ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития графической культуры учащихся 7
1.1. Графическая культура обучаемых: структура, содержание,
особенности 7
1.2. Проблема развития графической культуры в научно-педагогической литературе 12
Выводы по главе 1 16
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию графической культуры учащихся на уроках информатики 18
2.1. Система заданий для лабораторного практикума по информатике, способствующая развитию графической культуры учащихся 18
2.2. Организация и результаты опытно-экспериментальной работы в старших классах общеобразовательной школы 28
Выводы по главе 2 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
ЛИТЕРАТУРА 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Сегодня, в эпоху технического прогресса и компьютеризации, информационные технологии имеют большое значение, и их роль трудно переоценить. Компьютеры, гаджеты и интернет являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, информационные системы затрагивают не только взрослых, но и детей. С раннего возраста они окружены огромным количеством информации, которой они не могут должным образом распоряжаться в силу своего возраста. Поэтому следует уделять внимание обучению информационным навыкам молодого поколения. Речь идет о способности самостоятельных исследований, анализа, передачи и обработки информации, рационального использования коммуникативных информационных технологий современного мира.
Как известно, информация может быть представлена в различных формах: вербальная, звуковая и визуальная или графическая. Каждая из форм дополняет друг друга и является неотъемлемой частью образования.
Тем не менее, хотелось бы акцентировать внимание именно на графических изображениях. Они характеризуются символичностью, образностью, компактностью, относительной легкостью прочтения, именно эти свойства и определяют их повсеместное и расширенное использование. Рисунки, картинки, иллюстрации в книгах — всё это элементы художественной графики, помогающие лучшему восприятию прочитанного. Буквы, цифры, пиктограммы, дорожные знаки, рекламные вывески — это тоже графические изображения. Графики, чертежи, диаграммы, визуализированные модели дают нам те данные, без которых было бы невозможно решить огромное количество задач в различных областях: математика, информатика, архитектура, физика, химия,
биология, анатомия и это еще не полный перечень областей.
В исследованиях И.С. Якиманской доказано, что чем более абстрактна информация, подлежащая усвоению, тем больше требуется опоры на наглядные формы ее отображения. «Именно наглядно-образная
форма представления информации позволяет одномоментно или последовательно продемонстрировать разные элементы объекта, ситуации, процесса в их взаимосвязи и тем самым способствовать лучшему и более скорому пониманию. Визуализирование данных, чтение, обработка и создание изображений, использование пространственного мышления - важнейшие компоненты графической культуры, которая в свою очередь, является частью информационной компетентности личности» [30].
В концепции структуры и содержания 12-летнего образования по черчению и графике графическая культура определяется, как совокупность знаний о графических методах, средствах, правилах отображения и чтения информации, ее сохранения, передачи, преобразования и использования в различных областях жизнедеятельности человека: науке, производстве, дизайне, архитектуре, экономике, общественных сферах жизни общества. Также под данным определением в рамках черчения понимают совокупность графических умений, позволяющих фиксировать и генерировать результаты репродуктивной и творческой деятельности.
Как отмечается в педагогической энциклопедии: «Графическая культура — это совокупность элементов обучения, направленных на выработку у учащихся умения создавать и читать различные графические изображения, переходить от объектов и процессов разного рода к их графическим изображениям и от графических изображений к объектам и процессам».
Таким образом, графическую культуру можно обозначить как совокупность знаний, умений, навыков чтения, создания и преобразования графических изображений, а также объектов.
На сегодняшний день основной проблемой графической грамоты в школе является недостаточное количество времени, уделяемого данному аспекту. Большая часть школьных программ упразднили такой предмет как черчение, где наиболее полно происходило изучение и развитие графической культуры. Единственным предметом, где графика занимает отдельные часы для усвоения осталась информатика.
Актуальность проблемы обусловила выбор темы исследования: Развитие графической культуры учащихся в процессе изучения информатики.
Объект исследования: процесс изучения информатики.
