Актуальность исследования. Перед психологией сегодня встает ряд задач, связанных с изучением особенностей развития человека в условиях социальной, политической, экономической нестабильности. Быстрое и необратимое изменение социальной структуры общества, экономические и политические перемены, отсутствие основного направления общественного развития, ядро которого составляют духовные ценности, актуализируют интерес психологов и представителей смежных наук к социально—психологической проблеме личности, определяемой как «кризис идентичности». Те или иные проблемы, связанные с поиском идентичности, встают сегодня практически перед каждым. Но особенно актуальными они являются для подростков.
Совпадение социального кризиса и возрастного обостряет потребность подростка в более глубоком понимании самого себя, требует проявления способности к саморазвитию, что является важнейшим условием адаптации к быстро меняющейся реальности. Подростку необходимо, в целях психического и социального благополучия, затратить значительные когнитивные, эмоциональные и волевые усилия на переструктурирование элементов образа «Я» с целью создания единой, согласованной смысловой системы обобщенных представлений о себе самом. Важное значение в формировании системы представлений о себе и выборе направлений само- развития имеет образ идеального «Я». Образ Я-идеальное участвует в целеобразовании, определяя ближние и дальние цели индивида, побуждает к определенной деятельности, воспрещает те или иные поступки, влияет на развитие тех или иных качеств и, следовательно, развитие личности в целом. Основная полемика в области изучения Я-идеального затрагивает вопрос о соотношении образов Я-идеальное и Я-реальное и их роли в психологическом функционировании человека. Соотношение Я-идеального и Я- реального некоторые авторы уподобляют таким понятиям, как самооценка, самоуважение и самопринятие, что лишает ^тот психологический феномен качественной определенности. Расхождение образов Я-реальное и Я- идеальное, с одних позиций, рассматривается как источник фрустрирующих переживаний, признак дезадаптированности и психического неблагополучия. С другой стороны, признано, что расхождение образов Я-идеального и Я- реального является необходимым элементом самоконтроля, мотивационной направленности на достижение собственных идеалов, признаком психологической зрелости. Значительный вклад в исследование ^той проблемы внесли работы Р.Бернса,1986; И.С. Кона, 1978, 1989; А А. Налчаджяна, 1988; Е.Т. Соколовой, 1989; А.АРеана, 1999; В.В.Столина, 1983, И.КоггІ8,1976; А.КуІе,1972 и др.
В настоящее время постановка вопроса, методы исследования, способы оценки результатов сильно различаются между собой. В ^той связи, представляется весьма актуальным обобщение методологических подходов к изучению соотношения образов Я-идеальное и Я-реальное, позволяющее глубже понять характер выводов, к которым пришли различные исследователи. Не менее актуальными являются эмпирические исследования, дающие возможность яснее очертить допустимые области и границы применения накопленных данных для теоретической и практической деятельности психологов, педагогов, социологов.
Целью исследования является изучение взаимосвязи соотношения образов Я- идеальное и Я-реальное подростков с уровнем социально—психологической адаптированности и уровнем проблемной нагруженности в различных сферах жизни подростков.
Объектом исследования выступили высказывания об образах Я-идеальное и Я-реальное мальчиков и девочек подросткового возраста, учащихся 10-х классов общеобразовательных школ.
Предметом исследования является соотношение образов Я-идеальное и Я- реальное во взаимосвязи с проблемами, переживаемыми подростками в различных сферах жизни.
Гипотеза исследования: соотношение образов Я-идеальное и Я-реальное значимо связано с уровнем социально—психологической адаптированности и проблемной нагруженности подростка в различных сферах его жизни. Задачи исследования определялись и формулировались так, чтобы их решение могло служить критерием для проверки гипотез и подтверждения основных положений исследования. Ход исследования мы связали с реализацией следующих задач:
1. Рассмотреть теоретический статус образа «Я» и методологические основы изучения образов Я-реальное и Я-идеальное как структурных элементов самосознания подростков.
2. Определить содержание образов Я-реальное и Я-идеальное подростков, а также выявить половые отличия образов Я-идеальное и Я-реальное мальчиков и девочек.
3. Дать характеристику проблемных переживаний подростка с позиции социально—психологической адаптированности и проблемной нагруженности.
4. Рассмотреть соотношение Я-идеального и Я-реального во взаимосвязи с уровнем социально—психологической адаптированности и проблемной нагруженности подростка.