Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Экономическая политика государства в Тайване(1949-2000 гг.)

Работа №7090

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

экономика

Объем работы151стр.
Год сдачи2002
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
724
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
2
СОДЕРЖАНИЕ
3
Глава I. ЭТАНЫ, ИНСТИТУТЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 10
§1. Основные этапы экономической политики 10
§2. Институты и инструменты экономического
регулирования 37
Глава II. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ МОДЕРНИЗАЦИИ
ЭКОНОМИКИ ТАЙВАНЯ 59
§1. Формирование частного сектора и его взаимодействие с
правительством 60
§2. Модернизация отраслевой и технологической структуры
экономики 72
§3. Противоречия процесса модернизации и экономическая
политика государства 80
Глава III. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА И
ОСОБЕННОСТИ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
ТАЙВАНЯ 89
§1. Внешнеэкономические связи Тайваня и их диверсификация_&9
§2. Экономические связи Тайваня с КНР 103
§3. Тайвань и международные экономические организации 113
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123
Библиография и приложения
129



Особенности экономического и социального развития Тайваня заслуживают пристального внимания, прежде всего в контексте проводимых сегодня в России экономических реформ. Руководство Тайваня на протяжении пяти десятилетий (1949-2000гг.) убедительно демонстрировало эффективность централизованного начала в создании и организации экономической системы, ее внутренней структуры, а также ее интеграции в мировое хозяйство.
Тайваньская экономика следовала японской модели направляемого государством экономического развития. Японское колониальное наследие, приток беженцев с материкового Китая и поддержка США сыграли важную роль в этом процессе. Очень важным является тот факт, что США способствовали процессу деколонизации и проведению земельной реформы, в результате которой крупное землевладение было ликвидировано, а также помогли создать дисциплинированную армию.
Внешние условия не благоприятствовали экономическим и социальным преобразованиям. В 1971 году Тайвань лишился своего места в ООН, что означало потерю политического статуса. В том же году Тайвань занимал 39 место в мире по ВВП, 42 место по ВВП на душу населения, 25 место по объемам внешней торговли, и 27 место по золотовалютным запасам.
К 1980 году большинство стран - торговых партнеров острова прекратили дипломатические отношения с Республикой Китай и прекратили контакты с официальными лицами Тайваня.
По мере усиления зависимости экономики от состояния мировых рынков и экономической политики основных торговых партнеров, включая США и Японию, правительство принимало на себя все более широкие институциональные обязанности, реагируя на меняющиеся внутренние и внешние условия развития. Политическая элита и

4
бюрократия проявили способность управлять внутренней ситуацией, постоянно адаптируя экономическую политику к этим условиям.
Основу экономики Тайваня составляют малые и средние предприятия, составляющие 98% всех зарегистрированных компаний, в них занято 80% работающих, а их доля в общем объеме экспортной продукции достигает 60%.
Экономическая политика, поощряющая конкуренцию на внутреннем рынке и международную конкурентоспособность постепенно привела к уменьшению издержек ведения бизнеса на острове и способствовала повышению его инвестиционной привлекательности как для местного, так и иностранного капитала.
Усилия правительства также были направлены на то, чтобы повысить восприимчивость местных производителей к новым технологиям и методам управления.
С другой стороны, государственные предприятия были наиболее активны в тех областях, где возможности частного сектора были ограничены. Тайвань использовал тарифную политику, систему государственных закупок, кредитов и другие меры для развития ключевых отраслей промышленности.
Правительство гарантировало частному сектору административную поддержку, ускорив процесс экономической ассимиляции местного населения, в том числе путем создания приемлемых стартовых условий для ведения бизнеса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Тайвань входит в число так называемых новых индустриальных экономик, что является прямым результатом экономической политики государства в последние пять десятилетий. Располагая 9,5 миллионами экономически активного населения, эта экономика занимает 13-е место в мире по объему ВВП. По показателям внешнеторгового оборота у Тайваня 12-е место, а по производству компьютеров и периферийного оборудования к ним - третье.
По участию в мировой торговле Тайвань вполне можно сравнивать с КНР. При этом важно отметить, что около 90% экспорта Тайваня составляют промышленные изделия, две трети которых относятся к категориям капитало- и технологически емких.
Долгосрочная стратегия развития Тайваня предусматривает превращение острова в региональный центр современного высокотехнологичного промышленного производства за счет использования накопленного научно-технического потенциала, современной производственной инфраструктуры и высоко квалифицированной рабочей силы.
Объем тайваньских инвестиций за рубежом составляет, по разным оценкам, от 40 до 80 млрд. долл., из них более половины приходится на КНР. Это способствовало развитию многих провинций Китая, где сегодня действуют более 40 тысяч тайваньских компаний. Около одного миллиона тйваньцев (почти один из десяти работоспособных) живут и работают в Китае, включая около полумиллиона человек, находящихся там на постоянной основе.
По показателям экономической конкурентоспособности и управленческой эффективности Тайвань вплотную приблизился к группе лидеров, включающую Сингапур, Гонконг, Ирландию, Финляндию, США, Канаду и Австралию.

