ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников как
педагогическая проблема 8
1.2. Потенциал художественной литературы в духовно-нравственном
совершенствовании учащихся старшеклассников 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2.1. Характеристика программы подуховно-нравственному воспитанию средствами художественной литературы в 10 классе МБОУ № 5 г. Елабуга 24
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы в 10 классе МБОУ
№ 5 г. Елабуга 39
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников как
педагогическая проблема 8
1.2. Потенциал художественной литературы в духовно-нравственном
совершенствовании учащихся старшеклассников 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2.1. Характеристика программы подуховно-нравственному воспитанию средствами художественной литературы в 10 классе МБОУ № 5 г. Елабуга 24
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы в 10 классе МБОУ
№ 5 г. Елабуга 39
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение
Актуальность. В научных трудах часто высказывается мысль о духовно-нравственном кризисе общества. Так, Н.В.Мартишина, О.А. Бобылева пишут: «в современном обществе прослеживается размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентиров, что свойственно людям разного возраста, но в большей степени молодым, кто сегодня вступает или в ближайшее время будет вступать в пору активной социальной жизни» . Ряд социологических и педагогических исследований подтверждают, что основными причинами процесса обесценивания духовно¬нравственных ценностей и норм, влияющих на становление и формирование подрастающего поколения являются внедрение западных стандартов прагматизма и индивидуализма, оказавших влияние на обесценивание понятий патриотизма, гражданственности, коллективизма, взаимопомощи и т. п. М.И.Гореликов подчеркивает, что проблема духовно-нравственного воспитания школьников на сегодняшний день является не только актуальной, но и активно дискутируемой, неоднозначной. А.М.Егорычев о кризисе духовного начала в современной России пишет: Мы почти не слышим «голос» своей культуры, нас приучают жить инстинктами, биологическими чувствами и голым разумом. Духовность не в чести».
Действительно, современная социокультурная ситуация в России, динамичная, иногда непредсказуемая социально-политическая обстановка усложняют воспитательный процесс в силу того, что подрастающее поколение склонно вбирать в себя все недостатки общества в его переломный период. В то же время изменения, которые происходят в стране и вообще в мире, затрагивая практически все области - политику, производство, науку, культуру и др. - требуют определенную корректировку ценностных ориентаций подрастающего поколения, приведение их в соответствие с тенденциями интеграции и дифференциации образовательных систем, общими гуманистическими идеалами и национальными, культурными традициями.
Изучение работ по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников показало, что многие исследователи, ученые считают целесообразным опираться на церковные учения. Так, диссертационное исследование Л.Донченко «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности)» опирается на труды православных педагогов В.Н.Ничипирова, А.Н.Гармаева, а цель такого воспитания определяется как «сохранить во взрослом мире нравственные христианские устои».В учебном пособии «Истоки» для учащихся старших классов (автор - А.Камкина) ставится знак равенства между духовно-нравственным состоянием человека и «единением с Христом в духе любви» .Мы считаем, что такая организация духовно-нравственного воспитания в условиях Республики Татарстан невозможна, так как здесь, как известно, мирно сосуществуют и мусульманство, и христианство, а образование признано светским. В таких условиях, на наш взгляд, особое внимание следует уделять воспитательному потенциалу литературы. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы складывается из нижеперечисленных факторов:
1) состоянием современного общества, которое часто называют кризисным;
2) необходимостью формирования у старшеклассников духовно-нравственных идеалов и ориентиров.
Степень изученности темы. Различные аспекты духовно¬нравственного воспитания раскрыты в исследованиях О.С.Богдановой , Е.В.Бондаревской , Н.И.Болдырева и др. В настоящее время наблюдается тенденция привлечения разных областей, в том числе и религии в процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.В.Бондаревской, О.С.Богдановой, Н.И.Болдыревой, Л.М.Донченко по проблемам нравственного воспитания учащихся.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов средствами художественной литературы.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
- изучить духовно-нравственное воспитание как педагогическую проблему;
- рассмотреть проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов в контексте их психофизиологического развития;
- определить потенциал художественной литературы в духовно-нравственном совершенствовании учащихся-старшеклассников;
- обосновать пути духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы на уроках и во внеклассной деятельности и осуществить проверку их эффективности.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
Предмет выпускной квалификационной работы определен как пути и формы духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы на уроках и во внеурочное время.
