Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ КИНОКЛУБА

Работа №18570

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
776
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретический анализ проблемы конфликтной компетентности подростков .. 7
1.1 Понятие конфликтной компетентности в психологии 7
1.2 Особенности конфликтности и конфликтного поведения учащихся
подросткового возраста 17
1.3 Психологические средства развития конфликтной компетентности ....24
2 Киноклуб как средство формирования конфликтной компетентности 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ


Сегодня конфликты - повседневная реальность. Для эффективного решения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определённый минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях. В современных условиях обостряющегося противостояния в общественных отношениях вести осмысленную жизнедеятельность, разрешая внутренние и социальные конфликты, является важнейшим фактором социализации. Среди проблем, стоящих перед общеобразовательной школой в период ее модернизации, к особо значимым можно отнести проблему становления конфликтной компетенции подростков.
Согласно ФГОС второго поколения выпускник общеобразовательного учреждения - это человек, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать.
Конфликтная компетентность занимает особое место в структуре коммуникативной компетентности. Б.И. Хасан считает, что она зависит от уровня осведомлённости о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации.
Конфликтная компетентность - термин, имеющий множество родственных понятий, таких, как «конфликтологическая грамотность», «конфликтная компетенция», «конфликтологическая культура», «конфликтологическая готовность». Анализ литературы показал, что большая часть работ (Е.Е. Акимова, Е.Е. Ефимова, Л.А. Лукашонок, В.И. Митюк, Н.Т. Рожков) посвящена становлению конфликтной компетенции как составляющей профессиональной компетенции. Мы, однако, считаем, что не менее важным аспектом является становление конфликтной компетенции непосредственно у
самих учеников. Тем самым актуализирует поиск психологических средств развития конфликтной компетентности.
Конфликтность - это психологическая категория, сложный феномен, который проявляется на разных уровнях взаимодействия и состоит из целого ряда компонентов. Преобладание одного из них определяет вариативность проявления данного феномена. Принципиальный с точки зрения рассмотрения конфликтности личности момент - выявление сформированности конфликтной компетентности. Мы полагаем, что воспитание доброжелательного отношения к окружающему через формирование конфликтной компетентности является одним из главных факторов становления всесторонне развитой личности в XXI в.
Современная российская школа не всегда способна реализовать процесс становления конфликтной компетенции учащихся подросткового возраста, так как в практике организации воспитательного процесса эти вопросы не входят в число приоритетных целей учителя-воспитателя.
Вот типичные формы урегулирования конфликтов с учащимися:
- внешнее пресечение конфликтных действий путем наложения различных санкций (самостоятельно, либо с помощью родителей, администрации) - 66,7% ответов;
- проведение индивидуальной работы с учащимися на уроке и вне урока (беседы-внушения) - 50%;
- профилактика возникновения конфликтов, разрешение проблем с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся - 19,4%;
- отсутствие внешней реакции на конфликтную ситуацию 11,1%. [7]. Особенно важным можно считать подростковый возраст в развитии
компетентности конструктивного разрешения конфликтов. В отечественной
психологии данный период определяется как критический период. Он является
одним из важнейших в жизни человека и во многом определяет его
дальнейшую судьбу. Мы основываемся на предпосылке, что источником
конфликтного поведения подростков часто является различение ими реальной и
4
идеальной форм (Поливанова К.Н.). В этом возрасте человек стремится к независимости большей, чем у него есть, и что более важно, чем он может "выдержать". Таким образом, причины неспособности подростков к конструктивному общению и взаимодействию с окружающими мы видим, отчасти, в их стремлении быть независимыми от близких и переживании этой зависимости. Часто это проявляется в желании доминировать над окружающими и в то же время требовать от них поддержки, быть от них зависимыми. В данном возрасте происходит открытие внутреннего мира, развивается рефлексия, формируется Я-концепция.