124
Тайвань лучше других экономик региона перенес последствия азиатского финансового кризиса: темпы роста ВВП снизились на 2%, но остались положительными, а местная валюта была девальвирована примерно на 20%.
Гибкость хозяйственной системы Тайваня и ее высокая приспосабливаемость к внешним условиям во многом объясняется тем, что основу экономики составляют малые и средние предприятия. На них занято 80% работающих. Доля малых и средних предприятий среди зарегистрированных компаний составляет 98%.
В основе достижения вышеупомянутых результатов была проводимая правительством экономическая политика. За пять десятилетий она неоднократно модифицировалась в соответствии с меняющимеся условиями развития, обеспечивая необходимые основы для экономического роста. Основные направления экономической политики государства на протяжении рассматриваемого периода, в хронологическом порядке, - это политика импортозамещения, экспортной ориентации, модернизации отраслевой и технологической структуры, и либерализации экономики.
Экономическая политика характеризовалась прагматичностью, последовательностью и гибкостью. Это обеспечило эффективность государственного регулирования и результативность модернизации экономики. Экономическая политика, поощрявшая конкуренцию на внутреннем рынке, и международную конкурентоспособность местных компаний на внешних рынках, способствовала повышению инвестиционной привлекательности Тайваня как для местного, так и иностранного капитала.
На протяжении всех этапов развития правительство поощряло национальных производителей, формировало промышленную инфраструктуру, и поддерживало конкурентоспособность тайваньских

125
фирм на внешних рынках. Это делалось за счет льготного налогообложения и финансирования, лоббирования и коммерческого продвижения национальных компаний на внешних рынках, в том числе и с помощью активного использования в этих целях китайской диаспоры за рубежом.
Партнерство правительства и деловых кругов, госпредприятий и предприятий частного сектора, подкреплялись способностью экономического блока государственного аппарата, или экономической бюрократии, вырабатывать стратегию долгосрочного экономического развития.
Правительство гарантировало частному сектору административную поддержку, ускорив процесс экономической ассимиляции местного населения на начальном этапе развития, в том числе путем создания приемлемых стартовых условий для ведения бизнеса, установив низкие барьеры «на входе» в бизнес, поощряя экспорториентированные производства, особенно малые и средние предприятия.
Усилия правительства также были направлены на то, чтобы повысить восприимчивость местных производителей к новым технологиям и методам управления с помощью обеспечения доступа к технической и коммерческой информации, проводя исследования, финансируемые бюджетом, и за счет некоммерческого распространения результатов этих исследований, а также через торгово-промышленные палаты и бизнес-ассоциации различного уровня.
С другой стороны, государственные предприятия были наиболее активны в тех областях, где возможности частного сектора были ограничены. Это базовые отрасли с необходимостью крупных капиталовложений, новые дорогостоящие проекты, особенно в высокотехнологичных отраслях, инфраструктурные проекты.

