Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями речи (Психолого-педагогическая диагностика, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. 10 детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня составили экспериментальную группу; 10 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием составили контрольную группу
Есть приложения (Стимульный материал).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования , то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕЕТЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 6
1.2 Специфика развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 11
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
2.1 Описание методики и процедуры исследования 17
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по изучению особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Актуальность исследования. Обращение к заявленной теме обусловлена недостаточностью разработки проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) в теории и практике отечественной психологии и педагогике, а так же большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы. Так как в последнее время появляются всё больше детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и с общим недоразвитием речи, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программы.
Степень изученности. Проблемы развития эмоционально-волевой сферы личности представлены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Лук, М.И. Рожкова, Е.Д. Хомской и др. Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Е.Д. Хомская и др. раскрыли подходы к понятию «эмоции» и «эмоциональная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Е.М. Листик и др. дана характеристика понятия «волевая сфера». Е.Н. Колодич, М.И. Рожковым и др. дана характеристика понятия «эмоционально-волевая сфера». Н.Л. Кряжевой, Ю.М. Миланич и др. проанализированы особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОНР.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей таким как:
- затруднено понимание основных эмоциональных состояний другого человека;
- несформирован навык определения и выражения основных эмоций;
- не сформированы волевые процессы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать специфику развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и развития эмоционально-волевой й сферы у младших школьников с ОНР.
Третий этап (январь 2019 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты экспериментального исследования.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. 10 детей младшего школьного возраста с ОНР составили экспериментальную группу; 10 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием составили контрольную группу.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 38 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 1-го приложения. Работа включает в себя 4 таблицы, 4 графика, 8 рисунков.
Эмоционально-волевые качества личности младшего школьника необходимы для полноценного личностного психического развития ребенка, они определяют успешность его обучения в школе. Нарушения эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи сопровождают следующие симптомы: гиперактивность во всех проявлениях, раздражительность; замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженной наблюдательность, трудности общения и налаживание контакта с окружающими.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
С целью определения особенностей развития эмоционально-волевых качеств у детей младшего школьного возраста с ОНР было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование.
Результаты проведенной показали, что большинство детей младшего школьного возраста как с ОНР, так и с нормальным развитием понимают причину возникновения той или иной эмоции, однако не совсем правильно ее объясняют как младшие школьники с ОНР, так и младшие школьники с нормальным развитием. Как видим, в содержании представлений младших школьников экспериментальной и контрольной групп о собственных эмоциональных состояниях различной модальности находят отражение: разнообразные ситуации общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками и, что немаловажно, степень удовлетворенности детей содержанием социальных контактов; собственные действия и деятельность ребенка, в том числе ситуации успеха-неуспеха в деятельности, которые являются важными для развития у него самооценки, мотивов действий, отношения к сверстникам; природные явления и природная среда, что вполне объяснимо, так как в понимании детьми содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, отображаются ситуационные реакции, в частности, окружающая обстановка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
1. Арсеньева, И. Г. Эмоционально-волевая сфера у детей на начальной ступени обучения / И. Г. Арсеньева // Педагогика. – 2017. – №2. – С. 74-77.
2. Борисенко, Г. М. Эмоционально-волевая сфера детей, поступающих в 1-й класс [Текст] / Г. М. Борисенко // Коррекционная педагогика. – 2015. – №2. – С. 63-69.
3. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Былкина Н.Д., Люсин Д.В. // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 38–47.
4. Витт, Н. В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций [Текст] / Н. В. Витт // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 95-107.
5. Влияние арт-терапии на психическое состояние младших школьников [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная (бакалаврская) работа / В. А. Мазутская; научный руководитель Т. А. Гонохова. – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2016. – 88 с.
6. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2015. – 587 с.
7. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.
8. Громова, Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы [Текст] / Е. А. Громова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 423 с.
9. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва : ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
10. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – Москва : Когито-Центр, 2014. – 197 c.
11. Котова, Е. О. О коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ОНР [Текст] / Е. О. Котова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 52-55.
12. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва : Издат. центр «Академия», 2013. – 176 с.
13. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей с ОНР [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Эксмо, 2013. – 456 с.
14. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
15. Леонгард, А. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. И. Леонгард, Е. Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. – Москва : МГППУ, 2014. – 175 с.
16. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия, 2015. – 402 с.
17. Лиман, Н. А. Мозговая организация эмоций [Текст] / Н. А. Лиман // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 102-105.
18. Листик, Е. М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний [Текст] / Е. М. Листик. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 120 с.
19. Лук, А. Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва : АСТ, 2015. – 455 с.
20. Макрушина, А. А. Особенности психологической коррекции тревожности младших школьников посредством арт-терапии [Текст] / А. А. Макрушина // Горно-Алтайский гос. университет, Горно-Алтайск, 2017. – С. 39-45.
21. Макшанцева, Л. В. Тревожность у младших школьников с ОНР. Изучение и профилактика [Текст] / Л. В. Макшанцева // Прикладная психология. – 2015. – №4. – С. 78-85.
22. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОНР [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
23. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Я. З. Неверович // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 22-28.
24. Пасечник, Л. Тревожный ребёнок [Текст] / Л. Пасечник // Вопросы психологии. – 2014. – № 9. – С. 89–95.
25. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266–270.
26. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков [Текст] / А. М. Прихожан. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 304 с.
27. Путляева, Л. В. О функциях эмоций в мыслительных процессах [Текст] / Л .В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28.
28. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение детей с ОНР : концептуальное осмысление процесса [Текст] / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома : КГУ, 2015. – С. 322–329.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
30. Симонов, П. В. Мозговые механизмы эмоций [Текст] / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. – 2011. – № 2. – С. 320-328.
31. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 91–105.
32. Соловьева, Л. Г. Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР [Текст] / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – № 1. – 2016. – С. 62-69.
33. Степанова, О. П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа [Текст] / О. П. Степанова. – Москва : Флинта, 2015. – 180 с.
34. Тимофеева, Т. И. Эмоционально-волевая сфера : закономерности развития в онтогенезе [Текст] / Т. И. Тимофеева // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 52-55.
35. Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции [Текст] / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 356 с.
36. Федосеева, М. А. Занятия с детьми с ОНР по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии [Текст] / М. А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 174 с.
37. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание младшими школьниками с ОНР эмоционального состояния человека [Текст] / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. –2014. – №3. – С. 61-66.
38. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера младших школьников с ОНР[Текст] / Р. О. Юрчик // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 24-31.
39. Яковлева, Н. Г. Эмоциональное развитие младших школьников с ОНР [Текст] / Н. Г. Яковлева // Дефектология. – 2011. – №2. – С. 36-42.
40. Яцук, И. И. Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] / И. И. Яцук // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 74-77.