Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УПРАВЛЕНИЕ ЗАТРАТАМИ НА ОСНОВЕ МЕТОДОВ ОПЕРАЦИОННОГО АНАЛИЗА (08.00.05)

Работа №4300

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы196стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1198
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
1. Основные проблемы управления затратами. 10
1.1. У правление затратами как структурированная система. 10
1.2. Проблемы управления затратами на водном транспорте. 21
1.2.1. Современное состояние водного транспорта России. 21
1.2.2. Основные экономические показатели деятельности водного транспорта (Обзор по данным Департамента
Службы Речного Флота Минтранса РФ). 24 (1.3’. Эффективные методы управления затратами: анализ
зарубежного и отечественного опыта. 32
2. Методологические основы классификации затрат. 49
2.1. Принципы классификации затрат для целей управления. 49
2.2. Классификация затрат для определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг). 53
2.3. Классификация затрат для целей управления
прибылью в условиях рынка. 60
2.4. Классификация затрат для целей эффективного
контроля и регулирования. ^ 66 ( 3 ^Принятие решений по управлению затратами на основе
методов операционного анализа. 69
3.1. Операционный анализ: общие принципы. 69
3.2. Система моделей управления затратами, базирующаяся
на методах операционного анализа. 81 3.2.1у Модели точки безубыточности и запаса
финансовой прочности при управлении затратами. 82
3.2.2. Модели прибыли при управлении затратами. 90 3.2.31. Модели эффекта производственного рычага

при управлении затратами и прибылью.
3.3. Методы разделения затрат на переменные и постоянные части.
3.4. Использование операционного анализа для принятия управленческих решений на примере ОАО “СЗП”.
3.4.1. Структура затрат ОАО “СЗП”.
3.4.2. Применение методов операционного анализа к управлению затратами в ОАО “СЗП”.
3.4.3. Применение методов операционного анализа к управлению затратами в разрезе менеджментских групп.
/ 3.5. Использование операционного анализа при обосновании структуры выпускаемой продукции (работ, услуг).
3.6. “Директ-костинг” как система методического и информационного обеспечения внутрифирменного управления затратами.
4. Повышение эффективности управления затратами на основе создания центров ответственности.
4.1. Центры ответственности - переход от административных к финансовым методам внутрифирменного управления.
4.2. Методические вопросы организации управления затратами при функционировании центров прибыли.
4.3. Предложения по функционированию центров ответственности в судоходной компании.
Заключение
Литература



Управление коммерческой организацией в целом имеет в качестве одной из основных управленческих целей - получение прибыли. Прибыль является главным источником текущего и стратегического развития предприятия, индикатором его кредитоспособности. Интенсивность генерирования прибыли в значительной степени определяет экономическую устойчивость и эффективность деятельности фирмы, ее платеже- и конкурентоспособность.
Затраты и себестоимость продукции (работ, услуг) являются основным ограничителем прибыли и одновременно важным фактором, влияющим на объем продаж.
Снижение затрат и себестоимости продукции обеспечивает как непосредственный рост прибыли, так и ее увеличение за счет роста объемов продаж вследствие возможности применения более низких и гибких цен.
Себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией, а также качественным показателем, характеризующим уровень эффективности использования всех ресурсов предприятия. Как экономическая категория себестоимость выполняет ряд важнейших функций, таких как: определение цены на продукцию фирмы, а следовательно ее прибыли и рентабельности, экономическое обоснование целесообразности инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия, оценка обоснованности и эффективности управленческих решений.
В рыночной экономике роль и значение себестоимости (издержек) для предприятия резко возрастает. При этом под управлением затратами понимается, прежде всего, умение экономить ресурсы и максимизировать отдачу от них.
С экономической и социальной позиций, значение снижения себестоимости (затрат) заключается в увеличении прибыли, остающейся в

5
распоряжении предприятия и следовательно, в улучше состояния фирмы, снижении степени риска банкроте! конкурентоспособности продукции, увеличении объемов продаж и в целом эффективности производства.
Если сравнить эффекты от сокращения затрат и от увеличения объема продаж, то сокращение затрат всего на 5 % может принести такую же дополнительную прибыль, как и увеличение объема продаж на 33 % (при неизменной рентабельности). Снижение затрат на единицу продукции дает важное преимущество перед конкурентами - возможность применения гибкого ценообразования. Тогда как для увеличения объема продаж зачастую необходимо дополнительное финансирование производства, что в ряде случаев проблематично и связано с дополнительными затратами, либо увеличение объема продаж вообще невозможно в силу ограниченности спроса.
Сказанное в полной мере относится к предприятиям водного транспорта России, большинство из которых функционирует как самостоятельные коммерческие структуры.
Адаптация водного транспорта к конъюнктуре рынка транспортных услуг осуществляется в условиях довольно существенного сужения рынка по сравнению с доперестроечным периодом.
Существенное сокращение объемов промышленного производства и строительства, неритмичное предъявление грузов и неплатежеспособность грузовладельцев, а также падение платежеспособного спроса населения предопределили значительное сокращение перевозок водным транспортом.
Кроме того, в связи со старением транспортного флота понижается его конкурентоспособность, в т.ч. и на международном рынке. Снижение эффективности работы флота загранплавания российских судовладельцев происходит также из-за увеличения стоимости новых судов, поступающих по импорту (за счет уплаты налога на добавленную стоимость и таможенных

