ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА НА ТАЙВАНЕ (1949-2000 гг.)(08.00.14)
|
Глава I. ЭТАНЫ, ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 10
§1. Основные этапы экономической политики 10
§2. Институты и инструменты экономического
регулирования 37
Глава II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ 59
§1. Формирование частного сектора и его взаимодействие с
правительством 60
§2. Модернизация отраслевой и технологической структуры
экономики 72
§3. Противоречия процесса модернизации и экономическая
политика государства 80
Глава III. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И
ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ТАЙВАНЯ 89
§1. Внешнеэкономические связи Тайваня и их диверсификация_&9
§2. Экономические связи Тайваня с КНР 103
§3. Тайвань и международные экономические организации 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
Библиография и приложения
129
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 10
§1. Основные этапы экономической политики 10
§2. Институты и инструменты экономического
регулирования 37
Глава II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ 59
§1. Формирование частного сектора и его взаимодействие с
правительством 60
§2. Модернизация отраслевой и технологической структуры
экономики 72
§3. Противоречия процесса модернизации и экономическая
политика государства 80
Глава III. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И
ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ТАЙВАНЯ 89
§1. Внешнеэкономические связи Тайваня и их диверсификация_&9
§2. Экономические связи Тайваня с КНР 103
§3. Тайвань и международные экономические организации 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
Библиография и приложения
129
Особенности экономического и социального развития Тайваня заслуживают пристального внимания, прежде всего в контексте проводимых сегодня в России экономических реформ. Руководство Тайваня на протяжении пяти десятилетий (1949-2000гг.) убедительно демонстрировало эффективность централизованного начала в создании и организации экономической системы, ее внутренней структуры, а также ее интеграции в мировое хозяйство.
Тайваньская экономика следовала японской модели направляемого государством экономического развития. Японское колониальное наследие, приток беженцев с материкового Китая и поддержка США сыграли важную роль в этом процессе. Очень важным является тот факт, что США способствовали процессу деколонизации и проведению земельной реформы, в результате которой крупное землевладение было ликвидировано, а также помогли создать дисциплинированную армию.
Внешние условия не благоприятствовали экономическим и социальным преобразованиям. В 1971 году Тайвань лишился своего места в ООН, что означало потерю политического статуса. В том же году Тайвань занимал 39 место в мире по ВВП, 42 место по ВВП на душу населения, 25 место по объемам внешней торговли, и 27 место по золотовалютным запасам.
К 1980 году большинство стран - торговых партнеров острова прекратили дипломатические отношения с Республикой Китай и прекратили контакты с официальными лицами Тайваня.
По мере усиления зависимости экономики от состояния мировых рынков и экономической политики основных торговых партнеров, включая США и Японию, правительство принимало на себя все более широкие институциональные обязанности, реагируя на меняющиеся внутренние и внешние условия развития. Политическая элита и
4
бюрократия проявили способность управлять внутренней ситуацией, постоянно адаптируя экономическую политику к этим условиям.
Основу экономики Тайваня составляют малые и средние предприятия, составляющие 98% всех зарегистрированных компаний, в них занято 80% работающих, а их доля в общем объеме экспортной продукции достигает 60%.
Экономическая политика, поощряющая конкуренцию на внутреннем рынке и международную конкурентоспособность постепенно привела к уменьшению издержек ведения бизнеса на острове и способствовала повышению его инвестиционной привлекательности как для местного, так и иностранного капитала.
Усилия правительства также были направлены на то, чтобы повысить восприимчивость местных производителей к новым технологиям и методам управления.
С другой стороны, государственные предприятия были наиболее активны в тех областях, где возможности частного сектора были ограничены. Тайвань использовал тарифную политику, систему государственных закупок, кредитов и другие меры для развития ключевых отраслей промышленности.
Правительство гарантировало частному сектору административную поддержку, ускорив процесс экономической ассимиляции местного населения, в том числе путем создания приемлемых стартовых условий для ведения бизнеса.
На протяжении последних пяти десятилетий Тайвань демонстрировал стремительный и устойчивый экономический рост, добившись подушевых показателей, сравнимых с Испанией (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Основные показатели экономического развития Тайваня (темпы роста, % в год)
5
Год ВНП Инвестиции Экспорт Доход на душу населения
1967-80 9,8 13,8 18,6 6,8
1981-86 8,0 1,9 12,5 6,2
1987-90 8,5 13,8 7,2 7,5
1991-95 6,4 8,7 6,1 5,4
1996-2000 5,8 9,1 2,4 7,5
Подсчитано по: Taiwan Statistical Data Book, 2000.
Таблица 2
Рейтинг Тайваня в мировой экономике.
