Мотивация и стимулирование школьников к активному участию на уроке физической культуры в школе
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Психолого-педагогические основы мотивации и стимулирования
школьников к занятиям спортом 8
1.2. Формы и методы стимулирования школьников к спортивной деятельности 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 29
2.1. Организация исследования по мотивации и стимулированию
школьников 29
2.2. Результаты исследования и их анализ 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 8
1.1. Психолого-педагогические основы мотивации и стимулирования
школьников к занятиям спортом 8
1.2. Формы и методы стимулирования школьников к спортивной деятельности 15
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 28
ГЛАВА II ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 29
2.1. Организация исследования по мотивации и стимулированию
школьников 29
2.2. Результаты исследования и их анализ 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. В последние десятилетия процесс пропаганды здорового образа жизни набирает обороты. Постепенно введены запреты на рекламу вредных продуктов питания, в СМИ муссируется тема здорового питания, активного образа жизни. С одной стороны, это адекватная реакция государства на падение уровня здоровья молодого населения, с другой - современной молодежи уже не так интересно находится под воздействием каких-либо вредных веществ, а к своему отдыху и досугу, они предъявляют все большие и большие требования. При этом становится по-настоящему модным быть не только умным и образованным, но и здоровым, активным, физически развитым.
Совершенно естественно, что на данную тенденцию, каждый реагирует по-своему. Старшее поколение с трудом отказывается от вредных привычек, однако признает необходимость грамотного отношения к собственному здоровью со стороны молодых людей. К решению вышеназванной проблемы присоединяется научное обоснование, в рамках которого общепризнанным является мнение о том, что начать заботу о своем здоровье важно с самого раннего возраста. Казалось бы, уроки физической культуры в школе в первую очередь направлены на поддержание здоровья у детей, однако при ближайшем рассмотрении ситуация разворачивается несколько под иным углом.
В современной школе на занятиях физической культуры нередки ситуации, когда дети старательно избегают нормативных нагрузок, стремятся теми или иными способами избежать активности на уроке. Часть детей, относящихся к специальным группам здоровья, вместо реальных активностей, получает аттестацию на основе рефератов. Особое ощущение противоречия появляется в тех случаях, когда эти же дети охотно и с удовольствием посещают дополнительные спортивные кружки и секции, в рамках которых их поведение кардинально меняется.
Разумеется, методику проведения урока по физической культуре можно считать достаточно статичной. Система образования является (и должна быть) до определенной степени консервативной, ведь речь идет о здоровье и физическом развитии детей. Однако необходимо выявить причину низкой мотивации детей на занятиях по физической культуре, скорректировать ход урока исходя из требований личностно-ориентированного подхода, создать условия для повышения активности детей.
Таким образом, перед нами вырисовывается программа действий по выявлению проблемы, связанной с негативным отношением детей к урокам по физической культуре, работе над полученными результатами, а, в дальнейшем, внедрении нововведений по повышению мотивации к активному участию в рамках урока. Актуальность выбранной темы напрямую зависит от того, какую роль в настоящее время играет понятие здорового образа жизни среди детей и молодежи. В настоящее время существует огромное количество различных методик обучения физической культуре, с использованием самых разнообразных методов и подходов, что в принципе обуславливает возможность стимулирования мотивации детей. Обращение к традиционному взгляду на эту проблему, безусловно, представляется актуальным.
Противоречие исследования заключается в том, что в настоящий момент, несмотря на имеющийся запрос на раннее физическое развитие детей, положительный образ человека, ведущего здоровый образ жизни, физически развитого и активного, имеются определенные проблемы с активизацией учащихся на занятиях по физической культуре.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо доказать эффективность использования нового подхода к мотивации и стимулированию школьников к активному участию на уроке физической культуры.
Целью исследования является изучение мотивации и стимулирования школьников к спортивной деятельности
Предметом исследования мотивация к активному участию в занятии.
Объектом исследования физическое воспитание детей.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью:
- рассмотреть специфику современного подхода к мотивации школьников на современном этапе развития педагогики;
- выявить психолого-педагогические основы стимулирования школьников к спортивной деятельности;
- проанализировать специфику изучения мотивации школьников к занятиям спортом;
- провести исследование по мотивации и стимулировании школьников к принятию активного участия на уроках физической культуры;
- проанализировать результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень активного участия детей в занятии физической культурой повышается при педагогическом воздействии.