126
Одним из важнейших результатов экономической политики, учитывая высокую степень вовлеченности острова в мировую торговлю, стал прием Тайваня во Всемирную торговую организацию, что в некоторой степени компенсирует сохраняющуюся неопределенность внешнеполитического статуса и одновремено позволяет решать двусторонние и многосторонние внешнеэконоические проблемы в рамках ВТО. Кроме того, это способствует дальнейшей интеграции Тайваня в мировое хозяйство на приемлемых для него условиях, и продолжению планомерной либерализации экономики.
Конечно, тайваньская модель развития не идеальна. Для нее характерна чрезмерная внешнеторговая зависимость, особенно в высокотехнологичном секторе, 80% продукции которого экспортируется. Кроме того, в результате вывоза производств в Китай и страны Юго- Восточной Азии происходит размывание производственной базы и сервисизация экономики, в результате которой на данный момент промышленное производство составляет лишь 26% ВВП. Это приводит и к постепенному ослаблению позиций малого и среднего предпринимательства, что для Тайваня становится не только экономической, но и социальной проблемой.
Недостатки этой модели развития в полной мере проявились во время спада в экономике Тайваня в 2001 году, который стал наиболее серьезным за последние пять десятилетий. Спад произошел в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. С другой стороны, приход к власти оппозиционной партии и новой администрации после президентских выборов 2000 года также повлияла на экономическую ситуацию, прежде всего по причине отсутствия четкой краткосрочной и среднесрочной экономической стратегии.
Вместе с тем, в условиях нарастающего экономического и политического влияния КНР возможности для маневрирования заметно

127
сужаются, ставя перед тайваньской государственной элитой целый ряд новых и сложных проблем.



1. Education Statistics of the R.O.C. Ministry of Education. Taipei, 1988.
2. Implementation of Taiwan Relations Act: Issues and Concerns, Washington,
DC: US Government Printing Office, 1979.
3. Inspectorate General of Customs. Taipei. 1994.
4. International Trade Statistics 2001 Geneva. World Trade Organization.
2001.
5. Monthly Bulletin of Statistics of the R.O.C. Taipei.
6. Pacific Economic Outlook 1995-96. Washington DC: USPECC, 1995.
7. Republic of China Yearbook. Government Information Office. Taipei.
8. Republic of China Yearbook. Kwang Hwa Publishing Co. Taipei.
9. Social Indicators of the R.O.C. Directorate General of Budget, Accounts and Statistics (DGBAS). Taipei.
10. Taiwan Agricultural Yearbook 1941-1967. Taipei. 1968.
11. Taiwan: One Year After United States-China Normalization, Washington DC: U.S. Government Printing Office, 1980.
12. Taiwan Statistical Data Book. Council for Economic Planning and Development (CEPD). Taipei.
13. Yearbook of Financial Statistics of the R.O.C. DGBAS. Taipei.
Публикации на русском языке
1. Андрианов В.Д. «Новые индустриальные страны» в мировом капиталистическом хозяйстве. М., 1989.
2. Внешнеэкономические связи развивающихся стран Азии. М., 1978.
3. Воронцов В. Судьба китайского Бонапарта. М., 1989.
4. Го, Ширли В. Ю. Экономическая политика Тайваня. М., 1999.
5. Гоминьдан и Тайвань: история и современность: Материалы научной конференции, 23 апр. 1999г. ИСАА при МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1999.
6. Грановский А. Е. Экономический рост в странах Южной Азии. М., 1988.

130
7. Иванов П. М. Гонконг. История и современность. М., 1990.
8. Лаврентьев В. Н. Новые индустриальные страны Азии: перестройка промышленной структуры. М., 1990.
9. Ли Дуо. Проблемы и перспективы экономических отношений КНР с Сянганом (Гонконгом) и Тайванем. М., 1998.
10. Ли Дэнхуэй. Позиция Тайваня. М., 2000.
11. Максимов А. А. Экономика Тайваня: итоги и перспективы развития. М., 1991.
12. Манежев С. А. Иностранный капитал в экономике КНР. М., 1990.
13. Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М., 1996.
М.Мельянцев В.А. «Восточноазиатская модель» экономического роста. М.,
1998.
15. Мельянцев В.А. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах. М., 2000.
16. Мировое капиталистическое хозяйство и развивающиеся страны Востока. М.,
1986.
17. Михеев В. В. В поисках альтернативы. Азиатские модели развития: социалистические и “новые индустриальные страны”. М., 1990.
18. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.
19.Освободившиеся страны Азии: тенденции экономического развития. М.,
1987.
20.Островский А. В. Тайвань накануне XXI века. ИДВ РАН. М.: Восточная литература, 1999.
21. Проблемы модернизации Тайваня: Материалы Научной конференции, 8 дек. 2000г., РАН. М., 2001.
22. Развивающиеся страны. Проблемы экономики. М., 1979.
23. Развивающиеся страны. Противоречия экономического роста. М., 1986.

