БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
|
Введение 3
1. Теоретические основы взаимодействия реального сектора экономики и
банков с государственным участием 3
1.1. Сущность, особенности влияния банков с государственным участием
на развитие реального сектора экономики и их роль в обеспечении экономического роста 6
1.2. Формы взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием 16
2. Анализ взаимодействия реального сектора и банков с государственным участием 25
2.1. Зарубежный опыт деятельности банков с государственным участием
и их влияние на реальный сектор экономики 25
2.2. Анализ деятельности российских банков с государственным участием в контексте развития реального сектора экономики 35
3. Перспективы банков с государственным участием в развитии реального сектора экономики 53
3.1. Проблемы и противоречия взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием 53
3.2. Основные направления совершенствования системы взаимодействия
банков с государственным участием и реального сектора экономики 63
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложения
1. Теоретические основы взаимодействия реального сектора экономики и
банков с государственным участием 3
1.1. Сущность, особенности влияния банков с государственным участием
на развитие реального сектора экономики и их роль в обеспечении экономического роста 6
1.2. Формы взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием 16
2. Анализ взаимодействия реального сектора и банков с государственным участием 25
2.1. Зарубежный опыт деятельности банков с государственным участием
и их влияние на реальный сектор экономики 25
2.2. Анализ деятельности российских банков с государственным участием в контексте развития реального сектора экономики 35
3. Перспективы банков с государственным участием в развитии реального сектора экономики 53
3.1. Проблемы и противоречия взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием 53
3.2. Основные направления совершенствования системы взаимодействия
банков с государственным участием и реального сектора экономики 63
Заключение 83
Список использованных источников 89
Приложения
Эволюция банковской системы на протяжении последних десятилетий свидетельствует о возникновении новых тенденций, связанных с потрясениями в экономике, волатильностью на сырьевых и финансовых рынках, замедлением экономического роста. Попытки стимулирования деловой активности субъектов экономики оказываются недостаточными, сохраняются противоречия во взаимодействии банков и реального сектора экономики.
Низкие темпы экономического роста в России негативно влияют на развитие субъектов реального сектора экономики. В этой связи государству необходимо эффективно использовать имеющиеся ресурсы, в том числе посредством управления банками с государственным капиталом. Именно у банков с государственным участием есть возможность снижать процентные ставки по кредитам в наиболее значимых отраслях для экономики, и именно эти банки являются оплотом стабильности и надёжности всей банковской системы в периоды кризиса.
В современной России наблюдается тенденция увеличения государственного участия в банковской системе, во многом оправданная политикой ЦБ РФ по оздоровлению банковского сектора. Встает вопрос об эффективности использования государством собственных банковских активов, которые могут быть успешным инструментом реализации государственной политики в области развития реальной экономики.
Статистические данные свидетельствуют, что в реальном секторе экономики отмечается невысокая доля инвестиций в основной капитал, сокращение удельного веса инновационно-активных предприятий, сужение доступности банковских ресурсов для предприятий реального сектора в силу превышения стоимости ресурсов над уровнем рентабельности предприятий. Банки с государственным участием в силу своего положения могут стать источником развития реального сектора экономики.
Существующие тенденции в банковском секторе находят отражение в ухудшении качества кредитных портфелей (рост просроченной задолженности по корпоративным кредитам) и дефиците долгосрочных ресурсов. Становится актуальным вопрос влияния банков с государственным участием на реальный сектор экономики в сравнении с частными или иностранными банками.
Таким образом, актуальность исследования проблем нарастания противоречий и мобилизации потенциала развития реального сектора экономики обуславливает потребность в исследовании и выработке практических рекомендаций по развитию взаимодействия банков с государственным участием и реального сектора экономики.