Предмет исследования: развитие графической культуры учащихся на уроках информатики.
Цель исследования заключается в выявлении уровня сформированности графической культуры учащихся, разработке лабораторного практикума по одному из разделов информатики, направленного на развитие графической культуры обучаемых, в частности, с использованием программ графического дизайна.
Гипотеза исследования заключается в том, что разработанный лабораторный практикум по информатике с элементами использования компьютерных графических редакторов повысит уровень графической культуры учащихся.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить роль графической культуры в современном образовательном процессе.
2. Проанализировать российские и зарубежные диагностические методики, направленные на выявление уровня развития графической культуры учащихся, а также компьютерные графические программы для использования на уроках информатики.
3. Разработать лабораторный практикум для учащихся 10 классов, направленный на повышение уровня графической культуры обучаемых.
4. Апробировать разработанный лабораторный практикум на уроках информатики, выявить динамику развития графической культуры учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили важнейшие положения теории учебной деятельности и деятельностного подхода в обучении (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков, Д.Б. Эльконин и др.); теории активизации познавательной деятельности обучаемых (Л.П. Аристова, М.А. Данилов, Б.П. Есипов,
П.И. Пидкасистый, Г.И. Щукина и др.); методологии и методики обучения информатики в школе (М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова и др.); концепции информатизации образования (А.П. Ершов, Л.П. Мартиросян, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, В.Ф. Шолохович и др.).
Для достижения цели исследования, решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы был использован комплекс исследовательских методов, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:
* теоретические: анализ литературы по изучаемой проблеме; логико-педагогический анализ образовательных стандартов; методы статистического анализа экспериментальных данных; теоретическое обобщение результатов опытно-экспериментальной работы;
* эмпирические: педагогическое наблюдение; анкетирование;
тестирование; педагогический эксперимент.
Экспериментальной базой исследования выступили 10«А» и 10«Б» классы МБОУ «Гимназия №96» Вахитовского района г. Казани.
Практическая значимость исследования: разработанный
лабораторный практикум может быть эффективно использован в процессе обучения информатике в общеобразовательных школах как на уровне базового изучения дисциплины, так и в рамках углубленного изучения курса информатики.
Выпускная квалификационная работа посвящена развитию графической культуры учащихся путем создания и использования лабораторного компьютерного практикума по графическому редактору CorelDRAW на основе современного программного обеспечения и в соответствии с требования федеральных государственных стандартов обучения.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1) Обобщена научно-методическая литература по проблемам развития графической культуры.
2) Выявлены методические особенности и специфика проведения учебно-воспитательной деятельности практикумов, отражающих современные требования учебного процесса;
3) Систематизированы теоретические знания о работе в графическом редакторе CorelDRAW X7 и распределены по темам;
4) Разработаны задачи графического редактора CorelDRAW и разработаны рекомендации по их выполнению;
5) Разработан дистанционный курс «Графический векторный редактор CorelDRAW»
6) Проведена апробация заданий в Гимназии №96 г. Казани.
Таким образом, основным результатом работы стало развитие графической культуры студентов с помощью серии гибких упражнений, легко модифицируемых, систематизированных по предмету, уровню сложности и задачам. Благодаря чему обучение теме «Работа с векторной графикой в среде графического редактора CorelDRAW» обеспечено универсальным многоцелевым сборником упражнений, который может быть использован как на уровне основного курса информатики в ходе уроков, а также
дополнительных элективных занятий, для развития графической культуры у школьников.
Также был разработан дистанционный курс «Редактор векторной графики CorelDRAW». Он содержит введение в курс, пояснения к каждому заданию с картинками, а также возможность загрузки вашей работы, для проверки преподавателем и обратно.
Можно утверждать, что все задачи, представленные на семинаре по графическому редактору CorelDRAW, будут востребованы современными образовательными учреждениями. В будущем функции семинара могут быть расширены за счет добавления новых упражнений или использования сложных задач.