ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КАРЬЕРЫ
ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО 7
1.1. Понятие, виды и этапы карьеры государственного и муниципального
гражданского служащего 7
1.2. Нормативно-правовая база государственной и муниципальной
гражданской службы 16
1.3. Зарубежный опыт системы государственной гражданской службы 23
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 31
2.1. Особенности системы карьерного роста государственного и
муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан 31
2.2. Типовые модели и примеры карьерного роста государственных и
муниципальных гражданских служащих в Республике Татарстан 37
2.3. Проблемы в развитии системы карьерного роста государственного и
муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан 41
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАРЬЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И
МУНИЦИПАЛЬНОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН 49
3.1. Мероприятия по улучшению системы планирования и развития карьеры
государственного и муниципального гражданского служащего 49
3.2. Расчет социальной и экономической эффективности предложенных
мероприятий 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Благополучие страны в целом зависит от качества работы государственного аппарата, поэтому в период реформирования государственной и муниципальной службы остро стоит необходимость в привлечении молодых, талантливых специалистов в государственный сектор. Однако на деле выходит парадоксальная ситуация, с одной стороны, государственные организации заинтересованы в том, чтобы на службу поступали и строили карьеру только лучшие, мотивированные кадры, с другой стороны - не могут предоставить им ясную дальнейшую перспективу карьерного роста. Поэтому, исследование факторов и проблем, связанных с возможностями карьерного роста в государственных органах являются неотъемлемыми элементами, которые позволят разработать определенные рекомендации, улучшить работу государственных служащих и способствовать повышению эффективности государственной службы в России.
По результатам многочисленных исследований, возможность построения карьеры является одним из основных мотивирующих факторов для молодого государственного (муниципального) служащего, кроме того, карьера - своеобразный показатель успешности человека в современном мире.
В настоящее время государственная и муниципальная служба Российской Федерации претерпевает преобразования путем приведения ее к новому облику. Для создания системы продвижения по службе госслужащих первоначально необходимо выявить, что же такое продвижение по службе, что влияет на карьеру госслужащих и способствует успешному их продвижению по карьерной лестнице.
Однако понятие карьеры и карьеризма в обиходе зачастую несет негативный оттенок, тем не менее оно оказывает, в частности, решающее влияние на функционирование вооруженных сил. Именно конкуренция при движении по карьерной лестнице заставляет офицера непрерывно повышать уровень знаний, совершенствовать профессиональное мастерство и
воздерживаться от дисциплинарных проступков. С помощью правильно построенной карьеры (чередование должностей, мест работы, обучения) генерируются необходимый служебный опыт и необходимые знания для исполнения более высоких должностей.
Для реализации всех аспектов карьеры предназначена система кадрового отбора. Однако четкой регламентации построения и функционирования этой системы нет. Принципы, по которым должна осуществляться селекция на вышестоящие должности, законодательно не определены. Все это снижает эффективность системы отбора, делает ее непрозрачной. Часто на высокие должности приходят люди, которые по своим деловым и моральным качествам не соответствуют необходимым требованиям. Все вышеперечисленное обусловило выбор темы нашего исследования.
Понятие «карьера» известно давно. Его истинное содержание изменялось и обогащалось вместе с развитием общества. Проведенный анализ научной литературы по проблемам профессиональной карьеры позволяет сделать вывод, что современная наука располагает широкой теоретической и эмпирической базой, позволяющей всесторонне исследовать феномен профессиональной карьеры госслужащих РФ.
Сложность и актуальность изучения карьеры государственных и муниципальных служащих как социального феномена обуславливает повышенный интерес со стороны исследователей к данной проблеме. Ее изучением занимается целый ряд социальных и гуманитарных наук: психология, экономика, управление, социология, политология, история, юридические науки и другие.
Научная актуальность и практическая значимость изучения проблем карьеры государственных и муниципальных гражданских служащих обусловлены объективными качественными переменами, которые характеризуют современную российскую действительность, активной и во многом определяющей ролью государственного управления в осуществлении рыночно - демократических преобразований. В то же время ситуация в органах государственного управления остается сложной и противоречивой.
Проблематичность ситуации состоит в следующем: несмотря на то, что в стратегическом плане интересы государства, общества и личности в обеспечении благоприятных условий для карьерного роста, тем не менее в реальной жизни на пути служебного продвижения государственных гражданских служащих встречается немало препятствий, существенно сдерживающих профессионально - квалификационное и профессионально - должностное развитие персонала. В связи с этим создание системы управления должностной карьерой, формирование механизма профессионально - должностного продвижения и практическое овладение процессом управления должностной карьерой имеет далеко идущие последствия как для отдельной личности, так и для общества в целом. Если в организации функционирует эффективная система управления карьерой, то она не только обеспечивает достижение внутриорганизационных целей, но и одновременно поддерживает профессиональную устойчивость сотрудников, способствует формированию здоровой социальной атмосферы в обществе.
