Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОСНОВЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА

Работа №42578

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы107
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
409
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты и особенности процессного управления в медицинской организации 7
1.1. Методология процессного подхода 7
1. 2. Особенности процессного подхода в медицинской организации 15
1. 3. Структура процессов медицинской организации 20
2. Комплексная оценка и анализ деятельности МСЧ КФУ 26
2.1. Характеристика деятельности МСЧ КФУ и Центра амбулаторно-поликлинической помощи в ее составе 26
2.2. Анализ потока создания ценности в процессе оказания медицинской помощи
врачом - специалистом 37
2.3. Оценка уровня эффективности структурного подразделения на основе
действующих методических рекомендаций 44
3. Внедрение элементов процессного управления как способ повышения
эффективности 50
3. 1. Разработка документа внутреннего пользования, регламентирующего функционирование процесса 50
3.2. Аудит процесса как важная составляющая концепции процессного управления 62
Заключение 70
Список использованных источников
Приложения


Последние годы развитие российского здравоохранения характеризуется все более интенсивным внедрением инновационных технологий в процессы управления медицинскими учреждениями. Одной из перспективных форм в данном аспекте является процессный подход. В рамках инновационной технологии процессного подхода в качестве процесса рассматривается упорядоченная совокупность действий всей организации или ее подразделений, направленная на создание результата, имеющего ценность для потребителя.
В настоящее время система управления практически всеми медицинскими учреждениями имеет ярко выраженную функциональную направленность. Есть руководитель, которому подчиняются заместители по направлениям, в подчинении каждого из них находятся подразделения, выполняющие определенные функции. Но этот подход управления является не достаточно эффективным, по следующим причинам:
- рабочие различных подразделений выполняют конкретно свою работу, они не ориентированы на целевые задачи медицинского учреждения;
- в функционально ориентированных структурах.
Чрезмерно усложнен обмен информацией между различными подразделениями, что приводит к большим накладным расходам, неоправданно длительным срокам выработки управленческих решений, и как следствие потере пациентов. По подсчетам аналитиков время взаимодействия между подразделениями разделяется следующим образом: 20% — время работы, 80% — передача результатов следующему исполнителю.
Актуальность выбранной темы представляется бесспорной, так как на современном этапе развития системы здравоохранения особо актуальны вопросы разработки методологической базы для внедрения системы менеджмента качества (TQM), а также практическая применимость стандартов ISO:9001, которые регламентируют концепцию процессного управления, в частности, медицинских.
Совершенствование организационной системы в виде создания систем управления качеством в лечебных учреждениях с целью обеспечения и повышения качества медицинской помощи - важное направление Концепции развития здравоохранения в России до 2020 года. Современные подходы к принципам управления, способствующие повышению качества, аккумулированы в требованиях международных стандартов на системы менеджмента качества Одним из основных принципов данных стандартов является процессный подход к созданию и реализации услуг.
В отличие от функционального подхода к управлению, процессный подход делает данную организацию ориентированной на результат: каждый сотрудник организации понимает, что он должен сделать, в какие сроки уложиться и какого качества достигнуть для того, чтобы процесс, в котором он участвует, привел к желаемому результату. Стандарт ГОСТ-ISO 9001-2015 устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям, а также ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей. Стандарт направлен на применение «процессного подхода», и в соответствии с его положениями для успешной деятельности и достижения желаемого результата организация должна осуществлять управление многочисленными взаимосвязанными процессами и применять системы идентификации и анализа взаимодействия процессов.
Процессный подход используется в организациях, работающих в различных секторах, в том числе в российских и зарубежных медицинских учреждениях. Преимущества процессного подхода проявляются в снижении операционных издержек, сокращении временных затрат на выполнение процедур и повышении точности их исполнения, повышении скорости реакции на изменения, улучшении использования основных фондов, повышении чувства ответственности сотрудников. Работа, организованная вокруг процессов, повышает управляемость бизнеса, заставляет организацию думать о том, что она
делает, с позиции клиента и в терминах конечных результатов.
Целью исследования, проведенного в рамках выпускной
квалификационной работы, является анализ способов повышения
эффективности деятельности консультативно-диагностического отделения МСЧ КФУ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- оценить нынешний уровень эффективности структурного подразделения;
- рассмотреть особенности применения процессного подхода;
- изучить аспекты и этапы практической реализации процессного подхода;
- проанализировать аспекты и этапы практической реализации процессного подхода.
Объектом исследования в данной работе является консультативнодиагностическое отделение МСЧ ФГАОУ К(П)ФУ, а предметом - эффективность деятельности этого структурного подразделения.
Выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: введение, основная часть (три главы), заключение и список литературы.
Введение дает краткую характеристику дипломной работы: определяет цель, задачи, объект, предмет исследования.
