Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования лингвистической компетенции учащихся на уроках русского языка
1.1. Особенности обучения школьников русскому языку в
условиях ФГОС ООО 9
1.2. Компетентностный подход как методологический принцип
формирования лингвистической компетенции учащихся 17
1.3. Сущность, содержание и структура лингвистической компетенции в современной системе ФГОС ООО 29
Глава 2. Методические аспекты формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6 классов при обучении русскому языку в условиях ФГОС ООО
2.1 Принципы разработки методики формирования лингвистической
компетенции обучающегося 40
2.2 Факультативный курс как способ формирования лингвистической
компетенции учащихся ООО в условиях реализации ФГОС ООО 57
2.3 Экспериментальная проверка методики формирования лингвистической
компетенции обучающегося 74
Заключение 96
Список литературы 101
Приложение
В условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (далее ФГОС) определены цели, приоритеты, содержание и ценности образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию готовности учащихся самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальной жизни для решения практических задач.
Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуют новые подходы к определению целей обучения. Согласно ФГОС специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, лингвистической, коммуникативной, культуроведческой компетенции учащихся. Введение этих понятий в лингводидактику не случайно, поскольку они находятся в русле компетентностного подхода, признанного сегодня одним из оснований модернизации российского образования.
Уровень сформированности лингвистической компетенции выпускников проверяется в ходе Единого государственного экзамена (далее ЕГЭ) по русскому языку, учащихся средней школы в процессе Всероссийской проверочной работы (далее ВПР). Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку за 2015-2017 гг., по данным Федерального института педагогических измерений [См. аналитические отчеты по результатам ЕГЭ // сайт ФИПИ], и рассмотрение итогов ВПР 5 классов позволил выявить недостаточный уровень сформированности лингвистической компетенции учащихся. Данный факт исследователи характеризуют формальным подходом школьников к различных лингвистическим разборам, низким уровнем владения терминологической базой русского языка, неумением опознавать и классифицировать языковые единицы [Там же].
Анализ диссертационных работ и научной литературы показывает, что на сегодня исследованы проблемы языкового развития учащихся при обучении русскому языку (И.Власенкова, Т.К.Донской, В.В.Дудникова,
ТА.Ладыженской, С.И.Львовой, В.П.Озерской, М.М.Разумовской, Л.А.Тростенцовой), теоретические основы формирования лингвистической компетенции на уроках русского языка (Л.В. Черепановой, 2005), в области морфологии (РИ. Ружьевой, 2002), в ходе обучения слепых и слабовидящих учащихся (Н.П. Поляковой, 2017), в области фонетики (Д.С. Карасевой, 2018).
Обратим внимание, что формированию лингвистической компетенции на уроках русского языка на протяжении 10 лет посвящены немногочисленные работы, однако социальная значимость формирования лингвистической компетенции, необходимость современного образования в нахождении эффективных путей ее совершенствования, развивающие возможности русского языка в современной школе требует рассмотрения данного вопроса.
Актуальность избранной темы предлагаемого исследования определяет ряд противоречий в теории и практике обучения русскому языку в средней школе:
П между требованиями ФГОС к качеству подготовки выпускников школы в области владения русским языков и недостаточным уровнем сформированности лингвистической компетенции;
П между важностью ознакомления в школьном курсе русского языка с вопросами истории лингвистики, деятельностью ученых-лингвистов и недостаточной разработанностью данной проблемы в методике преподавания русского языка.
Названные противоречия актуализируют проблему исследования, которая состоит в выявлении результативных методических путей формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6 классах в условиях ФГОС ООО.
Цель исследовательской работы - теоретическое обоснование и разработка методики формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6 классов на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.
Объект исследования - процесс формирования лингвистической компетенции учащихся 5-6 классах на уроках русского языка в условиях внедрения новых ФГОС.
Предмет исследования - методика формирования лингвистической компетенции в процессе изучения русского языка в 5-6 классах в условиях внедрения новых ФГОС.
