Актуальность исследования. Социализация российской молодежи в конце XX - начале XXI вв. протекает под влиянием разнонаправленных фак¬торов: политических перемен в стране; трансформации ценностно¬нормативной системы; новой социальной дифференциации в обществе; из¬менения шкалы престижности профессий; снижения уровня жизни больтттин- ства населения; роста безработицы; усиления неравенства в сфере образова¬ния. Переход к рыночным отношениям привел к разрушению существовав¬шей системы воздействия на социализацию молодого поколения, государство отказалось от принципа патернализма в отношении социально¬профессионального самоопределения. Молодое поколение вынуждено при¬спосабливаться к сложным условиям вхождения в общество, самостоятельно самоопределяться, оценивать свои профессиональные устремления и способ¬ности.
Исполнение государственных планов в системе образования сменилось ориентацией на запросы тех, кто непосредственно пользуется образователь¬ными услугами. Профессиональные учебные заведения открыли набор на те специальности, которые пользуются спросом у молодежи, причем процесс принял массовый характер. Далекие по своему профилю от подготовки эко¬номистов, бухгалтеров, юристов учебные заведения начали обучение по эко¬номическим, управленческим, юридическим специальностям. Этот процесс не опирается на информацию о реальной и перспективной потребности в кадрах, но является фактическим откликом на социальный заказ. В этом есть свои плюсы - смягчен существующий годами конфликт между ожиданиями молодежи и структурой системы образования. Однако отрицательные по¬следствия данного процесса очевидны - весьма остры проблемы, связанные с трудоустройством тех, кто оканчивает профессиональные учебные заведе¬ния, то есть возникает несоответствие структуры подготовки кадров и по¬
3
требностей народного хозяйства в них, противоречие между требованиями рынка труда и рынком специалистов.
Представления молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, процесс принятия решений о выборе профессии у современных выпускников школ часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценностей, слабым знанием своих способ¬ностей и возможностей. Молодежь ориентируется на профессии, закрепив¬шиеся в массовом сознании как «современные», «престижные», «выгодные». Все это в определенной мере свидетельствует об отсутствии у молодежи сформированного профессионального самоопределения.
В период трансформации общества возрастает значение личности, го¬товой к самостоятельной жизни. Рыночная экономика не только создает бла¬гоприятные условия свободного действия каждого человека, но и предъявля¬ет к нему жесткие требования - умение самостоятельно выбирать, готовность к непредсказуемым ситуациям. Решение проблем подготовки человека к осознанному профессиональному самоопределению становится жизненно необходимо.
Рассмотрение процесса профессионального самоопределения позволит преодолеть некоторые социальные противоречия, свойственные современно¬му обществу, прогнозировать тенденции, которые необходимо принимать во внимание при решении задач разработки эффективной молодежной полити¬ки, как на государственном уровне, так и на уровне отдельного региона.
Степень разработанности проблемы. Для отечественной социологии образования проблематика профессионального самоопределения молодого поколения не является новой. Отдельные вопросы и аспекты этой проблемы в той или иной степени уже исследовались ранее социологами, философами, педагогами и психологами.
Концептуальные основы диссертационного исследования сформирова¬лись на основе изучения, анализа и переосмысления теоретических и методо¬
4
логических подходов, представленных в работах ученых по различным про¬блемам образования, молодежи, студенчества. Классифицируя эти работы, можно выделить ряд направлений, объединяющих исследования различных авторов.