Цель исследования состоит в разработке предложений, направленных на развитие реального сектора экономики банками с государственным участием. Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность, особенности влияния банков с государственным участием на развитие реального сектора экономики и их роль в обеспечении экономического роста;
- классифицировать формы взаимодействия банков с государственным участием и субъектов реального сектора экономики;
- охарактеризовать зарубежный опыт деятельности банков с государственным участием и их влияние на реальный сектор экономики;
- проанализировать деятельность российских банков с государственным участием в контексте развития реального сектора экономики;
- выявить проблемы и противоречия взаимодействия банков с государственным капиталом и реального сектора экономики;
- раскрыть перспективы развития системы взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает процесс взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием. Предметом является деятельность банков с государственным участием в сравнении с частными и иностранными банками при кредитовании реального сектора экономики.
Информационной базой исследования выпускной квалификационной работы послужили нормативные документы (законы, законодательные акты), научные издания (учебные пособия и периодические издания), статистические данные и электронные ресурсы из официальных источников.
В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы и такие приемы научного познания, как дедуктивный и индуктивный анализ и синтез; классификация; статистический, графический, экспертный, сравнительный, и ретроспективный анализ; конкретизация и научная абстракция; моделирование и др.
Низкие темпы экономического роста в России негативно влияют на развитие субъектов реального сектора экономики. В этой связи государству необходимо эффективно использовать имеющиеся ресурсы, в том числе посредством управления банками с государственным капиталом. Именно у банков с государственным участием есть возможность снижать процентные ставки по кредитам в наиболее значимых отраслях для экономики, и именно эти банки являются оплотом стабильности и надёжности всей банковской системы в периоды кризиса.
В современной России наблюдается тенденция увеличения государственного участия в банковской системе, во многом оправданная политикой ЦБ РФ по оздоровлению банковского сектора. Встает вопрос об эффективности использования государством собственных банковских активов, которые могут быть успешным инструментом реализации государственной политики в области развития реальной экономики.
Статистические данные свидетельствуют, что в реальном секторе экономики отмечается невысокая доля инвестиций в основной капитал, сокращение удельного веса инновационно-активных предприятий, сужение доступности банковских ресурсов для предприятий реального сектора в силу превышения стоимости ресурсов над уровнем рентабельности предприятий. Банки с государственным участием в силу своего положения могут стать источником развития реального сектора экономики.
Существующие тенденции в банковском секторе находят отражение в ухудшении качества кредитных портфелей (рост просроченной задолженности по корпоративным кредитам) и дефиците долгосрочных ресурсов. Становится актуальным вопрос влияния банков с государственным участием на реальный сектор экономики в сравнении с частными или иностранными банками.
Таким образом, актуальность исследования проблем нарастания противоречий и мобилизации потенциала развития реального сектора экономики обуславливает потребность в исследовании и выработке практических рекомендаций по развитию взаимодействия банков с государственным участием и реального сектора экономики.
Цель исследования состоит в разработке предложений, направленных на развитие реального сектора экономики банками с государственным участием. Поставленная цель исследования обусловила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:
- определить сущность, особенности влияния банков с государственным участием на развитие реального сектора экономики и их роль в обеспечении экономического роста;
- классифицировать формы взаимодействия банков с государственным участием и субъектов реального сектора экономики;
- охарактеризовать зарубежный опыт деятельности банков с государственным участием и их влияние на реальный сектор экономики;
- проанализировать деятельность российских банков с государственным участием в контексте развития реального сектора экономики;
- выявить проблемы и противоречия взаимодействия банков с государственным капиталом и реального сектора экономики;
- раскрыть перспективы развития системы взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе выступает процесс взаимодействия реального сектора экономики и банков с государственным участием. Предметом является деятельность банков с государственным участием в сравнении с частными и иностранными банками при кредитовании реального сектора экономики.
Информационной базой исследования выпускной квалификационной работы послужили нормативные документы (законы, законодательные акты), научные издания (учебные пособия и периодические издания), статистические данные и электронные ресурсы из официальных источников.
В процессе исследования применялись общенаучные и специальные методы и такие приемы научного познания, как дедуктивный и индуктивный анализ и синтез; классификация; статистический, графический, экспертный, сравнительный, и ретроспективный анализ; конкретизация и научная абстракция; моделирование и др.
