Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста

Работа №43916

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Проблема формирования коммуникативной культуры у детей
дошкольного возраста в научной литературе 7
1.2. Педагогические условия организации деятельности по формированию
основ коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по главе 1 23
2. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста .. 24
2.1. Определение уровня коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста 24
2.2. Содержание и организация работы по формированию коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Анализ результатов сформированности коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста 47
Выводы по главе 2 52
Заключение 54
Список использованной литературы 57
Приложения

Сущность коммуникативной культуры раскрывается в работах ученых двупланово: она представляет собой часть культуры человечества (совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств) и в то же время является составляющей базовой культуры личности (единство знаний, умений в сфере общения, свойств личности и мотивов, обеспечивающих готовность к жизненному самоопределению, установлению гармоничных отношений с окружающей действительностью и внутри себя средствами общения с окружающими людьми).
По мнению ряда ученых человек с высоким уровнем коммуникативной культуры наиболее успешен в межличностных отношениях, так как обладает эмпатией, доброжелательностью, аутентичностью, открытостью, восприимчивостью, любознательностью (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев)
В работах ряда исследователей определены элементы коммуникативной культуры (наличие установки на реализацию способностей каждого; готовность к сотрудничеству; речевая культура), знания об общении способах, правилах его осуществления, комплекс коммуникативных умений, совокупность личностных свойств, обеспечивающих продуктивность общения и др. (М.И. Лисина, Л.В. Проняева др.)
На этапе дошкольного детства формируются основы коммуникативной культуры и прежде всего, ее деятельностный и когнитивный компоненты, что позволяет ребенку занять позицию субъекта общения со взрослыми и сверстниками (А.Г. Арушанова, С.С. Бычкова, Е.О. Смирнова, О.Н. Сомкова, С.В. Проняева, О.С. Ушакова, Ю.В. Филиппова, В.И. Яковлев, и др.).
Таким образом, в психолого-педагогических исследованиях представлены различные аспекты проблемы коммуникативного развития
ребенка дошкольного возраста: генезис и формы общения детей
дошкольного возраста, специфика освоения детьми отдельных компонентов коммуникативной деятельности, пути формирования коммуникативных способностей у детей, специфика развития мотивационной стороны общения, некоторые подходы к педагогическому сопровождению процесса коммуникативного развития ребенка на этапе дошкольного детства.
В то же время, в современной практике ДОУ решение задач формирования основ коммуникативной культуры и организации образовательной деятельности детей осуществляется преимущественно изолированно друг от друга, чаще его педагогическая работа в этом направлении проводится бессистемно. Это неизбежно приводит к снижению потенциала образовательной деятельности в обогащении детской практики общения, умений применения знаний об общении и его способах в процессе решения детьми задач разных видов деятельности.
Таким образом, очевидно противоречие между:
- значительным потенциалом образовательной деятельности в решении задач формирования основ культуры общения у детей дошкольного возраста и недостаточной его реализации в образовательной практике.
Обозначенное противоречие позволило определить проблему исследования: каким образом деятельность педагогов детского сада влияет на коммуникативную культуру ребенка и как она должна быть организована, чтобы стать эффективным средством формирования основ коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - коммуникативная культура у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - процесс формирования основ
коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование
коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста будет
эффективным при условии: наполнения содержания образовательной
деятельности детей коммуникативными задачами, требующими применения воспитанниками элементов освоенной коммуникативной культуры;
Цель исследования - теоретическое обоснование формирования коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста и практическая апробация системы образовательной работы по ее формированию в организованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:
- рассмотреть проблему формирования коммуникативной культуры у детей дошкольного возраста в научной литературе;
- определить педагогические условия организации деятельности по формированию основ коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- определить уровень коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста ;
- разработать и апробировать проект по формированию коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста;
- провести анализ результатов сформированности коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретические основы исследования:
- положения культурологического подхода о роли и функциях культуры в образовании развитии личности (С.И. Гессен, Коломийченко Л.В.).
- положения деятельностного подхода сущности общения как вида деятельности (М.И. Лисина, А.Н. Леонтьев)
- данные психолого-педагогических исследований о генезисе, особенностях развития деятельности общения в дошкольном возрасте (А.Г. Арушанова, М.И. Лисина, Е.О. Смирнова и др.)
- положения социальной психологии о сущности, структуре, функциях совместной деятельности, об общении как стороне совместной деятельности (В.Я. Ляудис)
- данные и выводы исследований об особенностях, процессе и педагогических условиях развития совместной деятельности детей дошкольного возраста (М.П. Галигузова, A.A. Репина, Р.Б. Стеркина)
Методы исследования: изучение и анализ психологической,
педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент, качественная и количественная обработка данных.
