Введение 3
Глава 1. Прикладные задачи в школьном курсе математики 6
1.1. Определение задачи, ее структура и классификация 6
1.2. Роль прикладных задач в школьном курсе математики 8
1.3. Прикладные задачи на проценты 10
1.4. Банковские задачи 15
Глава 2. Методика обучения учащихся решению прикладных задач c экономическим содержанием 24
2.1. Методика работы над текстовой задачей 24
2.2. Основные способы решения прикладных задач 29
2.3. Анализ школьных учебников по математике на наличие задач c
экономическим содержанием 32
2.4. Задача с экономическим содержанием в составе ЕГЭ 39
2.5. Методика использования задач финансовой математики на
уроках математики в основной школе 42
Глава 3. Элективный курс «Задачи с экономическим содержанием» .. 45
3.1. Пояснительная записка 45
3.2. Учебно-тематическое планирование 47
3.3. Календарно-тематическое планирование элективного курса... 50
3.4. Методические рекомендации к элективному курсу 53
3.5. Апробация элективного курса 54
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложения
Курс школьной математики включает в себя не только теоретический раздел, но и прикладной, который представляет собой применение математической теории в практических ситуациях. Решение задач практического характера, которые моделируют какие-то реальные процессы жизни, разбудит интерес учащихся к предмету. Ведь увидев практическое применение математики, для них она станет «нужной». Поэтому в школьном курсе математики важно повысить внимание учащихся к вопросам, имеющим прикладное значение при помощи насыщения его задачами практического характера, в том числе задачами социально-экономической направленности, которые раскрывают реальные отношения в сфере экономики и производства, такие как оформление в банке кредита или сберегательного вклада, определение уровня риска в процессе принятия решений по оптимизации производства и т.п. При решении таких задач формируются умения и навыки, необходимые в жизни, сближаются школьные методы решения задачи c методами, применяемыми на практике. В связи c этим проблема формирования у учащихся умений и навыков решения прикладных задач является одним из важных вопросов методики преподавания математики.
Правильная методика обучения решению прикладных задач играет существенную роль в формировании высокого уровня математических знаний, умений и навыков учащихся. Ведь благодаря им учащиеся знакомятся c новыми понятиями, развивают логическое и абстрактное мышление, учатся строить математические модели, описывающие социально-экономические и жизненные проблемы, формируют межпредметные связи и умения проводить исследования. Ведь воспитание делового человека, компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере является одним из важнейших потребностей современной школы.
В настоящее время выпускникам необходимо быть всесторонне развитыми, чтобы быть готовыми к жизни в условиях рыночных отношений. Элементарные экономические знания позволят понять роль и права человека в обществе, готовят учеников к адекватному восприятию общества и производства, помогают им определить для себя сферу деятельности, профессию в будущем.
Все вышесказанное определяет актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Как нам известно, в 2015 году ЕГЭ по математике претерпел существенные изменения. В первую очередь это касается разделения самого экзамена на базовый и профильный уровни. К профильному уровню во вторую часть было добавлено задание c социально-экономическим содержанием, которое предполагает построения какой-либо математической модели и оценивается в 3 балла.
Эффективному постижению азов экономики поможет решение задач, в содержании которых речь идет о процентах. Понятие «проценты» буквально вошло в нашу жизнь, оно атакует нас в пору утверждения рыночных отношений в экономике, в пору банкротств, инфляций, финансовых кризисов. Сами проценты не дают экономического развития, но их знание помогает в развитии практических способностей. Обдуманное изучение процентов может способствовать развитию таких навыков как экономичность, расчетливость.
Отсюда возникает проблема исследования, состоящая в изучении методических особенностей обучения решению прикладных задач c экономическим содержанием, в том числе задач на проценты в школьном курсе математики. Проблема исследования определяет тему дипломной работы: «Методика обучения решению задач c экономическим содержанием в школьном курсе математики».
Объект исследования - процесс обучения математике в средней школе.
Предмет исследования - методические особенности обучения решению задач c экономическим содержанием в средней школе.
Цель: выявить пути, условия и средства повышения эффективности по обучению учащихся решению задач c экономическим содержанием.
Задачи работы:
1. Изучить психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу по теме исследования. Провести анализ школьных учебников.
2. Описать методику обучения решению задач c экономическим содержанием.
3. Разработать и апробировать элективный курс «Задачи c экономическим содержанием».
4. Разработать планы-конспекты уроков.
5. Разработать методическое пособие «Экономические задачи: подготовка к ЕГЭ».
Практической значимостью работы является то, что методические разработки - элективный курс, уроки и методическое пособие могут быть использованы учителями математики в учебном процессе, а также учащимися старших классов при самостоятельной подготовке к ЕГЭ.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Анализ научно-педагогической и методической литературы показывает, что решение математических задач c экономическим содержанием способствует усилению прикладной направленности курса математики.
Реализация прикладной направленности в условиях современного образовательного процесса оказывает существенное влияние на организацию всего учебного процесса в целом, делая более разнообразными методические приемы и организационные формы, усиливая тем самым обобщающий характер содержания изучаемого материала, активизируя поисковую, исследовательскую деятельность учащихся. Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для многообразных приложений, а экономика - могучий инструмент для получения новых знаний.
В данной выпускной квалификационной работе подробно изложены методические особенности изучения задач c экономическим содержанием в школьном курсе математики.
В ходе исследования были изучены школьные учебники по математике на наличие задач c экономическим содержанием, методические пособия и научная литература по данной теме. Также мы систематизировали и изложили теоретический материал, методические рекомендации по обучению решению задач c экономическим содержанием.