Взаимодействие банков с государственным участием и реального сектора экономики можно считать эффективным только тогда, когда банки с государственным участием выступают связующим звеном между государством, несущим конечную ответственность за экономический рост и развитие в стране, и реальным сектором, который нуждается в масштабных капиталовложениях для преодоления кризисного спада, выхода на траекторию устойчивого экономического роста и реструктуризации всей экономики на современной технологической основе.
Банки с государственным участием имеют возможность обеспечивать устойчивость банковской системы к экзогенным шокам, снижать часть кредитных рисков в системе рефинансирования Банка России и являться механизмом осуществления государственной политики в области развития реального сектора. Многообразие форм взаимодействия банков с государственным участием и субъектов реального сектора позволило выявить способы влияния банков с государственным участием на развитие реального сектора экономики: кредитование, участие в ГЧП, проектное финансирование и многие другие.
В целях корректного определения границ государственного сектора в российской банковской системе автором изучены действующие на практике схемы государственного контроля за деятельностью банков. Установлено, что в России большинство банков с государственным участием функционируют в форме многоуровневых иерархических структур с параллельными и/или перекрестными каналами участия в капитале и/или органах управления. Звеньями указанной структуры могут выступать как банки и небанковские финансовые организации, так и компании реального сектора экономики (как резиденты, так и нерезиденты). Доля государственного участия в банковской системе повышается (до 70%). В перспективе по завершении периода «оздоровления» банковского сектора доля государственного капитала в банковской системе, по заявлениям ЦБ РФ, должна уменьшиться.
Зарубежный опыт взаимодействия банковского и реального секторов экономики свидетельствует о существенных диспропорциях во взаимодействии банковского и реального сектора экономики. Невысокая доля кредитов реальному сектору экономики в сравнении с другими станами говорит о недоиспользовании потенциала банков с государственным участием в кредитовании реальной экономики. В зарубежных странах в развития реального сектора экономики активное участие принимает государство, поддерживаются региональные и отраслевые инициативы банков, оказывается преимущественная поддержка субъектам МСП и предприятиям сельского хозяйства, политика центральных банков стимулирует кредитование реального сектора экономики.
Анализ основных макроэкономических показателей позволяет сделать вывод, что после периода стагнации российской экономики по итогам 2017 года произошел рост ВВП, инвестиций в основной капитал, производительности труда. Однако предприятия реального сектора экономики сталкиваются с высокой долей износа основных фондов, низкой рентабельности активов. В источниках финансирования инвестиций предприятий большую долю составляют собственные средства.
По итогам 2017 года объемы кредитования юридических лиц увеличились, однако темп прироста кредитного портфеля снизился. Основная доля корпоративных кредитов приходится на банки, контролируемые государством, поэтому их роль в развитии предприятий реального сектора высока. Однако в кредитном портфеле банков с государственным участием наибольшую долю финансовых вложений занимают не сферы реального производства, а сфера обращения, где риски меньше. На современном этапе государство не использует весь потенциал своего участия в капиталах банков, так как банки с государственным участием не кредитуют реальный сектор экономики в необходимых объемах. Доля кредитных операций для юридических лиц к ВВП у банков с государственным участием уменьшается.
В экономической литературе существует множество определений и классификаций понятия «банк с государственным участием» и «государственный банк». Это приводит к неопределенности и неоднозначности роли банков с государственным участием в экономике страны. В целях развития взаимодействия между субъектами реального сектора экономики и банками, контролируемыми государством, требуется оптимизации участия государства (и его органов) в банковской деятельности. Необходимо определить специфику таких банков и степень их влияния на реальный сектор экономики. Более тесное согласование программ экономического развития страны со стратегиями развития деятельности банков с государственным участием даст больший синергетический эффект присутствия государственного сектора в банковской системе. В определенных ситуациях следует упрощать сложные иерархические структуры собственности банков с государственным участием для содержательного контроля за их деятельностью.
В целях корректного определения границ государственного сектора в российской банковской системе автором изучены действующие на практике схемы государственного контроля за деятельностью банков. Установлено, что в России большинство банков с государственным участием функционируют в форме многоуровневых иерархических структур с параллельными и/или перекрестными каналами участия в капитале и/или органах управления. Звеньями указанной структуры могут выступать как банки и небанковские финансовые организации, так и компании реального сектора экономики (как резиденты, так и нерезиденты).