1972 1981 1991 1996 1997 1998 1999
ВВП 39 32 21 15 15 16 13
ВВП/чел. 42 34 25 25 25 27 11
Экспорт 23 16 12 12 11 10 10
Импорт 27 22 17 12 11 8 9
Объем внешней торговли 25 22 14 И 10 9 14
Зол отовал юти ые запасы 27 14 1 3 3 4 4
Подсчитано по: Asiaweek, 11.09.98; ROC Yearbook, 1999; TSDB, 1999; Monthly Bulletin of Statistics of the
Republic of China, July 1999.
По объему ВВП (295 млрд. долл.1 в 2001 году) Тайвань занял 13-е место в мире, по объему внешней торговли - 12-е место, а по производству компьютеров и периферийного оборудования к ним - третье место в мире. Промышленные товары обеспечивают примерно 90% экспорта, две трети которого составляет капитало- и технологически емкая продукция.
Объем инвестиций за рубежом достиг 60 млрд. долл., в том числе около 40 млрд. долл. в КНР, а золотовалютные запасы составляют 106,2 млрд. долл.
Решающим условием достижения этих результатов стало то, что правительство обеспечивало соблюдение прав собственников и активно содействовало формированию основ рыночных отношений. Государство стимулировало и регулировало внешнюю торговлю, используя налоговые, кредитные и валютные рычаги, поддерживало процессы накопления капитала, создавая тем самым источники бюджетных поступлений, используемых, в том числе, и на развитие системы государственного
1 Здесь и далее доллары США, если не указано иначе.
6
управления экономикой. Более того, правительство использовало
госсектор для развития новых технологически емких отраслей.
Экономическая администрация доказала свою способность управлять процессом социально-экономической трансформации, учитывая при этом культурные, исторические и национальные особенности общества. Возросший жизненный уровень, доступ к образованию и информации постепенно создали почву для более высоких требований к качеству жизни, включая вопросы защиты окружающей среды и прав потребителей, политического представительства, а позднее выборности и подотчетности высших органов власти. Все эти изменения требовали от государства совершенствования методов участия в экономических процессах.
«Тайваньский фактор» оказал значительное влияние на переход к политике «реформы и открытых дверей» в КНР. Так, свободные экономические зоны в Китае были во многом скопированы с тайваньских экспортных промышленных зон, а меры по стимулированию иностранных инвестиций в КНР практически полностью повторяют тайваньские. Развитию прибрежных районов Китая способствовали инвестиции тайваньских компаний (на территории более чем двадцати провинций КНР действуют около 40 тысяч тайваньских предприятий). Тайвань также стал вторым после Японии инвестором в странах Юго-Восточной Азии.
Следует отметить, что Тайвань лучше других стран региона перенес последствия Азиатского финансового кризиса, которые выразились в снижении темпов роста ВВП с 6,7% в 1997 году до 4,6% в 1998 году и девальвации нового тайваньского доллара (н. т. долл.) примерно на 20%. В очередной раз была продемонстрирована способность адаптироваться к неблагоприятным внешним условиям и требованиям мирового рынка.
Остров ведет торговлю с более чем 160 странами, имея дипломатические отношения лишь с одной пятой из их числа. Около 96% торговли приходится на страны, с которыми нет дипломатических
7
отношений. Промышленные товары обеспечивают около 98% экспорта, а доля капитало- и технологическиемкой продукции в промышленном экспорте составляет 63%.
В январе 2002 года Тайвань был принят во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве «отдельной таможенной территории», а также входит в состав АТЭС под именем «Chinese Taipei». В ВТО Тайвань берет на себя обязанности развитой страны, предполагающие более широкое открытие внутреннего рынка, включая снижение средней тарифной ставки с 8% до 5%, хотя существовавший до приема торговый режим был достаточно либерален.
В процессе подготовки к вступлению в ВТО Тайвань подписал двусторонние соглашения с двадцатью шестью торговыми партнерами - членами ВТО, включая США и Японию, и принял международные стандарты охраны прав интеллектуальной собственности. Стремление вступить в ВТО привело к реформам в области телекоммуникаций, финансовых услуг и в энергетическом секторе, которые лишили государственные компании монопольного положения.
Тайвань достиг своего нынешнего экономического статуса, основываясь на определенной, во многом отличной от других экономик, стратегии развития и подхода правительства к частному сектору и собственной роли в экономике. Правительство поддерживало конкурентоспособность местного бизнеса на внешних рынках и использовало возможности экспорта для укрепления национального благосостояния. Экономическая администрация демонстрировала высокую степень компетентности и оперативности, быстро реагируя на изменения в мировой экономической системе и помогая местному бизнесу в конкурентной борьбе на международных рынках.
