ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Духовно-нравственное воспитание старшеклассников как
педагогическая проблема 8
1.2. Потенциал художественной литературы в духовно-нравственном
совершенствовании учащихся старшеклассников 16
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОПЫТА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
2.1. Характеристика программы подуховно-нравственному воспитанию средствами художественной литературы в 10 классе МБОУ № 5 г. Елабуга 24
2.2. Результаты опытно-экспериментальной работы в 10 классе МБОУ
№ 5 г. Елабуга 39
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Приложение
Актуальность. В научных трудах часто высказывается мысль о духовно-нравственном кризисе общества. Так, Н.В.Мартишина, О.А. Бобылева пишут: «в современном обществе прослеживается размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентиров, что свойственно людям разного возраста, но в большей степени молодым, кто сегодня вступает или в ближайшее время будет вступать в пору активной социальной жизни» . Ряд социологических и педагогических исследований подтверждают, что основными причинами процесса обесценивания духовно¬нравственных ценностей и норм, влияющих на становление и формирование подрастающего поколения являются внедрение западных стандартов прагматизма и индивидуализма, оказавших влияние на обесценивание понятий патриотизма, гражданственности, коллективизма, взаимопомощи и т. п. М.И.Гореликов подчеркивает, что проблема духовно-нравственного воспитания школьников на сегодняшний день является не только актуальной, но и активно дискутируемой, неоднозначной. А.М.Егорычев о кризисе духовного начала в современной России пишет: Мы почти не слышим «голос» своей культуры, нас приучают жить инстинктами, биологическими чувствами и голым разумом. Духовность не в чести».
Действительно, современная социокультурная ситуация в России, динамичная, иногда непредсказуемая социально-политическая обстановка усложняют воспитательный процесс в силу того, что подрастающее поколение склонно вбирать в себя все недостатки общества в его переломный период. В то же время изменения, которые происходят в стране и вообще в мире, затрагивая практически все области - политику, производство, науку, культуру и др. - требуют определенную корректировку ценностных ориентаций подрастающего поколения, приведение их в соответствие с тенденциями интеграции и дифференциации образовательных систем, общими гуманистическими идеалами и национальными, культурными традициями.
Изучение работ по проблеме духовно-нравственного воспитания школьников показало, что многие исследователи, ученые считают целесообразным опираться на церковные учения. Так, диссертационное исследование Л.Донченко «Духовно-нравственное воспитание старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности)» опирается на труды православных педагогов В.Н.Ничипирова, А.Н.Гармаева, а цель такого воспитания определяется как «сохранить во взрослом мире нравственные христианские устои».В учебном пособии «Истоки» для учащихся старших классов (автор - А.Камкина) ставится знак равенства между духовно-нравственным состоянием человека и «единением с Христом в духе любви» .Мы считаем, что такая организация духовно-нравственного воспитания в условиях Республики Татарстан невозможна, так как здесь, как известно, мирно сосуществуют и мусульманство, и христианство, а образование признано светским. В таких условиях, на наш взгляд, особое внимание следует уделять воспитательному потенциалу литературы. Таким образом, актуальность темы выпускной квалификационной работы складывается из нижеперечисленных факторов:
1) состоянием современного общества, которое часто называют кризисным;
2) необходимостью формирования у старшеклассников духовно-нравственных идеалов и ориентиров.
Степень изученности темы. Различные аспекты духовно¬нравственного воспитания раскрыты в исследованиях О.С.Богдановой , Е.В.Бондаревской , Н.И.Болдырева и др. В настоящее время наблюдается тенденция привлечения разных областей, в том числе и религии в процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили труды К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Е.В.Бондаревской, О.С.Богдановой, Н.И.Болдыревой, Л.М.Донченко по проблемам нравственного воспитания учащихся.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение особенностей духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов средствами художественной литературы.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
- изучить духовно-нравственное воспитание как педагогическую проблему;
- рассмотреть проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов в контексте их психофизиологического развития;
- определить потенциал художественной литературы в духовно-нравственном совершенствовании учащихся-старшеклассников;
- обосновать пути духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы на уроках и во внеклассной деятельности и осуществить проверку их эффективности.
Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания учащихся.
Предмет выпускной квалификационной работы определен как пути и формы духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы на уроках и во внеурочное время.
Гипотеза исследования - организация духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы будет эффективна при условии:
- учета возрастных особенностей;
- организации духовно-нравственного воспитания средствами художественной литературы с опорой на экспериментальную деятельность.
База исследования - МБОУ №5 г. Елабуга.
