Международно-правовая охрана авторских и смежных прав
|
Введение
Глава 1. Институт авторских и смежных прав в международном частном праве
§ 1. Понятие авторских и смежных прав и их соотношение
§ 2. Международно-правовая охрана и защита авторских и смежных прав: соотношение понятий
§ 3. Международные соглашения как средство охраны авторских и смежных прав
Глава 2. Защита авторских прав в отношениях, осложненных иностранным элементом
§ 1. Право, применимое к защите авторских прав
§ 2. Способы защиты авторских прав
Глава 3. Защита смежных прав в отношениях, осложненных иностранным элементом
§ 1. Право, применимое к защите смежных прав
§ 2. Способы защиты смежных прав
Заключение
Список использованной литературы
Глава 1. Институт авторских и смежных прав в международном частном праве
§ 1. Понятие авторских и смежных прав и их соотношение
§ 2. Международно-правовая охрана и защита авторских и смежных прав: соотношение понятий
§ 3. Международные соглашения как средство охраны авторских и смежных прав
Глава 2. Защита авторских прав в отношениях, осложненных иностранным элементом
§ 1. Право, применимое к защите авторских прав
§ 2. Способы защиты авторских прав
Глава 3. Защита смежных прав в отношениях, осложненных иностранным элементом
§ 1. Право, применимое к защите смежных прав
§ 2. Способы защиты смежных прав
Заключение
Список использованной литературы
На современном этапе развития общества и экономики России неуклонно увеличивается значение нематериальных объектов, в том числе результатов интеллектуальной деятельности. В качестве составной части этого процесса можно выделить тенденцию к коммерциализации отношений, связанных с использование объектов авторских и смежных прав.
Литературные и художественные произведения, научные труды, произведения искусства активно вовлечены в гражданский оборот. Соответственно, необходимы механизмы, позволяющие гарантировать охрану авторских и смежных прав на перечисленные объекты.
Число охраняемых объектов неуклонно растет. Если на заре авторского права основными объектами охраны были литературные произведения и прежде всего книги, то в настоящее время в перечень охраняемых объектов в соответствии с общепринятой мировой практикой включены даже не являющиеся результатами творчества фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, нетворческие базы данных и т.п.
В свою очередь развитие новых технологий, распространение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет приводит к так называемому «стиранию географических границ», что значительно усложняет рассматриваемые отношения и придает проблеме охраны данных прав международный характер.
При этом, анализ научных исследований, посвященных правовому регулированию авторских и смежных прав, показывает, что они рассматриваются, как правило, в гражданско-правовом аспекте, лишь как бы заодно затрагивающие и международные договоры. Возникает необходимость дать понятие международно-правовой охраны смежных прав, в котором должна быть отражена такая характерная ее черта, как связь с национально-правовыми способами защиты смежных прав.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы - формирование целостного представления о международно-правовой охране авторских и смежных прав.
В соответствии с обозначенной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие авторских и смежных прав и их соотношение;
- определить соотношение понятий международно-правовой охраны и защиты авторских и смежных прав;
- проанализировать международные соглашения как средство охраны авторских и смежных прав;
- изучить право, применимое к защите авторских прав;
- дать характеристику способам защиты авторских прав;
- определить право, применимое к защите смежных прав;
- рассмотреть способы защиты смежных прав.
Теоретическую базу исследования составили труды А.Б. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.П, Грибанова, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О. С. Иоффе, В. О. Калятина, Я. А. Канторовича, H. JI. Клык,
O.A. Красавчикова, Н.В. Макагоновой, А.П. Сергеева, С.А. Сударикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, B.JI. Черткова, Г.Ф. Шершеневича, К.Б. Ярощенко и др.
В ходе исследования использовались общенаучные и частно-научные методы познания, направленные на достижение цели диссертации и решение поставленных в ней задач. В качестве общенаучных методов, в частности, были задействованы: диалектический, исторический, логический, анализа и синтеза, индукции и дедукции и другие. С помощью диалектического метода были рассмотрены и сопоставлены научные подходы к определению сущности понятий авторских и смежных прав.
Метод системного анализа применялся при исследовании международных соглашений в сфере международно-правовой охраны авторских и смежных прав. В числе частно-научных методов познания использовались: формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативную основу исследования составляет действующие российской законодательство, международные договоры, регулирующие охрану интеллектуальной собственности, а так же нормативно-правовые акты некоторых зарубежных государств.
Структура квалификационной работы определяется ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, и заключения. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из нормативных правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
Литературные и художественные произведения, научные труды, произведения искусства активно вовлечены в гражданский оборот. Соответственно, необходимы механизмы, позволяющие гарантировать охрану авторских и смежных прав на перечисленные объекты.