131
24. Рейснер Л. И. Развивающиеся страны. Очерк теорий экономического роста. М., 1976.
25. Салицкий А. И. КНР и Гонконг: экономические связи в послевоенный период. М., 1998.
26. Современный Тайвань. Улисс: Иркутск, 1994.
27. Тайваньский пролив в азиатско-тихоокеанском стратегическом контексте: Материалы научной конференции. Московский общественный научный фонд. Федерация мира и согласия. М., 1998.
28. Титаренко М. Л. Россия и восточная Азия. Вопросы международных и межцивилизационных отношений. М., 1994.
29. Тихоокеанский регионализм: концепции и реальность. М., 1983.
30. У Инху. Участие Тайваня в международной миграции капиталов на современном этапе: Дисс. канд. экон. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. М., 1995.
31. Фридман Л. А. Процесс глобализации и его воздействие на развитые и развивающиеся страны. М., 1999.
32. Хсу Су Фей. Роль малого бизнеса в экономическом развитии Тайваня: Дисс. канд. экон. наук. МГУ им. М. В. Ломоносова. Экон. фак. М., 1996.
33. Цыганов Ю. Тайвань в структуре региональной безопасности Восточной Азии. М., 1998.
34.Чанг П. К. Краткое изложение опыта экономического развития Китайской Республики на о. Тайвань. Совет по экономическому планированию и развитию. Исполнительный юань (правительство). Китайская Республика на Тайване. М., 1999.
35. Шин И. А. “Новые индустриальные страны” Азии. Социально-политические сдвиги и рабочий класс (60-80-е годы). М., 1989.
36. Широков Г. К. Парадоксы эволюции капитализма. М., 1998.
37. Широков Г. К. Социально-экономическая эволюция: Запад - Восток. М.,
1999.

132
38.Экономика развивающихся стран. Теории и методы исследования. М., 1979.
Публикации на английском языке
1. Agrawal, Pradeep, Subir V. Gokran, Veena Mishra, Kirit S. Parikh and Kunal Sen, eds. (2000) Policies Regimes and Industrial Competitiveness: A Comparative Study of East Asia and India, Singapore: Institute of Southeast Asian Studies.
2. Anderson, Kym and Joseph Francois (1998) Commercial links between Western Europe and East Asia: retrospect and prospects, in Drysdale, Peter and David Vines, eds., Europe, East Asia and APEC: A Shared Global Agenda? Cambridge: Cambridge University Press, pp. 31-51.
3. Armacost, Michael H. (1996) Friends or Rivals? The Insider's Account of U.S.-Japan Relations, New York: Columbia University Press.
4. Auty, Richard M. (1995) Patterns of Development: Resources, Policy and Economic Growth, London: Edward Arnold.
5. Cabestan, Jean-Pierre (1998) Taiwan’s Mainland Policy: Normalization,
Yes; Reunification, Later, in Shambaugh, David, ed., Contemporary Taiwan, New York: Oxford University Press, pp. 217-239.
6. Calder, Kent E. (1997) Asia’s Deadly Triangle: How Arms, Energy and Growth Threaten to Destabilize Asia-Pacific, London: Nicholas Brealey Publishing.
7. Chai, Joseph C.H. (1997) China: Transition to a Market Economy, Oxford: Clarendon Press.
1. Chang, Jui-meng (1987) The Determinants of Trade Policies in Taiwan, Monograph Series No. 18, Taipei: Chung-Hua Institution for Economic Research.
8. Chen, Humg-yu (1994) Taiwan's Economic Relations with Southeast Asia, in Klintworth, Gary, ed., Taiwan in the Asia-Pacific in the 1990s, Canberra: Allen & Unwin, pp. 121-33.

