Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоционально-волевой сферы у младших школьников с нарушениями речи (Психолого-педагогическая диагностика, Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №43143

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы38
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
523
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. 10 детей младшего школьного возраста с ОНР III уровня составили экспериментальную группу; 10 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием составили контрольную группу
Есть приложения (Стимульный материал).
В данной работе не указано название базы исследования. Таким образом, если подставить нужное название базы исследования , то данная работа подойдет для любого города или вуза.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕЕТЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 6
1.1 Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста 6
1.2 Специфика развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 11
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 17
2.1 Описание методики и процедуры исследования 17
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования по изучению особенностей развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 39


Актуальность исследования. Обращение к заявленной теме обусловлена недостаточностью разработки проблемы развития эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) в теории и практике отечественной психологии и педагогике, а так же большой социальной педагогической значимостью изучаемой проблемы. Так как в последнее время появляются всё больше детей младшего школьного возраста с нарушениями в развитии эмоционально-волевой сферы и с общим недоразвитием речи, что в свою очередь затрудняет общение ребенка с окружающими, отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности и в дальнейшем служит препятствием при овладении школьной программы.
Степень изученности. Проблемы развития эмоционально-волевой сферы личности представлены в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Лук, М.И. Рожкова, Е.Д. Хомской и др. Л.С. Выготский, А.Н. Лук, Е.Д. Хомская и др. раскрыли подходы к понятию «эмоции» и «эмоциональная сфера». В исследованиях О.Е. Кучеровой, Е.М. Листик и др. дана характеристика понятия «волевая сфера». Е.Н. Колодич, М.И. Рожковым и др. дана характеристика понятия «эмоционально-волевая сфера». Н.Л. Кряжевой, Ю.М. Миланич и др. проанализированы особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников с ОНР.
На современном этапе существует противоречие между требованиями ФГОС НОО к развитию эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста и существующей практикой развития данных психологических качеств у детей с общим недоразвитием речи. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования – изучить особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования – эмоционально-волевая сфера.
Предмет исследования – развитие эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи характеризуется рядом особенностей таким как:
- затруднено понимание основных эмоциональных состояний другого человека;
- несформирован навык определения и выражения основных эмоций;
- не сформированы волевые процессы.
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста.
2. Охарактеризовать специфику развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
3. Выявить в экспериментальном исследовании особенности развития эмоционально-волевой сферы у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи.
Методы. В ходе исследования использовались методы, которые определялись в соответствии с целью и задачами работы:
- теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- организационные: определение базы исследования, формирование выборки, подбор диагностических методик;
- эмпирические: тестирование, констатирующий этап экспериментального исследования;
- интерпретационные: количественный и качественный анализ результатов диагностики (в процентном соотношении).
Этапы исследования:
Первый этап (сентябрь 2018 г. – октябрь 2018 г.) организационно-подготовительный – изучалась специальная литература по проблеме исследования; определялись задачи исследования, понятийный и методологический аппарат.
Второй этап (декабрь 2018 г.) содержательно-технологический – выявлялись критерии оценки, показатели и развития эмоционально-волевой й сферы у младших школьников с ОНР.
Третий этап (январь 2019 г.) – обработаны экспериментальные данные, сформулированы выводы по результатам констатирующего этапа исследования; систематизировались, обобщались, оформлялись результаты экспериментального исследования.
Выборка. 20 детей младшего школьного возраста от 7 лет 1 месяца до 7 лет 9 месяцев. 10 детей младшего школьного возраста с ОНР составили экспериментальную группу; 10 детей младшего школьного возраста с нормативным развитием составили контрольную группу.
Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа объемом 38 страницы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, 1-го приложения. Работа включает в себя 4 таблицы, 4 графика, 8 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эмоционально-волевые качества личности младшего школьника необходимы для полноценного личностного психического развития ребенка, они определяют успешность его обучения в школе. Нарушения эмоциональной сферы детей с общим недоразвитием речи сопровождают следующие симптомы: гиперактивность во всех проявлениях, раздражительность; замкнутость, негативизм, агрессивность, обидчивость, нестойкость интересов, пониженной наблюдательность, трудности общения и налаживание контакта с окружающими.