6
пошлин), резкого роста цен на топливо, высоких портовых сборов с судов в Российских портах.
Многие крупные приватизированные пароходства работают с убытком и находятся в критическом финансовом состоянии. Анализ деятельности показал, что одной из главных причин подобной ситуации является снижение выручки от реализации продукции при одновременном росте затрат.
При этом необходимо отметить, что в настоящее время экономия затрат для предприятий водного транспорта является наиболее эффективным способом достижения рентабельной работы.
Так, при 2-5% уровне рентабельности эксплуатационной деятельности только 1% снижения затрат может обеспечить рост операционной прибыли на 50-20% (при неизменной выручке). Для достижения такого же роста прибыли при сохранении 2-5% уровня рентабельности выручка также должна возрасти на 50-20%, что в нынешних условиях фрахтового рынка практически невозможно.
Не эффективное управление затратами, низко рентабельная работа приводит к потере конкурентоспособности предприятий водного транспорта и отсутствию возможностей его развития.
Поэтому на первое место в деятельности предприятий водного транспорта выдвигается задача использования возможностей эффективного управления затратами, что позволит обеспечить рентабельность перевозок при сохранении рынка транспортных услуг, обеспечить повышение конкурентоспособности на международных и внутренних рынках транспортных услуг, повысить возможности самофинансирования и привлечения заемных источников для развития бизнеса.
Сказанное определяет высокую актуальность проблем управления затратами для эксплуатационных предприятий водного транспорта, что требует усиления внимания науки и практики к проблемам разработки и внедрения в

хозяйственную деятельность предприятий новых методов управления затратами, адекватных условиям рыночных отношений.
При наличии достаточно обширной литературы (в основном, переводной), по методам управления затратами в рыночной экономике [2,10,15,16,17,30,37,41,42,43,61,64,65,66,67,71], в последние годы сократились отечественные исследования и публикации по проблемам управления затратами. В то же время, практически нет трудов, содержащих комплексное исследование методов управления затратами, отражающих особенности современного этапа функционирования предприятий водного транспорта.
Недостаточная исследованность и разработанность вопросов повышения эффективности методов управления затратами, а также исключительно важное теоретическое и практическое значение решения указанных проблем определили актуальность, цели и направления диссертационного исследования.
Цель выполненного в диссертационной работе исследования состоит в разработке методологических положений и организационного обеспечения управления затратами на основе операционного анализа.
В соответствии с поставленной целью в диссертации решены следующие основные задачи:
- обоснована структуризация системы управления затратами;
- исследованы основные проблемы управления затратами на водном транспорте;
- обобщен отечественный и зарубежный опыт управления затратами;
- разработаны методологические основы классификации затрат для целей управления себестоимостью и прибылью;
- разработана система моделей управления затратами и определены сферы их эффективного использования при принятии управленческих решений;
- адаптировано к условиям российских судоходных компаний использование системы калькулирования себестоимости “директ-костинг” для внутрифирменного управления затратами и прибылью;

8
- обосновано организационное обеспечение системы управления затратами и разработаны методические вопросы управления затратами и прибылью по центрам ответственности.
Предметом исследования является методология управления затратами на основе инструментария операционного анализа с целью повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Исследование проводилось на материалах эксплуатационной деятельности ОАО “СЗП”.
Основные результаты работы, научные выводы и методические разработки могут быть использованы для практического применения предприятиями водного и других видов транспорта, а также в иных отраслях экономики.
В качестве теоретической и методологической основы исследования автором использованы современные концепции и теории рыночной экономики, общая теория управления, зарубежные и отечественные исследования и разработки в области управления затратами, законодательно-нормативные акты и методические документы, в том числе определяющие стратегию рыночных преобразований в РФ и в области транспортной политики.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных экономистов.
Среди зарубежных авторов отметим Друри К., Манн Р., Майер Э., Нидлз Б., Хан Д., Шим Джей К., Сигел Джоэл Г., Энтони Р. и др. [16,17,41,42,43,66,67,68,70,71,76,80,82,84,88,89,91].
В последние годы ряд российских ученых внесли большой вклад в теоретическое и прикладное исследование экономических процессов функционирования организаций в условиях рыночной экономики, что нашло отражение в научных публикациях [2,5,9,10,14,15,32,34,36,37,45,51,53,62].
Различные аспекты управления экономическими процессами на предприятиях водного транспорта исследованы в работах B.C. Белова, В.М.

