Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе

Работа №46675

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы205
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
329
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе 10
1.1 Сущностно-содержательная характеристика ключевых понятий
исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность» 10
1.2 Возрастные особенности патриотического воспитания
старшеклассников 25
1.3 Формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во
внеклассной работе 33
Выводы по главе 1 46
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по организации патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе 48
2.1 Организация и методики исследования 48
2.2 Изучение исходного уровня патриотической воспитанности
старшеклассников 51
2.3 Программа патриотического воспитания старшеклассников во
внеклассной работе 63
2.4 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
патриотическому воспитанию старшеклассников во внеклассной работе 72
Выводы по главе 2 89
Заключение 92
Список литературы 96
Приложения 100


Глубокие изменения в социально-экономической и политической жизни России оказали большое влияние на процессы, происходящие в молодежной среде. Политика деидеологизации и деполитизации образования, армии и правоохранительных органов, свертывание деятельности детских и молодежных организаций, пропаганда многими средствами массовой информации насилия, психологии индивидуализма и потребительства нанесли огромный ущерб делу воспитания молодежи.
Следует отметить, что с началом «перестроечных» процессов в нашем обществе роль и значение патриотического воспитания потеряли былую актуальность, а деятельность, направленная на развитие патриотизма у молодежи, подвергалась неуемной и деструктивной критике, в чем особенно преуспели средства массовой информации. В значительной мере это способствовало дискредитации не только существовавшей практики патриотического воспитания, всего огромного опыта в его организации и проведении, но и самой идеи формирования личности гражданина-патриота [14].
В этот период уменьшилось внимание государства к проблемам воспитания подрастающего поколения. Это привело к ослаблению работы образовательных учреждений по нравственному, патриотическому и трудовому воспитанию. Такое отношению дало толчок к появлению в молодежной среде многих негативных тенденций (рост преступности, беспризорности, алкоголизма, наркомании, проституции). Многие молодые люди относятся к выполнению важнейших гражданских обязанностей безответственно, проявляют социальную незрелость и бездуховность, нетерпимость и даже агрессивность по отношению к другим.
Резким изменениям подверглись ценностные ориентации, умонастроения, мотивации деятельности, отношение к окружающему миру, своему призванию и судьбе России. Усиление бездуховности людей привело к падению интеллектуального потенциала общества. У основной массы молодежи потерян интерес к знаниям, труду, литературе и искусству, творческой деятельности и нравственным ценностям. О молодежи заговорили как о «потерянном» поколении, оторванном от прошлого и лишенного будущего [20].
Такое положение дел в молодежной среде недопустимо, оно создает прямую угрозу национальной безопасности России. Стратегические интересы страны требуют выработки государственной идеологии и общих принципов воспитательной работы, более активного влияния государства на воспитательный процесс и молодежную политику во всех ее аспектах. Систематическая и целенаправленная работа с подрастающим поколением является одной из главных составляющих в преодолении духовного и социально-экономического кризиса в России, в каждом из его регионов.
Проблеме патриотизма особое внимание уделяли выдающиеся педагоги и общественные деятели прошлого В.Г. Белинский [1], Н.К. Крупская [8], А.С. Макаренко [23;24], В.А. Сухомлинский [38; 39], К.Д. Ушинский [41] и др., которые указывали на необходимость воспитания сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.
В последние годы интерес исследователей к проблемам патриотического воспитания детей и молодежи возрастает. Активизируется поиск эффективных моделей и технологий воспитания у школьников патриотизма (А.С. Гаязов [7], Н.И. Губанов [9], В.А. Крутецкий [15], В.С. Кукушин [16], А.В. Русецкий [35], Л.Ф. Спирин [37] и др.). Вместе с тем старшему школьному возрасту уделяется недостаточно внимания при разработке проблем патриотического воспитания.
Система патриотического воспитания предполагает формирование и развитие социально-значимых ценностей гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях (А.С. Гаязов [7], Н.И. Губанов [19], В.С. Кукушин [16], Б.Т. Лихачев [21], А.С. Макаренко [23; 24], Т.Н. Мальковская [25], С.Е. Матушкин [29], П.М. Рогачев [33], М.А. Свердлин [36], В.А. Сухомлинский [38; 39], К.Д. Ушинский [41] и др.).
