Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИГРА КАК РАЗВИВАЮЩАЯ ФОРМА РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА

Работа №43427

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
386
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ 6
1.1. Понятие игровой деятельности в трудах отечественных и
зарубежных учёных 6
1.2. Характеристика сюжетно-ролевой игры детей старшего
дошкольного возраста 12
1.3. Психолого-педагогические условия развития ролевого поведения
дошкольников 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИГРЫ КАК
РАЗВИВАЮЩЕЙ ФОРМЫ РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЁНКА 25
2.1. Описание методики исследования 25
2.2. Анализ полученных результатов 28
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 49 



Ведущим видом деятельности ребёнка в дошкольном детстве были и есть сюжетно-ролевые игры, в ходе которых детьми примеряются роли взрослых людей в ситуациях, которые нарочно созданы детьми для воссоздания деятельности взрослых, отношений взрослых друг с другом [6].
Игра оказывает огромное влияние на то, как ребенок будет развиваться. Ученые отмечают, что игры влияют на эффективное развитие основных новообразований ребёнка. Сюда относится воображение, образность мышления, самосознание и т.д.
Сюжетно-ролевые игры способны научить общаться, способны обеспечить качественное развитие умения воображать, сочинительства, способны развить умение к прогнозированию ответно-ролевых способов поведения. Игры могут научить ребенка ориентированию в смыслах и мотивах деятельности взрослого, могут научить ребенка правилам поведения в обществе и нравственных норм, действительных в самом обществе. Собственно игра может помочь детям в познании мира, подготовить ребенка к вхождению во взрослую жизнь [15].
Игры включают в себя конкретные уровни развития, которые соответствуют определенному возрасту. Это необходимо с той целью, чтобы игра смогла выполнять ту самую ведущую роль, чтобы быть средством, через которое развиваются ценные личностные качества. Именно поэтому педагогам важно способствовать активизации игровой деятельности ребят [2].
Ролевому поведению отводится особое место, так как оно является основным компонентом в сюжетно-ролевой игре. Выполняя какую-либо роль, у дошкольников происходит подавление своего непосредственного побуждения, личного желания, происходит проявление образцов поведения, одобряемых общественностью, то есть дети учатся проявлять нравственные оценки [14].
Методологическую основу составляют следующие труды знаменитых учёных, которые изучали теорию игры: Л.С.Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребёнка» [8], Д.Б.Эльконин «Психология игры» [50].
К вопросам руководства детской игрой проявляли интерес следующие ученые: Н.Я.Михайленко [26], Р.И.Жуковская [15], Н.В.Краснощекова [21], Н.А.Короткова [18], Н.Ф.Губанова [18].
Педагоги детских садов, работая с детьми, обязаны акцентировать внимание и делать упор на то, как в теории организовать сюжетно-ролевые игры, должны уметь пользоваться различными диагностиками и методиками. Игра достигнет необходимого уровня развития, позволяющего бы выполнять функции, назначение деятельности как ведущей, создающего хорошую обстановку, чтобы ребенок психически развивался, но конкретно при целенаправленном формировании. Поэтому тема данной считается достаточно актуальной [28].
Цель исследования - теоретически изучить и практически обосновать роль игры как развивающей формы ролевого поведения дошкольников.
Объектом в исследовании являются старшие дошкольники.
Предметом в исследовании является игра как развивающая форма ролевого поведения дошкольников.
Достижение цели реализуется через следующие задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
2) выявить характеристики сюжетно-ролевых игр старших дошкольников и психолого-педагогические условия развития игр дошкольников;
3) эмпирически выявить уровень развития ролевого поведения;
4) проанализировать результаты исследования.
Гипотеза: сюжетно-ролевые игры (например, «Путешествие в лес», «День Рождение») способствуют повышению уровня развития ролевого поведения.
Используемые в исследовании методы:
1) теоретические (анализ литературы по проблеме исследования);
2) эмпирические;
3) анализ результатов эмпирического исследования.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут активно использоваться воспитателями в детском саду при работе с детьми.