Способность государства осуществлять широкомасштабное регулирование экономики заставляет многих рассматривать отношения государство - рынок как антагонистические. В действительности,
8
проблема гораздо сложнее, чем дилемма «регулирование против свободного рынка». Тайваньская модель развития показывает, что современные государство и рыночная экономика могут сосуществовать и процветать в тандеме.
Предметом диссертационного исследования является экономическая политика государства на Тайване, а главной целью - анализ ее основных инструментов и эволюции процесса государственного регулирования экономики. Для реализации этой цели был поставлен ряд конкретных задач:
• рассмотреть основные этапы формирования, институты и инструменты экономической политики;
• раскрыть комплексную роль государства в процессе модернизации экономики;
• проанализировать особенности внешнеэкономической политики, включая двусторонние связи с КНР.
В ходе исследования использованы работы отечественных и зарубежных авторов, в том числе тайваньских, по общим и специальным вопросам экономического роста, развития экономики и отдельных отраслей промышленности Тайваня и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в целом. Среди отечественных работ хотелось бы выделить монографии Андрианова В. Д., Грановского А.Е., Иванова П.М., Лаврентьева В.Н., Максимова А.А., Манежева С.А., Мельянцева В.А., Островского А.В., Рейснера Л.И., Салицкого А.И., Титаренко М.Л., Фридмана Л.А., Шин И.А., Широкова Т.К. и др., а также такие коллективные монографии, как «Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны Востока», «Освободившиеся страны Азии: тенденции экономического развития», «Развивающиеся страны. Проблемы экономики», «Развивающиеся страны. Противоречия экономического роста», «Современный Тайвань», «Тихоокеанский регионализм:
9
концепции и реальность», «Экономика развивающихся стран. Теории и методы исследования».
Из зарубежных авторов можно назвать Ширли В.Ю. Го, Джона К. Гэлбрейта, Ли Дэнхуэя, П.К. Чанга (из числа работ переведенных на русский язык), и монографии и книги, опубликованные на английском языке таких авторов, как Виллем Ван Кеменаде, Роберт Вейд, Эзра Вогель, Лео Го, Томас Голд, Нил Джэкоби, Санджай Лал, Шэн Лидзюнь, Джон Нейсбитт, Майкл Портер, Жан-Пьер Сабестьян, Стерлинг Сигрэйв, Лэн Цекан.
Статистической базой для диссертации послужили документы и материалы правительственных ведомств Тайваня, включая статистические справочники, а также обзоры и издания Азиатского банка развития (АзБР), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и ВТО, Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), материалы международных конференций по проблемам АТР, а также материалы периодических экономических изданий.
«
I
о
л
Тайваньская экономика следовала японской модели направляемого государством экономического развития. Японское колониальное наследие, приток беженцев с материкового Китая и поддержка США сыграли важную роль в этом процессе. Очень важным является тот факт, что США способствовали процессу деколонизации и проведению земельной реформы, в результате которой крупное землевладение было ликвидировано, а также помогли создать дисциплинированную армию.
Внешние условия не благоприятствовали экономическим и социальным преобразованиям. В 1971 году Тайвань лишился своего места в ООН, что означало потерю политического статуса. В том же году Тайвань занимал 39 место в мире по ВВП, 42 место по ВВП на душу населения, 25 место по объемам внешней торговли, и 27 место по золотовалютным запасам.
К 1980 году большинство стран - торговых партнеров острова прекратили дипломатические отношения с Республикой Китай и прекратили контакты с официальными лицами Тайваня.
По мере усиления зависимости экономики от состояния мировых рынков и экономической политики основных торговых партнеров, включая США и Японию, правительство принимало на себя все более широкие институциональные обязанности, реагируя на меняющиеся внутренние и внешние условия развития. Политическая элита и
4
бюрократия проявили способность управлять внутренней ситуацией, постоянно адаптируя экономическую политику к этим условиям.
Основу экономики Тайваня составляют малые и средние предприятия, составляющие 98% всех зарегистрированных компаний, в них занято 80% работающих, а их доля в общем объеме экспортной продукции достигает 60%.
Экономическая политика, поощряющая конкуренцию на внутреннем рынке и международную конкурентоспособность постепенно привела к уменьшению издержек ведения бизнеса на острове и способствовала повышению его инвестиционной привлекательности как для местного, так и иностранного капитала.
Усилия правительства также были направлены на то, чтобы повысить восприимчивость местных производителей к новым технологиям и методам управления.
С другой стороны, государственные предприятия были наиболее активны в тех областях, где возможности частного сектора были ограничены. Тайвань использовал тарифную политику, систему государственных закупок, кредитов и другие меры для развития ключевых отраслей промышленности.
Правительство гарантировало частному сектору административную поддержку, ускорив процесс экономической ассимиляции местного населения, в том числе путем создания приемлемых стартовых условий для ведения бизнеса.
