ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЖУРНАЛИСТА 6
1.1. Понятие и составляющие творческого портрета журналиста 6
1.2. Творчество в журналистике: методы и критерии 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЖУРНАЛИСТА ГЕОРГИЯ ЗОТОВА 29
2.1. Журналистская деятельность Георгия Зотова 29
2.2. Особенности стилистики материалов Георгия Зотова 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Таблица 55
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Литературное творчество Георгия Зотова
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЖУРНАЛИСТА 6
1.1. Понятие и составляющие творческого портрета журналиста 6
1.2. Творчество в журналистике: методы и критерии 17
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЖУРНАЛИСТА ГЕОРГИЯ ЗОТОВА 29
2.1. Журналистская деятельность Георгия Зотова 29
2.2. Особенности стилистики материалов Георгия Зотова 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Таблица 55
ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Литературное творчество Георгия Зотова
Актуальность. Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового . Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. На данный момент задача любого журналиста в сфере массмедиа - подключать, прежде всего, мотивационную сферу: этически просвещать и программировать поведение личности журналиста на истинно творческую деятельность в любой профессиональной или даже жизненной ситуации . Так как именно личные качества журналиста во многом определяют качество современной журналистики, это делает актуальным исследование в рамках данной работы творческого портрета журналиста.
Степень изученности проблемы. Следует учитывать, что сама по себе деятельность журналиста как явление неоднозначна и многопланова. Интерес исследователей к данной тематике обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих журналистов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального творчества; во-вторых, потребностями редакционных коллективов, заинтересованных в выработке оптимальных моделей журналистской деятельности; в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности творчества журналистов. Анализ данных причин нашёл отражение в целом ряде теоретических работ. Такие авторы, как Г.В. Лазутина и Е.П. Прохорова особое внимание уделяют общеметодологическим характеристикам журналистского творчества, психологическим основам данного вида деятельности, особенностям публицистического творчества, технологическим аспектам журналистского труда.
В основу исследования легли работы по изучению деятельности, творчества, творческой лаборатории журналиста, созданные в последние десятилетия прошлого века и в первое десятилетие ХХ! века. К их числу относятся труды В.М. Горохова «Методы журналистского творчества» (1982) , М.Н. Кима «Технология создания журналистского произведения», (2001) , Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности» (2010) , Е.П. Прохорова «Исследуя журналистику» (2006) , публикации об информационном обществе и средствах массовой информации Е.Л. Вартановой , фундаментальные работы отечественных и зарубежных философов и психологов - Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, Л. Витгенштейна, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Э.С. Маркаряна.
Объектом исследования - творческий портрет журналиста Георгия Зотова.
Предмет исследования - составляющие творческого портрета Георгия Зотова.
Цель исследования: выявить особенности творческого портрета современного журналиста.
В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
- рассмотреть понятие творческого портрета журналиста;
- изучить методы журналистского творчества;
- раскрыть журналистское творчество Георгия Зотова;
- показать особенности публицистического языка Георгия Зотова.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, систематизация полученных результатов.
Эмпирической базой исследования являются журналистские тексты Георгия Зотова, опубликованные в газете «Аргументы и Факты». Всего было исследовано 20 журналистских материалов интернет-издания «Аргументы и Факты» с 01.01.2018 по 30.05.2018.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые рассматривается творческий портрет журналиста Георгия Зотова. Даётся понятие и составляющие творческого портрета журналиста, выявляются конкретные изменения в работе создателя журналистского текста.
Практическое значение работы связано с тем, что результаты данного исследования способны помочь скорректировать позицию журналиста в повседневной деятельности, учитывая современные процессы, происходящие в мире, социуме и профессии.
Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Степень изученности проблемы. Следует учитывать, что сама по себе деятельность журналиста как явление неоднозначна и многопланова. Интерес исследователей к данной тематике обусловлен рядом причин: во-первых, потребностями самих журналистов, пытающихся осмыслить особенности индивидуального творчества; во-вторых, потребностями редакционных коллективов, заинтересованных в выработке оптимальных моделей журналистской деятельности; в-третьих, потребностями журналистской теории, стремящейся выявить общие закономерности творчества журналистов. Анализ данных причин нашёл отражение в целом ряде теоретических работ. Такие авторы, как Г.В. Лазутина и Е.П. Прохорова особое внимание уделяют общеметодологическим характеристикам журналистского творчества, психологическим основам данного вида деятельности, особенностям публицистического творчества, технологическим аспектам журналистского труда.
В основу исследования легли работы по изучению деятельности, творчества, творческой лаборатории журналиста, созданные в последние десятилетия прошлого века и в первое десятилетие ХХ! века. К их числу относятся труды В.М. Горохова «Методы журналистского творчества» (1982) , М.Н. Кима «Технология создания журналистского произведения», (2001) , Г.В. Лазутиной «Основы творческой деятельности» (2010) , Е.П. Прохорова «Исследуя журналистику» (2006) , публикации об информационном обществе и средствах массовой информации Е.Л. Вартановой , фундаментальные работы отечественных и зарубежных философов и психологов - Б.Г. Ананьева, Г.С. Батищева, Л. Витгенштейна, О.Г. Дробницкого, М.С. Кагана, А.Н. Леонтьева, Э.С. Маркаряна.
Объектом исследования - творческий портрет журналиста Георгия Зотова.
Предмет исследования - составляющие творческого портрета Георгия Зотова.
Цель исследования: выявить особенности творческого портрета современного журналиста.
В связи с поставленной целью следует решить ряд задач:
- рассмотреть понятие творческого портрета журналиста;
- изучить методы журналистского творчества;
- раскрыть журналистское творчество Георгия Зотова;
- показать особенности публицистического языка Георгия Зотова.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, систематизация полученных результатов.
Эмпирической базой исследования являются журналистские тексты Георгия Зотова, опубликованные в газете «Аргументы и Факты». Всего было исследовано 20 журналистских материалов интернет-издания «Аргументы и Факты» с 01.01.2018 по 30.05.2018.
Научная новизна исследования определяется тем, что впервые рассматривается творческий портрет журналиста Георгия Зотова. Даётся понятие и составляющие творческого портрета журналиста, выявляются конкретные изменения в работе создателя журналистского текста.
Практическое значение работы связано с тем, что результаты данного исследования способны помочь скорректировать позицию журналиста в повседневной деятельности, учитывая современные процессы, происходящие в мире, социуме и профессии.
Наша работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Первая глава содержала теоретические аспекты изучения творческого портрета журналиста. Рассмотрели понятие творческого портрета журналиста; изучили методы журналистского творчества. Журналистика пронизана творчеством, она есть творчество по определению. Журналисту приходится принимать решения в конкретных условиях, опровергая схемы, устойчиво бытовавшие в социальной практике и в общественном сознании, так или иначе - создавать новое. Начало творческой активности журналисту дают информационно-управляющие связи человека и его окружения, позволяющие получить, удержать, накопить, переработать информационные сигналы среды, превратив их в информационный продукт.
Журналист в своей работе опирается на профессиональные навыки и умения. Навыки журналиста типичны и в то же время индивидуализированы. Они помогают успешно ориентироваться в знакомых ситуациях, быстро находить оптимальные решения. Умение журналиста - это обобщенное и вместе с тем глубоко индивидуализированное воспроизводство предшествующего опыта, предполагающее свободное обращение, как со знакомым, так и с незнакомым материалом, действие, как в однотипных, так и в уникальных ситуациях. Умение означает не только использование имеющихся знаний и навыков, но и самостоятельный творческий подход к решению новых задач на всех этапах. Знание, навыки, умение журналиста - важнейшие признаки творческой индивидуальности. Приобретенный опыт находится в тесной связи с общей социальной направленностью личности, не только обусловлен ею, но и оказывает на нее обратное воздействие.
Деятельность журналиста заключается в выявлении и фиксации элементарных и неэлементарных процессов окружающей (социальной) действительности путем научных и вненаучных методов и последующее воспроизведение выявленных и зафиксированных процессов исходя из глубины их понимания. Противоположностью данному подходу (что представляет собой «путь наименьшего сопротивления» в журналистике) является «поверхностность, односторонность, шаблон в отображении событий, процессов, личностей.
