Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ УЧЕБНЫХ ЗАДАЧ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 5
§ 1.1. Деятельностный подход в обучении математике 5
§ 1.2. Система задач - средство развития математической культуры учащихся в системно-деятельностном подходе 11
§ 1.3. Учебные ситуации и задачи в обучении математике 25
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОСРЕДСТВОМ УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ И ЗАДАЧ 31
§ 2.1. Методическая система обучения с использованием учебных ситуаций и задач 31
§ 2.2. Образцы применения учебных ситуаций и задач в обучении математике в 5 классе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
Основная задача современного учителя математики - комплексно развивать личность ученика. Готовность выполнять такую функцию обеспечивается системой сформированных у будущего учителя профессионально ориентированных качеств, составляющих ядро его будущей профессиональной культуры.
Условия нашего времени требуют не накопления багажа знаний, а способности самостоятельно находить необходимую информацию, умение осмыслить ее и применять в конкретных ситуациях для достижения желаемого результата. В связи с этим приоритетным является умение школьников самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции в процессе обучения.
Если в старой концепции образовательных стандартов акцент делался на минимум содержания, то в новых ФГОС упор сделан на диаду: предметное содержание (фундаментальные основы наук) и деятельностную компоненту (универсальные учебные действия).
Важная роль при формировании универсальных учебных действий принадлежит математике. Поэтому большие возможности в этом плане принадлежат освоению универсальных учебных действий в образовательном процессе вместе с использованием математических учебных действий при изучении предмета математики.
Тема выпускной квалификационной работы - «Методика применения учебных ситуаций и задач при обучении математике в основной школе».
Актуальность проблемы определяется необходимостью пересмотра технологий обучения математике в связи с новыми требованиями при переходе на новые образовательные стандарты в основной и полной школе.
Объект исследования - процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования - система обучения математике в основной школе с использованием учебных ситуаций и задач.
Цель исследования - описание методической системы обучения математике в основной школе с использованием учебных ситуаций и задач.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме использования учебных ситуаций и задач;
- провести анализ метода деятельностного подхода обучения с целью определения места и роли различных систем задач;
- провести классификацию новых систем задач, используемых в обучении математике;
- описать методическую систему и определить специфику учебных ситуаций и задач при обучении математике в основной школе;
- установить принципы адаптации учебных материалов из учебников по математике под технологию учебных ситуаций и задач;
- составить сборник материалов с образцами применения учебных ситуаций и задач в основной школе.
Гипотеза исследования - обучение математике в школе будет эффективным при соответствующем сочетании традиционных и ситуативных методов.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
- изучение психологической, методической, математической литературы по данной проблеме;
- анализ содержания современных образовательных стандартов, программ и учебников по математике;
- классификация новых типов систем задач, используемых при обучении математике в школе;
- изучение опыта применения учебных ситуаций и задач в основной школе.
Теоретическая значимость: выявлены принципы организации обучения математике в основной школе, ориентированного на применение учебных ситуаций и задач и определены возможности их сочетания с математическими учебными действиями.
Практическая значимость исследования: определены взаимосвязи изучения курса математики в школе с использованием различных систем задач, в том числе учебных ситуаций и задач.
Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.
Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем: учитель создает проблемную ситуацию; ученик принимает проблемную ситуацию; учитель управляет поисковой деятельностью; ученик осуществляет самостоятельный поиск; обсуждение результатов.
На основе проведенной работы и дальнейших теоретических исследований были получены следующие результаты и выводы:
1. Были проклассифицированы новые типы задач, применяемых в обучении математике в школе, связанных с введением системно-деятельностного подхода.
2. Можно сделать вывод о том, что преподаватель должен идти наравне с учеником, а не тянуть его за собой. Учитель не должен быть для учеников только носителем знаний, он должен ставить перед учеником проблему, чтобы он сделал для себя открытие, пусть маленькое, но свое.
3. Приведены примеры применения учебных ситуаций и задач в обучении математике в 5 классе.
1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. URL: http://www.bsu.ru/con tent/page/1415/hec/aismontas/5 .html
2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Программа курса. Методические рекомендации. Словарь терминов и понятий. - М.: МГППУ,
2004. - 80 с. - URL: http: //psychlib .ru/mgppu/App-001 /App-001 .htm#hid 1
3. Акулова Ф.Б., Писарева С.А., Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся: учебно-
методическое пособие для педагогов школ. - СПб.: КАРО, 2008. - 96 с.
