Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опыт Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий

Работа №28628

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

мировая экономика

Объем работы207
Год сдачи2003
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
469
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Список использованных сокращений 4
Введение 5
ГЛАВА 1. ВЛИЯНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА
1.1. Значение новых образовательных технологий в развитии
современного образования и общества в целом 13
1.2. Экономическое и социальное содержание открытого и
дистанционного обучения 34
1.3. Основные направления государственного регулирования развития
новых образовательных технологий в Европе 44
ГЛАВА 2. ОПЫТ ИСПАНИИ В ФОРМИРОВАНИИ
ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ОСНОВ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА НАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
2.1. Роль государства в создании институциональных основ национальной
сети открытого и дистанционного обучения 53
2.2. Социально-экономические компоненты регулирования развития
открытого и дистанционного обучения на национальном уровне 73
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ ОТКРЫТОГО И ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ (на примере испанской провинции Каталония)
3.1. Роль регионального правительства в развитии новых образовательных технологий 93
3.2. Социально-экономические компоненты развития открытого и
дистанционного обучения на региональном уровне 101
ГЛАВА 4. УРОКИ ИСПАНСКОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ И РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКИ
4.1. Обобщение уроков государственного регулирования формирования
экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий в Испании на национальном и региональном уровне 125
4.2. Разработка рекомендаций совершенствования государственного
регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики ... 139
Заключение 144
Приложения 150
Список рисунков и таблиц 185
Библиография 188

В настоящее время стремительно развивающаяся научно-техническая революция превратилась в основу глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, уровень национальной безопасности и, в конечном счете, роль страны в мировом сообществе. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и усиливающейся конкуренции фундаментальное значение приобретает развитие новых образовательных технологий. Проблема экономического и институционального обеспечения развития этих технологий является предметом беспокойства не только их пользователей, но и ответственности государственных властей, в частности, министр образования Российской Федерации Филиппов В.М. подчеркнул: «... в информационно-технологическом обществе XXI века определяющим в конкуренции государств будет уровень образованности нации, способность ее реализовывать и развивать прогрессивные технологии».
На актуальность данной темы указывает Постановление Правительства Российской Федерации о федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)", в котором отмечается, что содержание и качество образования, его доступность, а также его соответствие потребностям конкретной личности в решающей степени определяют состояние и будущее интеллектуального потенциала современного общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы информатизации образования. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования.
Значимость развития новых образовательных технологий в России неоднократно отмечалась в выступлениях представителей исполнительной власти, в частности бывший заместитель министра образования России Виноградов Б.В. отметил, что «дистанционное обучение имеет особую важность для России, где контингент, нуждающийся в обучении, распределен по большим территориям, а имеющиеся учебные заведения, распределенные неравномерно, не могут удовлетворить спрос в нем. В то же время, именно высокий и постоянно обновляемый образовательный потенциал общества является необходимым условием прогрессивного и устойчивого развития страны»
Несмотря на то, что Россия имеет богатейший опыт в сфере образования (в частности, заочном обучении), государственное регулирование экономических отношений, связанных с внедрением современных образовательных технологий, имеют новую социально-экономическую основу. Подходы по внедрению дистанционного обучения начали формироваться лишь в середине 90-х годов, однако, несмотря на существенный прогресс внедрения этой новой технологии в российском образовании отмечается потребность изучения зарубежного опыта, использования его уроков, которые могут способствовать государственной политике по созданию необходимых перспектив развития открытого и дистанционного обучения в России. Выбор пал на Испанию, которая обладает многолетним опытом в формировании Ф экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий и имеет положительный пример реализации реформирования образования в целом, и государственного регулирования в этой области в частности, как на центральном, так и на региональном уровне. Выбор данной страны основан на том, что традиции и ряд социально-экономических предпосылок Испании и России имеют наиболее коррелируемые образования. Таким образом, гипотеза данного исследования допускает, что анализ испанского опыта позволит выявить те уроки, которые помогут в формировании экономики и институциональных основ развития ОДО в России.
Проблематика развития новых образовательных технологий нашла свое отражение в трудах широкого круга специалистов, многие из которых в большей или в меньшей степени рассматривают создание государством условий функционирования системы открытого и дистанционного обучения (ОДО), а также выявление предпосылок для обращения внимания на ее реформирование и поиск путей дальнейшего развития. В нашей работе мы основывались на исследованиях следующих европейских авторов: Алварез М., Видарте Р., Донди К., Вайс Ю., Ибанез М., Мартинез М., Мерфи П., Морено М., Паскаль Ф., Перез Ф., Санчез Ф., Хендеркс П.
Работы этих и других ученых способствовали выработке государственной политики по созданию и развитию в Европе нескольких крупных университетов ОДО, таких как Открытый Университет Великобритании, Открытый университет Нидерландов, Открытый Университет Каталонии, Национальный университет дистанционного обучения (Испания), Межуниверситетский фонд открытого обучения (Франция), Фонд открытого обучения (Великобритания), Национальный Центр по дистанционному обучению (Ирландия), Неттуно • (Италия) и т.д.
Ученые этих университетов ведут работу над изучением влияния различных факторов на развитие и управление университетами ОДО. Но в целом, их исследования не затрагивают или не в полной мере охватывают роль государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ в развитии новых образовательных технологий. Не смотря на то, что в новых теоретических разработках затрагиваются многие вопросы данной тематики, в целом отсутствует комплексное исследование роли государственного регулирования в развитии новых образовательных технологий на центральном и региональном уровне.
Диссертация опирается на опыт научных и практических исследований в области государственного регулирования и формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий, в первую очередь в Испании, нашедших свое отражение в работах испанских экономистов: Арето Г., Баат X., Брикалл Ж., Видарте Р., Вонал Ж., Ибанез М., Колядо X., Калеро Ж., Медина Рубио, Перез Хусте, Санчез А., Тениз Т.
В качестве теоретической основы исследования приняты труды известных российских ученых в области экономики образования и развития новых образовательных технологий таких как: Андреева А.А., Бершадского А.М., Вержбицкого В.В., Ворониной Т.П., Домрачева В.Г., Зинченко А.П., Иванникова A. Д., Кинелева В.Г., Лобачева С.Л., Молчановой О.П., Нежуриной М.И., Пивоварова Ю.Л., Полякова А.А., Силина Н.Н., Скуратова А.К., Солдаткина B. И., Соловова А.В., Тихомирова В.П., Тихонова А.Н., Шахгильдяна В.В., Школяра Н.А., Щенникова А.С.
Особую помощь на формирование методологических подходов к проведению исследования оказали рекомендации и научные публикации ученых Российского университета дружбы народов, в частности: Волгиной Н.А., Толодовой Ж.Г., Гусакова Н.П., Ефремова А.П., Зверева А.Ф., Масленникова В.П., Маловичко И.И., Мукайдех Е.А., Мосейкина Ю.Н., Павленкова В.А., Станиса В.Ф., Федякиной Л.Н., Чистохвалова В.Н., Яшкина В.А. и других.
В качестве теоретической и информационной базы исследования испанского опыта послужили около 2000 текстов, статей, монографий, которые были собраны и обработаны во время стажировки в Испании. Источниками для обобщения и систематизации фактологического и статистического материала послужили публикации исследований международных организаций, прежде всего Европейского Союза, а также данные испанской национальной статистики, государственные и региональные законы, публикации СМИ Испании.
Предметом исследования является роль государства в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий - открытого и дистанционного обучения.
Объектом исследования выступает опыт центрального и регионального правительств Испании в области развития открытого и дистанционного обучения путем создания экономических и институциональных основ.