Гипотеза исследования: выдвинуто предположение о том, что
лингвистическая компетенция школьников 5-6 классов на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС будет успешно формироваться, если:
П использовать специальную методику формирования лингвистической компетенции (в рамках рубрики «Хочу знать!» и факультативного курса «Кладовая лингвистики»);
П содействовать усвоению базовых и углубленных теоретических знаний о языке и развитию опознавательных, классификационных, аналитических умений при работе с языковым материалом;
П поддерживать и прививать учебно-познавательную мотивацию, стимулирующую к работе с языковым материалом;
П применять активные формы работы (игровые, проектные технологии), использовать приемы обучения в сотрудничестве (ученик«эксперт», ученик-«консультант»).
В соответствии с объектом и предметом выпускной квалификационной работы выявляются задачи исследования, которые определяются поставленной целью, уточняют и конкретизируют ее.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать лингвистическую, педагогическую, психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования лингвистической компетенции учащихся средней школы на уроках русского языка в условиях внедрения ФГОС.
2. Уточнить сущность, структуру и содержание «лингвистической компетенции».
3. Разработать и экспериментально проверить методику формирования лингвистической компетенции.
Теоретическая основа исследования являются:
1. Методология педагогики и педагогических исследований (Л.Н. Бережнова, Н.В. Бордовская, Н.А. Вершинина, В.И. Загвязинский, В.Ю. Новожилов, В.В. Краевский, А.П. Тряпицына и др.);
2. Теория языковой личности в социолингвистических
исследованиях, рассматривающие языковую личность как носителя языка, который формируется под воздействием социальных, психических процессов (Е.Д. Божович, Ю.Н. Караулов, Л.П. Крысин и др.);
3. Системно-деятельностный подход в школьном обучении (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, ФГОС ООО);
4. Компетентностный подход в школьном обучении (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя,
О.Е. Лебедев, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской, ФГОС ООО) влияние использования компетентностного подхода на формирование лингвистической компетенции (Е.Д. Божович, И.Л. Бим, А.Д. Дейкина, Н.М. Шанский, В.Д.Янченко и др.);
5. Лингводидактические концепции лингвистического образования школьников, раскрывающие на разных этапах разработки проблемы цели и задачи, аспекты и направления, содержание, методы и приемы обучения (В.В.Бабайцева, М.Т.Баранов, ТА.Ладыженская, В.В.Львов, М.РЛьвов, Л.А.Склярская, А.В.Текучев, Л.А.Тростенцова, Н.М.Шанский);
6. Формирования контроля и самоконтроля в учебной деятельности учащихся на уроках русского языка (М. Т. Баранов, В. И. Капинос, И. А.
Сотова, Е.А. Быстрова, Л.В. Черепанова).
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ лингвистической, педагогической, психолого-педагогической, научно- и учебно-методической литературы по теме исследования;
2. Педагогические: анкетирование, тестирование, письменные опросы
учащихся, педагогический эксперимент;
3. Статистические: обработка результатов проверочной работы, интерпретация информации м помощью методов математической статистики.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 40»
Приволжского района города Казани. В исследовании участвовали 50 учащихся: 25 человек (ЭГ), 25 человек (КГ).
Научная новизна предпринятого исследования состоит в разработке и апробировании методики формирования лингвистической компетенции с учетом усвоения как теоретических знаний о языке, так и формирований умений употребления их в речи. Также определены и описаны педагогические условия эффективного развития лингвистической компетенции учащихся 5-6 классов.
Теоретическая значимость исследования: теоретически обоснована методика формирования лингвистической компетенции, выявлены наиболее значимые способы действия при формировании в обучающихся лингвистической компетенции.
Практическая значимость: предложенная в исследовательской работе методика формирования лингвистической компетенции у учащихся средней школы, комплекс задач для формирования регуляторного компонента лингвистической компетенции, разработанная программа внеурочной деятельности «Кладовая лингвистики» для учащихся 5-6 классов могут быть использованы в практике преподавания русского языка в школе.