Методы исследования: общенаучные: анализ, синтез, сравнение (использовались в основном при работе с теоретическим материалом); эмпирические: наблюдение, изучение школьной документации, организация опытно-экспериментальной работы и изучение ее результатов (использовались в основном при проведении опытно-экспериментальной работы).
Практическая значимость выпускной квалификационной работы определяется тем, что материалы исследование могут быть использованы учителями общеобразовательных школ в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов средствами художественной литературы.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении обосновываются актуальность темы, определяются объект и предмет исследования, ставятся цель и задачи, описывается теоретическая основа выпускной квалификационной работы, обосновывается практическая значимость работы, указывается структура.
Первая глава носит теоретический характер и посвящена изучению духовно-нравственного воспитания как педагогической проблемы и изучению проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся старших классов в контексте их психофизиологического развития, а также определению потенциала художественной литературы в духовно¬нравственном совершенствовании учащихся-старшеклассников. Вторая глава представляет собой описании хода экспериментальной работы по духовно¬нравственному воспитанию старшеклассников средствами художественной литературы, формулируются основные итоги и краткие выводы по исследуемой проблеме, а также намечаются перспективы дальнейшего исследования. В список литературы включены научные и методические труды, касающиеся обозначенной проблемы. В приложении представлена анкета.
На образовательные учреждения взвалена очень большая роль: они формируют в детях и навыки познания, и логического и творческого мышления, а также они должны решить вопросы касающиеся воспитания. Процесс интеграции, глобализации происходящий в масштабе всего мира, реформы в разных областях - политике, экономике, особенно в системе образования создают трудности в сохранении себя личностью, представителем определённой нации, особенно высоконравственном человеком. В таких условиях наиболее значимо формирование подрастающего поколения духовно-нравственным. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношения человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Учитывая все вышеперечисленные факты нами в рамках данной выпускной квалификационной работы была изучена проблема духовно-нравственного воспитания старшеклассников средствами художественной литературы. Подытожив всё вышесказанное считаем нужным отметить следующие тезисы:
Значимость духовно-нравственного воспитания подчёркивается с античных времён и высоконравственный человек характеризуется как, личность вобравшая в себя все положительные качества. И в педагогике, и в трудах учёных-просветителей подчёркивается значимость положительного характера, воспитанности, сообщаются методы и приёмы воспитания. И в реализации духовно-нравственного воспитания в процессе обучения прослеживаются древние традиции. Учёные обращают внимание на то, что учебники истории написанные в XVII веке пронизаны идеями справедливости, гуманности. Духовно-нравственное воспитание в процессе обучения обретает особую форму в советское время. В пособиях выпущенных специально для учителей обращается внимание на воспитание несогласии, ненависти к буржуазным государствам, то есть на идеологическое воспитание, на формирование духовно-нравственных качеств при изучении разных предметов (биология, литература, обществознание), среди качеств которые должны быть сформированы называются старание, усердие, прилежание, эстетическое восприятие действительности и т.д.
Старший подростковый возраст в научной литературе именуется по- разному: ранняя юность, старший школьный возраст, старший подростковый возраст. Главными особенностями, благодаря которым воспитание духовно-нравственных качеств становится значимом именно в этот период, являются следующие: развитие теоретического мышления, способность анализировать варианты как реальных, так и гипотетических событий, увлечение дискуссиями как в школьной, так и в дружеской обстановке; становление мировоззрения; избирательная направленность интересов, что может привести к определенной ограниченности их познавательной деятельности. В то же время социокультурная ситуация в стране, порождая размытость ценностных представлений и неопределенность жизненных ориентиров молодежи, значительно усложняет воспитательный процесс. Мы считаем, что в таких условиях необходимость обращения к воспитательному потенциалу художественной литературы возрастает. И среди предметов гуманитарного цикла русская литература является одним из наиболее важных предметов учебного плана с точки зрения ее воспитательных возможностей. Анализ программы и учебников по литературе показал, что изучаемые произведения содержат базовые национальные ценности (чистая совесть, любовь к отечеству, умение видеть прекрасное, любовь к природе, к ближнему, стремление к истине, гуманизм и т.д.). Некоторые ученые (Л.Донченко (2005), Т.Джишкариани (2016)), изучая воспитательный потенциал литературы в духовно-нравственном воспитании учащихся,
предлагают обращение к святоотеческой литературе, к русской Православной церкви. Мы считаем, что в стране, которая является светской, в которой объявлена свобода выбора религии такой подход не совсем правильный. Так, в труде Л.М.Донченко акцентируется внимание на воспитание личности, способной к соблюдению христианских заповедей, однако и воспитанной на традиционной литературе человек будет соблюдать правила «не убий» и т.д. Помимо того, ученая считает необходимым формирования таких качеств как жертвенность, смирение. Мы не считаем, что воспитание именно этих качеств является приоритетным. В ходе эмпирического исследования мы опирались только на светскую литературу. Опытно-экспериментальная работа была проведена на базе СОШ №5 г. Елабуга в 10 «А» классе. Проведенное исследование подтвердило
актуальность темы выпускной квалификационной работы. Так, работая по составленной нами программе мы смогли достичь изменений в ценностных ориентациях учащихся. Уроки-беседы, конференции, творческие работы, направленные на понимание духовности и нравственности показали свою эффективность.