Цели и задачи. Главная цель исследования заключается в том, чтобы на основе анализа конкретного опыта Испании формирования экономических и институциональных основ развития открытого и дистанционного обучения разработать некоторые рекомендации по применению государственного регулирования на центральном и региональном уровнях в области внедрения новых образовательных технологий в странах с характерными особенностями, сходными с анализируемым примером, в частности, в России. Реализация этой цели требует решения теоретических и эмпирических задач:
• определить значение новых образовательных технологий в развитии современного образования и общества в целом;
• выяснить экономическое содержание открытого и дистанционного обучения;
• рассмотреть тенденции государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Европе;
• раскрыть роль государства в формировании национальной сети открытого и дистанционного обучения в Испании;
• выделить основные компоненты государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Испании;
• установить роль региональных властей в развитии новых образовательных технологий;
• вывести уроки испанского опыта государственного регулирования развития новых образовательных технологий на национальном и региональном уровнях;
• разработать рекомендации совершенствования государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий для российской практики. Научная новизна представленной диссертации состоит в том, что впервые в развития новых образовательных технологий и сделан сравнительный анализ деятельности центральной и региональной властей в области создания институциональных структур дистанционного и открытого обучения для каждого из уровней. При этом в диссертации: 1) выявлена степень влияния достижений новых технологий на образование; 2) раскрыта роль государственного регулирования формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий на национальном и региональном уровне; 3) рассмотрена деятельность центральных властей по созданию национальной сети дистанционного обучения в Испании; 4) проведен анализ практики принятия решений по развитию инициатив внедрения новых образовательных технологий и формированию соответствующего организационно-экономического обеспечения (на примере провинции Каталония); 5) выделены основные социально-экономические компоненты государственного регулирования ОДО на национальном и региональном уровнях: институциональное строительство, финансовое обеспечение развития новых образовательных технологий, ценовая политика, научно-исследовательские разработки, информационное обеспечение, международная деятельность, социальный эффект внедрения новых образовательных технологий.; 6) выявлены различные источники финансирования университета, использующего новые образовательные технологии, а также разработана схема финансирования развития ресурсов ОДО; 7) описаны модели организации деятельности университета Ф дистанционного обучения (на примере Национального университета
дистанционного обучения) и открытого университета (на примере Открытого университета Каталонии); 8) сделана попытка выработки рекомендации по разработке основных параметров государственного регулирования по созданию экономических и институциональных основ внедрения технологий обучения на региональных и центральных уровнях.
политики в области развития новых образовательных технологий. В ходе реализации государственного регулирования экономических и институциональных вопросов развития ОДО в других странах могут быть использованы рекомендации и выводы данной диссертации по следующим вопросам: государственное и региональное институциональное строительство в области ОДО, финансовое регулирование и управление инвестированием, ценовая особенность образовательных услуг ОДО, международное сотрудничество и социальное регулирование. Сделанные в результате проведенного исследования выводы, могут быть использованы и применены в практике создания автономных университетов ОДО в России. Исследование может быть широко использовано при подготовке решений в области развития новых образовательных технологий, как на государственном, так и на региональном уровне в Российской Федерации и других странах. Разработанная схема финансирования ресурсов ОДО, может быть использована для финансового планирования и бюджетирования источников финансирования, основных видов доходов и поступлений средств в университеты, развивающих новые образовательные технологии. Материалы данной диссертации могут использоваться в качестве иллюстративного материала для таких учебных курсов как: «Мировая экономика», «Экономика образования», «Университетский менеджмент».
Данная диссертация является результатом практической и исследовательской работы в области внедрения новых образовательных технологий в образование. Основой для данного исследования является опыт, полученный во время работы в уникальном проекте DELPHI, в части компонента IV «Развитие открытого и дистанционного обучения для распространения образовательных программ», который являлся одним из проектов технического содействия Программы Европейского Союза Тасис в интересах Министерства образования Российской Федерации. Непосредственное изучение испанского опыта формирования экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий проходило во время стажировки в Открытом Университете Каталонии в период с 2001 по 2002 гг., осуществление, которого стало возможным благодаря поддержке Министерства образования культуры и спорта Испании и Министерства образования Российской Федерации.
Результаты и основные положения, сформулированные в диссертации, были представлены в рамках тезисов докладов на научных конференциях, и научных статьях:
1. Забелина М.М. Затраты на качество // Новые материалы и технологии НМТ- 98 Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции. Москва, 17-18 ноября 1998 г. -М.: ЛАТМЭС, 1998. С. 358-359.
2. Забелина М.М., Лобовикова С.В. Особенности организации и менеджмента учреждений, занимающихся ОДО - зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ, 1(12). - Изд-во УрГУ, 2000. С.76-80.
3. Забелина М.М. Качество открытого и дистанционного обучения // XXVII Гагаринские чтения/ Тезисы докладов Международной молодежной конференции, Москва, 2- 7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4. С. 89-90.
4. Marina М. Zabelina, Jorge Chiva Blay. The basic instruments of quality assessment in educational system of Spain // XXVII Гагаринские чтения. Тезисы докладов Международной молодежной конференции. Москва, 2-7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4. С. 67-68.
5. Забелина М.М. Особенности финансирования открытого и дистанционного обучения // Предпринимательство. Этика. Техника, 2002 г. - М.: НОУ Академия менеджмента и инноваций. С. 138-146.
Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре Ф Макроэкономического регулирования и планирования экономического факультета Российского университета дружбы народов..
Цели и задачи исследования полностью определили необходимую структуру работы, состоящую из введения, четырех глав, заключения, 6 приложений, и списка использованной литературы. Диссертация содержит 22 таблицы (19 в тексте и 3 в приложении), 20 рисунков (И в тексте и 9 в приложении).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ опыта Испании в формировании экономических и институциональных основ развития новых образовательных технологий позволил получить приращение научных знаний относительно аспектов государственного регулирования развития ОДО и его экономического содержания, а также сделать следующие выводы:
1. Развитие новых технологий обучения имеет важное значение и необходимо для развития современного образования и общества в целом. Все более полно проявляются в мировой практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества. Уровень и темпы информационно-технологического развития во многом определяют состояние экономики, качество жизни людей, национальную безопасность, роль страны в мировом сообществе. Сегодня большинство передовых в технологическом отношении стран располагают экономиками, основанными на знаниях (на новых образовательных технологиях), которые позволяют создавать миллионы рабочих мест, решать социальные проблемы, облегчать доступ к навыкам и знаниям, информации, тем самым, формировать благоприятные условия для развития общества в целом. Так, новые образовательные технологии объективно создают дополнительные условия для развития интеграционных процессов в обществе. В условиях динамично меняющегося мира, глобальной взаимозависимости и конкуренции, необходимости широкого использования и постоянного развития и усложнения технологий фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. В тесной связи вузов с крупными промышленными объединениями и лежит путь формирования будущей материальной базы новых образовательных технологий. Содержание и качество образования, его доступность, соответствие потребностям конкретной личности решающей степени определяют состояние интеллектуального потенциала современного информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом.
2. Исследование экономического содержания открытого и дистанционного обучения на примере Испании позволяет условно выделить несколько основных моментов:
Во-первых, эффективность, то есть эффективное использование учебных площадей, технических средств, транспортных средств, концентрированное и унифицированное представление учебной информации и мультидоступ к ней, снижает затраты на подготовку специалистов. Эффективность ОДО целесообразно определять как векторный показатель, включающий в себя два параметра - качество и стоимость. Стоимость необходимо рассматривать как с позиции производителя образовательных услуг, т.е. образовательного учреждения, использующего технологии ОДО, так и потребителя образовательных услуг - студента.