Гипотеза исследования - организация духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы будет эффективна при условии:
- учета возрастных особенностей;
- организации духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы с опорой на экспериментальную деятельность.
База исследования - МБОУ №5 г. Елабуга.
Методы исследования: общенаучные: анализ, синтез, сравнение (использовались в основном при работе с теоретическим материалом); эмпирические: наблюдение, изучение школьной документации, организация опытно-экспериментальной работы и изучение ее результатов (использовались в основном при проведении опытно-экспериментальной работы).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы исследование могут быть использованы учителями общеобразовательных школ в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов средствами художественной литературы.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, обосновывается практическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава носит теоретический характер и посвящена изучению духовно-нравственного воспитания как педагогической проблемы и изучению проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов в контексте их психофизиологического развития, а также определению потенциала художественной литературы в духовно¬нравственном совершенствовании учащихся-старшеклассников. Вторая глава представляет собой описании хода экспериментальной работы по духовно¬нравственному воспитанию старшеклассников средствами художественной литературы, формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования. В список литературы включены научные и методические труды, касающиеся обозначенной проблемы. В приложении представлена анкета.
Действительно, современная социокультурная ситуация в России, динамичная, иногда непредсказуемая социально-политическая обстановка усложняют воспитательный процесс в силу того, что подрастающее поколение склонно вбирать в себя все недостатки общества в его переломный период. В то же время изменения, которые происходят в стране и вообще в мире, затрагивая практически все области - политику, производство, науку, культуру и др. - требуют определенную корректировку ценностных ориентаций подрастающего поколения, приведение их в соответствие с тенденциями интеграции и дифференциации образовательных систем, общими гуманистическими идеалами и национальными, культурными традициями.
Изучение работ по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников показало, что многие исследователи, ученые считают целесообразным опираться на церковные учения. Так, диссертационное исследование Л.Донченко «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности)» опирается на труды православных педагогов В.Н.Ничипирова, А.Н.Гармаева, а цель такого воспитания определяется как «сохранить во взрослом мире нравственные христианские устои».В учебном пособии «Истоки» для учащихся старших классов (автор - А.Камкина) ставится знак равенства между духовно-нравственным состоянием человека и «единением с Христом в духе любви» .Мы считаем, что такая организация духовно-нравственного воспитания в условиях Республики Татарстан невозможна, так как здесь, как известно, мирно сосуществуют и мусульманство, и христианство, а образование признано светским. В таких условиях, на наш взгляд, особое внимание следует уделять воспитательному потенциалу литературы. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы складывается из нижеперечисленных факторов:
1) состоянием современного общества, которое часто называют кризисным;
2) необходимостью формирования у старшеклассников духовно-нравственных идеалов и ориентиров.
Степень изученности темы. Различные аспекты духовно¬нравственного воспитания раскрыты в исследованиях О.С.Богдановой , Е.В.Бондаревской , Н.И.Болдырева и др. В настоящее время наблюдается тенденция привлечения разных областей, в том числе и религии в процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.В.Бондаревской, О.С.Богдановой, Н.И.Болдыревой, Л.М.Донченко по проблемам нравственного воспитания учащихся.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов средствами художественной литературы.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
- изучить духовно-нравственное воспитание как педагогическую проблему;
- рассмотреть проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов в контексте их психофизиологического развития;
- определить потенциал художественной литературы в духовно-нравственном совершенствовании учащихся-старшеклассников;
- обосновать пути духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы на уроках и во внеклассной деятельности и осуществить проверку их эффективности.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
Предмет выпускной квалификационной работы определен как пути и формы духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы на уроках и во внеурочное время.
Гипотеза исследования - организация духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы будет эффективна при условии:
- учета возрастных особенностей;
- организации духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы с опорой на экспериментальную деятельность.
База исследования - МБОУ №5 г. Елабуга.
