Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические особенности проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного сознания

Работа №28604

Тип работы

Диссертация

Предмет

психология

Объем работы237
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
503
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение……………………………………………………………..…5
Глава 1. Проблема эмоции страха в отечественной и
зарубежной психологии……………………...…………...………....14
1.1. Теоретические основы изучения страха…….…………………….........14
1.2. Основные понятия страха и его функции. ………………………….....19
1.3. Причины возникновения страхов……………..…………………….…..30
1.4. Взаимосвязь страха и других эмоций……….…………………...….…..36
1.5.Основные классификации страхов………………….…………...…....…39
1.6. Психологические приемы управления страхами и способы
их коррекции ……………………………………………...…………..……….43
Глава 2. Экспериментальное исследование проявления страхов у
врачей и педагогов на уровне семантических структур обыденного
сознания ……………………………..………………………..…………....……52
2.1. Методика и ее
обоснование……..…………………….….…………...…..52
2.2. Организация исследования и испытуемые…..…………..………..…...57
2.3. Изучение особенностей проявления тревожности у врачей и
педагогов на основании возрастных, гендерных и
профессиональных различий……………………………………..…....……..61
2.4. Исследование возрастных особенностей проявления страхов
на уровне структур обыденного сознания…….………………...…...…...…64
2.4.1. Факторный анализ результатов первой возрастной
выборки...……………………………………………….……….……………...66
2.4.2. Факторный анализ результатов по выборке среди девушекстуденток - будущих врачей..….......................................……………..….......69
2.4.3.Факторный анализ результатов по выборке среди девушекстуденток - будущих педагогов……….………..…..............………...............793
2.4.4.Факторный анализ результатов по выборке среди юношейстудентов - будущих педагогов…...………...………………..……………….84
2.4.5.Факторный анализ результатов по выборке среди юношейстудентов - будущих врачей..........…...................……........……….....…....... 92
2.4.6.Факторный анализ результатов второй возрастной
выборки……………………………………………………………..……….…102
2.4.7.Факторный анализ результатов по выборке среди женщинврачей со стажем работы....................................……………..………….......102
2.4.8. Факторный анализ результатов по выборке среди женщинпедагогов со стажем работы………….…..…………………………..… .....108
2.4.9. Результаты исследования возрастных особенностей
проявления страхов на уровне структур обыденного
сознания……………………………………………………………………....112
2.5. Анализ результатов исследования гендерных особенностей в
проявлении страхов на уровне структур обыденного
сознания………………………………………………………………………...120
2.5.1. Анализ результатов экспериментальных данных мужской
выборки испытуемых………………………………………………………...122
2.5.2. Анализ результатов экспериментальных данных женской
выборки испытуемых……………….………………………………......……127
2.5.3. Результаты исследования гендерных особенностей в
проявлении страхов на уровне структур обыденного сознания………..131
2.6. Анализ результатов исследования профессиональных
особенностей в проявлении страхов на уровне структур
обыденного сознания………………..………………………………………..134
2.7. Выводы по второй главе...……………..……………...……...................141
Глава 3. Психологические особенности проявления страхов
у педагогов и врачей в зависимости от возрастных,
гендерных, и профессиональных характеристик…………….....1434
3.1 Психологические особенности проявления страхов у
студентов-педагогов………………………………………………………..…143
..
3.2. Психологические особенности проявления страхов у студентовврачей.……………………………………………………….…….…………...147
3.3. Психологические особенности проявления страхов у студентокврачей…….…………...……………………………………………...………...149
3.4. Психологические особенности проявления страхов у студентокпедагогов………………………………………………………………...……..151
3.5. Психологические особенности проявления страхов у
женщин-врачей….....…………………………………….……………...……153
3.6. Психологические особенности проявления страхов у
женщин-педагогов ………………………………………………………..…..155
3.7. Корреляционный анализ основных признаков страха по
возрастным, гендерным и профессиональным особенностям……….…157
3.8. Результаты исследования психологических особенностей
проявления страхов у педагогов и врачей с учетом возрастных,
гендерных и профессиональных особенностей …………………………..158
Заключение………..………………………...……………….……...163
Библиография……..………………………..…...…………….….…169
Приложения………..………………………..……………….….….185

Актуальность исследования. Каждый человек, живущий в нашем
обществе, может понять на собственном опыте и из наблюдений за
живущими рядом с ним людьми, что страх и тревога в середине двадцатого
столетия стали всепроникающими и глубинными явлениями (М.Н.Прихожан,
1987; В.К. Вилюнас, 1976; Ф.Б.Березин, 1988; Р.Мэй, 2001; Э.Фромм, 1994 и
др.).