Существенным фактором, тормозящим кредитную активность банков с государственным участием, являются высокие риски кредитования определённых отраслей экономики, неустойчивое финансовое положение субъектов МСП. Банки с государственным участием наряду с частными и иностранными банками проводят сдержанную политику в области кредитования МСБ. Качество кредитного портфеля банков ухудшается в части увеличения объема просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам. Банки с государственным участием - не исключение. Международный опыт реструктуризации совокупного долга свидетельствует, что снизить уровень просроченной задолженности (организаций нефинансового сектора и домашних хозяйств) с балансов банков возможно лишь при помощи Банка «плохих» долгов.
Краткосрочность долговых отношений в России является ограничительным фактором для роста экономики и барьером для инвестиционного развития. Дефицит относительно дешевого долгосрочного фондирования приводит к тому, что российские компании вынуждены при финансировании инвестиций полагаться на такой финансовый ресурс, как собственные средства. В этой связи считаем необходимым государству, институтами развития и банками с государственным участием совершенствовать межбанковское сотрудничество в области синдицированного кредитования, развивать механизм проектного финансирования и участия в ГЧП.
В рамках выпускной квалификационной работы с целью определения перспектив повышения роли банков с государственным участием было проведено экономико-математическое моделирование. Основной предпосылкой для развития и нормального функционирования реального сектора экономики является объем кредитования юридических лиц и ИП, который был выбран в качестве исследуемого показателя. По результатам анализа было подтверждено, что два фактора положительно влияют на объемы кредитования - уровень ВВП, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли. Исходя из прогнозных значений указанных факторов, прогноз объемов кредитов юридическим лицам и ИП до 2021 года имеет положительную динамику, рост в 2018 году на 6,9%, в 2019 году на 7,3%, в 2020 году на 7,9%.
Банки с государственным участием имеют возможность обеспечивать устойчивость банковской системы к экзогенным шокам, снижать часть кредитных рисков в системе рефинансирования Банка России и являться механизмом осуществления государственной политики в области развития реального сектора. Многообразие форм взаимодействия банков с государственным участием и субъектов реального сектора позволило выявить способы влияния банков с государственным участием на развитие реального сектора экономики: кредитование, участие в ГЧП, проектное финансирование и многие другие.
В целях корректного определения границ государственного сектора в российской банковской системе автором изучены действующие на практике схемы государственного контроля за деятельностью банков. Установлено, что в России большинство банков с государственным участием функционируют в форме многоуровневых иерархических структур с параллельными и/или перекрестными каналами участия в капитале и/или органах управления. Звеньями указанной структуры могут выступать как банки и небанковские финансовые организации, так и компании реального сектора экономики (как резиденты, так и нерезиденты). Доля государственного участия в банковской системе повышается (до 70%). В перспективе по завершении периода «оздоровления» банковского сектора доля государственного капитала в банковской системе, по заявлениям ЦБ РФ, должна уменьшиться.
Зарубежный опыт взаимодействия банковского и реального секторов экономики свидетельствует о существенных диспропорциях во взаимодействии банковского и реального сектора экономики. Невысокая доля кредитов реальному сектору экономики в сравнении с другими станами говорит о недоиспользовании потенциала банков с государственным участием в кредитовании реальной экономики. В зарубежных странах в развития реального сектора экономики активное участие принимает государство, поддерживаются региональные и отраслевые инициативы банков, оказывается преимущественная поддержка субъектам МСП и предприятиям сельского хозяйства, политика центральных банков стимулирует кредитование реального сектора экономики.
Анализ основных макроэкономических показателей позволяет сделать вывод, что после периода стагнации российской экономики по итогам 2017 года произошел рост ВВП, инвестиций в основной капитал, производительности труда. Однако предприятия реального сектора экономики сталкиваются с высокой долей износа основных фондов, низкой рентабельности активов. В источниках финансирования инвестиций предприятий большую долю составляют собственные средства.
