ВВЕДЕНИЕ ........................... ........................... ........................... ................ 4
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ВУЗЕ ............................ 12
1.1.Сущность и структура правосознания будущих юристов вуза ...... 12
1.2. Развитие правосознания будущих юристов в учебно-воспитательном процессе вуза ..................................................................... 30
1.3. Критерии, показатели и уровни развития правосознания будущих юристов в вузе ............................................................................... 43
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ .................................................................. 57
Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПРАВОСОЗНАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ ВУЗА 61
2.1. Организация и методы эмпирического исследования правосознания у будущих юристов ............................................................. 61
2.2. Анализ результатов констатирующего этапа исследования ......... 73
2.3. Программа развития правосознания будущих юристов в вузе ..... 87
2.4. Анализ результатов контрольного этапа исследования ................. 117
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ ............................................................... 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .............................................................................................. 135
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................................................. 140
Приложения .................................................................................................... 148
Доклад
Происходящие в настоящее время изменения в политической, экономической и культурной жизни страны, появление новых взглядов на сущность права требует рассмотрения проблемы развития правосознания общества на современном этапе его развития в условиях становления российского правового государства. В настоящее время существует множество вопросов, которые требуют оперативного решения в процессе формирования правосознания. Это в первую очередь, правовая безграмотность населения, нередкое противоречие нормативно-правовых актов реальной действительности, неразвитая идеология правового государства и, как следствие, отрицание правовых принципов.
Поэтому высшая школа обязана ориентировать на воспитание личности средствами укоренения в правосознании правовых убеждений, ценностных ориентаций, принятия эталонов правомерного поведения, основанных на детализации и глубине правовых знаний и представлений у будущих юристов Вуза.
Правосознание, функционируя в обществе, представляет собой единую систему, имеет сложное строение, включая различные элементы, которые, в свою очередь, в процессе регулирования права исполняют различные роли и имеют различную нагрузку. Вследствие этого, необходимо учитывать структуру правосознания, соотношение отдельных частей и элементов данной структуры, при выявлении роли правосознания в общественной жизни, в процессе осуществления юридической деятельности.
Содержанием правосознания юриста является система правовых знаний, убеждений и чувств, которыми он руководствуется при осуществлении профессиональной юридической деятельности. Развитое правосознание становятся основой главенства права в современном цивилизованном обществе, фундаментом становления правового государства.
Исследованием проблемы правосознания занимались значительное количество ученых из разных областей: философы, психологи, педагоги, социологи, правоведы. В философии исследователи рассматривают правосознание как специфический способ духовного познания действительности, устанавливают взаимосвязь правосознания и нравственности, описывают генезис правосознания как теоретический объект философского анализа (А.А. Логунов, В.Р. Петров, А.А. Чупров, Ю.В. Шумова и др.). В психологии изучают детерминанты правосознания на разных этапах личностного и профессионального развития индивида (Ю.Л. Ивлев, Ю.В. Старшинов и др.). В социологии изучается социоструктурный аспект правосознания, социологи показывают роль правосознания в формировании гражданского общества России, отмечая его духовные и мировоззренческие основы (О.Ю. Казурова, А.В. Рачипа, С.А. Рослов, Г.А. Шегорцов и др.).
Таким образом, теоретический анализ состояния проблемы правосознания позволяет утверждать, что педагогический процесс развития правосознания студентов - будущих юристов в высшем учебном заведении, их правового воспитания и формирования правовой культуры исследован явно недостаточно, и выбор темы исследования в этом направлении является весьма актуальным.
Анализ теории и практики свидетельствует о наличии следующих противоречий между:
– стремительно развивающимся правовым пространством в современных условиях становления правового государства и низким уровнем развития правосознания личности граждан;
– возросшими требованиями к качеству профессионального образования будущих специалистов и их недостаточной практической подготовленностью к решению правовых профессиональных вопросов;
– осознанием необходимости решения проблем формирования правосознания студентов как будущих профессионалов и недостаточным научно-методическим обеспечением правового образования студентов в процессе их профессиональной подготовки.
Теоретический анализ литературы позволяет говорить о недостаточной разработанности, теоретической и практической значимости проблемы развития правосознания будущих юристов.
Основной научной проблемой является развитие правосознания будущих юристов в высшем учебном заведении с учетом особенностей их профессиональной деятельности и подготовки.