Разумеется, работы по рассмотрению содержания уроков по физической культуре, а также анализу и коррекции нормативов деятельности спортивных кружков и секций имеют место, они во многом регламентированы существующими нормами обучения. С другой стороны, мы рассматриваем процесс обучения не только с позиции инновационности компонентов обучения, но и с точки зрения специфики обучения определенной возрастной группы. Это определяет некоторую научную новизну исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие идеи философии, психологии, социологии и педагогики об эксперименте; организационный и деятельностный подход к эксперименту в педагогике; системный подход к методу эксперимента. Мы опирались на целостный и личностный подходы при анализе социальных и психолого-педагогических явлений (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л, Рубинштейн, К. Роджерс); идеи педагогической поддержки (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А. Г. Маслоу, А.В. Мудрик, Е.Ю.Чурюмова, Э.Г. Эриксон и др.).
В работе были использованы следующие методы научнопедагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез;
- тестирование мотивации школьников к активному участию в уроках по физической культуре (Опросник Тютькова А.В., опросник Р.А.Пилояна, 1984 в модификации Е.Г.Бабушкина)
База исследования СОШ № 7 г.Азнакаево, 8 «А» и 8 «Б» классы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что мы вносим свой вклад в теорию педагогики и методики преподавания физической культуры, даем возможность ответить на многие методологические и содержательные вопросы.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволят скорректировать внутреннее содержание уроков по физической культуре, использовать в курсах лекций по методике преподавания. А также, с учетом возможных ошибок, в практической деятельности учителей физической культуры в средней школе.
Организация исследования носила последовательный характер, включала научно-теоретический анализ.
Структура работы отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Совершенно естественно, что на данную тенденцию, каждый реагирует по-своему. Старшее поколение с трудом отказывается от вредных привычек, однако признает необходимость грамотного отношения к собственному здоровью со стороны молодых людей. К решению вышеназванной проблемы присоединяется научное обоснование, в рамках которого общепризнанным является мнение о том, что начать заботу о своем здоровье важно с самого раннего возраста. Казалось бы, уроки физической культуры в школе в первую очередь направлены на поддержание здоровья у детей, однако при ближайшем рассмотрении ситуация разворачивается несколько под иным углом.
В современной школе на занятиях физической культуры нередки ситуации, когда дети старательно избегают нормативных нагрузок, стремятся теми или иными способами избежать активности на уроке. Часть детей, относящихся к специальным группам здоровья, вместо реальных активностей, получает аттестацию на основе рефератов. Особое ощущение противоречия появляется в тех случаях, когда эти же дети охотно и с удовольствием посещают дополнительные спортивные кружки и секции, в рамках которых их поведение кардинально меняется.
Разумеется, методику проведения урока по физической культуре можно считать достаточно статичной. Система образования является (и должна быть) до определенной степени консервативной, ведь речь идет о здоровье и физическом развитии детей. Однако необходимо выявить причину низкой мотивации детей на занятиях по физической культуре, скорректировать ход урока исходя из требований личностно-ориентированного подхода, создать условия для повышения активности детей.
Таким образом, перед нами вырисовывается программа действий по выявлению проблемы, связанной с негативным отношением детей к урокам по физической культуре, работе над полученными результатами, а, в дальнейшем, внедрении нововведений по повышению мотивации к активному участию в рамках урока. Актуальность выбранной темы напрямую зависит от того, какую роль в настоящее время играет понятие здорового образа жизни среди детей и молодежи. В настоящее время существует огромное количество различных методик обучения физической культуре, с использованием самых разнообразных методов и подходов, что в принципе обуславливает возможность стимулирования мотивации детей. Обращение к традиционному взгляду на эту проблему, безусловно, представляется актуальным.
Противоречие исследования заключается в том, что в настоящий момент, несмотря на имеющийся запрос на раннее физическое развитие детей, положительный образ человека, ведущего здоровый образ жизни, физически развитого и активного, имеются определенные проблемы с активизацией учащихся на занятиях по физической культуре.
