Анализ туристической привлекательности городов-миллионников Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ 5
1.1 Сущность туристической привлекательности территорий 5
1.2 Брендинг территории как процесс управления туристической
привлекательностью 15
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОНИКОВ РФ 27
2.1 Сравнительный анализ уровня туристической привлекательности городов-миллионников РФ 27
2.2. Анализ процесса управления туристической привлекательностью городов-миллионников РФ 46
2.3 Портрет болельщика Кубка Конфедераций в г. Казань: итоги
эмпирического исследования 63
3. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РФ 71
3.1 Проблемы развития туристической привлекательности
городов-миллионников РФ 71
3.2 Возможные направления совершенствования процесса
управления туристической привлекательностью в городах- миллионниках РФ 79
3.3 Мероприятия по совершенствованию процесса управления
туристической привлекательностью города Казань 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТУРИСТИЧЕСКОЙ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ 5
1.1 Сущность туристической привлекательности территорий 5
1.2 Брендинг территории как процесс управления туристической
привлекательностью 15
2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА УПРАВЛЕНИЯ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОНИКОВ РФ 27
2.1 Сравнительный анализ уровня туристической привлекательности городов-миллионников РФ 27
2.2. Анализ процесса управления туристической привлекательностью городов-миллионников РФ 46
2.3 Портрет болельщика Кубка Конфедераций в г. Казань: итоги
эмпирического исследования 63
3. ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РФ 71
3.1 Проблемы развития туристической привлекательности
городов-миллионников РФ 71
3.2 Возможные направления совершенствования процесса
управления туристической привлекательностью в городах- миллионниках РФ 79
3.3 Мероприятия по совершенствованию процесса управления
туристической привлекательностью города Казань 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Туризм является одной из наиболее динамических и перспективных отраслей мировой экономики. Развитие туристического бизнеса позволило многим странам с естественными и культурно-историческими предпосылками повысить уровень социально-экономического развития. Но даже значительный туристический потенциал еще не дает гарантии успешного развития туристической индустрии. Для повышения эффективности работы туристической сферы экономики необходимо регулировать этим процессом, как на общенациональном уровне, так и в регионах.
Туризм существенно влияет на экономическое развитие государства и регионов, способствует созданию новых рабочих мест, является источником пополнения бюджета и прилива валютных поступлений, сочетает прибыльность с экологическим равновесием. Кроме того, стимулирует развитие многих отраслей экономики, таких как строительство, транспорт, сельское хозяйство, культура, искусство и тому подобное, которые прямо или опосредствовано связаны с туристической индустрией.
Успешная деятельность любого предприятия на рынке в значительной степени зависит от привлекательности товаров или услуг, которые оно предлагает. В туризме, как и в любой другой отрасли экономики, для обеспечения эффективной деятельности и привлечения внимания потенциальных потребителей, в первую очередь, необходимо в полной мере сочетать основные факторы производства: землю, капитал и трудовые ресурсы. Специфика туристической отрасли предопределена использованиям туристических ресурсов, наличие которых определяет профиль освоения определенной территории.
Во всём мире туризм является высокодоходной отраслью. На долю туризма приходится 10% мирового валового продукта, каждое двадцатое рабочее место, 10% суммарных налоговых поступлений в мировую экономику. Каждый турист обеспечивает рабочими местами от 10 до 20 человек в обслуживающих сферах: сфере питания, производстве сувениров, сфере развлечения, гостиничном бизнесе. Туризм выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, он совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
Многие российские и зарубежные учёные и специалисты туристической отрасли занимаются проблемами развития туризма в РФ, вопросами планирования, регулирования, организации и управлением эффективной работы туристической индустрии, надлежащего использования имеющегося туристического потенциала, формирования кластерных объединений в отрасли туризма и тому подобное. Проблемы развития туризма исследовали в своих трудах: Азар В.И., Александрова А.Ю., Балабанов И.Т., Гайдук А.Б., Дубрович А.П., Жук П. В., Зорин И.В., Каверин Г.П., Козырев В.М, Школа И.М. и другие авторы.
Цель исследования - исследовать систему управления туристической привлекательностью городов-миллионников РФ.
Для выявления проблем и разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления туристической привлекательностью в данной работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность туристической привлекательности территории;
- исследовать факторы формирования туристической привлекательности территории;
- провести оценку туристической привлекательности городов- миллионников РФ;
- провести анализ управления туристической привлекательностью городов-миллионников РФ;
- выявить проблемы в туристической сфере городов-миллионников РФ;
- разработать рекомендации для повышения туристической привлекательности городов-миллионников РФ.
Объект исследования - туристическая привлекательность городов- миллионников РФ, а именно Уфа, Ростов-на-Дону, Казань, Самара и Челябинск.
