Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СООТНОШЕНИЕ ОБРАЗОВ Я-ИДЕАЛЬНОЕ И Я- РЕАЛЬНОЕ И ПРОБЛЕМЫ ПОДРОСТКОВ (19.00.13)

Работа №4407

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы19стр.
Год сдачи2000
Стоимость170 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1057
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность исследования. Перед психологией сегодня встает ряд задач, связанных с изучением особенностей развития человека в условиях социальной, политической, экономической нестабильности. Быстрое и необратимое изменение социальной структуры общества, экономические и политические перемены, отсутствие основного направления общественного развития, ядро которого составляют духовные ценности, актуализируют интерес психологов и представителей смежных наук к социально—психологической проблеме личности, определяемой как «кризис идентичности». Те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности, встают сегодня практически перед каждым. Но особенно актуальными они являются для подростков.
Совпадение социального кризиса и возрастного обостряет потребность подростка в более глубоком понимании самого себя, требует проявления способности к саморазвитию, что является важнейшим условием адаптации к быстро меняющейся реальности. Подростку необходимо, в целях психического и социального благополучия, затратить значительные когнитивные, эмоциональные и волевые усилия на переструктурирование элементов образа «Я» с целью создания единой, согласованной смысловой системы обобщенных представлений о себе самом. Важное значение в формировании системы представлений о себе и выборе направлений само- развития имеет образ идеального «Я». Образ Я-идеальное участвует в целеобразовании, определяя ближние и дальние цели индивида, побуждает к определенной деятельности, воспрещает те или иные поступки, влияет на развитие тех или иных качеств и, следовательно, развитие личности в целом. Основная полемика в области изучения Я-идеального затрагивает вопрос о соотношении образов Я-идеальное и Я-реальное и их роли в психологическом функционировании человека. Соотношение Я-идеального и Я- реального некоторые авторы уподобляют таким понятиям, как самооценка, самоуважение и самопринятие, что лишает ^тот психологический феномен качественной определенности. Расхождение образов Я-реальное и Я- идеальное, с одних позиций, рассматривается как источник фрустрирующих переживаний, признак дезадаптированности и психического неблагополучия. С другой стороны, признано, что расхождение образов Я-идеального и Я- реального является необходимым элементом самоконтроля, мотивационной направленности на достижение собственных идеалов, признаком психологической зрелости. Значительный вклад в исследование ^той проблемы внесли работы Р.Бернса,1986; И.С. Кона, 1978, 1989; А А. Налчаджяна, 1988; Е.Т. Соколовой, 1989; А.АРеана, 1999; В.В.Столина, 1983, И.КоггІ8,1976; А.КуІе,1972 и др.

В настоящее время постановка вопроса, методы исследования, способы оценки результатов сильно различаются между собой. В ^той связи, представляется весьма актуальным обобщение методологических подходов к изучению соотношения образов Я-идеальное и Я-реальное, позволяющее глубже понять характер выводов, к которым пришли различные исследователи. Не менее актуальными являются эмпирические исследования, дающие возможность яснее очертить допустимые области и границы применения накопленных данных для теоретической и практической деятельности психологов, педагогов, социологов.
Целью исследования является изучение взаимосвязи соотношения образов Я- идеальное и Я-реальное подростков с уровнем социально—психологической адаптированности и уровнем проблемной нагруженности в различных сферах жизни подростков.
Объектом исследования выступили высказывания об образах Я-идеальное и Я-реальное мальчиков и девочек подросткового возраста, учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.
Предметом исследования является соотношение образов Я-идеальное и Я- реальное во взаимосвязи с проблемами, переживаемыми подростками в различных сферах жизни.
Гипотеза исследования: соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное значимо связано с уровнем социально—психологической адаптированности и проблемной нагруженности подростка в различных сферах его жизни. Задачи исследования определялись и формулировались так, чтобы их решение могло служить критерием для проверки гипотез и подтверждения основных положений исследования. Ход исследования мы связали с реализацией следующих задач:
1. Рассмотреть теоретический статус образа «Я» и методологические основы изучения образов Я-реальное и Я-идеальное как структурных элементов самосознания подростков.
2. Определить содержание образов Я-реальное и Я-идеальное подростков, а также выявить половые отличия образов Я-идеальное и Я-реальное мальчиков и девочек.
3. Дать характеристику проблемных переживаний подростка с позиции социально—психологической адаптированности и проблемной нагруженности.
4. Рассмотреть соотношение Я-идеального и Я-реального во взаимосвязи с уровнем социально—психологической адаптированности и проблемной нагруженности подростка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