Объект исследования – правосознание будущих юристов.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в вузе.
Цель исследования – разработать, научно обосновать и опытно- экспериментальным путем проверить модель развития правосознания у будущих юристов в Вузе.
Гипотеза исследования состоит в том, что формирование правосознания у будущих юристов будет эффективным, при условии использовании средств и активных методов обучения процессе профессиональной подготовки.
Согласно цели и гипотезе исследования были намечены следующие его задачи:
1.Провести теоретический анализ сущности и структуры правосознания будущих юристов вуза
2. Развитие правосознания будущих юристов в учебно-воспитательном процессе вуза
3. Выявить психолого-педагогические условия развития правосознания будущих юристов в учебно-воспитательном процессе вуза
4. Разработать и экспериментально апробировать модель развития правосознания будущих юристов в вузе.
5. Обобщить результаты экспериментального исследования процесса развития правосознания будущих юристов в условиях вуза.
Методологическую основу исследования составили социально-педагогические теории, концепции, идеи, связанные с рассматриваемой проблемой: теория личностного подхода (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, М.И.Смирнов и др.); концепция непрерывного образования, концепция целостного подхода к организации образовательного процесса, формирования личности (Е.П.Белозерцев, А.П.Владиславлев, В.С.Ильин, Ю.П.Кулюткин и др.); концепция оптимизации процесса обучения в высшей школе (О.А.Абдуллина, Ю.К.Бабанский, О.Н.Голубева, В.И.Горовая, В.Н.Гуров, В.И.Каган, Н.В.Кузьмина, А.Д.Суханов, И.А.Сыченков); теория проблемного обучения (В.В.Давыдов, Т.В.Кудрявцев, А.М.Матюшкин, М.И.Махмудов), активизации учебно-познавательной деятельности в высшей школе (М.М.Анцибор, А.В.Брушлинский, А.А.Вербицкий, П.И.Пидкасистый).
Теоретические основы проблемы воспитания правового сознания . будущих юристов составили:
- научные работы по вопросам права и правового сознания (И.А. Ильин, Д.А. Керимов, В.Н. Кудрявцев, Э.В. Кузнецов, Е.А. Лукашева, М.Н. Марченко. В.В. Лазарев, И.Е. Фарбер и др.);
- теория развития личности (Р. Берне, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу, А.В. Петровский, К. Роджерс и др.);
- дидактические теории и концепции образования (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, B.C. Леднев, И.Я. Лернер, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, М.Н. Скаткин, С.Д. Смирнов, В.Т. Фоменко и др.);
- концепция педагогики высшей школы (С.И. Архангельский, А.Г. Бермус, A.А. Греков, В.И. Мареев, В.А. Сластенин, Н.Д. Никандров и др.);
- ценностные основы образования и воспитания (Е.В. Бондаревская, М.С. Каган, И.Б. Котова, Б.Т. Лихачев, Н.Д. Никандров, Е.Н. Шиянов и др.);
- концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, B.В. Сериков, В.Т. Фоменко, И.С. Якиманская и др.).
Методы и методики исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психологической, педагогической, юридической и методической литературы; формально-логический; сравнительный; синтез, анализ нормативных документов (ГОС по специальности и ФГОС ВПО бакалавриата); эмпирические (метод тестирования, моделирование, опросные методы, констатирующий и формирующий эксперименты); математической статистики (критерий Пирсона).
- опросник Р. Кетелла;
- тестовые задания Л.М. Гайсиной;
- метод решения правовых задач;
- опросник «Ценностные ориентации» (М.Рокич);
- метод незаконченных предложений.
Экспериментальной базой нашего исследования стал Сибирский институт бизнеса, управления и психологии филиал в г. Красноярске.
Для апробации программы развития правового сознания у будущих юристов нами были подобраны контрольная группа (20 студентов факультета Юриспруденция (гражданско-правовой профиль) группы 263 СИБУП заочной формы обучения) и экспериментальная (20 студентов факультета Юриспруденция (гражданско-правовой профиль) группы 267 СИБУП заочной формы обучения).
Опытно-экспериментальная работа проводилась в течение года и состояла из трех этапов:
Первый этап (март – май 2013) - теоретический - включал изучение состояния исследуемой проблемы в психолого-педагогической и юридической теории и практике, анализ имеющегося опыта формирования правосознания будущих юристов. На этом этапе осуществлялся сбор и накопление исследовательского материала с целью формирования концепции исследования, определялись исходные позиции исследования, его основные параметры: объект, предмет, цель, основные задачи и методологическая основа.