Основная часть состоит из трех глав. Первая глава раскрывает теоретические аспекты темы дипломной работы, а именно: раскрытие основ концепции процессного управления; особенности внедрения процессного подхода в медицинской организации; структуру процессов в медицинской организации.
Вторая глава представляет собой анализ основных характеристик МСЧ
КФУ, позволивших описать взаимодействие специалистов подразделений.
Также в рамках второй главы детально рассматривается процесс оказания
медицинской помощи врачом-специалистом, и способы его оценки в
8
соответствии с действующей нормативно-правовой базой.
В третьей главе предлагаются пути внедрения концепции бережливой медицины в МСЧ КФУ.
В заключении дипломной работы представлены краткие выводы и определены пути внедрения процессного подхода.
Для раскрытия темы дипломной работы были использованы научные материалы периодической печати, нормативная и справочная литература, текущая отчетность деятельности исследуемого предприятия.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В основе процессного подхода лежит проектирование бизнес-процессов деятельности предприятия. Данная модель предполагает, что для проектирования процессов деятельности предприятия необходимо определять их входы, выходы, управляющее воздействие и механизмы. Проектирование бизнес-процессов согласно данному подходу имеет ряд явных преимуществ:
- процессный подход к управлению бизнес-процессами и последующей разработке требований к информационным системам позволяет оперативно сопровождать (изменять и дорабатывать) описанные рациональные технологии работ, для пользователей модернизировать информационную систему предприятия, наращивать мощность базы данных и поддерживать ее в актуальном состоянии;
- процессный подход к управлению дает возможность формализации технологии выполнения работ по реорганизации деятельности предприятий и проектированию информационных систем поддержки рациональных бизнеспроцессов.
Основными функциями процессного подхода к управлению являются планирование, организация, контроль и мотивация, в то время как принятие решений и коммуникация являются связующими процессами.
Каждый вид деятельности учреждения здравоохранения представляет собой некоторый процесс, преобразующий «вход» процесса в его «выход». Поэтому представление медицинской услуги является актуализацией комплекса взаимосвязанных процессов, реализация которых приведет к предоставлению услуги требуемого качества. Все эти процессы по способу влияния на качество предоставляемой услуги можно разделить на основные и вспомогательные.
Основные процессы лежат в основе производства услуг (технологического процесса предоставления услуг). Эти процессы непосредственно влияют на качество услуги, а их результат обладает ценностью для пациента. При этом производство услуг представляет собой основную часть деятельности
учреждения здравоохранения по оказанию медицинской помощи, непосредственно связанную с изменением состояния пациента. Под изменением состояния пациента понимается получение пациентом объективной информации о состоянии своего организма, диагнозе, результатах анализов, излечении пациента и т.п. Основные процессы описывают производство услуги либо как вид деятельности, либо как виды деятельности, совокупность которых обеспечивает производство этой услуги.
В результате внедрения процессного подхода, организация получает:
- документацию по стандартному выполнению операций;
- единую технологию выполнения работ;
- систему координат для собственной оценки;
- сотрудника, который обладает минимальными, но достаточными для выполнения операции знаниями, умениями и навыками;
- сокращение адаптационного периода;
- систему внутрифирменного обучения, достаточного для повышения результативности операции.
Остаются нерешенными системные проблемы в области управления структурного подразделения медицинской организации (в первую очередь в части целеполагания, анализа и принятия управленческих решений), что негативно сказывается на организации работы внутри медицинского учреждения и приводит к появлению специфических проблем. Неясность законодательства в сфере регулирования вопросов оценки медицинской, социальной и особенно экономической эффективности деятельности медицинской организации порождает множество мнений по данному вопросу как со стороны со стороны руководства медицинских организаций, так и в научной среде. В то же время это можно оценить и положительно, так как существующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы оценки эффективности деятельности медицинских организаций, оставляет за последними достаточно большой простор для разработки и реализации собственных решений.
Необходимо понимать, что внедрение даже не всех подсистем процессного подхода существенно повышает результативность и эффективность системы управления. Так же в процессе описания и анализа Бизнес процесса происходит обмен информацией между его участниками, и появляется возможность сформировать правильное, разделяемое понимание Бизнес процесса и решить большинство системных и поведенческих проблем, что является неоспоримым достоинством процессного подхода.
Управление качеством в сфере здравоохранения - это комплексная деятельность специалистов по организации процесса оказания медицинской помощи, реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного спроса.
Современные концепции управления качеством в здравоохранении рассматривают качество как главный фактор конкурентоспособности и формирования устойчивого эффективного процесса оказания медицинской помощи. Для обеспечения качества медицинских услуг необходимо эффективное функционирование системы управления качеством в учреждениях здравоохранения, более того данная система должна носить комплексный характер - в управлении должно одинаково уделяться внимание различным направлениям деятельности: нормативному, правовому и финансовому
обеспечению; стандартизации и оптимизации организации; кадровому менеджменту; разработке и мониторингу показателей, характеризующих качество медицинской помощи; изучению мнения пациента о качестве и доступности медицинских услуг, уровне лекарственного обеспечения и т.д.
