САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ СВЯЗЬ С ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ (19.00.01)
|
Введение 4
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы самоактуализации в психологии11
1.1. Представления о самоактуализации в зарубежной психологии 11
1.1.1. Общая характеристика самоактуализации 11
1.1.2. Основные аспекты проблемы самоактуализации 17
1.3. Самоактуализация как предмет исследования в отечественной психологии 24
1.3.1. Общая характеристика явления самоактуализации 24
1.3.2. Самоактуализация как потребность 28
1.3.3. Самоактуализация как результат 31
1.3.4. Самоактуализация как процесс 34
1.3.5. Внешние условия процесса самоактуализации 39
1.4. Характеристики самоактуализации 40
1.5. Обоснование самоактуализации как субъектного феномена личности 60
1.6. Связь характеристик самоактуализации со свойствами индивидуальности.64
I. 7. Самоактуализация и теория интегральной индивидуальности 73
1.8. Постановка проблемы и задачи исследования 79
Глава 2. Организация и методики исследования 82
2.1. Организация исследования 82
2.2. Методика исследования самоактуализации 86
2.3. Методики исследования свойств интегральной индивидуальности 88
Глава 3. Результаты исследования самоактуализации и ее взаимосвязи с интегральной индивидуальностью 94
3.1. Результаты исследования структуры самоактуализации, ее особенностей в разных возрастах и при различных уровнях самоактуализации 94
3.2. Взаимосвязи характеристик самоактуализации с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности и их возрастные особенности 109
3.2.1. Связь характеристик самоактуализации со свойствами личности в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 109
3
3.2.2. Связь характеристик самоактуализации со свойствами темперамента в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 121
3.2.3. Структура характеристик самоактуализации и свойств интегральной ин-дивидуальности в общей и разновозрастных выборках 124
3.3. Особенности взаимосвязи самоактуализации и интегральной индивидуаль-ности при различных уровнях самоактуализации 132
3.3.1. Эффекты индексов самоактуализации на свойства интегральной индивидуальности 132
3.3.2. Анализ межгрупповых различий выраженности показателей свойств интегральной индивидуальности испытуемых с различными уровнями самоактуализации в общей и разновозрастных выборках 139
3.3.3. Особенности взаимосвязей характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации и при сочетании уровня самоактуализации и возраста 150
3.3.4. Межуровневые связи свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 161
3.3.5. Особенности структуры характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 162
3.4. Общее обсуждение результатов 168
Выводы 178
Рекомендации 182
Список литературы 185
Приложения 198
ГЛАВА 1. Современное состояние проблемы самоактуализации в психологии11
1.1. Представления о самоактуализации в зарубежной психологии 11
1.1.1. Общая характеристика самоактуализации 11
1.1.2. Основные аспекты проблемы самоактуализации 17
1.3. Самоактуализация как предмет исследования в отечественной психологии 24
1.3.1. Общая характеристика явления самоактуализации 24
1.3.2. Самоактуализация как потребность 28
1.3.3. Самоактуализация как результат 31
1.3.4. Самоактуализация как процесс 34
1.3.5. Внешние условия процесса самоактуализации 39
1.4. Характеристики самоактуализации 40
1.5. Обоснование самоактуализации как субъектного феномена личности 60
1.6. Связь характеристик самоактуализации со свойствами индивидуальности.64
I. 7. Самоактуализация и теория интегральной индивидуальности 73
1.8. Постановка проблемы и задачи исследования 79
Глава 2. Организация и методики исследования 82
2.1. Организация исследования 82
2.2. Методика исследования самоактуализации 86
2.3. Методики исследования свойств интегральной индивидуальности 88
Глава 3. Результаты исследования самоактуализации и ее взаимосвязи с интегральной индивидуальностью 94
3.1. Результаты исследования структуры самоактуализации, ее особенностей в разных возрастах и при различных уровнях самоактуализации 94
3.2. Взаимосвязи характеристик самоактуализации с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности и их возрастные особенности 109
3.2.1. Связь характеристик самоактуализации со свойствами личности в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 109
3
3.2.2. Связь характеристик самоактуализации со свойствами темперамента в общей выборке и выборках молодого и зрелого возрастов 121
3.2.3. Структура характеристик самоактуализации и свойств интегральной ин-дивидуальности в общей и разновозрастных выборках 124
3.3. Особенности взаимосвязи самоактуализации и интегральной индивидуаль-ности при различных уровнях самоактуализации 132
3.3.1. Эффекты индексов самоактуализации на свойства интегральной индивидуальности 132
