СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования средств наглядности на уроках русского языка 7
1.1 Принцип наглядности в научной литературе 7
1.1.1 Содержание принципа наглядности 7
1.1.2 Эволюция взглядов на принцип наглядности в истории педагогики 10
1.2 Современные средства наглядности на уроках русского языка 17
1.2.1 Виды и типы современных средств наглядности 17
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Состояние изучения лексики в школьном курсе русского языка с применением средств наглядности 26
2.1 Анализ программ по русскому языку с точки зрения подачи материала о
лексике 26
2.2 Лексика в учебниках русского языка 28
2.3 Изучение лексики в методической литературе 33
Вывод по второй главе 37
Глава 3. Методика применения современных средств наглядности на уроках при обучении лексике 38
3.1 Методические рекомендации по изучению лексики на уроках русского
языка с применением современных средств наглядности 38
3.2 Методическая разработка системы упражнений по изучению лексики на
уроках русского языка с применением современных средств наглядности 40
3.3 Методическая разработка конспекта урока по теме «Лексика» с
применением современных средств наглядности 42
Вывод по третьей главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
Глава 1. Теоретические основы использования средств наглядности на уроках русского языка 7
1.1 Принцип наглядности в научной литературе 7
1.1.1 Содержание принципа наглядности 7
1.1.2 Эволюция взглядов на принцип наглядности в истории педагогики 10
1.2 Современные средства наглядности на уроках русского языка 17
1.2.1 Виды и типы современных средств наглядности 17
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Состояние изучения лексики в школьном курсе русского языка с применением средств наглядности 26
2.1 Анализ программ по русскому языку с точки зрения подачи материала о
лексике 26
2.2 Лексика в учебниках русского языка 28
2.3 Изучение лексики в методической литературе 33
Вывод по второй главе 37
Глава 3. Методика применения современных средств наглядности на уроках при обучении лексике 38
3.1 Методические рекомендации по изучению лексики на уроках русского
языка с применением современных средств наглядности 38
3.2 Методическая разработка системы упражнений по изучению лексики на
уроках русского языка с применением современных средств наглядности 40
3.3 Методическая разработка конспекта урока по теме «Лексика» с
применением современных средств наглядности 42
Вывод по третьей главе 43
Заключение 44
Список использованной литературы 46
Приложение
Актуальность исследования. Существует много работ, в которых рассматриваются проблемы средств наглядности на уроках русского языка и их особенности, однако, до сих пор не выработан единый подход к изучению данного вопроса, что и обусловливает актуальность данной темы. При этом со временем появляются новые методы, приемы обучения, что сказывается на пополнении средств наглядности, а некоторые даже перестают использоваться.
Как отмечают в своих научных исследованиях преподаватели русского языка как иностранного, Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин, при обучении языкам, «наглядность определяется как специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности» [Азимов, Щукин, 1999, с. 168]. Согласно данному определению, наглядность следует
дифференцировать как один из наиболее важных элементов обучения языку.
Целесообразность исследования использования на уроках в общеобразовательной школе средств наглядности и недостаточная
разработанность обозначенной проблематики в методике преподавания русского языка, а также положительная динамика в обучении благодаря средствам визуализации, актуализирует тему исследования.
Объект исследования - процесс обучения русскому языку обучающихся 5-го класса.
Предмет исследования - средства наглядности на уроках лексики.
Объект и предмет исследования определили цель работы - выявление средств наглядности обучения на уроках лексики в 5-ом классе.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципа наглядности.
- рассмотреть эволюцию взглядов на принцип наглядности в истории педагогики.
- изучить виды и типы современных средств наглядности
3
определить преимущества использования на уроках русского языка
компьютерных технологий
- проанализировать программы по русскому языку и учебники с точки зрения подачи материала о лексике
- проанализировать изучение лексики в методической литературе
- разработать методические рекомендации по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности
- разработать систему упражнений по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности
- составить конспект урока по теме «Лексика» с применением современных средств наглядности
Методы исследования:
- метод наблюдения, за основу которого взят анализ устной и письменной речи испытуемых;
- описательный метод, включающий теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, методической и учебной литературы по исследуемой проблематике;
- социально-педагогический метод, предполагающий проведение анализа современных программ и учебников по русскому языку, исследование и обобщение педагогического опыта.