Страх стал, говоря словами З.Фрейда, осознаваться как «узловая
проблема» не только в том, что касается понимания и лечения
эмоциональных расстройств и нарушений поведения. Он также ставит
важные вопросы, решение которых позволит понять, как личность
становится целостной и почему происходит ее распад.
По мнению психологов (Р.Мэй, 2001; Ю.В.Щербатых, 2000;
А.И.Захаров, 1995) у 90% людей высокий уровень социальной и личностной
тревоги. При этом каждый человек осознает не только явные причины,
вызывающие страх и тревогу в наши дни, такие, как угроза войны,
отсутствие действенного контроля за ядерным оружием, радикальные
политические и экономические перемены; он видит также менее очевидные,
однако более глубокие и в большей степени, касающиеся каждого индивида
источники тревоги, находящиеся в нем самом и свойственные людям, с
которыми он общается: отсутствие согласия человека с самим собой,
отсутствие психологических ориентиров и общепринятых ценностей и
правил выхода из конфликтных ситуаций.
Согласно общепринятому определению страх - это эмоция,
возникающая в ситуации реальной угрозы биологическому или социальному
существованию индивида. Тревога – это неопределенное мрачное
предчувствие, вызванное угрозой какой-либо ценности, которую индивид
считает необходимой для своего существования как личности. При этом
развитие страха и тревоги определяется биологическими, психологическими6
и социальными факторами (В.К.Вилюнас, 1979; А.И.Захаров, 1995;
В.А.Чикер, 1998; В.П.Плотников, 2001; К.Изард, 2000; Л.И.Губарева, 2001 и
др.).
Анализ специальной литературы показывает, что проблема страха
весьма подробно исследована на психофизиологическом, социальнопсихологическом и социально-философском уровне. Необходимо отметить,
что большая часть исследований посвящена детским страхам (Л.И.Божович,
1968, 1972; М.И.Буянов, 1984; В.И.Гарбузов, 1990; Н.С.Жуковская, 1971;
А.И.Захаров, 2000; Д.Н.Исаева, 1975; В.Р.Кисловская, 1980; И.С.Кон, 1980,
1989; Е.В.Новикова, 1988; Б.И.Кочубей, 1988; В.П.Петрунек, 1984;
И.Е.Плотинекс, 1991; А.М.Прихожан, 1994; А.С.Спиваковская, 2000;
Л.Н.Таран, 1984, 1991; Н.Н.Толстых, 1990; Г.Эберлейн, 1981 и др.), а также
страху как психопатологическому явлению (О. Ранк, 2001; С.М. Ушаков,
1974; З. Фрейд, 1989; И. К. Мясищев, 1960; Б.Д. Карвасарский, 1982 и др.).
Во всех современных обществах интеллигенция, к которой относятся
врачи и педагоги принадлежит к группе активных агентов страха. Она не
только создает общественное мнение, так как имеет непосредственный
доступ к людям, но и по субъективным причинам способна преувеличивать
грозящую человеку опасность. Но работ, посвященных проблемам
проявления страхов у представителей различных профессиональных групп
явно недостаточно и исследования носят единичный характер (И.М.Тылевич,
А.Я.Немцева, 1985; Р.С.Рахматуллина, 1996; Ю.В.Щербатых, 2000 и др.).
Актуальность данной работы определяется тем, что изучение
особенностей проявления страхов у врачей и педагогов с учетом возрастных
и гендерных отличий еще не было предметом специального
психологического анализа, в то время как переживание страха как базовой
эмоции является главным организующим фактором собственного сознания и
основой избирательности и целенаправленности поведения человека.
С позиций Л.С.Выготского (1982) и А.Н.Леонтьева (1985), системный7
анализ человеческого сознания, в которое включаются различные
психологические образования индивидуальной и общественной природы
(«обыденное сознание»), требует изучения значения как единицы сознания.
Метод исследования данной проблемы «не может быть иным, чем метод
семантического анализа, метод изучения словесного значения»
(Л.С.Выготский, 1982).
