Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКИХ БАНКАХ

Работа №44028

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы82
Год сдачи2018
Стоимость4335 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
454
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические основы корпоративного управления коммерческих банках в 6
1.1. Сущность и роль корпоративного управления в банке
1.2. Особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках 18
2. Анализ применяемой модели корпоративного управления коммерческих банках
2.1. Анализ моделей корпоративного управления в коммерческих банках 28
2.2. Анализ модели корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России»
3. Разработка мероприятий по совершенствованию корпоративного управления в банке
3.1. Основные проблемы, возникающие в процессе корпоративного управления в банке
3.2. Мероприятия по совершенствованию корпоративного управления
Заключение
Список использованных источников


Для того чтобы коммерческие банки могли принимать действенное участие в реформировании национальной экономики, они должны быть высокоэффективными. Для этого банки должны быть крупными, то есть обладать значительными активами, что будет способствовать их выживаемости в кризисных условиях, а также даст им возможность профинансировать значительное количество проектов, нацеленных на развитие экономики республики. Кроме того, банки должны иметь отлаженную систему корпоративного управления и квалифицированный персонал, обеспечивающие высокий уровень эффективности их функционирования и развития.
В последние годы вопросы корпоративного управления в банках становятся все более актуальными. Это связано как с сущностью корпоративного управления, так и с особенностями банковской деятельности.
Корпоративное управление в коммерческом банке определяется как порядок, обеспечивающий планомерное, поступательное развитие отношений между администрацией коммерческого банка, его собственниками и другими заинтересованными лицами, строгая последовательность действий в этих отношениях, другими словами, это принятый банком комплекс правил и мер, санкций и поощрений для обеспечения связанных упорядоченных созидательных действий участников корпоративных отношений.
От того насколько эффективно строится система корпоративного управления в кредитных организациях зависит результативность осуществления банковских операций и оказания банковских услуг, быстрота трансформации денежных потоков и направление их нуждающиеся дополнительной ликвидности сферы, четкость и своевременность осуществления платежей.
Корпоративное управление, обеспечивающее адекватную защиту интересов собственников банка, кредиторов и клиентов от усиления рисков и нарастания неопределенности, становится одним из решающих факторов стабильного функционирования, как отдельных банков, так и банковской системы в целом.
Основными моделями корпоративного управления в банках являются: англосаксонская модель, континентальная модель и японская. Каждая из моделей имеет свои сильные и слабые стороны.
Основная функция, которую выполняют модели корпоративного управления банком, заключается в построении системы, способствующей реализации задач инвесторов и защите их интересов.
Итак, все вышесказанное обусловили актуальность выбранной темы.
Цель работы состоит в изучении применяемых моделей корпоративного управления в коммерческих банках.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность и роль корпоративного управления в банке;
- выявить особенности и модели корпоративного управления в коммерческих банках;
- произвести анализ моделей корпоративного управления в коммерческих банках;
- произвести анализ модели корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России»;
- определить основные проблемы, возникающие в процессе корпоративного управления в банке;
- разработать мероприятия по совершенствованию корпоративного управления в ПАО «Сбербанк России».
Объектом исследования в данной работе является ПАО «Сбербанк России», банк является крупнейшим российским универсальным коммерческим банком. 
В процессе исследования использовались системный, комплексный и процессный подходы, методы сравнительного анализа, группировки данных, обобщения теоретического и практического материала.
Теоретической и методологической основами исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых, которые посвящены вопросам корпоративного управления в кредитных организациях.
В процессе написания данной работы были использованы труды таких авторов, как Агдамов Т.А., Балабанова И.Т., Борисов Е.Ф., Лаврушин О.И., Медведева И.П. и другие.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами и включает в себя: введение, основную часть, состоящую из трех взаимосвязанных глав, заключение и список использованных источников.
Во введении обоснована актуальность темы, объект, предмет, цель, задачи и методы.
В главе 1 раскрыты теоретические основы корпоративного управления в коммерческих банках. В главе 2 произведен анализ применяемых моделей корпоративного управления в коммерческих банках. И в заключительной третьей главе предложены мероприятия по совершенствованию корпоративного управления в коммерческих банках.