3.3.2. Анализ межгрупповых различий выраженности показателей свойств интегральной индивидуальности испытуемых с различными уровнями самоактуализации в общей и разновозрастных выборках 139
3.3.3. Особенности взаимосвязей характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации и при сочетании уровня самоактуализации и возраста 150
3.3.4. Межуровневые связи свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 161
3.3.5. Особенности структуры характеристик самоактуализации и свойств интегральной индивидуальности в выборках с низким и высоким уровнями самоактуализации 162
3.4. Общее обсуждение результатов 168
Выводы 178
Рекомендации 182
Список литературы 185
Приложения 198
В условиях современных социальных трансформаций повышается роль активного отношения субъекта к своему развитию, важное значение приобретает осознание человеком того, что в своем жизнеустройстве он должен полагаться прежде всего на себя. Вместе с тем, еще недостаточно проявляется ответственное отношение современной личности к самоактуализации (или самореализации). Если на Западе самоактуализация (СА) стала «культурным стереотипом» [118], то в нашей стране этот вопрос встал остро в последние годы.
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самореализация (СР) определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Сегодня одна из задач, которая стоит перед государством - это содействие СР каждого отдельного человека. В современном российском обществе открываются новые возможности и перспективы для СР личности. Обновление общества не-посредственно зависит от творческих возможностей личности, ее самостоятельности, инициативности, предприимчивости, способности управлять своей жизнью. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к этим качествам личности, поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развития личности.
В научном плане проблема СА имеет сложный междисциплинарный характер, являясь предметом философии, социологии, педагогики, синергетики, акмеологии, валеологии, медицины и других наук о человеке и обществе. Однако именно психологии принадлежит приоритет в вопросах возможностей и условий раскрытия потенциала человека. Проблема СА в психологии носит межпарадигмальный характер, в силу того, что в настоящее время не существует единой парадигмы представлений о С А личности [105].
Актуальность изучения проблемы СА в науке объясняется также недостаточной разработанностью ее методологии и общих концептуальных основ. Несмотря на пристальное внимание к проблеме СА, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема [105]. Ведутся дискуссии по поводу определения понятия, сущности, природы СА, источников и критериев этого процесса, компонентов и внутренней структуры. Исследование этой проблемы необходимо вести не только в теоретическом, но и в экспериментальном направлениях, однако инструментарий для этого крайне ограничен.
В современной науке активно используются теории СА зарубежных гуманистических психологов 50-70-х годов, в которых проблема СА явно недостаточно разработана на методологическом уровне. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют более целостные концепции СА. Однако значение предложенных гуманистическими психологами характеристик СА не снижается и они представлены в отечественной психологии в той же или другой терминологии. В частности, базовые параметры С А соответствуют характеристикам активности личности, при которой обеспечивается ее субъектность, сохраняется целостность, автономность, индивидуализированность [1].
Идеал психологического здоровья, созданный в рамках гуманистического направления, продолжает оставаться одним из ориентиров для современной психологической практики - консультирования и психотерапии. Современная личностно-ориентированная педагогика, опираясь на общефилософскую идею самодвижения, саморазвития, стремится оперировать понятиями, в том числе понятием СА, которые подчеркивают не только внешнюю, но и внутреннюю обусловленность процессов взросления и развития [57]. Смысл образования XXI века педагоги видят в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться, «устремленного быть», самоосуществиться в полноте своей человеческой сущности [111]. Главной целью деятельности психологической службы в образовании является психологическое здоровье учащихся [165]. И.В.Дубровина подчеркивает, что психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры [165].
Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной стороны, осознанием важности и приоритетности вопросов СА, задачей СА каждого отдельного человека, а с другой - явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях. Является мало изученной взаимосвязь характеристик СА и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (ИИ). Если в отношении связи СА со свойствами личности в литературе имеются определенные сведения, то связь с другими свойствами индивидуальности, в частности, психодинамическими свойствами, специально не исследовалась и практически не обсуждается на теоретическом уровне.