Проведенное нами исследование позволило определить общие методические рекомендации по обучению решению задач c экономическим содержанием. Нами были определены темы курса алгебры основной школы, в которые целесообразно включать задачи финансовой математики.
Анализ учебно-методической литературы показал, что необходимо познакомить учащихся с алгоритмом методики работы над текстовой задачей. Ведь для того, чтобы ученик успешно справился с задачей, ему необходимо построить план её решения, т.е. проанализировав условие и требование задачи, построить математическую модель и решить ее. Если учесть данные методические рекомендации, то можно повысить эффективность обучения решению задач c экономическим содержанием.
Учащимся, которые хотят хорошо усвоить задачу c экономическим содержанием во второй части ЕГЭ, необходимо посещать элективные курсы по подготовке к экзамену. Поэтому, c целью дополнительной подготовки учащихся к ЕГЭ, по результатам нашей выпускной квалификационной работы, были разработаны следующие учебно-методические разработки: элективный курс «Задачи c экономическим содержанием» для старших классов; планы конспекты уроков и методическое пособие «Экономические задачи: подготовка к ЕГЭ».
Результаты данного исследования были представлены на различных научных конференциях университетского и международного масштабов, таких как: итоговая научная образовательная конференция студентов КФУ, международные конференции ИТОН и MATHEDU.
1. Дорофеев, Г.В. Алгебра. [Текст]: Учебник по алгебре для 7 класса / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2014. - 287 с.
2. Дорофеев, Г.В. Алгебра. [Текст]: Учебник по алгебре для 8 класса / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова -3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
3. Дорофеев, Г.В. Алгебра. [Текст]: Учебник по алгебре для 9 класса / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова - 3-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2016. - 336 с.
4. Дорофеев, Г.В. Математика. [Текст]: Учебник по математике для 6
класса. Ч.1/ Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон - 2-е изд. перераб. - М.:
Просвещение, 2010. - 1112 с.
5. Дорофеев, Г.В. Математика. [Текст]: Учебник по математике для 6 класса/ Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова и др. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2016. - 288 с.
6. Лысенко, Ф.Ф. Задание с экономическим содержанием в ЕГЭ по математике [Текст]/ Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова - Ростов-на-Дону: Легион, 2015.- 48с.
7. Макарычев, Ю.Н. Алгебра [Текст]: Учебник по алгебре для 7
класса./ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова и др.- М.: Просвещение, 2014 - 304 с.
8. Макарычев, Ю.Н. Алгебра [Текст]: Учебник по алгебре для 8
класса/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова и др.- М.: Просвещение, 2013. - 284 с
9. Макарычев, Ю.Н. Алгебра [Текст]: Учебник по алгебре для 9
класса/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова и др.- М.: Просвещение, 2014. - 256 с
10. Мишин, В.И., Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по физ.-мат. спец./ А. Я. блох, В. А. Гусев, Г. В. Дорофеев и др. - М.: Просвещение, 1987. - 416 с.
11. Никольский, С.М. Алгебра [Текст]: Учебник по алгебре для 7
класса / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
12. Никольский, С.М. Алгебра [Текст]: Учебник по алгебре для 8
класса / С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. - М.: Просвещение, 2014. - 301 с.
13. Никольский, С.М. Алгебра [Текст]: Учебник по алгебре для 9
класса учебник/ С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. - М.: Просвещение, 2014. - 335 с.
14. Никольский, С.М. Математика [Текст]: Учебник по математике для 8 класса/ С.М. Никольский, М.К. Потапов и др. - 14-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 256 с.
15. Образовательный портал для подготовки к экзаменам. Решу ЕГЭ [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://ege.sdamgia.ru/
16. Стефанова, Н.Л. Методика и технология обучения математике [Текст]: Курс лекций / Н.Л. Стефанова, Н. С. Подходова - 2-е изд, испр.- М.: Дрофа, 2008. — 415, [1]с.: ил.
17. Стефанова, Методика и технология обучения математике. Лабораторный практикум [Текст]: учеб. пособие для студентов матем. факультетов пед. университетов/ Н.Л. Стефанова, Н. С. Подходова -М.: Дрофа, 2007. — 320 с.
18. Симонов, А.С., Экономика на уроках математики [Текст]: учебное пособие/ А.С. Симонов - М: Школа-Пресс, 1999,-160с.
19. Темербекова, А.А. Методика преподавания математики [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.А. Темербекова - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. - 176 с.
20. Терешин, Н.А. Прикладная направленность школьного курса математики [Текст]/ Н.А. Терешин — М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
21. Фоминых, Ю.М. Прикладные задачи по алгебре для 7- 9классов [Текст]/ Ю.М. Фоминых - М.: Просвещение, 1999. — 112 с.
22. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст]: учебное пособие учителю математики о пед. психологии./ Л.М. Фридман - М., 1983. - 16 0с.
23. Шакирова, Л.Р. Курсовые и выпускные квалификационные работы по кафедре теории и методики обучения математике [Текст]: методические рекомендации для студентов / Л.Р. Шакирова. - Казань: ТГГПУ, 2008. - 31 с.
24. Шапиро, И.М. Использование задач c практическим содержанием в преподавании математики [Текст]: кн. для учителя./ И.М. Шапиро - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
25. Экономические задачи в курсе математики средней школы [Электронный ресурс]/ Педагогическая мастерская. Первое сентября. - Режим доступа: кйр://открытыйурок.рф/статьи/654914/
26. Ященко, И.В., Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2017 года по МАТЕМАТИКЕ [Текст]/ - ФИПИ, 2017. - 20 с.