Второй этап (июнь – декабрь 2013 г.) — опытно-экспериментальный (включающий констатирующий этап, формирующий этап и этап оценки результативности опытно-экспериментальной работы). Разрабатывалась модель развития правосознания у будущих юристов, обосновывались методы исследования правосознания и методы оценки эффективности реализации модели в условиях профессиональной подготовки. Разрабатывались и внедрялись в практику профессиональной подготовки будущих юристов мероприятия по развитию правосознания, «Тренинг формирования правосознания», определялись уровни и показатели динамики правосознания и его компонентов в ходе образовательной деятельности, осуществлялась диагностика на различных этапах эксперимента.
Третий этап (январь-март 2014 г.) - аналитико-обобщающий. Анализировались, систематизировались и обобщались результаты опытно- экспериментальной работы. На этом этапе были сформулированы основные теоретические выводы и выводы опытно-экспериментальной работы.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- определено понятие «правосознание будущего юриста» и выявлена его структура, включающая когнитивный, аффективный, ценностный и поведенческий компоненты, определено содержательное наполнение данных компонентов;
- спроектирована структурно-функциональная модель развития правосознания у будущих юристов,
- выявлена и научно обоснована возможность целенаправленного развития правосознания у студентов - будущих юристов в процессе работы с нормативно-правовыми актами; деятельности «школы молодого юриста», проведение «тренинга формирования правосознания».
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что на основе анализа научной педагогической, психологической, юридической литературы конкретизированы общетеоретические представления о сущности правосознания будущего юриста; спроектирована структурно- функциональная модель развития правосознания у будущих юристов; определены и исследованы педагогические условия ее успешной реализации в процессе профессиональной подготовки студентов специальности «Юриспруденция».
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная и научно обоснованная модель формирования правосознания у будущих юристов, позволяет повысить уровень и расширить возможности их профессиональной подготовки; методика работы с нормативно-правовыми актами, программа деятельности «Школы молодого юриста» и «Тренинг формирования правосознания» могут быть использованы как в системе высшего образования, так и в системе учреждений повышения квалификации юристов.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Индивидуальное правосознание будущих юристов - это динамическое личностное образование, обеспечивающее способность будущего юриста к ориентации и самоопределению в правовом пространстве на основе правовых знаний, умений и навыков; оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентаций. Правовое сознание всегда материализуется в действии будущего специалиста, в его конкретном профессиональном поведении.
2. Структура правосознания будущих юристов это комплекс взаимосвязанных компонентов, (когнитивный, аффективный, ценностный, поведенческий) обеспечивающий его целостность.
3. Модель развития правосознания у будущих юристов включает в себя работу с нормативно-правовыми актами, решение ситуационных задач правового характера; тренинг формирования правосознания и «Школу молодого юриста».
4. В процессе развития правосознания у будущих юристов преобладающим становится приоритет ценности права в структуре ценностно-смысловой сферы будущего юриста, формируется уважение к действующему закону.
5. В процессе развития правосознания у будущих юристов формируются навыки принятия решений в правовых профессиональных и личностных ситуациях, защита прав, свобод и интересов клиентов.
Достоверность и обоснованность выводов и результатов исследования обеспечена чёткостью исходных теоретико-методологических позиций; логикой научного исследования; применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования; рациональным сочетанием его теоретической и опытно-экспериментальной частей; мониторингом результатов на всех ступенях процесса формирования правосознания у будущих юристов.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин Сибирского института бизнеса, управления и психологии филиала в г. Красноярске. Материалы исследования внедрены в учебный процесс кафедры гражданско-правовых дисциплин Сибирского института бизнеса, управления и психологии филиала в г. Красноярске. Автором по результатам исследования опубликована научная статья по теме исследования.
В развитии и функционировании правовой системы любой страны особую роль играет страта профессиональных юристов, состояние и возможности их профессионального правосознания. Юрист-профессионал – ключевая фигура любой правовой деятельности и создаваемых в результате ее правовых институтов.