Во вторых, что касается спроса и предложения в испанских университетах, то в настоящее время среди основных претензий к традиционному образованию обнаруживаются: слишком длительный период обучения; ощутимая разница в требуемых от обладателя степени и имеющихся у него знаниях и навыках. Поэтому ОДО должно быть ориентировано на последние требования рынка труда. Развитый образовательный рынок требует баланса между следующими четырьмя компонентами: производство предмета потребления, обмен между производителем и потребителем, отношения между производителем и потребителем, «поведение на рынке». В современной модели образования четко просматриваются основные агенты: производители и потребители, которые формируют рынок с его законами спроса и предложения. Поэтому образовательные курсы и программы следует рассматривать не иначе как продукт, предназначенный для рынка, производимый и реализуемый как товар в соответствии с законами рынка.
В третьих, конкуренция на образовательном рынке обеспечивает уменьшение возможности сверх- и недо- инвестирования, а также приводит к тому, что решения, принимаемые в рамках вуза, защищены в отношении цен и качества.
В четвертых, социальное равноправие. Равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности • и материальной обеспеченности обучаемого. Новая роль преподавателя, ОДО расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно усовершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями.
3. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни общества, в том числе широкого использования новых технологий обучения. Государственное регулирование Европейских стран в области формирования экономических и институциональных основ ОДО имеет существенные различия, но в то же время наблюдаются некоторые сходства структурного порядка. Различия можно сгруппировать по трем основным аспектам: начальная дата выработки и реализации государственного регулирования ОДО; степень внедрения в общую государственную политику в области развития и внутренней согласованности различных действий национальной политики; уровень приоритетности использования информационных коммуникационных технологий в образовании. В большинстве стран приоритеты государственного регулирования в ОДО достаточно высоки. В политических и образовательных системах некоторых стран традиционно доминирует региональный элемент (например, Германия), а в других странах сохраняется централизованный подход, однако важность регионального регулирования возрастает, подобный сдвиг в сторону регионов приобретает особую важность в таких странах, как Испания и Италия. В некоторых странах приоритетным считается налаживание технической инфраструктуры, в меньшем количестве стран (например, во Франции) приоритет отдавался финансовой поддержке развития ОДО, но большинство стран проводит политику поддержки в обеих областях с различием в акценте. В целом доля государства в финансировании организаций ОДО колеблется от 98% - Институт индустрии (Великобритания) до 50-60% в других Ф странах. Доля средств, полученных непосредственно от оплаты обучения,расходуется порядка 50% бюджета университета ОДО. Государственное регулирование от «этапа, ориентированного на предложение», обычно подходит к «этапу, ориентированному на рынок».
4. Основной, имеющий обобщающий характер вывод, который вытекает из всего содержания работы, заключается в том, что для повышения эффективности развития новых образовательных технологий - необходимо активное участие государства. Это опровергает мнение, что университеты, развивающие эти технологии, могут самостоятельно развиваться и функционировать без участия и поддержки государства. Проведенный анализ показал, что отдельно взятый университет, использующий новые образовательные технологии не может позволить эффективную, с точки зрения издержек политику. В действительности меньшие издержки на развитие ресурсов обучения компенсируются высокими переменными издержками на развитие и обеспечение инфраструктуры, на вспомогательный персонал и коммуникации, на разработку виртуальной среды обучения и т.д. Поэтому такому университету необходима прямая или косвенная финансовая, правовая, институциональная экономическая поддержка.
В результате исследования мы пришли к выводу, что роль действий со стороны государства в Испании воспринимается как основная движущая сила развития рынка новых образовательных технологий и не только в части финансирования. Государственное регулирование не просто важно для развития устойчивого и саморазвивающегося рынка современного образования, очевидно, что она оказывает огромное влияние на темпы и успешность развития такого рынка. Государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей университеты ОДО к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменениях требований рынка труда.
Исследование позволяет сделать вывод о том, что государство обеспечивает финансовый фундамент, на котором строится развитие новых образовательных технологий. Частные инвестиции не могут полностью обеспечить оптимальных результатов, поскольку на уровне индивидов невозможно воспользоваться всеми выгодами образования. Государственная поддержка развития национальной сети ОДО является одним из самых важных факторов успешного развития новых образовательных технологий и может принимать различные формы: может осуществляться как прямое, так и косвенное финансирование развития новых образовательных технологий (либо вкладывая средства в различные факторы производства образовательных услуг, либо финансируя конкретные учебные заведения, либо оказывая финансовую поддержку непосредственно студентам); разработка национальных образовательных стандартов и системы сертификации, поддержка при выдаче дипломов и сертификатов государственного образца и т.п.
5. В ходе исследования были выявлены и рассмотрены следующие основные социально-экономические компоненты государственного регулирования развития новых образовательных технологий в Испании: финансовое регулирование, ценовое обеспечение, регулирование проведения исследований и разработок, информационное регулирование, международное и социальное регулирование.
6. Необходимо усиление роли регионов в распространении новых образовательных технологий. В Испании сохраняется централизованный подход «сверху вниз», однако важность деятельности региональных властей возрастает, подобный сдвиг в сторону регионов приобретает особую значимость. Роль регионального правительства в развитии открытого обучения высока, вмешательство Правительства Каталонии определено как один из основных факторов, стимулирующих развитие рынка открытого обучения. Региональное правительство уделяет особое внимание осуществлению финансовой поддержки потребителей образовательных услуг за счет выдачи грантов на обучение, займов, систем скидок, а также проводит политику дотирования обучения.
Нельзя четко провести грань между принципами формирования политики государственного регулирования в области ОДО Правительством Испании (национальный уровень) и Правительством Каталонии (региональный уровень), деятельность обеих правительств взаимосвязана и взаимодополняема. Правительство Испании дает свободу региональным субъектам - Провинциям, Ф таким образом, политическая демократизация и развитие услуг в социальной сфере являются неразрывными частями одного и того же процесса.
7. Проведенное в работе исследование опыта государственного регулирования в развитии новых образовательных технологий на национальном и региональном уровне позволили вывести ряд уроков из испанской практики по следующим направлениям: государственная политика развития новых образовательных технологий, институциональное строительство, финансовое обеспечение развития новых образовательных технологий, ценовая политика, научно-исследовательские разработки, информационное обеспечение, международная деятельность, социальный эффект внедрения новых образовательных технологий.
8. В ходе нашей работы были разработаны рекомендации совершенствования государственного регулирования развития новых образовательных технологий для российской практики по следующим темам: государственная политика развития новых образовательных технологий, региональная политика развития новых образовательных технологи, финансовое регулирование, ценовая политика, развитие исследований и разработок в области новых образовательных технологий, информационная политика, международная политика в области развития новых образовательных технологий, социальная политика развития новых образовательных технологий.
Несмотря на то, что вопрос организации и функционирования моделей Национального университета дистанционного обучения и Открытого университета Каталонии не был сформулирован в задачах нашего исследования, мы проработали данную тему довольно глубоко. Хотелось бы отметить, что мы не ставили целью показать, какая из моделей лучше (обе эти модели имеют право на существование), нашей целью было показать, как эти модели управления функционируют, и каковы их основные особенности. Данный материал может служить основанием для дальнейшего использования различными специалистами в области университетского управления.



1. http://db.informika.ru/do/index.asp7idM31 &a=VD&mm=9&yy=2002
2. Абрамешин А.Е, Молчанова О.П. Управление инновациями в сфере образования (статья) Ж. «Высшее образование в России» - М.: 2001, №6;
3. Агаев В.Т. Методические рекомендации по подготовке материалов для учебных аудио-видеосредств. - М.: МИЭП, 1996.
