Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ

Работа №62275

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
331
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Мотивация и стимулирование школьников к активной школьной
деятельности как педагогическая проблема 6
1.2 Методы, средства и условия мотивации и стимулирования школьников к
активной деятельности на уроках физической культуры 16
Выводы по первой главе 27
Глава II ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ ПОВЫШАЮЩИХ МОТИВАЦИЮ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ К АКТИВНОМУ УЧАСТИЮ НА
УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 28
1.1 Организация и проведение эксперимента 28
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 34
Практические рекомендации учителям физической культуры для
формирования у школьников мотивации к занятиям физической культурой.... 43
Выводы по второй главе 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48

Актуальность исследования. Формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, — главная цель развития отечественной системы школьного образования. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные цели, виды деятельности. Исходя из концепции ФГОС второго поколения по физической культуре, целью школьного образования стало — формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
Актуальностью данной проблемы является тот факт что на протяжении последних лет сложилась тревожная ситуация - ухудшилось здоровье и физическая подготовка детей, школьников и студенческой молодежи, прослеживается низкий уровень положительной мотивации к систематическим занятиям физической культурой, спортом, к здоровому образу жизни у школьников общеобразовательных школ. Привлечение учащихся к занятиям физической культурой является одной из основных социально- педагогических проблем. Решение этой задачи должно рассматриваться с двух позиций- личностно значимой и общественно необходимой. Е.П. Ильин в своих трудах говорит о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для учащихся потребностью, не превратилась в личностный интерес, а значит, не появилась мотивация к занятиям физической культурой [2].
Большинство современных учащихся не желают заниматься физической культурой. Проблема совершенствования школьного физического воспитания, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, по-прежнему остается одной из наиболее актуальных в общеобразовательных школах (В.К. Бальсевич, М.Я. Виленский, Е.Н. Литвинов, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.Д. Сонькин и др.). Физическое развитие немаловажно, так же как и умственное, психическое, нравственное, поэтому в младшем школьном возрасте перед педагогом стоит задача объяснить ребёнку, какое значение имеют занятия физической культурой в его жизни.
Мотивация к познавательной деятельности является основной в учебной деятельности, она актуализируется приличной значимости для школьников содержания предмета. Уроки физической культуры будут иметь значимость, связь ее с возможностями самореализации в будущей семейной и профессиональной жизни неоспорима. Этому способствует осознание положительного влияния занятий физкультурой на здоровье человека [3].
Таким образом, целью на этом пути является: формирование у учащихся морального и психического здоровья, осознанной потребности в систематическом физическом усовершенствовании, развитие положительной мотивации, стимулирование потребности к самостоятельным и организованным занятиям физической культурой, спортом, обретения знаний и умений здорового образа жизни.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация мотивации, стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры
Объект исследования - процесс мотивации, стимулирования к занятиям школьников.
Предмет исследования - методы и формы мотивации, стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры.
Гипотеза: повышению уровня мотивации и интереса к урокам
физической культуры в среднем звене школы способствуют следующие условия:
1) включение в содержание каждого урока физической культуры упражнений, имеющих личностный интерес для обучающихся, учитывающие предпочтение учащихся в физических упражнениях;
2) минимизация факторов, понижающих мотивацию к урокам физической культуры.
Задачи исследования:
1) Провести теоретический анализ литературы по проблеме мотивации ,стимулирования к занятиям и активности учащихся на уроках физической культуры.
2) Выявить уровень мотивации учеников к урокам физической культуры.
3) Реализовать методы и формы мотивации и стимулирования учеников к занятиям физической культурой, а также стимулирования к двигательной активности.
4) Проверить эффективность реализованных методов и форм мотивации и стимулирования учеников к занятиям физической культурой, а также стимулирования к двигательной активности.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов: теоретический анализ научной (психолого¬
педагогической, методической) и учебно-методической литературы; моделирование; анализ и синтез научной литературы по теме исследования; практические, объединенные в рамках аналитического исследования.
База исследования: Старо Утчанская средняя общеобразовательная школа, Удмуртская Республика, Алнашский район, д. Старый Утчан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В исследовании на тему «Мотивация и стимулирование к занятиям и активность учащихся на уроках физической культуры» было решено три задачи.