В заключение выпускной квалификационной работы отражены основные выводы по материалу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной рыночной экономике корпоративное управление является одним из важнейших факторов, определяющих не только уровень экономического развития страны, но и социальный и инвестиционный климат.
Содержание корпоративного управления в банковском секторе различается не столько отраслевой спецификой, сколько постоянно возрастающим вниманием регуляторов к его надлежащему формированию и развитию в кредитных организациях. В значительной степени это связано с ролью банков в обеспечении международной финансовой стабильности.
Под корпоративным управлением понимается система взаимодействий между акционерами и руководством коммерческого банка, а также другими заинтересованными лицами, основанная на согласовании интересов всех участников корпоративных отношений при приоритетности прав и интересов собственников как основного субъекта управления, при обязательном росте эффективности работы банков.
В контексте банковского сектора корпоративное управление включает в себя способ управления деятельностью отдельного кредитного учреждения со стороны совета директоров и менеджмента.
Существуют различные модели корпоративного управления. В научной литературе модели корпоративного управления классифицируются по двум базовым признакам, а именно: функциональному назначению совета директоров и его структуре.
Функциональное назначение совета директоров дает возможность утверждать о наличии трех моделей: англосаксонская, японская и континентальная модель.
Данные модели имеют характерные признаки: важнейшие члены и учредители, структура собственности по акциям корпорации, состав совета директоров, нормы применяемого законодательства, система взаимодействий между важнейшими участниками, вопросы, по которым необходимо получать согласие инвесторов.
В практической части выпускной квалификационной работы нами был проведен анализ применяемой модели корпоративного управления в коммерческих банках.
Было рассмотрено на примере трех коммерческих банков: ПАО «АКБ «Абсолют Банк», АО «МСП-банк» и ООО «АвтоКредитБанк» как влияет применяемая модель корпоративного управления на финансовые результаты деятельности банка.
В результате анализа было выявлено, что наименее прибыльным банком являлся ООО «АвтоКредитБанк». В банке применяется стандартная модель корпоративного управления, состоящая из 7 звеньев: общее собрание акционеров, совет директоров, председатель правления, правление, служба внутреннего аудита и контроля, ревизионная комиссия и комитет по кадрам и вознаграждениям.
Для достижения ООО «АвтоКредитБанк» наилучших финансовых результатов, необходимо пересмотреть применяемую модель корпоративного управления. Поскольку высокий уровень корпоративного управления способствует формированию доверия граждан и предприятий, размещающих свои сбережения в коммерческих банках, а банков- контрагентов к своим клиентам-заемщикам на межбанковском рынке, инвесторов на рынке долговых бумаг и рынке акций.
Также был проведен анализ модели корпоративного управления в крупнейшем российском универсальном коммерческом банке ПАО «Сбербанк России».
Вопросы корпоративного управления находятся в зоне постоянного внимания и контроля Наблюдательного совета ПАО «Сбербанк России».
Система корпоративного управления в банке нацелена на устойчивое повышение стоимости акционерного капитала в долгосрочной перспективе и подразумевает необходимость учитывать при принятии решений как финансовые, так и макроэкономические, социальные и экологические аспекты деятельности банка.
В ПАО «Сбербанк России» применяется Кодекс корпоративного управления, который утвержден решением Наблюдательного совета от 20.04.2016 года.
В 2017 году ПАО «Сбербанк России» впервые получил внешнюю оценку качества корпоративного управления. Российским институтом директоров Сбербанку присвоен Национальный рейтинг корпоративного управления на уровне 8 - «Передовая практика корпоративного управления». Значение рейтинга корпоративного управления на уровне 8 означает, что ПАО «Сбербанк России» соблюдает требования российского законодательства в области корпоративного управления и следует значительному числу рекомендаций Кодекса корпоративного управления Банка России.
Несмотря на имеющие место положительные результаты в развитии корпоративного управления, в ПАО «Сбербанк России» по итогам 2017 года имеется еще целый ряд направлений и аспектов работы, требующих пристального внимания и дальнейшего развития.