Недостаточно рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности СА при разных ее уровнях на одних и тех же возрастных этапах и в разные возрастные периоды. Постановка возрастной проблематики СА является важной в связи с тем, что опыт выступает «новым судьбоносным» фактором в СР [107] и с учетом того, что А.Маслоу [133] изучал СА преимущественно в пожилом возрасте и ставил задачу ее изучения в молодости, а Ш.Бюлер указывала, что процесс СР в разные периоды возрастного развития проявляется по-разному [250].
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - самоактуализация и интегральная индивидуальность работающих людей различных специальностей и студентов старших курсов ВУЗов г. Перми в количестве 231 человека (в том числе 91 чел. - мужчины и 140 чел. - женщины) в возрасте 19-50 лет.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - самоактуализация, ее взаимосвязь с интегральной индивидуальностью и их особенности при различных уровнях само-актуализации и в разных возрастах.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются основные принципы отечественной психологии: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности [127, 128], принцип единства биологического и социального в развитии человека [10, 179] принцип и концепции активности субъекта [2, 11, 34, 65, 158, 178, 196], гуманистические теории СА личности [132, 133, 172, 173, 247, 249,
258 и др.], положения об опредмечивании сущностных сил человека [29, 85, 99, 118, 199], о сущности человека как двойственности соотнесенности- внеотнесенности с социальным миром [42, 76, 98], теория интегральной индивидуальности [45, 83, 136, 237].
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые на основе фактического материала дана целостная характеристика структуры СА, показано, что основными обобщенными ее компонентами являются внутренняя позиция человека по отношению к себе («Я и Я» или «Автономность») и его позиция по отношению к другому человеку, к миру («Я и Ты» или «Принятие других») и следование этим позициям в поведении.
Впервые получены эмпирические данные по проблеме динамики СА: исследованы изменения СА в двух аспектах - в возрастном плане и в плане анализа двух контрастных (низкий - высокий) уровней развития СА. Выявлено, что структура СА является сложным психологическим образованием, с возрастом и при повышении уровня СА она становится более сформированной, роль компонента «Я и Ты» в данной структуре увеличивается.
Эта проблема имеет и важное общественное значение, так как самореализация (СР) определяет продуктивную направленность личности, является базовой детерминантой социального творчества, а значит, развития общества. Сегодня одна из задач, которая стоит перед государством - это содействие СР каждого отдельного человека. В современном российском обществе открываются новые возможности и перспективы для СР личности. Обновление общества не-посредственно зависит от творческих возможностей личности, ее самостоятельности, инициативности, предприимчивости, способности управлять своей жизнью. Происходящие в обществе изменения предъявляют высокие требования к этим качествам личности, поэтому в настоящее время на первый план выходит проблема оптимизации всех средств развития личности.
В научном плане проблема СА имеет сложный междисциплинарный характер, являясь предметом философии, социологии, педагогики, синергетики, акмеологии, валеологии, медицины и других наук о человеке и обществе. Однако именно психологии принадлежит приоритет в вопросах возможностей и условий раскрытия потенциала человека. Проблема СА в психологии носит межпарадигмальный характер, в силу того, что в настоящее время не существует единой парадигмы представлений о С А личности [105].
Актуальность изучения проблемы СА в науке объясняется также недостаточной разработанностью ее методологии и общих концептуальных основ. Несмотря на пристальное внимание к проблеме СА, появление новых подходов к ее решению, она остается слабо разработанной и оценивается как современная сверхсложная проблема [105]. Ведутся дискуссии по поводу определения понятия, сущности, природы СА, источников и критериев этого процесса, компонентов и внутренней структуры. Исследование этой проблемы необходимо вести не только в теоретическом, но и в экспериментальном направлениях, однако инструментарий для этого крайне ограничен.
В современной науке активно используются теории СА зарубежных гуманистических психологов 50-70-х годов, в которых проблема СА явно недостаточно разработана на методологическом уровне. Кроме того, на сегодняшний день отсутствуют более целостные концепции СА. Однако значение предложенных гуманистическими психологами характеристик СА не снижается и они представлены в отечественной психологии в той же или другой терминологии. В частности, базовые параметры С А соответствуют характеристикам активности личности, при которой обеспечивается ее субъектность, сохраняется целостность, автономность, индивидуализированность [1].
