Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование правосознания российского гражданина

Работа №78192

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
210
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Правосознание как явление правовой действительности 7
1.1 Понятие и сущность правосознания 7
1.2 Структурная и функциональная характеристика правосознания 13
1.3 Типология правосознания 24
2. Механизм структуризации правосознания и деформация
правосознания 31
2.1 Понятие, факторы и процесс структуризации правового сознания 31
2.2. Причины, условия и формы деформации правосознания 38
3. Особенности правосознания в России 48
3.1 Право и правосознание в России 48
3.2 Практика и перспективы формирования правосознания граждан в
России 55
Заключение 62
Список использованных источников и литературы

На современном этапе развития права и государства все чаще такое явление как правосознание требует к себе особого внимания не только с научно - теоретической, но и с практической точки зрения. Не так давно Российское государство встало на совершенно новый путь развития. С распадом Советского Союза, Россия стала федеративным государством с рыночной экономикой. Законодательство также претерпело существенные изменения и поэтому современную правовую систему, несмотря на ряд правопреемств, можно считать молодой и требующей определённых преобразований.
Смена государственно-правового устройства России отразилась на всех сторонах общественной жизни. Правосознание не исключение, и поэтому данная тема приобрела особую актуальность. Это обусловлено тем, что предшествующее социалистическое правосознание как официальное было упразднено, а то, что представлено взамен, оказалось трудно воспринимаемым и в конечном итоге отвергаемым общественным сознанием. Вместо ожидаемой гармонии, воцарился хаос и смятение умов, продолжающиеся до сих пор.
Учитывая исторические, географические, правовые, социальные, культурные факторы, следует говорить о своеобразности, самобытности правовой культуры и, и в частности, правосознания российского гражданина. Формирование правосознания - есть неотъемлемая часть становления гражданского общества и правового государства в Российской Федерации.
Однако, следует понимать, что задача сформировать общество с высоким уровнем правосознания задача не только государства, но и самого общества в целом. Каждый человек оказывает определённое воздействие на правосознание другого человека, и каждая социальная группа оказывает на него влияние.
Тема дипломной работы выбрана не только исходя из собственного интереса. Ее важность обусловлена выбранной мною профессиональной деятельностью, потому как юрист должен своим примером показывать высокий уровень правосознания. Это необходимо для профилактики правонарушений, формирования у населения положительного отношения к праву и правопорядку. К сожалению, бывает и так, что законотворческую деятельность или исполнительную власть осуществляют юридически необразованные лица или лица, которые злоупотребляют своими правами.
Опираясь на вышесказанное по актуальности и проблемам формирования правосознания российского гражданина, необходимо выделить цели и задачи исследования, проведённого в рамках моей темы.
Цель исследования - изучить понятие, сущность и особенности формирования правосознания российского гражданина как явления российской правовой действительности. Определить структуру и основные функции правосознания. Выделить типы правосознания. Немаловажно будет изучить причины и условия деформации правосознания на конкретных примерах. Кроме того в процессе написания работы следует отметить особенности правосознания российского гражданина не только на современном этапе но и в исторической ретроспективе. Ещё одной целью будет изучение процесса формирования и развития правосознания: практика и перспектива.
Чтобы добиться поставленных целей, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить сущность основных понятий (правосознание, деформация правосознания, правовой нигилизм, правовой идеализм, правовое воспитание), показать их взаимосвязь;
2. Изучить структуру, виды, уровни проявления, функции правосознания ;
3. Проанализировать основные проблемы формирования и
повышения уровня правосознания российского гражданина;
4. Сформировать представление о формировании и развитии правосознания;
5. Проследить особенности правосознания российского гражданина не только на современном этапе, но и в исторической ретроспективе.
6. Определить возможные пути повышения правосознания граждан в современной России.
Методы работы. В работе использовались общенаучные, философские, частно-научные методы. При изучении правосознания диалектический метод выступает в качестве универсального метода научного исследования и является основным. Для понимания исследуемых процессов применялись знания разных областей познания, тем самым был проведён анализ правосознания.
В процессе написания дипломной работы использовались труды И. А. Ильина, Ю. К. Погребной, В. Б. Романовской и других учёных, а также некоторые законодательные акты и судебная практика.
Содержание работы состоит из введения, трёх глав и заключения.