Деятельность по развитию необходимого уровня профессионального сознания страты юристов, подготовке профессионалов для эффективной работы в специфической правовой сфере общественной жизни имеет принципиальное значение для развития правовой системы общества и совершенствования каждого из ее структурных компонентов. От этого напрямую зависит эффективность процессов развития России как демократического, правового, социального государства, реформирование ее экономики и социальной структуры, укрепление позиций в мировом сообществе.
Профессиональное правосознание не возникает на пустом месте. Особую роль в развитии профессионального юридического сознания играет существующая в стране система профессионального образования, особенно на ступени высшей школы.
Студенты-юристы – это в основном группа носителей обыденного правосознания. Эта группа в ходе образовательного процесса постепенно переходит в группу носителей профессионального сознания, а часть студентов, наиболее склонная к исследовательской деятельности, – в группу представителей научного правосознания.
Теоретический анализ, проведенный в рамках нашего диссертационного исследования показал, что правовая культура личности юриста - это сложное интегративное качество личности, включающее в себя когнитивный, эмоционально-ценностный, деятельностно-поведенческий компоненты и характеризующееся высоким уровнем владения правовыми знаниями, умениями, навыками, чувствами, ценностями, активной правовой деятельностью. Правовая культура личности юриста основывается на активном правовом сознании, реализующемся в активной деятельности.
Структура правосознания будущих юристов - это комплекс взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих его целостность - когнитивный компонент (комплекс правовых знаний, которыми обладает будущий юрист, знания основных нормативно- правовых документов, регламентирующих его профессиональную деятельность); аффективный компонент (эмоциональные состояния будущего юриста, которыми выражается его отношение к праву, ценностный показатель осознанности будущим юристом необходимости социально-правовой деятельности); аксиологический компонент (приоритет права как общечеловеческой ценности в структуре ценностно-смысловой сферы будущего юриста, правоуважение, как социально-правовая ценность, уважение к действующему закону, ценностное отношение к клиентам, нетерпимость к разного рода нарушениям российского законодательства, правовая ответственность); поведенческий компонент (социально-правовое поведение будущего юриста, навыки принятия решений в правовых профессиональных и личностных ситуациях, защита прав, свобод и интересов клиентов).
Реализация профессиональной деятельности юриста предполагает высокий уровень развития его правосознания, что, на наш взгляд, означает наличие у него ценностно - осознанного отношения к социально-правовой культуре человека, к выполнению своих социальных ролей в обществе; умений выявлять социально- правовую составляющую проблемы клиентов в процессе профессиональной деятельности; самостоятельно разрешать правовые проблемы в соответствии со своими личностными и профессиональными ценностями, опыт нормативного общения в социуме (в обществе, государстве, в профессиональном коллективе, общественных организациях и т.д.).
Анализ положений проектов федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлению (специальности) «Юриспруденция» степеней (квалификаций) бакалавр, учебных планов показал, что процесс формирования правосознания будущих юристов идет с акцентом на его когнитивный компонент, при этом часто игнорируются ценностный, аффективный и поведенческий компоненты. Следует отметить, что современные выпускники – юристы уже не могут быть специалистами только в правовых вопросах, для выполнения эффективной профессиональной деятельности им необходим и высокий уровень сформированности правосознания.
Под развитием правосознания будущих юристов мы понимаем процесс формирования внешних условий для проявления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознание их будущим юристом и дальнейшее саморазвитие.
С целью развития правосознания будущих юристов была разработана модель его развития. Теоретико-методологическую основу модели формирования правосознания у будущих юристов составили аксиологический, личностно- ориентированный, деятельностный, системный подходы и принципы правового воспитания и обучения.
Модель развития правосознания у будущих юристов включает в себя работу с нормативно-правовыми актами, решение ситуационных задач правового характера; тренинг формирования правосознания и «Школу молодого юриста».
Полученные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы результаты позволяют нам говорить о том, что формирующий эксперимент позволил студентам - будущим юристам расширить, углубить социально-правовые знания, сформировать умения принимать решения в правовых профессиональных и личностных ситуациях, повысил уровень правоуважения, сформировал у студентов умения ориентироваться в нормативно-правовых законах, правовую ответственность, позитивное эмоциональное отношение к праву.
Уровень сформированности правосознания и его компонентов у студентов экспериментальной группы оказался выше, чем в контрольной, чему способствовало внедрение модели развития правосознания у будущих юристов.
