Введение 4
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы самоактуализации в психологии11
1.1. Представления о самоактуализации в зарубежной психологии 11
1.1.1. Общая характеристика самоактуализации 11
1.1.2. Основные аспекты проблемы самоактуализации 17
1.3. Самоактуализация как предмет исследования в отечественной психологии 24
1.3.1. Общая характеристика явления самоактуализации 24
1.3.2. Самоактуализация как потребность 28
1.3.3. Самоактуализация как результат 31
1.3.4. Самоактуализация как процесс 34
1.3.5. Внешние условия процесса самоактуализации 39
1.4. Характеристики самоактуализации 40
1.5. Обоснование самоактуализации как субъектного феномена личности 60
1.6. Связь характеристик самоактуализации со свойствами индивидуальности.64
I. 7. Самоактуализация и теория интегральной индивидуальности 73
1.8. Постановка проблемы и задачи исследования 79
Глава 2. Организация и методики исследования 82
2.1. Организация исследования 82
2.2. Методика исследования самоактуализации 86
2.3. Методики исследования свойств интегральной индивидуальности 88
Глава 3. Результаты исследования самоактуализации и ее взаимосвязи с интегральной индивидуальностью 94
3.1. Результаты исследования структуры самоактуализации, ее особенностей в разных возрастах и при различных уровнях самоактуализации 94
3.2. Взаимосвязи характеристик самоактуализации с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности и их возрастные особенности 109
3.2.1. Связь характеристик самоактуализации со свойствами личности в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 109
3
3.2.2. Связь характеристик самоактуализации со свойствами темперамента в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 121
3.2.3. Структура характеристик самоактуализации и свойств интегральной ин-дивидуальности в общей и разновозрастных выборках 124
3.3. Особенности взаимосвязи самоактуализации и интегральной индивидуаль-ности при различных уровнях самоактуализации 132
3.3.1. Эффекты индексов самоактуализации на свойства интегральной индивидуальности 132
3.3.2. Анализ межгрупповых различий выраженности показателей свойств интегральной индивидуальности испытуемых с различными уровнями самоактуализации в общей и разновозрастных выборках 139
3.3.3. Особенности взаимосвязей характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации и при сочетании уровня самоактуализации и возраста 150
3.3.4. Межуровневые связи свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 161
3.3.5. Особенности структуры характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 162
3.4. Общее обсуждение результатов 168
Выводы 178
Рекомендации 182
Список литературы 185
Приложения 198
В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию, важное значение приобретает осознание человеком того, что в своем жизнеустройстве он должен полагаться прежде всего на себя. Вместе с тем, еще недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации (или самореализации). Если на Западе самоактуализация (СА) стала «культурным стереотипом» [118], то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы.
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самореализация (СР) определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Сегодня одна из задач, которая стоит перед государством - это содействие СР каждого отдельного человека. В современном российском обществе открываются новые возможности и перспективы для СР личности. Обновление общества не-посредственно зависит от творческих возможностей личности, ее самостоятельности, инициативности, предприимчивости, способности управлять своей жизнью. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к этим качествам личности, поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развития личности.
В научном плане проблема СА имеет сложный междисциплинарный характер, являясь предметом философии, социологии, педагогики, синергетики, акмеологии, валеологии, медицины и других наук о человеке и обществе. Однако именно психологии принадлежит приоритет в вопросах возможностей и условий раскрытия потенциала человека. Проблема СА в психологии носит межпарадигмальный характер, в силу того, что в настоящее время не существует единой парадигмы представлений о С А личности [105].
Актуальность изучения проблемы СА в науке объясняется также недостаточной разработанностью ее методологии и общих концептуальных основ. Несмотря на пристальное внимание к проблеме СА, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема [105]. Ведутся дискуссии по поводу определения понятия, сущности, природы СА, источников и критериев этого процесса, компонентов и внутренней структуры. Исследование этой проблемы необходимо вести не только в теоретическом, но и в экспериментальном направлениях, однако инструментарий для этого крайне ограничен.
В современной науке активно используются теории СА зарубежных гуманистических психологов 50-70-х годов, в которых проблема СА явно недостаточно разработана на методологическом уровне. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют более целостные концепции СА. Однако значение предложенных гуманистическими психологами характеристик СА не снижается и они представлены в отечественной психологии в той же или другой терминологии. В частности, базовые параметры С А соответствуют характеристикам активности личности, при которой обеспечивается ее субъектность, сохраняется целостность, автономность, индивидуализированность [1].
Идеал психологического здоровья, созданный в рамках гуманистического направления, продолжает оставаться одним из ориентиров для современной психологической практики - консультирования и психотерапии. Современная личностно-ориентированная педагогика, опираясь на общефилософскую идею самодвижения, саморазвития, стремится оперировать понятиями, в том числе понятием СА, которые подчеркивают не только внешнюю, но и внутреннюю обусловленность процессов взросления и развития [57]. Смысл образования XXI века педагоги видят в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться, «устремленного быть», самоосуществиться в полноте своей человеческой сущности [111]. Главной целью деятельности психологической службы в образовании является психологическое здоровье учащихся [165]. И.В.Дубровина подчеркивает, что психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры [165].
Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной стороны, осознанием важности и приоритетности вопросов СА, задачей СА каждого отдельного человека, а с другой - явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях. Является мало изученной взаимосвязь характеристик СА и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (ИИ). Если в отношении связи СА со свойствами личности в литературе имеются определенные сведения, то связь с другими свойствами индивидуальности, в частности, психодинамическими свойствами, специально не исследовалась и практически не обсуждается на теоретическом уровне.
Недостаточно рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности СА при разных ее уровнях на одних и тех же возрастных этапах и в разные возрастные периоды. Постановка возрастной проблематики СА является важной в связи с тем, что опыт выступает «новым судьбоносным» фактором в СР [107] и с учетом того, что А.Маслоу [133] изучал СА преимущественно в пожилом возрасте и ставил задачу ее изучения в молодости, а Ш.Бюлер указывала, что процесс СР в разные периоды возрастного развития проявляется по-разному [250].
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - самоактуализация и интегральная индивидуальность работающих людей различных специальностей и студентов старших курсов ВУЗов г. Перми в количестве 231 человека (в том числе 91 чел. - мужчины и 140 чел. - женщины) в возрасте 19-50 лет.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - самоактуализация, ее взаимосвязь с интегральной индивидуальностью и их особенности при различных уровнях само-актуализации и в разных возрастах.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются основные принципы отечественной психологии: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности [127, 128], принцип единства биологического и социального в развитии человека [10, 179] принцип и концепции активности субъекта [2, 11, 34, 65, 158, 178, 196], гуманистические теории СА личности [132, 133, 172, 173, 247, 249,
258 и др.], положения об опредмечивании сущностных сил человека [29, 85, 99, 118, 199], о сущности человека как двойственности соотнесенности- внеотнесенности с социальным миром [42, 76, 98], теория интегральной индивидуальности [45, 83, 136, 237].
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые на основе фактического материала дана целостная характеристика структуры СА, показано, что основными обобщенными ее компонентами являются внутренняя позиция человека по отношению к себе («Я и Я» или «Автономность») и его позиция по отношению к другому человеку, к миру («Я и Ты» или «Принятие других») и следование этим позициям в поведении.
Впервые получены эмпирические данные по проблеме динамики СА: исследованы изменения СА в двух аспектах - в возрастном плане и в плане анализа двух контрастных (низкий - высокий) уровней развития СА. Выявлено, что структура СА является сложным психологическим образованием, с возрастом и при повышении уровня СА она становится более сформированной, роль компонента «Я и Ты» в данной структуре увеличивается.
1. Структура параметров СА состоит из трех компонентов - «Самопринятие», «Осознанная спонтанность», «Принятие других» («Я и Ты»). При этом основными обобщенными компонентами структуры СА на основе объединения факторов «Самопринятие» и «Осознанная спонтанность» являются «Я и Я» (или «Автономность») и «Я и Ты» (или «Принятие других»), характеризующие внутреннюю позицию человека по отношению к себе и его позицию по отношению к другому человеку, к миру в целом и проявление этих позиций в поведении. Связующую роль по отношению к основным компонентам СА играют ценностные ориентации СА.
2. Выявлены особенности структуры характеристик С А в разных возрастах. От молодости к зрелости структура С А при наличии общих связей становится более сформированной, повышается связанность ее основных компонентов между собой. В зрелости, в сравнении с молодостью, более выражены характеристики С А фактора «Я и Ты», а также творческая направленность. В зрелости в структуре СА повышается значение спонтанности в связи с творчеством (появляется новая составляющая «Спонтанность в творчестве и познании»), а в процессе общения с людьми ее роль снижается, по сравнению с молодостью. Представления о природе человека, сензитивность к себе, креативность большую роль играют в структуре С А в зрелом возрасте. В целом роль компонента «Я и Ты» в структуре С А с возрастом увеличивается.
3. Различия между высоким и низким уровнями СА в наиболее резкой форме выражены в отношении таких характеристик СА, как поддержка и ценностные ориентации, играющие особо важную роль в СА. Выявлены существенные отличия во взаимосвязях характеристик СА при контрастных уровнях СА. Подавляющее большинство связей - положительные, однако при обоих уровнях СА обнаружены специфические отрицательные связи между некоторыми характеристиками СА, которые отражают сложность структуры СА, при этом в молодости отрицательных связей больше. При высоком уровне С А ее структура в факторном отображении является более сформированной, чем при низком уровне СА.
179
4. В СА задействованы свойства личностного и психодинамического уровней ИИ. Наиболее тесно параметры СА связаны с такими свойствами личности как сила Я, спокойствие, ненапряженность. Характеристики СА положительно связаны с такими свойствами темперамента, как эргичность, пластичность, скорость, а отрицательно - с эмоциональностью; из них наибольшее значение для СА имеют низкая эмоциональность, динамические особенности интеллектуальной сферы и коммуникативная скорость. Характеристики фактора «Я и Я» структуры СА более тесно связаны со свойствами темперамента, чем характеристики фактора «Я и Ты» (кроме ценностных ориентаций).