Таким образом, исследование особенностей проявления страхов и его
причин требует не только анализа влияния психофизиологических и
социально-психологических факторов на человека, но и изучения его
собственного отношения к феномену страха, его личных переживаний и
потребностей, смысловой сферы личности.
По нашему мнению, особый интерес представляет изучение
проявления страхов на уровне обыденного сознания людей, принадлежащих
к определенной социальной общности: - будущих и состоявшихся
преподавателей, и врачей; требует также ответа вопрос о том, как
отражаются особенности возраста, пола, профессии и уровня тревожности на
переживание такого рода эмоций.
Нам представляется, что изучение психологических особенностей
страхов на уровне «житейского сознания» является актуальным
исследованием, поскольку даст возможность поиска более эффективных
путей преодоления иррациональных, необоснованных страхов - с одной
стороны и с другой, оптимизации адаптивных страхов, направленных не на
абстрактную человеческую особь, а на реальных, конкретных людей,
обладающих индивидуальным опытом, своим видением мира.
Проблема исследования заключается в том, чтобы ответить на вопрос:
как происходит проявление страхов на уровне обыденного сознания людей,
принадлежащих к различным социальным группам (педагоги и врачи), и как
отражаются особенности возраста, пола и профессии на переживании эмоции
страха?8
Объект исследования: страх как базовая эмоция человека и как
социально-психологическое явление.
Предмет исследования: особенности проявления страха как
субъективное переживание, зависящее от возрастных, гендерных и
профессиональных различий.
Цель исследования: построение моделей семантических пространств,
отображающих особенности проявления страхов у испытуемых в
зависимости от возрастных, гендерных профессиональных и личностных
особенностей; выделение базисных категорий их пространств с целью
анализа признаков-причин страхов и отношения субъектов к личностным
ролевым объектам.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были
сформулированы следующие гипотезы:
- теоретическая гипотеза основана на допущении, что проявление
страхов опосредовано общечеловеческими, внутренними, социальными и
иррациональными факторами.
- эмпирическая гипотеза исследования:
1. На уровне обыденного сознания эмоция страха возникает как ответ
на действия угрожающего стимула; это смерть и разрушение жизненных
ценностей, противостоящие таким понятиям, как жизнь, здоровье,
самоутверждение, личное и социальное благополучие. На протяжении
любого возрастного периода, помимо реальных выражений, страх всегда
подразумевает переживание какой-либо воображаемой опасности.
2. Наибольшие различия в переживании страхов у студентов и
специалистов с различными возрастными, гендерными и
профессиональными признаками проявляются в специфике оценочных
характеристик основных признаков страха.
3. Выявленная структура страхов у студентов и специалистов при
помощи методики частного семантического дифференциала даст9
возможность разработать конкретные рекомендации по преодолению
интенсивных и деструктивных страхов.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования
ставились и решились следующие задачи:
1. Проанализировать теоретические разработки по проблеме страха в
отечественной и зарубежной психологии.
2. Провести теоретический анализ основных понятий страхов, функций
и причин их возникновения.
3. Разработать экспериментально-психологическую анкету - опросник,
позволяющую проанализировать характерные составляющие базовой эмоции
для выборок по возрасту, полу и профессиональным особенностям.
4. Рассмотреть особенности самоидентификации респондентов с
предложенными ролевыми позициями с целью определения личностно
значимой и психологически близкой испытуемым области.
5. Сравнить категориальные структуры переживаемых страхов как
системообразующие факторы, отражающие особенности проявления страхов;
выявить взаимосвязь основных признаков страха по возрасту, полу и
профессиональным особенностям.
6. Разработать психологические приемы управления страхами и методы
их коррекции.
Для решения поставленных задач нами применялись следующие
методы исследования: методы частного ролевого семантического
дифференциала; метод Ч.Д.Спилбергера по исследованию ситуативной и
личностной тревожности; математические методы количественной и
качественной обработки эмпирических данных (факторный и
корреляционный анализ).
Методологическая основа исследования складывается из основных
положений и конкретно-научной методологии.