База исследования: МБДОУ «Детский сад №119» Советского района г. Казани. Выборка составила 50 детей старшего дошкольного возраста.
Этапы исследования:
1 этап (сентябрь 2017 года) - теоретический: проведение проблемно-ориентированного анализа психолого-педагогической литературы, оценка современного состояния изучаемой проблемы, уточнение понятийного аппарата исследования, его научных характеристик.
2 этап (октябрь 2017 года - апрель 2018 года) - опытноэкспериментальный: осуществление опытно-поисковой работы;
конкретизация задач опытно-поисковой работы; обоснование и проведение констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
3 этап (май 2018 года) - заключительный - обобщение результатов исследования, подведение итогов, оформление материалов исследования.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Работа включает 6 таблиц, 3 диаграммы.
Общий объем работы 67 страниц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Владение культурой общения необходимое условие социальной адаптации и самореализации современного человека. Недостаточность владения коммуникативной культурой ведет к социальной неуспешности, дисгармонии межличностных отношений, ограничению пространства самопроявления личности.
Формирование коммуникативной культуры личности - длительный процесс, начала которого относятся к периоду дошкольного детства. На этом этапе формируются основы коммуникативной культуры, определяемые как уровень ее сформированности необходимый и достаточный для решения детьми актуальных задач ежедневного общения и взаимодействия с окружающими людьми. В решении задач целенаправленного воспитания коммуникативно культуры личности особое значение имеет грамотный выбор педагогических средств. В настоящем исследовании предпринята попытка изучения потенциала организованной образовательной деятельности детей в решении задач формирования коммуникативной культуры.
В ходе теоретического анализа психолого-педагогической литературы нами были проанализированы и обобщены разные точки зрения на изучаемую проблему, сформулировано понятие основы коммуникативной культуры детей дошкольного возраста, определены связи коммуникативной и операциональной сторон совместной деятельности, выявлены условия использования возможностей детской деятельности в формировании основ коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
На основе теоретических положений-обобщений, представленных в теоретической части работы нами были определены цели и задачи опытноэкспериментальной работы.
В ходе опытно-экспериментальной работы мы обнаружили, что у детей старшего дошкольного возраста частично сформированы некоторые компоненты коммуникативной культуры, в то же время уровни их сформированное™ недостаточны для того, чтобы дети могли эффективно решать возникающие перед ними жизненные и образовательные задачи. Установлено несоответствие знаний об общении и их практического использования в разнообразных ситуациях общения. Данные констатирующего эксперимента показывают, что состав коммуникативной культуры, освоенной детьми на уровне самостоятельного и осознанного применения, ограничен.
В опытной части исследования мы провели работу, направленную на реализацию гипотетически заявленных условий, обеспечивающих формирование коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста. Для решения данной задачи был разработан и реализован педагогический проект отражающий систему работы по решению задач исследования и реализующий гипотетические положения. Реализация целей и задач педагогического проекта обеспечивалась использованием разнообразных методов и организацией совместных видов детской деятельности с насыщенным коммуникативным содержанием.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Основы коммуникативной культуры формируются уже на этапе дошкольного детства.
2. Овладение коммуникативной культурой происходит в результате целенаправленного и систематического обучения и воспитания.
3. Организованная педагогическая деятельность может выступать
средством формирования основ коммуникативной культуры, если ее содержание наполнено коммуникативными задачами, требующими применения воспитанниками элементов освоенной коммуникативной культуры; используются методы и приемы, стимулирующие коммуникативную активность детей в условиях достижения целей совместной деятельности и сотрудничества.
Таким образом, исследование можно считать завершенным, его цели и задачи реализованными, гипотезу подтвержденной. Дальнейшее изучение проблемы мы связываем с изучением динамики формирования коммуникативной культуры в разных возрастах и в совместной работе с родителями.


1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников: Пособие по
самостоятельной работе. - М.: Академия, 2013. - 132 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания: избранные психологические труды. - М.: МПСИ, 2009. - 432 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект- Пресс, 2010. - 368 с.
4. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. - 2015. - №10. - С. 65-68.
5. Арнольдов А.И. Культура: человек и картина мира. - М.: Сфера, 2013. - 344 с.
6. Арушанова А.Г. Коммуникация. Развивающее общение с детьми 5-6 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ « Сфера», 2014. - 112 с.
7. Бабошина Е.Б. Ценностный подход к становлению человека культуры в педагогическом образовании. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2016. - 216 с.
8. Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностноориентированного образования // Педагогика. - 2007. - № 4. - С.12-15.
9. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших
дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и
методистов дошкольных образовательных учреждений. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2013. - 96 с.
10. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. - М.: Эксмо, 2005. - 406 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. Давыдова В.В. - М.: Наука, 2003. - 291 с.
12. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 466 с.
13. Гессен С.И. Основы педагогики. - М.: Просвещение, 2008. - 788 с.
14. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. - М.: Издательский дом «Новый учебник», 2013. - 468 с.
15. Детская психодиагностика. Практические занятия / сост. Ю.В. Филиппова. - Ярославль, 2013. - 862 с.
16. Донцов А.И., Дубовская Е.М., Улановская И.М. Разработка критериев анализа совместной деятельности. - М.: Академия, 2010. - 566 с.
17. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10. - С.26-36.
18. Ежова Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоционального компонента // Дошкольное воспитание. - 2016. - №8. - С.16.
19.Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс,2007. - 608 с.
20. Иванец И.И. Педагогические условия развития речевых коммуникаций старших дошкольников: Дис. канд. пед. наук. - Р-н-Д, 1997.
21. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 456 с.
22. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 4. - С.7-14.
23. Клюева Н.В. Общение. Дети 5-7 лет. - Ярославль, 2016. - 402 с.
24. Коломийченко Л.В., Груздева И.В. Социокультурная компетентность: ее культурологические аспекты, сущность, подходы к определению. - Спб.: Питер, 2012. - 304 с.
25. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. - С. 23-26.
26. Куликова О.Л. Диагностика и развитие коммуникативных умений у дошкольников // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 4. - С.112-115.
27. Леонтьев А.А. Психология общения. - М.: Просвещение, 2004. - 468 с.
28. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - Спб.: Питер, 2008. - 642 с.
29. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 2005. - 688 с.
30. Межличностные отношения от рождения до 7 лет / под ред. Е.О. Смирновой. - Москва-Воронеж, 2010. - 608 с.
31. Мудрик А. В. Социализация человека. - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 304 с.
32. Мудрик А.В. Социальная педагогика / под ред. Сластенина В.А. - М.: Просвещение, 2000. - 200 с.
33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Педагогика, 2010. - 682 с.
34. Николаева С. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 5. - С.56-59.
35.Основы теории коммуникации: Учебник/Под ред. проф. М.А. Василика. - М.: Гардарики, 2003. - 456 с.
36. Отношения между сверстниками в группах детского сада / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 2010. - 406 с.
37. Павленко Т., Рузская А. Почему они конфликтуют? // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С.72-78.
38. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной. - М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016. - 64 с.
39. Педагогическая психология / Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС- ПРЕСС, 2012. - 400 с.
40. Поздеева С.И. Открытое совместное действие педагога и ребенка как условие формирования коммуникативной компетентности детей // Детский сад. - 2013. - №3. - С.78-79.
41. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // «Российская газета». - № 265, 25.11.2013.
42. Проняева С.В. Мир общения или в Стране волшебных слов и интересных собеседников. - Челябинск, 2014. - 52 с.
43. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада (опыт социально-психологического исследования). - М.: Наука, 2008. - 193 с.
44. Рубенштейн С.Л. Речь и общение. Функции общения. - Спб.: Питер, 2010.
- 682 с.
45. Рубцов В.В. Совместная деятельность как проблема генетической психологии // Психологический журнал. - 2014. - № 3. С.89.
46. Рудовская И.Л. Влияние совместной деятельности на развитие сотрудничества у детей 5-го года жизни // Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. - М., 2008. - С. 43-47.
47. Ситаров В.А. Дидактика. - М.: Академия, 2004. - 368 с.
48. Сластенин В.А. Педагогика. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
49. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений. // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9.
- С. 68-76.
50. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 406 с.
51. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 2009. - 160 с.
52. Соколова В.В. Культура речи. Культура общения. - М.: Академия, 2013. - 506 с.
53. Сомкова О.Н. Коммункация. Методический комплект программы «Детство». - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012. - 208 с.
54. Социально-психологические проблемы совместной деятельности в
напряженных и экстремальных ситуациях // Актуальные проблемы психологии: традиции и современность. Тезисы международных
Костюковских чтений: В 2-х тт. - Киев, 2012. - 444 с.
55. Субботский Е.В. Психология отношений партнерства у дошкольников. - М.: Педагогика, 2013. - 678 с.
56. Темкина В.Л. Учебный словарь-тезаурус в формировании коммуникативной культуры // Вестник МГУ. - 2014. - №6. - С.34-36.
57. Учимся общаться с ребенком // Петровский В.А., Виноградова А.М., Кларина Л.М., Стрелкова Л.П. - М.: Просвещение, 2006. - 402 с.
58. Филлипова Ю.Ф. Ребенок учится общаться: От рождения до 5 лет. - Екатеринбург, 2015. - 224 с.
59. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 275с.
60. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. - СПб.: Питер, 2010. - 422 с.
61.ЭльконинД.Б. Детская психология. - М.: Академия, 2007. - 384 с.
62. Яноушек Я. Проблемы общения в условиях совместной деятельности. - М.: Эксмо-пресс, 2014. - 506 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