МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
|
Введение 3
1. Теоретические основы корпоративного управления коммерческих банках в 6
1.1. Сущность и роль корпоративного управления в банке
1.2. Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках 18
2. Анализ применяемой модели корпоративного управления коммерческих банках
2.1. Анализ моделей корпоративного управления в коммерческих банках 28
2.2. Анализ модели корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России»
3. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративного управления в банке
3.1. Основные проблемы, возникающие в процессе корпоративного управления в банке
3.2. Мероприятия по совершенствованию корпоративного управления
Заключение
Список использованных источников
1. Теоретические основы корпоративного управления коммерческих банках в 6
1.1. Сущность и роль корпоративного управления в банке
1.2. Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках 18
2. Анализ применяемой модели корпоративного управления коммерческих банках
2.1. Анализ моделей корпоративного управления в коммерческих банках 28
2.2. Анализ модели корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России»
3. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративного управления в банке
3.1. Основные проблемы, возникающие в процессе корпоративного управления в банке
3.2. Мероприятия по совершенствованию корпоративного управления
Заключение
Список использованных источников
Для того чтобы коммерческие банки могли принимать действенное участие в реформировании национальной экономики, они должны быть высокоэффективными. Для этого банки должны быть крупными, то есть обладать значительными активами, что будет способствовать их выживаемости в кризисных условиях, а также даст им возможность профинансировать значительное количество проектов, нацеленных на развитие экономики республики. Кроме того, банки должны иметь отлаженную систему корпоративного управления и квалифицированный персонал, обеспечивающие высокий уровень эффективности их функционирования и развития.
В последние годы вопросы корпоративного управления в банках становятся все более актуальными. Это связано как с сущностью корпоративного управления, так и с особенностями банковской деятельности.
Корпоративное управление в коммерческом банке определяется как порядок, обеспечивающий планомерное, поступательное развитие отношений между администрацией коммерческого банка, его собственниками и другими заинтересованными лицами, строгая последовательность действий в этих отношениях, другими словами, это принятый банком комплекс правил и мер, санкций и поощрений для обеспечения связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений.
От того насколько эффективно строится система корпоративного управления в кредитных организациях зависит результативность осуществления банковских операций и оказания банковских услуг, быстрота трансформации денежных потоков и направление их нуждающиеся дополнительной ликвидности сферы, четкость и своевременность осуществления платежей.
Корпоративное управление, обеспечивающее адекватную защиту интересов собственников банка, кредиторов и клиентов от усиления рисков и нарастания неопределенности, становится одним из решающих факторов стабильного функционирования, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.
Основными моделями корпоративного управления в банках являются: англосаксонская модель, континентальная модель и японская. Каждая из моделей имеет свои сильные и слабые стороны.
Основная функция, которую выполняют модели корпоративного управления банком, заключается в построении системы, способствующей реализации задач инвесторов и защите их интересов.
Итак, все вышесказанное обусловили актуальность выбранной темы.
Цель работы состоит в изучении применяемых моделей корпоративного управления в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль корпоративного управления в банке;
- выявить особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках;
- произвести анализ моделей корпоративного управления в коммерческих банках;
- произвести анализ модели корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России»;
- определить основные проблемы, возникающие в процессе корпоративного управления в банке;
- разработать мероприятия по совершенствованию корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России».
Объектом исследования в данной работе является ПАО «Сбербанк России», банк является крупнейшим российским универсальным коммерческим банком.
В процессе исследования использовались системный, комплексный и процессный подходы, методы сравнительного анализа, группировки данных, обобщения теоретического и практического материала.
Теоретической и методологической основами исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены вопросам корпоративного управления в кредитных организациях.
В процессе написания данной работы были использованы труды таких авторов, как Агдамов Т.А., Балабанова И.Т., Борисов Е.Ф., Лаврушин О.И., Медведева И.П. и другие.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех взаимосвязанных глав, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы.
В главе 1 раскрыты теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках. В главе 2 произведен анализ применяемых моделей корпоративного управления в коммерческих банках. И в заключительной третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию корпоративного управления в коммерческих банках.
В заключение выпускной квалификационной работы отражены основные выводы по материалу.
В последние годы вопросы корпоративного управления в банках становятся все более актуальными. Это связано как с сущностью корпоративного управления, так и с особенностями банковской деятельности.
Корпоративное управление в коммерческом банке определяется как порядок, обеспечивающий планомерное, поступательное развитие отношений между администрацией коммерческого банка, его собственниками и другими заинтересованными лицами, строгая последовательность действий в этих отношениях, другими словами, это принятый банком комплекс правил и мер, санкций и поощрений для обеспечения связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений.