Решение первой задачи по анализу литературы показало, что Мотивация - важнейший компонент структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация есть основной критерий ее сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата.
Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам — желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим — плавание, третьим - футбол и т.д.
Мотивы занятий физической культурой могут быть связаны с процессом деятельности и с ее ре зультатом. В первом сл учае школьник удовлетворяет потребность в двигательной активности, в получении впечатлений от соперничества (чувство азарта, радость победы). Во втором случае он может стремиться к получению следующих результатов: самосовершенствование (улучшение телосложения, развитие физических и психических качеств, укрепление здоровья), самовыражение и самоутверждение (быть не хуже других, стать привлекательным для противоположного пола и т.д.), подготовка себя к труду и службе в армии., удовлетворение духовных потребностей (через общение с товарищами, через чувство принадлежности к коллективу и т.д.).
Методы стимулирования учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во- первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мо тивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.).
К методам мотивации и стимулирования интереса учащихся к урокам физической культуры относятся: информационные технологии, метод проекта, игровой метод, проблемно-поисковый метод обучения, создание ситуаций успеха в учении, метод наблюдения, анализ выполненной работы и самоанализ и другие.
Для решения второй задачи было проведено два анкетирования. Первое анкетирование имело цель выявить основные мотивы занятия физической культурой школьниками. Анкетирование проводилось в 7А (экспериментальная группа) и 7 Б классе (контрольная группа) и показало, что в классе преобладают низшие мотивы, такие как игры и развлечения, доминирование и соперничество. Более высокие мотивы это положительные эмоции, общение, двигательная активность и физкультурно-спортивные интересы.
Второе анкетирование, которое имело целью определить уровень мотивации показало, что в классе преобладает низкий уровень мотивации к урокам физической культуры. 75% школьников из экспериментальной группы и 80% из контрольной группы набрали 0-24 баллов, остальные 25% из экспериментальной группы и 20 % из контрольной группы показали средний уровень мотивации, набрав 25-49 баллов.
Для повышения уровня мотивации учащихся из экспериментальной группы были созданы условия, такие как:
1) включение в содержание каждого урока физической культуры упражнений, имеющих личностный интерес для обучающихся, учитывающие предпочтение учащихся в физических упражнениях;
2) минимизация факторов, понижающих мотивацию к урокам физической культуры.
Для проверки проведенного эксперимента также было проведено два анкетирования. Первое анкетирование показало, что в экспериментальном классе на контрольном этапе также преобладают низшие мотивы, такие как игры и развлечения, доминирование и соперничество. Более высокие мотивы это положительные эмоции, общение, двигательная активность и физкультурно-спортивные интересы. По сравнению с констатирующим этапом в ведущих мотивах у 10% школьников из экспериментальной группы появились такие положительные мотивы, как: самосохранения здоровья, самосовершенствование, двигательная активность, долженствование.
Вторая анкета показала, что по сравнению с констатирующим, на контрольном этапе в экспериментальной группе стало больше на 5% (1 школьник), средний уровень мотивации также повысился с 25 до 35% (на 2 школьника) а низкий уровень снизился с 75% до 60 % (3 школьника).
В контрольной группе результаты констатирующего и контрольного этапа не отличаются.
Итак, результаты показывают эффективность созданных условий по повышению уровня мотивации и интереса к урокам физической культуры.



1. Ахметжанова, Г. В. Повышение уровня мотивации обучаемых к здоровому образу жизни / Г. В. Ахметжанова, А. Н. Осипов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2014. - № 3. - № 265-267.
2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. - М., 1976. - 158 с.
3. Бальсевич В. К. Концепция альтернативных форм организации физического
воспитания детей и молодежи // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. -2016.-№ 3. -С. 20-24.
4. Баршай, В. М. Физкультура в школе и дома / В. М. Баршай .— Ростов-на- Дону : Феникс, 2011 .— 246, [2] с.
5. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.:
Просвещение,2010. - 220 с.