Создавая эффективную систему корпоративного управления, банки сталкиваются с необходимостью решать множество специфических вопросов в дополнение к тем, с которыми имеют дело акционерные общества, действующие в реальном секторе экономики.
Такое своеобразие порождает ряд проблем. Одна из них касается определения важной фидуциарной обязанности членов советов директоров - обязанности проявлять заботливость. Другая проблема связана с тем, что на первый план в банковском бизнесе выходит управление рисками: оно становится важнейшим элементом системы внутреннего контроля в банках.
У российских банкиров на текущий момент отсутствует осознание необходимости и мотивации внедрения практики корпоративного управления в свою деятельность, поскольку не видят прямой корреляции между экономическими выгодами (повышение рентабельности и прибыльности банка) и уровне корпоративного управления в банке. Издержки по приведению системы корпоративного управления до надлежащего уровня очень большие.
Совершенствование корпоративного управления является одним из ключевых условий, влияющих на уровень развития банковской среды и способствующих повышению конкурентоспособности и стабильности кредитных организаций.
Совершенствование корпоративного управления в банковском секторе должно проходить комплексно, то есть необходимо определить конечную цель реформы и преимущества каждого участника от воплощения данной реформы, а также орган, который будет ответственен за проведение данной реформы. На данный момент ситуация с органом уже ясна - это Центральный Банк РФ, а вопрос конечной цели до сих пор остаётся дискуссионным.
Таким образом, одним из эффективных способов повышения устойчивости и надежности банковской системы является система корпоративного управления.
Главной задачей корпоративного управления кредитными организациями является сохранение их капитала и разработка такой стратегии участия самих корпораций на рынках, которая позволила бы не сокращать, а увеличивать капитал.
В банках надлежащее корпоративное управление позволяет не только осуществлять эффективную работу и укреплять конкурентные позиции на рынке, но и поддерживать общественное доверие к банкам как особым рыночным организациям.
Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы РФ.



1. О банках и банковской деятельности [Федеральный закон от 2 декабря 1990г. № 395 - 1: ред. от 28.01.2018г.] (дата обращения 01.03.2018г.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
2. Об акционерных обществах [Федеральный закон от 26 декабря
1995г. № 208: ред. от 31.12.2017г.] (дата обращения 15.02.2018г.)
//Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
3. О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях [Письмо Банка России от 13.09.2005 № 119-Т] (дата обращения 02.03.2018 г.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. О Кодексе корпоративного управления [Письмо Банка России от 10.04.2014 № 06-52/2463.] (дата обращения 26.02.2018 г.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
5. О страховании вкладов физических лиц в банках Российской
Федерации [Федеральный закон от 23 декабря 2003г. № 177: ред. от
09.01.2018г.] (дата обращения 05.03.2018 г.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
6. О центральном банке Российской Федерации [Федеральный закон от 10 июля 2002г. № 86: ред. от 13.07.2015г.] (дата обращения 25.02.2018 г.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
7. Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах (Положение утв. Банком России 16.12.2003 № 242-П) (ред. от 04.10.2017) (дата обращения 05.02.2018 г.) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
Учебная литература и монографии
8. Агдамов Т.А. Курс лекций по банковскому делу. М.: МГУ, Издательство «Инфра-М», 2015. -359 с.
9. Алехин Б.И. Кредитно-денежная политика: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015. - 335с.
10. Балабанова И.Т. Банки и банковское дело: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2016. - 604с.
11. Белоглазова Г.Н. Банковское дело /под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2015.- 670c.
12. Белотелова Н.П., Белотелова Ж.С. Деньги, кредит, банки: учебник. М.: Дашков и К, 2015. -362с.
13. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Практикум: учебное пособие. - М.: Альфа, 2016. -721с.
14. Букато В.И., Головин Ю.В., Львов Ю.И. Банки и банковские операции в России. М.: Финансы и статистика, 2016. - 454 с.
15. Бутенко Н.А. Модели корпоративного управления в коммерческих банках // Банковское дело. - 2015.- № 4. -С. 58.
16. Горфинкель В.Я. Банковский менеджмент. Учебное пособие. М.: КноРус, 2016. - 250с.
17. Девятаева Н. В. Коммерческие банки: российский и зарубежный опыт: учебник. М.: Финансы и статистика, 2017. -510с.
18. Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. М.: Юнити. 2016.- 356 с.
19. Коробова Г.Г. Банковское дело. М.: Экономистъ, 2017. - 751с.
20. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2015. - 620с.
21. Матвеева И.О., И.Д. Мамонова. Банковское дело: учебник. М.: КНОРУС, 2017. - 768с.
22. Медведева И.П. Банковское дело. М.: Норма, 2015. - 330 с.
23. Мирзагалямов Б.Б. Корпоративное управление в банковском секторе // В сборнике: Международная молодежная научная конференция «XXII Туполевские чтения (школа молодых ученых)» / Материалы конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации, Российский фонд фундаментальных исследований. Казанский национальный исследовательский технический университет им. АН. Туполева (КНИТУ-КАИ). 2016. - С. 265-269.
24. Петрова Т.Б. Институциональное развитие банковской системы России. М.: Финансовый университет при Правительстве РФ, 2017. - 310с.
25. Селищев А.С. Деньги. Кредит. Банки. СПб.: Питер, 2015. - 432с.
26. Томлачёв И.А. Все о банках: Учебное пособие. М.: КноРус, 2018. - 252с.
27. Фуфлыгин Г.Г. Организация деятельности коммерческого банка. М.: КНОРУС, 2017. - 340с.
28. Эпштейн Е. Российские коммерческие банки. М.: Дельфо, 2016. - 235с.
29. Ямбулатова К.Р. Основы банковской деятельности. М.: Изд. Дом «ИНФРА-М», 2017. -410с.
30. Ярыгина А.С. Деньги. Кредит. Банки: учебник. СПб.: Питер, 2016. -392с.
Статьи из периодических изданий
31. Борисов С.М., Коротков П.А. Модели корпоративного управления в коммерческих банках// Банковское дело. -2017. -№8. - С.72.
32. Виноградова Т.Н. Банковские операции: учебное пособие. РнД.: Феникс, 2016. - 384 с.
33. Власов И.П. О роли корпоративного управления в банках // Деньги и кредит. - 2018. -№ 3. -С. 65.
34. Габбасова Л.Б., Мирзагалямов Б.Б. Особенности формирования конкурентных отношений на рынке банковских услуг// Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н.Туполева. - 2017.- №
4. - С.286-291.
35. Гоосен Е.В. Текущее состояние и основные тенденции в развитии корпоративного управления // Финансы и кредит. - 2017. - №10. - С.50.
36. Журавлева Т. Л., Леонов М. А. Банковская система России в последние годы: общий и региональный взгляд. // Финансовый журнал. - 2017. - № 6. - С.60.
37. Пашенцев Д.А., Банковское дело: учебное пособие. М.: ЮРКОМПАНИ, 2017. - 203с.
38. Полищук А.И. Управление деятельностью кредитных организаций- М.: Юристъ, 2016. -767с.
39. Суховская М.Г. Особенности корпоративного управления в банке: О чем полезно знать / Суховская М.Г. // Главная книга . - 2017. - №10. - С.56.
40. Ямбулатов, Р. В. Банковское дело и кредитование / Р.В. Крюков. - М.: А-Приор, 2018. - 236 с.
41. Ястребов Д.М. Корпоративное управление в ПАО Сбербанк/ Ястребов Д.М. // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С.114.
Интернет ресурсы
42. Информационный портал о банковской деятельности. Режим доступа: htpp://www.banki.ru(дата обращения 16.03.2018).
43. Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru(дата обращения 17.03.2018).
44. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России». Режим доступа: http://www.sberbank. ru (дата обращения 13.03.2018).
45. Официальный сайт ООО «АвтоКредитБанк». Режим доступа: http://www.autokreditbank.ru(дата обращения 13.03.2018).
46. Официальный сайт АО «МСБ-банк» Режим доступа: http://www. mspbank.ru(дата обращения 14.03.2018).
47. Официальный сайт ПАО «АКБ «Абсолют Банк»: http://www. absolutbank.ru(дата обращения 14.03.2018).
48. Официальный сайт Финансовый анализ банков: http://www.kuap.ru. (дата обращения 18.03.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