9
Бунеева, Ш.П. Бланка, Е.В. Бабкина, А.А. Булова, А.С. Бутова, Л.Н. Буяновой, JI.H. Калужской, Г.М. Курошевой, А.Н. Лазарева, В.А. Легостаева, А.А. Митаишвили, В.Г. Никифорова, Г.В. Поварова, Н.Н. Селезневой, И.П. Скобелевой и др.
Эмпирической базой исследования служат данные оперативной и финансовой отчетности ОАО “СЗП” за период 1995-1999 г.г., а также основные экономические показатели деятельности водного транспорта за период 1991- 2000 г.г.
При разработке и апробировании методик использовались методы обобщения и системно-целевого подхода, группировки, логического и сравнительного анализа, а также математический инструментарий при моделировании систем управления затратами.



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Основные результаты диссертационного исследования сводятся к следующим выводам и предложениям.
В диссертации обоснована необходимость структуризации системы управления затратами. При этом, выделены основные элементы системы управления затратами и их взаимосвязь. В целом же, степень управляемости издержками зависит от того, насколько взаимосвязано и эффективно применяются все основные элементы комплексной системы управления затратами.
В процессе исследования зарубежной и отечественной теории и практики по вопросам управления затратами в условиях рыночной экономики в диссертационной работе выделены основные эффективные зарубежные и отечественные инструменты и методы управления затратами: классификация издержек, ориентированная на управление себестоимостью в условиях рынка; система “директ-костинг”; операционный анализ; эффективная организационная и финансовая структуризация внутрифирменного управления; бюджетирование; контроллинг.
Названные направления составляют методическую основу управления издержками в странах с развитой рыночной экономикой.
В России данные инструменты и методы в той или иной степени начинают внедряться в практику деятельности предприятий (в том числе на водном транспорте), в наибольшей степени адаптированных к условиям конкурентной экономики.
Реализация названных направлений совершенствования системы управления затратами требует соответствующей классификации затрат в соответствии с определенными признаками.
При этом для правильной классификации затрат необходимо определиться к какому направлению системы управления затратами они

179
относятся, т.е. какова их цель. Правильная классификация затрат обеспечивает качество принимаемых решений в области рационализации расходов и следовательно прибыли предприятия.
В диссертации сформулированы основные принципы классификации затрат: ориентация на определенный класс (группу) управленческих задач; отражение отраслевой специфики; учет характера, организационной и финансовой структуры производства и управления; единство классификаций для целей планирования, учета, анализа и контроля затрат; взаимосвязь классификаций затрат между собой; комплексное использование в управлении издержками всех классификаций затрат.
Каждая группировка затрат основана на том, что отдельные виды затрат имеют разный характер формирования и способы снижения, связи с производственным процессом, неодинаковую эластичность по отношению к изменяющимся внутрифирменным и рыночным условиям функционирования предприятия, разный характер влияния на прибыль, различную степень управляемости и неопределенности. Как правило, управленческие решения влияют на определенные группы затрат, поэтому классификации затрат должны учитывать степень реагирования издержек на то или иное управленческое решение.
В данной работе предлагается выделение трех основных подсистем (направлений) управления затратами: : затраты для определения плановой и фактической себестоимости продукции (работ, услуг); затраты для целей управления прибылью в условиях рынка; затраты для целей эффективного контроля и регулирования.
Каждое из перечисленных направлений требует своей классификации затрат. Поэтому в диссертационном исследовании разработано “дерево” классификации затрат, на котором представлены возможные классификации издержек в рамках предлагаемых подсистем.

180
В условиях рыночной экономики, особого внимания требуют группировки затрат, учитывающих рыночный фактор при управлении затратами и прибылью. В диссертационном исследовании разработана классификация издержек, с выделением признаков классификации и решаемых групп управленческих задач, которая необходима для принятия обоснованных решений, ориентированных на увеличение прибыли в условиях наличия альтернативных возможностей функционирования предприятий, определяемых рынком.
Классификация издержек, учитывающая рыночный фактор при управлении затратами и прибылью, позволяет применять все эффективные методы управления затратами, что обеспечивает высокое качество управленческих решений в области экономии издержек и максимизации отдачи от них.
Комплексное использование в управлении издержками всех предложенных в работе классификаций затрат позволит создать наиболее эффективную систему управления затратами, ориентированную на увеличение прибыли судоходных компаний.
В рамках исследуемой в диссертации проблемы основным объектом управления для предприятий водного транспорта являются издержки, структура, уровень и динамика которых влияют на ключевые экономические показатели работы предприятия: точку безубыточности и запас финансовой прочности, прибыль и рентабельность, эффект масштаба и производственный риск.
В диссертационном исследовании обоснована методика использования инструментария операционного анализа при принятии решений по управлению затратами и прибылью от реализации продукции (работ, услуг), а также обосновании структуры выпускаемой продукции (работ, услуг).
Ценность операционного анализа заключается в непосредственной увязке принятия решений по управлению затратами с динамикой объемов