Достоверность результатов исследования обеспечены опорой на достижения современных исследований, методологической обоснованностью положений, связанных с компетентностным, личностно-деятельностным подходами, использованием совокупности апробированных,
взаимодополняющих методов исследования, адекватных объекту, предмету, задачам. Результаты подтверждены опытно-экспериментальной работой, личным участием автора в проведении констатирующего, обучающего и контрольного этапов эксперимента.
Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на заседаниях методического объединения учителей русского языка МБОУ «Г имназии №40» Приволжского района г. Казани, обсуждались на кафедре русского языка и прикладной лингвистики ФГБОУ ВО «Казанский государственный университет», на научно-практических конференциях: «Русский язык и славянский мир» (Казань, 2016), (Казань, 2017). Результаты апробировались в образовательном процессе МБОУ «Гимназии №40» Приволжского района г. Казани.
Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка
На современном этапе модернизация обучения связана с ситуацией на рынке труда, которая выдвинула определенные требования к работнику. Для того чтобы стать всесторонне развитой личностью необходимо в течение всей жизни уметь учиться. Успешность школьников определяется не обладанием «застывшими» знаниями, а умением использовать информацию, в нестандартных ситуациях брать инициативу в свои руки, работать в коллективе на общий результат, самосовершенствоваться, быстро реагировать на запросы времени.
В условиях введения ФГОС основного общего образования определены цели, приоритеты, содержание и ценности образования: от формирования знаний, умений и навыков происходит переориентация к развитию готовности учащихся самостоятельно использовать усвоенные знания, умения и способы действия в реальной жизни для решения практических задач.
В настоящее время результаты образования рассматриваются в виде: личностных, метапредметных, предметных компетенций.
Через понятие компетенция определяются обобщенные структуры содержания обучения русскому языку. Согласно ФГОС ООО, основным требованием к предметным результатам освоения базового курса русского языка является сформированность коммуникативной, языковой, лингвистической, культуроведческой компетенций.
В зарубежной педагогической литературе, в методике преподавания иностранных языков и русского языка как неродного языковая и лингвистическая компетенции не разграничиваются. При этом целесообразно при изучении русского языка как родного указанные компетенции рассматривать в качестве самостоятельных.
Для эффективного формирования языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций необходимо обладать знаниями о языке, элементарными сведениями о лингвистике, этапах становления, базовыми понятиями, освоить учебно-языковые умения и практическое их применение.
При обучении русскому языку лингвистическую компетенцию считаем ведущей, так как для эффективного формирования языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций необходимо обладать знаниями о языке, элементарными сведениями о лингвистике, этапах становления, базовыми понятиями, освоить учебно-языковые умения и практическое их применение.
В основе выпускной квалификационной работы лежит следующее определение лингвистической компетенции. Так, лингвистическая компетенция рассматривается как комплекс знаний, умений, навыков, способов деятельности предметной направленности, метазнания, метаумения, а также рефлексия и мотивация учебно-познавательной деятельности. Структурное содержание лингвистической компетенции включает в себя когнитивный, регуляторный, личностно-смысловой компоненты.
Предлагаемая методика основана на формировании когнитивного, регуляторный и личностно-смыслового компонентов лингвистической компетенции. Формирование компонентов лингвистической компетенции тесно связаны между собой, их развитие является единым процессом.
Опытно-экспериментальное обучение состоит из двух блоков: учебный и дополнительный. Учебный блок реализуется непосредственно на уроках русского языка, в рамках рубрики «Хочу знать!».
Рубрика «Хочу знать!» внедряется в школьную программу во втором полугодии 5 класса (2016-2017 учебный год) и в первом полугодии 6 класса (2017-2018 учебный год). Данная рубрика включает в себя занимательные, игровые пяти-, десяти- минутки на каждом занятии, исключением становятся уроки, на которых учащиеся выполняют контрольно-оценочные работы. Содержание рубрики является не отступлением от изучаемой темы урока, а дополнением, позволяющим рассмотреть материал более полно посредствам мини-сообщений учащихся или учителя, увлекательных рассказов, занимательных задач. Языковой материал, направлен конкретно на изучение истории языка, его функций, терминологической базы предмета, на развитие умений и навыков использовать свои знания в практике обучения, то есть способность безошибочно выполнять различные разборы слов, словосочетаний, классифицировать части речи, видеть ошибки в тексте, а также владеть репродуктивными и аналитическими умениями работы с языковым материалом.
