Введение 3
Глава 1. Внеклассная работа - часть учебно-воспитательного процесса 5
1.1 Понятие «внеклассная работа» в педагогической литературе 5
1.2 Особенности внеклассной работы 6
1.3 Методические требования к воспитательной работе по биологии 7
Глава 2. Разработка программы внеклассной работы «Удивительный мир комнатных растений» 14
2.1 Возрастные психологические особенности детей 12-14 лет 14
2.2 Программа внеклассной работы «Удивительный мир комнатных растений» 16
Глава 3. Внеклассная работа как способ повышения мотивации и интереса детей к предмету биология 45
Заключение 50
Список литературы 51
Приложения
На сегодняшний день главной проблемой среди подрастающего поколения является незанятость и безнравственность. Молодёжь не знает чем себя занять. И зачастую проводит время то за телевизором, то за компьютером. Игры, разрушающие моральные эстетические нормы, негативная информация средств массовой информации действует на подростка отрицательно. Мировоззрение подростка тем самым формируется неправильно. Школа может поспособствовать правильному формированию мировоззрения детей. Она может пробудить у подрастающего поколения интерес к живому, к заботе о его сохранении, привить с раннего детства бережное отношение к природе, в большей мере могут способствовать внеклассные мероприятия. Важная задача школы - воспитать у обучающихся сознательное отношение к труду, развить необходимые практические умения и навыки, стремление к самостоятельному овладению знаниями, интерес к исследовательской деятельности.
Большое значение в формировании всесторонне развитой личности имеют школьные биологические внеклассные мероприятия. В процессе внеклассной работы по биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к ее охране [5, с. 83]. Особенность внеклассной работы заключается в том, что она строится с учетом интересов и наклонностей учащихся. Наряду с этим внеклассные занятия по биологии дают неограниченную возможность для развития творческой активности школьников. Развитие интереса - это сложный процесс, включающий интеллектуальные, эмоциональные и волевые элементы в определенном сочетании и взаимосвязи. Известно, что интересы учащихся очень разнообразны. Они зависят от индивидуальных особенностей личности, а также от влияния внешних факторов. Интересы могут различаться не только по характеру, но и по длительности, интенсивности, стойкости и направленности. Нередко интерес приобретает характер склонности. Этому часто способствуют внеклассные занятия, особенно если они побуждают обучающихся к творческому поиску, к практическому применению приобретенных знаний (например, при проведении опытов в уголке живой природы, на учебно-опытном школьном участке, при проведении фенологических наблюдений), к чтению научно-популярной литературы по биологии [11, с. 25].
Основной целью данной работы являлось изучение методики организации внеклассных мероприятий по биологии.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) изучить особенности внеклассной работы по биологии в школе;
2) разработать программу внеклассной работы «Удивительный мир комнатных растений» для детей 12-14 лет.
3) определить роль внеклассной работы в формировании интереса школьников к учебному предмету биология.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.
Предмет исследования: методика организации внеклассных мероприятий по биологии.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Внеклассные мероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями для детей, с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Целью внеклассных мероприятий является обеспечение формирования всесторонне развитой личности. В процессе внеклассной работы по биологии у школьников воспитываются патриотические чувства, эстетические вкусы, развивается любовь к природе, стремление к её охране. Общими условиями организации любой внеклассной деятельности учеников являются:
- учет интересов и потребностей обучающихся конкретного класса;
- четкое планирование внеклассной работы, определение ее конечных результатов;
- тесная связь с другими предметами;
- внимание к общественно полезной деятельности учеников.
Нами было проведено внеклассное мероприятие по биологии для обучающихся 6-7 классов по разработанной программе «Удивительный мир комнатных растений». При разработке мероприятия учитывались возрастные, индивидуальные особенности и интересы обучающихся. Также учитывались тематика и последовательность изучения учебного материала.
Пройдя курс внеклассной работы, обучающиеся приобрели следующие навыки:
- самостоятельно применять агротехнические приемы при выращивании и уходе за комнатными растениями;
- располагать комнатные растения в помещении в зависимости от требований;
- определять видовой состав комнатных растений и проводить их паспортизацию.
1. Андреева М. Литературная игра в школе // Библиотека в школе. - 2001. - № 3.- С. 16-17.
2. Асперова И.Б. Профессиональное воспитание в школе. - М.: Знание,
2007. - 285 с.
3. Бартенева Т.П., Ремонтов А.П. Использование компьютерных технологий на уроках биологии // Сайт Информационные технологии и образование.
- 2009 [Электронный ресурс1иКЬ:Ы1:р:/А^^^11:о.8и/2003/УШ/У111-0- 1806.html. (дата обращения: 21.02.2018).
4. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов
обучения: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября»,
2000. - 224 с.
5. Верзилин Н.М. и др. Общая методика преподавания биологии. - М.: «Просвещение», 1983. - 83 с.
6. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. - М.: Педагогика
- Пресс, 1995. - 332 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1991. - 480 с.
8. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия. - Москва.: ООО Изд. Росмэн-Пресс, 2001. - 255с.
9. Гельмут Я.С. Цветы в нашем доме. - М.: .Интербук - бизнес, 1998. - 304 с.
10. Григорьева Т.М. Цветы в культуре Японии. - М.: Академия, 1993. - 410 с.
11. Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии. - Саратов: «Лицей», 2005. - 288с.
12. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. - 411 с.
13. Исаенко В. Как подготовить праздник для детей // Воспитание школьников. - 2004.- № 8. - С. 24-26.
14. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии: 6 класс. - М.: ВАКО, 2011. - 384 с.
15. Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 193 с.
16. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. - Волгоград: «Учитель», 2004. - С. 50-51.
17. Лучич М.В. Детям о природе. Москва: Просвещение», 1989 .- 143с.
18. Маркова А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2005. - 96 с.
19. Менеджмент в управлении школой / Т.И. Шамова / под ред. Т.И. Шамовой. - М.: Магистр, 1992. - 231 с.
20. Мышление и речь // Собрание сочинений. 1982. - Т. II. - 361 с.
21. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. - М.: «КолосС», 2007. - 303 с.
22. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник. - М.: Издательство Юрайт; МГППУ, 2011. - 460 с.
23. Понаморева И. Н. и др. Общая методика обучения биологии. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272 с.
24. Рабочая программа по биологии 5-9 классы [Электронный ресурс] URL: http://www.ipkps.bsu.edu.ru/source/metod sluzva/biologiya/2012/ FGOS_Ponomareva.pdf (дата обращения 17.09. 2017)
25. Сластенин В.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М.: Школа-Пресс, 2004. - 492с.
26. Соколова Т. А. Декоративное растениеводство. Цветоводство: учебник для студ. Вузов. - М.: Академия, 2006. - 432 с.
27. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии. - М.: «ТЦ Сфера», 2005. - 96 с.
28. Хессайон Д.Г. Всё о комнатных растениях. - М.: Кладезь-Букс, 2008. - 255 с.
29. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М.: Педагогика, 1982. - 208с.
30. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. - М.: Гардарики, 2005. - 349с.