181
производства, ценами и выручкой, зависящих в том числе от конъюнктуры рынка, и как результат, оценке влияния этого решения на прибыль.
Для количественной оценки принятия решений в области затрат или изменения их уровня под воздействием внешних причин (например, инфляции) и влияния на названные выше экономические показатели в диссертации разработана система моделей управления затратами в увязке с основными экономическими показателями, базирующуюся на принципах операционного анализа.
Разработанные модели позволяют решать следующие группы управленческих задач: определение объема реализации, обеспечивающего безубыточную деятельность или получение необходимой прибыли; оценка изменения критического объема и запаса финансовой прочности под влиянием роста (уменьшения) постоянных и переменных затрат, а также динамики цен на продукцию (работы, услуги); выбор необходимой или наилучшей цены реализации продукции (работ, услуг); прогнозирование прибыли, ее изменения под влиянием управленческих решений в области постоянных и переменных затрат, цен и объемов производства и реализации продукции; определение границ роста прибыли и достижения заданного уровня рентабельности при прогнозировании изменения выручки, постоянных и переменных затрат; количественная оценка степени реагирования прибыли на рост масштабов производства и определение возможности и целесообразности наращивания выручки и прибыли.
В настоящее время аналогичные задачи решаются весьма трудоемким способом - методом прямого счета, который требует огромной информации, уровень качества которой в условиях неопределенности неадекватен объему выполняемых расчетов. При этом резко ограничено количество рассматриваемых вариантов. В конечном итоге это отражается на эффективности принимаемых управленческих решений.

182
Представленный в диссертации математический инструментарий позволяет быстро и надежно анализировать и планировать затраты в увязке с другими важнейшими экономическими показателями, а также сравнивать множество вариантов изменения прибыли и рентабельности в результате изменения объема реализации и структуры затрат, оценивать возможность наращивания прибыли за счет эффекта масштаба.
Использование предложенных моделей управления затратами в увязке с управлением ценами (тарифами), объемом производства и продаж, ориентированных на прибыль, особенно в оперативном режиме, невозможно в рамках традиционных для российских предприятий методов планирования, учета и калькулирования себестоимости.
Сегодня во многих компаниях себестоимость воспринимается как атрибут налогообложения и практически не используется в качестве объективного экономического показателя в оперативном управлении.
В то же время, учитывая важность управления затратами в обеспечении эффективности и конкурентоспособности фирмы, необходима такая система планирования, учета и калькулирования себестоимости, которая обеспечивала бы решение задач управления микроэкономикой предприятия. Таковой является система “директ-костинг”.
В диссертации обоснована необходимость применения системы “директ- костинг” как информационно-методического обеспечения принятия управленческих решений в области затрат и прибыли.
“Директ-костинг” - это система расчета себестоимости продукции (услуг), базирующаяся на разделении общих издержек предприятия на постоянные и переменные, и только последние включаются в себестоимость. Данный метод позволяет получить себестоимость для управления микроэкономикой компании - инструмент повышения ее эффективности.
При внедрении в практику планирования, учета и контроля себестоимости системы “директ-костинг” управления затратами представляет

183
собой динамичный процесс управления маржинальным доходом и его поглощения постоянными издержками с целью максимизации прибыли.
Одной из важных задач предприятия в рамках управления затратами, выручкой и прибылью является обоснование планируемой структуры выпускаемой продукции (работ, услуг).
Эффективное управление структурой позволяет увеличить прибыль и денежный поток в короткие сроки и без значительных инвестиций.
В диссертационном исследовании в целях максимизации прибыли рассмотрены основные аспекты финансово-экономического анализа структуры, который предоставляет информацию о том, выпуск какого вида продукции (работ, услуг) предпочтительней наращивать, какой должна быть структура с учетом ограничивающих факторов.
Решение данного методического вопроса позволило разработать подход к решению вопроса рационального сочетания отдельных видов продукции (услуг), который базируется на использовании классификации издержек - на постоянные и переменные, а также рыночном подходе к ценообразованию. В этом случае цена каждого продукта состоит из удельных переменных затрат (неполной себестоимости) и удельного маржинального дохода.
Выполненные в диссертации расчеты показали, что чем выше показатель маржинального дохода, тем привлекательнее с финансовой точки зрения производство данного вида продукции. Поэтому следует стремиться к увеличению объемов продаж продуктов, имеющих относительно высокий коэффициент маржинального дохода.
При управлении структурой продукции (услуг) необходимо учитывать внутренние ограничения предприятия по производственным мощностям или ресурсам. Игнорирование существующих ограничивающих факторов может приводить к неверным управленческим решениям.
Решение такой задачи сводится к увеличению доли выпуска продуктов (услуг), имеющие не наибольший коэффициент маржинального дохода, а