Также рассмотрели следующие методы коммуникативные; некоммуникативные (документальные и физические); аналитические. А также выявили критерии журналистского творчества: личность профессионального журналиста; мера коммуникативной открытости общества; личная (в той или иной степени осознаваемая) ментальность профессионального журналиста; идейная позиция; строгое соблюдение классических типов текста и фундаментальных технологий журнализма (своего рода «работа по правилам»).
Во второй главе проанализировали творческий портрет Георгия Зотова, а именно раскрыли журналистское творчество Георгия Зотова; показали особенности публицистического языка Георгия Зотова. Творческая деятельность журналиста Георгия Зотова - включала руководство департаментом по зарубежным интервью и расследованиям в издании «Аргументы и факты». Наибольший общественный резонанс вызвало его писательская деятельность.
Становление таланта Зотова-репортера пришлось на 80-е годы XX столетия, когда в русской газете сформировались основные признаки репортажа как информационного жанра: авторское «я», эффект присутствия, оперативное описание деталей события, прямая речь. Эти традиции жанра воспринял Георгий Зотов, став сотрудником издании «Аргументы и факты». В центре внимания автора оказываются бедственное положение обитателей ночлежек в Индии, экономика Вьетнама, репортаж из бывшего концлагеря СС Майданек. Под пером Георгия Зотова материал испытывает тенденцию к аналитичности, в нем присутствует контрастное сопоставление фактов, литературные образы, диалог, с помощью которого автор реконструирует событие. Сенсационные факты о Сирии, трагических происшествиях, в оперативном освещении которых Георгию Зотову не было равных, выражают авторскую озабоченность судьбами простых людей. Георгий Зотов занимается писательской деятельностью и выступает под псевдонимом Зотов, литературой занимается сравнительно недавно: первый его роман «Элемент крови» вышел в 2007 году. Автор романов «Минус ангел», «Демон плюс», «Рай&Ад» (цикл «Калашников&Малинин»), «Печать Луны», «Череп Субботы» (цикл «Каледин&Алиса»), «Апокалипсис Welcome», «Апокалипсис Welcome. Страшный Суд 3D» (цикл «Конец света»), «Москау» и «Сказочник». Последний роман номинирован на общенациональную литературную премию «Большая книга».
Содержание материалов Георгия Зотова, постановка в них социально значимых проблем и форма подачи материала, экспрессивность, логические доводы. Георгий Зотов утвердил амплуа репортера-профессионала, проявив такие качества журналиста, как служение истине, оперативность, умение прогнозировать события, первому схватывать сенсационные факты. Творческая деятельность Георгия Зотова была направлена на решение демократических проблем современной жизни. Используя рассмотренные в данной работе средства, Георгий Зотов придает своей письменной речи уникальность, образность, приумножает читательский интерес, совершенствует авторский стиль.
Публицистические материалы и, в частности, их синтаксическое построение обладают значительным потенциалом воздействия на читательскую аудиторию. Чрезмерное включение в текст нейтральных и одинаковых по строению синтаксических конструкций может убедить читателя в заурядности журналиста, поставить под сомнение его творческое начало, вызвать недоверие к его точке зрения. Поэтому журналист должен владеть мастерством выражения собственной позиции, используя для этой цели ресурсы всех языковых уровней.
В анализируемых нами материалах Георгия Зотова сочетаются приемы, характерные для информационных и аналитических жанров (заметка, интервью, репортаж, комментарий, беседа, обозрение, рекомендация). Одна публикация написана в жанре заметки, две публикации - жанр интервью, восемь публикаций - жанр репортаж, одна публикация - жанр комментарий, жанр обозрение отражен в шести публикациях, две публикации принадлежат к жанру рекомендация. В своей работе автор использует такие методы как наблюдение, интервью, беседа, дедуктивный и индуктивный методы, а также сравнительный метод, метод комментирования, метод синтеза. Это зависит от того, что аналитический характер ярко прослеживается в материалах журналиста. Георгий Зотов все время сравнивает, вспоминает, уточняет события, комментирует, ищет что-то необычное, пытается угадать дальнейшие действия и даже мысли описываемых им людей.