У детей с ОНР часто страдает эмоционально-волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда наблюдаются аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания. Вследствие таких особенностей развития у детей наблюдаются: агрессивность, драчливость, конфликтность; повышенную впечатлительность, страхи; неуверенность, чувство угнетенности, состояние дискомфорта; повышенная обидчивость, ранимость и т.д.
С целью определения особенностей развития эмоционально-волевых качеств у детей младшего школьного возраста с ОНР было организовано и проведено опытно-экспериментальное исследование.
Результаты проведенной показали, что большинство детей младшего школьного возраста как с ОНР, так и с нормальным развитием понимают причину возникновения той или иной эмоции, однако не совсем правильно ее объясняют как младшие школьники с ОНР, так и младшие школьники с нормальным развитием. Как видим, в содержании представлений младших школьников экспериментальной и контрольной групп о собственных эмоциональных состояниях различной модальности находят отражение: разнообразные ситуации общения и совместной деятельности со взрослыми и сверстниками и, что немаловажно, степень удовлетворенности детей содержанием социальных контактов; собственные действия и деятельность ребенка, в том числе ситуации успеха-неуспеха в деятельности, которые являются важными для развития у него самооценки, мотивов действий, отношения к сверстникам; природные явления и природная среда, что вполне объяснимо, так как в понимании детьми содержательной стороны слов, обозначающих эмоции, отображаются ситуационные реакции, в частности, окружающая обстановка.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



1. Арсеньева, И. Г. Эмоционально-волевая сфера у детей на начальной ступени обучения / И. Г. Арсеньева // Педагогика. – 2017. – №2. – С. 74-77.
2. Борисенко, Г. М. Эмоционально-волевая сфера детей, поступающих в 1-й класс [Текст] / Г. М. Борисенко // Коррекционная педагогика. – 2015. – №2. – С. 63-69.
3. Былкина, Н. Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Былкина Н.Д., Люсин Д.В. // Вопросы психологии. – 2016. – № 5. – С. 38–47.
4. Витт, Н. В. Личностно-эмоциональная опосредованность выражения эмоций [Текст] / Н. В. Витт // Вопросы психологии. – 2014. – № 1. – С. 95-107.
5. Влияние арт-терапии на психическое состояние младших школьников [Электронный ресурс]: выпускная квалификационная (бакалаврская) работа / В. А. Мазутская; научный руководитель Т. А. Гонохова. – Горно-Алтайск: ГАГУ, 2016. – 88 с.
6. Выготский, Л. С. Учение об эмоциях [Текст] // Собрание сочинений т.4 / Л. С. Выготский. – Москва : Изд-во МГУ, 2015. – 587 с.
7. Гордеева, О. В. Развитие языка эмоций у детей [Текст] / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. – 2015. – №2. – С. 137-149.
8. Громова, Е. А. Эмоциональная память и ее механизмы [Текст] / Е. А. Громова. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 423 с.
9. Изотова, Б. И. Эмоциональная сфера ребенка : Теория и практика [Текст] / Б. И. Изотова, Е. В. Никифирова. – Москва : ТЦ Сфера. 2015. – 165 с.
10. Копытин, А. И. Арт-терапия детей и подростков [Текст] / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. – Москва : Когито-Центр, 2014. – 197 c.
11. Котова, Е. О. О коррекции эмоциональной сферы младших школьников с ОНР [Текст] / Е. О. Котова // Дефектология. – 2012. – № 4. – С. 52-55.
12. Кошелева, А. Д. Эмоциональное развитие младших школьников [Текст] / А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. – Москва : Издат. центр «Академия», 2013. – 176 с.
13. Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира у детей с ОНР [Текст] / Н. Л. Кряжева. – Москва : Эксмо, 2013. – 456 с.
14. Кучерова, О. Е. Становление Человека и основные каноны педагогической поддержки личности [Текст] / О. Е. Кучерова // Известия Академии педагогических и социальных наук. – 2015. – № 2. – С. 174–178.
15. Леонгард, А. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / А. И. Леонгард, Е. Г. Самосонова, Л.И. Иванова // Инклюзивное образование. Выпуск 7. – Москва : МГППУ, 2014. – 175 с.
16. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы, эмоции [Текст] / А. Н. Леонтьев. – Москва : Академия, 2015. – 402 с.