4. Аджемов А.С, Шахгилъдян В.В. Переход от системы заочного образования к системе дистанционного образования // Развитие связи и мира. Прогнозы, технологии, услуги: Материалы докладов Международного форума МАС'97 4-6 февраля 1997 г. - М., 1997, с. 41-42.
5. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. - М.: ВУ, 1997.
6. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения в высших
учебных заведениях: Дисс. ... докт. пед. наук.
http://www.iet.mesi.ru/nav_2_3.htm
7. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития // В сб.: Основы применения информационных технологий в учебном процессе вузов. - М.: ВУ, 1995, с. 43-
48.
8. Андреев А.А, Барабанщиков А.В. Педагогическая модель компьютерной сети // Педагогическая информатика, 1995, № 2, с. 75-78.
9. Андреев А.А, Краюшенко Н.Г, Фокин В.Ю. Некоторые проблемы проектирования центра дистанционного обучения // Материалы VII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». 29 июня-2 июля 1996 г. - Троицк, 1996.
И). Андреев А.А, Меркулов В.П, Тараканов Г.В. Современные
телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая Ф информатика, 1995, № 1, с. 55-63.
11. Барсуков В.Н. «Дистанционное ... Да! Но...» // Проблемы информатизации высшей школы, 1995, вып. 3.
12. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Организация Пензенского центра
дистанционного обучения // Новые информационные технологии в науке, образовании и бизнесе: Тру-ды XXIII Международной конференции и дискуссионного научного клуба 15-24 мая 1996 г. - Украина, Крым, Ялта- Гурзуф, 1996, с. 218-219.
13. Бершадский А.М., Кревский И.Г. Структура дистанционного образования в регионе // «Телематика-96»: Тезисы докладов Всероссийской научно- методической конференции 13-17 мая 1996 г. - Санкт-Петербург, 1996, с. ПО¬ИТ
УА. Богданова Д.А., Федосеев А.А. Телекоммуникации для образования // Информатика и образование, 1993, № 2.
15. Вайс. Ю. Роль проекта DELPHI в развитии политики ОДО в РФ. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: Уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди . - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 60.
Уб. Виноградов Б.А. Вступительное слово. Политика открытого и
дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 9.
17.Воронина Т.П., Кашицин В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий: Методологические аспекты. М., 1995. - С. 166.
У%. Воронина Т.П., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент в сфере образования: системный подход // Сб. «Системная аналитика и принятие решений» (статья) М.: Университетский гуманитарный лицей, 1999
У9. Герхерт Е., Ортнер О. Социальная экономика виртуальных университетов. Опыт открытого и дистанционного обучения в Европе: Сб. статей (создан коллективом авторов в рамках проекта SOCRATES), 1994, с. 14.
2д.Главацкий С.Т., Молчанова О.П. Программа повышения квалификации «Дистанционное образование» как форма сотрудничества университетов //Сб. «Университеты и общество. Сотрудничество университетов на рубеже веков: Материалы Первой международной конференции университетов стран СНГ и Балтии» (тезисы) М.: Изд-во МГУ, 2001;
21. Глущенко В.В. Менеджмент. Системные основы. - НПЦ «Крылья», 1996, с.124, 143.
22. Грачев В.В., Минзов А.С. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Открытое образование, 1999, №3.
23. Гусаков Н.П. Об экономической стратегии США в отношении России. // Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во РУДН,
1998. -С. 3.
24. Дистанционное образование // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень, 1995, № 3.
25. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании. - М.: Изд. Моск, гос. соц. ун-та, 1995.
26. Дистанционное обучение и новые технологии в образовании: Отчет о НИР / Отв. ред. А.Д. Снегов. - М.: Изд. Моск. техн, универ, связи и информатики (МТУСИ), 1995.
27. Домрачев В, Багдасян А. Дистанционное обучение на базе электронной почты // Высшее образование в России, 1995, №2.
28. Домрачев В.Г. Дистанционное обучение: возможности и перспективы // Высшее образование в России, 1994, № 3.
29. Донди К. Взгляды на политику ОДО в ЕС. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. Докладов/ под общей редакцией Школяра Н.А., ВайсаЮ., Донди К. -М.: Изд-во РУДН, 2001. - с. 18
30. Донди К. Информационно-коммуникационный технологии: вызов
университетскому образованию. Университетское управление: практика и анализ // Информационно-аналитический бюллетень. - Издательство уральского университета, 2000, с. 15, 16.
31. Ермольева Э.Г. Образование как фактор интеграции. Ж. Латинская Америка,1999, № 12;
32. Ермольева Э.Г. Подготовка кадров в условиях рыночных реформ. Ж. Латинская Америка, 1997, №№ 3 и 4;
33. Жафяров А.Ж. Дистанционные системы образования. - Новосибирск,1995.
34. Забелина М.М. Затраты на качество // Новые материалы и технологии НМТ- 98 Тезисы докладов Всероссийской научно-технической конференции. Москва, 17-18 ноября 1998 г. -М: ЛАТМЭС, 1998.
35.Забелина М.М. Качество открытого и дистанционного обучения // XXVII Гагаринские чтения/ Тезисы докладов Международной молодежной конференции, Москва, 2-7 апреля 2001 г. - М.: ЛАТМЭС, 2001, т. 4.
36. Забелина М.М. Лобовикова С.В. Особенности организации и менеджмента учреждений, занимающихся ОДО - зарубежный опыт // Университетское управление: практика и анализ, 1(12). - Изд-во УрГУ, 2000. С.76-80.
37.Забелина М.М. Особенности финансирования открытого и дистанционного обучения // Предпринимательство. Этика. Техника, 2002 (издатель журнала - НОУ Академия менеджмента и инноваций).
3%. Калабин, С.М., Крекотенъ С.П. Эксперимент в области дистанционного обучения в системе высшего и профессионального образования России. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН,2000. -С. 69.
39. Кинелев В.Г. Тенденция развития высшего образования на пороге XXI века // Бюллетень АРВ, спец, выпуск, 1996.
40. Кинелев. В.Г. Роль дистанционного обучения в информационном обществе. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000.-С. 44.
М. Кревский И.Г. Проект дистанционных курсов для абитуриентов // Новые ф информационные технологии и системы: Материалы докладов II
Международной конференции. - Пенза: ПГТУ, 1996. - С. 13-15.
42. Концепция дистанционного образования // Бюллетень АРВ, спец, выпуск, 1995, июнь.
43. Концепция развития высшего образования в РФ // ВО в России, 1993, №2.
44. Концепция системной интеграции информационных технологий в высшей школе. - М., Рос. НИИСИ, 1993.
45. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России. -М.: Госкомвуз РФ, 1995. - С. 9.
46. Леонов В.Г. Концептуальная модель дистанционного образования // Триместр, 1996, № 1 с. 36-41.
47. Материалы бюджета UNED на 2002 г.
48. Материалы бюджета ОУК на 2002 г.
49. Материалы доклада Министерства образования и спорта Испании «О состоянии дистанционного обучения в университетах Испании», 2001, с. 22- 28.
50. Материалы Конгресса «Образование 98». 4-7 мая 1998 г. - М: МЭСИ, 1998. - С.177-183.
51. Менеджмент-Маркетинг-Финансы / Под ред. Б.Л. Федорова. - Л.: Проспект ЛИНК, 1995.