От того насколько эффективно строится система корпоративного управления в кредитных организациях зависит результативность осуществления банковских операций и оказания банковских услуг, быстрота трансформации денежных потоков и направление их нуждающиеся дополнительной ликвидности сферы, четкость и своевременность осуществления платежей.
Корпоративное управление, обеспечивающее адекватную защиту интересов собственников банка, кредиторов и клиентов от усиления рисков и нарастания неопределенности, становится одним из решающих факторов стабильного функционирования, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.
Основными моделями корпоративного управления в банках являются: англосаксонская модель, континентальная модель и японская. Каждая из моделей имеет свои сильные и слабые стороны.
Основная функция, которую выполняют модели корпоративного управления банком, заключается в построении системы, способствующей реализации задач инвесторов и защите их интересов.
Итак, все вышесказанное обусловили актуальность выбранной темы.
Цель работы состоит в изучении применяемых моделей корпоративного управления в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль корпоративного управления в банке;
- выявить особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках;
- произвести анализ моделей корпоративного управления в коммерческих банках;
- произвести анализ модели корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России»;
- определить основные проблемы, возникающие в процессе корпоративного управления в банке;
- разработать мероприятия по совершенствованию корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России».
Объектом исследования в данной работе является ПАО «Сбербанк России», банк является крупнейшим российским универсальным коммерческим банком.
В процессе исследования использовались системный, комплексный и процессный подходы, методы сравнительного анализа, группировки данных, обобщения теоретического и практического материала.
Теоретической и методологической основами исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены вопросам корпоративного управления в кредитных организациях.
В процессе написания данной работы были использованы труды таких авторов, как Агдамов Т.А., Балабанова И.Т., Борисов Е.Ф., Лаврушин О.И., Медведева И.П. и другие.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех взаимосвязанных глав, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы.
В главе 1 раскрыты теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках. В главе 2 произведен анализ применяемых моделей корпоративного управления в коммерческих банках. И в заключительной третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию корпоративного управления в коммерческих банках.
В заключение выпускной квалификационной работы отражены основные выводы по материалу.
В современной рыночной экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.
Содержание корпоративного управления в банковском секторе различается не столько отраслевой спецификой, сколько постоянно возрастающим вниманием регуляторов к его надлежащему формированию и развитию в кредитных организациях. В значительной степени это связано с ролью банков в обеспечении международной финансовой стабильности.
Под корпоративным управлением понимается система взаимодействий между акционерами и руководством коммерческого банка, а также другими заинтересованными лицами, основанная на согласовании интересов всех участников корпоративных отношений при приоритетности прав и интересов собственников как основного субъекта управления, при обязательном росте эффективности работы банков.
В контексте банковского сектора корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельного кредитного учреждения со стороны совета директоров и менеджмента.
Существуют различные модели корпоративного управления. В научной литературе модели корпоративного управления классифицируются по двум базовым признакам, а именно: функциональному назначению совета директоров и его структуре.
Функциональное назначение совета директоров дает возможность утверждать о наличии трех моделей: англосаксонская, японская и континентальная модель.
Данные модели имеют характерные признаки: важнейшие члены и учредители, структура собственности по акциям корпорации, состав совета директоров, нормы применяемого законодательства, система взаимодействий между важнейшими участниками, вопросы, по которым необходимо получать согласие инвесторов.
В практической части выпускной квалификационной работы нами был проведен анализ применяемой модели корпоративного управления в коммерческих банках.
Было рассмотрено на примере трех коммерческих банков: ПАО «АКБ «Абсолют Банк», АО «МСП-банк» и ООО «АвтоКредитБанк» как влияет применяемая модель корпоративного управления на финансовые результаты деятельности банка.
В результате анализа было выявлено, что наименее прибыльным банком являлся ООО «АвтоКредитБанк». В банке применяется стандартная модель корпоративного управления, состоящая из 7 звеньев: общее собрание акционеров, совет директоров, председатель правления, правление, служба внутреннего аудита и контроля, ревизионная комиссия и комитет по кадрам и вознаграждениям.
Для достижения ООО «АвтоКредитБанк» наилучших финансовых результатов, необходимо пересмотреть применяемую модель корпоративного управления. Поскольку высокий уровень корпоративного управления способствует формированию доверия граждан и предприятий, размещающих свои сбережения в коммерческих банках, а банков- контрагентов к своим клиентам-заемщикам на межбанковском рынке, инвесторов на рынке долговых бумаг и рынке акций.