Таким образом, теоретический анализ и результаты опытно- экспериментальной работы, позволяет нам сделать общие выводы диссертационного исследования:
1. Индивидуальное правосознание будущих юристов - это динамическое личностное образование, обеспечивающее способность будущего юриста к ориентации и самоопределению в правовом пространстве социальной деятельности на основе правовых знаний, умений и навыков; оценочных отношений к праву, правовых установок и ценностных ориентаций. Правовое сознание всегда материализуется в действии будущего юриста, в его конкретном профессиональном поведении.
2. Спроектированная модель развития правосознания у будущих юристов позволяет будущим юристам овладеть глубокими социально-правовыми знаниями, формирует у них умения принимать решения в правовых профессиональных и личностных ситуациях, умения ориентироваться в нормативно-правовых законах, позитивное эмоциональное отношение к праву и обеспечивает устойчивость правовых мотивов, высокую правовую ответственность, стабильные позитивные правовые убеждения и правовые установки.
3. Педагогическими условиями реализации модели формирования правосознания у будущих юристов являются использование активных средств и методов обучения в процессе профессиональной подготовки
4. Результаты констатирующего и контрольного этапов исследования свидетельствуют, что спроектированная модель и педагогические условия развития правосознания обеспечивает формирование правосознания у будущих юристов. После формирующего эксперимента практически в три раза увеличилось количество студентов экспериментальной группы с активным (высоким) уровнем сформированности правосознания и его компонентов.
Выполненное исследование не охватывает всего круга вопросов, связанных с решением проблемы формирования правового сознания у будущих юристов.
Абульханова К.А. Социальные представления и мышление личности. - М.: Ин-т психологии РАН, 2012. – 241 с.
2. Алексеев С.С. Право: азбука – теория – философия: Опыт комплексного исследования. - М.: АСТ, 2009. - 265 с.
3. Андреева И.В. Правосознание в системе детерминант социального поведения личности: авторефер...канд.филос.наук. – Саранск, 2006. – 24 с.
4. Байниязов Р.С. Структура и функции правосознания. – Саратов: Саратовский юридический ин-т МВД России, 2007. – 337 с.
5. Бакулов В.Д., Пащенко И.В. Дихотомия правопонимания и правосознания сущность и структура правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2009. - № 6. - С. 99-108.
6. Батуркин В.Г. Понятие и структура правового сознания // История государства и права. - 2014. - № 1. - С. 21-25.
7. Бобылев А.И. Правовое сознание и правовая культура // Право и государство: теория и практика. - 2005. - № 3. - С. 4-9.
8. Бочманов А.В. Особенности формирования профессионального самосознания будущих сотрудников правоохранительных органов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2010. - Т. 16. - № 2. - С. 308-310.
9. Быков А.Н. Профессиональное правосознание в юридической деятельности // Закон и право. - 2011. - № 5. - С. 29-31.
10. Васильев В. Л. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений. — СПб.: Питер, 2005. - 655 с.
11. Габидуллин И.Ф., Аккулова Г.И. Развитие представлений о правосознании как основы гражданско-правового сознания личности // Вестник Башкирского университета. - 2012. - Т. 17. - № 2.- С. 1079-1081.
12. Гейжан Н.Ф., Игнатов В.М. Противоречия в правосознании будущих юристов правоохранительных органов // Вестник психотерапии. - 2006. - № 19. - С. 67-68.
13. Глиос Г.Н., Тимошкина И.В. Правосознание и правовая культура в системе образования современной России // Философия образования. - 2010. -№ 3. - С. 88-93.
14. Годнева Т.Ю. Формирование правосознания у будущих специалистов по связям с общественностью. Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Ярославль, 2005. - 26 с. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-formirovanie-pravosoznaniya-u-buduschih-spetsialistov-po-svyazyam-s-obschestvennostyu (дата обращения: 04.03.2013).
15. Горбатова М.К., Домнина А.В. Основные теоретические подходы к определению понятия и содержания профессионального правосознания // Российская юстиция. - 2014. - № 1. - С. 63-67.
16. Горбатова М.К., Надыгина Е.В., Носакова Е.С. Новые подходы к формированию правосознания студентов- юристов в условиях модернизации системы вузов России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 3. - С. 266-274.