52. Мерфи П.Д, Никсон М. Взгляд в будущее: профессиональное образование в XXI столетии // Высшее образование в Европе, 1993, т. XVIII,. № 4, с. 129.
53. Молчанова О.П. Применение образовательных Интернет-технологий в области социальных и гуманитарных наук // Материалы к заседаниям рабочей группы «Влияние информационных технологий на национальную безопасность» Международной конференции «Построение стратегического сообщества через образование и науку» (тезисы) М.: МГУ, 2001;
5А. Молчанова О.П, Михалев А.В. и др. Менеджмент профессионального образования: Программа курса повышения квалификации (программа учебного курса). М.: Изд-во МГУ, 2001;
55. Молчанова О.П, Тихонов А.Н. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты (монография) М.: Вита-Пресс, 1998
56. Новицкий А.Г, Свириденко Ю.П, Скрябин В.В. ДО: проблемы и пути
развития // Образование, 1997, №1, с. 42-56.
57. Об итогах эксперимента в области дистанционного обучения и перспективах развития дистанционных образовательных технологий (Решение коллегии). 09.09.2002, электронная версия
58. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу // Центр стратегических разработок, http://www.csr.ru/about-publications/plan2010.html
59. Пивоваров Ю.Л. Мировая урбанизация и Россия на пороге XXI века // Общественные науки и современность (ОНС), 1996, №3, с. 18.
60. Поляков А.А. Системы дистанционного обучения И Новые знания, 1996, № 3.
6. Полякова Т.М. и др. Разработка обучающих курсов в среде мультимедиа // Материалы 2-й и 3-й конференций по ДО. - М.: МЭСИ, 1997.
62. Проблемы информатизации высшей школы // Бюллетень Минобразования РФ иГосНИИСИ, 1999, №1.
63. Система дистанционного образования. - М.: Минобразование РФ, ИДО МЭСИ, 1998. - С. 8.
64. Скуратов А.К. Разработка нормативно-правовых документов и отраслевых стандартов дистанционного обучения. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 88.
65. Солдаткин В.И. Теория и практика ДО в ИДО МЭСИ // Материалы Международного семинара по ДО. - М.: изд. МЭСИ, 1998, с. 4-7.
66. Солдаткин В.И., Андреев А.А. Некоторые проблемы образовательного законодательства в СДО И Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы развития отечественного и международного законодательства об образовании». (3-5 июня 1998 г., Москва.- М.: Академия труда и социальных отношений, 1998.
67. Солдаткин В.И., Андреев А.А., ЛупановК.Ю. Проблемы разработки учебно-методических пособий для системы дистанционного образования // Материалы IX Международной конференции «Применение новых технологий
Ф в образовании». 1-3 июля 1998 г. - Троицк: Байтик, 1998, с. 238-239.
68. Солдаткин В.И., Паршиков Б.Л., Андреев А.А. Модель образовательного учреждения дистанционного обучения // Проблемы информатизации высшей школы. Бюллетень Минобразования РФ и Гос НИИСИ, 1999, №1.
69. Сто тысяч менеджеров для России // Экономика и жизнь, 1995, № 36, 9 июня.
70. Тезисы докладов Всероссийской научно-методической конференции «Телематика-97» и «Телематика-98», г. Санкт-Петербург.
7. Тихомиров В.П. ДО: история, экономика, тенденции И Дистанционное обучение, 1997, №2.
72. Тихомиров В.П. Технологии ДО в России // Дистанционное образование, 1996, №1, с. 7-10.
73. Тихонов А.Н. О состоянии и перспективах создания единой системы ДО в России // Проблемы информатизации ВШ: Бюллетень, 1995, №3.
74. Тихонов А.Н. Политика в области развития дистанционного обучения текущее состояние научно-образовательных телекоммуникационных сетей. Роль дистанционного обучения в информационном обществе. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество. Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000. - С. 48.
75. Тихонов А.Н. Стратегия и пути перехода от информатизации образования к информатизации регионов России и общества в целом // Проблемы информатизации высшей школы: Бюллетень, 1995, вып. 4.
76. Тихонов А.Н, Иванников А.Д. Технологии дистанционного обучения в России // Высшее образование в России, 1994, № 3, с. 8.
77. Труды 4-й Научно-методической конференции «Заочное и дистанционное образование: реализация Государственных образовательных стандартов». 14- 15 апреля 1998 г. - М: Московский государственный заочный институт пищевой промышленности. - С. 32-34.
78. Труды Международной учебно-методической конференции «Современный этап реформирования экономического образования в России». 12-15 марта 1998 г. - М: Финансовая академия при правительстве России, 1998.
79. Филиппов В.М. Правда и домыслы о российском образовании // Вестник образования, май 2001 г., электронная версия журнала
http://www.informika.ru/text/magaz/herald/9_01/00000.html
80. Формирование общества основанного н знаниях. Новые задачи высшей школы / Пер. с англ. - М.: Изд-во «Весь Мир», 2003. С. 7.
Ф 8 .Хуторской А.В. Виртуальное образование и русский космизм, вып. 1-2, 1999.
82. Школяр Н.А.Experience of Russian-Spanish pilot project on distance education // The 2-nd International Conference of Distance education in Russia, 1996.
83. Школяр Н.А. Воздействие основных факторов на развитие политики ОДО в РФ. Политика открытого и дистанционного обучения в Европейском Союзе и Российской Федерации: уроки, перспективы и сотрудничество: Сб. докладов / Под общей ред. Н.А. Школяра, Ю. Вайса, К. Донди. - М.: Изд-во РУДН, 2000. -С. 76, 77.
84. Школяр Н.А. Европейский опыт подготовки кадров для России по проекту DELPHI / Открытое и дистанционное образование, ТГУ, 2001.
85. Школяр Н.А. Межрегиональная инициатива проекта DELPHI развития ОДО в России / Телематика-2001. - СПб., 2001. - С. 208.
86. Школяр Н.А. Менеджмент развития ресурсов ОДО: Практические аспекты. -М.: РУДН, 2001.
87. Школяр Н.А. Политика открытого и дистанционного обучения: постановка вопросов и поиск решений / Университетское управление. - Екатеринбург,2001.
88. Школяр Н.А. Структурные преобразования в сфере образования как фактор экономической безопасности // Новые тенденции в политической жизни и экономическая безопасность России: Материалы научно-практической конференции. - М.: Изд-во РУДН, 1998. - С. 81.
89. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993. - 154 с.
90. Щенников С.А., Силин Н.Н, Зинченко А.П. Открытое дистанционное образование в России. - М.: Учебно-методический центр дистанционного обучения, 1999. - С. 27.
9. Щетинин В.П., Хроменков Н.А., Рябушкин Б.С. Экономика образования. - М: Рос. Агентство, 1998. - 306 с.
Нормативно-правовые акты Испании
ф 92.Constitucion Espanola, aprobada рог las cortes en sesiones plenarias del Congreso
de los diputados у del Senado celebradas el 31 de octubre de 1978. Ratificada por
el pueblo Espanol en referendum, de 6 de diciembre de 1978. Sancionada por su majestad el Rey ante las cortes el 27 de diciembre de 1978. (b.o.e. 311/78, de 29 de diciembre de 1978).
93. Decreto 2310172 de 18 de agosto (B.O.E. de 9 de septiembre de 1972) (creacion de la UNED у la prevision de la creacion de los Centros Asociados de la UNED).
94. Decreto 3114174 de 25 de octubre (regula la estructura organica del funcionamiento de la UNF-D).
95. Ley 14/1970, de 4 de agosto, general de educacion у financiamiento de la reforma educativa. (b.o.e. 187/70 de 6 de agosto de 1970).