Проблема исследования заключается в том, что необходимо доказать эффективность использования нового подхода к мотивации и стимулированию школьников к активному участию на уроке физической культуры.
Целью исследования является изучение мотивации и стимулирования школьников к спортивной деятельности
Предметом исследования мотивация к активному участию в занятии.
Объектом исследования физическое воспитание детей.
Задачи исследования обусловлены поставленной целью:
- рассмотреть специфику современного подхода к мотивации школьников на современном этапе развития педагогики;
- выявить психолого-педагогические основы стимулирования школьников к спортивной деятельности;
- проанализировать специфику изучения мотивации школьников к занятиям спортом;
- провести исследование по мотивации и стимулировании школьников к принятию активного участия на уроках физической культуры;
- проанализировать результаты эмпирического исследования.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень активного участия детей в занятии физической культурой повышается при педагогическом воздействии.
Разумеется, работы по рассмотрению содержания уроков по физической культуре, а также анализу и коррекции нормативов деятельности спортивных кружков и секций имеют место, они во многом регламентированы существующими нормами обучения. С другой стороны, мы рассматриваем процесс обучения не только с позиции инновационности компонентов обучения, но и с точки зрения специфики обучения определенной возрастной группы. Это определяет некоторую научную новизну исследования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют основополагающие идеи философии, психологии, социологии и педагогики об эксперименте; организационный и деятельностный подход к эксперименту в педагогике; системный подход к методу эксперимента. Мы опирались на целостный и личностный подходы при анализе социальных и психолого-педагогических явлений (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л, Рубинштейн, К. Роджерс); идеи педагогической поддержки (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, А. Г. Маслоу, А.В. Мудрик, Е.Ю.Чурюмова, Э.Г. Эриксон и др.).
В работе были использованы следующие методы научнопедагогического исследования:
- методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез;
- тестирование мотивации школьников к активному участию в уроках по физической культуре (Опросник Тютькова А.В., опросник Р.А.Пилояна, 1984 в модификации Е.Г.Бабушкина)
База исследования СОШ № 7 г.Азнакаево, 8 «А» и 8 «Б» классы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что мы вносим свой вклад в теорию педагогики и методики преподавания физической культуры, даем возможность ответить на многие методологические и содержательные вопросы.
Практическая значимость заключается в том, что полученные результаты позволят скорректировать внутреннее содержание уроков по физической культуре, использовать в курсах лекций по методике преподавания. А также, с учетом возможных ошибок, в практической деятельности учителей физической культуры в средней школе.
Организация исследования носила последовательный характер, включала научно-теоретический анализ.
Структура работы отвечает поставленным целям и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Данная работа была проведена с целью выявления особенностей, связанных мотивацией к занятиям спортом. Обязательным условием успешного формирования у школьников активного, устойчивого интереса к физической культуре является формирование результативных мотивов. Без ориентации на результат двигательная активность школьников неэффективна как в плане формирования активного интереса к физической культуре, так и в плане физической и технической подготовки школьников.
Выводы, которые указываются в рамках данной работы, являются в первую очередь результатом исследований современных педагогов и психологов, а также классической педагогики. Большинство из них подкрепляются результатами исследований, проводимых в различных параллелях школ разных регионов нашей страны. Положительны и отрицательный опыт суммируется, фиксируется и предлагается для дальнейшего развития.
Отметим, что говоря о мотивации школьников занятиям спортом, отдельно следует остановиться на понятии интереса у ребенка. Стимуляция именно интереса, желания развиваться и изучать новое, позволяет без дополнительных сложностей создавать условия для повышения уровня мотивации к занятиям спортом.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Взаимоотношение учебной мотивации и способностей осуществляется через учебную деятельность как непосредственно исполнительный, технический момент психической активности. Побуждение, имеющее некоторое качественное содержание и некоторую динамическую силы (значимость), определяет характер и функционально - энергетический уровень соответствующей деятельности. Качественное содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для данного человека.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.
Особо стоит выделить целую систему негативных факторов, влияющих на интерес и мотивацию школьников. При наличии необходимой материально-технической базы учебного заведения, представляется особенно важным и актуальным посильное изменение имеющихся элементов.