17. Горбатова М.К., Петров А.В. Подготовка юридических кадров: воспитательная и антикоррупционная составляющие // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. -Выпуск 1. - 2009. - № 6.- С. 34-38.
18. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлению 521400 – «Юриспруденция» степени (квалификации) бакалавр юриспруденции // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. Федеральный портал Российское образование. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.ru/mon/modules.php?op=modload&name=Web_Links &file= index&l_op=viewlink&cid=2707&min=60&orderby=titleA&show=10&fids%5B%5D=318 (Дата обращения: 23.04.2013).
19. Гриб В.В. Факторы, влияющие на формирование профессионального правосознания российских юристов // История государства и права. - 2003. - № 6.- С. 24-28.
20. Дербина А.В. К вопросу о правосознании как факторе формирования правовой позиции субъекта правотворчества в современной России // Ленинградский юридический журнал.- 2011. - № 2. - С. 164 - 174.
21. Домнина А.В. Новые тенденции, складывающиеся в сфере высшего юридического образования, их влияние на формирование профессионального правосознания // Юридическое образование и наука. - 2011. - № 1. - С. 7-11.
22. Дробницкий О.Г. Моральная философия: Избранные труды. - М.: Гардарики, 2002. — 523 с.
23. Евстафеева Е.А. Развитие структуры правосознания студентов в образовательном процессе вуза // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Образование. Педагогические науки. - 2012. - № 41 (300). - С. 105-109.
24. Елизарова М.А. Формирование правового мышления студента - юриста как условие становления будущего профессионала.// Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. - 2013.- № 1. - С. 336-341.
25. Елизарова М.А., Соловьев А.Ю. Правосознание молодежи: проблема формирования // Вестник Владимирского юридического института. - 2009.- № 4. - С. 63-66.
26. Еникеев З.Д. Актуальные проблемы юридического образования и правового воспитания в современной России.// Евразийский юридический журнал. - 2010.- № 30. - С. 16-22.
27. Занданова О.В. Потенциал высшего профессионального образования в формировании правосознания личности студента [Текст] / О.В. Занданова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - №1. - С. 76-80.
28. Зеленков П.Г. Процесс формирования правосознания личности как объект социологического исследования. Автореф. дис. ... канд. социол. наук : 22.00.01 / П. Г. Зеленков. - СПб., 2008. - 21 с.
29. Зырянов М.Ю. Правосознание и правовое воспитание // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009.- № 6. - С. 41-47.
30. Игнатов В.М. Формирование правосознания экономистов в вузе МВД России. Автореф. ...канд. пед. наук : 13.00.08 / В.М. Игнатов. - Санкт-Петербург, 2007. - 24 с.
31. Ильин И.А. Основные задачи правоведения в России // Вопросы правоведения. - 2011. - № 1. - С. 378-405.
32. Ишкильдина Г. Р. Правосознание молодежи: проблемы становления и эволюции в современных условиях: Автореф. дис… канд. юрид. наук. Уфа, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=107645 (дата обращения 24.03.2013).
33. Климентов В.Л. Развитие правосознания и правовой культуры в процессе юридического образования // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2011. - № 50.- С. 207-210.
34. Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб.: Речь, 2006. – 359 с.
35. Красник В.С., Евстафеева Е.А. Психолого-правовой подход к изучению структуры правосознания // Вестник Челябинского государственного университета. - 2013. - № 5 (296). - С. 20-25.
36. Курлаева Е.И. Основные направления формирования правосознания юристов // Труды Оренбургского института (филиала) Московской государственной юридической академии. - 2007. - № 8. - С. 42-58.
37. Лукашева Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развернутого строительства коммунизма //Советское государство и право. - 2013. - № 7. - С. 35 – 46.
38. Максимова И.М. Правосознание как источник правового поведения личности: дис… канд. юрид. наук. Тамбов, 2005. - 181 с. URL: http://www.dslib.net/teoria-prava/pravosoznanie-kak-istochnik-pravovogo-povedenija-ichnosti.html (дата обращения: 12.04.2013).
39. Малюткин А.В. Учение о правосознании в юридическй мысли России: анализ основных теорет. концепций. - Чебоксары, 2004. – 233 с.
40. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - М.: Академия, 2004. - 464 с.
41. Назаров С.Ю. О структуре правосознания // Аспирантский вестник Поволжья. - 2011. - № 7. - С. 48-50.