Предмет исследования - система управления туристической привлекательностью вышеопределенных городов-миллионников РФ.
Методы исследования: анализ статистических данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики; сравнение 5 исследуемых городов-миллионников, расчетный и графические методы; ранжирование показателей туристической привлекательности, контент-анализ туристической привлекательности исследуемых городов в сети интернет.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты муниципальных и региональных органов власти в области туристической сферы; книги, монографии и диссертации по теме туристической привлекательности; статистические данные Федеральной службы государственной статистики; интернет-ресурсы.
Дипломная работа состоит из содержания, введения, 3-х разделов, выводов, списка использованных источников.
Туризм существенно влияет на экономическое развитие государства и регионов, способствует созданию новых рабочих мест, является источником пополнения бюджета и прилива валютных поступлений, сочетает прибыльность с экологическим равновесием. Кроме того, стимулирует развитие многих отраслей экономики, таких как строительство, транспорт, сельское хозяйство, культура, искусство и тому подобное, которые прямо или опосредствовано связаны с туристической индустрией.
Успешная деятельность любого предприятия на рынке в значительной степени зависит от привлекательности товаров или услуг, которые оно предлагает. В туризме, как и в любой другой отрасли экономики, для обеспечения эффективной деятельности и привлечения внимания потенциальных потребителей, в первую очередь, необходимо в полной мере сочетать основные факторы производства: землю, капитал и трудовые ресурсы. Специфика туристической отрасли предопределена использованиям туристических ресурсов, наличие которых определяет профиль освоения определенной территории.
Во всём мире туризм является высокодоходной отраслью. На долю туризма приходится 10% мирового валового продукта, каждое двадцатое рабочее место, 10% суммарных налоговых поступлений в мировую экономику. Каждый турист обеспечивает рабочими местами от 10 до 20 человек в обслуживающих сферах: сфере питания, производстве сувениров, сфере развлечения, гостиничном бизнесе. Туризм выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, он совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека.
Многие российские и зарубежные учёные и специалисты туристической отрасли занимаются проблемами развития туризма в РФ, вопросами планирования, регулирования, организации и управлением эффективной работы туристической индустрии, надлежащего использования имеющегося туристического потенциала, формирования кластерных объединений в отрасли туризма и тому подобное. Проблемы развития туризма исследовали в своих трудах: Азар В.И., Александрова А.Ю., Балабанов И.Т., Гайдук А.Б., Дубрович А.П., Жук П. В., Зорин И.В., Каверин Г.П., Козырев В.М, Школа И.М. и другие авторы.
Цель исследования - исследовать систему управления туристической привлекательностью городов-миллионников РФ.
Для выявления проблем и разработки рекомендаций по совершенствованию системы управления туристической привлекательностью в данной работе решаются следующие задачи:
- выявить сущность туристической привлекательности территории;
- исследовать факторы формирования туристической привлекательности территории;
- провести оценку туристической привлекательности городов- миллионников РФ;
- провести анализ управления туристической привлекательностью городов-миллионников РФ;
- выявить проблемы в туристической сфере городов-миллионников РФ;
- разработать рекомендации для повышения туристической привлекательности городов-миллионников РФ.
Объект исследования - туристическая привлекательность городов- миллионников РФ, а именно Уфа, Ростов-на-Дону, Казань, Самара и Челябинск.
Предмет исследования - система управления туристической привлекательностью вышеопределенных городов-миллионников РФ.
Методы исследования: анализ статистических данных, предоставленных Федеральной службой государственной статистики; сравнение 5 исследуемых городов-миллионников, расчетный и графические методы; ранжирование показателей туристической привлекательности, контент-анализ туристической привлекательности исследуемых городов в сети интернет.
Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые акты муниципальных и региональных органов власти в области туристической сферы; книги, монографии и диссертации по теме туристической привлекательности; статистические данные Федеральной службы государственной статистики; интернет-ресурсы.
Дипломная работа состоит из содержания, введения, 3-х разделов, выводов, списка использованных источников.
«Туристская привлекательность территории» - это территория, которая имеет потенциал туристских ресурсов, современную развитую материально-техническую базу туризма и доступную и достаточную для туриста информацию о ней, какие бы отвечали потребностям туристов и обеспечивали достижение максимального социально-экономического эффекта от развития в ее пределах туристской индустрии.
Туристская деятельность - это сложный многогранный процесс, на который влияет большое количество разнообразных факторов. Она является высокорентабельной отраслью, где инвестиции быстро возвращаются.
Обобщая результаты анализа имеющихся методик построения системы показателей разных процессов и явлений обнаружено, что для оценки туристской привлекательности территории не существует единственной методики определения комплексного показателя. Также можно сказать,что существует множество различных критериев,которые можно сравнивать и оценивать отдельно по городам,исследуя например инфраструктуру и другие сферы,имеющие отношение к туризму.