Исследование основывается на следующих принципах психологии:10
- принцип детерминизма как зависимость проявления страха от
возрастных, гендерных и профессиональных особенностей (Д.Айке, 2001;
Х.Айзенк, 2001; А.М.Прихожан, 1987; В.М.Астапов, 1992; Н.Д.Левитов,
1969; Ф.Б.Березин, 2001; А.Т.Злобин, 1991; К.Изард, 2000; О.Ранк, 2001;
Ч.Рикрофт, 2001; Ч.Спилбергер, 1983; З.Фрейд, 1989; К.Хорни, 1997 и др.);
- принцип единства сознания и деятельности: связь эмоций с сознанием
и когнитивными процессами (С.Л.Рубинштейн, 1999; Б.Г.Ананьев, 1980;
А.Г.Асмолов, 2002; А.Н.Леонтьев, 1983; С.Томкинс, 1969 и др.);
- принцип системности как системный и личностно-деятельностный
подход к изучению страхов и особенностей профессиональной деятельности
врачей и педагогов (Б.Г.Ананьев, 1977; И.А.Кассирский, 1970;
Б.Д.Карвасарский, 1982; П.К.Анохин, 1964; 1984; и др.);
- принцип развития: страх как динамическая система,
проявление которой зависит от возрастных, гендерных и профессиональных
особенностей (Л.С.Выготский, 2000; П.Дюбуа, 1982; А.Н.Леонтьев, 1971;
1972; А.Манегетти, 1996; К.Изард, 2000; А.М.Прихожан, 1999 и др.) -
принцип семантического анализа индивидуального сознания и
психосемантического подхода к изучению обыденного сознания
(Л.С.Выготский, 1982; А.Р.Лурия, 1979; В.Ф.Петренко, 1997; А.Г.Шмелев,
1983; Е.В.Улыбина, 1996).
- Теоретической основой настоящей работы явились
фундаментальные идеи отечественной и зарубежной психологии в области
психологии эмоций (Л.С.Выготский, 1934; А.Н.Леонтьев, 1971;
П.М.Якобсон, 1958; П.В.Симонов, 1990; П.К.Анохина, 1964;
С.Л.Рубинштейн, 1973; Ф.Б.Березина, 1988; В.К.Вилюнас, 1979; Дж.Боулби,
1961; Дж.Грей, 1971; И.Дафи, 1934; О.Маурер, 1960; С.Томкинс, 1963;
Ч.Д.Спилбергер, 1983; Д.Айке, 1998; К.Изард, 1971 и др.):
- психология страха (В.М.Астапов, 2001; Ф.Б.Березин,
1984;Ч.Д.Спилбергер, 1983; Д.Айке, 1998; З.Фрейд, 1989, К.Хорни, 1997;11
Р.Мэй, 2001; и др.), психопрофилактика страхов (А.И.Захаров, 1998;
Ф.Б.Березин, 1994; З.Фрейд, 1918; К.Изард, 2000; А.Маслоу, 1971 и др.);
- психология обыденного сознания (Б.А.Грушин, 1987; Э.Дюркгейм,
1995; С.Московичи, 1995; В.М.Найдыш, 1994; Э.Н.Ожиганов, 1996;
И.М.Попова, 1991 и др.);
- экспериментальное исследование семантических структур
обыденного сознания (Ч.Осгуд, 1972; В.С.Мухина, 1975; Б.Ф.Поршнев, 1979;
В.Ф.Петренко, 1988 и др.).
Таким образом, в своей работе мы опирались на теории и концепции
отечественных и зарубежных ученых, которые позволяют всесторонне
подойти к достижению поставленной цели исследования, а именно выявить
особенности проявления страхов у студентов - будущих врачей и студентов -
будущих педагогов, а также у врачей и педагогов - гуманитариев со стажем с
учетом гендерных и профессиональных особенностей испытуемых.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя общие итоги исследованию психологических особенностей
проявления страхов у педагогов и врачей на уровне структур обыденного
сознания, отметим следующее.
Анализ литературы по проблеме показывает, что в психологии эмоций
проблема страха является одной из наиболее актуальных, так как страх
является важным фактором нашего психического и личностного развития.
Нестабильные социально-экономические условия жизнедеятельности
человека привели к резкому увеличению нарушений нервно-психического
характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень страха
и тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск –
фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям, эмоциональной
неустойчивости, напряжению в учебно-воспитательном процессе и в
профессиональной деятельности (Л.И.Божович, 1968; В.И.Гарбузов, 1990;164
А.И.Захаров, 2000; А.М.Прихожан, 1994; З.Фрейд, 1989;
Б.Д.Карвасарский,1982; К. Изард 2000 и др.).