Факультативный курс «Кладовая лингвистики» имеет цель закрепить и углубить базовые знания, полученные на уроках русского языка. В ходе факультативных занятий использовалось интерактивное взаимодействие (учащиеся выполняли роль «учителя», «консультанта», «эксперта»), активные формы работы (проектная и игровая технологии), занимательные формы уроков («урок-квест», «урок-викторина», «урок-встреча», «урок-игра», интегрированный урок).
Факультативный курс «Кладовая лингвистики» и рубрика «Хочу знать!» позволяют формировать у школьников не только лингвистическую
компетенцию, но и ряд других компетенций: культуроведческую,
информационную, коммуникативную, интеллектуальную
При организации принципов методики преподавания русского языка, конкретно направленных на повышение уровня сформированности лингвистической компетенции учащихся, мы основывались на принципах обучения русскому языку (общедидактические, лингводидактические), на различных формах работы (индивидуальная, парная, групповая), путях усвоения лингвистической компетенции (информационный, дискуссионный, творческий), Игровые, проектные, оценочно-рефлексивные технологии обеспечивают на протяжении всего опытно-экспериментального обучения активность учащихся, развивают самостоятельность, соединяют практические и теоретические знания.
Для эффективного усвоения лингвистической компетенции были теоретически и экспериментально проверены педагогические условия:
П мотивационная готовность учащихся к углубленному изучению русского языка (на основе исследования выявили движущие мотивы в учебнопознавательной деятельности и учли интересы учащихся);
П субъект-субъектные отношения учителя и учащегося (применялось интерактивное взаимодействие, повышение доверия к детям);
П реализация методики формирования лингвистической компетенции с учетом возрастных особенностей учащихся 5-6 классов (применялись традиционные и инновационные методы обучения, игровые технологии, интерактивные упражнения и интерактивное взаимодействие);
П создание комфортного психологического климата в классе и в факультативной группе (положительный настрой коллектива сказывается на повышение уровня усвоения знаний).
На наш взгляд, проверка сформированности лингвистической компетенции осуществляется с помощью следующих умений:
П опознавание звуков, букв, слов, предложений и т.д.;
П умение анализировать, объяснять, классифицировать языковой материал;
П умение осуществлять различные разборы слов, предложений;
П выполнение рефлексии познавательной деятельности и самоконтроля.
Контрольная и экспериментальная группа на констатирующем этапе эксперимента продемонстрировали приблизительно одинаковый уровень владения лингвистической компетенцией.
Сопоставление результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет нам сделать вывод о более высоком уровне сформированности лингвистической компетенции учащихся, прошедших обучение по экспериментальной методике: на всех этапах исследования, а именно непосредственно после проведения факультативного курса и спустя нескольких месяцев после опытного обучения, процентные показатели уровня сформированности лингвистической компетенции выше у учащихся экспериментального класса. Результаты подтверждаются данными статистической обработки.
Одним из перспективных направлений раскрытия данной темы относится создание методического пособия по развитию лингвистической компетенции, а также создание КИМов в формате ЕГЭ для учащихся средней школы.
Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: Издательство ИКАР, 2009. - 448 с.
Аксёнова Г.И. Психология и педагогика становления субъекта. - Рязань: РИНФО, 1999. - 210 с.
Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческ. саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновацион. технологий, 2000. - 124 с.
Андреев, В. И. Педагогика: учеб. курс для творческ. саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновацион. технологий, 2000. - 124 с.
Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка. Коммуникативно-деятельностный подход // Современные проблемы образования. М.: Кнорус. 2009. - С.184-185.
Апресян Ю.Д. Избранные труды. - М.: Яз. рус. культуры, вост. лит.- Т. 1: Лексическая семантика, 1995. - 472 с.
Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. -М.: "Академия Естествознания", 2010. - 346с.