Базой исследования является МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55 «Жаворонок» г. Альметьевска.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В первой главе - теоретическое исследование проблемы игровой деятельности в психологии, во второй главе - экспериментальное исследование игры как развивающей формы ролевого поведения ребёнка. В список литературы входит 50 источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сюжетно-ролевые игры - это ведущий вид детской деятельности, способствующий всестороннему развитию дошкольника. В дошкольное образование был внедрен ФГОС ДО, но игра так и продолжает быть важной и неотъемлемой частью деятельности детей. Чтобы ребенок развивался, необходимо развивать и игровую деятельность, так как это позволяет достигать формирования социально-нормативных возрастных характеристик.
К характерным особенностям сюжетно-ролевых игр можно отнести:
-самостоятельность,
-эмоциональную насыщенность и увлеченность дошкольников,
-активность и творчество.
Основой сюжетно-ролевых игр является окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и ровесников.
Ролевое поведение в играх представляет собой осуществление взаимоотношений с партнерами по играм, которые диктуются ролями, так как дошкольник, который взял на себя определенную роль, должен учитывать и роли своих партнеров по играм, должен координировать с ними собственные действия.
Содержание игр позволяет детям осознавать мотивы и цели труда взрослых, воспроизводить их взаимоотношения, воспринимающиеся через роли и игровые правила. Поэтому у старших дошкольников нужно расширять тематику детских игр, развивать содержание детских игр, основываясь на углублении знаний детей старшего дошкольного возраста о жизни других людей.
Уровень детской игры зависит от руководства игровой деятельностью со стороны педагогов, передающих дошкольникам собственный нравственный опыт, приобщающих дошкольников к социальной жизни взрослых.
Чтобы сформировать ролевое поведение в процессе ролевых игр, педагоги создают условия для их развития, учитывая возрастные особенности. К этим условиям можно отнести:
-обогащать знания об окружающем мире,
-создавать предметно-игровые среды и организовывать совместные игры с взрослыми, которые обучают ролевому поведению дошкольников.
Игра сможет достигнуть такого уровня развития, позволяющего ей выполнять функции ведущего вида деятельности, создающего благоприятные условия для того, чтобы ребенок психически развивался, только в процессе целенаправленного формирования. Поэтому тему данной выпускной квалификационной работы мы считаем достаточно актуальной.
Перед нами была поставлена цель исследования - теоретически изучить и практически обосновать роль игры как развивающей формы ролевого поведения ребёнка.
Для достижения этой цели были решены следующие задачи:
1) Изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме.
Сделали вывод для себя, что тема нашей выпускной квалификационной работы имеет достаточную методологическую базу, в которую входят такие работы таких известных ученых как Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, К.Д.Ушинский, С.Л.Рубинштейн и другие. Мы рассмотрели теоретические основы проблемы игровой деятельности в психологии. Сюжетно-ролевые игры представляют собой деятельность, позволяющая детям моделировать действия взрослых. Структура сюжетно-ролевых игр состоит из воображаемой ситуации, сюжета, роли, ролевого поведения, игровых действий, правил игры. В течении всего дошкольного детства происходит осуществление развития и усложнения сюжетно-ролевых игр.
2) Нами были выявлены характеристики сюжетно-ролевых игр старших дошкольников и психолого-педагогические условия для развития игр дошкольников.
Сделали вывод для себя, что без учета характеристик ролевых игр и без соблюдения условий, ребенок просто не сможет развиваться в игре, не сможет усваивать определенные знания и умения через игровую деятельность. Игра дошкольников будет проходить своё развитие, если воспитатель способствует:
- организации предметной среды (поэтапное введение игрушек, то есть гибкое изменение предметно-игровой среды в зависимости от содержания знаний, которые получены ребенком, от игровых интересов каждого из детей и уровня развития игр; соотнесение сюжета игр с опытом взаимодействия с внешним миром детей);
- обеспечению руководства игрой (помогает соотнести не одно, а ряд действий к одним и тем же персонажам; помощь ребёнку в принятии роли персонажа, заданного в сюжете игры, на себя; игра вместе с дошкольниками; обеспечение условий для активизации самостоятельных игр дошкольников; ставит дошкольников перед необходимостью использования более сложных, новых сюжетов построения игр; ориентация детей на осуществление игровых действий и на пояснение их смысла своим игровым партнерам - взрослым или ровесникам; раскрытие взаимосвязи роли и связанных действий).
- обеспечение благоприятной атмосферы (создать доверительные отношения; не критиковать деятельность детей; обращать внимание на каждого ребёнка).
Большое влияние на ролевое поведение имеет качество социальных представлений. Ролевое поведение способно реализовываться через мотив возникновения собственно ролевых игр.
