Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Мотивация и стимулирование школьников к активному участию на уроке физической культуры в школе

Работа №43235

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Психолого-педагогические основы мотивации и стимулирования
школьников к занятиям спортом 8
1.2. Формы и методы стимулирования школьников к спортивной деятельности 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 29
2.1. Организация исследования по мотивации и стимулированию
школьников 29
2.2. Результаты исследования и их анализ 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 


Актуальность исследования. В последние десятилетия процесс пропаганды здорового образа жизни набирает обороты. Постепенно введены запреты на рекламу вредных продуктов питания, в СМИ муссируется тема здорового питания, активного образа жизни. С одной стороны, это адекватная реакция государства на падение уровня здоровья молодого населения, с другой - современной молодежи уже не так интересно находится под воздействием каких-либо вредных веществ, а к своему отдыху и досугу, они предъявляют все большие и большие требования. При этом становится по-настоящему модным быть не только умным и образованным, но и здоровым, активным, физически развитым.
Совершенно естественно, что на данную тенденцию, каждый реагирует по-своему. Старшее поколение с трудом отказывается от вредных привычек, однако признает необходимость грамотного отношения к собственному здоровью со стороны молодых людей. К решению вышеназванной проблемы присоединяется научное обоснование, в рамках которого общепризнанным является мнение о том, что начать заботу о своем здоровье важно с самого раннего возраста. Казалось бы, уроки физической культуры в школе в первую очередь направлены на поддержание здоровья у детей, однако при ближайшем рассмотрении ситуация разворачивается несколько под иным углом.
В современной школе на занятиях физической культуры нередки ситуации, когда дети старательно избегают нормативных нагрузок, стремятся теми или иными способами избежать активности на уроке. Часть детей, относящихся к специальным группам здоровья, вместо реальных активностей, получает аттестацию на основе рефератов. Особое ощущение противоречия появляется в тех случаях, когда эти же дети охотно и с удовольствием посещают дополнительные спортивные кружки и секции, в рамках которых их поведение кардинально меняется.
Разумеется, методику проведения урока по физической культуре можно считать достаточно статичной. Система образования является (и должна быть) до определенной степени консервативной, ведь речь идет о здоровье и физическом развитии детей. Однако необходимо выявить причину низкой мотивации детей на занятиях по физической культуре, скорректировать ход урока исходя из требований личностно-ориентированного подхода, создать условия для повышения активности детей.
Таким образом, перед нами вырисовывается программа действий по выявлению проблемы, связанной с негативным отношением детей к урокам по физической культуре, работе над полученными результатами, а, в дальнейшем, внедрении нововведений по повышению мотивации к активному участию в рамках урока. Актуальность выбранной темы напрямую зависит от того, какую роль в настоящее время играет понятие здорового образа жизни среди детей и молодежи. В настоящее время существует огромное количество различных методик обучения физической культуре, с использованием самых разнообразных методов и подходов, что в принципе обуславливает возможность стимулирования мотивации детей. Обращение к традиционному взгляду на эту проблему, безусловно, представляется актуальным.
Противоречие исследования заключается в том, что в настоящий момент, несмотря на имеющийся запрос на раннее физическое развитие детей, положительный образ человека, ведущего здоровый образ жизни, физически развитого и активного, имеются определенные проблемы с активизацией учащихся на занятиях по физической культуре.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо доказать эффективность использования нового подхода к мотивации и стимулированию школьников к активному участию на уроке физической культуры.
Целью исследования является изучение мотивации и стимулирования школьников к спортивной деятельности
Предметом исследования мотивация к активному участию в занятии.
Объектом исследования физическое воспитание детей.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью:
- рассмотреть специфику современного подхода к мотивации школьников на современном этапе развития педагогики;
- выявить психолого-педагогические основы стимулирования школьников к спортивной деятельности;
- проанализировать специфику изучения мотивации школьников к занятиям спортом;
- провести исследование по мотивации и стимулировании школьников к принятию активного участия на уроках физической культуры;
- проанализировать результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень активного участия детей в занятии физической культурой повышается при педагогическом воздействии.