Беликов, В. А. Образование. Деятельность. Личность: моногр. / В. А. Беликов. - М.: "Академия Естествознания", 2010. - 346с.
Быстрова Е.А., Львова С.И. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособ. для студ. пед. вузов. - М.: Дрофа, 2004. - 240 с.
Воителева А.И. Теория и методика обучения русскому языку: учеб. Пособие для вузов. - М.: Дрофа, 2009. - 319 с.
Гостева, Ю.Н. Компетентностно ориентированные педагогические технологии в обучении русскому языку // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. П 2009. П № 1. П С. 61П66.
Граник Г.Г. Концепция курса «Русская филология»: почему нужны
учебники нового типа. П М.: Мой учебник, 2007. П 84 с.
Десяева Н.Д. Подготовка учителя русского языка к формированию
лингвистической компетенции учащихся // Новые аспекты в преподавании
русского языка в школе и вузе: Материалы международной
научнопрактической конференции / Сост. и науч. ред. проф. А. Д. Дейкина,
проф. Л. А. Ходякова. П М.: МПГУ, 2002. П С. 27П30.
Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования // Интеграция образования. П 2010. П Т. 58, № 1. П С. 59П63.
Дьюи Дж. Школа и общество (пер. с англ.) П М.: Работник просвещения, 1999. П 127 с.
Ермаков Д.А. Откуда и куда ведет компетентностный подход? // Народное образование. - 2008. - № 7. - С. 181-187.
Жажева Д.Д. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки // Майкоп. -2013. - С. 46-51.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: МИСиС, 2004. - 42с.
Зиновьева Т. И., Курлыгина О.Е., Трегубова Л.С. Методика обучения русскому языку. Практикум: учеб. пособие для СПО. П 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2017. П 309 с.
Игумнова Ю.С. Формирование лингвистической компетенции путем организации самостоятельной учебно-познавательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Орел, 2011. - 27 с.
Каплун О. А. Сравнительная характеристика понятий «лингвистическая компетенция» и «языковая компетенция» и их структурных компонентов в методике преподавания русского и иностранного языков // Ученые записки Орловского государственного университета. Сер. Гуманитарные и социальные науки. - 2014. - № 4. - С. 277—279.
Карасева Д.С. Формирование лингвистической компетенции: дис. . канд. пед. наук. - Иваново, 2018. - 231.
Компетентностный подход в обучении: учебно-методическое пособие / сост. О.В. Еремкина, Н.Б. Федорова, Д.В. Морин, М.А. Борисова. -Ряз. гос. унт им. С.А. Есенина. - Рязань, 2010. - 48 с.
Корнеева Т.А. Формирование лингвистической компетенции учащихся в школе и вузе: монография. - Казань: Отечество, 2016. - 162 с.
Кромер Э.В. Лингвистическая компетенция школьников: Проблемы. Формирование. Качество: научно-методическое пособие. - Иваново: Иван. гос. ун-т, 2009. П 255 с.
Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. - М.: Мысль, 1985. -
126 с.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 44-49.
Маркова А.К. Психология профессионализма. - М.: Изд-во Междунар. гуманитар. фонд "Знание", 1996. -308 с.
Методика преподавания русского языка как иностранного / О.Д. Митрофанова, В. Г. Костомаров и др. - М.: Русский язык, 1990. - 270 с.
Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 5 класс. / Под ред. А.Ю.Купаловой. - М.: Дрофа, 2013. - 208 с.
Назарова, Т.С., Полат, Е. С. Средства Обучения: технология создания и использования. - М.: Изд-во УРАО, 1998. - 204с.
Наумова Т.А., Мухачева Е.В. Наставления по обработке результатов научного экспериментадля студентов, будущих педагогов. Ижевск: изд-во Удмурский университет, 2014. - 34 с.
Обучение русскому языку в школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос [и др.] ; под ред. Е. А.
Быстровой. М. : Дрофа, 2007. 240 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 с. [СОШ].
Орлова Н.М. Основы науки о языке. Часть 1. Учебное пособие. - Саратов, 2015. -258 с.