В работе присутствует психологическая составляющая творчества Георгия Зотова, журналист четко выдерживает композицию репортажа. В его материалах присутствует зарисовочная часть о событии, диалоги, миниописания, четко выделенные детали. Заканчивая свой репортажный шедевр, Георгий Зотов очень часто делится с читателем своими выводами.
В данной работе мы решили поставленные задачи, выявив особенности творческого портрета современного журналиста во всех нужных аспектах и проиллюстрировав их примерами из материалов Георгия Зотова.
Журналист в своей работе опирается на профессиональные навыки и умения. Навыки журналиста типичны и в то же время индивидуализированы. Они помогают успешно ориентироваться в знакомых ситуациях, быстро находить оптимальные решения. Умение журналиста - это обобщенное и вместе с тем глубоко индивидуализированное воспроизводство предшествующего опыта, предполагающее свободное обращение, как со знакомым, так и с незнакомым материалом, действие, как в однотипных, так и в уникальных ситуациях. Умение означает не только использование имеющихся знаний и навыков, но и самостоятельный творческий подход к решению новых задач на всех этапах. Знание, навыки, умение журналиста - важнейшие признаки творческой индивидуальности. Приобретенный опыт находится в тесной связи с общей социальной направленностью личности, не только обусловлен ею, но и оказывает на нее обратное воздействие.
Деятельность журналиста заключается в выявлении и фиксации элементарных и неэлементарных процессов окружающей (социальной) действительности путем научных и вненаучных методов и последующее воспроизведение выявленных и зафиксированных процессов исходя из глубины их понимания. Противоположностью данному подходу (что представляет собой «путь наименьшего сопротивления» в журналистике) является «поверхностность, односторонность, шаблон в отображении событий, процессов, личностей.
Также рассмотрели следующие методы коммуникативные; некоммуникативные (документальные и физические); аналитические. А также выявили критерии журналистского творчества: личность профессионального журналиста; мера коммуникативной открытости общества; личная (в той или иной степени осознаваемая) ментальность профессионального журналиста; идейная позиция; строгое соблюдение классических типов текста и фундаментальных технологий журнализма (своего рода «работа по правилам»).
Во второй главе проанализировали творческий портрет Георгия Зотова, а именно раскрыли журналистское творчество Георгия Зотова; показали особенности публицистического языка Георгия Зотова. Творческая деятельность журналиста Георгия Зотова - включала руководство департаментом по зарубежным интервью и расследованиям в издании «Аргументы и факты». Наибольший общественный резонанс вызвало его писательская деятельность.
Становление таланта Зотова-репортера пришлось на 80-е годы XX столетия, когда в русской газете сформировались основные признаки репортажа как информационного жанра: авторское «я», эффект присутствия, оперативное описание деталей события, прямая речь. Эти традиции жанра воспринял Георгий Зотов, став сотрудником издании «Аргументы и факты». В центре внимания автора оказываются бедственное положение обитателей ночлежек в Индии, экономика Вьетнама, репортаж из бывшего концлагеря СС Майданек. Под пером Георгия Зотова материал испытывает тенденцию к аналитичности, в нем присутствует контрастное сопоставление фактов, литературные образы, диалог, с помощью которого автор реконструирует событие. Сенсационные факты о Сирии, трагических происшествиях, в оперативном освещении которых Георгию Зотову не было равных, выражают авторскую озабоченность судьбами простых людей. Георгий Зотов занимается писательской деятельностью и выступает под псевдонимом Зотов, литературой занимается сравнительно недавно: первый его роман «Элемент крови» вышел в 2007 году. Автор романов «Минус ангел», «Демон плюс», «Рай&Ад» (цикл «Калашников&Малинин»), «Печать Луны», «Череп Субботы» (цикл «Каледин&Алиса»), «Апокалипсис Welcome», «Апокалипсис Welcome. Страшный Суд 3D» (цикл «Конец света»), «Москау» и «Сказочник». Последний роман номинирован на общенациональную литературную премию «Большая книга».
