ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПРИ ПОМОЩИ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1. Психолого - педагогическое характеристика детей с общем
недоразвитии речи III уровня 6
1.2. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи
III уровня 12
1.3. Использование информационно - коммуникативных технологий в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня....15
Вывод по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 21
2.1. Цели, задачи, методы и организация константирующего
исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования уровня связной речи у детей..28
Вывод по второй главе 31
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 34
3.1. Методика проведения формирующего эксперимента 34
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи с помощью информационно- коммуникативных технологий у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 40
Выводы по третьей главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 6
1.1. Психолого - педагогическое характеристика детей с общем
недоразвитии речи III уровня 6
1.2. Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи
III уровня 12
1.3. Использование информационно - коммуникативных технологий в развитии связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня....15
Вывод по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 21
2.1. Цели, задачи, методы и организация константирующего
исследования 21
2.2. Анализ результатов исследования уровня связной речи у детей..28
Вывод по второй главе 31
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО - КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 34
3.1. Методика проведения формирующего эксперимента 34
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию связной речи с помощью информационно- коммуникативных технологий у
детей с общим недоразвитием речи III уровня 40
Выводы по третьей главе 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. В настоящее время в теории и практике дошкольной педагогики поднимается вопрос о создании психолого-педагогических условий развития связной речи детей дошкольного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как у практических работников логопедов, воспитателей, методистов возникают затруднения, которые определяются как недостаточной изученностью этих условий, так и сложностью самого предмета — онтогенеза языковой способности ребенка дошкольного возраста. Развитие связной речи является важнейшим условием успешности обучения ребенка в школе. Только обладая хорошо развитой связной речью, учащийся может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно, аргументировано и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы и устного народного творчества, наконец, непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника. Анализ литературы показал, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научнообоснованных путей формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Все изложенное определило актуальность и выбор темы исследования: «Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с помощью информационно - коммуникативных технологий».
Информационные технологии - это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования компьютерных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.
Объект исследования: связная речь у старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования связной
монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при помощи информационно-коммуникативных технологий.
Гипотеза исследования: предполагается, что информационно - коммуникативные технологии по развитию навыков и умений связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня значительно повышают уровень формирования связной речи.
Цель исследования: формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня при помощи информационно - коммуникативных технологий.
Задачи исследования:
1. Выявить проблеме формирования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
2. Составить план исследования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, провести обследование речи в соответствии с планом исследования;
3. Провести эксперимент по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи и реализовать программу развития в условиях реабилитационного центра с использованием информационно - коммуникативных технологий;
4. Провести контрольную диагностику развития связной речи детей с общим недоразвитие речи и сделать выводы об эффективности предложенной программы логопедической работы.
Методологической основой исследования: детерминированность психических процессов внешними и внутренними факторами, в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др; наличия причинно - следственных связей явлений, состояний и свойств в работах К.А.
Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева и др.; представление развития как системно-синергетического процесса с идеями самоорганизации личности, разработанные в трудах В.А. Барабанщикова, Ф.Е. Василюка, Э.Н. Гусинского, В.И. Слободчикова и др.; формирование психических процессов в контексте включения в деятельность, в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л. Рубинштейна.
Теоретическая основа исследования: теории развития речи (Ю. Д. Апресяна, Л. А. Введенской, Т. А. Ладыженской, Д.С. Лихачева, М.Р. Львова, Л.Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. педагогические исследования особенностей речи (Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.)
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, количественно-качественный анализ результатов исследования.
База исследования: реабилитационный центр «Апрель», выборка составила 20 детей дошкольного возраста.
Апробация. Результаты исследования были представлены на V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», состоявшейся 25 апреля 2018 г. В КФУ, г. Казань.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Информационные технологии - это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования компьютерных технологий, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания.
Объект исследования: связная речь у старших дошкольников.
Предмет исследования: процесс формирования связной
монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня при помощи информационно-коммуникативных технологий.
Гипотеза исследования: предполагается, что информационно - коммуникативные технологии по развитию навыков и умений связной монологической и диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня значительно повышают уровень формирования связной речи.
Цель исследования: формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня при помощи информационно - коммуникативных технологий.
Задачи исследования:
1. Выявить проблеме формирования и развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня;
2. Составить план исследования связной речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, провести обследование речи в соответствии с планом исследования;
3. Провести эксперимент по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи и реализовать программу развития в условиях реабилитационного центра с использованием информационно - коммуникативных технологий;
4. Провести контрольную диагностику развития связной речи детей с общим недоразвитие речи и сделать выводы об эффективности предложенной программы логопедической работы.
Методологической основой исследования: детерминированность психических процессов внешними и внутренними факторами, в трудах А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др; наличия причинно - следственных связей явлений, состояний и свойств в работах К.А.
Абульханова-Славской, А.В. Брушлинского, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева и др.; представление развития как системно-синергетического процесса с идеями самоорганизации личности, разработанные в трудах В.А. Барабанщикова, Ф.Е. Василюка, Э.Н. Гусинского, В.И. Слободчикова и др.; формирование психических процессов в контексте включения в деятельность, в работах А.Н.Леонтьева, А.В.Петровского, С.Л. Рубинштейна.