5. При высоком и низком уровнях СА различна выраженность многих свойств личности, а также свойств темперамента (кроме моторной эргичности). Наиболее выраженные различия выявлены в эмоционально-волевых качествах личности.
6. Своеобразие взаимосвязей характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ при низком и высоком уровнях СА более ярко проявляется в качественном аспекте (особенно в отношении свойств личности, характеризующих отношение к другим людям) и в меньшей степени - в количественном. Наиболее существенные различия в симптомокомплексах свойств ИИ и характеристик С А при высоком и низком уровнях С А касаются направленности личности. При высоком уровне СА характеристики СА связаны с альтруистической направленностью личности, а при низком ее уровне - с эгоистической.
7. При контрастных уровнях СА существенно различаются количество и характер межуровневых связей структуры ИИ (связей свойств личности и темперамента). При низком уровне С А, по сравнению с высоким ее уровнем, свойства личности, особенно выражающие отношение к людям, более тесно связаны со свойствами темперамента. Этот факт с учетом других данных может быть истолкован как более независимое проявление свойств личности от свойств темперамента в СА при высоком ее уровне.
8. Выявлены возрастные особенности взаимосвязей характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ. Различные характеристики СА в молодости, по сравнению со зрелым возрастом, более тесно, но более разнонаправленно
связаны со свойствами личности, а также более тесно - со свойствами темперамента.
Наиболее различны в разных возрастах связи характеристик СА с социально-психологическими установками, ценностями, эмпатией, а также со свойствами темперамента. Для зрелого возраста характерны связи параметров СА с ценностью креативности и отрицательные связи - с ценностями материального положения, собственного престижа, а для молодости - слабые связи с различными ценностями. В молодости параметры СА больше связаны с психодинамическими особенностями в коммуникативной сфере, а в зрелости - в интеллектуальной. В молодости и зрелости выявлены сходные и специфические симптомокомплексы свойств ИИ и характеристик СА. Именно в зрелом возрасте все характеристики С А проявляются целостно в факторе «Самоактуализация».
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и ислледования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК. 1999. - 224 с.
2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. - 294 с.
3. Абульханова-Славская К.А. Личностная регуляция времени // Психология личности в социалистическом обществе. Личность и ее жизненный путь / Под. ред. Б.Ф.Ломова, К.А.Абульхановой-Славской. М.: Наука, 1990. С. 114 -
129.
4. Абульханова-Славская К.А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории / РАН. Ин-т пси¬хологии. М.: Наука, 1995. С. 41-45.
5. Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Roual, 1997. - 288 с.
6. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.
7. Алексеева Л.Ф. Психология активности личности: монография. Новоси¬бирск: Изд-во НГПУ, 1996. - 147 с.
8. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Измерение уровня самоак-туализации личности // Социально-психологические методы исследования суп¬ружеских отношений: Спец.практикум по соц. психологии. М., 1987. - 120 с.
9. Аллахвердов В,М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психоло¬гика, т. 1). СПб: Изд-во ДНК, 2000. С. 212-222.
10. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М.: Наука, 1977.-380 с.
11. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 48-55.
12. Андреева Г.М Социальная идентичность: временные и средовые ком¬поненты // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 344-358.
13. Антропова Л.И. Социальные проблемы самореализации личности: Ав- тореф. дис. ...канд. философ, наук. Ростов н/Д., 1980.
14. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 1989. С. 426-433.
15. Асеев В. Личность и значимость побуждений М.: ИП РАН, 1993.-223 с.
16. Асмолов А.Г. Движущие силы и условия развития личности // Психоло¬гия личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 222-230.
17. Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: методологические осно¬вы развития личности в историко-эволюционном процессе. - М: МГУ. 1986. - 305 с.
18. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Refl-book, 1994. - 314 с.
19. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. С. 44.
20. Ахиезер А.С. Об особенностях современного философствования // Вопр. философ. 1995. № 12. С. 19.
21. Балл ГА. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие // Психол. журн. 1997. №5. Т. 18. С. 7-33.
22. Батищев Г.С. Деятельностная сущность человека как философский принцип // Проблемы человека в современной философии.М., 1969. С.73-144.
23. Батищев Г.С. Деятельностный подход в плену субстанциализма // Дея-тельность: теории, методология, проблемы. М.: Политиздат, 1990. С. 175.
24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. - 423 с.
25. Березин С.Л. Самоутверждение и его роль в нравственном развитии личности: Автореф.дис. ...канд. философ, наук. Свердловск, 1973. - 27 с.
26. Березина Т.Н. Неосознаваемые особенности личностной организации времени: Автореф. дис...канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии, 1997 - 25 с.
27. Бехтерев В.М. Личность и условия ее развития и здоровья // Психоло¬гия личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С.309-315.
28. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,1968.
29. Братусь Б.С. Аномалии развития личности: Дис...д-ра психол. наук. М., 1988-480 с.
30. Братусь Б.С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопр. пси¬хол. 1990. №5. С. 9-17.
31. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. Псков, 1997.
32. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред. А.А.Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб: ЦИБКО, 1997. С. 21-27.
33. Брушлинский А.В. Гуманистичность психологической науки // Психол. журн. 2000. № 3. С. 14-23.
34. Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Пси¬хол. журн. 1991. № 6. С. 6-10.
35. Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.
36. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 152 с.
37. Бурлакова Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его ди¬намика в процессе психотерапии: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1996. -25 с.
38. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критиче¬ских ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.
39. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. С-Пб. 1993. - 16 с.
40. Ведин И.В. Бытие человека: Деятельность и смысл. Рига: Зинатне, 1987. С.11-20.
41. Весна Е.Б. Психологические закономерности и механизмы процесса социализации-индивидуализации в онтогенезе: Дис. ... д-ра. психол. наук. М.,
1998. -490 с.
42. Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающим человека // Мир психологии. 1999. № 4. С. 279- 295.
43. Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индиви-дуальности (на материале младших школьников): Дис. ...канд. психол. наук. Пермь, 1997. - 191 с.
44. Воробьёва Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задача // Вопр. психол. 1995. №2. С. 19-30.
45. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 2000. - 179 с.
46. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Развитие учения об интегральной индивиду¬альности :проблемы, итоги, перспективы // Психол. журн. 1997. №3. Т.18. С.125-141.
47. Гаврилова Т.П. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981. С. 25-29.
48. Гештальттерапия. Теория и практика. М.: Апрель-Пресс, 2000. - 320 с.
49. Гинзбург Н.Р. Психология личностного самоопределения: Автореф. д- ра психол. наук. М., 1996. - 60 с.
50. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М., 1995.-44 с.
51. Головаха Е.И. Путь к зрелости: Формирование социалистической зре¬лости советской молодежи. Киев: Молодь, 1988. - 35 с.
52. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопре¬деление молодежи / АН УССР. Ин-т философии. Киев: Наук, думка, 1988. - 142 с.
53. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. Киев: Наук.думка, 1984. - 207 с.
54. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индиви-дуальностью в раннем юношеском возрасте / Дипломная работа. Пермь. 1998. 117 с.
55. Городилова Е.Н. Особенности интегральной индивидуальности в связи с различными уровнями самоактуализации в раннем юношеском возрасте // Вестник ПГПУ. серия I. 2000. № 1-2. С. 62-71.
56. Городилова Е.Н. Особенности интегральной индивидуальности при различном уровне свойств самоактуализации // Дни науки УрГИ. Гуманизация знания и образования в контексте современной модернизации России. Матери- лы для науч. конф. Екатеринбург, 14-15 мая 2001. С. 334-339.
57. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Автореф. дис. ... канд. педагогич. на¬ук. М., 1996. - 23 с.
58. Гринин г Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психол. 1988. №4. С. 161-167.
59. Гроф С., Гроф К. Неистовый поиск себя. М.: Изд-во Трансперсонально¬го Института, 1996. - 345 с.
60. Гуров В.А. Влияние перцептивной картины мира на функциональные возможности личности.: Автореф.дис...канд. психол.наук. М., 1997. - 26с.
61. Давыдова Е.А. Взаимосвязь эмпатии у студентов и учителей с индиви-дуальными особенностями разноуровневых свойств / Дипломная работа. Пермь,
2000.
62. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена само-реализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под. ред.
А.А.Крылова, Л.А.Коростылевой. СПб: ЦИБКО, 1997. С.20-37.
63. Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологи¬ческого знания // Категория материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С.56-58.
64. Донцов И.А. Самовоспитание личности: философско-этические про¬блемы. М.: Политиздат, 1984. С. 15-32.
65. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир. М.: Смысл, 1993. - 456 с.
66. Дорфман Л.Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психоло¬гии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 145-155.
67. Дорфман Л.Я. Интегративный подход к исследованию стилей активно¬сти // Индивидуальность в современном мире. Смоленск: Траст-Имаком, 1995. С.101-106.
68. Дорфман Л.Я. Самодеятельность как способ саморегуляции и самоак-туализации интегральной индивидуальности // Системное исследование инди-видуальности / Под. ред. Б.А.Вяткина. Пермь, 1991. С. 16-18.
69. Дорфман Л.Я. Образ человека в концепциях индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность и способности / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1994. -С.43-70.
70. Дышлева П.И. Творчество, личность, общество // Самореализация лич¬ности в процессе творчества: Тезисы и матер. Новосибирск: НИИВТ, 1994. - 182 с.
71. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Мн.: Хэлтон, 1998. - 399с.
72. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб: Питер, 2000. С.119-141.
73. Ефремова А.Н. Профессия как сфера самореализации личности: Авто¬реф. дис...канд. философ, наук. Ростов н/Д., 1990. - 24с.
74. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. Екатеринбург: Урал, гос. проф.- пед. ун-т, 1997. - 244 с.
75.Зеленская О.В. Особенности самоактуализации воспитателей ДОУ с разными стилями педагогического общения / Дипломная работа. Пермь, 2001.
76. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся: очерки россий¬ской психологии. М.: Тривола, 1994. - 304 с.
77. Золотухина И.В. Творческая самореализация учителя / Йошкар-Ола: Мар. ин-т образ-я, 1999. - 95 с.