Таким образом, разработка соответствующего документа внутреннего пользования и ознакомление сотрудников с ним, является начальным, но при этом самым важным этапом внедрения процессного подхода в медицинской организации. Основой составления этого документа были положены изучение как международных, так и отечественных стандартов, а также изучение среды протекания процесса, его поставщиков, владельцев и потребителей.
Результаты проведенной работы показывают, что процессный подход может существенно повысить производительность работы. Однако его практическое внедрение требует соблюдения следующих условий: заинтересованности и готовности руководства учреждения к реализации проекта и наличие команды на уровне управленческого звена; четкой постановки целей и задач проекта; многофакторного анализа процесса; разработки плана действий с зонами ответственности и сроками реализации; регулярного контроля и информирования о ходе внедрения внутри организации. Но и соответствие всем перечисленным условиям не избавит организацию от необходимости преодоления сопротивления, связанного как с внешними, так и с внутренними причинами. Однако успешная реализация может оказаться полезной не только в части улучшения процессов - она также способна поднять самооценку сотрудников, убедить их в собственной компетентности и профессионализме и создать атмосферу стремления к непрерывным улучшениям. Процессный подход приводит также к заменому снижению трудоемкости процессов управления на всех тех уровнях, где произошло его внедрение. Иными словами, процессный подход, являясь эффективной инновационной технологией организации лечебно-профилактической деятельности консультативно-диагностического отделения, способствует повышению эффективности здравоохранения и повышению качества медицинского обслуживания.
При обсуждении содержания процессного подхода к управлению очевидны его неоспоримые преимущества по сравнению с функциональным подходом. К основным преимуществам процессного подхода можно отнести:
а) нацеленность на удовлетворение требований клиента;
б) освобождение руководства от рутины оперативного управления;
в) возможность выявления узких мест и резервов работы;
г) создание эталонов последовательности действий персонала;
д) появление возможности «тиражирования» бизнеса — открытия новых бизнес-площадок на основе формализованных бизнес- процессов;
е) реализация принципа постоянного совершенствования деятельности.
Эти преимущества гарантируют высокую результативность деятельности организации, управление которой имеет выраженный процессно
ориентированный характер.
Процессно-ориентированное управление позволяет качественно изменить деятельность организации на операционном, межфункциональном и межорганизационном уровнях ее интеграции. Функциональная интеграция перестает быть при этом источником сложно разрешаемых межфункциональных конфликтов. Операционный уровень интеграции получает новое видение благодаря сети бизнес-процессов организации и позволяет:
а) более эффективно разграничить полномочия и ответственность персонала;
б) развить эффективную систему делегирования полномочий;
в) обеспечить стандартизацию требований к исполнителям;
г) минимизировать риск зависимости от отдельного исполнителя;
д) снизить нагрузки руководителей;
е) сократить издержки;
ж) повысить эффективность управления персоналом;
з) выявить источники сокращения издержек и времени на исполнение бизнес-процессов;
и) снизить время принятия управленческих решений.
Как следствие, повышается управляемость организации, снижаются влияние человеческого фактора и себестоимость продукции и услуг. Все это приводит к изменению качества самой организации и формированию процессно - ориентированной организации, в которой весь коллектив является осознанным участником непрерывного процесса деятельности, связанного с конечным результатом производства продукции или оказания услуг.
Исходя из понимания того, какие бизнес-процессы выполняются в организации, можно построить эффективную организационную структуру управления ими.



1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
2. Постановление кабинета министров РТ «Об утверждении программы государственной гарантии бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Татарстан» ежегодное обновление
3. Приказ Министерства здравоохранения «Об утверждении
положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» от 15.05.2012. №543н
4. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. №328 «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» (с изменениями и дополнениями)
5. Приказ МЗ и СР РФ от 04.08.2006 г. №584 «О порядке организации медицинского обслуживания населения по участковому принципу»
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 июля 2010 г. N 545н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. №256 «О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение»
7. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 марта 2014 г. №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
8. Постановление правительства Российской федерации 0т 4.10.2012г №1006 «Об утверждении правил предоставления медицинским организациям платных медицинских услуг».
9. Приказа Министерства здравоохранения Республики Татарстан от
20.12.2012 № 1175н (ред. от 30.06.2015) «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты»
10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. №869н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения»
Книги, монографии
11. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учеб. для студентов экон.спец.- 4-е изд., доп и перераб.- М.:Финансы и статистика. - 2016. - 464 с.
12. Баранов А.А. Формирование государственной политики в области здравоохранения в РФ: проблемы и решения 2016, №7- Таганрог: Изд-во ТРТУ.-
2015. - 145 с.
13. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А.Чернышев и [др.]. Ростов н/Д: Феникс. - 2016. - 508 с.
14. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учебник. 9-е изд., испр.и доп. М:Издательство «Дело» АНХ, 2015.- 448 с.
Печатная периодика
15. Банин С.А. Здравоохранение России: вопросы финансирования и пути решения? // Вестник Томского государственного университета.-2017.-No. 3 - С.27-31
16. Г абуева Л.А. Управление маркерами экономической эффективности деятельности при планировании медицинского бизнеса. //Здравоохранение. -
2016. - № 5. - С. 37 - 45.
17. Габуева Л.А. Механизмы эффективного финансирования в
здравоохранении /Издательство: Международный центр финансово
экономического развития. - 2017. - 288 с.
18. Герасименко Н. Ф., Кадыров Ф. Н. «Актуальные вопросы правового регулирования экономических аспектов деятельности учреждений здравоохранения» // Здравоохранение РФ, 2017. - С 201-203.
19. Доютова М. В. Организационно-методические подходы к совершенствованию оказания амбулаторно-поликлинической помощи // Медицинский альманах. 2016. - № 1. - С. 17-20.
20. Егорова И.А. Отправные начала идеологии реформирования здравоохранения // Здравоохранение РФ. - 2016. - № 4. - С. 37 - 42.
21. Егиньшин В. А. Система здравоохранения Российской Федерации: итого, проблемы, вызовы и пути решения // Вестник Росздравнадзора. - 2017.- No. 2. - С. 18- 21.
22. Егорова И. А. Методика оценки эффективности деятельности поликлиник УДП РФ / И. А. Егорова, В. П. Коровкин, С. П. Миронов // Кремлевская медицина. М., 2019. — № 2. — С. 24.
23. Егорова И. А. Проблемы оценки эффективности деятельности медицинской организации / И. А. Егорова, О. А. Патокина, К. А. Г олубина // Кремлевская медицина. 2019. — № 1. — С. 78.
24. Кучеренко В.З., Мартынчик С.А., Осокина О.В. Контроллинг производственно-хозяйственной деятельности медицинского учреждения как инструмент управления в условиях программного бюджетирования // Экономика здравоохранения. - 2018. - № 6.- с. 12-17.
25. Куценко О. С. Методический подход к оценке эффективности
деятельности медицинской организации // Молодой ученый. — 2016. —
№9. — С. 628-630.
26. Мартин МакКи. Сокращение больничных коек: какие уроки следует вынести? // Европейская обсерватория по системам и политики здравоохранения. - 2016. - No. 6. - С.57-59
27. Мартынчик С.А., Полесский В.А., Лелеко В.В., Соколова О.В., Мартынчик Е.А., Запорожченко В.Г. Управление затратами на качество медицинской помощи. //ГлавВрач, - 2017. - № 11. - С. 41 - 54.
28. Мосайлос Смит. Оценка эффективности реформирования: опыт, проблемы и перспективы //Справочный документ ВОЗ и Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2018. - 23 с.
29. Павлов К.В. К вопросу о рациональных социально-экономических структурах // Национальные интересы. Приоритеты и безопасность. М. №2(35). -2016. -С.5.
30. Пирогов М.В. Перспективы развития планирования и финансирования в здравоохранении Российской Федерации //Советник бухгалтера в здравоохранении - 2018. - № 2 - 14 с.
31. Редюков А. В. Экономическая эффективность здравоохранения // Экономика здравоохранения. - 2016. - № 2. - С. 12-18.
32. Сагалов А. И. Специфика экономического анализа эффективности деятельности учреждений здравоохранения // Экономические науки. — № 2(87). — 2015. - С. 104-109.
33. Смелов П.А. Современные проблемы статического мониторинга и анализа состояния здоровья населения России // Инновации и инвестиции. 2017. No. 3. С. 193-198 ISSN: 2307- 180X
35. Степанов В. А. Механизмы эффективного финансирования в
здравоохранении /Издательство: Международный центр финансово
экономического развития. - 2017. - 288 с.
36. Тихомиров А.В. Отправные начала идеологии реформирования здравоохранения // Здравоохранение РФ. - 2016. - № 4. - С. 37 - 42.
37. Улумбекова Г.Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итого, проблемы, вызовы и пути решения // Вестник Росздравнадзора. - 2017.- No. 2. - С. 18- 21.
38. Шурке М. Смит Ф. Экономический ущерб от плохого здоровья: ситуация в Европейском Регионе // Справочный документ ВОЗ и Европейской обсерватории по системам и политике здравоохранения, 2018 - 28 с.
Электронные ресурсы
39. Университетская Клиника Казанский Федеральный университет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://uniclinic.kpfu.ru/o-klinike/
40. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации. Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