Опыт освоения духовно-нравственных смыслов и ценностей культуры позволит решить одну из самых актуальных задач современной общеобразовательной школы - побудить человека к развитию и самосовершенствованию на основе различения добра и зла, помочь ему выработать ориентиры нравственной оценки, как своих действий, так и всех сторон общественных отношений. Осмысление основ духовно-нравственной культуры в школе поможет плодотворному освоению таких областей общественного знания, как история, искусство, естествознание, право, экономика и политика и будет способствовать нравственной ориентации учащихся.
В заключении хочется отметить: проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях прогрессирующего изменения всех сторон жизни общества. Только духовно-нравственный человек по зову совести, вольно, ради благополучия других, в общем ради счастья общества бескорыстно готов к действиям, только такие личности смогут сохранить человечность от исчезновения.
1. Аристотель. Сочинение в 4-х томах. Т. 4. - Москва: Наука, 1984.- 830 с.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. - М.:
Педагогика, 1989. - 560 с.
3. Балашов Л.Е. Философия: учебник. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 612 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
5. Богданова О.С. и др. О нравственном воспитании подростков (в помощь классным руководителям IV-VIII классов). - М.: Просвещение, 1979.- 111 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.: просвещение, 1979. - 224 с.
7. Бондаревская Е.В. Формирование нравственного сознания
старших школьников. - Ростов-на-Дону, 1976. - 192 с.
8. Валюшина Н.М. Исследовательская деятельность школьника: подготовка работы к научно-практической конференции. Методические рекомендации. - Иркутск: изд-во ГАУ ДПО ИРО, 2015. - 32 с.
9. Вознесенский Д.И.,ЗавадскойЖ.Е. Идейно-нравственное
воспитание учащихся в процессе обучения. - Мн.: Народна асвета, 1991. - 175 с.
10. Волгин Р.Г. Лев Николаевич Толстой. «Война и мир». Основное содержание. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения. - М., 2006. - 288 с.
11. Гавриш И.А. Формирование нравственных ориентаций личности школьников в учебно-воспитательном процессе с учетом их гендерных различий: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 26 с.
12. Герасимова И.А. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях современной социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2013. - №4. - С. 92 - 98.
13. Гореликов М.И.Особенности духовно-нравственного воспитания в современных условиях социализации // Вестник Московского государственного областного университета. - 2017. - С. 27 - 32.
14. Гусейнов А.А. Мораль // Философский словарь. - М.: Республика, 2001. - С. 342 -343.
15. Дарвиш О. Б. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Владос-Пресс, 2004. - 264 с.
16. Дебердеева Т.Х. К проблеме духовно-нравственного образования
(аксиологические аспекты) // Россия в переломные периоды истории: научные проблемы и вопросы гражданско-патриотического воспитания молодежи: Сборник материалов Всероссийской научно-практической
конференции с международным участием. - Иваново: ИРОИО, 2012. - С. 291 - 295.
17. Дергачева Е.С. Сущность духовно-нравственного воспитания // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы международной науч.-практ. конф., 7 - 9 окт. 2010. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2010 . - С.182 - 184.
18. Донченко Л.М. Духовно-нравственное воспитание
старшеклассников (на уроках литературы и во внеурочной деятельности): Дис. ... канд. пед. наук. - Елец, 2005. - 209 с.
19. Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студ. направления подготовки «Педагогическое образование». - Шуя: изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016. - 151 с.
20. Егорычев А.М. Духовно-нравственные основания в развитии человека и общества Русского мира // Социальная педагогика в духовно-нравственном становлении современного человека (сб. науч. трудов участников международ. науч.-практич. конференции. - М.: МГПУ, 2013. - С. 12 - 22.
21. Ермолаева М.В. Психология развития: Методическое пособие для
студ. заочной и дистанционной формы обучения. - М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО «МОДЭК», 2003. - 376 с.
22. Закон Российской Федерации «Об образовании». - М.: Новая школа. - 1992. - 61 с.
23. Камкин А.В. Истоки: учеб. пособие для 9 класса общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Истоки, 2011. - 120 с.