Идеал психологического здоровья, созданный в рамках гуманистического направления, продолжает оставаться одним из ориентиров для современной психологической практики - консультирования и психотерапии. Современная личностно-ориентированная педагогика, опираясь на общефилософскую идею самодвижения, саморазвития, стремится оперировать понятиями, в том числе понятием СА, которые подчеркивают не только внешнюю, но и внутреннюю обусловленность процессов взросления и развития [57]. Смысл образования XXI века педагоги видят в том, чтобы взрастить человека с личным суверенитетом, свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться, «устремленного быть», самоосуществиться в полноте своей человеческой сущности [111]. Главной целью деятельности психологической службы в образовании является психологическое здоровье учащихся [165]. И.В.Дубровина подчеркивает, что психологическое здоровье позволяет личности стать постепенно самодостаточной, когда она все больше ориентируется в своем поведении и отношениях не только на извне задаваемые нормы, но и на внутренние осознанные самоориентиры [165].
Актуальность исследования определяется, таким образом, с одной стороны, осознанием важности и приоритетности вопросов СА, задачей СА каждого отдельного человека, а с другой - явно недостаточным вниманием к ним в экспериментальных психологических исследованиях. Является мало изученной взаимосвязь характеристик СА и разноуровневых свойств интегральной индивидуальности (ИИ). Если в отношении связи СА со свойствами личности в литературе имеются определенные сведения, то связь с другими свойствами индивидуальности, в частности, психодинамическими свойствами, специально не исследовалась и практически не обсуждается на теоретическом уровне.
Недостаточно рассмотрены в теоретическом плане и экспериментально не изучены особенности СА при разных ее уровнях на одних и тех же возрастных этапах и в разные возрастные периоды. Постановка возрастной проблематики СА является важной в связи с тем, что опыт выступает «новым судьбоносным» фактором в СР [107] и с учетом того, что А.Маслоу [133] изучал СА преимущественно в пожилом возрасте и ставил задачу ее изучения в молодости, а Ш.Бюлер указывала, что процесс СР в разные периоды возрастного развития проявляется по-разному [250].
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - самоактуализация и интегральная индивидуальность работающих людей различных специальностей и студентов старших курсов ВУЗов г. Перми в количестве 231 человека (в том числе 91 чел. - мужчины и 140 чел. - женщины) в возрасте 19-50 лет.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - самоактуализация, ее взаимосвязь с интегральной индивидуальностью и их особенности при различных уровнях само-актуализации и в разных возрастах.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ являются основные принципы отечественной психологии: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности [127, 128], принцип единства биологического и социального в развитии человека [10, 179] принцип и концепции активности субъекта [2, 11, 34, 65, 158, 178, 196], гуманистические теории СА личности [132, 133, 172, 173, 247, 249,
258 и др.], положения об опредмечивании сущностных сил человека [29, 85, 99, 118, 199], о сущности человека как двойственности соотнесенности- внеотнесенности с социальным миром [42, 76, 98], теория интегральной индивидуальности [45, 83, 136, 237].
НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ. Впервые на основе фактического материала дана целостная характеристика структуры СА, показано, что основными обобщенными ее компонентами являются внутренняя позиция человека по отношению к себе («Я и Я» или «Автономность») и его позиция по отношению к другому человеку, к миру («Я и Ты» или «Принятие других») и следование этим позициям в поведении.
Впервые получены эмпирические данные по проблеме динамики СА: исследованы изменения СА в двух аспектах - в возрастном плане и в плане анализа двух контрастных (низкий - высокий) уровней развития СА. Выявлено, что структура СА является сложным психологическим образованием, с возрастом и при повышении уровня СА она становится более сформированной, роль компонента «Я и Ты» в данной структуре увеличивается.