На основании проведенного эксперимента группа детей, на которых осуществлялось воздействие педагога, по результатам исследования демонстрирует положительную динамику. Если до проведения эксперимента дети посещали занятия с удовольствием, однако предпочитали не принимать активное участие в учебно-воспитательном процессе, то, в дальнейшем, после проведения эксперимента, становится очевидным тот факт, что со стороны педагога возможно воздействие на уровень активности учащихся. В дальнейшем, после проведения эксперимента, рекомендуется продолжать процесс мотивации детей на активное участие в занятии.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших классов, так как они неспособны переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.
Выводы, которые указываются в рамках данной работы, являются в первую очередь результатом исследований современных педагогов и психологов, а также классической педагогики. Большинство из них подкрепляются результатами исследований, проводимых в различных параллелях школ разных регионов нашей страны. Положительны и отрицательный опыт суммируется, фиксируется и предлагается для дальнейшего развития.
Отметим, что говоря о мотивации школьников занятиям спортом, отдельно следует остановиться на понятии интереса у ребенка. Стимуляция именно интереса, желания развиваться и изучать новое, позволяет без дополнительных сложностей создавать условия для повышения уровня мотивации к занятиям спортом.
Конкретный вид и уровень результата зависят от возраста, физической подготовленности и воспитанности школьников. Это может быть результат сюжетной, подвижной, спортивной игры; учебный норматив; норма спортивного разряда; Определённое место в спортивных соревнованиях; конкретные показатели в тестах; возрастные показатели выполнения отдельных упражнений и т.д.
Взаимоотношение учебной мотивации и способностей осуществляется через учебную деятельность как непосредственно исполнительный, технический момент психической активности. Побуждение, имеющее некоторое качественное содержание и некоторую динамическую силы (значимость), определяет характер и функционально - энергетический уровень соответствующей деятельности. Качественное содержание мотивационной системы в целом определяет и содержание видов деятельности, характерных для данного человека.
Результативные мотивы необходимо формировать и в процессе обучения двигательным действиям. Для этого обучение на уроках физической культуры надо включать в личностно значимую для каждого учащегося соревновательную деятельность, когда школьники, обучаясь, одновременно готовятся к участию в соревнованиях по данному виду упражнений на первенство класса, школы. Однако и здесь каждому учащемуся должен быть определён индивидуальный доступный результат, движение которого опять-таки должно расцениваться учителем, товарищами по классу, как успех, как победа школьника над собой. Только в этом случае возникает внутренняя мотивация занятий физическими упражнениями, определяющая интерес учащихся к физической культуре.
Особо стоит выделить целую систему негативных факторов, влияющих на интерес и мотивацию школьников. При наличии необходимой материально-технической базы учебного заведения, представляется особенно важным и актуальным посильное изменение имеющихся элементов.
На основании проведенного эксперимента группа детей, на которых осуществлялось воздействие педагога, по результатам исследования демонстрирует положительную динамику. Если до проведения эксперимента дети посещали занятия с удовольствием, однако предпочитали не принимать активное участие в учебно-воспитательном процессе, то, в дальнейшем, после проведения эксперимента, становится очевидным тот факт, что со стороны педагога возможно воздействие на уровень активности учащихся. В дальнейшем, после проведения эксперимента, рекомендуется продолжать процесс мотивации детей на активное участие в занятии.
Педагогическая практика и научные исследования показали, что результативная мотивация и интерес к физической культуре значительно возрастают, когда учитель и ученик добиваются сдвигов в обучении двигательным действиям и развитии двигательных качеств в относительно короткий промежуток времени. В итоге быстрее возникают внутренняя мотивация, вдохновение успехом, что особенно важно для учащихся младших классов, так как они неспособны переносить длительные напряжения под воздействием только внешней мотивации.
Подобные работы
- МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К
АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К УЧАСТИЮ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2017 - Обучение физическим упражнениям разной функциональной направленности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022 - Формирование здорового образа жизни учащихся средствами физической культуры и спорта
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2025 - Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения истории в средней школе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4780 р. Год сдачи: 2017 - Формирование здорового образа жизни младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Способы измерения уровня физической подготовленности учащихся старших классов и проверке методов диагностики для определения скоростно-силовых возможностей и скоростной выносливости учеников старших классов
Курсовые работы, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ИСКУССТВА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2019



