Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПРИ ПОМОЩИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №44113

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы60
Год сдачи2018
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1. Психолого - педагогическое характеристика детей с общем
недоразвитии речи III уровня 6
1.2. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи
III уровня 12
1.3. Использование информационно - коммуникативных технологий в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня....15
Вывод по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 21
2.1. Цели, задачи, методы и организация константирующего
исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования уровня связной речи у детей..28
Вывод по второй главе 31
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 34
3.1. Методика проведения формирующего эксперимента 34
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи с помощью информационно- коммуникативных технологий у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 40
Выводы по третьей главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников логопедов, воспитателей, методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника. Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научнообоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно - коммуникативных технологий».
Информационные технологии - это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования компьютерных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.
Объект исследования: связная речь у старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования связной
монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при помощи информационно-коммуникативных технологий.
Гипотеза исследования: предполагается, что информационно - коммуникативные технологии по развитию навыков и умений связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня значительно повышают уровень формирования связной речи.
Цель исследования: формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня при помощи информационно - коммуникативных технологий.
Задачи исследования:
1. Выявить проблеме формирования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
2. Составить план исследования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, провести обследование речи в соответствии с планом исследования;
3. Провести эксперимент по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи и реализовать программу развития в условиях реабилитационного центра с использованием информационно - коммуникативных технологий;
4. Провести контрольную диагностику развития связной речи детей с общим недоразвитие речи и сделать выводы об эффективности предложенной программы логопедической работы.
Методологической основой исследования: детерминированность психических процессов внешними и внутренними факторами, в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др; наличия причинно - следственных связей явлений, состояний и свойств в работах К.А.
Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева и др.; представление развития как системно-синергетического процесса с идеями самоорганизации личности, разработанные в трудах В.А. Барабанщикова, Ф.Е. Василюка, Э.Н. Гусинского, В.И. Слободчикова и др.; формирование психических процессов в контексте включения в деятельность, в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л. Рубинштейна.
Теоретическая основа исследования: теории развития речи (Ю. Д. Апресяна, Л. А. Введенской, Т. А. Ладыженской, Д.С. Лихачева, М.Р. Львова, Л.Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. педагогические исследования особенностей речи (Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.)
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, количественно-качественный анализ результатов исследования.
База исследования: реабилитационный центр «Апрель», выборка составила 20 детей дошкольного возраста.
Апробация. Результаты исследования были представлены на V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», состоявшейся 25 апреля 2018 г. В КФУ, г. Казань.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог нашего исследования, отметим, что изучение связной речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня выявило:
- лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст;
- большинству требуются вопросы-подсказки;
-рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
- как правило, рассказы бессвязны;
- в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения;
- проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня значительно повышаю уровень формирования связной речи.
Как показа! опыт нашей работы, введение в коррекционн - логопедические занятия по обучению с применение современных технологий, одним из которых является информационно - коммуникативные технологии, способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение
причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Дети овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Результаты исследования подтверждают эффективность опытноэкспериментального исследования связной речи детей. В целях проверки данных был проведен контрольный эксперимент, который обнаружил позитивные изменения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях в коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста:
1. Использование компьютерных технологий выступает достаточно сильным фактором в становлении и коррекции речевого развития у детей с речевыми нарушениями;
2. Динамика коррекции речевого развития детей с речевыми нарушениями происходит от общих и конкретных задач, поставленных педагогом и логопедом;
3. Взаимодействие нескольких специалистов расширяет возможности ребенка в самореализации, творчестве, формирует у него такие ценностные качества как уверенность в себе, гордость за достигнутые успехи в речевом развитии;
4. Компьютерная грамотность взрослых и детей дает возможность интенсивнее и интереснее проводить занятия по коррекции речи у детей с речевыми нарушениями;
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшей разработки и являющиеся, на наш взгляд, наиболее актуальными: условия компьютерной грамотности воспитателей и детей; интегративный подход в коррекции речевого развития детей с речевыми нарушениями.