78. Зотов В.В. Взаимосвязь интеллекта и творческого потенциала в социа¬лизации: Автореф. дис...канд. философ, наук. СП, 1997. - 29 с.
79. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Руководство. Ярославль: Содействие, 1991.
80. Иваненко Е.А. Духовные потребности личности как факторы ее само-реализации. Автореф. дис. ...канд. философ, наук. Киев, 1989. - 23 с.
81. Иванова И.Я. Философский анализ проблемы смысла бытия человека. Киев: Наукова думка, 1980. С. 43-45.
82. Идинов И.А. Самореализация личности в непроизводственной сфере общества (антологический и гносеологический анализ): Автореф. дис. ...канд. философ, наук. Фрунзе, 1990. - 25 с.
83. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под. ред. Б.А.Вяткина. М.: Изд-во Ин-т психологии РАН, 1999. - 328 с.
84. Иоголевич Н.И. Особенности интегральной индивидуальности студен¬тов в связи с профессиональным становлением и успешностью обучения (на ма¬териале исследования студентов технического вуза): Дис. ... канд. психол. наук. Пермь, 1998. - 180 с.
85. Исаев А.К. Самореализация личности как проблема социальной фило¬софии: Автореф. дис. ... канд. философ, наук. М., 1993. - 28 с.
86. Калина Н.Ф. О самоактулизации личности (вместо послесловия) // А. Маслоу. Психология бытия. М.: Рефл-Бук; К.: Ваклер, 1997. С. 283-300.
87. Калитеевская Е.Р. Психологическое здоровье как способ бытия в мире: от объяснения к переживанию // Психология с человеческим лицом: гуманисти¬ческая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева,
В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 231-238.
88. Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разре¬шения: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1986. - 23 с.
89. Кемеров В.Е. Проблема личности: Методология исследования и жиз¬ненный смысл. М.: Политиздат, 1977. С. 15-23.
90. Кириллов В.К. и др. Социально-психологические проблемы самосо-вершенствования личности. Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 1994. - 267 с.
91. Классов Б.А. Психологические механизмы формирования образа жизни личности: Дис.... канд. психол. наук. Новосибирск, 1996. - 180 с.
92. Кленов Л.А. К анализу сущности культуры как общественного явления // Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск: Изд-во Уральск, ун-та, 1980. С. 21-30.
93. Клочко Е.В. Инициация мыслительной деятельности: Афтореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1991. - 34 с.
94. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И.Приложиным // Философский журнал. 1992. № 12. С. 12-28.
95. Коваль Н А. Теоретические основы изучения духовности личности / Рос. акад. гос. службы при Президенте Р.Ф., Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина
- М.; Тамбов; 1997. - 64 с.
96. Коган J1.H. Цель и смысл жизни человека М.: Мысль, 1984. - 252 с.
97. Коган Л.Н. Человек и его судьба. М.: Мысль, 1988. - 263 с.
98. Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности. М.: Ин-т психологии РАН, 1996. - 224 с.
99. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. С. 19.
100. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психол. журн. 1987. №4. С. 126-136.
101. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. С. 15-
33.
102. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. С. 50-
53.
103. Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психо-диагностике жизненных ситуаций. Киев, 1994.
104. Коростылева Л.А. О субъективных стратегиях самореализации лично¬сти // Образ в регуляции деятельности (к 90-летию со дня рождения Д.А. Оша¬нина). М., 1997.
105. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под. Ред. А.А.Крылова, Л.А. Коростылевой. СПб: ЦИБКО, 1997. С. 3-15.
106. Коростылева Л.А., Кравченко Н.Е. Пути профессиональной и лично¬стной самореализации человека. С-Пб. : ЦИПКО, 1997.
107. Красноперов В.И. Самоорганизация жизненного пути личности // Са-модвижение. Самоорганизация. Самоуправление...: Тез. докл. межвуз. науч. конф. Пермь, 1987. С. 14-19.
108. Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека//Вопр. психол. 1984. № 3. С.25-32.
109. Кузнецова Е.Г. Стиль деятельности и его динамика в связи с профес-сиональным развитием: Дис. ...канд. психол. наук. Пермь, 2000. - 189 с.
110. Кузминков И.И. К анализу понятия «самоутверждение личности» // Свобода и ее содержание. Волгоград, 1972. С. 103.
111. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: ХГПУ. 1997. -313с.
112. Купер К. Индивидуальные различия // Под. ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Аспект Пресс, 2000. - 527 с.
113. Кутер П. Современный психоанализ // Под. ред. В.В.Зеленского. СПб.: Б.С.К., 1997.-348 с.
114. Лазурский А.Ф. К учению о психической активности. Новые экспери-ментальные данные. М. 1916. - 154 с.
115. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Психология индивиду¬альных различий М., 1982. С. 188.
116. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 2. - 318 с.
117. Леонтьев Д.А. Деятельность и потребность // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / Под ред. В.В.Давыдова, Д.А.Леонтьева. М.: Изд. АПН СССР, 1990. С. 96-108.
118. Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психо¬логия с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 156-77.
119. Леонтьев Д.А. Что такое экзистенциальная психология? // там же. С. 40-54.
120. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993. - 43 с.
121. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самоде- терминации личности // Психол. журн. 2000. № 1. Т. 21. С. 15-25.
122. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. - 487 с.
123. Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А.Маслоу // Вопр. психол. 1987. №3. С.150-158.
124. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М.: Смысл, 1992.- 16 с.
125. Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность / Научно- техническая революция и социальная психология. Материалы международной конференции. М., 1981. С. 76-84.
126. Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принципы развития в психологии. М., 1978. С. 156-172.
127. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. - 444 с.
128. Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопрос, психол. 1975. №2. С. 31-45.
129. Майорова Е.Ф. Духовные потребности как фактор самореализации личности // Духовные потребности в системе социального образа жизни. М., 1979. С.15-28.
130. Марамкулова Р.К. Потребность в самоактуализации как основа твор¬ческого роста будущего учителя начальных классов. М., 1995.
131. Мартынюк И.О. Жизненные цели личности: понятие, структура, меха¬низмы формирования. Киев: Наук. Думка, 1990. С. 85.
132. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.-430 с.
133. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 478 с.
134. Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-Бук; К.: Ваклер, 1997. - 304 с.
135. Мелик-Пашаев А.А. Психологические основы способностей к художе-ственному творчеству: Автореф. дис...д-ра психол. наук. М., 1988. - 36 с.
136. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
192
137. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологиче¬ские труды. М.: Воронеж, 1996. - 446 с.
138. Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь: ПГПИ, 1988. - 80 с.
139. Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосозна¬ние. Учебное пособие к спецкурсу. Пермь: ПГПИ, 1990. - 110 с.
140. Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юноше¬ском возрасте. М.: Педагогика, 1991. С.29.
141. Мухамеджанов К.Ч. Духовные интересы как источник управления процессом самореализации личности. Алма-Ата: Казахстан, 1984. С. 12.
142. Мухина B.C. Проблемы генеза личности. М.: МГПУ, 1989. - 103 с.
143. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 2001.- 144 с.
144. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Рефл-Бук; К.: Ваклер, 1997. - 384 с.
145. Мясищев В.Н. Психология отношений. Москва-Воронеж, 1995. С. 53-55
146. Никитин Е.П., Харламенкова Н.Е. Проблема самоутверждения лично¬сти в философии и психологии (к истории проблемы) // Философия. Наука. Культура. 1998. № 2. С.73-82.
147. Некрасова Е.В. Психологическое время в структуре самосознания личности в раннем юношеском возрасте: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1988.-26 с.
148. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб: Питер,
2000. С. 30-107.
149. Немиринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. М.: Смысл, 1999. - 112 с.
150. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности. М.: Гуман. изд. центр,
2001. - 188 с.
151. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. М., 1979. С.17-19.
152. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. М.: Издат. Корпорация Логос, 1995. - 214 с.
153. Перлз Ф. Гештальт семинары. М.: Ин-т общегуманитарных исследо¬ваний, 1998. С.31- 56.
154. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М.: Либрис, 1996. - 235 с.
155. Перлз Ф. Эго, голод и агрессия. М.: Смысл, 2000. - 358 с.
156. Пермяков В.В. Понятие всестороннего и гармонического развития личности // Культура и всестороннее развитие социалистической личности. Свердловск: Изд-во Уральск, у-та, 1980. С. 46-62.
157. Пестеров П.Н. Самореализация личности в процессе научно- технического творчества // Самореализация личности в процессе творчества: Тезисы и матер. Новосибирск: НИИВТ, 1994. С. 33-38.
158. Петровский А.В., Петровский В А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопр. философ. 1982 № 3. С. 44-53.
193
159. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности: Авто¬реф. дис. ...д-ра психол.наук. М., 1993.
160. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 269-281.
161. Пископпель А.А. Природа человека в концепции А.Маслоу // Вопр. психол. 1999. № 2. С. 75-86.
162. Полубабкина Н.И. Самореализация личности: Дис. ... д-ра философ, наук. М., 1995. - 350 с.
163. Попова Л.В. Гендерные аспекты самореализации личности: учеб. по¬собие к спец. семинару. М.: Моск.пед.гос.ун-т, 1996. - 42 с.
164. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Бахрах, 1998. - 672 с.
165. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной М.: Педагогика, 1997. - 423 с.
166. Психологический словарь / Под. ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 440 с.
167. Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. М.: Проспект, 1998. С. 283-298.
168. Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А.А.Бадхена, В.Е.Кагана. М.: Смысл, 1997. - 298 с.
169. А.А.Реан, Я.Л.Коломинский Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. - 416 с.
170. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненный стратегии личности: поиск аль¬тернатив. М.; вып.2. 1995. - 69с.
171. Робин Ж.-М. Гештальт-терапия. М.: Эйдос, 1996. С. 9.
172. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. Е.И.Исениной. М.: Прогресс; Универс. 1994. - 480 с.
173. Роджерс К. Клиенто-ценрированая терапия. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997.-320 с.
174. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Монография. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс,
1999. -464 с.
175. Роджерс К.Р. Несколько важных открытий. // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.
14. 1990. №2. С. 12-23.
176. Розин В.М. Психология: теория и практика. М., 1997. - 193 с.