Фундаментом теоретической базы ВКР послужил анализ научных исследований в сфере педагогики (В.М. Букатов, С.И. Гессен, А.З. Гусейнов, Н.Н. Манько, И.Г. Песталоцци и др.), лингвометодики (В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, М.Т. Баранов, М.М. Вереитинова, Н.А. Лаврова,
Л.Д. Чеснокова и др.), лексикографии (Э.Г Азимов, А.Н. Щукин), социолингвистики (В.И. Беликов), психолингвистики (Н.И. Жинкин).
Практическая база исследования - 5-ый «А» класс (24 человека) СОШ №10 г. Казань.
Научная новизна исследования - с учетом инновационных тенденций к активному использованию информационных/компьютерных технологий (в т.ч., ИКТ - информационно-коммуникационных технологий), произведена попытка разработать методические рекомендации по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности в 5-ом классе.
Результаты нашего исследования имеют непосредственный выход в практику преподавания русского языка.
Апробация. Основные результаты ВКР были представлены:
1. В конкурсе проектов, посвящённых популяризации русского языка и творчества А.С. Пушкина [Казань, 2017];
2. В конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных, посвящённых традициями и современной языковой культуре русскоязычного населения Республики Татарстан [Казань, 2018];
3. На студенческой итоговой научной конференции [Казань, 2019].
Теоретическая значимость ВКР - детальный теоретический анализ и
синтез, систематизация и дифференцирование научного материала по проблеме эффективности использования средств наглядности на уроках русского языка при обучении лексике.
Практическая значимость работы - сформулированные и разработанные нами методические рекомендации, а также остальные материалы ВКР можно использовать учителям общеобразовательных классов, преподавателям русского языка как иностранного и студентам педагогических вузов при обучении лексике на русском языке, концепция ВКР может быть использована при написании методических пособий и единой образовательной программы в рамках обозначенной проблематики.
Структура ВКР отображает логику исследования и подчинена решению поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается проблема использования средств
наглядности на уроках русского языка, а именно принцип наглядности
5
(содержание и эволюцию принципа), современные средства наглядности, их типы и виды, а также преимущества компьютерных технологий.
Во второй главе анализируется изучения лексики в школьном курсе русского языка с применением средств наглядности. С этой целью дается анализ программ, учебников, а также методической литературы с точки зрения подачи материала о лексике.
Третья глава содержит в себе методические рекомендации, систему упражнений по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности, а также предлагается разработка конспекта урока по выбранной теме.
В заключении подводятся итоги исследования.
Как отмечают в своих научных исследованиях преподаватели русского языка как иностранного, Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин, при обучении языкам, «наглядность определяется как специально организованный показ языкового и экстралингвистического материала с целью облегчения его объяснения, усвоения и использования в речевой деятельности» [Азимов, Щукин, 1999, с. 168]. Согласно данному определению, наглядность следует
дифференцировать как один из наиболее важных элементов обучения языку.
Целесообразность исследования использования на уроках в общеобразовательной школе средств наглядности и недостаточная
разработанность обозначенной проблематики в методике преподавания русского языка, а также положительная динамика в обучении благодаря средствам визуализации, актуализирует тему исследования.
Объект исследования - процесс обучения русскому языку обучающихся 5-го класса.
Предмет исследования - средства наглядности на уроках лексики.
Объект и предмет исследования определили цель работы - выявление средств наглядности обучения на уроках лексики в 5-ом классе.
Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание принципа наглядности.
- рассмотреть эволюцию взглядов на принцип наглядности в истории педагогики.
- изучить виды и типы современных средств наглядности
3
определить преимущества использования на уроках русского языка
компьютерных технологий
- проанализировать программы по русскому языку и учебники с точки зрения подачи материала о лексике
- проанализировать изучение лексики в методической литературе
- разработать методические рекомендации по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности
- разработать систему упражнений по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности
- составить конспект урока по теме «Лексика» с применением современных средств наглядности
Методы исследования:
- метод наблюдения, за основу которого взят анализ устной и письменной речи испытуемых;
- описательный метод, включающий теоретический анализ лингвистической, психолого-педагогической, методической и учебной литературы по исследуемой проблематике;
- социально-педагогический метод, предполагающий проведение анализа современных программ и учебников по русскому языку, исследование и обобщение педагогического опыта.