Разработка теоретических вопросов изучения эмоций позволила нам
определить основные понятия и функции страха, его первопричины и
последствия (Х.Айзенк, 200; Ф.Б.Березин, 1988; В.К.Вилюнас, 1976;
ДжеймсУ, 1991; А.Т.Злобин, 1991; К.Изард,2000; В.Кеннон, 1927;
С.Кьеркегор,1944; Р.Лазарус, 1970; Н.Д. Левитов, 1969; П.В.Симонов, 1990;
Ф.Риман, 1998 и др.).
Согласно общепринятому определению, страх и тревога – это эмоции,
возникающие в ситуации реальной или неопределенной угрозы
биологическому или социальному существованию индивида. При этом
развитие страха зависит от биологического, психического и социального
функционирования человека (В.К.Вилюнас, 1979; А.И.Захаров, 1995;
В.А.Чикер, 1998; К.Изард, 2000; и др.).
Страх - всегда предупреждение об опасности, но в равной степени он
содержит и позитивный импульс к преодолению этой опасности.
Особый интерес, по нашему мнению, вызывает вопрос соотношения
таких состояний, как страх и тревога. Согласно Ч.Д.Спилбергу (1983),
З.Фрейду (1989), К.Изарду (2000), Р.Мэй (2000), страх в отличие от тревоги
имеет определенный объект, тревога – переживание смутной,
неопределенной угрозы, но при этом тревога рассматривается как реакция,
относящаяся к базовому уровню личности, а страх как выражение той же
самой способности в ее конкретной, объективной форме.
Интенсивные страхи часто являются причиной разбалансированности
системы Человек-Среда, которая одновременно сопровождается нарушением
удовлетворения актуальных потребностей, рассогласованием самих
потребностей или возможной блокадой удовлетворения их в будущем.
Поэтому разрешение ситуации конфликта, устранение интенсивными
страхами и восстановление нарушенного баланса может быть достигнуто с165
помощью эффективных техник, которые могли бы быть полезными для
управления интенсивных и коррекции иррациональных страхов. Мы в нашей
работе предлагаем приемы рациональной терапии: убеждение со стороны,
самоубеждение, музыкальная терапия. Для создания оптимального
эмоционального состояния необходимы; а) правильная оценка значимости
события, б) достаточная информированность.
Переживание страха как базовой эмоции является главным
организующим фактором собственного сознания и основой избирательности
и целенаправленности поведения человека.
В нашей работе по изучению особенностей проявления страхов на
уровне структур обыденного сознания исследование проводилось в рамках
психосемантического подхода, позволяющего выделить категориальные
структуры обыденного сознания, опосредующие проявления страхов.
Предметом исследования были проявления страхов у групп испытуемых,
различных по половым, возрастным и профессиональным особенностям.
Для изучения особенностей проявления страхов использовался метод
семантического дифференциала.
На первом этапе исследования был проведен отбор шкал описаний для
построения списка дескрипторов необходимого для факторного анализа. На
втором этапе исследования испытуемым предъявлялся список основных
признаков страха, и они должны были оценить степень значимости того или
иного признака страха для каждой из анализируемых ролевых позиций. По
результатам субъективного шкалирования были построены групповые
матрицы данных, которые подвергались факторной обработке центроидным
методом.
Анализируя результаты эксперимента, мы рассматрели особенности
выделенных в результате факторизации исходных данных семантических
пространств, а также расположение ролевых позиций.
Проведенное исследование позволяет сделать основные выводы:166
1. Психологические особенности проявления страхов у педагогов и
врачей на уровне структур обыденного сознания имеют сходства (70%) и
различия (30%).
2. Исследование личностной тревожности испытуемых с учетом
возрастных, гендерных и профессиональных особенностей показало, что в
группе женщин-педагогов выявлено 95% и в группе женщин-врачей 78%
испытуемых с высоким уровнем личностной тревожности; в группе девушек
студенток соответственно 65% и 55%. В мужских выборках 33% и 17%
испытуемых характеризуются высоким уровнем личностной тревожности.
3. Различия и сходства в проявлении страхов у педагогов и врачей
выражаются в специфике распределения значимости факторов по гендерным,
возрастным и профессиональным признакам, а также в характерных
эмоциональных оценках при восприятии личностных образов.