177. Ротанова Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998.
178. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. - 191 с.
179. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959. - 354 с.
180. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424 с.
194
181. Рубинштейн С.Л. О личностном подходе // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В .Куликова. СПб: Питер, 2000. С.
29.
182. Рудкевич Л.А. Рыбалко Е.Ф. Возрастная динамика самореализации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер, 2000. С. 297-305.
183. Руковишников А.А., Суполова М.В. Факторный личностный опросник Кеттелла. С-П. 1995.
184. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивиду¬альности. М., 1997.
185. Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных разли¬чий: Некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психо¬логический журнал. 1991. № 5. Т. 12. С. 3-17.
186. Рябова Л.В. Проблемы самореализации человека: Учеб.пособие. Рос¬тов н/Д: ДГТУ, 1993. - 85с.
187. Самуэлс Э. Юнг и постюнгианцы. Курс аналитического психоанализа. М.: ЧеРо, 1997. С. 170-172.
188. Сарджвеладзе Н.И. Тренинг свободы и открытости // Психология с че-ловеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С. 315-330.
189. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей (ОТеЦ). Ярославль: НПЦ Психодиагностика. 1991. - 19 с.
190. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С- П: Социально-психологический центр. 1996. - 346 с.
191. Ситкина М.В. Педагогические условия творческой самореализации личности молодого учителя. Автореф. дис. ...канд. педагогич. наук / Белгород.,
1995.-23с
192. Скрипкина Т.П. Психология доверия: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2000. - 264 с.
193. Славская А.Н. Соотношение эгоцентризма и альтруизма личности: ин-терпретации //Психол. журн. 1999. № 6. Т. 20. С. 13-23.
194. Слободчиков В.И Реальность субъективного духа // Психология лич¬ности в трудах отечественных психологов / Сост. Л.В.Куликова. СПб: Питер,
2000. С. 380-396.
195. Слободчиков В.И Психологические проблемы становления внутренне¬го мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14-22.
196. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антрополо¬гии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. - 384 с.
197. Соболева Н.В. Субмодальности Я и грани самоактуализации / Ди¬пломная работа. Пермь, 2000. - 73 с.
198. Соболь П.П. Жизнь как способ самореализации личности // Жизнь как творчество. Киев: Наукова думка. 1985. С. 31.
199. Станкевич JI.П. Проблемы целостности личности (Гносеологический аспект). М.: Высшая школа, 1987. С. 14-17.
200. Суханов А.П. Творческий процесс как источник развития личности // Самореализация личности в процессе творчества: Тезисы и матер. Новосибирск: НИИВТ, 1994. С. 15-26.
201. Сухоруков А.С. Жизнетворчество личности в динамике ее смысловой системы: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. М., 1997. - 25 с.
202. Тарасов Л.Н. Нравственно-психологические аспекты духовного разви¬тия личности: Автореф. дис. ...канд. психол. наук. Саранск, 1997. - 22 с.
203. Тихонравов Ю.В. Экзистенциальная психология. М.: ЗАО Бизнес- школа; Интел -Синтез, 1998. - 238 с.
204. Ткачев В.Н. Сотворение личности - М.: КРОН-ПРЕСС, 1998. - 172 с.
205. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ/ Под ред. И.С.Енюкова, М.: Финансы и статистика, 1989.
206. Фанталова Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта. М.: Фолиум, 1997.-48 с.
207. Филимоменко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности /Под. ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. С-Пб, 1997. С. 47-58.
208. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995.-653 с.
209. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента , 1997. - 287 с.
210. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. - 367 с.
211. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991.
212. Фрейд 3. Разделение психической личности. Тридцать первая лекция //Психол. журн. 1988. Т.9. №6. С. 139-151.
213. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. - 256 с.
214. Фромм Э. Психоанализ и религия; Искусство любить; Иметь или Быть? К.: Ника-Центр, 1998. - 400 с.
215. Фромм Э. Человеческая ситуация. М.: Смысл, 1995.
216. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
217. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социологос: Социология. Антропо¬логия. Метафизика. М.: Прогресс, 1991. С. 293.
218. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / Сост. А.В. Михай¬лова. М., 1993.
219. Харрис Т.А. Я о’кей - Вы о’кей. Красноярск: Фонд ментального здо¬ровья, 1993. - 288 с.
220. Холл К С., Линдсей Г. Теории личности. М.: ЗАО изд-во Апрель- Пресс, Эксмо-Пресс, 1999. - 592 с.
221. Хорни К. Ваши внутренние конфликты. Конструктивная теория невро¬за. СПб.: Лань, 1997.-240 с.
222. Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 1. Невротическая личность нашего вре¬мени. М.: Смысл, 1997.
223. Хорни К. Собр. соч. В 3 т. Т. 2. Новые пути в психоанализе; Самоана¬лиз. М.: смысл, 1997. - 544 с.
196
224. Хрестоматия по гуманистической психологии / Сост. М.Папуш. М.: ИОИ, 1995. С. 153 - 165.
225. Хрусталева Н.С. Культура и духовные потребности личности // Куль¬тура как целостное явление. JI.: Ленинградский ин-т к-ры, 1983. С. 7.