Наиболее часто встречающимися факторами формирования туристической привлекательности территории являются природные и антропогенные туристические ресурсы, к которым относятся историко-культурные, археологические и архитектурные достопримечательности и тому подобное, а также инфраструтура города. Любая территория имеющая туристические ресурсы будет в определенной степени привлекательной для потенциальных туристов.
В ходе выполнения работы был проведен анализ туристической привлекательности пяти городов-миллионников (Уфа, Самара, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону), проведен контент-анализ туристической привлекательности в сети Интернет, выполнено сравнение официальных сайтов исследуемых городов-миллионников.
В результате оценки туристической привлекательности городов- миллионников РФ, а именно Казань, Челябинск, Уфа, Самара, Ростов-на- Дону, рейтинг городов распределился следующим образом:
- Городом-лидером стала Казань, ее туристический потенциал используется наиболее рационально. В Казани действует орган муниципальной власти, который отведён только вопросам туризма - это благоприятным образом складывается на туристической сфере города. Казань является лидером абсолютно по всем выбранным критериям.
- На втором месте оказался город Самара. Не смотря на то, что Самара получила достаточно высокий ранг по критерию ‘туристической уникальности’, популярность города у туристов остаётся на уровне ниже среднего по сравнению с другими анализируемыми городами.
- На третьем и четвёртом месте расположились города Уфа и Ростов- на-Дону соответственно. В Уфе значимость туристической сферы в экономике города достаточно велика, однако доходность от сферы туризма и гостеприимства на самом низком уровне. Наименьший ранг получила Уфа и по показателю ‘популярности города у иностранцев’. У Ростова-на-Дону ‘туристическая уникальность’ получила довольно низкий оценочный ранг - 2, однако ‘популярность города у иностранцев’ и ‘интерес к городу в интернете’ находятся на среднем уровне.
- Челябинск по результат исследования является городом-аутсайдером. В Челябинске необходимо провести качественную работу в сфере туризма ответственным органом власти. О несформированности и отсутствии плановой работы над туристической привлекательностью города свидетельствует и то, что у города нет своего бренда.
По итогам оценки анализа процесса управления туристической привлекательностью исследуемых городов было выявлено, что в каждом городе есть орган власти ответственный за управление туристической привлекательностью. Однако, только у Казани данный орган власти занимается исключительно сферой туризма. Как показывает практика, орган власти помимо вопросов туризма часто занимается и физической культурой и спортом (Челябинск), и предпринимательством и потребительским рынком (Уфа, Самара), и защитой прав потребителей (Ростов-на-Дону).
Казань стала лидером по анализу туристической привлекательности, это так же может являться следствием того, что в Казани действует самостоятельный орган муниципальной власти, занимающийся исключительно вопросами развития туризма.
В качестве рекомендации для развития туристической привлекательности городов мною был предложен пример внедрения так называемой «Ночной мэрии». В ряде городов мира созданы специальные институты, которые взяли на себя роль посредников между индустрией ночной жизни, муниципальными органами и обычными гражданами. Ночные мэры есть в Амстердаме, Париже, Лондоне, Берлине, Мадриде и ряде других городов Европы, а также в Латинской Америке и Японии. Первым городом в России, где была учреждена должность ночного мэра, стала Казань, таким же средством повышения туристической привлекательности могут воспользоваться органы власти других исследуемых городов-миллионников.
В трех из анализируемых городов (Казань, Самара, Ростов-на-Дону) летом 2018 пройдут игры Чемпионата по футболу, поэтому необходимо создать комфортные условия для проживания и нахождения в этих городах иностранных гостей, прежде всего ликвидируя языковой барьер. Суть проекта заключается в том, что органы власти совместно со школами иностранных языков создают возможности для качественного обучения волонтеров крупных спортивных событий английскому языку.
Подводя итоги, можно сказать, что развитие сферы туризма в городах- миллионниках окажет существенный мультипликативный эффект практически во всех сферах жизни местного населения и, прежде всего, на рынке труда и сфере розничной торговли. Реализация стратегии планомерного развития туристической привлекательности, основанной на принципах устойчивости, позволит выйти исследуемым городам на качественно новый уровень своего развития.
Туристская деятельность - это сложный многогранный процесс, на который влияет большое количество разнообразных факторов. Она является высокорентабельной отраслью, где инвестиции быстро возвращаются.
Обобщая результаты анализа имеющихся методик построения системы показателей разных процессов и явлений обнаружено, что для оценки туристской привлекательности территории не существует единственной методики определения комплексного показателя. Также можно сказать,что существует множество различных критериев,которые можно сравнивать и оценивать отдельно по городам,исследуя например инфраструктуру и другие сферы,имеющие отношение к туризму.