Петрановская Л. В. Игры на уроках русского языка. Пособие для учителя. П М.: МИРОС-МАИК Наука/Интерпериодика, 2000. П 144 с.
Петровская Л.А. Компетентность в общении.- М.: Изд-во МГУ, 1989. -
216 с.
Полякова Н.П. Формирование лингвистической компетенции у слепых: дис. ...канд. пед. наук. - М., 2018. - 153.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5П9 классы: проект. 3-е изд., дораб. П М.: Просвещение, 2011. П 112 с.
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5—9 классы: проект. 3-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. - 112 с.
Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: Изд-во Когито-Центр, 2002. - 396 с.
Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. - 478 с.
Розенталь Д.Э. Русский язык: сборник правил и упражнений. - М.: Эксмо, 2016. - 464 с.
Ружьева РЕ. Формирование лингвистической компетенции на уроках русского языка (5-6 классы): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М.: 2002. -24с.
Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. / научн. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
Русский язык. 5 кл.: Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др./ научн. ред. Н.М. Шанский. - М.: Просвещение, 2012. - 176 с.
Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова, М. Т. Баранов и др. -2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 144 с.
Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.
Русский язык V класс / В.И. Капинос, Л.И. Пучкова. - М.: Интеллект-центр, 2014.
Стратегия модернизации содержания общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2002. - 104 с.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. Т. 1. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - ООО «Издательство АСТ», 2000. — 310 с. [ТСУ].
Томилин А.Б. Технологии формирования компетенций в системе высшего профессионального образования / А.Б. Томилин, А.В. Бриттов, С.И.
Демкина // Управление качеством высшего образования. - 2005. - №. 5. - С. 112.
Тумакова С.Г. Психологическое сопровождение введения Федерального государственного образовательного стандарта в основной школе с углубленным изучением отдельных дисциплин // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института.- 2014.- №3(11). - С.175-184.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2010.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. □ М.: Просвещение, 2010. П 159 с.
Фрумин И.Д. Компетентностный подход как естественный этап обновления содержания образования // Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление: Материалы 9-й научно-практ. конф. - Красноярск: КрасГУ, 2003. - С.33-57.
Холодов Н.Н. За древними тайнами русского слова «И» П тайны иных масштабов: монография / Н. Н. Холодов; М-во образования и науки Российской Федерации, Ивановский гос. ун-т. П 2-е изд., испр. и доп. П Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2015. П 136 с.
Хомский Н. Язык и мышление. - М.: Изд-во Московского университета, 1972. - 126 с.
Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования» // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 55-58.
Черепанова Л.В. Формирование лингвистической компетенции при обучении русскому языку: дис. ... д. пед. наук. - Новосибирск: Наука, 2006. - 324 с.
Шарипова Э.Ф. Формирование общетехнологической компетенции будущих учителей [Текст]: монография / Э.Ф. Шарипова. - Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. - 186 с.
Шатова Е.Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: Учеб. пособие для студентов педвузов. П 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2008. П 253 с.
Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку.П М.: Флинта: Наука, 2016. □ 347 с.
Юсупова З. Ф. Компетентностный подход к обучению русскому языку в школе. - Казань: Казан. ун-т, 2015. - 68 с.
Hymes, D. On communicative competence [Text] / D. Hymes // Sociolinguistics. - Harmondsworth, 1972. - Р. 28-41.
Van Ek J. A. Objectives for foreign language learning. Vol. 1: Scope. Strasbourg, Council of Europe Press, 1986. 89 p.
Ермолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2011. - 161 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6763 (дата обращения 09.09.2017).
Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic.com/efremova (дата обращения 11.
10.15)
Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к образованию // Образование и наука. - 2005. - №3. [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentnostnyy-podhod-k-obrazovaniyu (дата обращения: 21.05.2018).
Карасева Д.С. Лингвистическая компетенция учащихся: критерии и уровни сформированности (на материале раздела «Фонетика» дисциплины «Русский язык») // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. П 2016. П №4(20). ПС. 284П291. [Электронный ресурс]. URL: http://vestospu.ru/archive/2016/articles/ 29_20_2016.pdf (дата обращения 09.03.2018)