Исследования проблемы патриотического воспитания детей старшего школьного возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского [11], В.А. Крутецкого [15] В.С. Лухина [17], Т.Н. Мальковской [25] и др.
Анализ теоретической литературы и практики воспитания позволяет говорить о том, что этому важному вопросу уделяли внимание исследователи, занимающиеся проблемой патриотического воспитания детей разного возраста. В отечественной педагогике проблема патриотического воспитания старшеклассников разрабатывалась по разным направлениям: определялись принципы отбора необходимого для изучения материала, шел поиск адекватных методов формирования у детей представлений о стране и обществе, высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма.
В таких условиях проблема патриотического воспитания подрастающего поколения становится одной из актуальнейших, так как она оказалась в эпицентре ряда проблем, затрагивающих интересы больших слоев общества.
Изменение социально-экономической, политической ситуации в обществе потребовало обновить, привести в соответствие с актуальными задачами воспитания, требованиями жизни содержание патриотического воспитания старшеклассников, выбрать наиболее рациональные для данного содержания методы и формы воспитания.
Гуманизация современного образования, обращение к личностно ориентированной педагогике, появление вариативных программ и технологий потребовали перевода педагогов на новый уровень взаимодействия с детьми, овладения педагогами новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, специальной дополнительной подготовки педагогических кадров к работе по патриотическому воспитанию старшеклассников.
Таким образом, возникают противоречия между:
- существующей системой организации форм и методов патриотического воспитания старшеклассников и ее несоответствием современным условиям;
- наличием большого потенциала внеклассной работы в патриотическом воспитании старшеклассников и недостаточным его использованием в процессе воспитания старшеклассников.
Эти общие противоречия выражаются в форме научной проблемы: каково содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе?
Таким образом, актуальность вышеизложенной проблемы, недостаточная научная разработанность данного вопроса побудили сформулировать следующую тему исследования: «Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе».
Цель исследования - теоретически изучить и экспериментально проверить содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Предмет исследования - содержание, формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что процесс патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе будет более эффективным, если:
- опираться на сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность»;
- учитывать возрастные особенности патриотического воспитания старшеклассников;
- на основе выявленных форм и методов патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе разработать и реализовать программу «Мы патриоты России».
Исходя из объекта, предмета, цели и гипотезы исследования, были поставлены задачи исследования:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику ключевых понятий исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность».
2. Раскрыть возрастные особенности патриотического воспитания старшеклассников.
3. Выявить формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
4. Провести опытно-экспериментальную работу по патриотическому воспитанию старшеклассников во внеклассной работе.
Методологической и теоретической основой исследования являются важнейшие положения психологии и педагогики, труды зарубежных и отечественных ученых, касающиеся вопросов патриотического воспитания, формирования патриотической позиции личности, особенностей патриотического воспитания детей подросткового возраста (А.С. Гаязов [7], Н.И. Губанов [9], Г.Е. Залесский [11], В.А. Крутецкий [15], В.С. Кукушин [16], Б.Т. Лихачев [21], В.С. Лухин [17], А.С. Макаренко [23; 24], Т.Н. Мальковская [25], С.Е. Матушкин [29], П.М. Рогачев [33], М.А. Свердлин [36], В.А. Сухомлинский [38; 39], К.Д. Ушинский [41], Н.Е. Щуркова [44; 45] и др.).
Нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, сравнение, обобщение, классификация;
- эмпирические: формирующий эксперимент, анкетирование;
- качественные и количественные методы обработки данных.
Исследование проводилось в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ состояния проблемы в педагогической и психологической литературе по проблеме исследования; определялся объект, предмет, научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Опытно-экспериментальная база исследования. Эксперимент проводился на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 62» Авиастроительного района г.Казани, в исследовании приняли участие 45 старшеклассников, учащихся 9-х классов.