По итогам 2017 года объемы кредитования юридических лиц увеличились, однако темп прироста кредитного портфеля снизился. Основная доля корпоративных кредитов приходится на банки, контролируемые государством, поэтому их роль в развитии предприятий реального сектора высока. Однако в кредитном портфеле банков с государственным участием наибольшую долю финансовых вложений занимают не сферы реального производства, а сфера обращения, где риски меньше. На современном этапе государство не использует весь потенциал своего участия в капиталах банков, так как банки с государственным участием не кредитуют реальный сектор экономики в необходимых объемах. Доля кредитных операций для юридических лиц к ВВП у банков с государственным участием уменьшается.
В экономической литературе существует множество определений и классификаций понятия «банк с государственным участием» и «государственный банк». Это приводит к неопределенности и неоднозначности роли банков с государственным участием в экономике страны. В целях развития взаимодействия между субъектами реального сектора экономики и банками, контролируемыми государством, требуется оптимизации участия государства (и его органов) в банковской деятельности. Необходимо определить специфику таких банков и степень их влияния на реальный сектор экономики. Более тесное согласование программ экономического развития страны со стратегиями развития деятельности банков с государственным участием даст больший синергетический эффект присутствия государственного сектора в банковской системе. В определенных ситуациях следует упрощать сложные иерархические структуры собственности банков с государственным участием для содержательного контроля за их деятельностью.
В целях корректного определения границ государственного сектора в российской банковской системе автором изучены действующие на практике схемы государственного контроля за деятельностью банков. Установлено, что в России большинство банков с государственным участием функционируют в форме многоуровневых иерархических структур с параллельными и/или перекрестными каналами участия в капитале и/или органах управления. Звеньями указанной структуры могут выступать как банки и небанковские финансовые организации, так и компании реального сектора экономики (как резиденты, так и нерезиденты).
Существенным фактором, тормозящим кредитную активность банков с государственным участием, являются высокие риски кредитования определённых отраслей экономики, неустойчивое финансовое положение субъектов МСП. Банки с государственным участием наряду с частными и иностранными банками проводят сдержанную политику в области кредитования МСБ. Качество кредитного портфеля банков ухудшается в части увеличения объема просроченной задолженности по кредитам юридическим лицам. Банки с государственным участием - не исключение. Международный опыт реструктуризации совокупного долга свидетельствует, что снизить уровень просроченной задолженности (организаций нефинансового сектора и домашних хозяйств) с балансов банков возможно лишь при помощи Банка «плохих» долгов.
Краткосрочность долговых отношений в России является ограничительным фактором для роста экономики и барьером для инвестиционного развития. Дефицит относительно дешевого долгосрочного фондирования приводит к тому, что российские компании вынуждены при финансировании инвестиций полагаться на такой финансовый ресурс, как собственные средства. В этой связи считаем необходимым государству, институтами развития и банками с государственным участием совершенствовать межбанковское сотрудничество в области синдицированного кредитования, развивать механизм проектного финансирования и участия в ГЧП.
В рамках выпускной квалификационной работы с целью определения перспектив повышения роли банков с государственным участием было проведено экономико-математическое моделирование. Основной предпосылкой для развития и нормального функционирования реального сектора экономики является объем кредитования юридических лиц и ИП, который был выбран в качестве исследуемого показателя. По результатам анализа было подтверждено, что два фактора положительно влияют на объемы кредитования - уровень ВВП, инвестиции в основной капитал, оборот розничной торговли. Исходя из прогнозных значений указанных факторов, прогноз объемов кредитов юридическим лицам и ИП до 2021 года имеет положительную динамику, рост в 2018 году на 6,9%, в 2019 году на 7,3%, в 2020 году на 7,9%.
Подобные работы
- Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Банки с государственным участием в развитии реального сектора экономики
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2017 - БАНКИ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ В РАЗВИТИИ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Взаимодействие банковского и реального секторов экономики Поволжья
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - БАЗЕЛЬ III И РАЗВИТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - Взаимодействие банковского и реального секторов экономики
Поволжья
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2016



