ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКА 7
1.1. Сущностная характеристика игровых технологий: своеобразие, функции, классификации 7
1.2. Дидактические возможности и особенности применения игровых технологий на уроках русского языка в 5-11 классах 14
1.3. Специфика понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 20
Выводы по I главе
ГЛАВА II. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ 24
2.1. Организация исследования особенностей применения игровых технологий на уроках русского языка 24
2.2. Разработка, организация и диагностика факультатива «Игровые технологии в образовательной деятельности» 32
2.3. Рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка 41
Выводы по II главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Данная выпускная квалификационная (бакалаврская) работа посвящена исследованию игровых технологий и их дидактических возможностей применения на уроках русского языка в 5-11 классах с целью формирования и развития познавательной активности учащихся. В настоящее время эта проблема актуальна, так как однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным. Появляется потребность в педагогических технологиях, обучающих умению не только воспринимать и запоминать информацию, но и способности творчески ее перерабатывать, видеть проблемы и решать их.
Учение - это не простой труд, но всё же труд интересный и увлекательный, потому что приобщает школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребёнок с большим интересом и охотой выполняет то, что вне её ему кажется очень трудным и неинтересным.
В.А.Сухомлинский сказал об этом, что ребёнок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру.
А.С. Макаренко создал целый комплекс игр при работе в своей колонии. Не проходило ни одной недели, чтобы не создавалась новая игра.
А.С. Макаренко считал, что в комплексе игр не должно быть ничего лишнего и ничего не достающего.
Педагоги понимали, что в игре ребёнок накапливает знания, развивает способности, у него формируется познавательный интерес. Поэтому, наверное, игра в истории развития педагогических систем была связана с образовательными задачами. Развивались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, письму. Например, в педагогике Ф. Фрёбеля игра давала детям представление о форме, величине, цвете предметов, в системе Ж.О. Декроли, например, игры использовались как образовательное средство. Исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия и других свидетельствуют, что закономерности формирования умственных действий на материале школьного обучения обнаруживаются в игровой деятельности детей.
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребенку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит процесс становится более эффективным.
Таким образом, воспитание школьников на уроках русского языка через развитие познавательной активности является важным аспектом. Применение игровой деятельности на уроках словесности является важным методическим средством для развития познавательных способностей учащихся средних и старших классов.
Предметом исследования являются игровые технологии.
Объектом исследования является процесс развития познавательных способностей учащихся на уроках русского языка на основе игровых технологий.
Цель ВКР: теоретическое обоснование применения игровых
технологий на уроках русского языка в 5-11 классах, экспериментальная проверка их влияния на развитие познавательной активности учащихся.
Задачи:
1) осуществить теоретический анализ научной литературы по теме исследования;
2) определить терминологический аппарат исследования, в который входят такие понятия, как игра, игровая деятельность, игровые технологии;
3) провести констатирующий эксперимент на основе специально разработанной анкеты;
4) разработать и апробировать программу факультатива «Игровые технологии в образовательной деятельности для учителей русского языка и литературы;
5) обобщить методические рекомендации по применению игровых технологий на уроках русского языка.
Гипотеза: мы предполагаем, что включение в учебно-воспитательный процесс игровых методов и приемов будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся 5-11 классов и будет влиять на повышение эффективности проведения уроков.
Методы исследования:
1) систематизация и обобщение теоретического материала на основе изучения психолого-педагогической, научной, методической литературы;
2) анкетирование, проведенное среди учителей русского языка, по использованию игровых технологий на уроках русского языка;
3) констатирующий эксперимент.
Теоретико-методологическую основу данной работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей по организации игровой деятельности обучащихся в системе основного общего образования (П.М. Баев, Г.К. Селевко, В.П. Беспалько, Т.М. Михайленко,
В.М. Михайлов и др.); современные исследования, обобщающие методические основы организации проектной деятельности в разных преметных областях (О.И.Горбич, С.В. Столбунова и др.)
База исследования: 12 учителей русского языка и литературы следующих образовательных учреждений Удмуртской Республики: МКОУ «Муважинская средняя общеобразовательная школа имени Н. Васильева», МКОУ «Старо-Шудьинская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Железнодорожная основная общеобразовательная школа», МБОУ «Техникумовская основная общеобразовательная школа».
В главе «Теоретические аспекты игровой деятельности как средства развития творческих способностей школьника» раскрывается сущностная характеристика игровых технологий, дидактические возможности и особенности применения игровых технологий на уроках русского языка для развития познавательного интереса обучающихся.