96. Ley 3/1991, de 19 de febrero, de creacion de la Universitat Jaime 1 de Castello. (DOGV n.' 1493, de 27 de febrero).
97. Ley 5/1985, de 21 de marzo, del Consejo Social de Universidades. (BOE n.' 73, de 26 de marzo de 1985).
98. Ley Organica 1/1990, de 3 de Octubre, de ordenacion general del sistema educativo. (b.o.e. 238/90 de 4 de octubre de 1990).
99. Ley Organica 11/1983, de 25 de agosto, de Reforma Universitaria. (BOE n.' 209, de 1 de septiembre de 1983.)
100. Ley Organica 4/1979, de 18 de Diciembre, de estatuto de autonomia de Catalufla. (b.o.e. 306/79, de 22 de diciembre de 1979).
101. Ley Organica 7/1995, de 29 de Junio, por la que se prorroga la duracion del mandato de los organos unipersonales de gobierno de los centros docentes sostenidos con fondos publicos. (boe 155/95 de 30 de Junio de 1995).
102. Ley Organica 8/1985, de 3 de Julio, reguladora del derecho a la educacion. (b.o.e. 159/85 de 4 de Julio de 1985).
103. Real Decreto 1095179 de 4 de abril (regula el funcionamiento de los Centros Asociados de la UNED).
104. Real Decreto 1287185 de 26 de junio (B.O.E. de 31 de julio de 1985) (aprobacion de los Estatutos de la UNED).
105. Real Decreto 1497/1987, de 27 de noviembre, por el que se establecen directrices generales comunes de los planes de estudio de los titulos universitarios
ф de caracter oficial у validez en todo el territorio nacional. (BOE de 14 de diciembre
de 1987), у correction de erratas (BOE de 14 de junio de 1994).
106. Real Decreto 185/1985, de 23 de enero, por el que se regula el tercer ciclo de estudios universitarios, la obtencion у expedition de; titulo de Doctor у otros
Ф estudios pos- graduados (BOE n.' 41, de 16 de febrero).
107. Real Decreto 552/1985 de 2 de abril por el que se aprueba el Reglamento de Consejo de Universidades (BOE n.’ 101, de 27 de abril).
108. Real Decreto 594/86 de 21 de febrero (B.O.E. de 28 de marzo de 1986) (que completa el anterior).
109. Real Decreto 614/1997, de 25 de abril, por el que se modifica parcialmente el Real Decreto 1497/1987, de 27 de noviembre, por el que se establecen las directrices generales comunes de los planes de estudio de los titulos universitarios de caracter oficial у validez en todo el territorio nacional, modificado parcialmente por los Reales Decretos 1267/1994, de 10 de junio, у 2347196, de 8 de noviembre (BOE de 16 de mayo de 1997).
110. Нормативно-правовые акты провинции Каталонии
111. Decret 258/1997, de 30 de setembre, pel qual es regula la progra-macio universitaria de Catalunya i els procediments de creacio о reconeixement i de reordenacio de centres docents universitaris I d’implantacio d’ensenyaments
112. Decret 26/1994, de 8 de febrer, de creacio de la xarxa de centers de referenda de recerca i desenvolupament de la Generalitat de Catalunya
113. Decret 318/1992, de 28 de desembre, pel qual es crea el carrec de comissionat per a Universitats i Recerca i es regulen l’organitzacio i la distribucio de funcions en materia d’universitats i recerca
114. Decret 355/1996, de 29 d’octubre, de constitucio del consorci Agenda per a la Qualitat del Sistema Universitari a Catalunya
115. Decret 390/1996, de 2 de desembre, de regulacio del regim d’ads-cripcio a universitats publiques de centres docents d’ensenya-ment superior
116. Decret 406/1996, de 24 de desembre, pel qual es regula l’acre-ditacio dels diplomes i titols propis de les universitats catalanes
117. Decret 86/1982, de 15 d’abril, de creacio de la Medalla i la Placa Narcis Monturiol al merit cientific i tecnoldgic
ф 118. Llei 15/1998, de 28 de desembre, del Consell Interuniversitari de Catalunya
119. Llei 16/1998, de 28 de desembre, dels consells socials de les universitats publiques de Catalunya
Ф 120. Llei 20/1998, de 29 de desembre, de pressupostos de la Generalitat de
Catalunya per al 1991
121. Llei 25/1998, de 31 de desembre, de mesures administratives, fiscals i d’adaptacio a l’euro
122. Llei 26/1984, de 19 de desembre, de coordinacio universitaria i de creacio de consells socials
123. Llei 3/1995, de 6 d’abril, de reconeixement de la Universitat Oberta de Catalunya (DOGC num. 2040, de 21.4.1995; BOE num. 148, de 22.6.1995).
124. Публикации на иностранных языках
125. Abadia, Antonio Fragas: Valoracion de la UNED por sus alumnos. Instituto Universitario de Educacion a Distancia. - IUED, Madrid, 1988.
126. Albeda, W. (1986). Empleo, desempleo у desarrollo economico. En Conferencia Internacional sobre universidad, disempleo у desarrollo economico local. Ministerio de Trabajo у Seguridad Social, Granada, 22-23 de mayo de 1996. Pags. 251-272.
127. Alvarez, Maria Antonia: En tomo a la Metodologla de Ensenanza a Distancia Destrezas de la Lectura, ICE, UNED, Madrid, 1989.
128. Aparici Marino, Roberto Y Fernandez Acebedes, Lourdes: Comunicacion Audiovisual у Ensenanza. UNED, Madrid, 1990.
129. Aprendizaje abierto у a distancia, perspectivas у consideraciones politicas, Universidad Nacional de Educacion a Distancia, Instituto Universitario de Educacion a Distancia, Catedra UNESCO de Educacion a Distancia, Madrid, 1998, p. 11.
130. Araujo Y Oliveira, Joao Batista: Universidad Abierta pasado, presente e futuro. Revista Tecnologia Educacional. Rio de Janeiro, v. 17 (80/81) 93-100, 1988.
131. Arredondo, Santiago Castillo: Elementos Facilitadotes de la Ensenanza a Distancia. La Intercomunicacion entre los protagonistas de la Ensenanza a Distancia. Revista Iberoamericana de Educacion a Distancia, UNED, Madrid n.°2,63-91, 1990, p. 53.
132. Associacao Brasileira De Tecnologia Educacional: Documento Forum de debates-Educacion a Distancia, Rio de Janeiro, 1988.
133. Ayer у Hoy de la Education a Distancia en el Modelo Espanol de Education
Ш Superior a Distancia. UNED, Madrid, 1988.
134. Baat, J.A. Correspondence education in the light of a number of contemporary teaching models, Malmo, Hermods, 1979.
135. Bardiza, Ruiz Teresa'. Evaluation del Material de Estudio Impreso en las Universidades a Distancia, II Encuentro International sobre Education Superior a Distancia, Tucuman-Argentina, 1986.
136. Blas, F. de Asts (1996). Las funciones sociales de la universidad. (Un estudio organizacional sobre la universidad). Campus de Somosaguas, Universidad Complutense, Madrid, 1996.
137. Blat, J. (1994). Primer Congreso Nacional sobre Nuevas Tecnologfas Aplicadas a la Formation. Madrid.
138. Boletin Oficial de las Cortes Generales. Senado. 23 de septiembre de 1997, Informe de la Ponencia de estudio sobre «La selectividad en el acceso a la Universidad, problemas actuates у propuestas de soluciones».