Разумеется, работы по рассмотрению содержания уроков по физической культуре, а также анализу и коррекции нормативов деятельности спортивных кружков и секций имеют место, они во многом регламентированы существующими нормами обучения. С другой стороны, мы рассматриваем процесс обучения не только с позиции инновационности компонентов обучения, но и с точки зрения специфики обучения определенной возрастной группы. Это определяет некоторую научную новизну исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие идеи философии, психологии, социологии и педагогики об эксперименте; организационный и деятельностный подход к эксперименту в педагогике; системный подход к методу эксперимента. Мы опирались на целостный и личностный подходы при анализе социальных и психолого-педагогических явлений (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л, Рубинштейн, К. Роджерс); идеи педагогической поддержки (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А. Г. Маслоу, А.В. Мудрик, Е.Ю.Чурюмова, Э.Г. Эриксон и др.).
В работе были использованы следующие методы научнопедагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез;
- тестирование мотивации школьников к активному участию в уроках по физической культуре (Опросник Тютькова А.В., опросник Р.А.Пилояна, 1984 в модификации Е.Г.Бабушкина)
База исследования СОШ № 7 г.Азнакаево, 8 «А» и 8 «Б» классы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что мы вносим свой вклад в теорию педагогики и методики преподавания физической культуры, даем возможность ответить на многие методологические и содержательные вопросы.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволят скорректировать внутреннее содержание уроков по физической культуре, использовать в курсах лекций по методике преподавания. А также, с учетом возможных ошибок, в практической деятельности учителей физической культуры в средней школе.
Организация исследования носила последовательный характер, включала научно-теоретический анализ.
Структура работы отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была проведена с целью выявления особенностей, связанных мотивацией к занятиям спортом. Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
Выводы, которые указываются в рамках данной работы, являются в первую очередь результатом исследований современных педагогов и психологов, а также классической педагогики. Большинство из них подкрепляются результатами исследований, проводимых в различных параллелях школ разных регионов нашей страны. Положительны и отрицательный опыт суммируется, фиксируется и предлагается для дальнейшего развития.
Отметим, что говоря о мотивации школьников занятиям спортом, отдельно следует остановиться на понятии интереса у ребенка. Стимуляция именно интереса, желания развиваться и изучать новое, позволяет без дополнительных сложностей создавать условия для повышения уровня мотивации к занятиям спортом.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Взаимоотношение учебной мотивации и способностей осуществляется через учебную деятельность как непосредственно исполнительный, технический момент психической активности. Побуждение, имеющее некоторое качественное содержание и некоторую динамическую силы (значимость), определяет характер и функционально - энергетический уровень соответствующей деятельности. Качественное содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для данного человека.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.
Особо стоит выделить целую систему негативных факторов, влияющих на интерес и мотивацию школьников. При наличии необходимой материально-технической базы учебного заведения, представляется особенно важным и актуальным посильное изменение имеющихся элементов.
На основании проведенного эксперимента группа детей, на которых осуществлялось воздействие педагога, по результатам исследования демонстрирует положительную динамику. Если до проведения эксперимента дети посещали занятия с удовольствием, однако предпочитали не принимать активное участие в учебно-воспитательном процессе, то, в дальнейшем, после проведения эксперимента, становится очевидным тот факт, что со стороны педагога возможно воздействие на уровень активности учащихся. В дальнейшем, после проведения эксперимента, рекомендуется продолжать процесс мотивации детей на активное участие в занятии.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших классов, так как они неспособны переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: деловая книга, 2000. - 624с.
2. Аванесов С.В Тесты в социологическом исследовании. - М.: ФиС, 2004. - 260 с.
