишь часть аспектов проблемы формирования активной, инициативной личности, способной к проявлению эмпатии, умеющей взаимодействовать и общаться, проявляющей коммуникативные и организаторские склонности, умеющей эффективно взаимодействовать в конфликте.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С.Абрамова. - Екатеринбург.
- 1999. - 256 с.
2. Алешина Ю.Б., Петровская Л.А. Что такое межличностное общение? / Ю.Б.Алешина, Л.А.Петровская. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 234 с.
3. Алиева М.А., Гришанович Т.В., Лобанова Л.В., Травникова Н.Г., Трошихина, Е.Г. Я сам строю свою жизнь / М.А.Алиева, Т.В.Гришанович, Л.В.Лобанова, Н.Г.Травникова, Е.Г.Трошихина. - СПБ: Речь, 2001. - 216 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Агдреева. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 364 с.
5. Анн Л. Психологический тренинг с подросткам / Л.Анн. - СПб.: Питер, 2003. - 215 с.
6. Асадчих В.Ю. Технологическое обеспечение управления процессом формирования коммуникативной компетентности старшеклассников / В.Ю. Асадчих // Вестник Тамбовского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2008. - №12. - С. 127-130
7. Асмолов А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. - М.: Сфера, 1998.
- 358 с.
8. Бударина А.О. LinguistusUniversalis: методология и технологии
формирования профессиональной универсальности лингвистов: монография / А.О. Бударина. - Калининград: Изд-во БФУ им. И. Канта,
2011. - 273 с.
9. Богомолова, Н.Н., Петровская, Л.А. Социально-психологический тренинг как форма обучения общению // Общение и деятельность / Н.Н.Богомолова, Л.А.Петровская. - Прага, 1981. - 248 с.
10. Бодалев А.А. Личность и общение / А.А.Бодалев. - М.: Просвещение, 1983. - 366 с.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование) / Л.И.Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
12. Бондаревская Е.В. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская // Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17 - 24
13. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская // Теория и практика личностноориентированного образования. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000. - 352 с.
14. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: Дис... канд. психол. наук / Н.Б.Буртовая. - Томск, 2004. - 189 с.
15. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения / Р.Вердербер, К.Вердербер. - М.: Знание, 2003. - 318 с.
16. Горянина В.А. Психология общения / В.А.Горянина. - М.: Наука, 2002. - 416 с.
17. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум /
Т.Г.Григорьева. - Новосибирск: издательство Новосибирского
университета, 1997. - 267 с.
18. Григальчик Е.К., Губаревич Д.И., Губаревич И.И. Обучаем иначе. Стратегия активного обучения / Е.К.Григальчик, Д.И.Губаревич, И.И.Губаревич. - Минск: НОООО «БИП-С», 2003. - 181 с.
19. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / И.В.Дубровина. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
20. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю.Н.Емельянов. - Л.: ЛГУ, 1985. - 166 с.
21. Жуков Ю.М. Методы диагностики и развития коммуникативной компетенции // Общение и оптимизация совместной деятельности / Ю.М.Жуков. - М.: МГУ, 1987. - С. 64-74
22. Захаров В.П. Практические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга / В.П.Захаров. - Л.: ЛГТУ, 1990.
- 179 с.
23. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Лотос, 2011. - 384 с.
24. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994. - 321 с.
25. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн- Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
26. Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: учеб. пособие для вузов / Е.А. Климов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 511 с.
27. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабелъность / Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 189 с.
28. Ковалев А.Г. Курс лекций по социальной психологии / А.Г. Ковалев. - М.: Высшая школа, 2010. - 234 с.
29. Корниенко А.Ф. Психодиагностика: Учебное пособие / А.Ф.Корниенко.
- К.: Казанский пед. ун-т, 2003. - 148 с.
30. Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение /В.В.Коротаева. - М.: КСП, 1997. - 206 с.
31. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 73-235 с.
32. Мазо М.В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у студентов: Автореф. дис... канд. пед. наук / М.В.Мазо. - Саратов, 2000. - 13 с.
33. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. - М.: Знание, 1996. - 308 с.
34. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Методы активного социальнопсихологического обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.В.Матяш, Т.А.Павлова. - М.: Академия, 2007. - 196 с.
35. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников / А.В.Мудрик. - М.: Педагогика, 1984. - 456 с.
36. Новикова Л.И. Коллектив и личность как педагогическая проблема: Автореферат дисс. .. .докт. пед. наук / Л.И. Новикова. - Л., 1977. - 48 с.
37. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры / Н.Т.Оганесян. - М.: Ось-89, 2002. - 176 с.
38. Петровская Л.А. Компетентность в общении / Л.А.Петровская. - М.: Флинт, 2009. - 216с.
39. Пиз А. Общие понятия о языке жестов //Хрестоматия по социальной психологии / А.Пиз. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 235 с.
40. Почепцов Г. Коммуникативные технологии 20 века / Г.Почепцов. -М.: Сфера, 2002. - 352 с.
41. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе / А.С.Прутченков. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 640 с.
42. Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе / А.С.Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1995. - 140 с.
43. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы
становления личности / Х.Ремшмидт. - М.: Просвещение, 1994. - 267 с.
44. Роббер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации //Хрестоматия по социальной психологии / М.Роббер, Ф.Тильман. - М.: Международная педагогическая академия, 1994. - 378 с.
45. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. яз. / К. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
46. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. -М.: Педагогика, 1989. - 478 с.
47. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов / на Дону: Феникс, 2010. - 534 с.
48. Фарукшина Н.Т. Развитие коммуникативной компетенции студентов
технического вуза (на примере изучения гуманитарной дисциплины «Психология и педагогика»): Дис... канд. психол. наук /
Н.Т.Фарукшина. - Казань, 2007. - 221 с.
49. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности / Д.И.Фельдштейн. - М.: Просвещение, 1996. - 389 с.
50. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / Под редакцией И.В.Дубровиной. - М.: Варгус,
2007. - 467 с.
51. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего / К.Фопель. - М.: Интерпракс, 2004. - 235 с.
52. Хасан Б.И. Границы компетенции: педагогическое вменение и
возрастные притязания. Педагогика развития: ключевые
компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практ. конф. / Б.И.Хасан. - Красноярск: Краснояр. гос. ун-т., 2003. - С. 23 - 32
53. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научнометодическое пособие. - М.: Эйдос, 2013. - 73 с.
54. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития / Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров. - М.: Интерпракс, 1995. - 218 с.
55. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. - Казань.: Татарское кн. изд-во, 1991. - 192 с.