139. Bordinave, Juan E. Diaz'. Pode a Education a Distancia ayudar a resolver problemas Education do Brasil. Rev. Tecnologia Educational. Rio de Janeiro Brasil, v. 17 (80-81) 31-36, 1988.
140. Botija Beltran, Miguel Angel'. El profesor tutor, profesional al servicio de la ensenanza a distancia, Rev. a Distancia. UNED V. 1: 7-8, 1988.
141. Bricall, J. M. (1997). Vision de la universidad en Europa: problemas diversos, soluciones comunes. Conferencia pronunciada en el ciclo Los nuevos desafios de la Universidad. Institution Libre de Ensenanza, Madrid.
142. Bricall, J.M. (1996). La perspectiva de un colectivo de rectores. En organos de gobiemo de la universidad, pags. 33-41. Consejo de Universidades Fundacion Universidad-Empresa.
143. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya, N13, Febrer de 2001.
144. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya,
Ф N15, Octubre de 2001.
145. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya, N14, Juliol de 2001.
Ф 146. Campus Virtual. Publicacio periodica de la Universidad Oberta de Catalunya,
N16, Febrer de 2002.
147. Caleeo, J; Bonal, X. (1999): Polltica educativa у gusta publico en educacion. Aspectos teoricos у una aplicacion al caso espanol, Pomares. - Corredor, Barcelona, p. 18.
148. Castillo, Santiago: Elementos facilitadotes en la Ensenanza a Distancia. La intercomunicacion entre los protagonistas de la ensenanza a distancia. Rev. Iberoamericana de Educacion Superior. A.T.S.E.D. UNED, Madrid, n.°2, 63-78, 1990.
149. Cifras de la educacion en Espana, las datos estadisticos, educacion 2000, Direction General de Prog. Econdmica у Control Presupuesto. 2000.
150. Cifras de la educacion en Espana, las datos estadisticos, educacion 2001, Direction General de Prog. Economica у Control Presupuesto. 2001.
151. Cirigliano, Gustavo. La Educacion Abierta. El Ateneo. Buenos Aires, 19-20, 1983.
152. Collazo, Helena Madrigal Y Amaya Garcia Ros. Boletin Bibliografico sobre Educacion a Distancia. IUD-UNED, Madrid, 1989.
153. Comision de las Comunidades Europeas (1991). Memorandum sobre la educacion superior en la Comunidad Europea.
154. Comision de las Comunidades Europeas (1994). Comunicacion de la Comision sobre el reconocimiento de diplomas con fines academicos у profesionales. En Documento COM (94). Bruselas, 1994.
155. Comision de las Comunidades Europeas (1995). Ensenar у aprender: hacia la sociedad cognitiva. En Documento COM(9S). Bruselas, 1995.
156. Consejo de Universidades (1995). Informe espanol sobre la Comunicacion de la Comision Europea relativa al reconocimiento de diplomas con fines academicos у profesionales. En Documento interno de la Secretaria General.
157. Consejo de Universidades (1995). Programa SOCRATES (ERASMUS). El
ф Documento interno de la Secretaria General de 14 de julio de 1995.
158. Consejo de Universidades (1995). Programa de evaluation institutional de la calidad de las universidades (1995). Secretaria General.
159. Consejo de Universidades (1996). Acuerdo de 18 de diciembre de 1996, por el que se formulan a las universidades recomendaciones en relation con la organization de los planes de estudios conducentes a titulos universitarios oficiales. BOE de 17 de enero de 1997.
160. Consejo de Universidades (1996c). Documento final de propuestas sobre Tercer
Ciclo. En Documento interno de la Secretaria General de diciembre de 1996.
161. Consejo de Universidades (1996d). Documento sobre implantation de los planes de estudio elaborado por la ponencia correspondiente. En Documento interno de la Secretaria General de noviembre de 1996.
162. Consejo de Universidades (1996e). Documento sobre el Tercer Ciclo. En Documento interno de la Secretaria General de junio 1 996.
163. Cornells, E. (1995). Education for Europeans. Towards the Learning Society (A report from the European Round Table of Industrialists). Bruselas, 1995.
164. Datos basicos de la education en Espana en el Curso 2001-2002.
165. Delors, J. et al. (1995). Libro Blanco sobre crecimiento, competitividad у empleo. Retos у pistas para entrar en el siglo XXI. Comision de las Comunidades Europeas.
166. Delors, J. et al. (1996). La education encierra un tesoro". Informe a la UNESCO de la Comision International sobre la Education para el siglo XXI. Santillana, UNESCO.
167. Diniz Teresina, Universidad Abierta / Education a distancia una altemativa de education superior, Universidad Nacional de Education a Distancia, Madrid, 1991.
168. Diniz Teresina, Una estrategia de Education con Adultos-Colaboracion al trabajo de Education de Adultos de la Universidad Federal de Paraba-Brasil. UNAM, Mexico, 1983.
169. Doina, Popa Lisseanu: Un reto mundial: La education a Distancia. ICE, UNED, Madrid, 1986.
170. Education a Distancia-Referencias Basicas. Documento reverendazo pelos participantes do XIII Seminario Brasilero de Tecnologia Educational. Revista Tecnologica. Educacional, Rio de Janeiro n.°17 (80/81), 17-18, 1988, p. 28.
171. Educacion Superior a Distancia: Analisis de su aplicacidn. Merida, UNED, Centro Regional de Extremadura, 1986.
fe 172. El modelo Espanol de educacion superior a distancia la UNED, Universidad
Nacional de Educacion a Distancia, Madrid, 1991, p. 12, 58.
173. El sistema universitaria de Catalunya, Memoria del curs 1999-2000, Generalitat de Catalunya Departament d’Uni vers itats, Reserca i Societat de la Informacio,
2001, p. 118.
174. El sistema universitari de Catalunya, Memoria del curs 2000-2001 Generalitat de Catalunya Departament d’Universitats, Reserca i Societat de la Informacio,2002.
175. Factores que inciden en el rendimiento academico de los alumnos de la universidad de Educacion a Distancia, UNED, Madrid, 1986.
176. Farrell Glen. The Development of Virtual Education: A global perspective The Commonwealth of Learning, 1999 (http://www.col.org/col.htm).
| 177. Fernandez Perez, Ma. Dolores. El diseno curricular en la UNED. Un Modelo de
analisis, Universidad Nacional de Educacion a Distancia, Madrid, 1993.
178. Fernandez Perez, Marla Dolores. Tesis Doctoral: Analisis del Diseno Curricular de la UNED. UNED. Madrid, 1989.
179. Fernandez Sanchez, J. (1987). La evolution de la ensenanza universitaria. En U evaluation de la ensenanza universitaria. Universidad Complutense de Madrid.
180. Fernandez Villares, Francisca. La ensenanza superior a distancia en Espana у Alemania. Estudio comparado. Universidad Nacional de Educacion a Distancia,
> Madrid, 2001, p. 23.
181. Ferrate Pascual, G. (1997). Aplicacidn de las nuevas tecnologlas a la formation continua universitaria. Conferencia pronunciada en el Curso de verano: Volver a la universidad. La formation continua en la educacion superior. Universidad International Pelayo. Santander, 10 al 12 de septiembre de 1997.
182. Funcion del alumnado adulto en el engranaje de la Universidad a Distancia, Revista Iberoamericana de Educacion a Distancia, UNED, Madrid N.2, 31 - 62, 1990.
ф 183. Gagne, R. Essential of learning for instruction. Rev. Tecnologia Educativa.
Santiago-Chile, n. 4. 284.
184. Garcia Aretio Lorenzo. Rendimiento Academico у Abandono en la Education Superior a Distancia. ICE, UNED, Madrid. 1987.