На протяжении последних пяти десятилетий Тайвань демонстрировал стремительный и устойчивый экономический рост, добившись подушевых показателей, сравнимых с Испанией (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Основные показатели экономического развития Тайваня (темпы роста, % в год)
5
Год ВНП Инвестиции Экспорт Доход на душу населения
1967-80 9,8 13,8 18,6 6,8
1981-86 8,0 1,9 12,5 6,2
1987-90 8,5 13,8 7,2 7,5
1991-95 6,4 8,7 6,1 5,4
1996-2000 5,8 9,1 2,4 7,5
Подсчитано по: Taiwan Statistical Data Book, 2000.
Таблица 2
Рейтинг Тайваня в мировой экономике.
1972 1981 1991 1996 1997 1998 1999
ВВП 39 32 21 15 15 16 13
ВВП/чел. 42 34 25 25 25 27 11
Экспорт 23 16 12 12 11 10 10
Импорт 27 22 17 12 11 8 9
Объем внешней торговли 25 22 14 И 10 9 14
Зол отовал юти ые запасы 27 14 1 3 3 4 4
Подсчитано по: Asiaweek, 11.09.98; ROC Yearbook, 1999; TSDB, 1999; Monthly Bulletin of Statistics of the
Republic of China, July 1999.
По объему ВВП (295 млрд. долл.1 в 2001 году) Тайвань занял 13-е место в мире, по объему внешней торговли - 12-е место, а по производству компьютеров и периферийного оборудования к ним - третье место в мире. Промышленные товары обеспечивают примерно 90% экспорта, две трети которого составляет капитало- и технологически емкая продукция.
Объем инвестиций за рубежом достиг 60 млрд. долл., в том числе около 40 млрд. долл. в КНР, а золотовалютные запасы составляют 106,2 млрд. долл.
Решающим условием достижения этих результатов стало то, что правительство обеспечивало соблюдение прав собственников и активно содействовало формированию основ рыночных отношений. Государство стимулировало и регулировало внешнюю торговлю, используя налоговые, кредитные и валютные рычаги, поддерживало процессы накопления капитала, создавая тем самым источники бюджетных поступлений, используемых, в том числе, и на развитие системы государственного
1 Здесь и далее доллары США, если не указано иначе.
6
управления экономикой. Более того, правительство использовало
госсектор для развития новых технологически емких отраслей.
Экономическая администрация доказала свою способность управлять процессом социально-экономической трансформации, учитывая при этом культурные, исторические и национальные особенности общества. Возросший жизненный уровень, доступ к образованию и информации постепенно создали почву для более высоких требований к качеству жизни, включая вопросы защиты окружающей среды и прав потребителей, политического представительства, а позднее выборности и подотчетности высших органов власти. Все эти изменения требовали от государства совершенствования методов участия в экономических процессах.
«Тайваньский фактор» оказал значительное влияние на переход к политике «реформы и открытых дверей» в КНР. Так, свободные экономические зоны в Китае были во многом скопированы с тайваньских экспортных промышленных зон, а меры по стимулированию иностранных инвестиций в КНР практически полностью повторяют тайваньские. Развитию прибрежных районов Китая способствовали инвестиции тайваньских компаний (на территории более чем двадцати провинций КНР действуют около 40 тысяч тайваньских предприятий). Тайвань также стал вторым после Японии инвестором в странах Юго-Восточной Азии.
Следует отметить, что Тайвань лучше других стран региона перенес последствия Азиатского финансового кризиса, которые выразились в снижении темпов роста ВВП с 6,7% в 1997 году до 4,6% в 1998 году и девальвации нового тайваньского доллара (н. т. долл.) примерно на 20%. В очередной раз была продемонстрирована способность адаптироваться к неблагоприятным внешним условиям и требованиям мирового рынка.
Остров ведет торговлю с более чем 160 странами, имея дипломатические отношения лишь с одной пятой из их числа. Около 96% торговли приходится на страны, с которыми нет дипломатических
7
отношений. Промышленные товары обеспечивают около 98% экспорта, а доля капитало- и технологическиемкой продукции в промышленном экспорте составляет 63%.
В январе 2002 года Тайвань был принят во Всемирную торговую организацию (ВТО) в качестве «отдельной таможенной территории», а также входит в состав АТЭС под именем «Chinese Taipei». В ВТО Тайвань берет на себя обязанности развитой страны, предполагающие более широкое открытие внутреннего рынка, включая снижение средней тарифной ставки с 8% до 5%, хотя существовавший до приема торговый режим был достаточно либерален.
В процессе подготовки к вступлению в ВТО Тайвань подписал двусторонние соглашения с двадцатью шестью торговыми партнерами - членами ВТО, включая США и Японию, и принял международные стандарты охраны прав интеллектуальной собственности. Стремление вступить в ВТО привело к реформам в области телекоммуникаций, финансовых услуг и в энергетическом секторе, которые лишили государственные компании монопольного положения.