Число охраняемых объектов неуклонно растет. Если на заре авторского права основными объектами охраны были литературные произведения и прежде всего книги, то в настоящее время в перечень охраняемых объектов в соответствии с общепринятой мировой практикой включены даже не являющиеся результатами творчества фонограммы, передачи организаций эфирного и кабельного вещания, нетворческие базы данных и т.п.
В свою очередь развитие новых технологий, распространение объектов авторских и смежных прав в сети Интернет приводит к так называемому «стиранию географических границ», что значительно усложняет рассматриваемые отношения и придает проблеме охраны данных прав международный характер.
При этом, анализ научных исследований, посвященных правовому регулированию авторских и смежных прав, показывает, что они рассматриваются, как правило, в гражданско-правовом аспекте, лишь как бы заодно затрагивающие и международные договоры. Возникает необходимость дать понятие международно-правовой охраны смежных прав, в котором должна быть отражена такая характерная ее черта, как связь с национально-правовыми способами защиты смежных прав.
Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы - формирование целостного представления о международно-правовой охране авторских и смежных прав.
В соответствии с обозначенной целью в работе были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие авторских и смежных прав и их соотношение;
- определить соотношение понятий международно-правовой охраны и защиты авторских и смежных прав;
- проанализировать международные соглашения как средство охраны авторских и смежных прав;
- изучить право, применимое к защите авторских прав;
- дать характеристику способам защиты авторских прав;
- определить право, применимое к защите смежных прав;
- рассмотреть способы защиты смежных прав.
Теоретическую базу исследования составили труды А.Б. Антимонова, И.А. Близнеца, Э.П. Гаврилова, В.П, Грибанова, В.А. Дозорцева, В.Я. Ионаса, О. С. Иоффе, В. О. Калятина, Я. А. Канторовича, H. JI. Клык,
O.A. Красавчикова, Н.В. Макагоновой, А.П. Сергеева, С.А. Сударикова, Е.А. Суханова, Ю.К. Толстого, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой, B.JI. Черткова, Г.Ф. Шершеневича, К.Б. Ярощенко и др.
В ходе исследования использовались общенаучные и частно-научные методы познания, направленные на достижение цели диссертации и решение поставленных в ней задач. В качестве общенаучных методов, в частности, были задействованы: диалектический, исторический, логический, анализа и синтеза, индукции и дедукции и другие. С помощью диалектического метода были рассмотрены и сопоставлены научные подходы к определению сущности понятий авторских и смежных прав.
Метод системного анализа применялся при исследовании международных соглашений в сфере международно-правовой охраны авторских и смежных прав. В числе частно-научных методов познания использовались: формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Нормативную основу исследования составляет действующие российской законодательство, международные договоры, регулирующие охрану интеллектуальной собственности, а так же нормативно-правовые акты некоторых зарубежных государств.
Структура квалификационной работы определяется ее целью и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, и заключения. К работе прилагается список использованной литературы, состоящий из нормативных правовых актов, специальной литературы и материалов судебной практики.
В работе рассмотрены правовые вопросы и проблемы связанные с международно-правовой охраной авторских смежных прав, получившие сегодня свою наибольшую актуальность в свете развивающихся информационно - коммуникационных технологий и международной интеграции и глобализации.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить следующее. Важнейшее значение для международно-правовой охраны авторских и смежных прав имеют принципы охраны. К ним относятся: принцип преодоления территориального действия исключительных прав; срочный характер охраны; принцип взаимности; принцип тесного взаимодействия международно-правовой охраны с национально-правовой охраной исключительных интеллектуальных прав.
Что касается непосредственно понятия охраны авторских и смежных прав, то необходимо заметить, что содержание охраны авторских и смежных прав (как и всяких других субъективных гражданских прав) включает в себя всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. Правовая охрана включает юридические меры, начиная с провозглашения прав и заканчивая их защитой. Охрану следует понимать и как их гарантированность мерами не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленными на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав.
Проведенный нами анализ зарубежного и российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что основным коллизионным принципом выбора применимого права в сфере охраны исключительных интеллектуальных прав, действующим во многих странах, является коллизионный принцип «lex loci protectionis» - применение права страны, в отношении которой испрашивается охрана.