1. Структура параметров СА состоит из трех компонентов - «Самопринятие», «Осознанная спонтанность», «Принятие других» («Я и Ты»). При этом основными обобщенными компонентами структуры СА на основе объединения факторов «Самопринятие» и «Осознанная спонтанность» являются «Я и Я» (или «Автономность») и «Я и Ты» (или «Принятие других»), характеризующие внутреннюю позицию человека по отношению к себе и его позицию по отношению к другому человеку, к миру в целом и проявление этих позиций в поведении. Связующую роль по отношению к основным компонентам СА играют ценностные ориентации СА.
2. Выявлены особенности структуры характеристик С А в разных возрастах. От молодости к зрелости структура С А при наличии общих связей становится более сформированной, повышается связанность ее основных компонентов между собой. В зрелости, в сравнении с молодостью, более выражены характеристики С А фактора «Я и Ты», а также творческая направленность. В зрелости в структуре СА повышается значение спонтанности в связи с творчеством (появляется новая составляющая «Спонтанность в творчестве и познании»), а в процессе общения с людьми ее роль снижается, по сравнению с молодостью. Представления о природе человека, сензитивность к себе, креативность большую роль играют в структуре С А в зрелом возрасте. В целом роль компонента «Я и Ты» в структуре С А с возрастом увеличивается.
3. Различия между высоким и низким уровнями СА в наиболее резкой форме выражены в отношении таких характеристик СА, как поддержка и ценностные ориентации, играющие особо важную роль в СА. Выявлены существенные отличия во взаимосвязях характеристик СА при контрастных уровнях СА. Подавляющее большинство связей - положительные, однако при обоих уровнях СА обнаружены специфические отрицательные связи между некоторыми характеристиками СА, которые отражают сложность структуры СА, при этом в молодости отрицательных связей больше. При высоком уровне С А ее структура в факторном отображении является более сформированной, чем при низком уровне СА.
179
4. В СА задействованы свойства личностного и психодинамического уровней ИИ. Наиболее тесно параметры СА связаны с такими свойствами личности как сила Я, спокойствие, ненапряженность. Характеристики СА положительно связаны с такими свойствами темперамента, как эргичность, пластичность, скорость, а отрицательно - с эмоциональностью; из них наибольшее значение для СА имеют низкая эмоциональность, динамические особенности интеллектуальной сферы и коммуникативная скорость. Характеристики фактора «Я и Я» структуры СА более тесно связаны со свойствами темперамента, чем характеристики фактора «Я и Ты» (кроме ценностных ориентаций).
5. При высоком и низком уровнях СА различна выраженность многих свойств личности, а также свойств темперамента (кроме моторной эргичности). Наиболее выраженные различия выявлены в эмоционально-волевых качествах личности.
6. Своеобразие взаимосвязей характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ при низком и высоком уровнях СА более ярко проявляется в качественном аспекте (особенно в отношении свойств личности, характеризующих отношение к другим людям) и в меньшей степени - в количественном. Наиболее существенные различия в симптомокомплексах свойств ИИ и характеристик С А при высоком и низком уровнях С А касаются направленности личности. При высоком уровне СА характеристики СА связаны с альтруистической направленностью личности, а при низком ее уровне - с эгоистической.
7. При контрастных уровнях СА существенно различаются количество и характер межуровневых связей структуры ИИ (связей свойств личности и темперамента). При низком уровне С А, по сравнению с высоким ее уровнем, свойства личности, особенно выражающие отношение к людям, более тесно связаны со свойствами темперамента. Этот факт с учетом других данных может быть истолкован как более независимое проявление свойств личности от свойств темперамента в СА при высоком ее уровне.
8. Выявлены возрастные особенности взаимосвязей характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ. Различные характеристики СА в молодости, по сравнению со зрелым возрастом, более тесно, но более разнонаправленно
связаны со свойствами личности, а также более тесно - со свойствами темперамента.
Наиболее различны в разных возрастах связи характеристик СА с социально-психологическими установками, ценностями, эмпатией, а также со свойствами темперамента. Для зрелого возраста характерны связи параметров СА с ценностью креативности и отрицательные связи - с ценностями материального положения, собственного престижа, а для молодости - слабые связи с различными ценностями. В молодости параметры СА больше связаны с психодинамическими особенностями в коммуникативной сфере, а в зрелости - в интеллектуальной. В молодости и зрелости выявлены сходные и специфические симптомокомплексы свойств ИИ и характеристик СА. Именно в зрелом возрасте все характеристики С А проявляются целостно в факторе «Самоактуализация».