24. Кондаков A.M. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования // Педагогика. - 2009. - №9 - С. 13 - 20.
25. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. - М., «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2001. -256 с.
26. Копусова В.В. Формирование нравственных ценностных ориентаций сельских подростков: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ярославль, 2000. - 25 с.
27. Кудряшев Н.И. О процессе руководства восприятием литературного произведения старшеклассниками // Искусство анализа художественного произведения - М.: Просвещение, 1971. - С. 76 - 105.
28. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс. Базовый уровень. - М.: Просвещение, 2016. - 368 с.
29. Лихачев Б.Т. Философия воспитания: спец.курс. - М.: Владос, 2010. - 197 с.
30. Макеева С.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами русского языка как учебного предмета: Автореф. дис. ... д-ра фил. наук. - Ярославль, 2001. - 23 с.
31. Мартишина Н.В., Бобылева О.А. Ценности воспитания как основа формирования духовно-нравственной личности // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: материалы международной науч.-практ. конф., 7 - 9 окт. 2010. - Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2010 . - С. 179 - 182.
32. Носко И.В. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. - Владивосток, 2003. - 127 с.
33. Палагина Н.Н. Психология развития и возрастная психология: учеб. пособие для вузов. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005. - 288 с.
34. Парфенова Д.А., Дерманова И.Б. Ценностно-смысловая сфера личности в связи с особенностями интеллектуального развития в период ранней взрослости // Вестник КемГУ. - 2013. - №2 (54). - С. 159 - 165.
35. Педагогика. Учеб. пособие / Ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Российское пед.агентство, 1996. - 604 с.
36. Педагогическое наследие: Коменский Я., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. / сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
37. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М.: Владос, 1999. - 256 с.
38. Пугач В.Е. Педагогические условия расширения поля читательских ориентаций подростков: Дис. ... канд. пед. наук. - Санкт- Петербург, 2005. - 178 с.
39. Семенов Г.С. О проблемах формирования нравственных
ориентиров школьников // Воспитание школьников. - 2014. - №1. - С.3 - 8.
40. Семенов Г.С. О проблемах формирования нравственных
ориентиров школьников (продолжение) // Воспитание школьников. - 2014. - №2. - С.67 - 72.
41. Сероветникова С.А. Воспитание ценностных ориентаций старших подростков средствами учебного предмета: Дис. ... канд. пед. наук. - Петропавловск-Камчатский, 2016. - 208 с.
42. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
43. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В. А. Сухомлинский - М.: Наука, 1980. - Т. 2. - 450 с.
44. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика, 1989. - 288 с.
45. Ушинский К.Д. Нравственное влияние как главная задача воспитания. Предисловие к статье «О нравственном элементе в русском воспитании» // К.Д. Ушинский. Избранные педагогические сочинения. В двух томах. Т.1.. - М., 1953. - С. 327 - 332.
46. Федорова Т.В. Совершенствование читательской деятельности учащихся старших классов на уроках литературы: Дис. ... канд. пед. наук. - М., 2003. - 295 с.
47. Федорук К.С. Педагогические идеи Н.И. Пирогова как средство гуманистического воспитания учащихся юношеского возраста: дис. ... канд. пед. наук. - Тирасполь, 2007. - 225 б.
48. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. - 368 с.
49. Харламов И.Ф. Педагогика.Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Гардарики. - 1999. - 520 с.
50. Чепиков В.Т. Теоретические и методические основы процесса воспитания нравственных качеств личности младшего школьника: Дис. д-ра пед. наук. - М. 1997. - 320 с.
51. Кирилина Т.Ю. Сущность и структура морали. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/suschnost-i-struktura-morali;дата обращения 10.01.18.
52. Конференции: виды, формы и правила участия. - URL:
http:ZZu4isna5 .ru/konspektlekcii/38-putvnaukuZ 156-putvnauku213, дата
обращения 10.01.18.
53. Национальная доктрина образования в РФ до 2025 г. (постановление Правительства РФ от 04.10.2000 № 751). - URL: http:ZZsuvagcentr.ruZuserfilesZfilesZlinksZdoktrina.pdf;дата обращения: 10.01.18.
54. Подростковый возраст. Википедия. URL:
ййрз://ги.'№1к1рей1а.огд/’№1к1/Подростковый_возраст, дата обращения:
10.02.2018.
55. Раковская О.Л. URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZvZo-roli-
duhovno-nravstvennyh-tsennostey-v-vospitanii-starsheklassnikov, дата
обращения: 10.02.2018.
56. Старший школьный возраст.URL: http:ZZwww.psinside.ruZndos-636-2.html,дата обращения: 10.02.2018.