Изучением непосредственно подростковых конфликтов занимались И.С.Кон, Б.И. Хасан, Д.И.Фельдштейн, А.Бандура, Р. Уолтерс,и др. Ряд ученых, таких как П.П.Бельский, И.А.Невский, С.А.Беличева, Хевитт, Дженкинс предложили в своих работах типологию агрессивного поведения подростков, принимая за основу классификации различные факторы.
Таким образом, цель работы - исследование условий освоения способов разрешений конфликтных ситуаций учащимися 8-9 классов путём разбора конфликтных ситуаций из кинофильмов и рефлексию собственного опыта.
На основе изученных материалов по данной проблеме, нами была выдвинута гипотеза: для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия:
- анализ ситуаций представленных в культуре (кинофильмы);
- рефлексия собственного опыта;
- отработка навыков, полученных в киноклубе;
- применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни.
Объектом изучения стала конфликтная компетентность учащихся 8-9 классов.
Предметом изучения стали условия формирования конфликтной компетентности у учащихся 8-9 классов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, а также для проверки выдвинутой гипотезы, поставлены следующие задачи:
Теоретические:
- провести теоретический анализ исследований, связанных с изучением компетентности и ее видов;
- проанализировать проблему коммуникативной компетентности и состояние ее исследования в современной психологии;
- выделить и обосновать параметры конфликтной компетентности, как компонента коммуникативной компетентности;
- подобрать адекватные методики для измерения данных параметров;
Методические:
- создание киноклуба на базе школы №84 г. Красноярска;
- разработать серию занятий для учащихся 8-9 классов на базе киноклуба;
- провести сравнительный анализ эмпирических данных до и после занятий;
- создание кинотеки по конфликтам;
- проанализировать и обосновать пути и методы оптимизации развития конфликтной компетентности учащихся 8-9 классов в конфликтных ситуациях.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время проблема конфликта и конфликтной компетентности стала одной из важнейших проблем нашего общества.
Конфликтная компетентность - устоявшийся термин, который впервые был обоснован в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского, в работах Т.В. Ковшечниковой, А. - Н. Клермона, Ж. Пиаже, Б.И. Хасана, Г.Д. Щедровицкого.
Теоретический анализ литературы по проблеме исследования свидетельствует, что понятие конфликтной компетентности возникло и получило свое развитие в школе культурно-исторической психологии Л.С. Выготского.
Под конфликтной компетентностью способность человека оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, противостоять деструктивному влиянию конфликтов и умение их конструктивно разрешать. Конфликтная компетентность предполагает свободное овладение стратегиями управления конфликтной ситуацией, высокий уровень саморегуляции и ассертивных качеств личности, конфликтоустойчивость, установку на сотрудничество и кооперацию, развитие коммуникативных умений, рефлексивную культуру личности.
В подростковом возрасте возникают конфликты, рождаемые противоречием между уровнем притязания подростка и его реальным положением в коллективе, противоречием между отношением его к самому себе, качествам своей личности и отношением к нему и качествам его личности со стороны взрослых и сверстников. Все эти противоречия находят свое место во внутриличностных и межличностных конфликтах. Поэтому важно развивать конфликтную компетентность именно в подростковом возрасте.
Таким образом, выбор средств формирования конфликтной компетентности достаточно обширен: различные игры, музыкотерапия,
дискуссии, тренинги и др. На наш взгляд, основным средством, которое может
включать комплексно все средства развития конфликтной компетентности, является киноклуб. Выбор медиатехнологий должен оказать влияние на проявление и развитие конфликтной компетентности подростков. Важно, чтобы видеоряд соответствовал возрасту участников киноклуба, тематика видеосюжета должна быть интересна учащимся (была созвучна заявленному содержанию занятия). Эффектом работы киноклуба предполагается положительное изменение во всех компонентах конфликтной компетентности: как в знаниях о возможных способах действий, так и в умениях и навыках преобразования конфликтной действительности и готовности производить эти преобразования.