В первой главе «Правосознание как явление правовой действительности» отражены сущность правосознания, опираясь на различные точки зрения не только учёных-юристов, но и философов; дано определение правовому сознанию и выявлены его основные признаки; рассмотрены структура и функции правового сознания, а также произведена типологию данного явления.
Во второй главе раскрыто понятие, факторы и процесс структуризации правосознания; описаны причины и условия деформации правосознания.
Третья глава посвящена непосредственно описанию формирования правосознания российского; указаны особенности права и правосознания в России; проанализированы современное состояние правового сознания, 6
выделены основные проблемы и охарактеризованный возможные пути решения сложившихся негативных явлений в сфере правового сознания гражданина России.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Формирование правосознания - сложный длительный процесс, затрагивающий все стороны общественной жизни. Средствами формирования являются пропаганда семейных и общественных ценностей, развитие у граждан патриотизма, правовое воспитание на всех уровнях правового сознания, практическое укрепление законности, наличие сильной юридической науки и правовых школ. Ещё одним важным моментом следует назвать реформирование правовой системы государства и улучшению юридической техники законодательных актов.
Пример руководителей, должностных лиц государственных органов, участвующих в законодательной и правоприменительной деятельности оказывает большое влияние в процессе формирования правового сознания. Правосознание - необходимое условие сознательного осуществления гражданином своего долга перед обществом, что способствует преодолению отсталых взглядов, девиантного правового поведения индивида. Очень важно ознакомление населения с образцами и идеалами, правовым опытом тех государств, где уровень правосознания и правовой культуры выше, чем в Российской Федерации. Ещё более значимым сравнительный правовой анализ представляется для юристов-профессионалов, чтобы основную цель в своей деятельности они видели в служении добру и справедливости. Научно обоснованные правовые представления граждан, с учётом общемировых достижений, являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего не представляется возможным построение гражданского общества и правового государства.
В настоящее время существует большое количество проблем в процессе формирования правового сознания. Это, в первую очередь правовая безграмотность населения, сложный законотворческий процесс, принятие нормативно-правовых актов не совпадающих с действительностью, а также не развитая идеология сильного правового государства и, как следствие, правовой нигилизм, отрицание нравственных принципов. Для разрешения этих и других проблем необходима конкретная политика государства направленная на повышение уровня правового сознания общества и через процессы правотворчества, законодательного процесса, а также средства массовой информации, художественной литературы, кино и искусства. Да, на сегодняшний день, государство осознало что кризис правосознания современного российского гражданина не должен остаться в стороне. По этой причине и принимается ряд федеральных программ и мероприятий по поднятию уровня правового сознания населения.
Ясно одно, вектор формирования «здорового» правового сознания обозначен верно - это воспитание детей на всех уровнях социализации, а также развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Формирование позитивного отношения к закону, праву, знание гражданами своих прав и обязанностей перед государством и обществом, укрепление патриотизма - всё это является основными задачами в процессе формирования правового сознания и правовой культуры.
Подводя итог работы, отметим, что данная выпускная квалификационная работа не может в полной мере охватить всех аспектов темы, а особенно все проблемы, связанные с современным состоянием национального правового сознания. Но данная тема представляется весьма интересной как для гражданина России и будущего юриста. Материал данного исследования может послужить основой для дальнейшего, более детального изучения проблемы. Также в будущем интересно проследить, как будут решаться возникающие в данной сфере проблемы.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)//Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 24.
2. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) // Бюллетень международных договоров. 2014 № 18. Ст. 12.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ// Российская газета. 1995. № 8. Ст. 48.
4. "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
5. Федеральный Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. №125 - ФЗ// Собрание законодательства РФ. 1999. № 13. Ст. 12-23.
6. Федеральный закон "Об основах общественного контроля в
Российской Федерации" от 21.07.2014 N 212-ФЗ// Собрание
законодательства РФ. 2015. № 13. Ст. 568
7. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273- ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 4. Ст. 28
8. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 2015. № 14.
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» Российская газета. 2014. № 21.
10. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» // Российская газета. 2014. № 22.
11. Федеральный закон от 22.12.2008 № 262_ФЗ (в ред.
от18.07.2011.№240_ФЗ) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ» // Собрание законодательства РФ. 2013. № 4. Ст. 7.