Тайвань достиг своего нынешнего экономического статуса, основываясь на определенной, во многом отличной от других экономик, стратегии развития и подхода правительства к частному сектору и собственной роли в экономике. Правительство поддерживало конкурентоспособность местного бизнеса на внешних рынках и использовало возможности экспорта для укрепления национального благосостояния. Экономическая администрация демонстрировала высокую степень компетентности и оперативности, быстро реагируя на изменения в мировой экономической системе и помогая местному бизнесу в конкурентной борьбе на международных рынках.
Способность государства осуществлять широкомасштабное регулирование экономики заставляет многих рассматривать отношения государство - рынок как антагонистические. В действительности,
8
проблема гораздо сложнее, чем дилемма «регулирование против свободного рынка». Тайваньская модель развития показывает, что современные государство и рыночная экономика могут сосуществовать и процветать в тандеме.
Предметом диссертационного исследования является экономическая политика государства на Тайване, а главной целью - анализ ее основных инструментов и эволюции процесса государственного регулирования экономики. Для реализации этой цели был поставлен ряд конкретных задач:
• рассмотреть основные этапы формирования, институты и инструменты экономической политики;
• раскрыть комплексную роль государства в процессе модернизации экономики;
• проанализировать особенности внешнеэкономической политики, включая двусторонние связи с КНР.
В ходе исследования использованы работы отечественных и зарубежных авторов, в том числе тайваньских, по общим и специальным вопросам экономического роста, развития экономики и отдельных отраслей промышленности Тайваня и Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в целом. Среди отечественных работ хотелось бы выделить монографии Андрианова В. Д., Грановского А.Е., Иванова П.М., Лаврентьева В.Н., Максимова А.А., Манежева С.А., Мельянцева В.А., Островского А.В., Рейснера Л.И., Салицкого А.И., Титаренко М.Л., Фридмана Л.А., Шин И.А., Широкова Т.К. и др., а также такие коллективные монографии, как «Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны Востока», «Освободившиеся страны Азии: тенденции экономического развития», «Развивающиеся страны. Проблемы экономики», «Развивающиеся страны. Противоречия экономического роста», «Современный Тайвань», «Тихоокеанский регионализм:
9
концепции и реальность», «Экономика развивающихся стран. Теории и методы исследования».
Из зарубежных авторов можно назвать Ширли В.Ю. Го, Джона К. Гэлбрейта, Ли Дэнхуэя, П.К. Чанга (из числа работ переведенных на русский язык), и монографии и книги, опубликованные на английском языке таких авторов, как Виллем Ван Кеменаде, Роберт Вейд, Эзра Вогель, Лео Го, Томас Голд, Нил Джэкоби, Санджай Лал, Шэн Лидзюнь, Джон Нейсбитт, Майкл Портер, Жан-Пьер Сабестьян, Стерлинг Сигрэйв, Лэн Цекан.
Статистической базой для диссертации послужили документы и материалы правительственных ведомств Тайваня, включая статистические справочники, а также обзоры и издания Азиатского банка развития (АзБР), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и ВТО, Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), материалы международных конференций по проблемам АТР, а также материалы периодических экономических изданий.
«
I
о
л
Тайвань входит в число так называемых новых индустриальных экономик, что является прямым результатом экономической политики государства в последние пять десятилетий. Располагая 9,5 миллионами экономически активного населения, эта экономика занимает 13-е место в мире по объему ВВП. По показателям внешнеторгового оборота у Тайваня 12-е место, а по производству компьютеров и периферийного оборудования к ним - третье.
По участию в мировой торговле Тайвань вполне можно сравнивать с КНР. При этом важно отметить, что около 90% экспорта Тайваня составляют промышленные изделия, две трети которых относятся к категориям капитало- и технологически емких.
Долгосрочная стратегия развития Тайваня предусматривает превращение острова в региональный центр современного высокотехнологичного промышленного производства за счет использования накопленного научно-технического потенциала, современной производственной инфраструктуры и высоко квалифицированной рабочей силы.
Объем тайваньских инвестиций за рубежом составляет, по разным оценкам, от 40 до 80 млрд. долл., из них более половины приходится на КНР. Это способствовало развитию многих провинций Китая, где сегодня действуют более 40 тысяч тайваньских компаний. Около одного миллиона тйваньцев (почти один из десяти работоспособных) живут и работают в Китае, включая около полумиллиона человек, находящихся там на постоянной основе.
По показателям экономической конкурентоспособности и управленческой эффективности Тайвань вплотную приблизился к группе лидеров, включающую Сингапур, Гонконг, Ирландию, Финляндию, США, Канаду и Австралию.