3) Провели эмпирическое исследование для выявления уровня развития ролевого поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной нами цели было проведено эмпирическое исследование на базе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №55 «Жаворонок» г. Альметьевска» с воспитанниками двух подготовительных к школе групп «Красная шапочка» и «Золотой ключик». Выборка составила 32 ребенка. Объектом исследования были дети старшего дошкольного возраста, т.е. дети 6-7 лет. Предметом нашего исследования была игра как развивающая форма ролевого поведения дошкольников.
Для исследования использовали две методики «Диагностика уровня сформированности игровых навыков» Р.Р.Калининой и «Педагогическая диагностика ролевого поведения детей в сюжетно-ролевой игре»
О.В.Солнцевой (адаптированная).
Первая методика предполагала организацию ролевой игры с группой дошкольников (4-5 детей). Тема игры задавалась взрослым либо дети сами выбирали, во что будут играть. Вторая методика была основана на наблюдении за детьми в процессе сюжетно-ролевых игр.
По этим методикам можно было определить уровень развития ролевого поведения дошкольников - низкий (1-ый и 2-ой уровни), средний (3-й уровень) и высокий (4-ый уровень). Нормой для детей старшего дошкольного возраста является высокий уровень.
4) Проанализировали результаты исследования.
Перед проведением этого исследования нашим предположением было то, что ролевые игры способствуют повышению уровня развития ролевого поведения.
По результатам методик мы получили, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает высокий уровень развития ролевого поведения. Хорошим показателем является то, что отсутствует низкий уровень, который соответствовал бы младшему дошкольному возрасту. У детей 6-7 лет данный уровень являлся бы отклонением от нормы, отклонением в развитии личности ребенка.
Нами был высчитан средний показатель каждого уровня развития ролевого поведения по обеим методикам. У нас получилось, что в среднем количество детей с высоким уровнем составляет 59%, количество детей со средним уровнем составляет 41%. Соответственно количество детей с низким уровнем равно 0.
Помимо тех двух методик, что мы провели, в эмпирическую часть исследования можно было включить и следующее задание. Одного ребенка попросить понаблюдать за сюжетно-ролевой игрой его одногруппников, после чего попросить назвать роли, в качестве кого играли другие дети, при этом назвав основные функции этого персонажа. Нам кажется, что данное задание было бы достаточно необычным и интересным для детей.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, цель реализована, а задачи решены.



1. Алексеева,М.М. Речевое развитие дошкольников /
М.М.Алексеева, В.И.Яшина. - М.: Академия, 1999. - 160 с.
2. Бондаренко,А.К. Воспитание детей в игре / А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. - М.: Просвещение, 1990. - 45с.
3. Бордовская,Н.В. Педагогика: учебник / Н.В.Бордовская, А.АРеан. - СПб: Питер, 2000. - 304 с.
4. Виноградова,Н.А. Дошкольное образование. Словарь терминов. - М.: Айрис-пресс, 2010. - С. 319.
5. Воронова,В.Я. Творческие игры старших дошкольников. - М.: Просвещение, 1981.- 80с.
6. Воронович,Е.А. Сюжетно-ролевые игры как средство
социализации детей дошкольного возраста//Научное мнение.-2012.-№3.-
С.37-40.
7. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А.Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
8. Выготский,Л.С. Собрание сочинений. Т.1. - М.: Педагогика,
2003. - 244с.
9. Гринченко,И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе: учебное пособие. - М.: ЦГЛ, 2008. - 96 с.
10. Гурьянычева,Н.Ю. Диагностика развития игровой
деятельности//Управление дошкольным образовательным учреждением.- 2015.-№1.-С.89-93.
11. Давыдова,В.В. Психологический словарь/В.В.Давыдова,
А.В. Запорожец.-М.:Педагогика,1983.-С.118.
12. Деркунская,В.А. Педагогическое сопровождение сюжетно
ролевой игры детей: учебно-методическое пособие для воспитателя детского сада/В.А.Деркунская, А.Н.Харчевникова.-М.: Центр педагогического
образования,2012.-139 с.
13. Дрокина,Е.М. Сюжетно-ролевые игры как средство социализации детей дошкольного возраста//Современные тенденции развития дошкольного и начального образования.-2012.-№1.-С.50-57.