226. Худобина Е.Ю. Психология внутреннего диалога. Ульяновск: Изд-во Ульян.гос.пед.ун-т, 1996. - 133с.
227. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997. -608 с.
228. Цырева Л.А. Самореализация личности как предмет философского ис-следования: Автореф. дис. ...канд. философ, наук. М., 1992. - 26 с.
229. Чевтаева И.Г. Самореализация личности в развитии знания: Автореф. дис. ...канд. философ, наук. Свердловск, 1989. -23 с.
230. Чернявская Г.К. Самопознание и самореализация личности. Методо-логические проблемы: Автореф. дис. ... д-ра философ, наук. С-Пб., 1994.
231. Чечулин А.А. Социально-психологические основания реализации творческого потенциала личности // Самореализация личности в процессе твор¬чества: Тезисы и матер. Новосибирск: НИИВТ, 1994. С. 33-45.
232. Чудновский В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипиро- ванности от «внешнего» и «внутреннего» // Психол. журн. 1995. № 2. С. 15-25.
233. Шарп Д. Незримый ворон. Словарь юнгианских терминов. // Конфликт и трансформация в жизни Франца Кафки. Воронеж, 1994. С. 114
234. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Ювента, 1999. - 436 с.
235. Шостром Э. Анти-Карнеги / Э.Шостром; Прихоти удачи / Д. Карнеги. Минск: Попури, 1997. - 400 с.
236. Шуте В. Глубокая простота. СПб., 1993.
237. Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психо¬логии // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвузовский сборник научных трудов. Пермь: ПГТМ1992. С. 3-14.
238. Щукин М.Р. Интегральная индивидуальность в системе факторов, де-терминирующих стиль деятельности // Индивидуальность в современном мире.
Ч. 1. Смоленск, 1995. С. 20.
239. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельно¬сти // Вопр. психол. 1984. № 6. С. 26-32.
240. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Под ред. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. - 344 с.
241. Юнг К.Г. и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. М.: Добросвет, 1997. - 350 с.
242. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.-336с.
243. Юнг К.Г. Психология переноса. М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. С. 53-
56.
244. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб.: Б.С.К.., 1996. - 456 с.
245. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, 1999. - 576 с.
246. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности // Психол. журн. 1981. № 4. С. 142-147.
197
247. Allport G.W. The person in psychology: Selectedessays. Boston:Beacon Press, 1968. P. 15.
248. Berne E. Principles of Croup Treatment. New York: Oxford University Press. 1966. - 405 p.
249. Bugental J.F.T. The Art of Psychotherapist. New York: Norton, 1987. - 321
P-
250. Buchler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem. Got¬tingen, 1959. - 230 S.
251. Buchler Ch. Basic tendencies of Life: Theoretical and clinical considera¬tions. - Tuebingen, 1960. - 232 p.
252. Desi E. Ryan R. The General Causality Orientations Scale: Self- Determination in Personality // J. Research in Personality, V. 19. 1985. P. 109-134.
253. Felton G.M., Parsons M.A., Misener T.R., Oldaker S. Health supporting be¬havior of black and white female colledge students // J. Nurs. Res. 1997. V. 19. Issue
5. P. 654-666.
254. Ford J.G. The temperament/actualization concept: a perspective on constitu¬tional integrity and psychological health // J. of Humanistic Psychology, № 1. 1995. V. 35. P. 57-77.
255. Goldstein K. The Organism: a holistic approach to biology. New York: American Book Company, 1939.
256. Greening T. Encounter groups from the perspective of existential hymanism // Existential hymanistic psychology / Greening T. (ed.). Belmont: Brooks / Gole, 1971. P. 73-104.
257. Harre R. Personal being. Oxford: Blackwell, 1983.
258. Homey K. Neurosis and human growth: The struggle toward self-realization. New York: Norton, 1950. - 244 p.
259. Jourard S. Disclosing тал to himself. Princeton: Van Nostrand, 1968. P. 14-
23.
260. O’Quinn J.L. Programmes of work conditions’ improvement and life style of behavior// J. Holist. Nurs. 1995. V. 13. Issue 4. P. 346-366.
261. Mahrer A. The case for fundamentally different existential - hymanistic // J. of Humanistic Psychology, № 2. 1989. V. 29. P. 249-262.
262. Maddi S.R. Personality theories: a comparative analysis. Homewood, 1972.
- 258 p.
263. May R. The Problem of Evil: an open letter to Carl Rogers // J. of Human¬istic Psychology, № 3. 1982. V. 22. P. 10-21.
264. Perls F.S. Gestalt Therapy Verbatim. New York: Bantam Books. - 323 p.
265. Rogers C.R. The actualizing tendency in relastion to «monives» and to consciousness // Nebraska symposium on motivation / M.R.Jones (ed.). Lincoln, NB: University of Nebraska Press, 1966. Voll. 11. P. 1-24.
266. Tageson W. Hymanistic psychology: a synthesis. Homewood (III.): The Dorsey Press, 1982.
267. Valde G A. Identity closure: the fifth identity status // J. Genet. Psychol.
1996. V. 157. Issue 3. P. 245-254.