Целью настоящей выпускной квалификационной работы является разработка путей совершенствования карьеры государственного и муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан.
Исходя из цели работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты планирования и развития карьеры государственного и муниципального гражданского служащего;
- провести анализ системы карьерного роста государственного и муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан;
- разработать пути совершенствования карьеры государственного и муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан.
Объектом исследования является государственная муниципальная служба Республики Татарстан.
Предметом исследования является управление планированием и развитием карьеры государственных и муниципальных гражданских служащих.
Методологической основой выпускной квалификационной работы явилась нормативная, законодательная, специальная, периодическая литература по вопросам оценки системы карьерного роста государственного и муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан. В данной работе были использованы труды таких авторов, как А.А. Бодалева, А.П. Егоршина, А.Н. Леонтьева, Н.Н. Нечаева, К.К. Платонова, В.А. Розановой и других.
^и вышл^нии выпускной квалификационной работы иcпoльзoвaлиcь cтaтиcтичecкиe и aнaлитичecкиe мeтoды иccлeдoвaния, анкетирование, coпоcтaвление и aнализ дoкумeнтoв.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, поставлена цель и задачи исследования, определены объект и предмет исследования.
В первом разделе рассматриваются теоретические аспекты планирования и развития карьеры государственного и муниципального гражданского служащего. Во втором разделе рассмотрены особенности системы карьерного роста государственного и муниципального гражданского служащего. Проведен подробный анализ системы карьерного роста государственного и муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан.
В третьем разделе разработаны рекомендации по совершенствованию карьеры государственного и муниципального гражданского служащего в Республике Татарстан.
В заключении представлены основные выводы по проделанной работе.
Практическая значимость работы заключается в том, что рекомендации, разработанные в данной работе позволят усовершенствовать процесс управления карьерой государственных и муниципальных гражданских служащих в республике Татарстан.
Одно из первостепенных решений в жизни любого человека - выбор карьеры. Ее построение обуславливает необходимость теоретической подготовки, получения образования, совершенствование навыков, поиски альтернативных методов обучения, которые будут более эффективными по сравнению с традиционным образованием. В числе таких вариантов особое место отводится активным обучающим методам.
Соответствие специфики личности и характера работы субъекта, возможностей объекта трудоустройства и ожиданий сотрудник по карьерным вопросам во многом определяет достижение индивидуума в какой-либо сфере жизнедеятельности. Четко прослеживается зависимость результативности преобразования в социально-экономическом направлении, стабильности развития системы от таких факторов, как повышение эффективности работы кадровой службы и оптимизация управленческого механизма.
Формы карьерных процессов часто преобразовываются и видоизменяются. Это обусловлено непрерывным воздействием различных факторов, которые прямо или опосредованно влияют на личность и социум и влекут изменения векторов карьерного движения, влияют на их интенсивность, соотношение связей.
В зависимости от ситуации любое карьерное движение на различных этапах может развивать все перечисленные виды и типы карьерных процессов. В этой связи карьера и профессиональная реализация государственных и муниципальных служащих должна быть обеспечена всеми перечисленными пунктами классификаций карьеры.
В РФ на всех уровнях непрерывно развивается и оптимизируется законодательство, посвященное рассматриваемому вопросу. Такая динамика объясняется тенденцией усовершенствования законодательства, обширным охватом вопросов, которые затрагивают различные стороны гражданской службы.
Г осударственная и муниципальная служба характеризуется регламентацией большим количеством законов и подзаконных актов. На федеральном уровне это Правительственные постановления и Президентские указы, которые служат дополнением к основному источнику - федеральным законам. На региональном уровне такую нормативную базу составляют акты губернатора, постановления Думы и результаты нормотворчества органов исполнительной власти.
Государство как главный политический институт тесно взаимосвязано с муниципальной и государственной службой, через которую во многом реализуется власть государства и муниципалитетов, принимаются важные решения, оказывается воздействие на поведенческий аспект, организационные, идеологические, правовые механизмы существования социальных групп.
Правовые нормы, ответственность, сознание, правоприменительные акты реализации правомочий государственных служащих и юридические факты служат первостепенным элементом механизма. Формирование и усовершенствование нормативно-правовой регламентации муниципальной и государственной службы способствует укреплению правового статуса, упорядочиванию прохождения государственной службы, обеспечению освоения новых знаний и умений в рамках осуществления определенной деятельности, а также усилению стимулов к труду.