2. Выявлены особенности структуры характеристик С А в разных возрастах. От молодости к зрелости структура С А при наличии общих связей становится более сформированной, повышается связанность ее основных компонентов между собой. В зрелости, в сравнении с молодостью, более выражены характеристики С А фактора «Я и Ты», а также творческая направленность. В зрелости в структуре СА повышается значение спонтанности в связи с творчеством (появляется новая составляющая «Спонтанность в творчестве и познании»), а в процессе общения с людьми ее роль снижается, по сравнению с молодостью. Представления о природе человека, сензитивность к себе, креативность большую роль играют в структуре С А в зрелом возрасте. В целом роль компонента «Я и Ты» в структуре С А с возрастом увеличивается.
3. Различия между высоким и низким уровнями СА в наиболее резкой форме выражены в отношении таких характеристик СА, как поддержка и ценностные ориентации, играющие особо важную роль в СА. Выявлены существенные отличия во взаимосвязях характеристик СА при контрастных уровнях СА. Подавляющее большинство связей - положительные, однако при обоих уровнях СА обнаружены специфические отрицательные связи между некоторыми характеристиками СА, которые отражают сложность структуры СА, при этом в молодости отрицательных связей больше. При высоком уровне С А ее структура в факторном отображении является более сформированной, чем при низком уровне СА.
179
4. В СА задействованы свойства личностного и психодинамического уровней ИИ. Наиболее тесно параметры СА связаны с такими свойствами личности как сила Я, спокойствие, ненапряженность. Характеристики СА положительно связаны с такими свойствами темперамента, как эргичность, пластичность, скорость, а отрицательно - с эмоциональностью; из них наибольшее значение для СА имеют низкая эмоциональность, динамические особенности интеллектуальной сферы и коммуникативная скорость. Характеристики фактора «Я и Я» структуры СА более тесно связаны со свойствами темперамента, чем характеристики фактора «Я и Ты» (кроме ценностных ориентаций).
5. При высоком и низком уровнях СА различна выраженность многих свойств личности, а также свойств темперамента (кроме моторной эргичности). Наиболее выраженные различия выявлены в эмоционально-волевых качествах личности.
6. Своеобразие взаимосвязей характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ при низком и высоком уровнях СА более ярко проявляется в качественном аспекте (особенно в отношении свойств личности, характеризующих отношение к другим людям) и в меньшей степени - в количественном. Наиболее существенные различия в симптомокомплексах свойств ИИ и характеристик С А при высоком и низком уровнях С А касаются направленности личности. При высоком уровне СА характеристики СА связаны с альтруистической направленностью личности, а при низком ее уровне - с эгоистической.
7. При контрастных уровнях СА существенно различаются количество и характер межуровневых связей структуры ИИ (связей свойств личности и темперамента). При низком уровне С А, по сравнению с высоким ее уровнем, свойства личности, особенно выражающие отношение к людям, более тесно связаны со свойствами темперамента. Этот факт с учетом других данных может быть истолкован как более независимое проявление свойств личности от свойств темперамента в СА при высоком ее уровне.
8. Выявлены возрастные особенности взаимосвязей характеристик СА с разноуровневыми свойствами ИИ. Различные характеристики СА в молодости, по сравнению со зрелым возрастом, более тесно, но более разнонаправленно
связаны со свойствами личности, а также более тесно - со свойствами темперамента.
Наиболее различны в разных возрастах связи характеристик СА с социально-психологическими установками, ценностями, эмпатией, а также со свойствами темперамента. Для зрелого возраста характерны связи параметров СА с ценностью креативности и отрицательные связи - с ценностями материального положения, собственного престижа, а для молодости - слабые связи с различными ценностями. В молодости параметры СА больше связаны с психодинамическими особенностями в коммуникативной сфере, а в зрелости - в интеллектуальной. В молодости и зрелости выявлены сходные и специфические симптомокомплексы свойств ИИ и характеристик СА. Именно в зрелом возрасте все характеристики С А проявляются целостно в факторе «Самоактуализация».