17. Лиман, Н. А. Мозговая организация эмоций [Текст] / Н. А. Лиман // Молодой ученый. – 2015. – №2. – С. 102-105.
18. Листик, Е. М. Методика изучения способности к распознанию эмоциональных состояний [Текст] / Е. М. Листик. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 120 с.
19. Лук, А. Н. Эмоции и личность [Текст] / А. Н. Лук. – Москва : АСТ, 2015. – 455 с.
20. Макрушина, А. А. Особенности психологической коррекции тревожности младших школьников посредством арт-терапии [Текст] / А. А. Макрушина // Горно-Алтайский гос. университет, Горно-Алтайск, 2017. – С. 39-45.
21. Макшанцева, Л. В. Тревожность у младших школьников с ОНР. Изучение и профилактика [Текст] / Л. В. Макшанцева // Прикладная психология. – 2015. – №4. – С. 78-85.
22. Миланич, Ю. М. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей младшего школьного возраста с ОНР [Текст] / Ю. М. Миланич. – Москва : АСТ, 2015. – 274 с.
23. Неверович, Я. З. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей младшего школьного возраста [Текст] / Я. З. Неверович // Дошкольное воспитание. – 2014. – №2. – С. 22-28.
24. Пасечник, Л. Тревожный ребёнок [Текст] / Л. Пасечник // Вопросы психологии. – 2014. – № 9. – С. 89–95.
25. Петров, А. А. Исследование тревожности у детей младшего школьного возраста [Текст] / А. А. Петров // Концепт. – 2015. – Т. 10. – С. 266–270.
26. Прихожан, А. М. Тревожность у детей и подростков [Текст] / А. М. Прихожан. – Москва : НОРМА-ИНФРА, 2015. – 304 с.
27. Путляева, Л. В. О функциях эмоций в мыслительных процессах [Текст] / Л .В. Путляева // Вопросы психологии. – 2015. – С. 28.
28. Рожков, М. И. Социально-педагогическое сопровождение детей с ОНР : концептуальное осмысление процесса [Текст] / М. И. Рожков // Психология и педагогика социального воспитания : материалы научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. Кострома : КГУ, 2015. – С. 322–329.
29. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Эксмо, 2013. – 720 с.
30. Симонов, П. В. Мозговые механизмы эмоций [Текст] / П. В. Симонов // Журнал высшей нервной деятельности. – 2011. – № 2. – С. 320-328.
31. Слободчиков, В. И. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей [Текст] / В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов // Вопросы психологии. – 2015. – № 4. – С. 91–105.
32. Соловьева, Л. Г. Особенности эмоциональной сферы детей с ОНР [Текст] / Л. Г. Соловьева // Дефектология. – № 1. – 2016. – С. 62-69.
33. Степанова, О. П. Эффективное преодоление неуверенности и тревожности. Психокоррекционная работа [Текст] / О. П. Степанова. – Москва : Флинта, 2015. – 180 с.
34. Тимофеева, Т. И. Эмоционально-волевая сфера : закономерности развития в онтогенезе [Текст] / Т. И. Тимофеева // Молодой ученый. – 2014. – №2. – С. 52-55.
35. Хомская, Е. Д. Мозг и эмоции [Текст] / Е. Д. Хомская, Н. Я. Батова. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 356 с.
36. Федосеева, М. А. Занятия с детьми с ОНР по развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии [Текст] / М. А. Федосеева. – Волгоград : Учитель, 2016. – 174 с.
37. Щетинина, А. М. Восприятие и понимание младшими школьниками с ОНР эмоционального состояния человека [Текст] / А. М. Щетинина // Вопросы психологии. –2014. – №3. – С. 61-66.
38. Юрчик, Р. О. Эмоциональная сфера младших школьников с ОНР[Текст] / Р. О. Юрчик // Дефектология. – 2015. – №3. – С. 24-31.
39. Яковлева, Н. Г. Эмоциональное развитие младших школьников с ОНР [Текст] / Н. Г. Яковлева // Дефектология. – 2011. – №2. – С. 36-42.
40. Яцук, И. И. Методы и приемы развития эмоционально-волевой сферы младших школьников [Текст] / И. И. Яцук // Педагогика. – 2016. – №2. – С. 74-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