Нормативно-правовая регламентирующая основа служит главным вектором становления и оптимизации государственной службы в России. Посвященное рассматриваемому вопросу законодательство включает совокупность нормативно-правовых актов, которые регламентируют организационные вопросы по гражданской службе в РФ и устанавливают правовое положение лиц, пребывающих на гражданской службе
Научные круги в условиях современных реалий концентрируют две точки зрения юристов-практиков в отношении приемлемой для Российской Федерации модели муниципальной и государственной гражданской службы. Первая группа является приверженцами Англосакской модели, которая по своему типу является открытой. Вторая группа настаивает на так называемой закрытой модели, которая характерна для стран континентальной Европы.
Анализ иностранного опыта в части гражданской службы позволяет очертить круг актуальных тенденций реформирования важнейшего звена государственной управленческой системы, сопоставить несколько организационных моделей и сравнить их сильные и слабые стороны, выявить недостатки существующей системы, очертить перспективы и разработать эффективный механизм форм и методов развития службы.
Гражданину, претендующему на должность в муниципальной службе республики Татарстан, необходимо иметь определенный уровень профессионального образования и стаж работы, соответствующий квалификационным требованиям к определенной муниципальной должности для решения профессиональных задач. Профессиональное развитие муниципальных служащих республики Татарстан представляет собой процесс качественного изменения компетентности и накопления профессионального опыта. Муниципалитет как работодатель, заинтересован в высоком уровне профессионализма и призван, с этой целью, совершенствовать все управленческие механизмы, как на федеральном, так и на региональном, местном уровне.
Еще одной проблемой обеспечения качественного муниципального управления и профессионального мастерства республики Татарстан, требующей проведения обучения муниципальных служащих, является постоянное изменение законодательства как в части компетенции местного самоуправления, так и в части содержания деятельности. Это требует регулярного обновления знаний в области правовых основ деятельности.
Наиболее целесообразным при развитии компетенций муниципальных служащих республики Татарстан будет использование модульных программ обучения. Использование обучающих модулей позволяет различным образом компоновать программы в соответствии со спецификой контингента и потребностями в улучшении той или иной компетенции и росте квалификации.
В республике Татарстан сформирован совершенно четкий портрет государственного гражданского или муниципального служащего, к большей части характеристик которого должен стремиться рядовой сотрудник. Речь идет не только о высокопрофессиональном, но и общекультурном уровне. На современном этапе развития необходимым условием развития служащего является его знание международной практики в профильных отраслях, постоянное личностное развитие и самообразование.
Чтобы решить проблемы, существующие сегодня в области развития карьеры на государственной и муниципальной гражданской службе в республике Татарстан предлагаются некоторые выработанные рекомендации по решению этих проблем.
Таким образом, для того, чтобы решить перечисленные проблемы, необходимо:
1. Строго отслеживать проведение аттестации государственных и муниципальных гражданских служащих раз в три года в обязательном порядке.
2. Ввести KPI для государственных и муниципальных служащих, а также стимулы или меры наказания при условии выполнения или невыполнения ими введенных показателей эффективности.
3. Организовывать и проводить тематические тренинги для государственных и муниципальных служащих с целью повышения их интереса к работе.
4. Организовывать и проводить развлекательные, спортивные и культурные мероприятия, не относящиеся к основному виду деятельности государственных и муниципальных служащих, с целью их объединения, усиления корпоративного духа и, как следствие, повышения уровня удовлетворенности работой.
5. Проведение регулярного анкетирования государственных и муниципальных служащих, целью которого и является выявление отношения госслужащих к работе и проблем, существующих в их регулярной рабочей деятельности.
Таким образом, в заключение следует подчеркнуть: независимо от имеющегося уровня кадров государственных и муниципальных служащих следует развивать систему планирования и развития карьеры государственных и муниципальных служащих для инновационной деятельности, превратить ее в систему непрерывного образования, начиная от общеобразовательных до профессиональных высших учебных заведений и постоянного повышения квалификации каждой личности в течение всей жизни.
1. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019).
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М. : Изд-во МГУ, 2017. - 342 с.
3. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей и управленческой акмеологии. - М., 2016. - 376 с.
4. Бодалев А.А. Личность в общении. М. : Педагогика, 2016. - 125 с.
5. Брушлинский А.В. Проблемы психологического субъекта. М., 2014. -
324 с.
6. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М. : Мысль, 2016. - 324 с.
7. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. - М., 2016. - 357 с.
8. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. : М., 2016. - 326 с.
9. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М. : РАН, 2016. -
165 с.
10. Егоршин А.П. Управление персоналом. Нижний Новгород, 2016. - 398 с.
11. Иванова Е.М. Особенности психологического
изучения профессиональной деятельности. М., 2015. - 446 с.
12. Ильин Е.П. Мотивы человека. Киев, Высшая школа, 2013. - 359 с.
13. Китов А.И. Психология управления. М. : Акад. МВД, 2016. - 387 с.
14. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М. : Культура и спорт, 2013. - 424 с.
15. Коллектив и личность./ Под ред. К.К. Платонова, О.И. Зотовой, Е.В. Шороховой. М. : Наука, 2016. - 534 с.
16. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. СПБ. : СГУ, 2016. -
453 с.
17. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М. : Мысль, 2015.- 322 с.
18. Ломов Б.Ф. Категории общения и деятельности в психологии. //Вопросы философии, 2017. - № 8. - С. 87.
19. Мерлин B.C. Психология индивидуальности./ Под ред. Е.А. Климова. М.: Воронеж, 2014. - 321 с.
20. Модели и методы управления персоналом. / Под ред. Е.Б. Моргунова. М.,2015. - 254 с.
21. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности. М, 2015. - 265 с.
22.Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л., Изд-во ЛГУ, 2016. - 489 с.
23. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. М. : Наука, 2016. - 521 с.
24. Пейсахов Н.М. Практическая психология. Казань, 2017. - 354 с.
25. Платонов К.К. Вопросы психологии труда. М., 2013. - 425 с.
26. Принцип развития в психологии./ Отв. ред. Л.И.Анцыферова. М., Наука, 2017. - 328 с.
27. Психологические проблемы профессиональной деятельности / Отв. ред. Л.Г.Дикая и А.Н.Занковский. М., 2017. - 654 с.
28. Психологические тесты./ Отв. ред. В.Д. Коновалов. М., Светотон, 2016. - 453 с.
29. Психология. Словарь./ Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, М., 2016. - 634 с.
30. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 2014. -
326 с.
31. Розанова В.А. Психология управления. М., 2016. - 322 с.
32. Современные проблемы психологии / ред. Шикуна А.Ф. и Клейберга Ю.А. Тверь, ТвГУ, 2016. - Т. 1-2. - 432 с.
33. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., ЛГУ, 2016. - 764 с.
34. Теория и практика профориентации и профконсультирования./ Под ред. В.В. Спасенникова. Калуга, 2015. Вып. 1-3.
35. Теоретические проблемы психологии личности./ Под ред.
Е.В. Шороховой. М. : Наука, 2016. - 353 с.
36. Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа Леонтьева / ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, O.K. Тихомирова. М., 2017. - 328 с.
37. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 2016. - 523 с.
38. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 2015. - 532 с.
39. Филиппов А.В. Вопросы психологии управления. Психол. труда, 2018. №2.Т.1. - 464 с.
40. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 2016. - 347 с.
41. Человек и профессия. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 2014. - 153 с.
42. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.,
2015. - 265 с.
43. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 2016. - 467 с.
44. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 2017. - 475 с.
45. Швальбе Б.Х. Личность. Карьера. Успех. Психология бизнесмена.1. М., 2016. - 353 с.
46. Шевандрин Н.И.Социальная психология в образовании. М., 2017. -
754 с.
47. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации. М.,
2016. - 436 с.
48. Шикун А.А. «Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра». М., Воентехиниздат, 2014. - 356 с.
49. Шикун А.А., Шикун А.Ф. Проблемы психологической практики.// В сб. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 2016. - 353 с.
50. Шикун А.А.Психология и менеджмент: вчера, сегодня, завтра. М., Воентехиниздат, 2015. - 387 с.
51. Шикун А.Ф., Крылов А.А. Психолого-педагогические аспекты перестройки образования.// Сб. научных трудов ЛГУ-ТвГУ, 2016. - 453 с.
52. Шикун А.Ф., Шикун А.А. Психология власти.// Современные проблемы психологии. Тверь, ТвГУ, 2016. - Т.2. - 326 с.
53. Шорохов Ю.И., Глушков А.В., Луковников Н.Н. Организационная (корпоративная) культура: общая характеристика и стратегия изучения // Психолого-педагогические аспекты многоуровневого образования. Тверь, 2015.
54. Шикун А.Ф., Лейбович Х.И. Эмоции, чувства, стрессы и формирование психологической устойчивости. Тверь. : ТвГУ, 2016. - 376 с.
55. Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 2014. - 543 с.