Ф 185. Garcia Aretio, Lorenzo. Aprender a distancia ... Estudiar en la UNED,
Universidad National de Education a Distancia, Madrid, 1997, p. 20, 37.
186. Garcia Aretio, Lorenzo. Investigar para mejorar la calidad de la universidad. Trabajo de investigation sobre la UNED, Universidad Nacional a Distancia. - Madrid, 1997.
187. Garcia Aretio, Lorenzo. La education a distancia у la UNED, Universidad Nacional de Education a Distancia, Madrid, 1998.
188. Garcia Delgado, J. (1997). Aspectos generales de los programas de practicas en empresas. jomada informativa sobre 'Los programas de practicas universitarias en las empresas. Madrid, 25 de noviembre de 1997.
189. Garcia Garrido, Y.L. Problemas Mundiales de Education. Dykinson, Madrid, 1986.
190. Garcia Llamas, J.L. El aprendizaje adulto en el sistema abierto у a distancia.
191. Giner de los Rios, E. (1902). Sobre reformas en nuestras universidades. En Escritos sobre la Universidad espanola (1 990). Espana Calpe. Col. Austral (n.' A 148). Pags. 45-145.
192. Gonzalez Galan, Ma Angeles, Predictores del rendimiento en la UNED, Universidad Nacional de Education a Distancia, Madrid, 1992.
193. Guasch Molins M. Perspectiva presente у futura de la relacion universidad - empresa: apuntas para una reflexion // Boletin de estudios econ. - Bilbao, Vol. 47,
* N145, 1992.
194. Ibanez, Marin R. El sistema multimedia de la education a distancia. UNED Madrid, 1995.
195. International Council for Educational Development, ICED (1987). La reformas universitaria espanola. Evaluation e informe. Consejo de Universidades, Secretaria General.
196. Jimenez, Martin (1995). La universidad Espanola: un analisis socio-economico у demografico de cara a su nueva fmanciacion. Tesina del curso Master en
ф Economia de la Education у del Trabajo. Universidad Carlos III. Madrid.
197. Kirkwood, A. (1992). Presente у futuro de los centros de production audiovisual en las universidades a distancia. En El Centro de Diseno у production de Medios
Ф Audio- visuales (CEMAV). Su presente у su futuro. Universidad Nacional de
Educacion a Distancia, pags. 53-57.
198. La Practica Tutoria en la UNED. ICE, UNED, Madrid, 1988.
199. La Universidad Nacional de Educacion a Distancia. Su implantation у desarrollo inicial. Ediciones CEAC. Barcelona, 1976.
200. Martin Rodrigufz, E. La integration de las Nuevas Tecnologlas en la metodologla de la ensenanza a distancia, en Revista A Distancia. UNED Primavera 1994, pgs. 27-33. Madrid, 1994.
201. Martinez MEDIANO. Los sistemas de educacion superior a distancia. La practica tutoria de la UNED. Madrid, 1986.
202. Martinez Sagarra, R. Curso de Acceso Directo para May ores de veinticinco anos, en: Revista de la UNED: A Distancia. Veinte anos de UNED, pgs. 135-139. Madrid, 1993.
203. Medina Rubio, R. La Autonomla Academica de la UNED: evolution de las Facultades у de Profesorado, en: Revista de la UNED: A Distancia. Veinte anos de UNED, pgs. 128-134. Madrid, 1993.
204. Medina, J.R. (1997). Las fuerzas directrices de la universidad espanola. Conferencia pronunciada en el ciclo ’Los nuevos desafios de la universidad'. Institution Libre de Ensenanza, Madrid.
205. Montserrat, J. (1997). La financiacion de la universidad: desafios у soluciones. Conferencia pronunciada en el ciclo Los nuevos desafios de la Universidad. Institution libre de Ensenanza, Madrid.
206. Mora Ruiz, J.G. (1991). La evaluation institutional. Una perspectiva general. En U evaluation de las instituciones universitarias. Coordinado por M. de Miguel,
J.G. Mora у S. Rodriguez. Consejo de Universidades, Secretaria General, pags. 73- 92.
207. Mora Ruiz, J.G. (1997). Diversification у financiacion de la educacion superior. Valencia Organizadas por el Instituto Valenciano de Investigaciones
> Economicas у el Consejo de Universidades.
208. Mora Ruiz, J.G. (1991). Calidad у rendimiento en las instituciones universitarias. Consejo de Universidades, Secretaria General.
W 209. Moreno, M.P.: El Jano del Tercer Ciclo, en: Revista de la UNF-D: A Distancia.
Veinte anos de UNED, pgs. 101-102. Madrid, 1993.
210. Normativa Catalana D’universitats I Recerca Generalitat de Catalunya Departament de la Presidencia Comissionat per a Universitats i Recerca, 1999.
211. Perez Juste. Analiz del sistema Espanol de educacion superior a distancia, Madrid, 1991.
212. Ramos Mendez, E. (1995). La metodologia, los medios у la tecnologia de la ensenanza a distancia'. A DISTANCIA, primavera de 1995, pags. 80-87.
213. Rodriguez Vidarte S. La universidad сото empresa de servicios // Boletin de estudios econ. - Bilbao, 1992, N146.
214. Sampedro, J.L. (1991). Desde la frontera. Discurso leido el dia 2 de junio de 1991, en su reception publica сото academico de la Real Academia Espanola. Real Academia Espanola, Madrid.
215. Scott G. Roservear. Lesson for Development a Partnership-Based Virtual University. / On Horizon. April, 1999.
216. Sociologia del Estudiantado у Rendimiento Academico, ICE, UNED, Madrid, 1989.
217. Tejero Escribano, L. Los Centros de Apoyo de la UNED, en Revista A Distancia. UNED 1994, pgs. 66-70.
218. Tiana, A. Organization academica у administrativa de la UNED, en: UNED: El modelo espanol de educacion superior a distancia: la UNED. Madrid, 1984.
219. Tusquets, J. Teoria у practica de la Pedagogia Comparada. Madrid, 1969.
220. UNED Guia Academica 1999-2000.
221. UNED: Criterios metodologicos de la UNED. Madrid, 1977.
222. UNED: El modelo espanol de educacion superior a distancia: la UNED. Madrid, 1984.
223. UNED: Information general 1990/91 a 1998/99. Madrid, 1990-1998.
224. UNED: La UNED, problematica e imagen en 1975. Madrid, 1976. UNED: Los
ф primeros licenciados de la UNED. Madrid, 1981.
225. UNED: Normativa sobre profesor- tutor, Boletin Informativo de Profesores
Tutores. Curso 1993-94. Madrid, Febrero 1994.
226. UNED: Organizacion de la UNED. Madrid, 1976.
227. UNED: Programa de Formacion del Profesorado.Convocatorias: 90/91 a 94/95.
228. UNED: Programa de Tercer Cielo. Convocatorias: 90/91 a 94/95.
229. UNED: Revista A Distancia. Veinte anos de UNED. Madrid, 1993.
230. Universidad Oberta de Catalunya, Memoria Barcelona, 1996, p.23. del curs 1995-1996, UOC,
233. Universidad Oberta de Catalunya, Memoria del curs 1998-1999, UOC, Barcelona, 1999, p.3.
234. Хендеркс Пит. На пути к Виртуальным университетам. Universitat Oberta de Catalunya, Memoria del curs 1999-2000, ОУК, Barcelona 2000, p. 48.
235. Са1его, J., Bonal, X. Politicaeducativa у gusta publico en education. Aspectos teoricos у una aplicacion al caso espanol, Pomares - Corredor, Barcelona. (1999).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