Фундаментом теоретической базы ВКР послужил анализ научных исследований в сфере педагогики (В.М. Букатов, С.И. Гессен, А.З. Гусейнов, Н.Н. Манько, И.Г. Песталоцци и др.), лингвометодики (В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, М.Т. Баранов, М.М. Вереитинова, Н.А. Лаврова,
Л.Д. Чеснокова и др.), лексикографии (Э.Г Азимов, А.Н. Щукин), социолингвистики (В.И. Беликов), психолингвистики (Н.И. Жинкин).
Практическая база исследования - 5-ый «А» класс (24 человека) СОШ №10 г. Казань.
Научная новизна исследования - с учетом инновационных тенденций к активному использованию информационных/компьютерных технологий (в т.ч., ИКТ - информационно-коммуникационных технологий), произведена попытка разработать методические рекомендации по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности в 5-ом классе.
Результаты нашего исследования имеют непосредственный выход в практику преподавания русского языка.
Апробация. Основные результаты ВКР были представлены:
1. В конкурсе проектов, посвящённых популяризации русского языка и творчества А.С. Пушкина [Казань, 2017];
2. В конкурсе научно-исследовательских работ студентов, аспирантов и молодых учёных, посвящённых традициями и современной языковой культуре русскоязычного населения Республики Татарстан [Казань, 2018];
3. На студенческой итоговой научной конференции [Казань, 2019].
Теоретическая значимость ВКР - детальный теоретический анализ и
синтез, систематизация и дифференцирование научного материала по проблеме эффективности использования средств наглядности на уроках русского языка при обучении лексике.
Практическая значимость работы - сформулированные и разработанные нами методические рекомендации, а также остальные материалы ВКР можно использовать учителям общеобразовательных классов, преподавателям русского языка как иностранного и студентам педагогических вузов при обучении лексике на русском языке, концепция ВКР может быть использована при написании методических пособий и единой образовательной программы в рамках обозначенной проблематики.
Структура ВКР отображает логику исследования и подчинена решению поставленных задач. Работа состоит из введения, трёх глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
В первой главе рассматривается проблема использования средств
наглядности на уроках русского языка, а именно принцип наглядности
5
(содержание и эволюцию принципа), современные средства наглядности, их типы и виды, а также преимущества компьютерных технологий.
Во второй главе анализируется изучения лексики в школьном курсе русского языка с применением средств наглядности. С этой целью дается анализ программ, учебников, а также методической литературы с точки зрения подачи материала о лексике.
Третья глава содержит в себе методические рекомендации, систему упражнений по изучению лексики на уроках русского языка с применением современных средств наглядности, а также предлагается разработка конспекта урока по выбранной теме.
В заключении подводятся итоги исследования.
Обогащение словарного запаса учащихся в процессе обучения русскому языку остается одной из актуальных проблем. В данной работе была предпринята попытка разработать методические рекомендации по изучению лексике на уроках русского языка. В данной работе мы предприняли попытку разработать методические рекомендации по изучению лексике на уроках русского языка с использованием современных наглядных средств.
В результате проведенного исследования было выявлено следующее:
1. Принцип наглядности - ведущий дидактический принцип. Поэтому
при обучении русскому языку наглядность занимает самое важное место. Многие педагоги, психологи как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, В.М. Чистяков и др. много писали об этом. Наглядность помогает формированию прочных знаний, повышает интерес к речевой деятельности.
2. Первый ученый, разработавший достаточно последовательную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592 - 1670). Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал, и подробно раскрыл принцип наглядности.
3. В программах и учебниках русского языка отсутствуют материалы о лексике, имеются единичные упражнения.
4. Научно-методические исследования, посвященные изучению лексики в школе, показывают, что такая важная тема, как использование наглядностей недостаточно освещено в методической литературе. Причины этого в большом объеме информации, которую необходимо усвоить ученикам, а также малой проработанности вопроса. Усвоение использования наглядностей часто происходит интуитивно, они очень важны при тренировке и выполнения упражнений. Специализированных сборников упражнений очень мало, и они в
основном предлагают задания для подготовки к ЕГЭ, то есть базируются на
44
словарном запасе учеников 11 класса. Для средней школы таких сборников почти нет. Однако, мы считаем, использовании наглядностей в средней школе необходимо, поскольку лексика (синонимы, омонимы, антонимы и т.д.) способствуют обогащению словарного запаса учащихся и поможет предупредить лексические ошибки учащихся.