124
Тайвань лучше других экономик региона перенес последствия азиатского финансового кризиса: темпы роста ВВП снизились на 2%, но остались положительными, а местная валюта была девальвирована примерно на 20%.
Гибкость хозяйственной системы Тайваня и ее высокая приспосабливаемость к внешним условиям во многом объясняется тем, что основу экономики составляют малые и средние предприятия. На них занято 80%) работающих. Доля малых и средних предприятий среди зарегистрированных компаний составляет 98%.
В основе достижения вышеупомянутых результатов была проводимая правительством экономическая политика. За пять десятилетий она неоднократно модифицировалась в соответствии с меняющимеся условиями развития, обеспечивая необходимые основы для экономического роста. Основные направления экономической политики государства на протяжении рассматриваемого периода, в хронологическом порядке, - это политика импортозамещения, экспортной ориентации, модернизации отраслевой и технологической структуры, и либерализации экономики.
Экономическая политика характеризовалась прагматичностью, последовательностью и гибкостью. Это обеспечило эффективность государственного регулирования и результативность модернизации экономики. Экономическая политика, поощрявшая конкуренцию на внутреннем рынке, и международную конкурентоспособность местных компаний на внешних рынках, способствовала повышению инвестиционной привлекательности Тайваня как для местного, так и иностранного капитала.
На протяжении всех этапов развития правительство поощряло национальных производителей, формировало промышленную инфраструктуру, и поддерживало конкурентоспособность тайваньских
125
фирм на внешних рынках. Это делалось за счет льготного налогообложения и финансирования, лоббирования и коммерческого продвижения национальных компаний на внешних рынках, в том числе и с помощью активного использования в этих целях китайской диаспоры за рубежом.
Партнерство правительства и деловых кругов, госпредприятий и предприятий частного сектора, подкреплялись способностью экономического блока государственного аппарата, или экономической бюрократии, вырабатывать стратегию долгосрочного экономического развития.
Правительство гарантировало частному сектору административную поддержку, ускорив процесс экономической ассимиляции местного населения на начальном этапе развития, в том числе путем создания приемлемых стартовых условий для ведения бизнеса, установив низкие барьеры «на входе» в бизнес, поощряя экспорториентированные производства, особенно малые и средние предприятия.
Усилия правительства также были направлены на то, чтобы повысить восприимчивость местных производителей к новым технологиям и методам управления с помощью обеспечения доступа к технической и коммерческой информации, проводя исследования, финансируемые бюджетом, и за счет некоммерческого распространения результатов этих исследований, а также через торгово-промышленные палаты и бизнес-ассоциации различного уровня.
С другой стороны, государственные предприятия были наиболее активны в тех областях, где возможности частного сектора были ограничены. Это базовые отрасли с необходимостью крупных капиталовложений, новые дорогостоящие проекты, особенно в высокотехнологичных отраслях, инфраструктурные проекты.
126
Одним из важнейших результатов экономической политики, учитывая высокую степень вовлеченности острова в мировую торговлю, стал прием Тайваня во Всемирную торговую организацию, что в некоторой степени компенсирует сохраняющуюся неопределенность внешнеполитического статуса и одновремено позволяет решать двусторонние и многосторонние внешнеэконоические проблемы в рамках ВТО. Кроме того, это способствует дальнейшей интеграции Тайваня в мировое хозяйство на приемлемых для него условиях, и продолжению планомерной либерализации экономики.
Конечно, тайваньская модель развития не идеальна. Для нее характерна чрезмерная внешнеторговая зависимость, особенно в высокотехнологичном секторе, 80% продукции которого экспортируется. Кроме того, в результате вывоза производств в Китай и страны Юго- Восточной Азии происходит размывание производственной базы и сервисизация экономики, в результате которой на данный момент промышленное производство составляет лишь 26% ВВП. Это приводит и к постепенному ослаблению позиций малого и среднего предпринимательства, что для Тайваня становится не только экономической, но и социальной проблемой.
Недостатки этой модели развития в полной мере проявились во время спада в экономике Тайваня в 2001 году, который стал наиболее серьезным за последние пять десятилетий. Спад произошел в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. С другой стороны, приход к власти оппозиционной партии и новой администрации после президентских выборов 2000 года также повлияла на экономическую ситуацию, прежде всего по причине отсутствия четкой краткосрочной и среднесрочной экономической стратегии.
Вместе с тем, в условиях нарастающего экономического и политического влияния КНР возможности для маневрирования заметно
127
сужаются, ставя перед тайваньской государственной элитой целый ряд новых и сложных проблем.
В целом, Тайваньская модель развития показывает, что современные формы государственного экономического регулирования и эффективная рыночная экономика могут сосуществовать, органично дополняя друг друга.