Также был проведен анализ модели корпоративного управления в крупнейшем российском универсальном коммерческом банке ПАО «Сбербанк России».
Вопросы корпоративного управления находятся в зоне постоянного внимания и контроля Наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России».
Система корпоративного управления в банке нацелена на устойчивое повышение стоимости акционерного капитала в долгосрочной перспективе и подразумевает необходимость учитывать при принятии решений как финансовые, так и макроэкономические, социальные и экологические аспекты деятельности банка.
В ПАО «Сбербанк России» применяется Кодекс корпоративного управления, который утвержден решением Наблюдательного совета от 20.04.2016 года.
В 2017 году ПАО «Сбербанк России» впервые получил внешнюю оценку качества корпоративного управления. Российским институтом директоров Сбербанку присвоен Национальный рейтинг корпоративного управления на уровне 8 - «Передовая практика корпоративного управления». Значение рейтинга корпоративного управления на уровне 8 означает, что ПАО «Сбербанк России» соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления и следует значительному числу рекомендаций Кодекса корпоративного управления Банка России.
Несмотря на имеющие место положительные результаты в развитии корпоративного управления, в ПАО «Сбербанк России» по итогам 2017 года имеется еще целый ряд направлений и аспектов работы, требующих пристального внимания и дальнейшего развития.
Создавая эффективную систему корпоративного управления, банки сталкиваются с необходимостью решать множество специфических вопросов в дополнение к тем, с которыми имеют дело акционерные общества, действующие в реальном секторе экономики.
Такое своеобразие порождает ряд проблем. Одна из них касается определения важной фидуциарной обязанности членов советов директоров - обязанности проявлять заботливость. Другая проблема связана с тем, что на первый план в банковском бизнесе выходит управление рисками: оно становится важнейшим элементом системы внутреннего контроля в банках.
У российских банкиров на текущий момент отсутствует осознание необходимости и мотивации внедрения практики корпоративного управления в свою деятельность, поскольку не видят прямой корреляции между экономическими выгодами (повышение рентабельности и прибыльности банка) и уровне корпоративного управления в банке. Издержки по приведению системы корпоративного управления до надлежащего уровня очень большие.
Совершенствование корпоративного управления является одним из ключевых условий, влияющих на уровень развития банковской среды и способствующих повышению конкурентоспособности и стабильности кредитных организаций.
Совершенствование корпоративного управления в банковском секторе должно проходить комплексно, то есть необходимо определить конечную цель реформы и преимущества каждого участника от воплощения данной реформы, а также орган, который будет ответственен за проведение данной реформы. На данный момент ситуация с органом уже ясна - это Центральный Банк РФ, а вопрос конечной цели до сих пор остаётся дискуссионным.
Таким образом, одним из эффективных способов повышения устойчивости и надежности банковской системы является система корпоративного управления.
Главной задачей корпоративного управления кредитными организациями является сохранение их капитала и разработка такой стратегии участия самих корпораций на рынках, которая позволила бы не сокращать, а увеличивать капитал.
В банках надлежащее корпоративное управление позволяет не только осуществлять эффективную работу и укреплять конкурентные позиции на рынке, но и поддерживать общественное доверие к банкам как особым рыночным организациям.
Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы РФ.
Содержание корпоративного управления в банковском секторе различается не столько отраслевой спецификой, сколько постоянно возрастающим вниманием регуляторов к его надлежащему формированию и развитию в кредитных организациях. В значительной степени это связано с ролью банков в обеспечении международной финансовой стабильности.
Под корпоративным управлением понимается система взаимодействий между акционерами и руководством коммерческого банка, а также другими заинтересованными лицами, основанная на согласовании интересов всех участников корпоративных отношений при приоритетности прав и интересов собственников как основного субъекта управления, при обязательном росте эффективности работы банков.
В контексте банковского сектора корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельного кредитного учреждения со стороны совета директоров и менеджмента.
Существуют различные модели корпоративного управления. В научной литературе модели корпоративного управления классифицируются по двум базовым признакам, а именно: функциональному назначению совета директоров и его структуре.
Функциональное назначение совета директоров дает возможность утверждать о наличии трех моделей: англосаксонская, японская и континентальная модель.
Данные модели имеют характерные признаки: важнейшие члены и учредители, структура собственности по акциям корпорации, состав совета директоров, нормы применяемого законодательства, система взаимодействий между важнейшими участниками, вопросы, по которым необходимо получать согласие инвесторов.
В практической части выпускной квалификационной работы нами был проведен анализ применяемой модели корпоративного управления в коммерческих банках.