Наиболее часто встречающимися факторами формирования туристической привлекательности территории являются природные и антропогенные туристические ресурсы, к которым относятся историко-культурные, археологические и архитектурные достопримечательности и тому подобное, а также инфраструтура города. Любая территория имеющая туристические ресурсы будет в определенной степени привлекательной для потенциальных туристов.
В ходе выполнения работы был проведен анализ туристической привлекательности пяти городов-миллионников (Уфа, Самара, Казань, Челябинск, Ростов-на-Дону), проведен контент-анализ туристической привлекательности в сети Интернет, выполнено сравнение официальных сайтов исследуемых городов-миллионников.
В результате оценки туристической привлекательности городов- миллионников РФ, а именно Казань, Челябинск, Уфа, Самара, Ростов-на- Дону, рейтинг городов распределился следующим образом:
- Городом-лидером стала Казань, ее туристический потенциал используется наиболее рационально. В Казани действует орган муниципальной власти, который отведён только вопросам туризма - это благоприятным образом складывается на туристической сфере города. Казань является лидером абсолютно по всем выбранным критериям.
- На втором месте оказался город Самара. Не смотря на то, что Самара получила достаточно высокий ранг по критерию ‘туристической уникальности’, популярность города у туристов остаётся на уровне ниже среднего по сравнению с другими анализируемыми городами.
- На третьем и четвёртом месте расположились города Уфа и Ростов- на-Дону соответственно. В Уфе значимость туристической сферы в экономике города достаточно велика, однако доходность от сферы туризма и гостеприимства на самом низком уровне. Наименьший ранг получила Уфа и по показателю ‘популярности города у иностранцев’. У Ростова-на-Дону ‘туристическая уникальность’ получила довольно низкий оценочный ранг - 2, однако ‘популярность города у иностранцев’ и ‘интерес к городу в интернете’ находятся на среднем уровне.
- Челябинск по результат исследования является городом-аутсайдером. В Челябинске необходимо провести качественную работу в сфере туризма ответственным органом власти. О несформированности и отсутствии плановой работы над туристической привлекательностью города свидетельствует и то, что у города нет своего бренда.
По итогам оценки анализа процесса управления туристической привлекательностью исследуемых городов было выявлено, что в каждом городе есть орган власти ответственный за управление туристической привлекательностью. Однако, только у Казани данный орган власти занимается исключительно сферой туризма. Как показывает практика, орган власти помимо вопросов туризма часто занимается и физической культурой и спортом (Челябинск), и предпринимательством и потребительским рынком (Уфа, Самара), и защитой прав потребителей (Ростов-на-Дону).
Казань стала лидером по анализу туристической привлекательности, это так же может являться следствием того, что в Казани действует самостоятельный орган муниципальной власти, занимающийся исключительно вопросами развития туризма.
В качестве рекомендации для развития туристической привлекательности городов мною был предложен пример внедрения так называемой «Ночной мэрии». В ряде городов мира созданы специальные институты, которые взяли на себя роль посредников между индустрией ночной жизни, муниципальными органами и обычными гражданами. Ночные мэры есть в Амстердаме, Париже, Лондоне, Берлине, Мадриде и ряде других городов Европы, а также в Латинской Америке и Японии. Первым городом в России, где была учреждена должность ночного мэра, стала Казань, таким же средством повышения туристической привлекательности могут воспользоваться органы власти других исследуемых городов-миллионников.
В трех из анализируемых городов (Казань, Самара, Ростов-на-Дону) летом 2018 пройдут игры Чемпионата по футболу, поэтому необходимо создать комфортные условия для проживания и нахождения в этих городах иностранных гостей, прежде всего ликвидируя языковой барьер. Суть проекта заключается в том, что органы власти совместно со школами иностранных языков создают возможности для качественного обучения волонтеров крупных спортивных событий английскому языку.
Подводя итоги, можно сказать, что развитие сферы туризма в городах- миллионниках окажет существенный мультипликативный эффект практически во всех сферах жизни местного населения и, прежде всего, на рынке труда и сфере розничной торговли. Реализация стратегии планомерного развития туристической привлекательности, основанной на принципах устойчивости, позволит выйти исследуемым городам на качественно новый уровень своего развития.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Управление туристической привлекательностью городов-миллионников на муниципальном уровне
Магистерская диссертация, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2016 - МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ВОЗМОЖНОСТИ ИХ
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ ГОРОДОВ-УЧАСТНИКОВ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬЮ ГОРОДОВ
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ В ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИМИДЖА ГОРОДОВ-МИЛЛИОННИКОВ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Управление городами-миллионниками в России (на примере конкретного городского округа)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2018