Литература:
1. Алексеев С.С. Теория права. М. : БЕК, 1995.- 482 с.
2. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 1. М. : Юридическая литература, 1981.- 629 с.
3. Байниязов Р.С. Правосознание и правовой менталитет в России. Саратов, 2001. - 218с.
4. Баранов П.П. О понятии механизма правовоспитательной деятельности. Ростов н/Д, 1981.- 416 с.
5. Бура Н.А. Функции общественного сознания М. : Мысль, 1991.- 198 с.
6. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2000.- 522 с.
7. Вопленко Н.Н. Правосознание и правовая культура. Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2000. - 345 с.
8. Грошев А.В. Правосознание и правотворчество (уголовно-правовой аспект): учеб. пособие. Екатеринбург : Высшая школа, 1996. - 314 с.
9. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов : курс
лекций юридического факультета Открытого Брюссельского университета. М., 2000. - 57 с.
10. Даниелян К.Р. Традиция и правосознание (историкополитологический аспект проблемы). М., 1999. - 165 с.
11. Ильин И.А. О сущности правосознания // Собр. соч. В 2 т.Т. 1. М., 1993. - 582 с.
12. Исаев И.А. Власть и закон в контексте иррационального. М., 2006. - 467 с.
13. История политических и правовых учений : учебник ; под ред. О.Э. Лейста. М., 1997. - 729 с.
14. Каландаришвили З.Н. Актуальные проблемы правовойкультуры российской молодежи. СПб., 2009. - 492 с.
15. Керимов Д.А. Методология права : предмет, функции, проблемы философии права. М., 2009. - 382 с.
16. Клименко А.И. Сущность и механизмы современной правовой идеологии государства. М., 2007. - 564 с.
17. Краткий словарь по философии ; под общ. ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. 3_е изд., дораб. и доп. М. : Политиздат, 1979. - 576 с.
18. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1982. - 311 с.
19. МатузовН.И. Правовая система и личность. Саратов, 1986. - 384 с.
20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права:учебник. М. : Юристъ, 2004. - 500 с.
21. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. - 623 с.
22. Поляков А.В., Тимошина Е.В. Общая теория права : учебник. СПб., 2005.
- 488 с.
23. Ратинов А.Р. Правосознание как источник правовой активности и регулятор правового поведения. М., 1970. - 672 с.
24. Погребная Ю. К. Кризис современного российского правосознания: Монография /: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 192 с.
25. Мальцев Г.В. Культурные традиции права: Монография / Г.В. Мальцев. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 608 с.
26. Рассказов Л.П. Теория государства и права. Углубленный курс: Учебник
- М.: РИОР, ИЦ РИОР, 2015. - 560 с.
27. Шевченко А.М. Юридическая психология - М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА- М, 2017. - 270 с.
28. Проблемы теории права и правореализации: учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. - М.: Статут, 2017 - 562 с.
29. Недбайло П.Е. Объективное и субъективное в праве: к итогам дискуссии // Правоведение. 1974. №1. С. 14-25.
30. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В.Лазарева. 5-е изд., перераб и доп. М.: Норма: ИНФРА -М, 2014. - 728 с.
31. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / под ред.проф. Л.И.Скворцова. 28¬е изд., перераб. М.: ООО «Издательство "Мир и образование". 2014. - 928 с.
32. Рарогова К. Практический аспект соотношения международного и внутригосударственного права // Законодательство и экономика. 2014. № 12. С. 70 - 73.
33. Теория государства и права: Учебное пособие / В.Я.Любашиц, А. Ю.Мордовцев, А.Ю.Мамычев - 3-е изд. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 526 с.
34. Теория государства и права: Учебник / М.Б. Смоленский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
35. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.Г. Хабибулина, В.В. Лазарева. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 624 с
36. Теория государства и права. Практикум/Е.В.Сафронова, А.Ю.Кузубова, Л.Л.Соловьева - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 195 с
37. Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2013. - 496 с.
38. Григорьев В.А. Общая теория права и государства: Учебник для вузов / В.А. Григорьев. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 218 с.
39. Шагиев Р.В., Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Р.В. Шагиева. - М.: Норма, 2015. -214 с.
40. Чичерин Б.Н., Философия права. Издатель: Удовикова Ж. А.: СПб. 2012.
- 615 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