В главе «Анализ использования игровых технологий на уроках русского языка в средних и старших классах» проводится анализ опроса по особенностям применения игровой деятельности на уроках русского языка, а также диагностика и анализ разработанного и проведенного факультатива по игровым технологиям. Кроме того, рассматриваются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка (на основе полученных результатов).
Апробация работы. По результатам работы была опубликована статья из перечня РИНЦ: ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА: СТУПЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Студенческий вестник: научный журнал. № 3(53). Часть 1. - М., Изд. «Интернаука», 2019. - С. 16
18.
Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Как мы знаем, основное применение игры осуществляется в дошкольных и внешкольных учреждениях, в младшем звене школы. Но основная ступень образования также требует использование игровых технологий, так как современная школа делает ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, а педагогическая игра характеризуются учебно-познавательной направленностью и имеет четко поставленные цели обучения и соответствующие ей педагогические результаты. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают дети.
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда актуальны игровые технологии в учебном процессе.
К аналогичному выводу мы пришли и в результате проведения педагогического исследования по проблеме использования игровых технологий в процессе обучения русскому языку.
Педагогическое исследование проводилось среди 12 учителей русского языка и литературы на базе следующих образовательных учреждений Удмуртской Республики: МКОУ «Муважинская средняя общеобразовательная школа имени Н. Васильева», МКОУ «Старо-
Шудьинская основная общеобразовательная школа», МКОУ «Железнодорожная основная общеобразовательная школа», МБОУ «Техникумовская основная общеобразовательная школа». Анкетирование показало следующие результаты: : 25% опрошенных ответили, что часто применяют на уроках игровые технологии. 75% опрошенных используют игровые технологии редко. Ответ «не использую» не был выявлен. В числе причин не применения игровых технологий на уроках были названы следующие:
- сложность в организации урока на основе данной технологии и большой объем материала, который необходимо систематизировать;
- игра отвлекает от учебного процесса;
- появляются сложности управления, контроля, оценки;
- специфика предмета.
В числе причин применения данного подхода были выявлены следующие:
- игровые технологии способствуют быстрому, осознанному запоминанию;
- помогают активизировать слабых учеников, мотивируют к изучению нового материала;
- способствуют привитию интереса к предмету;
- формируются такие качества, как ответственность, умение сотрудничать, сплоченность, развивается самостоятельность, креативность, критическое мышление;
- у обучающихся создается ощущение новизны, необычности урока. Больше половины (80%) учителей считают, что игровые технологии
имеют положительные стороны в применении на уроках, а также способны повысить интерес учащихся к изучаемому предмету. Но также (60%) признают, что применение метода имеет такие отрицательные стороны, как сложность организации урока, отвлеченность учащихся в ходе занятия.
Также было выявлено, то очень часто игровые технологии используются на уроках-закреплениях, чуть реже - на уроках изучения новой темы. В основном с использованием игровой формы организуются уроки при изучении частей речи («Имя существительное», «Местоимение», «Имя числительное», «Союзы» и проч.). Кроме этого данная технология применяется при изучении синтаксиса, но не часто, и стилистики языка.
Кроме этого нами была разработана программа факультативного курса для учителей «Игровые технологии в образовательной деятельности». Разработка и апробация данной работы привело к следующим результатам: курс (по мнению самих учителей) способствовал росту уровня профессионального мастерства; учителями были показаны хорошие теоретические знания по проблеме; зачетная практическая работа показала хороший уровень подготовки.
Таким образом, результаты опытной работы свидетельствуют о необходимости активного внедрения в школьную практику преподавания русского языка игровых технологий. На основе данных результатов и на основе изучения теоретико-методологической литературы нами были подготовлен список рекомендаций по применению игровых технологий на уроках русского языка.
Использование игровых технологий на уроках словесности способствует развитию самостоятельного мышления и воображения учеников, помогает воспитывать культуру общения учащихся и формирует умение работать в коллективе и с коллективом, создает на уроке условия для самовыражения каждого школьника.
Использование игровых технологий на уроках является эффективным. Игра является помощником при изучении сложных тем, она помогает легче понять и запомнить тему, с помощью игровых технологий развивается интерес к русскому языку; игра способствует развитию познавательных способностей учащихся, их самореализации, дает возможность раскрыться.
Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что использование на уроках русского языка игровых технологий является важным методом для стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, для развития их познавательной и творческой активности.