4. Обнаружена положительная высокозначимая корреляционная
взаимосвязь признаков страха по возрастным, половым и профессиональным
особенностям. Причем, различия выявлены только по отдельным признакам
(r =0.698 ÷ 0.838 при р≤ 0,001). Максимально значимая взаимосвязь была
выявлена по гендерным группам, относительно низкий коэффициент
обнаружен по возрастным группам; умеренная корреляция приходится на
профессиональные группы женщин-педагогов и врачей педагогов со стажем.
5. Особенности проявления страхов в целом находят отражение в
формировании семантической структуры сознания в форме следующих
базисных конструктов – «моральность», «страх социальной дезадаптации»,
«иррациональные страхи», которые раскрывают основные причины страхов
людей: смерть, изоляция, одиночество, беспомощность и опасности,
созданные силой собственного воображения.
6. Особенности переживания страхов в значительной степени зависят от
возраста респондентов:
- для юношей и девушек - студентов 17-20 лет наиболее актуальными167
страхами выступают страх несоблюдения общепринятых моральных и
нравственных норм общества, а также страх потери целостности;
юношескому возрасту в большей степени свойственна акцентуация на
иррациональных, деструктивных страхах;
- испытуемых 40-55 лет беспокоит состояние психологической
изоляции, одиночества, старости и непонимание окружающих.
7. Анализ оценок значимых ролевых позиций в возрастных выборках
показал:
- личностная неустойчивость периода юности проявляется в
стремлении, с одной стороны, идентифицировать себя с социально
значимыми образами, а с другой - дистанцироваться от них, атрибутируя
себе черты успешности и независимости.
- в зрелом возрасте прослеживается систематизация социальных ролей;
интегральным статусом, определяющим положение взрослого человека в
обществе, является профессионально-должностной и родительский статус.
8. Выявлены следующие гендерные особенности:
- у юношей-студентов выявлена определенная сложность в
выделении значимых конструктов страха из-за дополнительных факторов,
отображающих религиозные страхи, страх потери целостности и страх
социальных перемен.
- у женщин наблюдается сокращение основных категорий страхов и
сведение всех значимых признаков в три базовых фактора «моральность»,
«страх социальной дезадаптации» и «иррациональные страхи».
9. Выявлены следующие профессиональные особенности
- особенности гуманитарного и медицинского образования проявились
в том, что в группе юношей студентов - будущих педагогов в отличие от
юношей-студентов - будущих врачей самым высокозначимым фактором
выступает фактор «иррациональные страхи» как показатель повышенной
чувствительности, силы воображения и эмоциональности.168
- Девушек-студенток - будущих врачей и женщин врачей со стажем
характеризует присутствие в их семантическом пространстве свойственного
их профессиональной деятельности фактора «страх смерти и боли».
10. Количественный математико-статистический анализ показал, что во
всех выборках были выявлены высокие уровни страхов по признакам
«беспомощность», «смерть близкого человека».
- Возрастные особенности проявились в выделении признаков
«профессиональная дисквалификация» и «потерять авторитет в глазах
других» в группах взрослых испытуемых. В юношеских выборках общим
показателем служит страх «материально не обеспечить семью».
- Гендерные особенности выявлены по категории «несчастья
собственных детей», которая по женским выборкам имеет максимальную
нагрузку.
Перспективы дальнейших исследований в области проявлений страхов,
как базовой эмоции, кроме вклада в психологию эмоций, заключаются в том,
что выявление особенностей проявления страхов у представителей
различных социальных групп будет способствовать повышению уровня
самоконтроля, оптимизации эмоциональной неустойчивости,
самосовершенствованию и профессиональному развитию.


Абакумова Т.В. Философские аспекты феномена страха. Автореф. дис…
канд. психол. наук. – Якутск, 2000. – 23 с.
2. Абульханово-Славская К.А. Проблема личности в
психологии//Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы
теории и истории. – М.: Изд-во Институт психологии РАН, 1977. – С.
270-313.
3. Адлер А. Невротическая конституция. – Нью-Йорк, 1926. – 70 с.
4. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
5. Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. – М., 1991.
6. Адлер А. Проблема невроза. – Нью-Йорк, 1930, – 73 с.
7. Айзенк Х. Психологические теории тревожности//Тревога и тревожность.
– С.-Петербург: Питер, 2001.
8. Айке Д. Страх//Тревога и тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
9. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. – М.:
Педагогика, 1980. – Т.1. – 230 с. – Т.2. – 288 с.