6. Богданов В.М., Пономарев В.С. Компьютерная поддержка методико-практических занятий // Межвуз. сб. науч. трудов «Вопросы физического воспитания студентов». - Магнитогорск: МГМА, - 2012. - С. 35
7. Богдановский, В. М. Вопросы здоровьесбережения и повышения мотивации учащихся к занятиям физкультурой и спортом (из опыта работы) / В. М. Богдановский // Наука и образование : новое время. - 2015. - № 1(6). - С. 367¬371.
8. Божович Л.О. О мотивации учения: хрестоматия / сост. Дубровина И.В. - М., 2013. - 284 с.
9. Бушева, Е. Б. Мотивация учащихся младшего школьного возраста к урокам физической культуры / Е. Б. Бушева // Медико-биологические, социальные и педагогические аспекты формирования здорового образа жизни : новые взгляды и решения. - 2015. - № 2(2). - С. 20-22.
10. Валеев Г. Х. Методология и методы психолого - педагогических исследований: Учебное пособие для студентов 3 - 5-х курсов педагогических вузов. - Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2012. - 134 с.
11. Гендин А. М. Состояние и факторы развития физической культуры и
здорового образа жизни школьников : (методология и методика
социологического исследования) / А. М. Гендин, Р. А. Майер, М. И. Сергеев ; Сиб. отд-ние ССА АН СССР , Всесоюз. НИИ физич. кул-ры, Красноярский Гос. пед. ин-т .— Новосибирск-Красноярск : [КГПИ], 1989 .— 215 с.
12. Зелинская, М. В. Мотивация школьников к занятиям уроками физической культуры / М. В. Зелинская // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения. - М., 2013. - С. 102-104
13. Ильин А.А., Марченко К. А., Капилевич Л. В., Давлетьярова К. В. Формы и способы мотивации студентов к занятиям физической культурой // Вестник Томского государственного университета, 2012.-№ 36.
14. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. -СПб.: Питер, 2003. -512 с.
15. Карбышева Т. В. Отношение к ценностям физической культуры и спортивной деятельности различных слоев учащейся молодежи / Т. В. Карбышева // Формирование культуры личности средствами искусства в системе классического образования (опыт междисциплинарного исследования) : по материалам Всероссийского гуманитарного форума (с международным участием) «Сибирские Афины», 23 --25 мая 2006 г. / Фед. агенство по образованию, Том. гос. ун-т ; [ред. кол.: В. М. Видгоф (отв. ред.) и др.] .— Томск, 2006 .— С. 121-124
16. Кожевникова Н.В. Пути повышения интереса школьников к урокам физической культуры / Н.В. Кожевникова, В.И. Криличевский // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 2. - С. 32-38. Доступ после регистрации (открыть ссылку).
17. Кронников Н. Д. Личностно ориентированный подход в физическом воспитании школьников / Н. Д. Кронников // Научный альманах. - 2015. - № 11¬2 (13). - С. 214-217.
18. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии», учебно-методическое пособие . - М.: Педагогическое общество России, 20103. - 239 с.
19. Кублицкая Е.А. Формирование двигательной активности обучающихся на уроках физической культуры / Е.А. Кублицкая, К.В. Пестерева, Н.Г. Новикова // Вестн. науч. конф. - 2015. - № 3-5. - С. 63-65 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://ucom.ru/doc/conf.2015.11.05.pdf (23.03.2017).
20. Кудряшова Н. Г. Влияние физической культуры на формирование личности школьника / Н. Г. Кудряшова, Н. Н. Несмелова // Актуальные вопросы физической культуры и спорта : материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции (24-26 марта 2015 г.) / Том. гос. пед. ун-т, Департ. по молодежн. политике, физической культуре и спорту Администр. Том. обл. ; [ред. колл. : О. В. Смирнов (отв. ред.) и др.] .— Томск, 2015 .— С. 124 - 127
21. Кузнецов, В. И. Формирование мотивации к занятиям физической культурой учащихся школы / В. И. Кузнецов // Педагогический опыт : теория, методика, практика. - 2015. - Т. 2. - № 3(4). - С. 263-267.
22. Лазунина, И. В. Формирование интереса учащихся средних классов к урокам физической культуры / И. В. Лазунина // Наука и образование : новое время. - 2016. - № 5(16). - С. 231-237.