3. Анохина Т. Педагогическая поддержка как реальность современного образования. - СПб.: Нева, 2003. - 221с.
4. Бабич И.Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». - Троицк: Байтик, 2003. - С. 68-70.
5. Безверхняя Г.В. Возрастная динамика
мотивационных приоритетов школьников к занятиям физической культурой и спортом. - М.: Логос, 2014. - 305с.
6. Белов Л. А. Методические рекомендации по использованию видеозаписей в учебно-воспитательном процессе. - М.: Просвещение, 2014. - 75c.
7. Беляничева, В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов // Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики. - Саратов, 2009. - Вып. 2. - С. 6-9.
8. Вальсевич В.К, Лубышева Л.И., Ипатов А.А. Мотивация - как двигатель карьеры. - М.: ФиС , 2014. - 634 с.
9. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений.— М., 2006.- 432 с.
10. Вовк С. Т. Повышение мотивации учащихся на уроках
физической культуры путем применения здоровье сберегающих технологий. [Электронный ресурс]. URL::
https://multiurok.ru/files/povyshieniie-motivatsii-uchashchikhsia-na-urokakh- .html (дата обращения 20.10.2017)
11. Воронов И.В. Особенности спортивной мотивации. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2007. - 479с.
12. Востриков В.А. Физическая культура в школе// Физкультурное образование школьников. - №4 - 2009 - 24с.
13. Гага В.А., Новоселова Е.Г. Дальняя мотивация деятельности и современные системы стимулирования. Новосибирск, 2003.- 468с.
14. Гоголевская И. В. Формирование мотивации к занятиям
физической культурой и спортом в школьном возрасте: понятие
мотивации, возрастные особенности мотивации, технология развития мотивационных основ к урокам физической культуры. - [Электронный ресурс]. URL https: //nsportal. ru/shkola/fizkultura-i- sport/library/2017/01/08/formirovanie- motivatsii-k-zanyatiyam-fizicheskoy (дата обращения: 06.02.2018)
15. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. - 288с.
16. Горбунов Г.Д. Особенности нашей личности. - М.: ФиС, 2006. - 358с.
17. Горская Г.Б., Барабанов А.Г.Спортивная теория. - СПб.: Фокс,
2006. - 568с.
18. Графов А.М., Антипова А.В. Детский возраст. - М.: ФиС,
2007. - 468с.
19. Железняк Ю.Д. Петров П.К. Основы научно - методической деятельности в физической культуре и спорте. - М.: ФиС, 2013.- 425с.
20. Зайберт В. Бодибилдинг: идеальная тренировка: Путеводитель по современному бодибилдингу. - М.: Астрель, 2014. - 144с.
21. Иванов К.С., Осин А.К. Формирование мотивации учащихся к занятиям физической культурой и спортом. - [Электронный ресурс]. URL http://www.scienceforum.ru/2013/82/5489 (дата обращения 20.10.2017)
22. Изучение спортивной мотивации Опросник Р.А.Пилояна, 1984
в модификации Е.Г.Бабушкина, 2001. - [Электронный ресурс]. URL http://www.magma-team.ru/testv/izuchenie-sportivnov-motivatsii (дата
обращения 20.10.2017)
23. Ильин Е. П. Психофизиология физического воспитания. - М.: ЮНИТИ, 2004. - 64с.
24. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб., 2006. - 512с.
25. Колесникова И.С., Ольховская Е.Б. Особенности мотивации школьников к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). - [Электронный
ресурс]. URL
http://sibac.info/archive/guman/3f 18).pdf (дата обращения: 06.02.2018)
26. Колесов, Д.В. Физическое воспитание и здоровье школьников.- М.: Знание. - 64с.
27. Кон И. С. Открытие «Я». — М., 2008.- 120 с.