10.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. – М., 1960.
11.Андрусенко В.А. Социальный страх (опыт философского анализа) –
Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 172 с.
12.Анохин П.К. Изб. Труды. Философские аспекты теории функциональной
системы. – М.: Наука, 1978.
13.Анохин П.К. Эмоции//Психология эмоций: Тексты. – М.; 1984. – С. 173.
14.Анохин П. К., Судаков В.К. Эмоции и здоровье. – В кн.: Будущее науки. –
М.: Знание, 1973.
15.Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы
неклассической психологии. – М.: Смысл, 2000.
16.Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2001.
17.Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния
тревоги//Психологический журнал, 1992. – Т.13. – № 5 – С. 111-117.170
18.Бандура А., Уолтер Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния
воспитания и семейных отношений. – М., 2000. – 509 с. – (Сер:
Психология 20 век).
19.Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. –
Л.: Наука, 1988.
20.Березин Ф.Б. Тревога и адаптационные механизмы//Тревога и
тревожность. – СПб.: Питер, 2001. – 256 с.
21.Бехтерев В.М. Объективная психология. – М., 1991.
22.Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как о личности. –
Л., 1970.
23.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,
1968.
24.Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности
в онтогенезе//Вопр. Психологии, 1976. – № 3.
25.Борисова А.А. Эмоциональный облик человека и психологическая
проницательность//Особенности познания и общения в процессе
обучения. – Ярославль, 1982. – С. 92-96.
26.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в
детстве; Норма и отклонения. – М.; Педагогика, 1990.
27.Брэм А. Жизнь животных. – М: Тера, 1992.
28.Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1986.
29.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988.
30.Васильев И.А. Гуманитарная и естественнонаучная парадигма в
современных исследованиях эмоций//Психологический журнал, 1992. –
Т.13. – № 6.
31.Васильева А.П. Эмпатия как один из специфических критериев
профессиональной принадлежности будущих специалистов-медиков:
Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1998. – 22 с.
32. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. – М.: Изд-во МГУ,171
1976. – 142 с.
33.Вилюнас В.К. Эксперимент и теория психологии//Рейковский Я.
Экспериментальная психология эмоций. – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
34.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во
Академия пед. наук. РСФСР, 1954. – 54 с.
35.Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6 томах. – Т.1. – М.: Педагогика, 1982.
36.Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: Медицина, 1990.
37.Гиппенрейтер Ю.В. Введение в общую психологию – М., 2001.– 322 с.
38.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1996.– 174 с.
39.Гольдштейн К. Организм, целостный подход к биологии. – Нью-Йорк,
1939.
40.Гольдштейн К. Природа человека в свете психопатологии. – Кембридж,
1939.
41.Гоноболин Ф.Н. О некоторых психических качествах личности
учителя//Вопросы психологии, 1975. – С. 100-111.
42.Грандо А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. – М.: Высшая
школа, 1988.
43.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – Л.: ЛГУ, 1988. –
564 с.
44.Грачева А.М. Нистратов А.А., Петренко В.Ф., Собкин В.С.
Психосемантический анализ понимания мотивационной структуры
поведения киноперсонажа//Вопросы психологии, 1988. № 5, – С. 123-
131.
45.Гройсман А.Л. Медицинская психология ИУП. – М: Магистр, 1997.– 360с.
46.Грушин Б.А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы
исследования. – М., 1987. – 367 с.
47.Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Русский
язык, 1980.– 553 с.
48.Джеймс У. Психология. – М.: Педагогика, 1991.– 368 с.172
49.Додонов Б.И. В мире эмоций. – Киев: Политиздат Украина, 1987 – 139 с.
50.Додонов Б.И. Эмоция как ценность. – М., 1978. – 272 с.
51.Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль//Вопросы
психологии, 1989. – № 5.
52.Дьяченко М. И. Кандыбович Л. Я. Психология высшей школы. – Минск:
Изд-во БГУ, 1981. – 383 с.
53.Дюбуа П. Психоневрозы и их психическое лечение. – СПб., 1912.
54.Дюркгейм Э. Представления индивидуальные и представления
коллективные//Социология. Ее предмет, метод, предназначение. – М.,
1995.
55.Жуков Н.И. Проблема сознания. – Минск, 1987.