4. Гильмуллин М.Ф. Варианты множественности в историко-математических и историко-методических задачах // Математика и математическое образование: сборник трудов VIII Международной научной конференции «Математика. Образование. Культура» (к 240-летию со дня рождения К.Ф. Гаусса), 26-29 апреля 2017 г, Россия, г. Тольятти / под общ. ред. Р.А. Утеевой. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. - С. 130135.
5. Гильмуллин М.Ф. Учебные ситуации и задачи как средство проблемного обучения будущих учителей истории математики // Проблемное обучение в современном мире. Сборник статей VI Международных чтений. - Елабуга, 2016. - С. 156-162.
6. Гильмуллин М.Ф. Учебные ситуации и задачи профессионального развития будущего учителя математики при обучении истории математики // Ярославский педагогический вестник. Гуманитарные науки: научный журнал. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2010. - №1. - С. 62-68.
7. Дорофеев Г.В., Шарыгин И.Ф., Суворова С.Б. Математика 5 класс. 5-е изд.- М.: 2017 - с. 13 - 16.
8. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2003. - 223 с.
9. Жохов А.Л. Мировоззрение: становление, развитие, воспитание через образование и культуру: Монография. - Архангельск: ННОУ. - Институт управления: Ярославль: Ярославский филиал ИУ, 2007. - 348 с.
10. Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся // Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / Сост. О. Е. Лебедев. - СПб.: «Бизнес-пресса», 2006.
- 160 с. - URL: http: //likhachev. lfond. spb. ru/Lesson/ilushina. doc
11. Казыханова Ф.Г. Технология деятельностного подхода в обучении математике: Методическая разработка. - Уфа: АО «НОК», 1991. - 24 с.
12. Ковалева Г.И. Методическая система обучения будущих учителей математики конструированию систем задач: автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. - Волгоградский государственный социально-педагогический университет. - Волгоград, 2012.- 41 с.
13. Ковалева Г.И. Приемы конструирования систем математических задач.
- Волгоградский государственный социально-педагогический университет. - Волгоград.
14. Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи: Пособие для учащихся VII-VIII кл. - М.: Просвещение, 1980. - 96 с.
15. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики: Учеб. пособие для студентов физ.- мат. спец. пед. ин-тов / Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; Под ред. Е.И. Лященко. М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
16. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1977. - 240 с.
17. Методика и технологии обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов / под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005. - 416 с.
18. Модонова М.В. Конструирование систем математических задач // Интеграция образования. - 2009. - №4. - С. 98-102.
19. Никольский С.М., Потапов М.К. Математика. 5 класс. 14-е изд. - М.: 2015. - 272 с.
20. Новоженина Т.Е. Методика обучения решению математических задач: Учебно-методическое пособие. - Елабуга: Изд-во ЕГПУ, 2005. - 60 с.
21. Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно-методическое пособие / сост. Ю.В. Слобожа- нинов. - Киров, 2012. - 72 с. - http://pdf.knigi-x.ru/21pedagogika/14683-
1- novie-pedagogicheskie-praktiki-konstruirovanie-primenenie-situacionnih- zadach-nachalnaya- shkol a.php
22.Оконь В. Основы проблемного обучения. Пер. с польск. - М.: Просвещение, 1968. - 208 с.
23. Подготовка учителя математики: Инновационные подходы: Учеб. по- собие/В.В. Афанасьев, Ю.П. Поваренков, Е.И. Смирнов, В.Д. Шадриков; под ред. В.Д. Шадрикова. - М.: Гардарики, 2002. - 383 с.
24. Пойа Д. Как решать задачу. Пособие для учителей. - М.: Учпедгиз, 1961. - 208 с.
25. Саранцев Г.И. Упражнения в обучении математике - М.: Просвещение, 2005. - 255 с.
26. Седова Е.А. Задачи с множественным выбором решения // Математика в школе. - 2016. - №9-10. - С. 4-9.
27. Снегурова В.И. Технология использования индивидуализированной системы задач как средство развития математической культуры учащихся (на примере изучения алгебры и начал анализа 10 класса). - Дисс. ... канд. пед. наук. СПб, 1998. - 156 с.
28. Тестов В.А. Новые типы задач в обучении математике // Задачи в обучении математике, физике и информатике: теория, опыт, инновации: материалы II Международной научно-практической конференция, посвященной 125-летию П.А. Ларичева. - Вологда, 2017. - С. 83-86.
29. Фридман Л.М. Логико-психологический анализ школьных учебных задач. - М.: Педагогика, 1977. - 208 с.
30. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - 224 с.
31.Эрдниев П.М. УДЕ как технология обучения. - М.: Просвещение, 1992. - 175 с.