В ходе исследования использовались работы отечественных и зарубежных авторов, в том числе тайваньских, по общим и специальным вопросам экономического роста, развития экономики и отдельных отраслей промышленности Тайваня, и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.
Среди отечественных работ хотелось бы выделить монографии Андрианова В. Д., Гельбраса В. Г., Грановского А. Е., Иванова П. М., Лаврентьева В. Н., Максимова А. А., Манежева С. А., Мельянцева В. А., Островского А. В., Рейснера JI. И., Салицкого А. И., Симония Н. А., Титаренко М. JL, Фридмана JI. А., Шин И. А., Широкова Г. К., и др., а также такие коллективные монографии, как «Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны Востока», «Освободившиеся страны Азии: тенденции экономического развития», «Развивающиеся страны. Проблемы экономики», «Развивающиеся страны. Противоречия экономического роста», «Современный Тайвань», «Экономика развивающихся стран. Теории и методы исследования».
Из зарубежных авторов можно назвать Ширли В.Ю. Го, Джона К. Гэлбрейта, Ли Дэнхуэя, П.К. Чанга (из числа работ переведенных на русский язык), и монографии и книги таких авторов, как Виллем Ван Кеменаде, Роберт Вейд, Эзра Вогель, Лео Го, Томас Голд, Нил Джэкоби, Санджай Лал, Шэн Лицзюнь, Джон Нейсбитт, Майкл Портер, Жан-Пьер Сабестьян, Стерлинг Сигрэйв, Лэн Цекан.
128
Статистической базой для диссертации послужили документы и материалы правительственных ведомств Тайваня, включая статистические справочники, а также обзоры и издания Азиатского банка развития (АзБР), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и ВТО, Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), материалы некоторых международных конференций по проблемам АТР, а также материалы периодических изданий.
По участию в мировой торговле Тайвань вполне можно сравнивать с КНР. При этом важно отметить, что около 90% экспорта Тайваня составляют промышленные изделия, две трети которых относятся к категориям капитало- и технологически емких.
Долгосрочная стратегия развития Тайваня предусматривает превращение острова в региональный центр современного высокотехнологичного промышленного производства за счет использования накопленного научно-технического потенциала, современной производственной инфраструктуры и высоко квалифицированной рабочей силы.
Объем тайваньских инвестиций за рубежом составляет, по разным оценкам, от 40 до 80 млрд. долл., из них более половины приходится на КНР. Это способствовало развитию многих провинций Китая, где сегодня действуют более 40 тысяч тайваньских компаний. Около одного миллиона тйваньцев (почти один из десяти работоспособных) живут и работают в Китае, включая около полумиллиона человек, находящихся там на постоянной основе.
По показателям экономической конкурентоспособности и управленческой эффективности Тайвань вплотную приблизился к группе лидеров, включающую Сингапур, Гонконг, Ирландию, Финляндию, США, Канаду и Австралию.
124
Тайвань лучше других экономик региона перенес последствия азиатского финансового кризиса: темпы роста ВВП снизились на 2%, но остались положительными, а местная валюта была девальвирована примерно на 20%.
Гибкость хозяйственной системы Тайваня и ее высокая приспосабливаемость к внешним условиям во многом объясняется тем, что основу экономики составляют малые и средние предприятия. На них занято 80%) работающих. Доля малых и средних предприятий среди зарегистрированных компаний составляет 98%.
В основе достижения вышеупомянутых результатов была проводимая правительством экономическая политика. За пять десятилетий она неоднократно модифицировалась в соответствии с меняющимеся условиями развития, обеспечивая необходимые основы для экономического роста. Основные направления экономической политики государства на протяжении рассматриваемого периода, в хронологическом порядке, - это политика импортозамещения, экспортной ориентации, модернизации отраслевой и технологической структуры, и либерализации экономики.
Экономическая политика характеризовалась прагматичностью, последовательностью и гибкостью. Это обеспечило эффективность государственного регулирования и результативность модернизации экономики. Экономическая политика, поощрявшая конкуренцию на внутреннем рынке, и международную конкурентоспособность местных компаний на внешних рынках, способствовала повышению инвестиционной привлекательности Тайваня как для местного, так и иностранного капитала.
На протяжении всех этапов развития правительство поощряло национальных производителей, формировало промышленную инфраструктуру, и поддерживало конкурентоспособность тайваньских
125
фирм на внешних рынках. Это делалось за счет льготного налогообложения и финансирования, лоббирования и коммерческого продвижения национальных компаний на внешних рынках, в том числе и с помощью активного использования в этих целях китайской диаспоры за рубежом.
Партнерство правительства и деловых кругов, госпредприятий и предприятий частного сектора, подкреплялись способностью экономического блока государственного аппарата, или экономической бюрократии, вырабатывать стратегию долгосрочного экономического развития.