56.Жуковская Н.С. Вопросы разграничения неврозов страха и
неврозоподобной шизофрении с синдромом страхов в детском
возрасте. – В кн. Материалы к 3-ей Всероссийской научной
конференции по неврологии и психиатрии детского возраста. – М.,
1971. – С. 236-239.
57.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия «Психология
ребенка». – СПб.: Союз, 2000. – 448 с.
58.Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания//Вопросы
психологии, 1991. № 2. – С. 15-36.
59.Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние: Издательский Дом Питер,
1999.
60.Злобин А.Т. К классификации эмоций//Вопросы психологии, 1991. №4.
61.Изард К. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2000. – 464 с.
62.Каплан Г.И., Сэдок Б.Д. Клиническая психиатрия. – М.: Медицина, 1994.
63.Карварский Б.Д. Медицинская психология. – М.: Медицина, 1982. – 271 с.
64.Кассирский И.А. О врачевании. Проблемы и раздумья. – М.: Медицина,
1970. – 272с.
65.Кемпински А. Психопатология неврозов. Варшава, 1975. – 400 с.173
66.Кеннон В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде,
страхе и ярости. – Л.: Прибой, 1927, – 173с.
67.Кисловская В.Р., Кон И.С. Психология старшеклассника: Пособие для
учителя. – М., Просвещение, 1980. – С.51.
68. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. –
СПб., М., 1932.
69.Кон И.С. Открытие «Я». – М.: Политиздат, 1978. – 367с.
70.Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. – Воронеж:
НПО Модэк, 1996. – 224с.
71.Корольчак-Бернацкая.Б. Нетрадиционная трактовка состояния тревоги и
стресса//Стресс и тревога в спорте: Международный сборник с 84
научных статей/Сост. Ю.Л. Ханин. – М.: Физкультура и спорт, 1983. –
288 с.
72.Кочубей Б.И., Новикова Е. Детские тревоги: в школе и дома//Семья и
школа, 1988 – № 7.
73.Кочубей Б.И., Новикова Е., Ярлыки для тревоги//Семья и школа, 1988 –
№10.
74.Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. –
М.: Знание, 1988. – 80 с.
75.Кряж И.В. Психосемантическое исследование обыденных экологических
представлений//Вопросы психологии, 1998. – № 1. – С. 65-75.
76.Кубышкин В.Ф., Чернышева Л.Н. Семенов Г.В. Психологические
особенности врача//Медицинское образование. – М, 1990.
77.Кузнецова Е. Н. Особенности проявления страхов у студентов-медиков и
врачей//Профессиональное образование психолога: интеграция теории
и практики. – Воронеж: Воронежский государственный университет,
2002. – С. 350-355.
78.Кузнецова Е.Н. Профессиональные особенности проявления страхов у
студентов-медиков и студентов-педагогов//Личность: культура и174
образование. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2002. – С. 105-109.
79.Кузнецова Е.Н. Роль эмоций в деятельности
общения//Лингводидактические и семантические проблемы изучения
национально-культурной ценностной картины мира. – Ставрополь:
Изд-во СГУ, 2001. – С. 109-113.
80.Кузнецова Е.Н. Связь особенностей проявления страха с семантической
структурой обыденного сознания у девушек – студентокмедиков//Социально-психологические и педагогические проблемы
развития личности учащейся молодежи. – Ставрополь: Изд-во СГУ,
2002. – С. 182-184.
81.Кузнецова Е.Н. Феномен «эмоционального сгорания» в профессиональной
деятельности педагога. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2003. – С. 270-272.
82.Кьеркегор С. Понятие страха. – Принстон, Нью-Джерси, 1944. – 38 с.
83.Кьеркегор С. Страх и трепет. – М.: Республика, 1993.
84.Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. В кн. –
Эмоциональный стресс. – М., 1970. – С. 178-209.
85.Лакосина Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. – М., 1984. – 319
с.
86.Лапланш Ж., Понталис Ж.Б. Словарь по психоанализу. – М.: Высшая
школа, 1996. – 623 с.
87.Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. – М.: Просвещение,
1964. – 344 с.
88.Левитов Н.Д. Психические состояния беспокойства и тревоги//Вопросы
психологии, 1969. № 1. – С. 17-24.
89.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность//Собр. соч. В 2т. Т.2 –
М.: Педагогика, 1983. – С.94-232.
90.Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. – М.: МГУ, 1971. – С.1-40.
91.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – 3-е изд. – М.: Изд-во МГУ,
1972. – 575 с.175

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