В работе рассмотрен ряд основных международных согдашений, регулирующих обозначенную проблему. Среди них Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений и Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций. Данные международные соглашения обеспечивают охрану авторских и смежных прав. Бернская конвенция, например, предусматривает гарантированный минимум охраны, который и должен применяться в качестве унифицированных на международном уровне материально-правовых положений. Кроме того, коллизионные нормы Конвенции привязывают решение вопроса об объеме предоставляемой охраны к праву страны, где испрашивается охрана. В свою очередь Римская конвенция посвящена международно-правовой охране прав исполнителей в отношении исполнений, производителей фонограмм в отношении фонограмм и вещательных организаций в отношении передач.
Однако вышеупомянутые международные соглашения не устанавливают конкретные способы защиты, а отсылают по этому вопросу к праву страны, где испрашивается защита интеллектуальных прав.
В связи с этим нами был проведен анализ российского законодательства и некоторых нормативно-правовых актов зарубежных стран, содержащих способы защиты авторских и смежных прав. Необходимо отметить, что существует специфика для защиты имущественных и личных неимущественных, так называемых моральных прав.
Анализируя российское и зарубежное законодательство, мы пришли к выводу, что оно содержит достаточно схожие способы защиты смежных прав, среди которых, признание права, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т.д.
Таким образом, проведенное исследование международно-правовой охраны авторских и смежных прав позволило раскрыть сущность отношений с использованием объектов смежных прав с участием иностранного элемента и сможет найти применение в практической деятельности и правовом регулировании сферы развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Подводя итоги проделанной работы можно отметить следующее. Важнейшее значение для международно-правовой охраны авторских и смежных прав имеют принципы охраны. К ним относятся: принцип преодоления территориального действия исключительных прав; срочный характер охраны; принцип взаимности; принцип тесного взаимодействия международно-правовой охраны с национально-правовой охраной исключительных интеллектуальных прав.
Что касается непосредственно понятия охраны авторских и смежных прав, то необходимо заметить, что содержание охраны авторских и смежных прав (как и всяких других субъективных гражданских прав) включает в себя всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. Правовая охрана включает юридические меры, начиная с провозглашения прав и заканчивая их защитой. Охрану следует понимать и как их гарантированность мерами не только правового, но и экономического, политического, организационного и иного характера, направленными на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав.
Проведенный нами анализ зарубежного и российского законодательства позволяет сделать вывод о том, что основным коллизионным принципом выбора применимого права в сфере охраны исключительных интеллектуальных прав, действующим во многих странах, является коллизионный принцип «lex loci protectionis» - применение права страны, в отношении которой испрашивается охрана.
В работе рассмотрен ряд основных международных согдашений, регулирующих обозначенную проблему. Среди них Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений и Международная конвенция по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций. Данные международные соглашения обеспечивают охрану авторских и смежных прав. Бернская конвенция, например, предусматривает гарантированный минимум охраны, который и должен применяться в качестве унифицированных на международном уровне материально-правовых положений. Кроме того, коллизионные нормы Конвенции привязывают решение вопроса об объеме предоставляемой охраны к праву страны, где испрашивается охрана. В свою очередь Римская конвенция посвящена международно-правовой охране прав исполнителей в отношении исполнений, производителей фонограмм в отношении фонограмм и вещательных организаций в отношении передач.
Однако вышеупомянутые международные соглашения не устанавливают конкретные способы защиты, а отсылают по этому вопросу к праву страны, где испрашивается защита интеллектуальных прав.
В связи с этим нами был проведен анализ российского законодательства и некоторых нормативно-правовых актов зарубежных стран, содержащих способы защиты авторских и смежных прав. Необходимо отметить, что существует специфика для защиты имущественных и личных неимущественных, так называемых моральных прав.
Анализируя российское и зарубежное законодательство, мы пришли к выводу, что оно содержит достаточно схожие способы защиты смежных прав, среди которых, признание права, возмещение убытков, компенсация морального вреда и т.д.
Таким образом, проведенное исследование международно-правовой охраны авторских и смежных прав позволило раскрыть сущность отношений с использованием объектов смежных прав с участием иностранного элемента и сможет найти применение в практической деятельности и правовом регулировании сферы развивающихся информационно-коммуникационных технологий.
Подобные работы
- Международно-правовая охрана авторских и смежных прав
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2024 - Международно-правовая охрана объектов авторских и смежных прав (Авторское право)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - Охрана авторских и смежных прав в сети Интернет
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2020 - МЕЖДУНАРОДНАЯ ОХРАНА АВТОРСКИХ И СМЕЖНЫХ ПРАВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации нарушения авторских и смежных прав (ст. 146 УК РФ)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Институт авторских и смежных прав в законодательстве
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2020 - Охрана авторских и смежных прав в международном частном праве
Бакалаврская работа, международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2019 - Квалификация преступных нарушений авторских и смежных прав
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Способы защиты авторских и смежных прав
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