184
самый высокий коэффициент маржинального дохода на единицу ограничивающего фактора.
Таким образом, чтобы выбрать наилучшую структуру продукции (услуг) организации необходимо: 1) выяснить, есть ли на предприятии ограничения, связанные с производственными мощностями, имеющимися оборотными средствами, а также потребностью рынка в каждом товаре, и произвести коррекцию ранее запланированных объемов производства; 2) оценить, какие последствия для рынка может иметь увеличение объемов выпуска одних продуктов и снижение других, т.е. попытаться спрогнозировать, как могут реагировать конкретные потребители на изменения в структуре выпускаемой продукции; 3) оценить возможность снижения цен на отдельные виды продукции (услуги) для того, чтобы, понизив цены, увеличить объемы продаж этих видов продукции (услуг); 4) для продуктов (услуг), имеющих наибольший коэффициент маржинального дохода или показатель вклада на единицу ограничивающего фактора, запланировать максимально возможные объемы производства.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация в России требует создания на предприятии ряда новых и эффективных организационных, финансовых, учетно-аналитических и информационных систем.
В связи с этим в диссертационной работе предложена реструктуризация судоходных компаний путем создания модели финансово-экономического управления по центрам ответственности; обоснованы возможные для судоходных компаний типы центров ответственности, их особенности и принципы формирования; разработаны методические вопросы и модели внутрифирменного управления затратами и прибылью по центрам ответственности в организациях водного транспорта.
Процесс формирования новой финансовой структуры фирмы связан с выделением на базе существующих подразделений центров финансовой ответственности. Эффективность создания центров ответственности

185
заключается в том, что оценивается не только результат работы предприятия в целом, а результат деятельности отдельных его подразделений.
Под центром ответственности понимается любое структурное подразделение или группа подразделений организации, способных контролировать появление затрат, получение доходов и прибыли или использование инвестиционных доходов, а также отвечать перед вышестоящим руководством за выполнение установленных перед ними целей.
Выделение центров ответственности возможно по сферам ответственности; по продуктам (услугам) и их группам; по клиентам; по центрам доходов, затрат, прибыли, инвестиций. При этом целесообразность того или иного разделения определяется особенностями бизнеса и стратегией компании.
Для судоходной компании в диссертации предложено сформировать на базе менеджментских групп центры прибыли.
Центр прибыли - структурное подразделение, где измеряется соотношение доходов, получаемых данным центром, и его затрат. Таким образом, руководитель данного центра должен обеспечивать максимизацию прибыли и с этой целью может варьировать ценами реализации и издержками.
Преимущества центров прибыли в том, что они напоминают бизнес в миниатюре. Как и в отдельной компании, у них есть план (бюджет) и отчет о прибылях и убытках, который является основным документом управленческого контроля.
В диссертации разработана управленческая форма отчета о прибылях и убытках для судоходной компании в целом, а также для отдельных центров прибыли (менеджментских групп), содержащая соответствующую классификацию затрат, формирование маржинального дохода и прибыли от продаж, а также другие важные качественные характеристики деятельности предприятия, на уровень которых значительное влияние оказывает эффективность управления затратами.

В процессе обоснования предложений по созданию центров прибыли в диссертационном исследовании разработаны такие методические вопросы организации управления затратами, как определение регулируемых затрат и способы преобразования нерегулируемых затрат в подконтрольные руководителю центра ответственности, использование различных вариантов трансфертного ценообразования, выбор модели внутрифирменного управления затратами для определения экономического результата деятельности центров прибыли.
Определение регулируемых затрат - ключевая задача при внедрении на предприятии системы управления затратами по центрам ответственности. Все издержки должны быть закреплены за определенными подразделениями и конкретными подотчетными лицами, что дает реальную возможность влиять на величину этих затрат.
В диссертации выделены основные отличия регулируемых затрат от прямых и переменных издержек, а также предлагаются два способа преобразование неподконтрольных затрат в подконтрольные: изменение уровня ответственности за принятие решений; изменение базы определения себестоимости от плановой к конкретной.
Серьезным методическим вопросом при реализации концепции центров прибыли является разработка трансфертных цен.
Трансфертная цена - это цена, используемая для определения стоимости продукции (работ, услуг), передаваемой центром прибыли другим центрам ответственности внутри компании. Существует два основных типа трансфертных цен: рыночные и затратные. Применение цен с рыночной базой более эффективно, т.к. их преимущество в объективности характера и обеспечении реалистичности деловых взаимоотношений.
Оптимальный подход к установлению трансфертных цен - это использование различных вариантов трансфертного ценообразования. Главное же в политике трансфертного ценообразования стремиться достичь

] 87
объективности, реализма и справедливости для всех вовлеченных центров прибыли, а также, чтобы цены привели в конечном итоге к результатам, отражающим “истинную” экономику каждого центра ответственности. При этом постановка трансфертного ценообразования требует внедрения таких элементов регулярного менеджмента, как финансовая структуризация, бюджетирование и система управленческого учета.
При создании центров ответственности необходимо выбрать модель внутрифирменного управления затратами для определения экономического результата деятельности центров прибыли и управления этим результатом.
В диссертации рассмотрены две модели, принципиально отличающиеся друг от друга.
Первая модель основана на управлении по финансовому результату центра ответственности. Т.е., деятельность центра ответственности оценивается по показателю операционная прибыль (убыток). Преимущество этой модели состоит в том, что финансовый результат рассчитывается не только по организации в целом, но и по каждому ее подразделению (центру ответственности), что делает возможным ориентацию этих подразделений (центров) на максимизацию прибыли, а также применение развитой системы бюджетирования. Однако у этой модели есть и существенный недостаток - необходимость разнесения общефирменных (накладных) расходов. Таким образом, полная себестоимость, а следовательно и прибыль центра ответственности рассчитывается с некоторой степенью условности.
В организациях водного транспорта автором предлагается использовать альтернативную модель внутрифирменного управления, которая ориентируется на управление затратами и маржинальным доходом, а прибыль рассчитывается только в целом по предприятию.
Задача управления центрами ответственности при такой модели сводится к управлению отдельно затратами и маржинальным доходом каждого центра, а