Научная новизна: в исследовании разработана и доказана эффективность программы «Мы патриоты России», направленной на патриотическое воспитание старшеклассников.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе рассмотрены ключевые понятия исследования «патриотическое воспитание», «патриотическая воспитанность», специфика, особенности данных понятий, их сущностно-содержательная характеристика выявлена эффективность программы «Мы патриоты России», предполагающей применение разнообразных форм и методов патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе.
Собранные и апробированные материалы могут использоваться в работе классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с целью патриотического воспитания молодежи; при подготовке студентов к семинарским занятиям, для подготовки к прохождению практики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование проблемы патриотического воспитания старшеклассников во внеклассной работе, позволяет нам сделать следующие выводы:
1. Целостная характеристика понятия «патриотизм» состоит из нескольких составляющих. В философском аспекте патриотизм рассматривается нами как общественно-историческое явление, обусловленное социально-политическими, экономическими характеристиками конкретного общества и наличием «естественных» основ, отражающих инвариантную и вариативную характеристики данного явления. В социально-педагогическом плане мы рассматриваем патриотизм как социально-нравственную ценность, которая выражает отношение личности к Родине и Отечеству, выступающих в качестве объектов ценностного отношения. В психолого-педагогическом аспекте мы считаем правомерным рассматривать патриотизм как сложное нравственное качество.
2. В разные периоды развития педагогической науки патриотическое воспитание рассматривалось как необходимая составная часть воспитательного процесса, причем решение этой проблемы объективно зависит от политических, социально-экономических условий конкретной страны в определенный период ее развития. Это обусловливает изменение подходов к пониманию сущности патриотизма, определению целей, задач, содержания патриотического воспитания в разные периоды развития страны, что делает данную проблему актуальной в современных условиях.
3. Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
4. По нашему мнению, патриотическое воспитание старшеклассников представляет собой сложную нравственно-личностную характеристику, включающую целенаправленный процесс формирования ценностных ориентаций, системы знаний, умений, социально-нравственных качеств и патриотического поведения, отражающих уровень патриотических чувств и способность осуществлять эффективную деятельность по усвоению и распространению родной культуры.
6. Мы выявили, что для воспитания у старшеклассников патриотизма педагог может использовать индивидуальные, групповые формы работы, включаться в организацию массовых форм, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер. Эти формы и методы мы будем использовать при проведении формирующего эксперимента.
7. Когнитивный компонент патриотической воспитанности старшеклассников в экспериментальной и контрольной группе на констатирующем этапе исследования существенно не различается, в целом выявлен низкий уровень когнитивного компонента патриотической воспитанности. Мы выявили, что в экспериментальной группе он составил 60,9%, в контрольной группе - 68,2%, характеризующийся низкой осведомленностью об общепринятых нормах поведения, идеалах, принципах, об ответственности, правах и обязанностях, не демонстрируют любовь к Родине.
8. На констатирующем этапе эксперимента в экспериментальной и контрольной группе преобладает низкий уровень сформированности эмоционального компонента патриотической воспитанности и составляет 65,2% и 68,2% соответственно, низкий уровень эмоционального компонента патриотической воспитанности характеризуется отсутствием отношения к своим правам и обязанностям, старшеклассники не терпимы к точке зрения другого человека, мало интересуются событиями в мире, стране, городе, мало сострадают людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
9. На констатирующем этапе исследования в обеих группах преобладает низкий уровень сформированности деятельностного компонента патриотической воспитанности и составляет в экспериментальной группе 60,9%, в контрольной группе 54,5%.
10. На констатирующем этапе нашего эксперимента преобладающим в экспериментальной и контрольной группе является низкий уровень патриотической воспитанности у старшеклассников и составляет 65,2% и 59,1% соответственно. Средний уровень составляет 21,7% в экспериментальной группе и 27,3% в контрольной группе, высокий уровень наименее представлен и составляет 13,1% в экспериментальной группе и 13,6% в контрольной группе.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были выделены эффективные формы и методы патриотического воспитания старшеклассников и на их основе была составлена программа патриотического воспитания «Мы патриоты России», которая и была реализована в процессе экспериментальной работы с экспериментальной группой.