Методы исследования: общенаучные: анализ, синтез, сравнение (использовались в основном при работе с теоретическим материалом); эмпирические: наблюдение, изучение школьной документации, организация опытно-экспериментальной работы и изучение ее результатов (использовались в основном при проведении опытно-экспериментальной работы).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы исследование могут быть использованы учителями общеобразовательных школ в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов средствами художественной литературы.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, обосновывается практическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава носит теоретический характер и посвящена изучению духовно-нравственного воспитания как педагогической проблемы и изучению проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов в контексте их психофизиологического развития, а также определению потенциала художественной литературы в духовно¬нравственном совершенствовании учащихся-старшеклассников. Вторая глава представляет собой описании хода экспериментальной работы по духовно¬нравственному воспитанию старшеклассников средствами художественной литературы, формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования. В список литературы включены научные и методические труды, касающиеся обозначенной проблемы. В приложении представлена анкета.
На образовательные учреждения взвалена очень большая роль: они формируют в детях и навыки познания, и логического и творческого мышления, а также они должны решить вопросы касающиеся воспитания. Процесс интеграции, глобализации происходящий в масштабе всего мира, реформы в разных областях - политике, экономике, особенно в системе образования создают трудности в сохранении себя личностью, представителем определённой нации, особенно высоконравственном человеком. В таких условиях наиболее значимо формирование подрастающего поколения духовно-нравственным. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношения человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Учитывая все вышеперечисленные факты нами в рамках данной выпускной квалификационной работы была изучена проблема духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы. Подытожив всё вышесказанное считаем нужным отметить следующие тезисы:
Значимость духовно-нравственного воспитания подчёркивается с античных времён и высоконравственный человек характеризуется как, личность вобравшая в себя все положительные качества. И в педагогике, и в трудах учёных-просветителей подчёркивается значимость положительного характера, воспитанности, сообщаются методы и приёмы воспитания. И в реализации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения прослеживаются древние традиции. Учёные обращают внимание на то, что учебники истории написанные в XVII веке пронизаны идеями справедливости, гуманности. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения обретает особую форму в советское время. В пособиях выпущенных специально для учителей обращается внимание на воспитание несогласии, ненависти к буржуазным государствам, то есть на идеологическое воспитание, на формирование духовно-нравственных качеств при изучении разных предметов (биология, литература, обществознание), среди качеств которые должны быть сформированы называются старание, усердие, прилежание, эстетическое восприятие действительности и т.д.
Старший подростковый возраст в научной литературе именуется по- разному: ранняя юность, старший школьный возраст, старший подростковый возраст. Главными особенностями, благодаря которым воспитание духовно-нравственных качеств становится значимом именно в этот период, являются следующие: развитие теоретического мышления, способность анализировать варианты как реальных, так и гипотетических событий, увлечение дискуссиями как в школьной, так и в дружеской обстановке; становление мировоззрения; избирательная направленность интересов, что может привести к определенной ограниченности их познавательной деятельности. В то же время социокультурная ситуация в стране, порождая размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентиров молодежи, значительно усложняет воспитательный процесс. Мы считаем, что в таких условиях необходимость обращения к воспитательному потенциалу художественной литературы возрастает. И среди предметов гуманитарного цикла русская литература является одним из наиболее важных предметов учебного плана с точки зрения ее воспитательных возможностей. Анализ программы и учебников по литературе показал, что изучаемые произведения содержат базовые национальные ценности (чистая совесть, любовь к отечеству, умение видеть прекрасное, любовь к природе, к ближнему, стремление к истине, гуманизм и т.д.). Некоторые ученые (Л.Донченко (2005), Т.Джишкариани (2016)), изучая воспитательный потенциал литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся,
предлагают обращение к святоотеческой литературе, к русской Православной церкви. Мы считаем, что в стране, которая является светской, в которой объявлена свобода выбора религии такой подход не совсем правильный. Так, в труде Л.М.Донченко акцентируется внимание на воспитание личности, способной к соблюдению христианских заповедей, однако и воспитанной на традиционной литературе человек будет соблюдать правила «не убий» и т.д. Помимо того, ученая считает необходимым формирования таких качеств как жертвенность, смирение. Мы не считаем, что воспитание именно этих качеств является приоритетным. В ходе эмпирического исследования мы опирались только на светскую литературу. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе СОШ №5 г. Елабуга в 10 «А» классе. Проведенное исследование подтвердило
актуальность темы выпускной квалификационной работы. Так, работая по составленной нами программе мы смогли достичь изменений в ценностных ориентациях учащихся. Уроки-беседы, конференции, творческие работы, направленные на понимание духовности и нравственности показали свою эффективность.
Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы - побудить человека к развитию и самосовершенствованию на основе различения добра и зла, помочь ему выработать ориентиры нравственной оценки, как своих действий, так и всех сторон общественных отношений. Осмысление основ духовно-нравственной культуры в школе поможет плодотворному освоению таких областей общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика и будет способствовать нравственной ориентации учащихся.
В заключении хочется отметить: проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Только духовно-нравственный человек по зову совести, вольно, ради благополучия других, в общем ради счастья общества бескорыстно готов к действиям, только такие личности смогут сохранить человечность от исчезновения.
Значимость духовно-нравственного воспитания подчёркивается с античных времён и высоконравственный человек характеризуется как, личность вобравшая в себя все положительные качества. И в педагогике, и в трудах учёных-просветителей подчёркивается значимость положительного характера, воспитанности, сообщаются методы и приёмы воспитания. И в реализации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения прослеживаются древние традиции. Учёные обращают внимание на то, что учебники истории написанные в XVII веке пронизаны идеями справедливости, гуманности. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения обретает особую форму в советское время. В пособиях выпущенных специально для учителей обращается внимание на воспитание несогласии, ненависти к буржуазным государствам, то есть на идеологическое воспитание, на формирование духовно-нравственных качеств при изучении разных предметов (биология, литература, обществознание), среди качеств которые должны быть сформированы называются старание, усердие, прилежание, эстетическое восприятие действительности и т.д.
Старший подростковый возраст в научной литературе именуется по- разному: ранняя юность, старший школьный возраст, старший подростковый возраст. Главными особенностями, благодаря которым воспитание духовно-нравственных качеств становится значимом именно в этот период, являются следующие: развитие теоретического мышления, способность анализировать варианты как реальных, так и гипотетических событий, увлечение дискуссиями как в школьной, так и в дружеской обстановке; становление мировоззрения; избирательная направленность интересов, что может привести к определенной ограниченности их познавательной деятельности. В то же время социокультурная ситуация в стране, порождая размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентиров молодежи, значительно усложняет воспитательный процесс. Мы считаем, что в таких условиях необходимость обращения к воспитательному потенциалу художественной литературы возрастает. И среди предметов гуманитарного цикла русская литература является одним из наиболее важных предметов учебного плана с точки зрения ее воспитательных возможностей. Анализ программы и учебников по литературе показал, что изучаемые произведения содержат базовые национальные ценности (чистая совесть, любовь к отечеству, умение видеть прекрасное, любовь к природе, к ближнему, стремление к истине, гуманизм и т.д.). Некоторые ученые (Л.Донченко (2005), Т.Джишкариани (2016)), изучая воспитательный потенциал литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся,
предлагают обращение к святоотеческой литературе, к русской Православной церкви. Мы считаем, что в стране, которая является светской, в которой объявлена свобода выбора религии такой подход не совсем правильный. Так, в труде Л.М.Донченко акцентируется внимание на воспитание личности, способной к соблюдению христианских заповедей, однако и воспитанной на традиционной литературе человек будет соблюдать правила «не убий» и т.д. Помимо того, ученая считает необходимым формирования таких качеств как жертвенность, смирение. Мы не считаем, что воспитание именно этих качеств является приоритетным. В ходе эмпирического исследования мы опирались только на светскую литературу. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе СОШ №5 г. Елабуга в 10 «А» классе. Проведенное исследование подтвердило
актуальность темы выпускной квалификационной работы. Так, работая по составленной нами программе мы смогли достичь изменений в ценностных ориентациях учащихся. Уроки-беседы, конференции, творческие работы, направленные на понимание духовности и нравственности показали свою эффективность.
Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы - побудить человека к развитию и самосовершенствованию на основе различения добра и зла, помочь ему выработать ориентиры нравственной оценки, как своих действий, так и всех сторон общественных отношений. Осмысление основ духовно-нравственной культуры в школе поможет плодотворному освоению таких областей общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика и будет способствовать нравственной ориентации учащихся.
В заключении хочется отметить: проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Только духовно-нравственный человек по зову совести, вольно, ради благополучия других, в общем ради счастья общества бескорыстно готов к действиям, только такие личности смогут сохранить человечность от исчезновения.