14. Егорова,Н.К. Ролевое поведение внутри семьи / Н.К.Егорова, П.В.Черемисина. - Рыбинск, 2008. - 78с.
15. Жуковская,Р.И. Игра и её педагогическое значение. - М.: Педагогика, 2012. - 212с.
16. Забудько,Г.А. Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка //Дошкольная педагогика. - 2012. - №7. - С.24-26.
17. Калинина,Р.Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду.—Спб.:Речь,2013.-144с.
18. Карелина,И.О. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие. -Рыбинск: филиал ЯГПУ,2012 .-71с.
19. Коваленко,И.П. Сюжетно-ролевые игры как средство формирования межличностных отношений//Обучение и воспитание.-2013.-№
7. -С.229-233.
20. Коджаспиров,Г.М. Педагогический словарь / Г.М.Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. - М.: Академия, 2013. — С. 176.
21. Краснощекова,Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста.-Ростов н/Д:Феникс,2013.-250с.
22. Крутецкий,В.А. Психология. - М., 2011. - 336с.
23. Лаврова,Г.Н. Обучение детей сюжетно-ролевым играм в
дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие.-
Челябинск:Образование,2005.-183с.
24. Макарова,Е.Д. Игра в жизни современных дошкольников//Детский сад:теория и практика.-2011.-№1.-С.96-103.
25. Максаков,А.Н. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом / А.Н.Максаков, Г.А.Тумакова. - М., 2009. - 112с.
26. Михайленко,Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада/Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-96с.
27. Митттина,В.И. Особенности организации творческих игр
современных дошкольников//Научный поиск.-2012.-№4.-С.30-34.
28. Немов,Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 2003. - 117с.
29. Никитин,Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1990. - 115с.
30. Нисская,А.К. Современное дошкольное детство-территория игр//Современное дошкольное образование.-2014.-№3.-С.52-57.
31. Обухова,Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 144с.
32. Олейникова,Н.А. Развитие индивидуальности в процессе театрализованной деятельности//Методист.-2013.-№2.-С.59-63.
33. Пахомова,Н.А. Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития детей//Обучение и воспитание.-2013.-№10.-С.232- 235.
34. Подласый,И.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1993. - 608 с.
35. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический
аспект/под ред. Н.Н.Поддъякова, Н.Я.Михайленко.-М.:Педагогика,1987.- 192с.
36. Проскура,Е.Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника. - Киев, 2007. - 21с.
37. Решилова,Р.Р. Психологические особенности сюжетно-ролевых игр // Обучение и воспитание. - 2013. - №7. - С. 27-31.
38. Смирнова,Е.О. Детская психология: учебник для студентов педагогических вузов .-СПб.:Питер,2012-304с.
39. Смирнова,Е.О. Психологические особенности игровой деятельности современных дошкольников//Вопросы психологии.-2013.-№2.- С. 15-23.
40. Смирнова,Е.О. Технология сюжетных игр дошкольника // Вопросы психологии. - 2011. - №3. - С.42-48.
41. Столяренко,Л.Д. Психология: учебное пособие для студенческих вузов. - СПб.: Лидер, 2015. - 421с.
42. ФГОС ДО//Приказ Министерства образования и науки РФ от
17.10.2013 №1155 г.Москва «Об утверждении государственного
образовательного стандарта дошкольного образования».
43. Харчевникова,А.К. Самостоятельные сюжетно-ролевые игры как средство развития детей: особенности реализации // Детский сад: теория и практика. - 2012. - №10. - С.48-55.
44. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Л.М.Семенюк. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
45. Шалова,С.Ю. Сюжетно-ролевые игры как средство развития у дошкольников навыков взаимодействия с ровесниками//Детский сад:теория и практика.-2014.-№ 5.-С.74-85.
46. Шарапова,С.А. Основные направления развития и обогащения сюжетно-ролевых игр детей под влиянием игровой позиции воспитателей//Фундаментальные и прикладные исследования.-2013.-№9.- С.120-125.
47. Эльконин,А.Б. Диагностика учебной деятельности и интеллектуальное развитие детей / А.Б.Эльконин, Л.В.Вагнер. - М., 1981. - 270 с.
48. Эльконин,Д.Б. Основная единица развернутой формы игровой деятельности. Социальная природа ролевой игры // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - М., 1981. - 62с.
49. Эльконин,Д.Б. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. - М.: Просвещение, 2000. - 76с.
50. Эльконин,Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 143с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