188
также общефирменными расходами и контролем за их покрытием суммарным маржинальным доходом всех центров прибыли.
Применение этой модели позволяет в полной мере обеспечить эффективное использование предложенных в диссертации моделей.
В целом, реструктуризация компании путем создания центров финансовой ответственности позволяет децентрализовать управление предприятием, переходить от административных к финансовым методам управления, т.е. ориентировать отдельные подразделения на достижение финансовых целей, повысить эффективность управления затратами, и в целом улучшить конкурентоспособность организации.
Таким образом, в диссертационной работе разработаны соответствующие методы и модели управления затратами, адекватные условиям функционирования предприятий водного транспорта в рыночной экономике.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- сформулированы основные принципы классификации затрат и разработаны методологические основы классификации издержек для целей управления затратами и прибылью;
- на базе использования методов операционного анализа разработана система моделей управления затратами и оценки влияния изменения затрат на ключевые финансово-экономические характеристики;
- обоснованы границы и сферы использования предложенных моделей в системе внутрифирменного управления;
- обоснована необходимость применения системы “директ-костинг” как информационно-методического обеспечения принятия эффективных управленческих решений в области затрат и прибыли;
- обосновано организационное обеспечение системы управления затратами; разработаны методические вопросы и модели внутрифирменного управления затратами по центрам прибыли в организациях водного транспорта.

189
Практическая ценность результатов исследования заключается в создании методологии и инструментария управления затратами в увязке с результатами деятельности, доведении основных научных выводов до конкретных моделей, возможности использования методических разработок и рекомендаций на предприятиях водного и других видов транспорта, а также в иных отраслях экономики.
Результаты работы, научные выводы и методические разработки используются в учебном процессе и будут отражены в учебно-методической литературе, публикуемой автором.
Основные результаты диссертационного исследования были представлены и получили одобрение на ряде международных, всероссийских и межвузовских научно-методических конференциях в течение 1996 - 1999 годов.




1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 68 с.
2. Ананькина Е.А., Данилочкина Н.Г. Управление затратами. - М.: “Издательство ПРИОР”, ИВАКО Аналитик, 1998. - 64 с.
3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 245 с.
4. Белов B.C., Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Управление прибылью. Проблемы выбора. Принятие финансовых решений. - СПб.: Издательско- типографский центр “ПРИОРИТЕТ”, 1996. - 94 с.
5. Бланк И.А. Управление прибылью. - К.: “Ника-Центр”, 1998. - 544 с. - (Серия “Библиотека финансового менеджера”; Вып. 2).
6. Большаков А.В. Менеджмент: теория и практика.: Учебное пособие. / Казанский финансово-экономический университет. - Казань, 1997. - 68 с.
7. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юристъ, 1997. - 360 с.
8. Бунеев В.М. и др. Эксплуатационно-экономическое обоснование организации перевозок и типов судов на речном транспорте. / Новосибирская государственная академия водного транспорта. - Новосибирск, 1995. - 287 с.
9. Ветров А.Ал. Операционный аудит - анализ / Под ред. акад. А.Ан. Ветрова. - М.: Перспектива, 1996. - 127 с.
10. Васильева Н.Э., Л.И. Козлова Формирование цены в рыночных условиях - М.: АО “Бизнес Школа” “Интел-Синтез”, 1995. - 64 с.
11. Герасимов В. Д., Березовский А. Д. Технико-экономический анализ деятельности предприятия.: Сборник заданий.- Самара, 1997. - 94 с.
12. Грибанова Н.Н., Солодков В.Т. Планирование и прогнозирование деятельности предприятия.: Учебное пособие. - Иркутск: Изд-во Иркут, эк. акад., 1996. - 190 с.
13. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 208 с.