23. Левин П.В. Способы повышения уровня активности учащихся на
уроках физической культуры / П.В. Левин, В.М. Ериков, А.К. Пунякин // Актуальные проблемы научной мысли : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф / отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа, 2014. - С. 134-137 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://www.aeterna-
ufa.ru/sbornik/NK27_24.04.14_T 1. pdf#page=134 (23.03.2017).
24. Логинов В.В. Формирование потребностно-мотивационной установки
школьников в игровой деятельности на занятиях физической культурой // Вестн. ЧГПУ. - 2016. - №8 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-potrebnostno-motivatsionnoy-ustanovki- shkolnikov-v-igrovoy-deyatelnosti-... (23.03.2017).
25. Лубышева Л. И. Спортивное воспитание как основа формирования спортивной культуры личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры . — 2012 .— № 6 .— С. 96-99
26. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. Л. Наука, 2009. - 316 с.
27. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 2010. -318 с.
28. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Актуальные проблемы развития физической культуры и спорта в современном обществе. Самарское отделение Литфонда. - 2010. - 599 с.
29. Мокина И. В. Учебная мотивация как показатель результативности образовательного процесса // Управление современной школой. Завуч. — 2010.
— № 8. — С. 23-35
30. Муханова Н.В. Развитие познавательной активности учащихся
основной школы в процессе преподавания уроков физической культуры // Вестн. Северо-Кавказского федерал. ун-та. - 2015. - № 6. - С. 203-208 ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.ncfu.ru/uploads/vestnik_skfu_5 2015.pdf#page=203 (23.03.2017).
31. Надсонова, Л. В. Особенности развития мотивации подростков на уроках физической культуры / Л. В. Надсонова // Достижения вузовской науки.
- 2013. - № 7. - С. 118-121.
32. Осипов, А. Н. Повышение мотивации учащихся к урокам физической культуры / А. Н. Осипов, Р. Р. Чугунова // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 52. - С. 119-123.
33. Перова Г. М. О мотивации старших школьников к занятиям физической культурой / Г. М. Перова // Физическая культура в школе .— 2011 .— № 2 .— С. 50-51
34. Петрушевский Д.В. Формирование мотивационных установок при проведении нетрадиционных уроков физической культуры с учащимися 6-х классов // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 720-723 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://old.moluch.ru/archive/101/22965/ (23.03.2017).
35. Пешков В. Ф. Анализ состояния школьного физического воспитания, современные направления его совершенствования / В. Ф. Пешков, С. Б. Нарзулаев // Актуальные вопросы безопасности, здоровья при занятиях спортом и физической культурой: Материалы III международной научно-практической конференции, 14-15 апреля 2000 г / Том. гос. пед. ун-т. Ин-т физ. культуры, Ком. по физ. культуре Администрации Том. обл., Междунар. академия наук экологии и безопасности жизнедеятельности .— Томск, 2000 .— С. 152 - 156.
36. Рубахин Д. Е. Исследование ценностного отношения младших школьников к физической культуре/ Д. Е. Рубахин // Вестник Томского государственного педагогического университета .— 2009 .— № 7 (85) .— С. 53¬56.
37. Седова А.С. Характеристика отношения обучающихся к уроку физической культуры в школе // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2014. - № 1. - С. 31-38 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://schoolshealth.ru/docs/1-2014/SedovaA_2014_1.pdf (23.03.2017).
38. Соломахин О. Б. Формирование осознанной потребности и мотивации в регулярных занятиях физической культурой у учащихся начальных классов / О. Б. Соломахин, Э. И. Ахметшина // Теория и практика физической культуры .— 2010 .— № 6 .— С. 85-90
39. Фомина В.С. Мотивация школьников к урокам физической культуры в образовательном процессе / В.С. Фомина, Л.В. Шилина, М.В. Тиханова // Актуальные проблемы соврем. науки. - 2015. - № 3. - С. 172-173.
40. Фомина, В. С. Внутренняя и внешняя мотивация школьников к урокам физической культуры в образовательном процессе / В. С. Фомина, Л. В Шилина, М. В. Тиханова // Прогрессивные технологии развития. - 2013. - № 11.
- С. 82-84.
41. Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: [учебное пособие для студентов вузов], обучающихся по специальности «Физическая культура» / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов .— 7-е изд., стереотип.
— М. : Academia, 2013 .— 478 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