28. Коннова Е. Исследование мотивации учащихся к урокам физической культуры - [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/09/07/issledovanie-motivatsii- uchashchikhsya-k-urokam-fizicheskov-kultury (дата обращения 20.10.2017)
29. Кривицкая Е. В. Формирование мотивации к занятиям
физической культурой у младших школьников. - [Электронный ресурс]. URL. http: //uchitelva.com/fizkultura/6303 -konspekt-uroka-na-temu-
formirovanie-motivacii-k-zanyativam-fizicheskov-kulturov-u-mladshih- shkolnikov.html (дата обращения 20.10.2017)
30. Круцевич Т.Ю. Концептуальные предпосылки совершенствования системы физического воспитания молодежи. - М.: Дело, 2015. - 128с.
31. Круцевич Т.Ю. Критерии эффективности системы физического воспитания молодежи. - М.: БЕК, 2004.- 76с.
32. Кузьмина Н.В Методы исследования педагогической
деятельности. М.: ФиС, 2015.
33. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М.-Ростов-на-Дону,
2012. - 226с.
34. Ларечнева Е.Н. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у школьников - [Электронный ресурс]. URL https://infourok.ru/formirovanie-motivacii-k-zanyativam-fizicheskov- kulturoy-i-sportom-u-shkolnikov-571475.html (дата обращения: 06.02.2018)
35. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: Основы теории и методы развития. - М.: Терра-Спорт, 2012 - 192с.
36. Манукян С.П. О взаимоотношении понятий
«стимул» и «мотив». - М.: ОМЕГА-Л, 2015. - 226с.
37. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: ФиС, 2008.- 480с.
38. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. М.: ФиС, 2006. -258с.
39. Мотивация школьников на уроках физкультуры. -
[Электронный ресурс]. URL http: //mirznanii.com/a/174731/motivatsiya- shkolnikov-na-urokakh-fizkultury (дата обращения 20.10.2017)
40. Найданов Б.Н. Особенности организации занятий по физической культуре с учетом спортивных интересов учащихся 5-9 классов общеобразовательной школы // Физическая культура: Воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 1. - С. 53-58.
41. Нечаев А.П. Психология физической культуры. - М.: ИНФРА, 2016. - 64с.
42. Орлова Л. П., Шкуркин В. И., Орлов Ю. М. Построение теста- вопроса для измерения достижения и общения. — В кн.: Методы социальной психологии. Липецк, 2007.- 624с.
43. Осипов А. Н. Повышение мотивации к урокам физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015.- № 11 (ноябрь). - С. 76-80.
44. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И.П.Волкова.
- СПб.: Питер, 2012. - 288с.
45. Психология физического воспитания и спорта./Под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. М.: ИНФРА-М, 2014. - 137с.
46. Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями// Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: матер. реч. науч. конф. / ДВГУ. - Владивосток, 2003. - C. 108-111.
47. Тютьков А. В. Мотивация учащихся к занятиям физической культуры. Тест - [Электронный ресурс]. URL https://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/librarv/2015/03/02/testv-motivatsiva- uchashchikhsva-k-zanyatiyam (дата обращения 06.02.2018)
48. Физическая культура в образовательном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург, 2003.- 432с.
49. Физическая культура. Научно-методический журнал. Изд. 43 - М.: ФиС, 2012. - 24с.
50. Фомин Ю.А. Современные социальные тенденции и спорт / В сб.: Молодежь и общество на рубеже веков. Междунар. конф. Секция «Физическая культура, спорт, здоровье». - М., 2016. - 322с.
51. Холодов Ж. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры. - М.: Академия, 2011. - 144с.
52. Шуткин С.Н. Педагогические условия воспитания основ самоорганизации личности на уроке физкультуры. - Липецк: ЛГУ, 2013. - 186с.
53. Электронные учебники и учебно-методические разработки в открытом образовании. / Тезисы докладов семинара. - М.: МЭСИ, 2012. - 140с.
54. Языкова Н.В. Формирование профессионально-методической деятельности студентов педагогических факультетов. - Улан-Удэ: Юность, 2006. - 219с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