191
М.Дежкина И.П. и др. Планирование и контроллинг.: Учебное пособие по дисциплинам Менеджмент, Стратегический менеджмент. - М., 1997. - 67 с.
15. Денисова И.П. Управление издержками и ценообразование. - М.: Экспертное бюро, 1997. - 59 с.
16. Друри К. Введение в управленческий и производственный учет : Пер. с англ. / Под ред. С.А. Табалиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1994. - 560 с.
17. Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс / Пер. с англ. под ред. Н.Д. Эриашвили. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. - 224 с.
18. Желамская А.Г. Контроллинг как современная концепция экономического управления./Высшее образование в современных условиях. Всероссийская научно-методическая конференция. Тезисы докладов. 2 часть.- СПб.:СПГУВК, 1996. - с.76-78.
19. Желамская А.Г. Проблемы использования метода анализа безубыточности на предприятиях водного транспорта./Управление и информационные технологии на транспорте: Тезисы докладов международной научно- технической конференции “ТРАНСКОМ-97”.- СПб.:СПГУВК, 1997. — с.211 - 215.
20. Желамская А.Г. Использование метода анализа безубыточности для принятия управленческих решений на примере ОАО “СЗП”./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбГУВК, 1997. - с.55-62.
21. Желамская А.Г. Контроллинг: вопросы теории и практики./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр. - СПб.: СПбГУВК, 1997. - с. 150-153.
22. Желамская А.Г. Классификация затрат для целей контроля, регулирования и принятия управленческих решений./ Финансы и инвестиции: Сб. науч. тр.- СПб.: СПбГУВК, 1997. - с. 189-195.
23. Желамская А.Г. Управление затратами в системе управленческого учета. / Научно-методическая конференция - 98. Тезисы докладов. Часть 2. - СПб. :СПГУВК, 1998.-c.53.
24. Желамская А.Г. Современные методы управления затратами. / Научно- методическая конференция, посвященная 190-летию транспортного образования. Тезисы докладов. Часть 2. - СПб. :СПГУВК, 1999. - с. 18-20.
25. Желамская А.Г. Реорганизация структуры управления судоходной компании путем создания центров ответственности./ Финансы и инвестиции. Вып. 2:

192
Сборник научных трудов / Под ред. И.П. Скобелевой. - СПб.: Изд-во “Невский Курьер”, 2000. - с.61-71.
26.Зайцев А.М. Проблемы совершенствования работы речного транспорта в рыночных условиях. Учебное пособие для ВУЗов речного транспорта. - М.изд., ЦБНТИ, 1997. - 78 с.
27.Зимин А.Ф. Экономика предприятия.: Учебное пособие. 4.1. Предприятие, характеристика.../Уфимский государственный нефтяной технический университет. - Уфа, 1997. - 386 с.
28. Камаев В.Д. и др. Учебник по основам экономической теории. - М.: Владос,
1997. -467 с.
29. Карлик А.Е., Горбашко Е.А. Основы экономики фирмы.: Учебное пособие. - СПб.: Издательство С.-Петербургского Государственного университета экономики и финансов, 1997. - 256 с.
30. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ./ Научн. ред. и авт. послесл. В.А. Приписное. - М.: Экономика, 1991. - 473 с.
31. Карпова Т.П. Основы управленческого учета: Учебное пособие -М.: ИНФРА-М, 1997.-392 с.
32. Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-350 с.
33. Ковалев В.В. Финансовый анализ : Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 450 с.
34. Ковалев В.В. Финансовый анализ : Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 512 с.
35. Кондратова И.Г. Основы управленческого учета. -М.: Финансы и статистика,
1998. - 144 с.
36. Контрол л инг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. / А.М. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 256 с.
37. Контрол л инг как инструмент управления предприятием. / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; Под ред. Н.Г. Данилочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1999. - 297 с.

193
38. Криванова О.В. Менеджмент: моделирование управленческих решений. - М.: Экономика, 1997. - 124 с.
39. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента.: Учебное пособие - 2- е изд.,доп. - СПб: МиМ, 1997. - 264 с.
40. Литвак Б.Г. Управленческие решения.: Учебник. - М.: Изд-во ЭКМОС, 1998. -437 с.
41. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю.Г. Жукова и С.Н. Зайцева / Под ред. С.А. Николаевой. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 96 с.
42. Манн Р., Майер Э. Контроллинг для начинающих : Пер. с нем. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 208 с.
43. Мюллер Г., Гернон X., Миик Г. Учет: международная перспектива: Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 1992.-136 с.
44. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка.-М.: Высшая школа, 1997. - 387 с.
45. Николаева С.А Учет: какой и для каких целей // Экономика и жизнь. 1996. № 42,43,44,46,47.
46. Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система “директ-костинг”: Теория и практика.- М.: Финансы и статистика, 1993. - 128 с.
47. Нидлз Б., Андерсон X., Колдуэлл Д. Принципы бухгалтерского учета: Пер. с англ. / Под ред. Я.В.Соколова. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 496 с.
48.0вчаренко Е.К. и др. Финансово-экономические расчеты в EXCEL. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1997. - 543 с.
49.Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Маркетинг. Финансовый менеджмент)/ Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 496 с.
50. Патров В.В., Ковалев В.В. Как читать баланс. - М.: Финансы и статистика, 1993.-256 с.