11. Тенденция низкого уровня когнитивного компонента патриотической воспитанности в экспериментальной группе сохранилась и после формирующего эксперимента, однако, она стала гораздо ниже, если на констатирующем этапе низкий уровень составлял 60,9%, то после эксперимента он составил 39,2%, показатель среднего уровня когнитивного компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе не изменился и составил 30,4%.
12. Низкий уровень эмоционального компонента патриотической воспитанности после эксперимента составил 43,5% (изменение на 21,7%), показатель среднего уровня эмоционального компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе понизился до 21,7%, показатель высокого уровня эмоционального компонента патриотической воспитанности на контрольном этапе эксперимента значительно увеличился с 4,4% до 34,8%.
13. Низкий уровень деятельностного компонента патриотической воспитанности после эксперимента составил 26,1%. Средний уровень деятельностного компонента на контрольном этапе эксперимента повысился с 21,7% до 43,5%, высокий уровень также имеет тенденцию к повышению, на констатирующем этапе он составлял 17,4%, на контрольном этапе - 30,4%. Мы отмечаем, что высокий уровень изменился на 34,8%, средний уровень на 21,8%, низкий уровень на 13%.
14. После формирующего эксперимента в экспериментальной группе низкий уровень патриотической воспитанности снизился с 65,2% до 39,1%, средний уровень изменился с 21,7% до 34,8%, высокий уровень повысился с 13,1% до 26,2%. Таким образом, мы можем говорить, что низкий уровень понизился на 26,1%, средний уровень патриотической воспитанности повысился на 13,1%, высокий уровень патриотической воспитанности подростков повысился на 13,1%. В контрольной группе существенных изменений не произошло.
15. В ходе формирующего эксперимента нами была подтверждена гипотеза, основанная на предположении о том, что процесс патриотического воспитания старшеклассников будет эффективным при использовании разнообразных форм и методов патриотического воспитания:
индивидуальные, групповые формы работы, методы формирования сознания, метод убеждения, примера, формы: беседа, диспут, дискуссия, экскурсия, краеведческая работа, лекция, рассказ, военно-патриотическая игра, классный час, викторина, устный журнал, литературно-музыкальная композиция, тематический вечер, которые легли в основу программы «Мы патриоты России». Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента. Гипотеза исследования подтвердилась.



1. Белинский В.Г. Поли. собр. соч. в 13-т. / Ред. Коллегия: Н.Ф. Бельчиков и др. - М.: АН СССР, 1954. - Т.4. - 676 с.
2. Богданова О. С. Нравственное воспитание старшеклассников : Кн. для учителя / О. С. Богданова, С. В. Черенкова. - М. : Просвещение, 1988. - 204с.
3. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / Н.И.Болдырев. - М.: Просвещение, 2004. - 327 с.
4. Болотина Л.Р. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп. - М.:2005. - 240 с.
5. Большая советская энциклопедия. - 2-е изд. - М.: Советская энциклопедия, 1956. - Т.39. - 664 с.
6. Воронович Б.А. Философский анализ структуры практики / Б.А Воронович// М.: Мысль - 1972. - 279 с.
7. Гаязов А.С., Болотина Л.Р. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы: Монография / А.С.Гаязов, Л.Р.Болотина. - Челябинск: Факел, 2005. - 238 с.
8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2015-2025 годы»
http://archives.ru/programs/patriot 2015. shtml
9. Губанов Н.И. Советский патриотизм - патриотизм нового, высшего типа / Н.И.Губанов. - М.: Госполитиздат, 1960. - 201 с.
10. Закон РФ «Об образовании» // Бюллетень комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ. - М.: Московский лицей, 2009. - №1. - С. 1-43
П.Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования личности / Г.Е.Залесский. - М.: Мысль, 2006. - 278 с.
12. Классному руководителю. Учеб.-метод. Пособие / под ред. М.И.Рожкова. - М.: Владос, 2008. - 432 с.
13. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения / Я.А.Коменский. - М.: Учпедгиз, 1955. - 656 с.
14. Краткий словарь по философии / под общ. Ред. И.В. Блауберга, И.К. Пантина. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1982. - 431 с.
15. Крутецкий В.А., Лухин В.С. Психология подростков /
В.А.Крутецкий, В.С.Лухин. - М.: Владос, 2005. - 267 с.
16. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 508 с.
17. Куницын А.П. Наставление воспитанникам // Антология педагогической мысли России первой половины 19 века / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 141-145
18. Ленин В.И. Ценные признания Питирима Сорокина. - Полн. 97роц. Соч., Т.37. - С. 188-197
19. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н.Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
20. Лепелетье Л.И. План национального воспитания / Л.И.Лепелетье // Педагогические идеи великой французской революции. Пер. с фр. - М.: Работник просвещения, 1926. - С. 246-267
21. Лихачева Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. Заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т.Лихачев. - М.: Прометей, 2009. - 528 с.
22. Лушников А.М. История педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических высших учебных заведений / А.М.Лушников. - 4-е изд. - Екатеринбург: Урал. Гос. Пед. ун-т, 2004. - 368 с.
23. Макаренко A.C. Воспитание гражданина /Сост. P.M. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.
24. Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания: Соч. - Т.5. / А.С.Макаренко. - М.: Просвещение, 1976. - 348 с.
25. Мальковская Т.Н. Воспитание социальной активности старших школьников. - СПб: Речь, 2007. - 272 с.
26. Мищенко Л.И. Патриотическое воспитание младших школьников: Дис. ... канд. пед. наук / Л.И.Мищенко. - М., 1982. - 208 с.
27. Мудрик А.В. Время поисков и решений. Книга для учащихся / А.В.Мудрик. - М.: Гардарики, 2008. - 364 с.
28. Немов Р.С. Психология. Т. 2 / Р.С.Немов. - М.: Владос, 2008. - 608 с.
29. Педагогика школы / Под ред. С. Е. Матушкина. - Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1974. - 205 с.
30. Педагогический словарь в 2-х т. - М.: Изд-во АПН РСФСР, I960.
31. Психологический словарь / Под ред. Ф.Н. Добрынина, С.Е. Советова. - Магадан, 1965. — 291 с.
32. Радищев А.Н. Избр. Пед. соч. / А.Н.Радищев - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. - 711 с.
33. Рогачев П.М., Свердлин М.А. Патриотизм и общественный прогресс. - М.: Политиздат, 1974. - 280 с.
34. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. - М.: Владос, 2005. - 427 с.
35. Русецкий А.В. Искусство и патриотическое воспитание / А.В.Русецкий // Художественная культура и развитие личности. - М.: Мысль, 1978. - С. 43-61
36. Свердлин М.А. Патриотизм и современный общественный прогресс М. А. Свердлин, П. М. Рогачев. - М. : Знание, 1965. - 48 с.
37. Спирин Л.Ф., Конаныхин П.В. Идейно-политическое воспитание школьников / под ред. Г.Н. Филонова. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
38. Сухомлинский В.А. Воспитание советского патриотизма у школьников: Из опыта работы сельской школы / В.А.Сухомлинскй. - М.: Учпедгиз, 1959. - 148 с.
39. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина / В.А.Сухомлинский. - Кишинев: Лумина, 1979. - 612с.
40. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения / М.А.Терентий. - Кишинев: Стипница, 1978. - 276 с.
41. Ушинский К.Д. Собрание сочинений / К.Д.Ушинский. - М.:
Просвещение, 1985.
42. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Словарь, 2007. - 590 с.
43. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций / И.Ф.Харламов. - М.: Гардарики, 2006. - 438 с.
44. Щуркова Н.Е Прикладная педагогика воспитания: Учебное пособие / Н.Е.Щуркова. - СПб.: Питер, 2005. - 366с.
45. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология / Н.Е.Щуркова. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 218 с.
46. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям // Антология педагогической мысли в России первой половины 19 века / сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - С. 223-246


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