Для подтверждения гипотезы исследования о том, что для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия: анализ ситуаций в культуре (кинофильмы), рефлексия собственного опыта, отработка навыков, полученных в киноклубе, применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни; мы провели формирующий эксперимент, который состоял из трёх этапов, в МБОУ СОШ №84, среди учащихся 8-9 классов, в возрасте от 14 до 16 лет в количестве 67 человек. Нами был использован ряд диагностических методик, а также разработана модель занятий киноклуба. В рамках данной модели было разработано 15 занятий по 40 минут и собрана кинотека для работы по данной тематике.
С помощью проведённого формирующего эксперимента нам удалось подтвердить, что для формирования конфликтной компетентности у школьников 8-9 классов должны быть соблюдены следующие условия:
- анализ ситуаций в культуре (кинофильмы);
- рефлексия собственного опыта;
- отработка навыков, полученных в киноклубе;
- применение приобретённых стратегий поведения в конфликтных ситуациях в жизни.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза, была подтверждена.



1. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер,
2012. - 213 с.
2. Башкин М.В. Конфликтная компетентность личности: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05, 19.00.01. - Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова, 2009. - 26 с.
3. Бекмаганбетова Г.Г. К вопросу о формировании конфликтной компетентности.// Вопросы психологии. - . 2010. - № 4. - С. 83-85.
4. Бичулова Н.В. Психологическая помощь подросткам в разрешении межличностных конфликтов и формировании стрессоустойчивости.// Социальное развитие современного российского общества: достижения, проблемы, перспективы. - 2009. - № 1. - С. 167-174.
5. Борисова И.В., Новикова Ю.П. Способы поведения в конфликте учащихся-подростков.// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 41. - С. 178-184.
6. Вершинина О.А. Групповые занятия и тренинги со старшеклассниками.- Волгоград: Учитель, 2009. - 197 с.
7. Волчек В.В. Конфликтная компетентность [Текст] / В. В. Волчек // Молодой ученый. - 2014. - №7. - С. 494-499.
8. Воспитанник И.В. Психологические основы коррекционной работы по конструктивному разрешению межличностного конфликта в подростковом возрасте.//Материалы первых аспирантских чтений 1-2 ноября 2005г. -20 «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук». - Чита: ЧИПКРО,2012. - С.36-46
9. Гатанова Н. Психологические аспекты разрешения учителями конфликтов с учениками // Психология учителя. М., 1988. С. 51.
10. Говорова Е.Г. Влияние самооценки личности на способ разрешения конфликтной ситуации // - 2011.
11. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. - СПб.: Питер, 2009.
- 213 с
12. Григорьева Е.И. (ред.) Современные технологии социально-культурной деятельности
13. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2012 - 464 с.
14. Девятова И.Е. Поведение старших подростков в межличностном конфликте.// Актуальные вопросы современной науки. - 2012.- № 4-1. - С. 146-152.
15. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. -- СПб: Речь,
2013. - 256 с.
16. Емельянов, Ю. H. Активное социально-психологическое обучение [Текст] / Ю.Н. Емельянов. - СПб., Речь, 2014. - 167 с
17. Ильин. Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2011. -
612 с.
18. Ипатов А.В. Подросток : от саморазрушения к саморазвитию : программа психологической помощи: дис. ... канд. псих. наук: 19.00.13. - Санкт-Петербург, 2011. - 111 с.
19. Кашапов, М.М. Основы конфликтологии: учебное пособие / М.М. Кашапов; Яросл.гос.ун-т. - Ярославль: ЯрГУ, 2009. - 334 с.
20. Колмогорцева Н.Н., Рахмангулова Л.М. Соотношение коммуникативной компетентности и моделей поведения подростков в конфликтной ситуации // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2009. - № 5-1. - С. 87-92.
21. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
- М.: АСТ, 2010. - 200 с.
22. Котова Е.В. Основы тренинговой работы: учебное пособие / Е.В. Котова. - Красноярск, 2009. - 204 с.
23. Котова С.А., Костикова В.И. Конфликтная компетентность учащихся.// Герценовские чтения. Начальное образование. - 2011. - Т. 2. № 2. - С. 155-162.
24. Лисовская Н.Б., Харчук А.Д. Динамика структуры конфликтной компетентности военнослужащих в процессе учебно-тренинговых мероприятий.// Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. -
2014. - № 1. - С. 21-41.
25. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика ассоциального поведения / Макартычева Г.И. - СПб.: Речь, 2009. - 43 с.
26. Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика: монография. СПб.: Образование, 2009. - 319 с.
27. Мета Г., Похмелкина Г. Медиация - искусство разрешать конфликты. Знакомство с теорией, методами и профес-сиональными технологиями. - М.: Изд-во «Verte», 2014. - 215 с.
28. Монастырский В.А. Киноискусство в социокультурной работе. - Тамбов: Тамб. ун-та, 1999. - 147 с.
29. Москвина Н.Б. Восхождение к конфликтологическгой компетентности: Учебное пособие к курсу «Повышение конфликтологической компетентности». - М.: АПКиПРО, 2011. - 89 с.
30. Наконечная О.В. Психологические детерминанты конфликтности подростков. - М.: Просвет, 2010. -134 с.
31. Осипова Е.А. Конфликты и методы их преодоления (социально-психологический тренинг): учебн.-метод. пособие - Мн., 2009. - 54с.
32. Парыгин В.Д. Социальная психология.- СПб.: Санкт- Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2013. - 314 с.
33. Пашкова, О.В. Конфликтологическая компетентность // Ярославский психологический вестник. Выпуск 9. Москва; Ярославль, 2012, с.25-50.
34. Петровская Л.А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник московского университета. Серия 14. Психология. - 2007. - № 4. - С. 41-45.
35. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга [Текст] / Л.А. Петровская. - М. : МГУ, 2012. - 168 с.
36. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей / О.П. Радынова. - М. : ВЛАДОС, 2011. - 167, 179 с.
37. Рябова Л.И. (ред.) От конфликта к личностному росту. Восстановительные технологии в практике разрешения конфликтных ситуаций и профилактике правонарушений несовершеннолетних. - Пермь, 2010. - 216 с.
38. Севостьянов О.В. Развитие компетентности конструктивного разрешения конфликтов у подростков.// Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2014. - № 3. - С. 26-29.
39. Тихонов А.В. (отв. ред.), и др. Материалы Всероссийской конференции приуроченной к 75-летию со дня рождения профессора Тамары Моисеевны Дридзе, 5-6 октября 2005 г. - М.: Институт социологии РАН, 2006, С. 347-351
40. Хасан, Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность / Б.И. Хасан. - Красноярск : ФМЗ. 2003. - 219 с.
41. Цветкова А.Л. Особенности стратегии поведения подростков с уста-новкой на конфликт//Психология личности и профессиональное разви-тие: проблемы, перспективы, технологии. Материалы международной научно¬практической конференции 4 Левитовские чтения в МГОУ 1 апреля 2009 года. М.: Издательство МГОУ, 2009. - С. 303-307
42. Черкасова Т.В. Конфликты подростков. - М.: Просвещение, 2010. -
271 с.
43. Birman D. Acculturation gap and family adjustment. findings with soviet jewish refugees in the united states and implications for measurement.// Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2006. - Т. 37. - № 5. - С. 568-589.
44. Bjarnadottir R. Modern adolescents’ leisure activities. a new field for education.// Young. - 2012. - Т. 12. - № 4. - С. 299-315.
45. Campbell F.A., Pungello E.P., Miller-Johnson Sh. The development of perceived scholastic competence and global self-worth in african american adolescents from low-income families. the roles of family factors, early educational intervention, and academic experience.// Journal of Adolescent Research. - 2012. - Т. 17. - № 3. - С. 277-302.
46. Crean H.F. Social support, conflict, major life stressors, and adaptive coping strategies in latino middle school students:. an integrative model.// Journal of Adolescent Research. - 2004. - Т. 19. - № 6. - С. 657-676.
47. Epstein M.K., Renk K., Duhig A.M., Bosco G.L., Phares V. Interparental conflict, adolescent behavioral problems, and adolescent competence: convergent and discriminant validity./ Educational and Psychological Measurement. - 2014. - Т. 64. - № 3. - С. 475-495.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