51. Селезнева Н.Н., Скобелева И.П. Интегрированная система управленческого учета и контроллинга: значение и принципы построения. Финансы и инвестиции: Сб.науч.тр. - СПб.: СПбГУВК, 1997. - 195 с.
52. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997 - 304 с.
53. Семь нот менеджмента. - Издание третье, дополненное. - М.: ЗАО “Журнал Эксперт”, 1998. - 424 с.
54. Скобелева И.П. Эффективность предприятия в конкурентной экономике. - СПб.: ЛИВТ, 1992.- 132 с.
5 5. Скобелева И.П., Желамская А.Г. Финансово-экономические аспекты обоснования ассортиментной политики./ Финансы и инвестиции. Вып. 2: Сборник научных трудов / Под ред. И.П. Скобелевой. - СПб.: Изд-во “Невский Курьер”, 2000. - с. 11-18.
56. Стоянова Е.С. Финансы маркетинга-М.: Перспектива, 1994.-91с.
57. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. Российская практика. - М.: Перспектива, 1994. - 194 с.
58. Стоянова Е. Финансовый менеджмент в условиях инфляции. - М.: Перспектива, 1994.-61 с.
59. Теория фирмы / Сост. и общ. ред. В.М. Гальперина. - СПб.: Экономическая школа, 1995. - 465 с.
60. Ткач В.И., Ткач М.В. Управленческий учет: международный опыт. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 144 с.
61 .Управленческий учет / Под ред. В.Палия и Р. Вандер Вила. - М.: ИНФРА-М, 1997.-480 с.
62. У правленческий учет: Учебное пособие / Под ред. А. Д. Шеремета. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.-512 с.
63. Финансовый менеджмент / Авт. Колл. Под рук. Е.С. Стояновой - М.: “Перспектива”, 1993. - 268 с.
64. Финансовое планирование и контроль : Пер. с англ. / Под ред. М.А. Поукока и А.Х. Тейлора - М.: ИНФРА-М, 1996. - 480 с.

195
65. Финансовый менеджмент. - М.: CARANA Corporation - USAID - RPC, 1998.
- 290 с.
66. Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я.: Пер. с нем. /Под ред. и с предисл. M.JI. Лукашевича и Е.Н. Тихоненковой. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 288 с.
67. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 800 с.
68. Хорнгрен Ч.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Финансы и статистика, 1995. - 416 с.
69. Царев P.M., Шишков А.Д. Экономика промышленных предприятий транспорта. - М.: Транспорт, 1997. - 378 с.
70. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Финансовый менеджмент / Пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1996. - 400 с.
71. Шим Джей К., Сигел Джоэл Г. Методы управления стоимостью и анализа затрат / Пер. с англ. - М.: Информационно-издательский дом “Филинъ”, 1996.-344 с.
72. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа -М.: ИНФРА- М, 1995.- 176 с.
73. Шохин С.О., Воронина Л.И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит: теория и практика применения в России.: Научно-методическое пособие. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 294 с.
74.Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова. - М.: Инфра-М, 1997. - 416 с.
75.Экономическая теория.: Учебник для экономических вузов / Романов А.Н., Волкова Т.Н., Михалев B.C. и др. Под ред. проф. Николаевой И.П. - М.: Финстатинформ, 1997. - 399 с.
76.Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры : Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А.М. Петрачкова. - М.: Финансы и статистика, 1993. - 560 с.
77. Журнал “Речной транспорт” 1997 № 1,2,3,4, 1998 № 1,2,3,4, 1999 № 1,2,3,4.

78. Журнал “Морской флот” 1998 № 1,2,3,4.
79. Журнал “Морские порты” 1997 № 3,4, 1998 № 3, 1999 № 4.
80. Richard A. Brealy, Steart С. Myers. Principles of Corporate Finance. 1991. - 690 PP-
81. Eugene F. Brigham, Louis C. Gapenski. Intermediate Financial Management. - N. Y.: The Driden Press, 1985. - 950 pp.
82. Eugene F. Brigham. Fundamentals of Financial Management. Sixth Edition. - N. Y.: The Driden Press, 1992. - 950 pp.
83. Chandra Prasanna. Finance Sense. An Easy Guide for Non-Finance Executives. - New Delhi: McGraw-Hill Publishing Company Limited. 1993. - 404 pp.
84. Chandra Prasanna. Financial Management. Theory and Practice. Third Edition. - New Delhi: McGraw-Hill Publishing Company Limited. 1993. - 936 pp.
85. Higson H.J. Business Finance. - London, 1986. - 485 pp.
86. James C. Van Horne. Fundamentals of Financial Management. - 978 pp.
87. Robert S. Kaplan, Antony A. Atkinson. Advanced Management Accounting. 1989.-817 pp.
88. Khan M.Y. Jain P.K. Financial Management. Text and Problems. Second Edition.
- New Delhi: McGraw-Hill Publishing Company Limited. 1992. - 787 pp.
89. Harold Rose, Jane Hinton. Business Financing: Course outline and reading. LBS, MBA Programme, 1992.
90. William F. Sharpe. Investments. - US, 1985.
91.Samuelson A. Paul, Nordhaus D. William. Economics. 4th Edition. - McGraw- Hill Publishing Company Limited. 1992. - 784 pp.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