1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. - М.:ВЛАДОС, 2012. - 125с.
2. Агапова Р. О трех поколениях компьютерных технологий обучения в школе. //Информатика и образование. -2013. -№2.
3. Алиева, С.В. Социальная педагогика: Учебное пособие / А.В. Иванов, С.В. Алиева. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 с.
4. Акименко М.В. Компьютер для малышей. - М.: Майор, 2014. - 144с.
5. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. - 2015. - №3.
6. Белавина И.Г. Психологические последствия компьютеризации детской игры. // Информатика и образование. - 2012. - №3.
7. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - Москва - Воронеж, Изд-во Моск. псих .- пед. ин-та; Изд-во: НПО «Модэк», 2013.
8. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.Л.С. Волковой: В 5 кн. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. /. - 480 с.
10. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2012. - 680 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Под ред.
В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - С. 200.
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь, - 5-е изд., [Текст] / Л.С. Выготский - М.: Изд-во «Лабиринт», 2014. - 352с.
13. Выготский, Л.С. Основы дефектологии. / Л.С. Выготский // Учебник для вузов. Специальная литература. // - СПб.: Лань., 2013. - 656с.
14. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика / Л.А. Головчиц. - М.: КДУ , 2013. - 320 с.
15. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. - 2015. - С.13-24.
16. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения пересказу / В.П. Глухов // Дефектология. - 2013. - № 1. - С.69-76.
17. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. / Сборник методических рекомендаций. // - СПб.: Детство-пресс,
2011. - 240 с.
18. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. / Л.Н. Ефименкова // Пособие для логопедов. - М.: Просвещение, 2011. - 112 с.
19. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин / Советская педагогика, 2014 - № 6.
20. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. // Книга для логопеда. - Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2010. - 320 с.
21. Зикеева, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. / А.Г. Зикеева // Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Академия, 2010. - 200 с.
22. Золотова, Г.А. К вопросу о структуре текстов разного коммукативного назначения/ Г.А. Золотова.
23. Игры в логопедической работе с детьми. / В.И. Селиверстов. // Книга для логопеда. - М.: Просвещение, 2012. - 144 с.
24. Капышева, Н.Н. Составление рассказа по серии картинок с использованием картинно-символического плата. / Н.Н. Капышева // Логопедия. - 2014. - № 2. - 45с.
25. Катает, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. /А.А. Катаева, Е.А. Стребелева - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. - 224 с.
26. Карпова, С.Н., Психология речевого развития ребенка. / С.Н. Карпова, Э.И. Труве - Изд-во Ростовского унта, 2011. - 192 с.
27. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: / Э.П. Короткова - М.: Просвещение, 2012. - 128 с.
28. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи. / Т.А. Ладыженская. - М., 2015 - 75с.
29. Левина, Р.Е. Воспитание правильной речи у детей. / Р.Е. Левина М., 2012. - 414с.
30. Левина Р.Е. Основы теории и практики по логопедии / Под. ред. Р.Е. Левиной. - М., 2007.
31. Леонтьев, А.А. Основы психолингвистики / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл; СПб.: Лань, 2013. - 287 с.
32. Леонтьев А.А. Исследования детской речи II Основы теории речевой деятельности. М., 2014. С.5-12.
33. Лурия, А.Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка. /
А.Р. Лурия, Ф.Я. Юдович. - М.: Изд-во Акад. пед-х наук РСФСР, 2013. - 96с.
34. Лурия А.Р. Язык и сознание. / А.Р. Лурия. - М., 2014. - 319с.
35. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). Советы педагогам и родителям по подготовке детей с особыми проблемами в развитии. - М. Владос, 1997.
36. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. — М..: Просвещение, 1992.
37. Мельникова, И.И. Развитие речи. Дети 7-10 лет. / И.И. Мельникова. - Ярославль: «Академия развития», 2012. - 144 с.
38. Методика развития речи детей дошкольного возраста /Под ред. Л.П. Федоренко. - М., 2014. - 84с.
39. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях / С.А. Миронова // Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 2011. - 208 с.
40. Правдина, О.В. Логопедия. Учеб. пособие для дефектолог. фак. пед-вузов. / О.В. Правдина - М.: «Просвещение», 2014. - 310 с.
41. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебнометодическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. / - М.: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2012. - 256с.
42. Речевые игры и упражнения для дошкольников. /Под ред.О.С. Ушаковой. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2011. - 240 с.
43. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Сазонова // Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 144 с.
44. Семенович, А.В. Закономерности становления сенсомоторного уровня реализации связного высказывания у дошкольников с недоразвитием речи. [Текст] / А.В. Семенович, Л.Б. Халилова, Т.Н. Ланина // Дефектология. - 2014. - № 5. - С.55-60.
45. Сидорчук Т.А., Технологии развития связной речи дошкольников. / Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко // Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, М.: Литера, 2014 - 59с.
46. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин. --Москва: Просвещение, 1984, --296 с.
47. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. / Е.И. Тихеева. // ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2015. - 159 с.
48. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи. / Т.А. Ткаченко, М.: Эксмо, 2015 - 134с.
49. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. / Т.А. Ткаченко М.: Литера, 2017 - 134с.
50. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. / Т.А. Ткаченко М.: Литера, 2011 - 324с.
51. Ткаченко Т.А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. / Т.А. Ткаченко М.: ГНОМ и Д, 2003 - 149с.
52. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. / Т.А. Ткаченко // Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. - М: Гном и Д.: 2011 - 21с.
53. Ушакова Т.Н. и др. Речь человека в общении. - М., 1989.
54. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника. [Текст] / Филичева Т.Б., Соболева А.В. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО» 1996. - С. 80.
55. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. [Текст] / Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. - М.: Просвещение, 1987. - С. 233.
56. Филичева М.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.М. ,2013.С.139.
57. Хантер Б. Мои ученики работаю на компьютерах. - М., 2014.
58. Хрестоматия по логопедии. Под ред. Л.С. Волковой,
В.И.Селивёрстова. М.2012.Т.2-С. 633


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