Нами в данной работе опытным путем (опираясь на результаты педагогической практики) была доказана методологическая ценность применения игровых технологий на уроках русского языка, заключающаяся в том, что участие в игре формирует у ребенка активность, творческие способности, интерес. На основе всего этого у него могут быть сформированы навыки культурного поведения, что позволяет ему эффективно включаться в коллективную и индивидуальную деятельность.
Таким образом, можно сказать, что включение в учебно-воспитательный процесс игровых методов и приемов будет способствовать развитию познавательных интересов учащихся 5-11 классов и будет влиять на повышение эффективности проведения уроков.
Рассмотренная нами гипотеза доказана, цели исследования полностью реализовались.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя [Текст] / Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с
2. Артамонова, Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе / Л.Н. Артамонова // English. - 2008. - № 4. - с.36-40.
3. Баев П.М. Играем на уроках русского языка / П.М.Баев. — М.: Просвещение, 1999. —86 с.
4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педа гогика, 1989. - 192 с.
5. Волков И.Ф. Теория литературы: Учеб. пособие для студентов и преподавателей. - М.: Просвещение; Владос 1995. - 256 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский. - М.: Педагогика, 1991. -79с.
7. Горбич О.И. Материалы курса «Современные педагогические
технологии обучения русскому языку в школе» : лекции 5-8. - М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2009. - 80 с.
8. Громцева С.Н. Поиск новых путей: Из опыта работы [Текст] /
С.Н.Громцева. - М.: Просвещение, 1990. - 191 с.
9. Коляго А.С. Игровые технологии в преподавании русского языка:
проект «Своя игра (лингвистика)» / А.С.Коляго // Русский язык и
литература. - 2012. - №6. - С.21-31.
10. Кошенкова Н. В., Миналиева М. А., Рачителева Н. А. Игровые
технологии на уроках русского языка в средней школе // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 881-883. — URL
https://moluch.ru/archive/116/31907/ (дата обращения: 12.09.2018)
11. Лихачев Б.Т. Л65 Педагогика: курс лекций / Б.Т. Лихачев ; под ред. В.А. Сластенина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 647 с.
12. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических
технологий // Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.).Т. I. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 12.09.2018).
13. Меньшикова ЕА. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса // Вестник ТГПУ. — 2008. — № 3. — С.16-20.
14. Монахов В. М. Введение в теорию педагогических технологий / В. М. Монахов. - Волгоград : Перемена, ВГПУ, 2006. - 318 с.
15. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. — М.: Знание, 1979. -47с.
16. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры [Текст] / Б.П.Никитин - 3-е изд., доп. - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.
17. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 365 с.
18. Пташкина В.Н.., Игровые технологии на уроках русского языка. 5 - 9 классы. - Волгоград: Учитель, 2011. - 238 с.
19. Садыкова Н. У. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях совместной деятельности: Дис.... канд. пед. наук. — Воронеж, 2004. — 217 с.
20. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное
пособие [Текст] / Г.К.Селевко - М.: Народное образование, 2010. - 256с.
21. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
22. Соколовская И.Н., Кивилева А.А. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике // XIX Царскосельские чтения. Т. 1 - 2015. - с.89-92 - ttps://cyberleninka.ru/article/n/k-opredeleniyu- suschnosti-ponyatiya-poznavatelnyy-interes-v-pedagogike (дата обращения:
23.12.2018) .
23. Столбунова С.В. Как построить нетрадиционный урок русского языка./С.В.Столбунова// Первое сентября. Русский язык. - 2005. - №18. - С. 5-11.
24. Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 9-14. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12881/ (дата обращения:
24.12.2018) .
25. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф. Харламов. М.: Юрист, 2007. — 512 с.
26. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст] / С.А.Шмаков. - М.: Новая школа, 2006 . - 240 с.
27. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М.: Педагогика, 2008.
28. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в психологии / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2006. — 382 с.
29.Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин - М.: Книга по
Требованию, 2013. - 228 с.
Интернет-ресурсы
30. Агапова В.М. Особенности применения игровых технологий в воспитании старшеклассников. https://infourok.ru/osobennosti- primeneniva-igrovih-tehnologiv-v-vospitanii-starsheklassnikov- situacionnorolevaya-igra-3343256.html (дата обращения: 12.09.2018)
31. Елемесова Р.Д. Использование игры для активизации мышления
учащихся https://infourok.ru/statva-ispolzovanie-igri-dlva-aktivizacii-
mishleniya-1013506.html (дата обращения: 12.09.2018)
32. Федеральный государственный образовательный стандарт основного
общего образования. - URL:
http://www.stupeni15.edusite.ru/DswMedia/ file doc fgos oo.pdf; (дата обращения: 03.10.2018)