Было рассмотрено на примере трех коммерческих банков: ПАО «АКБ «Абсолют Банк», АО «МСП-банк» и ООО «АвтоКредитБанк» как влияет применяемая модель корпоративного управления на финансовые результаты деятельности банка.
В результате анализа было выявлено, что наименее прибыльным банком являлся ООО «АвтоКредитБанк». В банке применяется стандартная модель корпоративного управления, состоящая из 7 звеньев: общее собрание акционеров, совет директоров, председатель правления, правление, служба внутреннего аудита и контроля, ревизионная комиссия и комитет по кадрам и вознаграждениям.
Для достижения ООО «АвтоКредитБанк» наилучших финансовых результатов, необходимо пересмотреть применяемую модель корпоративного управления. Поскольку высокий уровень корпоративного управления способствует формированию доверия граждан и предприятий, размещающих свои сбережения в коммерческих банках, а банков- контрагентов к своим клиентам-заемщикам на межбанковском рынке, инвесторов на рынке долговых бумаг и рынке акций.
Также был проведен анализ модели корпоративного управления в крупнейшем российском универсальном коммерческом банке ПАО «Сбербанк России».
Вопросы корпоративного управления находятся в зоне постоянного внимания и контроля Наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России».
Система корпоративного управления в банке нацелена на устойчивое повышение стоимости акционерного капитала в долгосрочной перспективе и подразумевает необходимость учитывать при принятии решений как финансовые, так и макроэкономические, социальные и экологические аспекты деятельности банка.
В ПАО «Сбербанк России» применяется Кодекс корпоративного управления, который утвержден решением Наблюдательного совета от 20.04.2016 года.
В 2017 году ПАО «Сбербанк России» впервые получил внешнюю оценку качества корпоративного управления. Российским институтом директоров Сбербанку присвоен Национальный рейтинг корпоративного управления на уровне 8 - «Передовая практика корпоративного управления». Значение рейтинга корпоративного управления на уровне 8 означает, что ПАО «Сбербанк России» соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления и следует значительному числу рекомендаций Кодекса корпоративного управления Банка России.
Несмотря на имеющие место положительные результаты в развитии корпоративного управления, в ПАО «Сбербанк России» по итогам 2017 года имеется еще целый ряд направлений и аспектов работы, требующих пристального внимания и дальнейшего развития.
Создавая эффективную систему корпоративного управления, банки сталкиваются с необходимостью решать множество специфических вопросов в дополнение к тем, с которыми имеют дело акционерные общества, действующие в реальном секторе экономики.
Такое своеобразие порождает ряд проблем. Одна из них касается определения важной фидуциарной обязанности членов советов директоров - обязанности проявлять заботливость. Другая проблема связана с тем, что на первый план в банковском бизнесе выходит управление рисками: оно становится важнейшим элементом системы внутреннего контроля в банках.
У российских банкиров на текущий момент отсутствует осознание необходимости и мотивации внедрения практики корпоративного управления в свою деятельность, поскольку не видят прямой корреляции между экономическими выгодами (повышение рентабельности и прибыльности банка) и уровне корпоративного управления в банке. Издержки по приведению системы корпоративного управления до надлежащего уровня очень большие.
Совершенствование корпоративного управления является одним из ключевых условий, влияющих на уровень развития банковской среды и способствующих повышению конкурентоспособности и стабильности кредитных организаций.
Совершенствование корпоративного управления в банковском секторе должно проходить комплексно, то есть необходимо определить конечную цель реформы и преимущества каждого участника от воплощения данной реформы, а также орган, который будет ответственен за проведение данной реформы. На данный момент ситуация с органом уже ясна - это Центральный Банк РФ, а вопрос конечной цели до сих пор остаётся дискуссионным.
Таким образом, одним из эффективных способов повышения устойчивости и надежности банковской системы является система корпоративного управления.
Главной задачей корпоративного управления кредитными организациями является сохранение их капитала и разработка такой стратегии участия самих корпораций на рынках, которая позволила бы не сокращать, а увеличивать капитал.
В банках надлежащее корпоративное управление позволяет не только осуществлять эффективную работу и укреплять конкурентные позиции на рынке, но и поддерживать общественное доверие к банкам как особым рыночным организациям.
Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы РФ.
Подобные работы
- МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Модели корпоративного управления в коммерческих банках
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - Модели корпоративного управления в коммерческих банках
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Управление ресурсами коммерческого банка (на примере ПАО “АКБАРС БАНК”)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016 - РЕГУЛИРОВАНИЕ И НАДЗОР В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ: КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределенности
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002