Содержание материалов Георгия Зотова, постановка в них социально значимых проблем и форма подачи материала, экспрессивность, логические доводы. Георгий Зотов утвердил амплуа репортера-профессионала, проявив такие качества журналиста, как служение истине, оперативность, умение прогнозировать события, первому схватывать сенсационные факты. Творческая деятельность Георгия Зотова была направлена на решение демократических проблем современной жизни. Используя рассмотренные в данной работе средства, Георгий Зотов придает своей письменной речи уникальность, образность, приумножает читательский интерес, совершенствует авторский стиль.
Публицистические материалы и, в частности, их синтаксическое построение обладают значительным потенциалом воздействия на читательскую аудиторию. Чрезмерное включение в текст нейтральных и одинаковых по строению синтаксических конструкций может убедить читателя в заурядности журналиста, поставить под сомнение его творческое начало, вызвать недоверие к его точке зрения. Поэтому журналист должен владеть мастерством выражения собственной позиции, используя для этой цели ресурсы всех языковых уровней.
В анализируемых нами материалах Георгия Зотова сочетаются приемы, характерные для информационных и аналитических жанров (заметка, интервью, репортаж, комментарий, беседа, обозрение, рекомендация). Одна публикация написана в жанре заметки, две публикации - жанр интервью, восемь публикаций - жанр репортаж, одна публикация - жанр комментарий, жанр обозрение отражен в шести публикациях, две публикации принадлежат к жанру рекомендация. В своей работе автор использует такие методы как наблюдение, интервью, беседа, дедуктивный и индуктивный методы, а также сравнительный метод, метод комментирования, метод синтеза. Это зависит от того, что аналитический характер ярко прослеживается в материалах журналиста. Георгий Зотов все время сравнивает, вспоминает, уточняет события, комментирует, ищет что-то необычное, пытается угадать дальнейшие действия и даже мысли описываемых им людей.
В работе присутствует психологическая составляющая творчества Георгия Зотова, журналист четко выдерживает композицию репортажа. В его материалах присутствует зарисовочная часть о событии, диалоги, миниописания, четко выделенные детали. Заканчивая свой репортажный шедевр, Георгий Зотов очень часто делится с читателем своими выводами.
В данной работе мы решили поставленные задачи, выявив особенности творческого портрета современного журналиста во всех нужных аспектах и проиллюстрировав их примерами из материалов Георгия Зотова.
Подобные работы
- РЕЧЕВОЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ЖУРНАЛИСТА: КОММУНИКАТИВНО - ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ЖАНР ТВОРЧЕСКОГО ПОРТРЕТА НА СТРАНИЦАХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЙ
ОБ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МУЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ ПОРТАЛОВ COLTA.RU,
REMUSIK.ORG, MUZLIFEMAGAZINE.RU ЗА 2020-2021 ГГ.)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЖУРНАЛИСТА
ДАРЬИ ЗЛАТОПОЛЬСКОЙ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ЖУРНАЛИСТА КАК «ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ» (НА ПРИМЕРЕ ПЕРСОНАЖЕЙ КОМИКСОВ)
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Беседы с памятью: автор как субъект художественно-публицистического
творчества. Феномен самотворения
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3950 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИНОВЕЩАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РАДИО «СПУТНИК»)
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018 - ПЕРСОНАЛЬНЫЙ ИМИДЖ ЖУРНАЛИСТА КАК
КОММУНИКАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ (НА МАТЕРИАЛЕ
ТВОРЧЕСКИХ БРЕНДОВ АНАСТАСИИ ИВЛЕЕВОЙ И ЮРИЯ ДУДЯ)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2019 - ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ТЕХНОЛОГИИ ОТРАЖЕНИЯ
ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ ЖУРНАЛИСТОМ
(НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ ЮЛИИ МЕНЬШОВОЙ
«НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ» (ПЕРВЫЙ КАНАЛ))
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2018