5. Нами разработана система упражнений по усвоению лексики
применительно к 5, 6, 8, 9 классам.
Разработанные нами специальные упражнения (задания-слайды) позволят школьникам лучше понять значение слов и условия их употребления. При попытке разработать систему упражнений, ориентированных на работу с лексикой на уроке русского языка, мы брали за основу следующие принципы обучения:
- дидактический (корреляция теории и практических занятий;
принцип научности; развивающее обучение; использование средств
наглядности в обучении);
- лингвистический (системность, функциональность: системно
структурный и функционально-смысловой подходы);
- лингвометодический (личностно-ориентированный,
коммуникативный и функционально-семантический подходы).
6. Изучение лексики может быть организовано не только на уроках русского языка, но во время внеурочных занятий. Например, на кружковых занятиях, элективных и факультативных курсах, в основе которых лежат расширение лингвистического кругозора учащихся, применение разнообразных форм и методов работы с учащимися.
В результате проведенного исследования было выявлено следующее:
1. Принцип наглядности - ведущий дидактический принцип. Поэтому
при обучении русскому языку наглядность занимает самое важное место. Многие педагоги, психологи как И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, В.М. Чистяков и др. много писали об этом. Наглядность помогает формированию прочных знаний, повышает интерес к речевой деятельности.
2. Первый ученый, разработавший достаточно последовательную теорию наглядности как принципа успешного обучения, был великий чешский педагог Я.А. Коменский (1592 - 1670). Он обобщил эмпирический опыт предшественников и впервые теоретически обосновал, и подробно раскрыл принцип наглядности.
3. В программах и учебниках русского языка отсутствуют материалы о лексике, имеются единичные упражнения.
4. Научно-методические исследования, посвященные изучению лексики в школе, показывают, что такая важная тема, как использование наглядностей недостаточно освещено в методической литературе. Причины этого в большом объеме информации, которую необходимо усвоить ученикам, а также малой проработанности вопроса. Усвоение использования наглядностей часто происходит интуитивно, они очень важны при тренировке и выполнения упражнений. Специализированных сборников упражнений очень мало, и они в
основном предлагают задания для подготовки к ЕГЭ, то есть базируются на
44
словарном запасе учеников 11 класса. Для средней школы таких сборников почти нет. Однако, мы считаем, использовании наглядностей в средней школе необходимо, поскольку лексика (синонимы, омонимы, антонимы и т.д.) способствуют обогащению словарного запаса учащихся и поможет предупредить лексические ошибки учащихся.
5. Нами разработана система упражнений по усвоению лексики
применительно к 5, 6, 8, 9 классам.
Разработанные нами специальные упражнения (задания-слайды) позволят школьникам лучше понять значение слов и условия их употребления. При попытке разработать систему упражнений, ориентированных на работу с лексикой на уроке русского языка, мы брали за основу следующие принципы обучения:
- дидактический (корреляция теории и практических занятий;
принцип научности; развивающее обучение; использование средств
наглядности в обучении);
- лингвистический (системность, функциональность: системно
структурный и функционально-смысловой подходы);
- лингвометодический (личностно-ориентированный,
коммуникативный и функционально-семантический подходы).
6. Изучение лексики может быть организовано не только на уроках русского языка, но во время внеурочных занятий. Например, на кружковых занятиях, элективных и факультативных курсах, в основе которых лежат расширение лингвистического кругозора учащихся, применение разнообразных форм и методов работы с учащимися.
Подобные работы
- КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ФРАЗЕОЛОГИИ
В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, физика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ОДЕЖДА. МОДА»)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ PУCCКOМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ВНEДPEНИЯ ФГOC
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - ОРГАНИЗАЦИЯ СЛОВАРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДИАЛЕКТНОГО ОКРУЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия достижения предметных результатов младшими школьниками при изучении грамматики на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2017 - «Подходы к разработке дидактических материалов по русскому языку для 6
классов средней общеобразовательной школы»
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2017 - СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА В УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА МАТЕРИАЛЕ ТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РОДИНА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017