Правительство гарантировало частному сектору административную поддержку, ускорив процесс экономической ассимиляции местного населения на начальном этапе развития, в том числе путем создания приемлемых стартовых условий для ведения бизнеса, установив низкие барьеры «на входе» в бизнес, поощряя экспорториентированные производства, особенно малые и средние предприятия.
Усилия правительства также были направлены на то, чтобы повысить восприимчивость местных производителей к новым технологиям и методам управления с помощью обеспечения доступа к технической и коммерческой информации, проводя исследования, финансируемые бюджетом, и за счет некоммерческого распространения результатов этих исследований, а также через торгово-промышленные палаты и бизнес-ассоциации различного уровня.
С другой стороны, государственные предприятия были наиболее активны в тех областях, где возможности частного сектора были ограничены. Это базовые отрасли с необходимостью крупных капиталовложений, новые дорогостоящие проекты, особенно в высокотехнологичных отраслях, инфраструктурные проекты.
126
Одним из важнейших результатов экономической политики, учитывая высокую степень вовлеченности острова в мировую торговлю, стал прием Тайваня во Всемирную торговую организацию, что в некоторой степени компенсирует сохраняющуюся неопределенность внешнеполитического статуса и одновремено позволяет решать двусторонние и многосторонние внешнеэконоические проблемы в рамках ВТО. Кроме того, это способствует дальнейшей интеграции Тайваня в мировое хозяйство на приемлемых для него условиях, и продолжению планомерной либерализации экономики.
Конечно, тайваньская модель развития не идеальна. Для нее характерна чрезмерная внешнеторговая зависимость, особенно в высокотехнологичном секторе, 80% продукции которого экспортируется. Кроме того, в результате вывоза производств в Китай и страны Юго- Восточной Азии происходит размывание производственной базы и сервисизация экономики, в результате которой на данный момент промышленное производство составляет лишь 26% ВВП. Это приводит и к постепенному ослаблению позиций малого и среднего предпринимательства, что для Тайваня становится не только экономической, но и социальной проблемой.
Недостатки этой модели развития в полной мере проявились во время спада в экономике Тайваня в 2001 году, который стал наиболее серьезным за последние пять десятилетий. Спад произошел в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. С другой стороны, приход к власти оппозиционной партии и новой администрации после президентских выборов 2000 года также повлияла на экономическую ситуацию, прежде всего по причине отсутствия четкой краткосрочной и среднесрочной экономической стратегии.
Вместе с тем, в условиях нарастающего экономического и политического влияния КНР возможности для маневрирования заметно
127
сужаются, ставя перед тайваньской государственной элитой целый ряд новых и сложных проблем.
В целом, Тайваньская модель развития показывает, что современные формы государственного экономического регулирования и эффективная рыночная экономика могут сосуществовать, органично дополняя друг друга.
В ходе исследования использовались работы отечественных и зарубежных авторов, в том числе тайваньских, по общим и специальным вопросам экономического роста, развития экономики и отдельных отраслей промышленности Тайваня, и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом.
Среди отечественных работ хотелось бы выделить монографии Андрианова В. Д., Гельбраса В. Г., Грановского А. Е., Иванова П. М., Лаврентьева В. Н., Максимова А. А., Манежева С. А., Мельянцева В. А., Островского А. В., Рейснера JI. И., Салицкого А. И., Симония Н. А., Титаренко М. JL, Фридмана JI. А., Шин И. А., Широкова Г. К., и др., а также такие коллективные монографии, как «Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны Востока», «Освободившиеся страны Азии: тенденции экономического развития», «Развивающиеся страны. Проблемы экономики», «Развивающиеся страны. Противоречия экономического роста», «Современный Тайвань», «Экономика развивающихся стран. Теории и методы исследования».
Из зарубежных авторов можно назвать Ширли В.Ю. Го, Джона К. Гэлбрейта, Ли Дэнхуэя, П.К. Чанга (из числа работ переведенных на русский язык), и монографии и книги таких авторов, как Виллем Ван Кеменаде, Роберт Вейд, Эзра Вогель, Лео Го, Томас Голд, Нил Джэкоби, Санджай Лал, Шэн Лицзюнь, Джон Нейсбитт, Майкл Портер, Жан-Пьер Сабестьян, Стерлинг Сигрэйв, Лэн Цекан.
128
Статистической базой для диссертации послужили документы и материалы правительственных ведомств Тайваня, включая статистические справочники, а также обзоры и издания Азиатского банка развития (АзБР), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и ВТО, Совета Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС), материалы некоторых международных конференций по проблемам АТР, а также материалы периодических изданий.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА РАЗДЕЛЁННОГО КИТАЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЁ РЕШЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