Теоретическая основа исследования: теории развития речи (Ю. Д. Апресяна, Л. А. Введенской, Т. А. Ладыженской, Д.С. Лихачева, М.Р. Львова, Л.Г. Павловой, К.Д. Ушинского, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, М.М. педагогические исследования особенностей речи (Г.М. Андреевой, Ю.Н. Емельянова, Ю.М. Жукова, Л.А. Петровской, Е.В. Руденского, Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и др.)
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, количественно-качественный анализ результатов исследования.
База исследования: реабилитационный центр «Апрель», выборка составила 20 детей дошкольного возраста.
Апробация. Результаты исследования были представлены на V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученных «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии», состоявшейся 25 апреля 2018 г. В КФУ, г. Казань.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Подводя итог нашего исследования, отметим, что изучение связной речи детей седьмого года жизни с общим недоразвитием речи III уровня выявило:
- лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст;
- большинству требуются вопросы-подсказки;
-рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
- как правило, рассказы бессвязны;
- в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения;
- проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня значительно повышаю уровень формирования связной речи.
Как показа! опыт нашей работы, введение в коррекционн - логопедические занятия по обучению с применение современных технологий, одним из которых является информационно - коммуникативные технологии, способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение
причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Дети овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Результаты исследования подтверждают эффективность опытноэкспериментального исследования связной речи детей. В целях проверки данных был проведен контрольный эксперимент, который обнаружил позитивные изменения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях в коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста:
1. Использование компьютерных технологий выступает достаточно сильным фактором в становлении и коррекции речевого развития у детей с речевыми нарушениями;
2. Динамика коррекции речевого развития детей с речевыми нарушениями происходит от общих и конкретных задач, поставленных педагогом и логопедом;
3. Взаимодействие нескольких специалистов расширяет возможности ребенка в самореализации, творчестве, формирует у него такие ценностные качества как уверенность в себе, гордость за достигнутые успехи в речевом развитии;
4. Компьютерная грамотность взрослых и детей дает возможность интенсивнее и интереснее проводить занятия по коррекции речи у детей с речевыми нарушениями;
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшей разработки и являющиеся, на наш взгляд, наиболее актуальными: условия компьютерной грамотности воспитателей и детей; интегративный подход в коррекции речевого развития детей с речевыми нарушениями.
- лишь немногие из них способны самостоятельно построить текст;
- большинству требуются вопросы-подсказки;
-рассказы отличаются непоследовательностью, отсутствием оценочных суждений, завершающих описание;
- как правило, рассказы бессвязны;
- в качестве средств межфразовой связи используются повторы и местоимения;
- проблемы с грамматическим оформлением предложений.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что специальные занятия по развитию навыков и умений связной
монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня значительно повышаю уровень формирования связной речи.
Как показа! опыт нашей работы, введение в коррекционн - логопедические занятия по обучению с применение современных технологий, одним из которых является информационно - коммуникативные технологии, способствует развитию связной речи и творческих возможностей детей.
В ходе целенаправленного обучения дети в достаточной степени овладели языковыми средствами, на основе которых возможно построение связных, законченных высказываний. У детей были сформированы представления об основных элементах, лежащих в основе построения сообщения: адекватность содержания, последовательность, отражение
причинно-следственной взаимосвязи событий и др. Дети овладели навыками составления рассказа по наглядной опоре, рассказа по аналогии, т.е. тех видов монологических высказываний, которые наряду с пересказом составляют основу овладения знаниями в период начального обучения в школе.
Результаты исследования подтверждают эффективность опытноэкспериментального исследования связной речи детей. В целях проверки данных был проведен контрольный эксперимент, который обнаружил позитивные изменения в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях в коррекции речи у детей старшего дошкольного возраста:
1. Использование компьютерных технологий выступает достаточно сильным фактором в становлении и коррекции речевого развития у детей с речевыми нарушениями;
2. Динамика коррекции речевого развития детей с речевыми нарушениями происходит от общих и конкретных задач, поставленных педагогом и логопедом;
3. Взаимодействие нескольких специалистов расширяет возможности ребенка в самореализации, творчестве, формирует у него такие ценностные качества как уверенность в себе, гордость за достигнутые успехи в речевом развитии;
4. Компьютерная грамотность взрослых и детей дает возможность интенсивнее и интереснее проводить занятия по коррекции речи у детей с речевыми нарушениями;
Проведенное исследование обозначило круг проблем, требующих дальнейшей разработки и являющиеся, на наш взгляд, наиболее актуальными: условия компьютерной грамотности воспитателей и детей; интегративный подход в коррекции речевого развития детей с речевыми нарушениями.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Логопедическая ритмика в комплексной коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Формирование лексико - грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией средствами логопедических игр
Дипломные работы, ВКР, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СЕДЬМОГО ГОДА ЖИЗНИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПЛАНИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЛОГОРОБОТОВ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Развитие диалогической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018