133
9. Cheng, Tuan Y. (1994) The ROC's Changing Role in the Asia-Pacific Region, in Klintworth, Gary, ed., Taiwan in the Asia-Pacific in the 1990s, Canberra: Allen & Unwin, pp. 59-71.
10. Cheng, Tun-jen (1994) Industrial Policies in South Korea and Taiwan, in Sletmo, Gunnar K. and Gavin Boyd, eds., Industrial Policies in the Pacific, Boulder CO: Westview Press.
11. Chiou, C.L. (1994) Emerging Taiwanese Identity in the 1990s: Crisis and Transformation, in Klintworth, Gary, ed., Taiwan in the Asia-Pacific in the 1990s, Canberra: Allen & Unwin, pp. 21-43.
12. Chiu, Hei-yaun (1994) Reconciling Confucianism and Pluralism during the Transition of Taiwan's Society, in Lin, Zhiling and Thomas W. Robinson, eds., in The Chinese and Their Future: Beijing, Taipei, and Hong Kong, Washington DC: The AEI Press, pp. 262-84.
13. Chu, Jou Jou (1994) The Rise of Island-China Separatism', in Klintworth, Gary, ed., Taiwan in the Asia-Pacific in the 1990s, Canberra: Allen & Unwin, pp. 44-58.
14. Clark, Cal (1989) Taiwan's Development: Implications for Contending Political Paradigms, Westport CT: Greenwood Press.
15. Clough, Ralph N. (1998) The Enduring Influence of the Republic of China on Taiwan Today, in Shambaugh, David, ed., Contemporary Taiwan, New York: Oxford University Press, pp. 11-27.
16. Cragg, Claudia (1995) The New Taipans: A vital source book on the people and business of the Pacific Rim, London: Arrow Books Limited.
17. Cullen, Ronald B., Donald P. Cushman (2000) Transition to Competitive Government: Speed, Consensus, and Performance, New York: State University of New York Press.
18. Dahlman, Carl J. and Ousa Sananikone (1997) Taiwan, China: Policies and Institutions for Rapid Growth, in Leipziger, Danny М., ed., Lessons from East Asia, Ann Arbor: The University of Michigan Press,

134
19. Deyo, F. (1987) Coalitions, institutions and linkage sequencing, in Deyo, F. ed., The Political Economy of the New Asian Industrialization, Ithaca: Cornell University Press.
20. Dobson, Wendy (1998) Business networks in East Asia: diversity and evolution, in Wu, Rong-I and Yun-Peng Chu, eds., Business, Markets and Government in the Asia-Pacific, London: Routledge, pp. 24-47.
21. Drysdale, Peter (1988) International Economic Pluralism: Economic Policy In East Asia And The Pacific, Sydney: Allen & UNWIN.
22. Dunning, John H. (1997) Governments, Globalization, and International Business, New York: Oxford University Press.
23. Fei, John C. (1989) Chinese Cultural Values and Industrial Capitalism, paper presented at the Conference on Confucianism and Economic Development in East Asia organized by Chung-Hua Institution for Economic Research, Taipei, 29-31 May.
24. Gamaut, Ross (1998) Europe and Asia Pacific economic cooperation, in Drysdale, Peter and David Vines, eds., Europe, East Asia and APEC: A Shared Global Agenda? Cambridge: Cambridge University Press.
25. Gold, Thomas B. (1986) State and Society in the Taiwan Miracle, Armonk: M.E. Sharpe.
26. Gold, Thomas B. (1988) Entrepreneures, Multinationals, and the State, in Winckler, E. and S. Greenhalgh, eds., Contending Approaches to the Political Economy of Taiwan, Armonk: M.E. Sharpe.
27. Gough, Leo (1988) Asia Meltdown: The End of the Miracle? Oxford: Capstone Publishing Limited.
28. Haque, M. Shamsul (1999) Restructuring Development Theories and Policies: A Critical Study, New York: State University of New York Press.
29. Hamed, Joseph W., Richard J. Kessler, Bruce R. Magid (1989) The Role of the Newly Industrializing Economies in the World Economy, Report of the

135
Atlantic Council's Working Group on the Newly Industrializing Economies, Washington DC: The Atlantic Council of the United States.
30. Hiscock, Geoff (1997) Asia’s Wealth Club: Who’s Really Who in Business - the Top 100 Billionaires in Asia, London: Nicholas Brealey Publishing.
31. Ho, Samuel P.S. (1978) Economic Development of Taiwan, 1860-1970, New Haven, Conn.: Yale University Press.


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