42. Никитяева В.В. Правопорядок и правосознание как элементы эффективного правового регулирования.// Вестник Воронежского института МВД России. - 2007. - № 2.- С. 49-54.
43. Носов И.П. Ценностно-смысловая сфера правосознания личности в современном обществе / И. П. Носов // Культура & общество: Интернет-журнал МГУКИ [Электронный ресурс]. URL: http://www.e-culture.ru/Articles/2006/Nosov.pdf (дата обращения: 12.05.2013).
44. Официальный интернет-сайт Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина [Электронный ресурс]. URL: http://www.msal.ru/main/ymo_3.html (дата обращения: 15.05.2013).
45. Пастушенко О.В. Правосознание как форма сознания и мировоззрение // Грани. - № 11 (91). - 2012. - С. 37–41.
46. Певцова Е.А. Теория правосознания молодежи: современные правовые аспекты // Гражданин и право.- 2007. - № 3. – С. 23-26.
47. Перевалов В.Д. О практической части образовательной программы подготовки юристов // Юридическое образование и наука. - 2009. - № 3.- С. 21-25.
48. Петров А.В., Горбатова М.К., Домнина А.В. Проблемы формирования профессионального правосознания на ступени высшего юридического образования // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2010. - № 5. - С. 281-287.
49. Пономарева И.В. Формирование профессионального правосознания студентов-юристов как основа национальной идеи России // Право и образование. - 2001. - № 3. - С. 106-111.
50. Проект ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» квалификации (степени) бакалавр // Официальный интернет-сайт Министерства образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://mon.gov.ru/dok/npa/mon/?page=12 (дата обращения: 12.05.2013).
51. Рекша Ю.М.Правосознание в сфере духовной культуры современного российского общества // Педагогические науки. - 2007. - № 2. - С. 145-146.
52. Репина О.Н. Правовое сознание и правовая культура // Медицина и образование в Сибири. - 2007.- № 6. - С. 23.
53. Реуф В.М., Сальников С.П. Правосознание как функция и функции правосознания // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2009. - № 12. - С. 50-57.
54. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 688 с.
55. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. - СПб.: Питер, 2013. – 214 с.
56. Смолова Т.Ю. К вопросу о правосознании // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2006. - № 3. - С. 192-200.
57. Соколов Н. Я. Профессиональное сознание юристов. - М.: Академия, 2008. - 224 с.
58. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.:Гардарики, 2008. - 736 с.
59. Стецковский Ю.И. Судебная власть. - М.: Дело, 2000. – 277 с.
60. Строгович М.С. Право и правосознание: тезисы доклада. - М.: Военно-юридическая академия Красной армии, 1940 [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=179416 (дата обращения: 23.05.2013).
61. Тарасов А.А. Современный российский суд присяжных и проблемы профессионального правосознания юристов // Вестник Омского университета. Серия: Право. - 2008. - № 1. - С. 100-103.
62. Тишина И.В. Понятие «правосознание» в исторической ретроспективе и современной науке // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. Аспирантские тетради. - СПб., 2008. - № 32(70). - С.З35 - 341.
63. Тугутова С.А. Педагогические условия формирования правосознания старшеклассников. Автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Улан-Удэ, 2000. - 22 с.
64. Фабрика И.В. К вопросу о структуре правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - Серия: Право. - 2006. № 13 (68). - С. 183-186.
65. Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы ваимообусловленности в современном обществе // Право и образование. - 2013.- № 3. - С. 77-87.
66. Цветков А.Н. Правовое воспитание как важнейший фактор формирования правовой культуры и правосознания // Семья в России. - 2003. - № 1. - С. 106-111.
67. Чакрян А.К. Психологическая сущность правового сознания субъектов юридической деятельности // Гуманизация образования. - 2010. - № 2. - С. 97-105.
68. Шиморина Е.А. Сознание и правосознание личности // Социальная политика и социология. - 2007. - №3. - С. 154 - 159.
69. Юридический энциклопедический словар. - М.: ЮристЪ, 2009. - 455 с.
70. Юрашевич Н.М. Правосознание и право: общность и различие // Государство и право. - 2005.- № 7. - С. 69.
71. Юрашевич Н.М. Эволюция понятия правового сознания // Правоведение. - 2004. - № 2. - С. 180.
72. Ясюкова Л.А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. - 2010. - № 4. - С. 1-13.