Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями речи (Психолого-педагогическая диагностика, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
|
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. 10 детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня составили экспериментальную группу; 10 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием составили контрольную группу
Есть приложения (Стимульный материал).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования , то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕЕТЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 6
1.2 Специфика развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 11
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
2.1 Описание методики и процедуры исследования 17
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по изучению особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Есть приложения (Стимульный материал).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования , то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕЕТЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 6
1.2 Специфика развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 11
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
2.1 Описание методики и процедуры исследования 17
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по изучению особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39
Актуальность исследования. Обращение к заявленной теме обусловлена недостаточностью разработки проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) в теории и практике отечественной психологии и педагогике, а так же большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы. Так как в последнее время появляются всё больше детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и с общим недоразвитием речи, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программы.
Степень изученности. Проблемы развития эмоционально-волевой сферы личности представлены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Лук, М.И. Рожкова, Е.Д. Хомской и др. Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Е.Д. Хомская и др. раскрыли подходы к понятию «эмоции» и «эмоциональная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Е.М. Листик и др. дана характеристика понятия «волевая сфера». Е.Н. Колодич, М.И. Рожковым и др. дана характеристика понятия «эмоционально-волевая сфера». Н.Л. Кряжевой, Ю.М. Миланич и др. проанализированы особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОНР.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей таким как:
- затруднено понимание основных эмоциональных состояний другого человека;
- несформирован навык определения и выражения основных эмоций;
- не сформированы волевые процессы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать специфику развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и развития эмоционально-волевой й сферы у младших школьников с ОНР.
Третий этап (январь 2019 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты экспериментального исследования.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. 10 детей младшего школьного возраста с ОНР составили экспериментальную группу; 10 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием составили контрольную группу.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 38 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 1-го приложения. Работа включает в себя 4 таблицы, 4 графика, 8 рисунков.
Степень изученности. Проблемы развития эмоционально-волевой сферы личности представлены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Лук, М.И. Рожкова, Е.Д. Хомской и др. Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Е.Д. Хомская и др. раскрыли подходы к понятию «эмоции» и «эмоциональная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Е.М. Листик и др. дана характеристика понятия «волевая сфера». Е.Н. Колодич, М.И. Рожковым и др. дана характеристика понятия «эмоционально-волевая сфера». Н.Л. Кряжевой, Ю.М. Миланич и др. проанализированы особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОНР.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей таким как:
- затруднено понимание основных эмоциональных состояний другого человека;
- несформирован навык определения и выражения основных эмоций;
- не сформированы волевые процессы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать специфику развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и развития эмоционально-волевой й сферы у младших школьников с ОНР.
Третий этап (январь 2019 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты экспериментального исследования.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. 10 детей младшего школьного возраста с ОНР составили экспериментальную группу; 10 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием составили контрольную группу.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 38 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 1-го приложения. Работа включает в себя 4 таблицы, 4 графика, 8 рисунков.
Эмоционально-волевые качества личности младшего школьника необходимы для полноценного личностного психического развития ребенка, они определяют успешность его обучения в школе. Нарушения эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи сопровождают следующие симптомы: гиперактивность во всех проявлениях, раздражительность; замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженной наблюдательность, трудности общения и налаживание контакта с окружающими.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
С целью определения особенностей развития эмоционально-волевых качеств у детей младшего школьного возраста с ОНР было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование.
Результаты проведенной показали, что большинство детей младшего школьного возраста как с ОНР, так и с нормальным развитием понимают причину возникновения той или иной эмоции, однако не совсем правильно ее объясняют как младшие школьники с ОНР, так и младшие школьники с нормальным развитием. Как видим, в содержании представлений младших школьников экспериментальной и контрольной групп о собственных эмоциональных состояниях различной модальности находят отражение: разнообразные ситуации общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками и, что немаловажно, степень удовлетворенности детей содержанием социальных контактов; собственные действия и деятельность ребенка, в том числе ситуации успеха-неуспеха в деятельности, которые являются важными для развития у него самооценки, мотивов действий, отношения к сверстникам; природные явления и природная среда, что вполне объяснимо, так как в понимании детьми содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, отображаются ситуационные реакции, в частности, окружающая обстановка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
С целью определения особенностей развития эмоционально-волевых качеств у детей младшего школьного возраста с ОНР было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование.
Результаты проведенной показали, что большинство детей младшего школьного возраста как с ОНР, так и с нормальным развитием понимают причину возникновения той или иной эмоции, однако не совсем правильно ее объясняют как младшие школьники с ОНР, так и младшие школьники с нормальным развитием. Как видим, в содержании представлений младших школьников экспериментальной и контрольной групп о собственных эмоциональных состояниях различной модальности находят отражение: разнообразные ситуации общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками и, что немаловажно, степень удовлетворенности детей содержанием социальных контактов; собственные действия и деятельность ребенка, в том числе ситуации успеха-неуспеха в деятельности, которые являются важными для развития у него самооценки, мотивов действий, отношения к сверстникам; природные явления и природная среда, что вполне объяснимо, так как в понимании детьми содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, отображаются ситуационные реакции, в частности, окружающая обстановка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая адаптация в первом классе (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С МЛАДШИМИ
ШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - Формирование эмоционально-оценочной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в процессе работы со сказками (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством мелодекламации (Алтайский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - Творческие технологии (арт-терапия) в работе с разными категориями клиентов
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022



